Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ЭТАПЕ РАЗВАЛА СССР И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ЭТАПЕ РАЗВАЛА СССР И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзалаев Олег Федорович

В статье дается анализ работы государственных властных органов Российского государства по воплощению национальной политики и нивелированию угрозы национальной безопасности государства с позиции межэтнических взаимодействий после разрушения Советской страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE NATIONAL POLICY AT THE STAGE OF THE COLLAPSE OF THE USSR AND THE FORMATION OF RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL RESEARCH

The article analyzes the work of the state authorities of the Russian state in implementing national policy and leveling the threat to the national security of the state from the perspective of interethnic interactions after the destruction of the Soviet country.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ЭТАПЕ РАЗВАЛА СССР И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_11 УДК 3403.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ЭТАПЕ РАЗВАЛА СССР И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ STATE NATIONAL POLICY AT THE STAGE OF THE COLLAPSE OF THE USSR AND THE FORMATION OF RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL RESEARCH

ДЗАЛАЕВ Олег Федорович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова».

Россия, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

E-mail: bela_007@bk.ru;

DZALAEV Oleg Fedorovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. Russia, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: bela_007@bk.ru

Краткая аннотация: в статье дается анализ работы государственных властных органов Российского государства по воплощению национальной политики и нивелированию угрозы национальной безопасности государства с позиции межэтнических взаимодействий после разрушения Советской страны.

Abstract: the article analyzes the work of the state authorities of the Russian state in implementing national policy and leveling the threat to the national security of the state from the perspective of interethnic interactions after the destruction of the Soviet country.

Ключевые слова: национальная политика, национальный вопрос, межнациональные отношения, угрозы, национальные движения, межнациональные конфликты.

Keywords: national policy, national question, interethnic relations, threats, national movements, interethnic conflicts.

Для цитирования: Дзалаев О.Ф. Государственная национальная политика на этапе развала СССР и образования России: истори-ко-правовое исследование // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 11-12. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_11.

For citation: Dzalaev O.F. State national policy at the stage of the collapse of the USSR and the formation of Russia: historical and legal research // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 11-12. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_11.

Статья поступила в редакцию: 13.06.2022

Процесс внедрения демократических принципов в жизнь социума затронул и межнациональные связи. Противоречия, копившиеся годами, начали будоражить общество.

Политика уменьшения числа национальных школ, расширения области использования русского языка стала триггером для дебютных открытых массовых выступлений людей. Ситуация в итоге переросла в создание многолюдных национальных движений, сопровождавшееся межнациональными конфликтами.

Так,1987 год ознаменовался всеобщими демаршами армян в Нагорном Карабахе. Люди требовали включения в состав Армянской ССР указанной территории. Союзное правительство обещало изучить пожелание. Такой ответ властей противники воссоединения с Арменией воспринимают согласием Верховного Совета, чинят насилие над армянами в Сумгаите. Власти вводят армию, устанавливают комендантский час.

В конце весны следующего года активисты Латвии, Литвы, Эстонии формируют народные фронты. Первоначально движения поддерживают перестроечные инициативы властей, но уже через несколько недель ратуют за отделение от Советской страны.

Осложнение отношений между народами продолжается на фоне призывов к внедрению в учебных заведениях Беларуси, Украины, Молдавии образования на родном языке. Увеличивается угроза проникновения исламизма в среднеазиатские республики СССР.

Набирающие мощь национальные силы Башкирии, Татарии, Якутии ратуют за получение автономными республиками союзных привилегий. Вожди таких объединений в попытках заручиться всенародной поддержкой продвигают идею об экономической значимости регионов. Они себе в ущерб обеспечивают процветание центральной России. В итоге люди на местах задумываются о выходе из Советской державы, ведь такой шаг на фоне разрастающегося всеобщего экономического кризиса в стране по их мнению обеспечит республике хозяйственное благополучие.

Правительство Советской страны показывает бессилие в решении нарастающих национальных противоречий, все шаги запаздывают и не продуктивны. Власти теряют контроль над ситуацией, в результате СССР 8 декабря 1991 года распадается на части[1 ,с.299].

Межнациональные отношения на российской территории под влиянием развала экономики и государственности Советской державы обостряются. Главная роль в увеличении конфликтности принадлежит не этническим факторам, а политическим и социально-экономическим компонентам.

Яркий пример - это Краснодарский край, превратившийся в пограничную локацию новой России. Развал Советской страны и последующие события стали причиной появления в регионе более 1 миллиона переселенцев, беженцев, нелегальных мигрантов, лиц без гражданства, иностранцев. В результате пятая часть 5-миллионого населения края представлена вынужденными переселенцами. Большинство из мигрантов -это армяне, турки-месхетинцы, представители других народов.

Администрация Краснодарского края и передовая часть местных жителей отмечает твердое намерение отдельных мигрантов, к при-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)

меру, турок-месхетинцев, временно пребывающих в границах Российского государства, селиться компактными общностями, перестраивая окружающую среду в национальных традициях, зачастую враждебных и незаконных с позиции русского уклада. Такие действия провоцируют у коренного населения, преимущественно имеющего славянские корни, волну возмущения. Ввиду такой картины со стороны руководства РФ подготовка и ратификация списка поселений и административно закрытых локаций региона и прочих субъектов Российского государства видится не терпящим отлагательств решением. Этот перечень должен быть представлен местами дислокации армейских подразделений, оборонных сооружений, объектов, поддерживающих безопасность на ключевых транспортных магистралях, трубопроводах, газопроводах, прочих стратегически важных образованиях, землевладениями национальных парков, рекреационных зон. Попадание на такие территории для иностранных граждан и апатридов должно быть запрещено или подчиняться строгому регламенту. Нарушители должны выдворяться за границы таких поселений, подвергаться административному и уголовному преследованию[2,с.12].

Существующие и будущие национальные проблемы не разрешаются без осуществления непопулярных решений. Но в любом случае Генеральная прокуратура будет надзирать за согласованностью воплощаемых шагов федеральному законодательству и Конституции Российского государства.

Национальный вопрос во времена Советской страны произрастал из угнетения центром народов, проживающих в республиках. Давление выражалось в насаждении советской идеологии с одновременным вымарыванием традиционных ценностей[3,с.105].

В итоге ряды индивидов, ненавидящих русских людей, постоянно пополнялись. Обратные процессы так же имели место. Кроме того в единой стране каждый житель республики свободно перемещался в любом направлении. После распада Советского государства, формирования суверенных стран, пересечение границ сильно осложнилось. Данность внесла свою лепту в обострение национального конфликта. Так многие жители и Краснодарского края и Москвы сегодня не испытывают теплоты к приезжим гражданам из некогда союзных республик. В итоге развал великой страны и сегодняшние миграционные реалии усугубляют некогда тлевшие в глубине национальные противоречия.

Демократическое устройство государства, проповедуемое в нынешней России, предусматривает право всех представителей социума на участие в разработке фундаментальных принципов национального общежития в стране, в урегулировании любых проблем социального бытия, назревающих в локации проживания. Национальный вопрос входит в этот перечень. Население новой России должно превратиться в общность терпимости, а нынешние действия властей в этом направлении должны поспособствовать гармоничному преображению[4,с75].

Главная цель национальной стратегии настоящего времени - это обустройство межнационального мира в среде с интенсивным стремлением к национальному возрождению. Базовый принцип задуманного строительства должен зиждиться на признании РФ многонациональной страной с русским народом в роли численно преобладающей общности[5,с.159]. Налаживание оптимальных взаимодействий между русским народом и другими историческими национальными общностями государства становится фундаментом национального совершенствования и межнационального согласия. Русские должны уважать национальные потребности и чувства других народов, проживающих в стране. Исторические национальные общности российского государства должны признавать и учитывать объективные интересы русских в РФ.

Ключевые концептуальные правила национальной стратегии Российского государства это: 1. Нетерпимость к культурно-этническому национализму. 2. Равноправие народов. 3. Взаимовыгодное взаимодействие. 4. Обоюдное уважение стремлений и ценностей народов. 5. Моральное и политическое порицание индивидов, нацеленных на достижение благоденствия своего народа за сет ущемления других исторически сложившихся общностей.

Принципы интернационализма, свободы употребления родного языка, вольности обучения, творчества, воспитания, интернационализма, оберегания прав коренных малочисленных народов, независимости самоопределения, самоутверждения есть база для выстраивания гуманистической демократической концепции национальной политики.

Библиография:

1. Завьялова М.Н. Развитие национальной политики России в постсоветский период в контексте угроз национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2013. №6. С. 294-300.

2. Заметина Т.В. Обновленная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: достоинства и недостатки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №3 (47). С. 10-15.

3. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире // В сборнике: Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 103-106.

4. Липчанская М. А., Заметина Т. В. 25 лет Конституции РФ : конституционно- правовое развитие национальных отношений // Вестник ПАГС. 2018. №5.С. 71-77.

5. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Анализ правового механизма обеспечения национальных интересов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 157-160.

References:

1. Zavyalova M.N. Development of Russia's national policy in the post-Soviet period in the context of threats to national security // Social and humanitarian knowledge. 2013. No.6. pp. 294-300.

2. Zametina T.V. Updated Strategy of the state national policy of the Russian Federation: advantages and disadvantages // Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 3 (47). pp. 10-15.

3. Bidova B.B. Prospects and trends of knowledge of law in the conditions of globalization processes in the world // In the collection: State-legal and social development of modern society: theoretical and practical aspects. Materials of the I International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of the Chechen State University. 2018. pp. 103-106.

4. Lipchanskaya M. A., Zametina T. V. 25 years of the Constitution of the Russian Federation: constitutional and legal development of national relations // Vestnik PAGS. 2018. No. 5.pp. 71-77.

5. Saidov Z.A., Bidova B.B. Analysis of the legal mechanism for ensuring national interests //Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 4. pp. 157-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.