Теория и история права и государства
СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА В УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
ЛУКЬЯНЧИКОВА Людмила Владимировна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрен вопрос программных установлений и правового закрепления осуществления общественного самоуправления большевистского руководства, пришедшего к власти во главе с В.И. Лениным в Октябре 1917 г. Сделан вывод о том, что советские акты во многом сохранили преемство нормативного обеспечения функционирования данных институтов, изданного под эгидой Временного правительства, если оно не противоречило большевистскому курсу. Вместе с тем, упрочение советской власти потребовало конституционное закрепление лишения широкого круга населения права на изъявление своей воли посредством выборов и других форм, зависимых от избирательного права; конституционное подтверждение гражданского неравенства в обеспечении демократическими правами и свободами.
Abstract: The article considers the question of programme establishment and legal fastening of the implementation of the public authorities of the Bolshevik government that came to power led by Lenin in October 1917, concluded that the Soviet acts largely kept the continuity of the regulatory framework for the functioning of these institutions, published under the auspices of the Provisional government, unless it contradicted the Bolshevik course. However, the consolidation of the Soviet government demanded constitutional recognition of the deprivation of a wide range of the population the right to expression of their will through elections and other forms, dependent on suffrage; constitutional confirmation of civil inequality in the provision of democratic rights and freedoms.
Ключевые слова: Общественный институт, народовластие, гражданское общество, диктатура пролетариата.
Keywords: Public institution, democracy, civil society, proletarian dictatorship.
Пришедшие к власти большевики в Октябре 1917 г., руководствовались в вопросах социалистической демократии теоретическими воззрениями В.И. Ленина, который обозначил, в первую очередь, переход капиталистической частной собственности на средства производства в общественную собственность, полагая, что сосредоточение управления всем народным хозяйством в руках одного всенародного «государственного синдиката» с равенством труда и оплаты, является залогом нормального функционирования общественного самоуправления.
В основе социалистической государственной системы, опираясь на опыт Парижской Коммуны устанавливался демократический централизм, включающий единоначалие в управлении и строгую подчиненность нижестоящих звеньев, без разделения властей. При этом - коллегиальность в решении наиболее важных вопросов, введение полной выборности, сменяемости в любое время всех без изъятия должностных лиц, общественный контроль деятельности различных учреждений. В конечном итоге, по замыслу вождя, выполнение функций государственной власти должно было стать всенародным и вообще «переварить» институт государства.
Однако переход от капиталистического общества в коммунистическое невозможен был, по мнению В.И. Ленина, без «политического переходного периода» следующего сразу после социалистической революции - револю-
ционной диктатуры пролетариата, в процессе становления которой естественны и необходимы ряд демократических изъятий по отношению к угнетателям, эксплуататорам, ка-питалистам[1].
В первую очередь, на конституционном уровне, все, что было связано с хозяйственной жизнедеятельностью государства, становилось предметом общенародного и общенационального достояния Советской Рабоче-Крестьянской Республики. Узаконенной мерой стала отмена частной собственности на землю; отчуждение образцовых поместий, предприятий, банков и т.д. в пользу государства[2].
Во-вторых, следовало обеспечить народное самоуправление. В отдельных трудах отмечалось, что в работах В.И.Ленина суждения о демократии, обычно были высказаны в полемике и представляют собой декларативный лозунговый характер[3]. В рамках заявленной темы укажем, что вопросы прямых форм народовластия в трудах В.И. Ленина имеют конкретное содержание и обоснованную авторскую оценку их целесообразности в отечественной системе властеотношений. Исходя из ленинской идеи о классовости демократии[4], в советском законодательстве были зафиксированы не просто нормы «для кого существует советская демократия», но и нормы, показывающие, против кого она направлена - против эксплуататорского общественного меньшинства. Так, в ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г. значилось, что Республика руководствуется интересами рабо-
чего класса, ввиду чего лишает отдельных лиц и отдельные группы населения прав, «которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»[5].
Ввиду того, что представительные органы - Советы являлись основными звеньями новой государственной конструкции, основное внимание было сосредоточено на определении новых принципов и норм избирательного права.
Подчеркивая подлинный демократизм советских выборных институтов, пришедшее к власти большевистское правительство издает ряд актов, значительно расширяющих число избирателей и избранных по сравнению с законодательством Временного правительства путем отмены сословного деления и привилегий граждан; выборов судей, командного состава и должностных лиц в армии и на флоте[6]. При этом, нормы производства выборов содержали большой перечень известных «исключений». Сюда следует отнести большую группу «лишенцев» избирательного права, неравенство представительства от городского и сельского населения, наличие многостепенных выборов (прямым голосованием избирались сельские советы), осуществления выборов по производственно-территориальному принципу и т.д. Кроме того, в отдельных инструкциях о выборах закреплялся порядок открытого голосования, что объяснялось унаследованной от дореволюционной России неграмотностью большинства избирателей^]. К слову сказать, аргументы в пользу открытой процедуры голосования у советских законодателей имелись. Еще в период подготовки к выборам в Учредительное собрание (сентябрь 1917 г.), в том числе, председателем Омской судебной палаты, задействованного в обеспечении избирательного процесса в регионе, поднимался вопрос о разрешении неграмотным избирателям в бюллетене ставить «кресты»[8].
В.И. Ленин, отмечая положительные стороны многостепенных выборов, пояснял, что непрямые выборы в нелокальные, неместные Советы облегчают съезды Советов, делают весь аппарат дешевле, подвижнее, доступнее для рабочих и крестьян в такой период, когда жизнь кипит и требуется особенно быстро иметь возможность отозвать своего местного депутата или послать его на общий съезд Советов[9]. Все это, в целом, по мнению, советского руководства, было вызвано необходимостью быстрого и планомерного проведения в жизнь преобразований на новых коммунистических началах[10].
Цензы пассивного избирательного права еще больше подчеркивали его политизированность. Например, кандидат в судьи должен был иметь стаж общественной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организа-
циях или стаж практической работы в органах советской юстиции, или в соответствующих административных госуч-реждениях[11].
Законодательные ограничения выборных начал для значительного числа российских граждан, по мнению большевистского руководства, были неизбежны в условиях переходного периода. Лишение политических прав, по их мнению, являлось временной мерой, и партия, по возможности, будет стремиться к их сужению и полной их отмене[12].
Производство выборов в советские органы осуществлялась по мажоритарной системе, организация и контроль избирательного процесса осуществлялись представителями губернских и уездных исполнительных комитетов, на губисполком также возлагалась обязанность создания уездных избирательных комиссий. Кроме того, избирательные кампании входили в компетенцию отдела местного управления НКВД, откуда на места посылались инструкторы, наделенные широкими полномочиями. Следует указать, что дореволюционная практика подчинения губернской администрации, а затем и губернских комиссаров Временного правительства министерству внутренних дел была, отчасти, продолжена и при советском строительстве. НКВД РСФСР наделялся правом издания правовых актов, определяющих конкретные основы построения и функционирования Советов, а также организацией практической работы Советов на местах[13].
Советская организация, базируясь на принципах прямой демократии, рассматривала постоянное участие всех граждан в разработке государственных решений, а также возможность контроля деятельности Советов со стороны избирателей посредством отзыва ими своих выдвиженцев. Уставы и инструкции, принятые Советами в дооктябрьский период содержали многие принципиальные положения, ставшие определяющими для дальнейшей деятельности данных представительных учреждений, где главным критерием выступал вопрос доверия электората к избранному лицу[14].
Сама процедура отзыва была прописана следующим образом: перевыборы назначались Советами по требованию более чем половины избирателей соответствующего избирательного округа. Сами же перевыборы происходили обычным порядком на общих основаниях пропорциональной системы выборов (в Учредительное собрание), а вновь избранные представители с момента избрания заменяли прежде избранных представителей[15].
Отметим также, что отзыву подлежали не только депутаты представительных учреждений, но и члены народных судов. Так, согласно ст. 2 декрета «О суде» № 2, члены суда, избирающие из своей среды председателя су-
да и председателей отделений, могли их же и отзывать. В свою очередь, избранные члены суда, не исключая председателей, отзывались избравшими их Советами[16]. Институт отзыва был закреплен в Конституции РСФСР 1918 г., где также как и в декрете значилось, что избиратели, пославшие в Совет депутата, могли его отозвать в любое время и произвести новые выборы. Относительно отзыва судьи в акте ничего не значилось.
Укажем также, что большевистское руководство признавало за общинными «мирами» крепкую традицию организации крестьянского самоуправления. При этом, для обеспечения поддержки советской политики в Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 57 прим.) значилось, что в тех сельских местностях, где это было возможно, вопросы управления решались непосредственно общим собранием избирателей данного селения, то есть общее собрание избирателей являлось высшей в пределах соответствующей территории властью[17]. Данное установление было продиктовано отсутствием должной организации Советов на местах.
Обращает на себя внимание то, что с одной стороны, провозглашение сходов как высшей на территории власти, представляется весьма демократичным достижением. С другой - присутствие на местных сходах, и соответственно, принятие решений, закреплялось только за обладателями избирательных прав, что увеличивало группу «лишенцев» выразить свою волю и посредством этой формы народовластия.
Однако следствием такого включения явилось порождение формы сельской самоорганизации, параллельной мирским крестьянским сходам, на которых традиционно обсуждались все вопросы. Подобная правовая коллизия была усилена принятыми, в дальнейшем, актами, посвященными регулированию социалистического землеустройства. Например, согласно ст. 47 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. для членов общего собрания (схода) наличия избирательного права не требовалось. При этом, на сходе разрешались проблемы, касающиеся земельного общества в целом: от распоряжения общими угодьями и приобретения имущества, - до заключения договоров, выступлений в суде и многое другое. Более того, в примечании ст. 50 указывалось, что в земельных обществах, совпадающих в своих границах с территорией сельского совета, обязанности, возлагаемые на выборные органы земельного общества, исполняются сельским советом, в иных же обществах - особыми уполномоченными по земельным делам, набираемым общим собранием членов общества[18].
Императив решений принятых на местных сходах обусловил отдельное внимание советских законодателей к
институту референдума, так как первые советские референдумы, проходившие по вопросам территориального самоопределения, представляли собой общее собрание местного населения. Решение, принятое на таком собрании и сам его сход имели легитимность и законность (согласно 57 ст. Конституции РСФСР 1918 г.)
Интересно отметить, что в программе РСДРП институт референдума не был прописан. Еще в 1899 г. В.И. Ленин указывал, что принципиально связывать победу социализма с заменой парламентаризма прямым народным законодательством - нельзя, так как в России имеется опасность вырождения «народного законодательства» в империалистический «плебисцит»[19]. Он признавал референдум только в одном случае - если вопрос касался самоопределения территорий. В п.2 его конспекта «Программы переговоров о мире» отмечено, что право на самоопределение осуществляется путем референдума всего населения самоопределяющейся области[20]. Такое положение сразу стало применяться на практике. Так, на основе данных тезисов в декабре 1917 г. был издан Декрет СНК РСФСР «О свободном самоопределении Турецкой Армении», в котором решение армянского населения оккупированной Россией «Турецкой Армении» на свободное самоопределение вплоть до полной независимости должно было осуществиться на свободном референдуме[21].
Следует указать, что большое значение по вопросу включения референдума в число форм советского народовластия, имел зарубежный опыт, в частности, в Германии, принявшей в январе 1919 г. конституцию, закрепившую референдум как народное голосование по целому ряду вопросов[22].
Учрежденный в Германии референдум и народная инициатива, отмечал профессор права Я.М. Магази-нер, получили «своеобразную постановку», и по опыту принятых или отвергаемых народом законов, нельзя проследить является ли референдум орудием прогресса или реакции. Для плодотворности его применения, заключал ученый, необходимы значительной высоты социально-политические условия, в первую очередь политическая грамотность консолидированного гражданского общества, готового к ответственности за принятые решения[23]. По оценке ряда исследователей, большинство референдумов, проводимых в Германии первой трети ХХ столетия, при умелом использовании, открывали возможность закулисных интриг и махинаций[24].
Большое значение в новых условиях имело правовое регулирование деятельности общественных организаций и объединений. Согласно Конституции РСФСР 1918 г., главной задачей страны в переходный период являлось
установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Открытого запрета в отношении непролетарских организаций не было, однако свобода союзов (ст. 16) предусматривалась только для трудящихся; всесторонняя государственная поддержка гарантировалась только объединениям рабочих и крестьян. То же касалось и института собраний. Статья 15 Конституции действительной свободой собраний обеспечивала трудящихся, закрепляя норму о том, что «признавая право граждан Советской республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения»[25].
По аналогии с дореволюционным законодательством, различные общества, союзы и объединения, подлежали обязательной регистрации в установленные сроки в Народном комиссариате внутренних дел. Специально оговаривалось, что данные организации, входящие в советское строительство, как полноправные юридические лица, в качестве таковых, могут выносить только постановления хозяйственного характера[26]. Правом законодательной инициативы, т.е. к участию в государственной деятельности, помимо партии большевиков, были допущены профсоюзы и комсомол, на учредительных съездах которых в 1918 г. были определены задачи и полномочия данных организаций в этой сфере, одобренные советским пра-вительством[27].
В дальнейшем, конституционные положения о свободе собраний и союзов были конкретизированы также в 1922 г. путем издания декретов о съездах, всероссийских совещаниях, обществах и союзах[28]. В этом вопросе большевики также не избежали дореволюционного правопреемства: съезды различных организаций, входящих в советское строительство, как полноправные юридические лица, могли выносить только постановления хозяйственного характера; порядок из созыва регулировался специальными актами, а основная ответственность за это направление общественной деятельности возлагалась на органы внутренних дел[29].
Что касается форм проявления народной инициативы, то в Конституции РСФСР 1918 г. имелась ст. 14, обеспечивающая за трудящимися действительную свободу выражения своих мнений[30]. При этом, законодательной инициативе трудящихся придавалось большое значение. Например, с момента становления советского строя, наказы продолжали оставаться традиционной формой народовластия, которые не имели необходимости в конституционном закреплении. Достаточную оценку они получили у В.И. Ленина, который еще в августе 1917 г. назвал наказы «не-
обыкновенно ценным материалом», требующим тщательного научного изучения[31]. М.И. Калинин отмечал также, что наиболее действенную силу имеют те решения, которые приняты в результате серьезной подготовки, с учетом мнения широкого круга людей. Решения, рожденные в отрыве от масс, писал он, в тиши кабинетов, малосодержательны, а следовательно, и малополезны[32].
К середине 20-х гг., в период «оживления» деятельности Советов, в целом ряде актов, был отрегулирован механизм подачи заявлений граждан, который включал обязательный прием и рассмотрение обращения на низовом уровне (в течение 3-7 дней); по возможности, разрешение вопроса «на месте», либо передача документов в вышестоящую инстанцию с присоединением справок и отзывов по делу. Членам местных исполнительных комитетов предписывалось оказывать всяческое содействие к проезду ходатаев в центральные органы (если таковое требовалось), как например, делегатам от волостных и сельских советов и других организаций следовало предоставлять места в делегатских вагонах и т.д.[33]
В целом, заметим, что концепция большевистского государственного строительства, прежде всего, связанная с воззрениями В.И. Ленина, содержала значительное число положений, предполагающих фактическое народовластие. Его осуществление, по его мнению, могло быть только при равенстве правомочий социума в справедливом распределении материальных благ.
В этой связи, большинство норм советского законодательного массива было направлено на достижение обозначенной цели, что отразилось в конституционном закреплении национализации экономики и распределения земли на началах уравнительного землепользования.
В обновлении правового регулирования институтов прямого народовластия заметен общедемократический подход: это признание, в отдельных случаях, сельских сходов высшей властью на местах; всестороннее поощрение народной инициативы, проявляемой посредством наказов и обращений; учет решений различных объединений и собраний в законотворческой деятельности; выборность должностных лиц и депутатов широкого перечня учреждений; введение института отзыва выборного лица, не оправдавшего надежды избирателей.
Причем отметим, что советские акты, в целом ряде случаев, сохранили преемство правового обеспечения функционирования данных институтов, изданного под эгидой Временного правительства, если оно не противоречило большевистскому курсу. Кроме того, всероссийское закрепление получили нормы, положительно апробированные на практике отдельными Советами в России с 1905 г.
Вместе с тем, правовое обеспечение данных институтов являлось и превентивной мерой, направленной на упрочение советской власти. Следствием этого стало конституционное закрепление лишения широкого круга населения права на изъявление своей воли посредством выбо-
ров и других форм, зависимых от избирательного права; конституционное подтверждение гражданского неравенства в обеспечении демократическими правами и свободами -приоритет был отдан категории «трудящихся»; политизированность большинства законодательных норм.
Библиография:
1. Ленин В.И. Государство и революция. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т. 33. М., 1974. С. 18-22, 41-45, 78-79, 88-91.
2. Ст.3. Конституции РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 144.
3. История политических и правовых учений. Учебник. / Под ред. О.Э.Лейста. М., 2001. С. 588.
4. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т. 37. М., 1981. С. 238-248.
5. Конституция РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 144-160.
6. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957.С. 63; Декрет СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. С.363-368. Декрет СНК РСФСР «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г.// См.: «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства». 1917. 17 декабря; Декрет Народного Комиссариата по морским делам «О демократизации флота» от 12 января 1918 г., Приказ №13 по Петроградскому Военному Округу Полевого Штаба Главнокомандующего «Об организации гласных товарищеских судов во всех воинских частях Петроградского Военного Округа» от 12 марта 1917 г., Положение «О фронтовых полковых (отрядных) местных судах» 23 июля 1918 года. // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. С. 69, 236-242, 736-737.
7. Конституция РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 145-147. Советское государственное право. Учебник. / Под ред. А.И. Лепешкина. М., 1956. С. 458; Лисовский С.Ф. Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория и практика (Учебное пособие для кандидатов и избирателей). М., 2000.С. 94.
8. Сообщение о заседании Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии от 12 сентября 1917 г. // См.: Электоральный процесс 1917 г. в документах и материалах. С. 369. // См.: Электронная библиотека Вологодской областной универсальной научной библиотеки: [Электронный ресурс] URL: http: //www. booksite.ru (дата обращения: 15.07. 2015 г.).
9. Ленин В.И. Буржуазия и пролетарская демократия. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т.37. М., 1981. С. 257.
10. Постановление ВЦИК «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» от 2 декабря 1918 г. // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. С. 1222-1226.
11. Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. // См.: Конституции и Конституционные акты Союза ССР (1922-1936). Сборник документов под ред. И.П. Трайнина. М., 1940.С. 59.
12. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984. С. 181-182.
13. Обращение НКВД к Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов «Об организации местного самоуправления»; Инструкция НКВД «О правах и обязанностях Советов» от 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 93-97; Циркулярное Постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах Советов и созыве в установленные сроки съездов Советов». // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921г. М., 1944. С. 118-119.
14. Так, Уставы Советов ряда городов еще в 1905 г. закрепляли принципы подотчетности депутатов, право отзыва и др. // См.: Златополь-ский Д.Л. От Советов 1905 г. к Советам общенародного государства. М., 1980. С. 5-10.
15. Декрет ВЦИК о праве отзыва делегатов от 4 декабря 1917 г. // См.: Декреты Советской власти Т.1. 25 октября 1917-16 марта 1918 гг. М., 1957. С.115-119.
16. Декрет ВЦИК «О суде» от 7 марта 1918 г. №2 // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. С.363-368.
17. Конституция РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 143.
18. Главы II-III Земельного кодекса РСФСР 1922 г. // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 г. Ст. 901. М., 1950. С. 1504-1506.
19. Ленин В.И. Проект Программы нашей партии. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т.4. Изд. 5. М., 1966. С. 222-224.
20. Ленин В.И. Конспект программы переговоров о мире. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т.35. Изд. 5. М., 1974. С. 121.
21. Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) «О Турецкой Армении». // См.: Декреты Советской власти. Т. I. (25 октября 1917 -16 марта 1918 гг.). М., 1957. С. 298-299; Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. М., 1958. С. 125.
22. Ст. 18, 73-76 Конституции Немецкой Державы (Веймарская) 11 августа 1919 г. // См.: Послевоенные Конституции Запада. Сб. док. Вып. II. Л., 1924. С. 16, 35-38.
23. Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Курс лекций, читанный в Петроградском университете в 1915-1922 гг. Пг., 1922.С. 396409.
24. Бонвеч Б. Галактионов Ю. История Германии. Том 2: От создания Германской империи до начала XXI века. М., 2008. // См.: Электронная библиотека RoyalLib. Com : [ Электронный ресурс] URL : http: // royallib.com (дата обращения: 02 .04. 2014 г.); Дорпален А. Германия на заре фашизма. М., 2008. С. 78.
25. Конституция РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 141.
26. Совместное Постановление народных комиссариатов юстиции, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции РСФСР от 15 августа 1921 года «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям, о трудовой повинности служителей культа, об издании религиозной литературы и о религиозных группах, объединениях и съездах». // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921г. М., 1944. С.713-715; Декреты ВЦИК от 12 июня и 10 августа 1922 года «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» и «Инструкция по выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций союзов и объединений». // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 г. М., 1950. С. 914, 1100-1101.
27. Первый Всероссийский съезд профессиональных союзов 7-14 января 1918 г.: полный стенографический отчет. / С предисл. М. Томского. М., 1918. - 382 с.; I Съезд РКСМ. Протоколы. 29 октября - 4 ноября 1918 г. М., 1990. - 192 с.
28. Декрет ВЦИК от 12 июня 1922 года «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций»; Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 года и «Инструкция по выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций союзов и объединений». // См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 г. М., 1950. С. 914, 1100-1101.
29. Постановление Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР, Наркомзема РСФСР, Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции РСФСР от 15 августа1921 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям, о трудовой повинности служителей культа, об издании религиозной литературы и о религиозных группах, объединениях и съездах». // См.: Собрание узаконений и
распоряжений правительства за 1921г. М., 1944. С.713-715. Съезды, совещания различных организаций, союзов и объединений, созываемых по инициативе этих организаций или ведомствами, проводились с разрешения народного комиссариата Внутренних Дел (НКВД); местные съезды или совещания разрешались губернскими исполкомами. Разрешение на проведение собраний получали все общества, союзы и объединения (научные, религиозные, академические и прочие), с обязательной регистрацией в НКВД в указанный срок. Съезды и конференции профсоюзов, созывались отдельным порядком, установленным Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов (ВЦСПС). Общества, союзы и объединения, не зарегистрировавшиеся в указанный срок, согласно документу, подлежали немедленной ликвидации См.: Декрет ВЦИК от 12 июня 1922 г. «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций»; «Инструкция по выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций, союзов и объединений». // См., например: Собрание Узаконений и распоряжений Правительства за 1922 г. М., 1950. Ст. 497. С. 914, Ст. 624. С. 1100-1101; Постановление ЦИК и СНК СССР от 1926 г. «О порядке созыва съездов и конференций местными органами и учреждениями в автономных советских социалистических республиках, краевых объединениях, областях, губерниях и округах». // См.: Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел I. 1926 г. №6. М., 1926. Ст.35. С.68.
30. Конституция РСФСР 1918 г. // См.: История советской Конституции в документах. 1917-1956 гг. М., 1957. С. 141.
31. Ленин В. И. Из дневника публициста. // См.: Ленин В.И. ПСС. Т.34. М., 1962. С. 108-109.
32. Безуглов А. Гласность работы местных Советов. М., 1960.С. 37.
33. Постановление ВЦИК от 30 июня 1921 г. «О порядке подачи жалоб и заявлений». (Утратил силу в 1928 г., Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 25 января 1928 г. «Об утверждении перечня узаконений Правительства РСФСР, утративших силу, но не отмененных до сего времени особыми постановлениями). // См.: Известия ВЦИК. 1921. 5 июля. В Постановлении ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Положение о сельских Советах» указано о приеме и рассмотрении всякого рода заявлений граждан и дальнейшее направление со своими заключениями тех из них, которые не могут быть рассмотрены сельским советом. // См.: Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР за 1924 г. М., 1924. С.1173-1179. Подобным образом прием заявлений закреплялся и в Постановлении ВЦИК от 24 октября 1925 г. в «Положении о городских Советах». // См.: Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР за 1925 г. М., 1925. С. 1116-1130.