Научная статья на тему 'САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ'

САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЦЕННОСТЬ / СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / САМОПОЗНАНИЮ / СХОЛАСТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уринбоев Х.Б., Мамажонова Г.К.

В этой статье мы размышляем о смысле человеческой жизни и самоценность. в этой статье анализируят комментарии об этих проблемах восточные мыслители. В это проблемах основная точка зрения расматревается наши предках как относились человеке к природу и религию.In this article, we reflect on the meaning of human life and self-worth. In this article, the Eastern thinkers analyze the comments on these problems. In these problems, the basic point of view of our ancestors is how the person treated nature and religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

жестов можно определить скрытые чувства и намерения коммуникаторов, их состояния. Именно эти особенности мы смогли выявить, проводя анализ фотографии трех лидеров на Тегеранской конференции 1943 года.

Использованные источники:

1. Алан Пиз. Язык телодвижений. - М.: Эксмо - 2007. - 272 с.

2. Макс Эггерт. Язык тела. Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела. - Pretex - 2012. - 244 с.

3. Кузнецов И.Н. Современный язык жестов. М.: АСТ; Минск: Харвест -2006. - 448 с.

4. Пол Экман, Психология лжи, Питер, 2015. - 331 с.

5. Л.Г. Викулова, А.И. Шарунов. Основы теории коммуникации: практикум - 2008. - 316 c.

УДК 1(091)

УринбоевХ.Б., к.социол.н. кафедра «Социальный науки» Мамажонова Г.К. преподаватель кафедра «Социальный науки» Наманганский инжинерно педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Аннотация: В этой статье мы размышляем о смысле человеческой жизни и самоценность. в этой статье Канализируят комментарии об этих проблемах восточные мыслители. В это проблемах основная точка зрения расматревается наши предках как относились человеке к природу и религию.

Ключевые слова: самоценность, смысле человеческой жизни, самопознанию, самосознанию, схоластика

Abstract: In this article, we reflect on the meaning of human life and self-worth. In this article, the Eastern thinkers analyze the comments on these problems. In these problems, the basic point of view of our ancestors is how the person treated nature and religionS

Keywords: self-worth, sense of human life, self-knowledge, self-consciousness, scholasticism

Над смыслом жизни задумывались ещё философы древнего мира. В древнеиндийской философии это добросовестное исполнение своей кармы и упование на божественную благодать:

«Мысленно мне все дела предоставив, устремись ко мне высшей цели Предаваясь упражнениям в йоге мудрости, размышляй обо мне постоянно»91.

В античной философии целью жизни человека-философа было познание мира. В философии Сократа оно приобрело формулу «Познай

91 Махабхарата. Бхагавад-гита 57. Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1. Ч.1

самого себя». Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себе путём испытания. Люди делают зло по неведению, считал Сократ. Поэтому надо искать, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. 92

В средневековой европейской философии также уделялось большое внимание самопознанию и самосознанию. Христианский сократизм, восходивший к Августину и основанный на приоритете самонаблюдения перед познанием внешнего мира характеризовался в ранней схоластике серьёзным изучением проблемы человека. Здесь вырабатывается понятия внутреннего и внешнего человека самым ценным и необходимым считается познание сущности и высшего предназначения человеческой души. Совесть рассматривается как арена борьбы добра и зла. В зрелой схоластике также уделялось большое значение проблемам самопознания и самосознания путём рассматривания человеческой души по её отношению к божественному разуму.

«Итак, минуй всякую изменчивость; минуй не только всё, что видимо, но и всё, что изменчиво. Ведь ты миновал плоть, которая видима, миновал небо, солнце, луну и звёзды, которые видимы; минуй и всё, что изменчиво. Ведь уже покончив с этим, ты достиг своего духа, но и там ты нашёл изменчивость своего духа. А разве изменчив Бог? Итак, минуй и свой дух. Излей свою душу, дабы достичь Бога, о котором тебе сказано: "Где Бог твой?»93

В средневековой восточной религиозной философии смысл жизни заключается в стремлении к высшему, к Богу, вездесущему Аллаху. «Он тот, который сотворил вам всё, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ»! 94

Вместе с тем мы встречаемся с пониманием того, что человек должен посвятить свою жизнь служению науке. Так, великий философ-энциклопедист Абу Али Ибн-Сино писал:

«Возвысить душу знаниями стремитесь, Она вместит их, словно звёзды высь. Душа светильник, чей огонь познанье, Аллаха мудрость - масло для него. Погас светильник - это знак того, Что кончилось твоё существование»95.

92 ФАРХОДЖОНОВА Н. Ф. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) КОНФЕРЕНЦИЯ: XVI МАКАРКИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.

93 Евангелие от Иоанна. Псал. 41, 4

94 Коран. Сура 2. Корова 27(29). С.13

95 Ибн Сина. Избранное. Кытъа 4. С.22

Великий узбекский поэт, философ Алишер Навои видел смысл своей жизни в служении народу:

«Изо всех старался сил, чтобы сделать Справедливость во дворце цветущем" 96.

С ним перекликаются слова великого русского поэта А.С.Пушкина:

"И долго буду тем любезен я народу,

что чувства добрые я лирой пробуждал... »97

Русский писатель А.П.Чехов видел смысл своей жизни в пробуждении в человеке человечности. Он писал: "Я велел бы подвесить к двери каждого человека молоточек, чтобы он напоминал людям своим стуком, как много вокруг людского горя, как много людей, которые нуждаются в помощи».

Очень красиво написала о смысле жизни узбекская поэтесса Зульфия: «Тысячу жизней я отдала бы всем, кто печален, обижен, слаб! Не для того ль и на свете я? Разве не в этом - смысл бытия?!»98 Очень хорошо сказал о смысле жизни первый президент Узбекистана И.А. Каримов «Смысл жизни заключается в верном служении своей Родине, своему народу».

Использованные источники:

1. Махабхарата. Бхагавад-гита 57

2. Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1. Ч.1

3. Евангелие от Иоанна. Псал. 41, 4

4. Коран. Сура 2. Корова 27(29). С.13

5. Ибн Сина. Избранное. Кытъа 4. С.22

6. Пушкин А.С. Соч. в 3-х тт. Т.1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. С. 586

7. Фарходжонова Н. Ф. Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе на международном уровне. -Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) конференция: XVI Макаркинские научные чтения. инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.

96 Алишер Навои. Избранное

97 Пушкин А.С. Соч. в 3-х тт. Т.1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. С. 586

98 Зульфия. Хочу знать. Из сборника "Такое сердце у меня".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.