Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзалаев Олег Федорович

Целью статьи является анализ формирования основ государственной политики в современный период Российской Федерации. В ней рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием межгосударственных отношений. Национальная государственная политика имеет большое значение для России как многонационального государства. Его цель - преодоление этнической напряженности и конфликтов и обеспечение устойчивого развития этнических сообществ. Государственная политика должна учитывать изменение этнического состава населения региона и возрастающую роль этнических и национальных групп в общем социальном развитии. Равенство всех этносов, независимо от их численности и этнических особенностей, демократия в межнациональных отношениях, укрепление духовного потенциала этносов и развитие их духовной культуры закреплены в законах и нормативных актах государственной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF THE FORMATION OF MODERN STATE NATIONAL POLICY

The purpose of the article is to analyze the formation of the foundations of state policy in the modern period of the Russian Federation. It deals with issues related to the legal regulation of interstate relations. National state policy is of great importance for Russia as a multinational state. Its goal is to overcome ethnic tensions and conflicts and ensure the sustainable development of ethnic communities. State policy should take into account the changing ethnic composition of the region's population and the increasing role of ethnic and national groups in overall social development. The equality of all ethnic groups, regardless of their number and ethnic characteristics, democracy in interethnic relations, the strengthening of the spiritual potential of ethnic groups and the development of their spiritual culture are enshrined in the laws and regulations of the state policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _26 УДК 340.1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ THE MAIN STAGES OF FORMATION MODERN STATE NATIONAL POLICY

ДЗАЛАЕВ Олег Федорович,

аспирант кафедры правовых дисциплин

ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права». Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ермолова, 2. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru;

DZALAEV Oleg Fedorovich,

postgraduate student of the Department of Legal Disciplines CHOU VO "Essentuki Institute of Management, Business and Law". Stavropol territory, Essentuki, Ermolova str., 2. E-mail: pravo-eiubp@mail.ru;

Краткая аннотация: целью статьи является анализ формирования основ государственной политики в современный период Российской Федерации. В ней рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием межгосударственных отношений. Национальная государственная политика имеет большое значение для России как многонационального государства. Его цель - преодоление этнической напряженности и конфликтов и обеспечение устойчивого развития этнических сообществ. Государственная политика должна учитывать изменение этнического состава населения региона и возрастающую роль этнических и национальных групп в общем социальном развитии. Равенство всех этносов, независимо от их численности и этнических особенностей, демократия в межнациональных отношениях, укрепление духовного потенциала этносов и развитие их духовной культуры закреплены в законах и нормативных актах государственной политики Российской Федерации.

Abstract: the purpose of the article is to analyze the formation of the foundations of state policy in the modern period of the Russian Federation. It deals with issues related to the legal regulation of interstate relations. National state policy is of great importance for Russia as a multinational state. Its goal is to overcome ethnic tensions and conflicts and ensure the sustainable development of ethnic communities. State policy should take into account the changing ethnic composition of the region's population and the increasing role of ethnic and national groups in overall social development. The equality of all ethnic groups, regardless of their number and ethnic characteristics, democracy in interethnic relations, the strengthening of the spiritual potential of ethnic groups and the development of their spiritual culture are enshrined in the laws and regulations of the state policy of the Russian Federation.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная политика, национальные вопросы, самоопределение, этнические группы, межэтнические конфликты.

Keywords: legal regulation, state policy, national issues, self-determination, ethnic groups, interethnic conflicts.

Для цитирования: Дзалаев О.Ф. Основные этапы становления современной государственной национальной политики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 26-28. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_26.

For citation: Dzalaev O.F. The main stages of formation modern state national policy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 26-28. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_26.

Статья поступила в редакцию: 22.11.2022

Если смотреть исторически, то основные направления правовой политики страны в области государственных отношений определялись совокупностью различных факторов, среди которых важную роль играли географическое положение страны, природно-климатические условия, состав населения и особенности исторических процессов.

На протяжении всей своей истории Россия почти всегда расширяла свою территорию и, как естественное следствие, включала в состав населения страны различные этнические группы, большие и малые. В результате получилось огромное многонациональное государство, которое на протяжении веков выработало различные модели государственной политики в области гражданства, которые в конечном итоге нашли отражение в его законодательстве.

Этапы развития государственной правовой политики в области государственных отношений соответствуют основным этапам исторического развития государства и его правовой системы [1,256].

Предметом анализа является современный этап развития правовой системы в области реализации государственной политики Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации (далее - "ГП") - важнейшее направление деятельности государства. Можно выделить несколько этапов в формировании государственной политики в постсоветский период: в 1990-е и 2000-е годы был предпринят ряд политических и организационных мер в отношении лиц различных национальностей (меньшинств), проживающих на территории России [2, с. 105].

Первый этап. С 1992 по 2001 год функционировал Государственный комитет (затем Министерство) по государственной политике; в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, признана многонациональная структура общества и конституционно закреплены права коренных малочисленных народов. Конституция провозгласила свободу определения и демонстрации своей национальной принадлежности, выбора языка для общения, образования, обучения и творчества; в 1996 году были приняты Концепция национально-государственной политики и Закон о национально- культурной автономии; в 1998 году была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств; в 1998 году Российская Федерация приняла Конвенцию о защите национальных меньшинств. Министерство по делам федерации, гражданства и иммиграционной политики было упразднено Указом Президента РФ от 16 октября 2001 года "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". Часть обязанностей министерства по реализации иммиграционной политики была передана Министерству внутренних дел. Другие

Теоретико-исторические правовые науки

функции были разделены между Министерством иностранных дел и Министерством экономического развития и торговли.

Второй этап. С 2004 года государственная политика и межнациональные отношения в Российской Федерации, а также вопросы защиты прав меньшинств и коренных малочисленных народов находятся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегионы России), которое было образовано Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г.; 8 сентября 2014 г. Указом Президента Российской Федерации Министерство регионального развития было упразднено, а все его полномочия распределены между различными ведомствами [3, с. 201]. Полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации переданы Министерству культуры Российской Федерации. Некоторые функции Министерства регионального развития были переданы Министерству по развитию Дальнего Востока Российской Федерации (создано в 2012 году), Министерству по делам Крыма Российской Федерации (создано в 2014 году) и Министерству по делам Северного Кавказа.

Третий этап. 2012-2020 - представляет собой период заметно возросшего внимания к национальной политике государства и общества. В последние годы началось обновление правовой базы НПА, что нашло отражение, в частности, в принятии Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012г.). (2012г.). В том же году была принята концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Шесть лет спустя была принята новая версия этой стратегии и утверждена новая концепция. В то же время, наряду с нормативно-правовой базой, активно формировалась институциональная база - важнейший элемент национальной политики страны [4, с. 158].

Основными вехами в формировании этой основы стали создание Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации (2012 год) и учреждение в 2015 году специализированного органа исполнительной власти, ответственного за реализацию ГНП, а именно Федерального агентства по делам национальностей Российской Федерации (ФАДН).

Четвертый этап. 2020 и по настоящее время. В настоящее время вопросы ГНП входят в сферу деятельности многих законодательных и административных органов власти на различных уровнях (федеральном, региональном и местном) [5, с. 15].

Реализация национальной политики страны в основном основывается на положениях, закрепленных в Конституции Российской Федерации: поправки к ней, принятые в июле 2020 года, имеют высшую юридическую силу, в том числе о сохранении культуры многонационального населения России и русского языка (статьи 67, 68 и 69), а также регулируют деятельность организаций гражданского общества по реализации целей и задач государственной политики Она непосредственно регулирует участие (статья 114).

В статью 67 вносятся соответствующие изменения. Российская Федерация признает исторически сложившееся единство государства, сохраняя память предков, объединенных тысячелетней историей и унаследованными идеалами и верой в Бога, а также преемственность в строительстве Российского государства. Статья 68 ранее предусматривала право каждой республики устанавливать свой национальный язык. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и органах государственных республик этот язык используется наряду с государственным языком Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации также гарантирует право всех граждан на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а изменения 2020 года касались и роли русского языка. Конституция устанавливает что на всей ее территории Российской Федерации государственным языкок является русский язык, как язык,, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, государственно- образующего русского народа [6, с. 110].

Культура Российской Федерации - это уникальное наследие многонационального общества. Культура должна поддерживаться и защищаться государством. Статья 69 гарантирует права коренных народов в соответствии с принципами и нормами, общепризнанными в международном праве и международных договорах Российской Федерации. В 2020 году внесены поправки о защите культурнуй самобытности всех этнических и национальных общностей в Российской Федерации и гарантиях сохранения этнического, культурного и языкового разнообразия. Внесеные поправки, обеспечивающие сохранение русского языка, культуры и родного языка, очень важны и способствуют охране культурного наследия и популяризации русской культуры и русского языка, в том числе за рубежом. Это решение было принято в связи с необходимостью сохранения национальной идентичности в условиях глобализации и укрепления имиджа России как мультикультурной страны за рубежом.

Согласно Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы в области межнациональных и религиозных отношений (статья 71)... в) регулирование и защита прав человека, личных свобод и свобод, политических прав Российской Федерации, регулирование и защита прав меньшинств. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся следующие вопросы (статья 72). б) защита прав человека, гражданских свобод и свобод, защита прав меньшинств, обеспечение общественного порядка, безопасности, статуса пограничных зон, ... е) общие вопросы, касающиеся воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, . м) защита уникальной среды обитания и традиционного образа жизни малых этнических сообществ.

Осознание потенциала этнических групп является естественным этапом развития страны, и основной задачей государства в данном контексте является создание благоприятных условий для постепенной и бесконфликтной интеграции этнических групп в процесс полиэтнического развития своих стран. Прежде всего, это должно быть выражено в принятых в стране законодательных актах.

При рассмотрении правовой основы регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации первостепенное значение имеют общие принципы, заложенные в Конституции. А именно: принцип равенства всех лиц, независимо от их этнического или расового проис-

хождения, предусмотренный в пункте 2 статьи 19; принцип запрета любых действий, направленных на разжигание национальной или религиозной розни, предусмотренный в пункте 5 статьи 13 и пункте 2 статьи 29. Положения статьи 26 Конституции учитывают особенности межнациональных отношений в России, о которых говорилось ранее. В частности, пункт 1 этой статьи предусматривает, что каждый человек имеет право определять и объявлять свое гражданство, но также запрещает принудительное исполнение такого определения или заявления.

На протяжении всей истории после распада Советского Союза конституционные основы государственной политики были направлены на укрепление межэтнической сплоченности и обеспечение развития этносов, проживающих в Российской Федерации. Нормативно-правовые механизмы в государственном механизме правового регулирования направлены на координацию участия государства в решении актуальных национальных проблем с соотношением их с интересами гражданского общества [7, с.73].

Нормативно-правовые акты определяют цели, формы и методы реализации государственной политики. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации - ключевой документ государственной национальной политики, который, исходя из исторического своеобразия и современных проблем развития России как многонационального государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, региональных органов власти и общественных организаций, определяет основные направления реализации государственной национальной политики и развивает этническую Нормативно-правовые акты определяют цели, формы и методы реализации государственной политики. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации - ключевой документ государственной национальной политики, который, исходя из исторического своеобразия и современных проблем развития России как многонационального государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, региональных органов власти и общественных организаций, определяет основные направления реализации государственной национальной политики и развивает этническую самобытность народов нашего многонационального государства.

Современная нормативная база государственной национальной политики в Российской Федерации преследует две основные цели: содействие этнокультурному развитию представителей всех этнических групп, проживающих в Российской Федерации, и укрепление единства российского гражданского общества. В работе всех институтов, участвующих в государственной национальной политике, реализуется комплексный подход, тесное взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, региональных органов власти, национальных общественных организаций, научного и профессионального сообщества, совершенствование старых и внедрение новых форм и методов работы.

Библиогра фия:

1. Гильмуллина Д.А. Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2013. №4 (42). С. 255-258.

2. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире //В сборнике: Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 103-106.

3. Андросов М.В. Государственная национальная политика Российской Федерации: от концепции к стратегии // Государственно-правовые исследования. 2020. №3. С. 197-203.

4. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Анализ правового механизма обеспечения национальных интересов //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 157-160.

5. Заметина Т.В. Обновленная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: достоинства и недостатки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №3 (47). С. 10-15.

6. Драгачева С.Л. Конституционные поправки и их отражение в государственной национальной политики Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. № 9. С. 105-116.

7. Липчанская М. А., Заметина Т. В. 25 лет Конституции РФ : конституционно- правовое развитие национальных отношений // Вестник ПАГС. 2018.

№5.С. 71-77.

References:

1. Gilmullina D.A. Regulatory and legal foundations of the state national policy of the Russian Federation // Izvestiya OGAU. 2013. No. 4 (42). pp. 255-258.

2. Bidova B.B. Prospects and trends of knowledge of law in the conditions of globalization processes in the world //In the collection: State-legal and social development of modern society: theoretical and practical aspects. Materials of the I International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of the Chechen State University. 2018. pp. 103-106.

3. Androsov M.V. State national policy of the Russian Federation: from concept to strategy // State-legal research. 2020. No.3. pp. 197-203.

4. Saidov Z.A., Bidova B.B. Analysis of the legal mechanism for ensuring national interests //Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 4. pp. 157-160.

5. Zametina T.V. Updated Strategy of the state national policy of the Russian Federation: advantages and disadvantages // Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 3 (47). pp. 10-15.

6. Dragacheva S.L. Constitutional amendments and their reflection in the state national policy of the Russian Federation // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2022. No. 9. pp. 105-116.

7. Lipchanskaya M. A., Zametina T. V. 25 years of the Constitution of the Russian Federation: constitutional and legal development of national relations // Bulletin of the Russian Federation. 2018. No. 5.Pp. 71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.