Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕТСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзалаев Олег Федорович

Статья посвящена анализу формирования основ национальной политики в рамках Советского Союза, влиянию соответствующих наработок на состояние аналогичных вопросов в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы, касающиеся прямо и косвенно регулирования национальных отношений, а также косвенно касающиеся функционирования территориальных автономий аспекты. Раскрыты основные особенности языковой, образовательной и культурной сфер политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND LEGAL REGULATION OF NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the formation of the foundations of national policy within the Soviet Union, the impact of relevant developments on the state of similar issues in the Russian Federation. The issues related directly and indirectly to the regulation of national relations, as well as aspects indirectly related to the functioning of territorial autonomies, are considered. The main features of the language, educational and cultural spheres of state policy are revealed.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_22 УДК 3403.1 ББК 67.408

СОВЕТСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SOVIET PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND LEGAL REGULATION OF NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

ДЗАЛАЕВ Олег Федорович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М Бербекова».

Россия, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

E-mail: bela_007@bk.ru;

DZALAEV Oleg Fedorovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. Russia, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: bela_007@bk.ru

Краткая аннотация: статья посвящена анализу формирования основ национальной политики в рамках Советского Союза, влиянию соответствующих наработок на состояние аналогичных вопросов в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы, касающиеся прямо и косвенно регулирования национальных отношений, а также косвенно касающиеся функционирования территориальных автономий аспекты. Раскрыты основные особенности языковой, образовательной и культурной сфер политики государства.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the formation of the foundations of national policy within the Soviet Union, the impact of relevant developments on the state of similar issues in the Russian Federation. The issues related directly and indirectly to the regulation of national relations, as well as aspects indirectly related to the functioning of territorial autonomies, are considered. The main features of the language, educational and cultural spheres of state policy are revealed.

Ключевые слова: правовое регулирование, национальная политика, национальный вопрос, самоопределение нации, этнические группы, межэтнические противоречия.

Keywords: legal regulation, national policy, national question, self-determination of the nation, ethnic groups, interethnic contradictions.

Для цитирования: Дзалаев О.Ф. Советские предпосылки становления и правового регулирования национальной политики в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 22-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_22.

For citation: Dzalaev O.F. Soviet prerequisites for the formation and legal regulation of national policy in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 22-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_22.

Статья поступила в редакцию: 17.08.2022

Россия является страной, которую можно представить как колоссальный многонациональный союз, а также в качестве примера объединения, единения народов. При этом имеет место консолидация начал исторической общности, равноправия и паритета. «Базисом» национальной политики государства в России является сложная система, которая складывалась поэтапно в течение множества лет, десятилетий. Одной из значимых вех в контексте темы статьи является Великая Октябрьская социалистическая революция. По данной причине она и период после заслуживает особого внимания [1 ,с.23].

Во второй половине 20-х гг. большевики без весомых оснований стали проявлять нетерпимость по отношению к людям, придерживающимся мусульманства. На фоне этого все церковные владения, «генерирующие» доходы, направляемые на содержание мечетей, некоторых других государственных учреждений и частных организаций, подверглись упразднению. Тотальному. Земли всех владений были переданы крестьянству, церковные школы - заменены светскими. При этом многие мечети были попросту закрыты. Суды шариата попали под запрет. Все отстраненные от своих обязанностей служители были обязаны публично признавать «обман народа» [2,с.158].

Большевиками при поддержке большинства представителей власти была развернута масштабная кампания по искоренению мусульманских традиций, которые не приходили в соответствие морали коммунизма. Руководство страны было настроено решительно против ритуальных мусульманских молитв. Рамадан стал пропагандироваться как нечто бесполезное и пустое.

Акцент был поставлен на то, что все мусульманские традиции и обычаи ограничивают, сковывают строительство социализма, потому что противоречат принципам плановой экономики и непосредственно трудовой дисциплине.

Все представленные меры и некоторые другие вызывали недовольство мусульман. Некоторые имамы Чечни объявили джихад. В ряде городов прошла волна восстаний, в которых участвовали горцы. Были и другие очаги сопротивления, однако они оперативно подавлялись благодаря задействованию армии.

Решительность и напор большевиков привели к тому, что люди перестали открыто демонстрировать свою приверженность исламу. Они тайно хранили свою веру и обычаи. Постепенно начали формироваться подпольные братства, члены которых совершали религиозные обряды.

В 30-е гг. курс развития национальных языков и культуры был свернут. В национальных образовательных системах (исключение - Грузия и Армения) местные языковые программы стали упраздненными.

Примерно в это же время системы письма Кавказа и Средней Азии переведены в латинскую графику. Чуть позже был введен русский алфавит [3,с.112].

Неоднократно предпринимались попытки в части создания этнически однородных воинских частей. Однако командование войсками передавалось исключительно русским или украинцам. Практика не показала результативности, в результате чего руководство страны от нее отказалось. Однако русский язык стал официальным в военном деле и командовании. Это было обязательным требованием.

Признание русского государственным языком во многом упрощало межнациональное взаимодействие, делало простой жизнь носителей в национальных республиках. При этом родители детей, планировавших их полноценное развитие, получили возможность отправлять каждого при желании в специальные школы для приобщения к русскому языку. В их отношении был предусмотрен ряд привилегий. По этой причине национальные элиты не протестовали против описанных реформаций.

Следует подчеркнуть, что укрепление статуса русского языка вовсе не гарантировало русификацию. Дело в том, что антирелигиозные меры и коллективизация привели к тому, что пострадали не только национальные культуры, но и непосредственно русская. Говорить о чем-то, что присуще только русскому миру, нецелесообразно. Справедливее употреблять термин «советский».

Одна из ключевых задач, стоящих перед партией большевиков, была связана с ускорением темпов развития национальных окраин. Для ее решения использовались методы, редко учитывающие локальные традиции и особенности быта. В качестве примера можно привести Казахстан. Там коллективизация была тесно связана со стремлением склонить кочевые народы к обязательным пахотам. Действия руководства Советского Союза противоречили их традициям и обычаям, в результате чего все вылилось в вооруженное сопротивления. По стране снова прокатилась волна бунтов, в которых принимали участие люди, не желающие вступать в коллективные хозяйства. Повстанцы без жалости расправлялись с начальниками и партийными работниками. Только сотни тысяч представителей кочевых народов Казахстана покинули страну, приняли решение обосноваться в китайском Туркестане [4,с.106].

В это время строительством промышленных предприятий активно занимались жители окраин. Партией был провозглашен интернационализм, однако он не стал пропагандистским лозунгом.

Бок о бок воспитывались, учились и трудились представители разных национальностей. К концу 40-х гг. в Советском Союзе сложилась уникальная многонациональная общность людей, обладающих условно общими социальной спецификой и культурой.

Руководство Германии во время нападения на Советский Союз полагало, что страна расколется по причине противоречий между нациями. Однако, как показывает история, это было лишь пустым ожиданием. Благодаря единому национальному самосознанию было сформировано десятки дивизий и бригад, в которые входили и русские, и украинцы, и белорусы, и кавказцы, и даже азиаты. Каждый из представителей той или иной национальной общности внес особый вклад в освобождение родины. У подвигов нет национальности: храбрость и мужество - это черты человека, а не нации.

Это положительная тенденция тех лет, однако были и негативные локальные явления. Направленные против действий руководства движения возникали в районах, где политика в годы до начала Великой Отечественной войны была слишком жесткой, провоцировала протесты. Формировались объединения, противогосударственная деятельность которых усиливалась по мере продвижения войск Гитлера вглубь страны. Их силы нередко противодействовали Красной армии [5,с.141].

Немецкое командование пользовалось ситуацией, стремилось склонить недовольных к тому, чтобы сломить советские войска. Однако немцам не удалось создать планируемую «военную машину», дружба народов даже в ее зачатках дала о себе знать. Но находились и серьезные предатели. Это лица, активно сотрудничавшие с немцами. Наказаниям подвергались как отдельные люди, так и целые народы. Это немцы, балкарцы, ингуши и другие.

Руководство страны стремилось провести «зачистку» путем ликвидации национальных автономий. Принудительному переселению подвергались аварцы, кумыки, дагестанцы и даже русские.

Из-за действий большевиков Советский Союз после Великой Отечественной войны накрыла новая волна национальных движений.

Понятно, что неразумность национальной политики советской власти могла стать причиной не только развала страны, но и даже гражданской войны.

В период правления Хрущева был взят курс на уход от сталинских норм и принципов. И это снова привело к активизации национальных движений. Многие депортированные народы стремились вернуться каждый на свою родину. В результате в середине 60-х гг. было восстановлено несколько автономий. Так, хрущевская деятельность стала положительным моментом в контексте национальной политики. И этому нужно отдать должное.

Представители национальной элиты постепенно получали больше власти. Автономии наделялись самостоятельностью, стремились к удовлетворению потребностей и интересов коренного населения, хотя Центр был убежден в том, что локальные «власть имущие» лица руководствуются принципами всеобщего блага.

На фоне происходящего русский язык начал постепенно пропагандироваться как средство межнационального взаимодействия и установления единства народов. Партийная концепция сводилась к достижению дружбы между представителями всех национальностей. Однако повторная русификация стала причиной уменьшения количества национальных школ, что на фоне стремления к единству всех и каждого выглядело противоречивой мерой.

В это время национальные движения были чем-то вроде формы защиты национальных культур от реализуемых Центром мероприятий, связанных с унификацией «всего и вся». Попытки поставить во главу угла национальные интересы расценивались как враждебные и исключительно нежелательные.

Так, упомянутые движения постепенно набирали обороты, что привело к объективной необходимости в части корректировки национальной политики. Имели место репрессии, однако им подвергались преимущественно лица, демонстрирующие открытые формы несогласия. В одно время руководство СССР пыталось заигрывать с локальными влиятельными людьми, чтобы через них воздействовать на «рядовых» граждан. Они получали необоснованные премии, награды [5,с.141].

Планы Центра редко приводили к достижению желаемого. Противоречивость и неоднозначность политики руководителей государства постепенно приводили к возникновению кризисных условий в межнациональных отношениях. Парадоксально это на фоне того, что после прихода к власти большевики считали одним из приоритетных связанный с национальной политикой вопрос. Они полагали, что поиск ответов на него будет способствовать строительству стабильной социалистической государственности.

Утверждать, что национальный вопрос был значимым для большевиков, можно по той причине, что имел место ряд соответствующих мероприятий. Однако они базировались преимущественно на идеологических принципах, характерных для тогдашнего политического режима. Одним из них было равенство трудящихся вне зависимости от национальных и половозрастных характеристик. Ярким примером, подтверждающим данный тезис, можно считать небезызвестный и знакомый даже жителям враждебных Советскому Союзу и Российской Федерации стран лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

После революции 1917 года лидеры большевистского движения провозгласили право наций на самоопределение, декларировали свободу от мер национальной эксплуатации, от угнетения. Было провозглашено и равноправие народностей в новом государстве пролетарского устройства, которое якобы ждало большое будущее.

Многочисленные попытки партии большевиков решить задачи с поиском ответов на национальный вопрос, эффективных методов интернационализации - то, что вызывало одобрение со стороны представителей разных по сути этнических групп. Даже люди, с небольшой охотой разделявшие коммунистические установки, одобряли принципы большевистской национальной политики. Благодаря им за нациями и народностями бывшей Российской империи были признаны права, самостоятельность в решении национальных вопросов и не только. Даже политические противники коммунистов полагали, что упомяну-

тый неоднократно вопрос заслуживает особого внимания. Однако многие из них работали «наперекор», то есть в формате, противоречивом по отношению к тому, что делали приверженцы большевизма [5,с.167].

Вопреки всем представленным данным и описанным историческим вехам, что нужно отметить, национальная большевистская политика была условно сбалансированной, даже взвешенной. Коммунисты старались учесть интересы всех и каждого, создавали или признавали национальные территориальные области, целые республики, предоставляли разным народам широкие права в части самоуправления и развития локальных культур. Помимо всего прочего коммунисты обеспечили представителям разных национальностей политические свободы, а также экономические гарантии. Советским «режимом» поощрялось развитие сферы образования в национальных окраинах. Была организована масштабная работа по подготовке национальных специалистов, которые впоследствии могли занимать посты и должности в партийном аппарате, в Красной армии.

В целом национальные меньшинства рассматривались руководством Советского Союза в качестве колоссального резерва с неограниченным потенциалом. Отчасти именно благодаря ему в Гражданской войне и одержали победу, а также смогли наладить мирную жизнь, обеспечить развитие государства в последующие годы большевики. Так, можно говорить, что текущая национальная политика в Российской Федерации основана на опыте Советского Союза. Это видно из «переклички» с практикой СССР, когда все нации были равны перед законом и обладали аналогичными наборами прав и свобод. Россия, таким образом - полноправный преемник Советского Союза в контексте национальной политики.

Библиография:

1. Кудряшев В.Н. Национальный вопрос в общественно-политической мысли России второй половины XIX века: Дис. ... д.и.н. - М., 2013. 167 с.

2. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Анализ правового механизма обеспечения национальных интересов //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 157-160.

3. Кумпан В.А. Национальная политика самодержавия на Северо-Западном Кавказе в пореформенный период, 1864-1917 гг.: Дис. ... к.и.н. - М., 2000. 181 с.

4. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире //В сборнике: Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 103-106.

5. Кулумбекова А.К. Национальная политика Российской империи и межнациональные отношения в Терской области в 1900-1921 гг.: исторический аспект: Дис. ... к.и.н. - М., 2018. 192 с.

References:

1. Kudryashev V.N. The national question in the socio-political thought of Russia in the second half of the XIX century: Dis. ... Doctor of I.N. -M., 2013. 167 p.

2. Saidov Z.A., Bidova B.B. Analysis of the legal mechanism for ensuring national interests //Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 4. pp. 157-160.

3. Kumpan V.A. National policy of autocracy in the North-Western Caucasus in the post-reform period, 1864-1917: Dissertation ... Candidate of Historical Sciences - M., 2000. 181 p.

4. Bidova B.B. Prospects and trends in the knowledge of law in the conditions of globalization processes in the world // In the collection: Statelegal and social development of modern society: theoretical and practical aspects. Materials of the I International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of the Chechen State University. 2018. pp. 103-106.

5. Kulumbekova A.K. National policy of the Russian Empire and interethnic relations in the Tersk region in 1900-1921: historical aspect: Dissertation ... Candidate of I.N. - M., 2018. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.