Научная статья на тему 'СОВЕСТЬ - КАК ЭТИЧЕСКИЙ КАТЕГОРИЯ'

СОВЕСТЬ - КАК ЭТИЧЕСКИЙ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗУМ / МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Қодиров Н.М., Мамажонова Г.К.

В этой статье мы размышляем основний этический категории совесть.In this article, we reflect on the basic ethical categories of conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕСТЬ - КАК ЭТИЧЕСКИЙ КАТЕГОРИЯ»

Бердникова, Т. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 224 с.

2.Остапенко, В.А. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения / В. А. Остапенко, Л.М. Подъяблонская, В.К. Мешков. - М.: Экономист, 2015. - 40 с.

3.Смекалов, П.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. / Г.А. Ораевская - М.: Финансы и статистика, 2014. - 348с.

4.Шуляк, П.К. Финансы предприятия: Учебник. / П.К. Шуляк - М.: Дашков и К0, 2013.-752с.

УДК 735

К^одиров Н.М.

старший преподаватель кафедры «Социальный науки» Наманганский инжинерно педагогический институт

Узбекистан, г, Наманган Мамажонова Г.К. преподаватель кафедры «Социальный науки» Наманганский инжинерно педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган СОВЕСТЬ - КАК ЭТИЧЕСКИЙ КАТЕГОРИЯ Аннотация: В этой статье мы размышляем основний этический категории совесть.

Ключевые слова: совесть, личность, разум, мораль

CONSCIENCE AS AN ETHICAL CATEGORY Abstract: In this article, we reflect on the basic ethical categories of conscience.

Keywords: conscience, personality, reason, morality Совесть - свойство рефлексирующей личности, личности, которая обладает сознанием не в смысле рациональной высшей деятельности мозга, а сознанием как осознанием «Я есть», самосознанием своего «Я». Уважительное отношение к собственной личности, к своей «самости» предполагает обязательное наличие совести. Именно она дает человеку убежденность в правоте своих поступков, или чувство вины за непоследовательность, за несоответствие совершенству, критерии которого выработаны данной личностью. Поэтому чем ближе человек к совершенству, чем больше к ней стремится, тем развитее у него совесть. У кого-то совестливость гипертрофированна, у кого-то атрофирована, кто-то не имеет ее вообще. Совесть отличается бескомпромиссностью, поэтому не все или, мягче выразимся, не всегда признают собственную ответственность. Ведь без нее легче, всегда есть на кого и на что свалить вину. 1

Откуда берутся моральные обязательства и каково их содержание? Они

1 Мирзахолов Х. Т., Абдурахмонова Б. Р. Самосовершенствование личности—цель эстетического воспитания //Молодой ученый. - 2016. - №. 4. - с. 720-722.

появляются не сразу, они формируются в процессе социализации личности. Теологические учения исповедуют, что совесть это присутствие Божьего Духа в душе человека и поэтому является связующим звеном между ними, Богом и человеком; проявление Божьего присутствия. А потому совесть выше разума, воли, чувств человека, она сверхъестественна, непонятна и неподвластна разуму. Даже если человек хочет избавиться от нее, не может, ну а бессовестные люди - не Божьи дети.

С другой стороны, можно встретить в философской литературе трактовку Бога как абстрагированной, отделенной от носителя, воплощение (образ, символ) совестливости. Человек разделяет моральные требования, которые сформулированы как заповеди Бога, или открывает их в священных книгах и принимает в качестве собственных. То есть совесть и есть Бог; Бог -аккумулированная совесть личности и народа.

Из этого суждения очевидно, что совесть есть то, дистанцируется от человека. Она может принимать форму внутреннего диалога человека с самим собой, с Богом, с авторитетным суждением. Она как бы отлетает, существует автономно и судит со стороны. Судья-то она невидимая, и судит человека наедине, без свидетелей: совесть и человек, третий лишний. И суд поэтому суровый, без снисхождения. Оправдаться перед судом окружающих легче. Если человек судит себя исходя из мнения окружающих о нем, особенно близких, и их мнение для него небезразлично, существенно, важно и потому чувствительно, то в случае несоответствия его поступка этому мнению или ожиданию, возникает чувство стыда, наверное, самое «социальное» чувство. Животные не знают стыда. Стыд, однако, это реакция человека на недолжное, ненормативное, как ему кажется, поведение не только себя, но и своих близких. Стыдно может быть за народ, государство. Парадокс стыда в том, что человек судит себя, ориентируясь на мнение окружающих, а окружающие могут просто не заметить этот проступок, остаться безразличными или их оценка ситуации может быть диаметрально противоположной. «Стыднее» всего, конечно же, за себя; чаще стыд это самоистязание, самосуд в присутствии публики.2 Правда, не стоит забывать, что мнение окружающих и личностные нравственные требования часто совпадают, накладываются друг на друга.

Совесть для духовно развитой личности — средоточие духовных ценностей и убеждении, основа самоуважения и чувства собственного достоинства, где разум и чувства сплетаются в такие «узы, вырваться из которых нельзя, не разорвав своего сердца, и победить которые можно лишь подчинившись им» (К. Маркс).

Совесть неподкупна и бескомпромиссна в своих позициях, ибо в противном случае она начинает постепенно разрушаться, если пытается смягчить собственные требования и оценки и злоупотребить присущей ей способностью самореабилитации. Она как бы стоит на страже интересов

2 Фарходжонова Н. Ф. Влияние идеологических процессов на национальную идею в условиях глобализации //Мир науки и образования. - 2016. - №. 2 (6).

всеобщих принципов человечности в каждом отдельном человеке.

Поэтому совесть обязует человека целиком ориентироваться на идеалы гуманности и доброты, долга и чести, какими бы иллюзорными и нелепыми они ни казались в данный момент, и критически ответственно относиться к любым мнениям и собственным побуждениям, какими бы рассудительными и практичными они ни выглядели, расходясь с этими требованиями.

Зрелая развитая совесть предъявляет человеку максимальные требования, не приемля никаких компромиссов и уступок, и предполагает ответственность человека не только за свои убеждения и действия, но и за все происходящее вокруг. Порядочный, совестливый человек, даже если сам живет в согласии с моралью, преодолевая усилиями воли жизненные искушения и соблазны, не может не переживать несоответствия реальной жизни и требований нравственности и не чувствовать укоров совести за несовершенство человеческой природы и общественной жизни.

Совесть личности и народа выполняет еще одну функцию, служит основанием для оптимистической оценки будущего. Несмотря на разность интерпретаций происхождения совести, содержание морального требования совестливости одно, - это общечеловеческие позитивные ценности. Удивительный момент! Антиценности не входят в совесть. Совесть - это подсказывающая интуиция в поиске верного пути развития.

Использованные источники: 1. Андреев Д. Роза мира. - М., 1992. С. 244. 2.Омар Хайям. Рубаи. - Т., 1981. С. 111

3. Фарходжонова Н. Ф. Влияние идеологических процессов на национальную идею в условиях глобализации //Мир науки и образования. - 2016. - №. 2 (6).

4.Мирзахолов Х. Т., Абдурахмонова Б. Р. Самосовершенствование личности—цель эстетического воспитания //Молодой ученый. - 2016. - №. 4. - с. 720-722.

УДК 352

Колобылина Н.А. студент магистратуры 2 курс, факультет «Экономики и менеджмента» Курский государственный университет

Россия, г. Курск ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты лоббирования корпоративных интересов в органах государственной власти. Затрагиваются актуальные вопросы лоббирования корпоративных интересов в органах государственной власти на современном этапе развития. Уделяется внимание специфике лоббирования и возможности его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.