Научная статья на тему 'К вопросу об основных направлениях государственной политики РФ в области поддержки этнических СМИ'

К вопросу об основных направлениях государственной политики РФ в области поддержки этнических СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СМИ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / STATE POLICY / ETHNIC GROUPS / MASS MEDIA / LAW / FEDERAL STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладкова Анна Александровна

В статье рассматриваются ключевые законы и законопроекты (Конституция Российской Федерации, Закон о языках народов Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. и т. д.), а также федеральные целевые программы (например, ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»), направленные на сохранение и развитие СМИ на языках этнических групп Российской Федерации. Вкратце обозначаются некоторые негосударственные инициативы в области поддержки данного типа СМИ, делается вывод о значимости подобного государственного и негосударственного стимулирования СМИ на языках народов России в контексте укрепления многоэтнической российской нации. Исследование ключевых законопроектов, постановлений, указов, федеральных целевых программ в области поддержки этнических СМИ позволяет составить целостное представление о реализуемых в настоящее время государственных программах по развитию СМИ на языках этнических групп нашей страны, а также оценить их вклад в сохранение лингвистического и культурного плюрализма в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discussing Main Trends of Russian State Policy Aimed at Supporting Ethnic Media

The paper examines key laws (Constitution of the Russian Federation, Law on Languages of Peoples of the Russian Federation, Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period through 2025, etc.) and federal target programs (i. e. “Strengthening of Unity of the Russian Nation and Ethnocultural Development of the People of Russia program (2014-2020)”) aimed at securing and developing of the media produced in the languages of Russian ethnic groups. It also presents some non-state projects oriented towards the development of such media and discusses the role of state and non-state support of ethnic media in strengthening of multi-ethnic Russian nation. The study of key laws, resolutions, decrees, federal target programs focusing on the support of ethnic media allows for a deeper understanding of state initiatives aimed at the development of ethnic media, as well as safeguarding linguistic and cultural pluralism in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основных направлениях государственной политики РФ в области поддержки этнических СМИ»

УДК 070.23:39 DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(2).289-300

Гладкова Анна Александровна

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Кафедра теории и экономики СМИ, руководитель отдела международного сотрудничества, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: gladkova_a@list.ru

Anna A. Gladkova

PhD in Philology, Senior Researcher Department of Media Theory and Economics, Director of the Office of International Affairs, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: gladkova_a@list.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ЭТНИЧЕСКИХ СМИ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые законы и законопроекты (Конституция Российской Федерации, Закон о языках народов Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. и т. д.), а также федеральные целевые программы (например, ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»), направленные на сохранение и развитие СМИ на языках этнических групп Российской Федерации. Вкратце обозначаются некоторые негосударственные инициативы в области поддержки данного типа СМИ, делается вывод о значимости подобного государственного и негосударственного стимулирования СМИ на языках народов России в контексте укрепления многоэтнической российской нации. Исследование ключевых законопроектов, постановлений, указов, федеральных целевых программ в области поддержки этнических СМИ позволяет составить целостное представление о реализуемых в настоящее время государственных программах по развитию СМИ на языках этнических групп нашей страны, а также оценить их вклад в сохранение лингвистического и культурного плюрализма в российском обществе.

Ключевые слова. Государственная политика, этнические группы, СМИ, законопроект, федеральная целевая программа.

Финансирование. Исследование выполнено за счет средств гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (проект № МК-1102.2018.6).

Информация о статье. Дата поступления 12 января 2018 г.; дата принятия к печати 06 апреля 2018 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2018 г.

DISCUSSING MAIN TRENDS OF RUSSIAN STATE POLICY AIMED AT SUPPORTING ETHNIC MEDIA

Abstract. The paper examines key laws (Constitution of the Russian Federation, Law on Languages of Peoples of the Russian Federation, Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period through 2025, etc.) and federal target programs (i. e. "Strengthening of Unity of the Russian Nation and Ethnocultural Development of the People of Russia program (2014-2020)") aimed at securing and developing of the media produced in the languages of Russian ethnic groups. It also presents some non-state projects oriented towards the development of such media and discusses the role of state and non-state support of ethnic media in strengthening of multiethnic Russian nation. The study of key laws, resolutions, decrees, federal target programs focusing on the support of ethnic media allows for a deeper understanding of state initiatives aimed at the development of ethnic media, as well as safeguarding linguistic and cultural pluralism in Russia.

Keywords. State policy, ethnic groups, mass media, law, federal state program.

Funding. The research is carried out with the grant of the President of the Russian Federation for government support of young Russian PhD researchers (project No. MK-1102.2018.6).

Article info. Received January 12, 2018; accepted April 06, 2018; available online April 20, 2018.

Актуальность исследования

В условиях мультиэтнического и мультиязыкового российского общества, объединяющего представителей более 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан)1, вопрос укрепления государственного единства и целостности России, сохранения языкового и культурного многообразия, а также создания гармоничной межкультурной среды встает особенно остро. Российские и зарубежные исследователи неоднократно обращались к изучению роли СМИ в этих процессах, рассматривая СМИ как эффективный ресурс влияния на межнациональные отношения [1-4], источник формирова-

1 URL : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

ния у аудитории позитивного или негативного образа представителей этнических групп [5-7], своеобразный гарант сохранения этнокультурного плюрализма в многонациональном российском обществе [8-12].

Особенная роль в контексте сохранения и преумножения языкового и культурного многообразия принадлежит этническим СМИ, т. е. СМИ, выпускаемым на языках этнических групп или на нескольких языках и нацеленным в первую очередь на вполне конкретную аудиторию, а именно на представителей данных этнических общностей, владеющих соответствующими языками. Как отмечает И. Н. Блохин [13, с. 122], «этническая журналистика — это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации

и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности». Исследования этнических СМИ через призму межкультурной коммуникации, этнопсихологии, конфликтологии, лингвистики, политологии, массовой коммуникации подтверждают тезис о том, что такие СМИ являются сегодня важным компонентом государственной стратегии в области поддержки и сохранения культуры малочисленных народов России, укрепления их духовной общности, упрочения связей между представителями разных этнических групп.

Вместе с тем, как показал анализ теоретических и прикладных исследований в области изучения этнических СМИ России [10; 14-20], сегодня СМИ на языках этнических групп нередко сталкиваются с рядом трудностей — как профессиональных (небольшое по сравнению с русскоязычными СМИ число профессиональных журналистов, желающих работать в редакциях таких СМИ, отсутствие в ряде случаев оригинального контента на этнических языках в билингвальных СМИ, недостаточный уровень цифровых компетенций у журналистов для работы в конвергентных редакциях, недостаточная оснащенность редакций современным мультимедийным оборудованием и т. д.), так и экономических, связанных с ограниченным финансированием деятельности редакций этнических СМИ. Основным источников доходов для большинства этнических СМИ традиционно являются государственные средства — субсидии, дотации, гранты и т. д., выделяемые на развитие и поддержание работы редакций СМИ этнических групп.

Полагая, что данная поддержка СМИ актуальна и значима, мы считаем необходимым, однако, проведение более глубокого анализа государственных инициатив, нацеленных на сохранение и развитие этнических СМИ России, не фокусирующегося исключительно на финансовой поддержке таких СМИ. Исследование ключевых законопроектов, постановлений, указов, федеральных целевых программ в области поддержки этнических СМИ позволило бы составить целостное представление о реализуемых в настоящее время государственных программах по развитию СМИ на языках этнических групп нашей страны, а также оценить их вклад в сохранение лингвистического и культурного плюрализма в российском обществе.

Правовые основы и государственные инициативы развития этнических СМИ в Российской Федерации

Отметим, что данное исследование носит поисковый характер и не ставит перед собой целью охарактеризовать все федеральные и региональные законопроекты и программы, нацеленные на сохранение и развитие этнических СМИ, в силу большого числа подобных государственных проектов, требующих отдельного полномасштабного исследования. Мы рассчитываем, однако, упомянуть наиболее значимые государственные инициативы в этой области, существующие в настоящее время, и обозначить их роль в обеспечении культурного и языкового многообразия в российской медиасреде.

Начнем с того, что в числе основных документов, закрепляющих

стремление России поддерживать языки и культуры этнических формирований, а также способствовать развитию СМИ на языках этих этнических групп, следует назвать Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993, Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», ФЗ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств от 01.02.1995, Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств от 05.11.1992, а также, например, совместную программу Совета Европы и Европейской комиссии в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации «Меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» (2009-2011 гг.) и другие документы. Остановимся на ключевых законодательных инициативах в области защиты СМИ на языках этнических групп России более подробно.

В первую очередь необходимо отметить, что, согласно статье 68 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, всем народам страны гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и разви-тия2. Каждый гражданин имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26)3. Шестьдесят девятая статья Конституции гарантирует также права коренных малочисленных

2 URL : http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-5.htm.

3 URL : http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-4.htm.

народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации4.

Более подробно государственная политика в сфере защиты языков этнических групп России отражена в Законе РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». Документ гарантирует всем народам Российской Федерации независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения (статья 2)5. Права малочисленных народов Российской Федерации на сохранение и активное использование родных языков впоследствии были закреплены также в ФЗ от 30.04.1999 № 82-ФЗ «<О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где отдельно упоминалось также, что малочисленные народы имеют право создавать собственные СМИ (статья 10)6, и в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909 (раздел 5)7, постанавливающей, что все граждане Российской Федерации вне зависимости от их территории проживания имеют право учреждать в установленном порядке всероссийские, региональ-

4 URL : http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-5.htm.

5 URL : http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbo dy=&nd=102012883&rdk=&backlink=1.

6 URL : http://constitution.garant.ru/act/right/ 180406/#block_10.

7 URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 9571/page/2.

ные и местные СМИ, получать и распространять в них информацию на родном языке. ФЗ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (статья 4) дает национально-культурным автономиям право создавать СМИ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке.

Продолжая разговор о Законе РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», отметим, что данный документ освещает ключевые направления защиты языков на территории страны, включающие социальную защиту (проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации на территории Российской Федерации), экономическую защиту (целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проведение в этих целях льготной налоговой политики) и юридическую защиту (обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации) (статья 4)8.

Интересно, что в статье 7 («Программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации») данного закона9 упоминается государственная политика в области СМИ этнических групп. Так, закон устанавливает, что Правитель-

8 URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/Pdocb ody=&nd=102012883&rdk=&backlink=1.

9 Там же.

ство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации и осуществляет меры по реализации таких программ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать также соответствующие региональные целевые программы. Подобные целевые программы могут быть направлены на «обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации, содействие изданию литературы на языках народов Российской Федерации, финансирование научных исследований в области сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, создание условий для распространения через средства массовой информации сообщений и материалов на языках народов Российской Федерации, подготовка специалистов в указанной области, совершенствование системы образования в целях развития языков народов Российской Федерации и иные меры».

Особенный интерес в контексте настоящего исследования представляет статья 20 закона — «Язык средств массовой информации»10. Позволим себе процитировать ее целиком:

«1. Издание всероссийских газет и журналов, передачи всероссийского телевидения и радиовещания осуществляются на русском языке как государственном языке Россий-

10 URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/Pdocb ody=&nd=102012883&rdk=&backlink=1.

ской Федерации. Всероссийские газеты и журналы могут также по усмотрению учредителей издаваться на иных языках.

2. В средствах массовой информации субъектов Российской Федерации используются русский язык, государственные языки республик, а также иные языки народов, проживающих на их территориях.

3. При переводе и дублировании кино- и видеопродукции используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и другие языки с учетом интересов населения.

4. Порядок использования языков в средствах массовой информации определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Добавим, что в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, ратифицированной ФЗ от 18.06.199811, отдельно отмечается право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на создание и использование печатных средств информации (статья 9). Более подробно это право раскрывается в статье 11 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств от 05.11.199212. В статье отмечается, что участники хартии обязуются, помимо прочего, обеспечивать создание по крайней мере одной радиостанции и одного телевизионного канала, вещающих на региональных языках или языках меньшинств; поощрять и/или содействовать созданию и/или поддержке по крайней мере одной газеты на региональных языках или языках

11 URL : http://docs.cntd.ru/document/ 1902948.

12 URL : http://www.lawrussia.ru/texts/legal_ 673/doc673a224x554.htm.

меньшинств; оплачивать дополнительные расходы тех СМИ, которые используют региональные языки или языки меньшинств, если законом предусматривается поддержка СМИ в целом, оказывать помощь в подготовке журналистов и другого персонала СМИ, использующих региональные языки или языки меньшинств.

Вопрос укрепления межэтнических взаимоотношений, предотвращения конфликтов на этнической и религиозной почве, а также создания гармоничной межкультурной среды обозначен как один из приоритетных и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., принятой указом Президента Российской Федерации от 19.12.201213. Одной из ключевых задач государственной национальной политики является поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации. Эта задача была обозначена и в ряде других официальных постановлений, принятых на высшем государственном уровне, в частности в Перечне поручений Президента по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку состоявшегося 19 мая 2015 г.14) и постановлении Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и

13 URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512.

14 URL : http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/49877.

этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"»15. В указанных постановлениях отмечается важная роль СМИ на языках народов России для сохранения этнокультурного и языкового многообразия страны, а также укрепления многоэтнической российской нации.

В ближайшее время в России должен быть создан проект федерального закона об основных принципах государственной национальной политики в Российской Федерации, который взял бы за основу Стратегию государственной национальной политики и изложил бы ее правовыми нормами16. В дополнение к нему будет принята декларация национального единства, в которой содержались бы принципы общероссийского патриотизма, общероссийской национальной идентичности, ценности, символы и основы культуры многонационального российского общества. Мы полагаем, что данные документы внесут вклад в укрепление российской нации, гармонизацию взаимоотношений между представителями различных этнических групп, сохранение культурного и лингвистического плюрализма в России.

Роль этнических СМИ в укреплении единства российской нации и этнокультурного развития народов России Переходя к разговору о федеральных целевых программах, направленных на поддержку и развитие языков этнических групп и СМИ,

15 URL : http://government.ru/media/files/ 41d4862001ad2a4e5359.pdf.

16 URL : http://nazaccent.ru/content/23330-

vmesto-zakona-o-rossijskoj-nacii-podgotovyat.

html.

выходящих на этих языках, отметим, что, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.08.2013, в России был официально дан старт Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»'17, координатором которой стало Министерство регионального развития Российской Федерации. Среди основных целей и задач программы упоминались укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России. В качестве одного из путей реализации этих задач программа предлагала активно использовать СМИ для знакомства граждан с культурой и историей народов России и развития практики межнационального общения. Так, разработчики федеральной целевой программы отметили важность создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, посвященных вопросам межкультурной коммуникации и укрепления контактов между представителями разных этнических групп.

На наш взгляд, данное направление деятельности в полной мере отвечает одному из направлений реализации государственной национальной политики, а именно использованию федеральных, региональных и местных средств массовой информации как инструмента обме-

17 URL : http://government.ru/media/files/ 41d4862001ad2a4e5359.pdf.

на духовными ценностями народов России. В этой связи упомянутая ранее Концепция государственной национальной политики Российской Федерации18 подчеркивает необходимость организации на радио и телевидении выпуска программ на языках народов России, а также циклов передач о жизни регионов страны, о самобытности культур народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении.

Продолжая разговор о Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», добавим, что она акцентировала также важность проведения специальных информационных кампаний с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных СМИ, социальной рекламы и подчеркивала значимость конкурсов на лучшее освещение в СМИ вопросов межкультурного взаимодействия для укрепления гражданственности и патриотизма населения России и повышения осведомленности граждан о жизни народов нашей страны.

Одним из подобных конкурсов является ежегодно организуемый Гильдией межэтнической журналистики Всероссийский конкурс журналистов «<СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессио-нальных отношений. Цель данного конкурса — поощрение профессиональной деятельности журналистов, освещающих в СМИ жизнь, культуру, традиции народов многонациональной России, вопросы этнокуль-

18 URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 9571/page/2.

турного развития и взаимодействия народов, а также деятельность российского государства и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации19. Помимо этого, конкурс «СМИрот-ворец» направлен на стимулирование процесса ретрансляции посредством СМИ, в том числе меди-аресурсов, национально-культурных обществ, положительных примеров межкультурного и межрелигиозного диалога и сотрудничества, совместных усилий органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, прогнозированию этнического и религиозного экстремизма, укреплению общегражданской солидарности.

Отметим, что многие из перечисленных выше официальных соглашений отмечают важность стимулирования коммуникации на языках этнических групп. Так, например, одной из целей программы «(Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества»20 от 22.06.2009 является «поддержка участия и содействие более широкому выражению самобытности этнических меньшинств в области культуры, образования и СМИ». Общественные и государственные объединения в регулярном режиме проводят мероприятия, направленные на знакомство россиян с культурой

19 URL : http://fadn.gov.ru/news/2016/06/02/ 2799-nachalsya-priem-rabot-na-vserossiyskiy-konkurs-smirotvorets-2016-dlya-zhumalistov-osveschayuschih-temu-mezhetnicheskih-ot-nosheniy.

20 URL : http://www.interethnic.org/News/ 130809 7.html.

малочисленных народов, организуют различные фестивали, образовательные акции, совместные симпозиумы и съезды, осуществляют поддержку печатных и аудиовизуальных СМИ на языках этнических групп.

Следует добавить, что государственные и негосударственные объединения, такие как Совет при Президенте по межнациональным отношениям, Федеральное агентство по делам национальностей, Гильдия межэтнической журналистики, Московский дом национальностей и другие также регулярно ставят на повестку дня вопрос о защите языков и культур этнических групп России и организуют многочисленные мероприятия с участием представителей разных народов и этнических групп. Центр межнационального образования «Этносфера», учрежденный в России в 1996 г., претворяет в жизнь различные программы и проекты в сфере межкультурного взаимодействия и поликультурного образования, гуманитарного международного и межрегионального сотрудничества, проводит мероприятия, нацеленные на обеспечение гармоничной взаимосвязи этнокультур.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что защита языков и культур этнических групп на территории России, а также укрепление межнациональных и межэтнических взаимоотношений являются сегодня актуальными направлениями деятельности органов государственной власти страны. Большое внимание в государственных законопроектах уделяется гарантированию прав коренных малочисленных народов России, в том числе права использования родных языков, созданию и распространению СМИ на этих языках. Очевидно, что в настоящее время государственная поддержка СМИ на языках этнических групп (как и негосударственные инициативы в этой области) реализуется достаточно активно. Перечисленные в статье законопроекты и программы, список которых может быть продолжен, указывают на интерес государства к сохранению и развитию этнических СМИ на территории Российской Федерации, а также на осознание руководящими органами страны значимости этих СМИ в многонациональном и многокультурном российском обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачаев А. А. СМИ и межнациональные отношения: анализ современных проблем / А. А. Бачаев // Вопросы политологии. — 2016. — № 1 (21). — С. 114-122.

2. Магомедова М. А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений / М. А. Магомедова // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 1. — С. 345-347.

3. Малькова В. К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...» : книга об этнической журналистике : из опыта анализа российской прессы / В. К. Малькова. — М. : Academia, 2005. — 227 с.

4. Малькова В. К. Этническая тематика в российском информационном пространстве / В. К. Малькова // Коммуникология. — 2014. — Т. 5, № 3. — С. 101-117.

5. Ерохина Е. А. Этнические образы и их детерминанты (на примере взаимодействия русского и коренных народов Западной Сибири) / Е. А. Ерохина // Культурологические исследования в Сибири. — 2008. — № 4. — С. 56-64.

6. Качмазова А. У Этнические автостереотипы южных осетин в аспекте межкультурной коммуникации (на материале кавказских Интернет-блогов и форумов) / А. У Качмазова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 9. — С. 182-187.

7. Миньяр-Белоручева А. П. Этнические стереотипы в современном языковом пространстве / А. П. Миньяр-Белоручева, М. Е. Покровская // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 90-94.

8. Блохин И. Н. Журналистика в этнополитических коммуникациях: интерпретации толерантности / И. Н. Блохин // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. — 2014. — № 3 (39). — С. 110-115.

9. Гарифуллин В. З. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональ-ной толерантности в Татарстане / В. З. Гарифуллин // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 21 (312). — С. 131-134.

10. Гладкова А. А. Региональные веб-сайты этнических групп России как отражение языкового и культурного плюрализма в сети Интернет / А. А. Гладкова // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. — 2015. — № 2. — С. 17-39.

11. Gladkova A. A. Linguistic and Cultural Diversity in Russian Cyberspace: Examining Four Ethnic Groups Online / A. A. Gladkova // Journal of Multicultural Discourses. — 2015. — Vol. 10 (1). — P. 49-66. — DOI: 10.1080/17447143.2015.1011657.

12. Vartanova E. L. Constructing Russian media system in the context of globalization / E. L. Vartanova // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. — 2013. — № 3. — P. 9-36.

13. Блохин И. Н. Этнологическая культура журналиста / И. Н. Блохин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2008. — № 2-2. — С. 302-307.

14. Современное состояние и тенденции развития этнических СМИ России (телевидение, радио, пресса, Интернет) [Электронный ресурс] / А. А. Гладкова [и др.] // Медиа-скоп. — 2016. — № 2. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2116.

15. Свитич Л. Г. Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов) / Л. Г Свитич, О. В. Смирнова, О. Г Сидоров // Вестник СВФУ. — 2015. — Т. 47, № 3. — С. 163-179.

16. Таишева С. Н. Институциональная структура регионального массмедийного пространства: типологические модели, тенденции развития (На примере Республики Татарстан) : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / С. Н. Таишева. — Казань,

2010. — 28 с.

17. Туганова Э. А. Модели управления масс-медиа в Республике Татарстан в условиях инновационной экономики / Э. А. Туганова // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17, № 1. — С. 344-348.

18. Черевко Т. С. Интернет-СМИ России на языках этнических групп / Т. С. Черев-ко, А. А. Гладкова // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. — 2016. — № 5. — С. 56-73.

19. Черевко Т. С. Интернет-СМИ на языках народов России / Т. С. Черевко // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы : материалы междунар. науч.-практ. конф. — М. : МедиаМир, 2016. — С. 244-245.

20. Matsaganis M. D. Understanding ethnic media: producers, consumers, and societies / M. D. Matsaganis, V. S. Katz, S. J. Ball-Rokeach. — Los Angeles : SAGE Publications,

2011. — 314 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bachaev A. A. Media and International Relations: Analysis of Contemporary Problems. Voprosy politologii = Issues of Politology, 2016, no. 1 (21), pp. 114-122. (In Russian).

2. Magomedova M. A. Mass Media as the Main Resource of Information Support in Optimization of International Relations. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 1, pp. 345-347. (In Russian).

3. Mal'kova V. K. «Ne dopuskaetsya razzhiganie mezhnatsional'noi rozni...»: kniga ob etnicheskoi zhurnalistike: iz opyta analiza rossiiskoi pressy ["Provoking interethnic conflicts is prohibited". Book on ethnic journalism (the analysis of Russian press)]. Moscow, Academia Publ., 2005. 227 p.

4. Mal'kova V. K. Ethnic Themes in the Russian Information Space. Kommunikologiya = Communicology, 2014, vol. 5, no. 3, pp. 101-117. (In Russian).

5. Erokhina E. A. Ethnic Images and their Determinants (A Study of Interaction of Russian People and First Peoples of Western Siberia). Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri = Cultural Studies in Siberia, 2008, no. 4, pp. 56-64. (In Russian).

6. Kachmazova A. U. Ethnic Autostereotypes of Southern Ossetians in the Framework of Intercultural Communication (based on the Ossetian Internet blogs and forums). Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Humanities and Natural Sciences Current Issues, 2012, no. 9, pp. 182-187. (In Russian).

7. Min'yar-Belorucheva A. P., Pokrovskaya M. E. Ethnic stereotypes in contemporary linguistic environment. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, 2012, no. 2, pp. 90-94. (In Russian).

8. Blokhin I. N. Journalism in Ethno-Political Communications: Tolerance Interpretation. Gumanitarnyi vektor. Seriya: Istoriya, politologiya = Humanitarian Vector. Series History, Political Sciences, 2014, no. 3 (39), pp. 110-115. (In Russian).

9. Garifullin V. Z. Role of Muslim mass media in securing ethno-confessional tolerance in Tatarstan. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2013, no. 21 (312), pp. 131-134. (In Russian).

10. Gladkova A. A. Russia Ethnic Groups' Websites as a Reflection of Linguistic and Cultural Pluralism in the Web. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism, 2015, no. 2, pp. 17-39. (In Russian).

11. Gladkova A. A. Linguistic and Cultural Diversity in Russian Cyberspace: Examining Four Ethnic Groups Online. Journal of Multicultural Discourses, 2015, vol. 10 (1), pp. 49-66. DOI: 10.1080/17447143.2015.1011657.

12. Vartanova E. L. Constructing Russian media system in the context of globalization. World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies, 2013, no. 3, pp. 9-36.

13. Blokhin I. N. Ethnologic Culture of the Journalist. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika = Vestnik of Saint Petersburg University. Series 9: Philology. Asian Studies. Journalism, 2008, no. 2-2, pp. 302-307. (In Russian).

14. Gladkova A. A., Kul'chitskaya D. Yu., Lazutova N. M., Cherevko T. S. Russian Ethnic Media: Current State and Trends of Development (Television, Radio, Press, Internet). Me-diaskop = Mediascope, 2016, no. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/?q=node/2116. (In Russian).

15. Svitich L. G., Smirnova O. V., Sidorov O. G. Ulus (Regional) Newspapers of Republic of Sakha (Yakutia): Functional and Semantic Structure (Journalist Survey). Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M. K. Ammosova = Vestnik of North-Eastern Federal University, 2015, vol. 47, no. 3, pp. 163-179. (In Russian).

16. Taisheva S. N. Institutsional'naya struktura regional'nogo massmediinogo prostrans-tva: tipologicheskie modeli, tendentsii razvitiya (Na primere Respubliki Tatarstan). Avtoref. Kand. Diss. [The Institutional Structure of a Regional Media Environment: Typological Models, Development Trends (the Case of the Republic of Tatarstan). Cand. Diss. Thesis]. Kazan', 2010. 28 p.

17. Tuganova E. A. Mass Media Management Models in the Republic of Tatarstan in the Context of an Innovation-Based Economy. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2014, vol. 17, no. 1, pp. 344-348. (In Russian).

18. Cherevko T. S., Gladkova A. A. Russian Internet Mass Media in Ethnic Languages. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism, 2016, no. 5, pp. 56-73. (In Russian).

19. Cherevko T. S. Internet Mass Media in the Languages of the Peoples of the Russian Federation. Zhurnalistika v 2015 godu. Informatsionnyi potentsial obshchestva i resursy

mediasistemy [Journalism in 2015. Society's Information Potential and Resources of a Media System. Papers of the International Research Conference]. Moscow, MediaMir Publ., 2016, pp. 244-245. (In Russian).

20. Matsaganis M. D., Katz V. S., Ball-Rokeach S. J. Understanding ethnic media: producers, consumers, and societies. Los Angeles, SAGE Publications, 2011. 314 p.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Гладкова А. А. К вопросу об основных направлениях государственной политики РФ в области поддержки этнических СМИ / А. А. Гладкова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 289-300. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).289-300.

FOR CITATION

Gladkova A. A. Discussing Main Trends of Russian State Policy Aimed at Supporting Ethnic Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 289-300. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).289-300. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.