Научная статья на тему 'Советская историография древнерусской философской мысли'

Советская историография древнерусской философской мысли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чумакова Т. В.

The article is devoted to investigation of the Soviet historiography of Old Russian philosophy Philosophical views typical of the medieval Russian culture were of great interest to historians and philologists as early as at the close of the 19 th century. Since then a lot of monographs and articles have appeared, suffice it to mention the works by A.S. Abramov, VP. Adrianova-Peretts, V.S. Gorsky, M.N. Gromov, A.F. Zamaleev, V.V. Kolesov, D.S. Likhachev, M.V. Sokolov and others. These authors have described personal and social constants of philosophical views of Old Russia and systematized medieval psychological, theological and philosophical ideas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet historiography of Old Russia philosophy

The article is devoted to investigation of the Soviet historiography of Old Russian philosophy Philosophical views typical of the medieval Russian culture were of great interest to historians and philologists as early as at the close of the 19 th century. Since then a lot of monographs and articles have appeared, suffice it to mention the works by A.S. Abramov, VP. Adrianova-Peretts, V.S. Gorsky, M.N. Gromov, A.F. Zamaleev, V.V. Kolesov, D.S. Likhachev, M.V. Sokolov and others. These authors have described personal and social constants of philosophical views of Old Russia and systematized medieval psychological, theological and philosophical ideas.

Текст научной работы на тему «Советская историография древнерусской философской мысли»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 2

ТВ. Чумакова

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

История научного изучения древнерусской мысли начинается с первой половины XIX в., когда любители «древностей российских» приступили к изучению первых памятников древнерусской мысли. В конце столетия (в 1891 г.) была защищена первая диссертация, в которой ставился вопрос о необходимости историко-философского исследования древнерусских текстов. Это была диссертация М.В. Безобразовой «Рукописные материалы к истории философии в России». Но после .революции 1917 г. изучение средневековой философской мысли постепенно сворачивается, вначале по причинам материальным (отсутствие бумаги и средств, необходимых для издания научных трудов), а позже и по идеологическим1. Многие медиевисты и византологи, которые занимались историей древнерусской мысли, были репрессированы (В.Н. Бенешевич, В.Н. Перетц, Д.В. Айналов, К.В. Харлампович, С.Ф. Платонов и др.2), другие покинули страну. Под запретом оказались и сами произведения: отдельные источники древнерусской мысли, и в первую очередь произведения философско-богословского характера, оказались вытеснены из научного оборота3. До начала 40-х годов изучение древнерусской книжности - основного источника древнерусской философской мысли - приостановилось. Практически не издавались первоисточники, да и среди издаваемых текстов предпочтение отдавалось летописям и воинским повестям («Слово о полку Игореве», «Задоншина» и проч.4), а также «естественнонаучной», «сатирической» и полемической литературе. Первой серьезной работой по истории древнерусской натурфилософии5 стала книга Т.Н. Райнова «Наука в России в XI-XVII вв.: Очерки по истории донаучных и естественнонаучных воззрений на природу» (М.; Л., 1940). Впервые в одном издании был приведен обширный массив памятников древнерусской книжности: летописи, жития, правовые источники, «Травники», «Лечебники» и др. Труд Т.И. Райнова был дополнен «Историей естествознания в России» (М., 1957. Т. 1. Ч. 1.) В разделе «Биология» автор СЛ. Соболь указал новые источники древнерусской натурфилософии. В том же 1957 г. увидел свет сборник статей «Очерки по истории русской психологии» (М., 1957), в который вошла статья М.В. Соколова «Психологические воззрения в Древней Руси», а его монография «Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVI1 вв.» (М., 1963), вышедшая шестью годами позже, до сих пор остается наиболее полным трудом, посвященным этой проблеме. С конца 50-х годов изучение натурфилософских и антропологических представлений Древней Руси развивалось достаточно интенсивно. В 60-х годах были опубликованы монографии историка древнерусской медицины H.A. Богоявленского6, в которых анализировалась обширная древнерусская литература натурфилософского характера: от статей «Изборника» 1073 г., «Физиологов» до переводов Епифания Славинецкого. В 70-х - начале 90-х годов увидели свет работы В.К. Кузакова «Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X-XVII вв.» (М., 1976), «Отечественная историография истории науки в России X-XVI1 вв.» (М.,4991), сборники «Естественнонаучные представления Древней Руси» (М., 1978-1988). Они представляют интерес не только для историков естествознания, но в первую очередь для философов и культурологов, поскольку освещают теоретические и методологические проблемы изучения древнерусской мысли.

О Т. В. Чумакова, 2004

В 40-60-е годы к теме подключаются филологи, в частности В.П. Адрианова-Перетц. Она большое внимание уделяла проблеме человека в древнерусской культуре7, отсюда проистекал ее интерес к таким философски наполненным источникам, как произведения дидактической литературы. «Как видим, - писала она, - учительная литература теоретически подготовила к XVII веку русских историков и их читателей к размышлениям над человеческим характером - над его сложностью и противоречивостью, над совмещением в нем доброго и злого начала»8. Тема человеческой личности, индивидуальности9 в «системе феодального мировоззрения» стала основной и в публикациях Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» (1-е изд. М., 1958; 2-е изд. М., 1970), «Поэтика древнерусской литературы» и др. Богатый материал для историко-философского анализа проблемы человека содержат работы В.В. Колесова10 и JI.H. Черной".

Важным событием в истории изучения древнерусской философии стало 900-летие «Изборника» Святослава 1073 г. К юбилейной дате вышел ряд сборников и статей12, в которых анализировались древнерусская философская терминология и место философии в древнерусской культуре.

Главной темой, привлекавшей внимание историков и филологов, была древнерусская историософия и тесно связанные с ней понятия «вера», «правда», «самовластие» и, конечно же, древнерусские представления о власти. Пожалуй, ни один из историков прошлого не смог обойти эту проблему в своих работах. В советский период эта проблема привлекала внимание специалистов, занимающихся XV-XVII вв. (А.Г. Маньков, П.А. Садиков, Р.Г. Скрынников, JI.B. Черепнин и др.), особенно хотелось бы выделить работы A.A. Зимина13, А.И. Клибано-ва14, H.A. Казаковой и Я.С. Лурье'\ которые обусловили подъем интереса к вопросам власти и «самовластия» не только в нашей стране, но и на Западе16.

Институциализация древнерусской философии в качестве самостоятельного направления историко-философских исследований начинается с краткого очерка М.Н. Тихомирова «Философия в Древней Руси»17. Вслед за своими дореволюционными предшественниками18 он отмечает, что в древнерусской культуре существовали две традиции: монашеская (аскетическая) и светская, в последней и возникло отечественное любомудрие. В учебнике A.A. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия XI-XIX вв.» (Л., 1970) древнерусский период рассматривался как первая стадия развития русской философии. Авторы писали: «К основным национальным особенностям русской философии прежде всего следует отнести то, что она не имела дохристианского периода и, в отличие от философии других европейских стран, не могла опереться на культурное наследие античного мира... Поэтому философия на Руси, не успев сложиться в языческих формах, сразу оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии с православным христианством... Православие... исключало существование нерелигиозных воззрений»19. Галактионов и Никандров полагали, что оригинальная философская мысль возникла прежде всего в сфере различных еретических течений20.

В 80-е годы XX в. издается ряд сборников по истории древнерусской мысли: «У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов» (Киев, 1983), «Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность» (Киев, 1984), «Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов» (Отв. ред. B.C. Горский. Киев, 1988), «Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки)» (Киев, 1988), «Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура» (Киев, 1991). В 1984 г. в Москве выходит сборник «Становление философской мысли в Киевской Руси» (М., 1984), где в статьях В.Ф. Пустарна-кова, В.В. Милькова, А.И. Абрамова, А.Д. Сухова, Н.Б. Пилюгиной и других анализируются проблемы познания в древнерусской мысли, а также методологические проблемы, наиболее актуальные для историков философии: о месте философии в Древней Руси, предпосылках ее

появления, ее синкретическом характере. В юбилейных сборниках и статьях 1987-1988 гг., посвященных 1000-летию принятия христианства21, также затрагивались философские проблемы, в частности взаимодействие философской мысли Древней Руси с философскими традициями других стран. Под редакцией В.Ф. Пустарнакова в 1991 г. в Москве вышел сборник научных трудов «Международные идейно-философские связи Руси XI-XVII вв.». Авторы статей рассматривали древнерусскую философию не только как самобытное явление, но прежде всего в контексте мировой философской мысли, уделяя особое внимание путям воздействия византийской, восточной и других культур на древнерусское мировоззрение.

Обобщающей работой по истории философской мысли в Древней Руси с X по XVII в. стала монография А.Ф. Замалеева «Философская мысль в средневековой Руси» (JL, 1987), где впервые в историографии древнерусской философии был систематизирован обширный материал, рассмотрены источники и метод древнерусской философии. Автор подчеркивал, что своеобразие древнерусской философии во многом определено ее самобытными истоками, т. е. собственно славянскими элементами, в частности дохристианскими верованиями. Однако философия в Древней Руси возникает только после христианизации как феномен взаимодействия разных культур, из которых определяющая роль принадлежала византийской и болгарской культурам22. Вслед за работой Замалеева вышли монографии B.C. Горского «Философские идеи в культуре Киевской Руси XI - начала XII в.» (Киев, 1988), JI.B. Полякова «Философские идеи в культуре Древней Руси» (М., 1988) и учебное пособие М.Н. Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль X-XVfl вв.» (М., 1990). Авторы пособия трактовали древнерусскую философскую мысль как совокупность образов, идей и концепций. В соответствии с такой дефиницией максимально расширялся круг источников, куда вошли не только вербальные, но и невербальные (живописные, архитектурные) произведения, а также памятники прикладного творчества23. Выход этих работ окончательно «узаконил» существование такого направления историко-философских исследований, как история древнерусской философской мысли. В вышедшем в 1989 г. под редакцией И.Т. Фролова первом томе учебного пособия «Введение в философию» о русской философии написано, что она «представляет собой оригинальное образование в мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси в процессе ее христианизации, она развивалась в контексте русской культуры, отражая ее историческое своеобразие»24. Практически во всех современных учебниках по истории философии древнерусский период рассматривается как первый этап развития отечественной философии25.

Вслед за институциализацией древнерусской философской мысли началось ее внутреннее структурирование. Стали выходить работы, посвященные отдельным направлениям древнерусской мысли. В 1991 г. была опубликована фундаментальная работа В.В. Бычкова «Русская средневековая эстетика. XI-XVII века» (М., 1992). Основная мысль - духовный потенциал человека Древней Руси наиболее полно и глубоко воплотился в сферах религиозной жизни и художественно-эстетического сознания. И, как отмечает автор, «эстетическое выступает, таким образом, некой универсальной характеристикой всего комплекса неутилитарных взаимоотношений человека с миром, основанных на ощущении им своей изначальной причастности к бытию и к вечности, гармонической вписанности в Универсум»26. В отдельное направление исследований выделилось исследование древнерусской историософии, в частности, этой теме посвящена монография В.В. Милькова «Осмысление истории в Древней Руси» (М., 1997)27.

В последние годы основное внимание исследователей древнерусской философской мысли сосредоточено на публикации первоисточников28, что во многом отражает новую ситуацию в этой области: свобода выбора первоисточников и методов работы с ними, а также включение в курс истории философии древнерусской мысли выявили необходимость введения в философский оборот новых источников и более глубокого осмысления уже изученных.

Summary

The article is devoted to investigation of the Soviet historiography of Old Russian philosophy. Philosophical views typical of the medieval Russian culture were of great interest to historians and philologists as early as at the close of the 19th century. Since then a lot of monographs and articles have appeared, suffice it to mention the works by A.S. Abramov, VP. Adrianova-Peretts, V.S. Gorsky, M.N. Gromov, A.F. Zamaleev, V.V. Kolesov, D.S. Likhachev, M.V. Sokolov and others. These authors have described personal and social constants of philosophical views of Old Russia and systematized medieval psychological, theological and philosophical ideas.

1 См., напр.: Византиноведение в Эрмитаже / Науч. ред. B.C. Шандровская. Л., 1991.

2 См.: Аверьянов К.А. Историк и тоталитаризм (С.Б. Веселовский и исследования эпохи Ивана Грозного) // IV Соловецкий общественно-политический форум «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры». Архангельск; Соловки, 1992. С. 83-85 :Ашнин Ф.Д., Алпатов В. М. «Дело славистов», 30-е годы. М., 1994; Брачев B.C. «Дело историков», 1929-1931 гг. СПб., 1997; Академическое дело, 1929-1931 гг.: Документы и материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ. Вып. 1.: Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова. СПб., 1993; Перченок Ф.Ф. К истории Академии наук: снова имена и судьбы: Список репрессированных членов Академии наук// In memoriam: Ист. сб. памяти Ф.Ф. Перченка. М., 1995. С. 141-210.

' Это хорошо видно из подбора источников в первом советском издании посланий Ивана Грозного (Послания Ивана Грозного / Подг. текста Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье. M.; Л., 1951), куда не было включено ни одного послания богословского характера, а в опубликованных посланиях составители были вынуждены сделать купюры, исключив фрагменты философско-богословского характера.

' См., напр.: Лихачев Д.С. Оборона древнерусских городов. Л., 1942; Воинские повести Древней Руси / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М,;Л., 1949.

5 Работе Т.И. Райнова предшествовал труд русских ученых Л.Ф. Змеева. В.М. Флоринского, М.Ю. Лахтина и др. Но они рассматривали отдельные аспекты естествознания и натурфилософии Древней Руси. Более подробно об историографии древнерусского естествознания см. Кузаков В.К. Отечественная историография истории науки в России X-XV1I вв. M., 1991.

" Богоявленский H.A. 1) Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960; 2) Медицина у первоселов Русского Севера. Л., 1966, 3) Отечественная медицина и физиология в далеком прошлом. (Развитие анатомо-физиологических представлений от истоков до второй трети XVIII в.) Л , 1970.

7 Адрианова-Перетц В.П. 1 ) К вопросу о изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI-XIV вв. // Вопросы изучения русской литературы XI-XX вв. М.; Л., 1958; 2) О реалистических тенденциях в древнерусской литературе (X1-XV вв.) // ТОДРЛ. Т16. 1960, 3) Человек в учительной литературе Древней Руси // ТОДРЛ. Л., 1972. T. XXVII.

" Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литерачуре Древней Руси. С. 64.

* Эта же тема стала центральной в работах Н.К. Гудзия, Л,А. Дмитриева, A.C. Елеонской, А Н. Робинсона, A.C. Орлова, а также историков русского искусства Г.К. Вагнера, H.A. Деминой, В Н. Лазарева и др.

10 Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986; Мир человека. СПб., 2000; Добро и зло. СПб., 2001, и др.

" Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к Новому времени. Философско-антропологический анализ русской культуры XVII - первой трети XVIII века. М„ 1999.

12 См.: Бондарь C.B. 1 ) Античное учение об элементах и некоторые антропологические воззрения в «Изборнике» Святослава 1073 г. //Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Горский. Киев, 1988. С. 125-133; 2) К пониманию проблемы «человек-история-время» в «Изборнике» 1073 г. (Опыт реконструкции на основе фрагмента «О шестом псалме») // Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов. Сборник науч. тр. / Отв. ред. B.C. Горский. Киев, 1988. С.69-87., 3) Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073-1076 гг. Киев, 1990; Гаврюшин Н.К. «Изборник» Святослава 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина // Советское славяноведение. 1983. № 4.; Сидоров А.И. Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника» Святослава 1073 г.// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985; СтратийЯ.М. Естественнонаучные представления Древней Руси и Болгарии и их место в истории отечественной натурфилософии // У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. Киев, 1983. С. 103-126; Юрченко А. И. «Изборник» 1073 г Интерпретация основных древнерусских философских терминов // Вопросы языкознания. 1988. № 2.

" См., напр.: Зимин A.A. 1) И.С. Пересветов и русские вольнодумцы XVI века // Вопросы религии и атеизма. 1955. № 3; 2) Сочинения Ивана Пересветова. М.; Л., 1956.

11 Клибанов А.И. 1) Духовная культура средневековой Руси. М., 1996, 2) Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI века. М., 1960.

Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.; Л., 1955.

16 См., напр.: Hasch Е. Sowjetische Forschungen zur Haresiengeschichte Altrusslands. Methodologische Bemerkungen

//Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 18. 1970; Успенский Б.А. 1) Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.. 2000; 2) Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

17 Тихомиров М.Н. Русская культура X-XV1II вв. М., 1968.

18 См., напр.: Никольский Н.К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. Кн. VI. 1913. - Автор выделяет в древнерусской духовной культуре две традиции: Киево-Печерскую аскетическую и умеренную, которая стремилась сочетать мирское и духовное.

" Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. J1., 1970.

20 Там же. С. 128-129. - Надо отметить, что рассмотрение еретических течений как очагов свободомыслия было характерно и для русской историографии с конца XIX века (см., напр.: Тихонравов Н.С. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский // Соч. М., 1898. Т. 2; Юзов И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб., 1881.

21 См., напр.: Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9; Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М., 1987; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и Крещение Руси. М„ 1988; Толстой НИ. Христианизация как фактор усложнения структуры древнеславянской духовной культуры // Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сб. тезисов / Отв. ред. Н.И. Толстой. М„ 1987. С. 50-53.

22 Эти идеи разделяет большинство исследователей древнерусской мысли, (см., напр.: Сухов А.Д. Русская философия: Особенности, традиции, исторические судьбы М, 1995). Он пишет: «Первоначально зачатки философской мысли на Руси имели языческий характер. Вместе с приходом новой религии и крещением Руси, они утрачивали свое место» (С. 71), История русской философии: Учеб. пособие / М.Н. Громов, И.Ф. Худушина, А.И. Абрамов и др. / Отв. ред. М.Н. Громов. М., 1998. С. 5.

25 См. подробнее: Громов М.Н. К философской семантике древней, средневековой и современной архитектуры // Отечественная философская мысль XI-XV1I вв. Киев, 1991. С. 15-29.

24Введение в философию: Учеб. для вузов / Под ред. И Т. Фролова. Т. 1. М., 1989. С. 194.

25 См., напр.: Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995; История русской философии Учеб. пособие / М.Н. Громов, И.Ф. Худушина, А.И. Абрамов и др.; Отв. ред. H.H. Громов. М., 1998.

26Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С. 8.

27 В последние годы появилось некоторое количество работ, посвященных еще более узким проблемам древнерусской мысли (см.: Щеглов А.П. Древнерусская ноуменальная натурфилософия. Иерусалим; М., 1999). - На основе феноменологической методологии было проведено исследование древнерусских источников («Толковой Палеи», переводов Псевдо-Дионисия Ареопагита и др.) с целью систематического рассмотрения древнерусской ноуменальной (ангельской) натурфилософии (см: Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000. - Монография посвящена проблеме знания в древнерусской культуре).

2"См., напр.: Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 1-2. СПб., 1999-2001

Статья поступила в редакцию 21 января 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.