Научная статья на тему 'Государственная политика по лишению избирательного права крестьянства в 20-30-е годы ХХ века'

Государственная политика по лишению избирательного права крестьянства в 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
973
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ЧУЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВА / ВЫБОРЫ / ИНСТРУКЦИЯ / ЭКСПЛУАТАТОР / ELECTORAL SYSTEM / SOVIET POWER / ELECTORAL RIGHTS / DISFRANCHISEMENT / PUBLIC ENEMY / ELECTIONS / INSTRUCTION / EXPLOITER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панкратова Ольга Борисовна, Писанов Сергей Сергеевич

Речь идёт о государственной политике советской власти в отношении крестьян в 20-30-е годы XX века. Рассматриваются положения, касающиеся лишения избирательных прав: законодательные, правовые и политические основания утраты права голоса на выборах в сельские Советы. В статье проводится сравнение положений Конституций РСФСР 1918 и 1925 гг., инструкций о выборах и перевыборах в Советы, выясняется порядок рассмотрения обращений граждан для восстановления в избирательных правах и нарушений законности этого процесса. Анализ исторических фактов приводит к выводу о том, что лишение избирательных прав позволило новой власти нейтрализовать значительную часть крестьянства, сделало возможным постепенное введение политики силового решения вопросов в деревне и в конечном итоге создало условия для применения репрессивных мер в отношении сельского населения в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy aimed at disfranchisement of peasantry in the 1920s to 1930s

The article deals with the state policy of Soviet power concerning the peasantry in the 1920s to 1930s. Legislative provisions concerning disfranchisement legislative, legal and political grounds for forfeiture of a right to vote during rural soviets elections are shown here. The article gives comparison of the RSFSR Constitution provisions (1918 and 1925), election and reelection instructions to soviets. Citizens’ initiation of legal action of examination procedure for remitter of rights to vote and infringement of this process’ legality is ascertained. The analysis of historical factors leads to a conclusion that disfranchisement allowed the new power to neutralise considerable part of the peasantry and also made possible gradual introduction of strongarm policy in solving rural problems; and finally, it created conditions for further repressive measures towards rural population.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по лишению избирательного права крестьянства в 20-30-е годы ХХ века»

УДК 94(470+571)"1917..."

Панкратова Ольга Борисовна

кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет godunova_olga@mail.ru

Писанов Сергей Сергеевич

Костромской государственный университет

gbcfyjd@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ЛИШЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА КРЕСТЬЯНСТВА В 20-30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Речь идёт о государственной политике советской власти в отношении крестьян в 20-30-е годы XX века. Рассматриваются положения, касающиеся лишения избирательных прав: законодательные, правовые и политические основания утраты права голоса на выборах в сельские Советы. В статье проводится сравнение положений Конституций РСФСР 1918 и 1925 гг., инструкций о выборах и перевыборах в Советы, выясняется порядок рассмотрения обращений граждан для восстановления в избирательных правах и нарушений законности этого процесса. Анализ исторических фактов приводит к выводу о том, что лишение избирательных прав позволило новой власти нейтрализовать значительную часть крестьянства, сделало возможным постепенное введение политики силового решения вопросов в деревне и в конечном итоге создало условия для применения репрессивных мер в отношении сельского населения в дальнейшем.

Ключевые слова: избирательная система, советская власть, избирательные права, лишение избирательных прав, чуждый элемент общества, выборы, инструкция, эксплуататор.

Вечером 26 октября 1917 года открытие Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов ознаменовало, что «Временное правительство низложено. Большинство членов Временного правительства уже арестовано» и «съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок» [7, с. 11-12]. С этого момента главенствующее положение в местном и центральном управлении отводится Советам, становящимся, в свою очередь, основой нового государственного строя. Революция и революционные настроения в обществе дали толчок процессу образования Советов на низовом уровне: фабричном, сельском, волостном, городском, уездном и других посредством выборов. Крестьяне имели право голоса на выборах в сельские и волостные Советы. Ситуация меняется в течение первых лет установления новой власти, которая начала процесс лишения крестьян избирательного права. Причины и последствия этих процессов являются важными для понимания данного периода и объяснения последующих явлений в истории страны.

Важную роль в становлении советского избирательного права сыграло принятие Конституции РСФСР, утвержденной 10 июля 1918 года Пятым Всероссийским съездом Советов. Чтобы сократить до минимума контрреволюционные настроения в обществе и всяческие их проявления, власть лишала определённые категории лиц права избирать и быть избранными в городские и сельские Советы. Статья 23 Конституции гласила: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская

Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» [5, с. 673]. В статье 65 Конституции непосредственно указывались лица, участие которых в выборах не могло приветствоваться молодой советской властью: «лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы, на проценты, получаемые с капитала, имевшие доходы с предприятий, поступления с имущества; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции и т. д.» [5, с. 677]. Таким образом, в первый год советской власти лица, которые относились не к трудовой, а к эксплуатирующей части общества, лица, получавшие доход от наёмного труда, аренды, капитала, обладали избирательным правом. В статье 7 Конституции отмечалось, что «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» [5, с. 671]. Под категорию эксплуататоров попадала та часть работающей деревни, которую власть относила к социально опасным, чуждым элементам строящегося социалистического общества.

Верхушка партии большевиков в конце 1917 -первой половине 1918 гг. в своих выступлениях и печатных работах всё чаще стала обращаться к теме ограничения в политических правах «вчерашних граждан», которых власть не желала видеть в новой действительности, как элемент прогнившего капиталистического общества. Об этом

© Панкратова О.Б., Писанов С.С., 2017

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

59

свидетельствует ряд трудов В.И. Ленина. В статье «Очередные задачи советской власти», написанной в апреле 1918 г. он указывал: «Социалистический характер демократизма советского, то есть пролетарского, в его конкретном, данном применении состоит, во-первых, в том, что избирателями являются трудящиеся и эксплуатируемые массы, буржуазия исключается...» [8, с. 203]. На пленуме ВЦСПС 1919 г. в заключительном слове по докладу Лениным было сказано: «Мы открыто заявили, что в переходное время, время бешеной борьбы, мы не только не обещаем свобод направо и налево, а заранее говорим, что мы будем лишать прав тех граждан, которые мешают социалистической революции» [9, с. 294]. Вопрос о формировании органов власти и создании основ советского законодательства становился всё более важным, когда речь заходила об избирательной системе в государстве. В декрете ВЦИК от 11 июня 1918 г. «Об организации и снабжении деревенской бедноты» говорилось: «В голодный 1918 год для решения продовольственной проблемы партия призвала для борьбы с кулачеством создавать комитеты бедноты» [11, с. 522]. Зажиточные крестьяне становились преградой к тому, чтобы полностью подчинить деревню социалистической идеологии и борьбе с деревенской буржуазией. Известно, что комбеды создавались как организации беднейшего и трудового крестьянства, которым должна принадлежать власть в деревне до тех пор, пока не будут проведены выборы в сельские Советы. Но советская власть нуждалась в силах, которые действовали бы внутри деревни для разрушения и разложения деревенского устоя, быта при проведении дальнейших радикальных мер. Этой силой стали батраки, бедняки, объединённые в комитеты бедноты и являвшиеся оружием в руках центральной власти. Зажиточные крестьяне, не желающие смириться с новой действительностью, становились реальной угрозой продвижения революционного порядка в деревне, попадали в жернова политического процесса лишения избирательного права.

Для проведения необходимой политики в кратчайшие сроки нужно было провести сельские и волостные перевыборы, чтобы по всей стране был быстро создан крепкий и единый аппарат рабоче-крестьянской власти. Поэтому постановлением ВЦИК от 2 декабря 1918 года публикуется первая инструкция «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов». В ней говорится о том, что «Деревенские Советы - сельские и волостные -были избраны в те времена, когда социалистическая революция ещё не докатилась до деревни. Они были поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под сильным их влиянием» [8, с. 582-584]. Этого можно было достигнуть лишь путём перевыборов деревенских Советов. Комитетам бедноты в процессе перевыборов при-

надлежала особая роль - руководить процессом перевыборов, после чего комбеды распускались, а Советы оставались единственным органом власти. Причиной создания реального органа управления деревней - сельского Совета и упразднения комбедов декретом от 23 ноября 1918 г. явился тот факт, что якобы строящие социализм в деревне комитеты бедноты, заручившиеся поддержкой власти, занимались разбойничеством и грабежом своих соседей по селу. Но власти понимали, что деревня - это сплочённый организм, что внешний мир для них - враждебная сила, поэтому на комитеты бедноты была возложена задача расшатать деревенские устои, подтолкнуть деревню на борьбу с зажиточными крестьянами. У комбедов этого не получилось, о чём и сказал на своём выступлении в начале 1919 г. Ленин, констатировав, что вопрос о колхозах не стоит как очередной.

В инструкции указано, что «не должны оказывать никакого влияния на выборы все те эксплуататорские элементы, помещики, кулаки, мироеды, которые были лишены своей собственности в процессе революции. Вчерашние эксплуататоры не могут принимать участия в выборах Советов» [2, с. 582-584]. Данная инструкция, равно как и последующие, была направленна на сокращение количества крестьян-кулаков в сельских Советах. К основной массе, допускаемой на выборы, относились деревенская беднота и среднее трудовое крестьянство.

Итак, для проведения перевыборов в сельские и волостные Советы была организована избирательная комиссия, состоявшая из членов комбедов. Она, в свою очередь, должна была наблюдать за тем, чтобы к голосованию допускались те, кто имеет на это право, руководствуясь статьями 64 и 65 Конституции РСФСР. На протяжении последующих четырёх лет инструкция «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов» была сингулярным нормативным документом, объясняющим порядок проведения выборов и формирующим круг лиц, имеющих право голоса и лишенных такового.

В постановлении VIII Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» от 29 декабря 1920 г. присутствует ссылка на статью 57 Конституции 1918 г. и говорится о проведении регулярных перевыборов сельских, волостных, городских и других Советов в установленные сроки, а также о необходимости регулярно созывать съезды Советов. О сроках созыва областных, губернских и уездных съездов говорилось в циркулярном постановлении президиума ВЦИК «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов» от 8 февраля 1921 г.

По сравнению с инструкцией о перевыборах в Советы 1918 г. инструкция от 31 августа 1922 г. заключала в себе череду структурных преобразо-

ваний, которые указывали на порядок составления списков лиц, лишённых избирательных прав, проверку и размещение этих списков на видном месте. Списки составлялись сравнительно гладко. Были случаи проведения специальных месячников по пересмотру списков. Но 14 сентября того же года был опубликован циркуляр ЦК, констатирующий опасность укрепления в Советах кулацкого элемента. Этот документ требовал проявлять пристальное внимание при составлении списков избирателей, индивидуально подбирать будущих кандидатов из местных коммунистов, пришедших из города, преданных советской власти, для усиления деревни в борьбе с кулачеством.

На этом фоне запретов в жизни советской деревни, которые были рассмотрены выше, стоит обратить внимание на появление двух документов: декрета ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР» и Земельного кодекса от 30 октября того же года. В первом документе говорилось о том, что объединениям и частным лицам, которые принимали участие в развитии производственных сил страны, всем гражданам, не ограниченным в установленном законом порядке в своей правоспособности, власть предоставляет возможность организовать промышленные и торговые предприятия. В разделе II и III Земельного кодекса говорится, что власть даёт право брать в аренду и давать в аренду, что ранее было запрещено, легализует наёмный труд для сева и сбора урожая, что тоже было запрещено Конституцией. Этими свободами, естественно, пользовались крестьяне, но именно это и подводило их под разряд эксплуататоров и именно они будут лишены избирательных прав.

Следующая ремиссия этого процесса была закреплена в инструкции от 11 августа 1924 г., где было принято решение о снятии лимита для участия в выборах с некоторых категорий лишённых права голоса. Их могли допустить до голосования по предъявлению документа, который бы заверял, что его хозяин не эксплуатировал чужого труда, жил на средства, зарабатываемые его личным трудом. Это касалось части слоёв крестьянства, групп интеллигенции, лишённых права голоса по мотивам антисоветской агитации. Явка избирателей на выборы оказалась незначительной. С мест поступали многочисленные жалобы на нарушение избирательными комиссиями инструкции о перевыборах, в том числе дезорганизация касались и лишения избирательных прав. Как констатировал впоследствии один из руководителей партии и государства Л.М. Каганович, на выборах 1924 г. «под видом кулаков лишали избирательных прав середняков, которые по тем или иным причинам неугодны были тому или иному администратору» [4]. Наблюдались отступления от Конституции, и вместо

выборов от сельсоветов на волостной съезд избирались делегаты от общих сельских собраний.

Политика «лишения избирательных прав» привела к огромному количеству жалоб и заявлений о восстановлении в этих правах. Поэтому в инструкции от 16 января 1925 г. о перевыборах содержится процедура рассмотрения жалоб граждан на восстановление их избирательного права. Жалоба проходила по нескольким инстанциям: из сельской избирательной комиссии в волостную. Если в волостной комиссии жалоба была проанализирована в положительную сторону, то её отсылали обратно в сельскую избирательную комиссию. Если такого не происходило, она пересылалась в уездную избирательную комиссию. Для рассмотрения жалоб отводилось двое суток каждой из инстанций. Последней кассационной инстанцией являлся президиум ЦИК. Но, несмотря на все предупреждения и требования, идущие из Москвы, своеволие местных властей при проведении выборов сохраняло массовый характер. Это констатировал циркуляр ЦИК СССР от 6 апреля 1925 г., говорящий, что местными органами власти продолжали расширительно толковаться статьи Конституции, определяющие категории лиц, лишенных избирательного права.

Летом 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР. Статья 14 Конституции 1925 г. фактически повторяла формулировку 23-й статьи Конституции 1918 г. Она позволяла государству лишать прав как отдельных лиц, так и социальные группы, которые пользуются ими в ущерб интересам строящейся социалистической реальности. Статья 69 указывала категории лиц, причисленных государством к рангу лишённых избирательного права, которые практически остались теми же, что и в предыдущей Конституции [6].

Продолжавшаяся кампания по оживлению активности Советов и действующая обстановка в стране стали мотивом для того, что с июля 1925 г. началась работа над новой избирательной инструкцией. Среди главных намерений - расширение круга избирателей за счёт отдельных групп населения, в прошлом лишенных права. К конечной редакции инструкции о перевыборах Советов была допущена 13 октября 1925 г.

Состоявшиеся в конце 1925 - начале 1926 г. перевыборы предстали самыми «свободными» за всю историю советской власти. В избирательную кампанию были вовлечены самые широкие слои сельского и городского населения, сторонники мелкой нэпманской буржуазии. Это повлияло на то, что коммунисты утратили свои передовые позиции во многих Советах, особенно сельских, при сложившейся высокой избирательной активности граждан. Последовавшее резкое осуждение итогов перевыборов Сталиным привело к созданию комиссии ЦК во главе с В.М. Молотовым.

Задачи, находящиеся в ведении комиссии, касались пересмотра инструкции 1925 г. и устранения тех моментов, которые существенно расширили круг лиц, наделённых избирательными правами.

В итоге уже 28 сентября 1926 г. ЦИК СССР утвердил новую общесоюзную инструкцию о выборах в Советы. В её преамбуле указывалось: «Выборы в Советы 1926 года... поставили... задачу дальнейшего охранения Советов от проникновения в них эксплуататорских элементов» [12, с. 702]. Те, кого называли «антисоветскими элементами», начали действовать по-своему.

В сводке ВЦИК от 5 января 1926 г. «О ходе избирательной кампании Советов РСФСР» говорилось, что в ряде селений кулацкие и антисоветские элементы пытаются намечать и выбирать свои списки, а также стараются пролезть путём подкупа и спаивания активистов. Эта инструкция увеличила количество общих мотивов для лишения права голоса до двенадцати. Отдельный пункт инструкции был отведён членам семей лишенцев.

4 ноября 1926 г. ВЦИК утвердил новую избирательную инструкцию. В разделах о лишении избирательного права и о порядке его восстановления речь шла об основных положениях союзной инструкции, касающейся этих вопросов. На составление списков лиц, лишенных избирательных прав, обращалось особое внимание

Инструкции 1926 г. стали основой избирательного законодательства страны до середины 1930-х гг. Остальные нормативные акты по выборам, издававшиеся в этот период, только конкретизировали и дополняли эти документы.

3 октября 1930 г. была издана новая инструкция по проведению перевыборов в сельские Советы. В неё был внесён ряд изменений: главное - увеличение числа оснований для лишения избирательного права. 2 октября 1934 г. ВЦИК принял новую избирательную инструкцию. В раздел, посвященный организации лишения избирательных прав, были внесены изменения. Так, впервые в списке социальных категорий, лишаемых данных прав, упоминались «кулаки»: «.кулаки, выселенные за противосоветские и противоколхозные выступления из пределов сел и поселков, в которых они ранее проживали.» [13, с. 736]. Особый пункт инструкции определял порядок восстановления в правах голоса высланных кулаков и их детей. Однако с самого начала избирательной кампании 1934-35 гг., как и во все предыдущие годы, хлынул поток жалоб на грубые ошибки и нарушения местными властями Конституции и инструкции.

Государственная политика по перевыборам в Советы предоставляла возможность голосовать определённым категориям граждан. Перечень этих категорий был внесён в Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. Те группы населения, которые власть не желала видеть на выборах по тем или иным при-

чинам, отошли к другой группе - были включены в списки лишенных права голоса. В зависимости от того, как проходили выборы и какой был результат в итоге, власть вносила изменения посредством инструкций, которые являлись опорным документом для избирательных комиссий на местах. Неправильность интерпретации инструкций приводила к тому, что местные избирательные комиссии в списки лиц, подлежащих лишению права голоса, ошибочно включали тех, кто этим правом пользоваться по закону. Сельские Советы и избирательные комиссии действовали при составлении списка лиц весьма самостоятельно.

Лишение избирательных прав граждан страны по экономическим, социальным, политическим мотивам, а также деление на «своих» и «чужих» позволило нейтрализовать значительную массу населения для проведения политики навязывания новых правил жизни в деревне. Лишение избирательных прав явилось первоначальной стадией использования последующих репрессивных действий в аграрном секторе.

Библиографический список

1. Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.) / Ин-т рос. Истории РАН. - М., 2000. - 350 с.

2. О порядке перевыборов волостного и сельских Советов: инструкция от 2 декабря 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. / Управление делами Совнаркома СССР - М., 1942.

3. О выборах в Советы: инструкции от 28 сентября 1926 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик. Отд. 1. -1926 (26 октября).

4. Каганович Л.М. Партия и перевыборы Советов. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - 64 с.

5. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года. № 582 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. Отд. I. - 1918 (20 июля). - С. 671- 682 с.

6. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов 11 мая 1925 года). № 79 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. Отд. 1. - 1925 (1 июня). - Ст. 603.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 1917-1924 гг. -М.: Политиздат, 1970. - 543 с.

8. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч. Т. 36 (март - июль 1918). -М.: Политиздат, 1969. - 203 с.

9. Ленин В.И. Речь на Пленуме ВЦСПС // Полн. собр. соч. Т. 38: Март - июнь 1919. - М.: Полит. литература, 1969. - 579 с.

10. Саламатова М.С. Всероссийская Центральная избирательная комиссия: истоки создания (1925-1926 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 7 (262).

11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-

1918 гг. / Управление делами Совнаркома СССР. -М., 1942.

12. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1926 г. / Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - № 66. - Ст. 500, 501.

13. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1934 г. / Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1948. - № 50. - Ст. 395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.