https://elibrary.ru/download/elibrarv_29722027_79802682.pdf (дата обращения 02.04.2018г.);
5. ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ИМПОРТА РОССИИ ЗА 2014 - 2016 ГГ Петрушина О.М., Смирнова С.И. В сборнике: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫсборник статей по итогам Международной научно -практической конференции. 2018. С. 151-153.
УДК 336.242
Непарко М.В. старший преподаватель Городничева А.Д. студент 5 курса КГУ им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга
СОВЕРШЕНСВОВАНИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аннотация: Важным экономическим сектором Российской Федерации является рынок алкогольной и табачной продукции. Анализ показал, что потребление табачной и алкогольной продукции возрастает, увеличивается сумма акцизного сбора поступающего в федеральный бюджет. Однако имеют место проблемы, которые влияют на полноту этих поступлений. В статье рассматриваются направления совершенствования налогообложения и контроля за подакцизными товарами.
Ключевые слова: налогообложение, налоги, акцизы, таможенный контроль, подакцизные товары.
Neparko M. V. senior lecturer KGU.To.Uh. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Gorodnicheva A.D.
5nd year student KGU.To.Uh. Tsiolkovsky Russia, Kaluga IMPROVEMENT OF THE EXCISE TAXATION
Abstract: An Important economic sector of the Russian Federation is the market of alcohol and tobacco products. The analysis showed that the consumption of tobacco and alcohol products increases, increases the amount of excise duty received by the Federal budget. However, there are problems that affect the completeness of these revenues. In the article the directions of improvement of taxation and control over excisable goods are considered.
Keywords: taxation, taxes, excises, customs control, excise goods.
На сегодняшний день ставки акцизного сбора на подакцизные товары в Евразийском экономическом союзе окончательно не гармонизированы. Одной из концепций создания Евразийского экономического союза является создание благоприятных условий для развития взаимоотношений государств, входящих в Союз на почве единого экономического пространства. В связи с этим, вопрос об унификации акцизных ставок в странах-участницах Союза приобретает наибольшую актуальность.
Экономист-аналитик И.А. Цидилина утверждает: «при формировании правовой базы Евразийского экономического союза следует проанализировать условия для ведения бизнеса. Процедуры уплаты НДС и акцизов должны способствовать их эффективному
администрированию.. ,»246.
В этой связи, одним из приоритетных направлений должно стать введение единых акцизных ставок на подакцизные товары в странах -участницах Союза. Это будет способствовать созданию равных условий для ведения бизнеса и поможет при формировании нормативно - правовой основы для взаимодействия стран - участниц Союза в рамках одной таможенной территории.
Содержание и цели налоговой политики зависят от социально -экономической ситуации в государстве, стратегии и тактики государственного развития, расстановки социально-политических сил в обществе, состояния экономики и государственных финансов.
Основными целями налоговой политики должны быть:
• фискальные (перераспределение ВВП);
• экономические (регулирование экономики);
• социальные (социальная защита, сглаживание дисбаланса в обществе);
• экологические (охрана природного наследия, эффективное природопользование);
• международные (устранение двойного налогообложения, гармонизация систем налогообложения).
При этом они не должны проявляются одновременно, поскольку некоторые из них противоречат друг другу. Формирование целостной налоговой политики является сложной задачей для любого государства.
В течение 2018 - 2020 гг. приоритетом Правительства) Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть. В основе бюджетного планирования в предстоящие годы должны
246 Цидилина И.А. К вопросу об унификации правового регулирования косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировое сообщество // Налоги. 2014. N 2. 45с.
быть положены реалистичность и осторожность экономических прогнозов и предпосылок, систематический анализ рисков247.
В этих условиях необходимо совершенствование и акцизного налогообложения. Это станет налоговой поддержкой ввоза алкогольной продукции, но для этого со стороны государства требуется ряд мер, которые предусматривают: внесение изменений в законодательство о техническом регулировании категории натуральных вин и шампанских вин из сырья собственного производства и установление ставок акциза по таким подакцизным товарам в размере 0 рублей; установление в два раза более низких ставок акцизов в отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.
С этой целью в государствах-членах Союза необходимо:
• выравнивание ставок акциза на импортируемую продукцию и производимую;
• устранение многообразия методик исчисления косвенных налогов;
• приведение перечня подакцизных товаров к более единому виду, так как косвенные налоги оказывают значительное влияние на взаимную торговлю и ценообразование государств-членов Союза и имеют существенный объем в налоговых поступлениях этих государств.
Необходимость усиления этой социальной направленности предполагает получение в полном объеме налоговых доходов от реализации подакцизных алкогольной и табачной продукции.
В настоящее время учет перемещения алкогольной и табачной продукции через таможенную границу Союза! и через государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза обеспечен путем маркировки этой продукции. Эффективность такого контроля определяет предоставление импортером алкогольной и табачной продукции в уполномоченный таможенный орган обязательства об использовании им акцизных марок, финансовое обеспечение такого обязательства и представление в уполномоченный таможенный орган, выдавший акцизные марки, отчета об использовании выданных акцизных марок в соответствии с их назначением248.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 17.07.2017 № ДМ-П10-4646 Минфину России
247 Таможенное-тарифное регулирование в России: Современные тенденции и перспективы. Непарко М.В. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2017. С. 283-287. [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29722027_79802682.pdf (дата обращения 02.04.2018г.).
248 Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 (ред. от 01.12.2016) «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=208213&fld=134&dst=1000000001,0&rnd =0.8509447744444398#09178862352413533 (дата обращения 03.05.2018).
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено подготовить предложения по проведению пилотного проекта по добровольному применению цифровой маркировки алкогольной и табачной продукции 249.
ФТС России согласованы проекты постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом табачной продукции» и распоряжения Правительства Российской Федерации об определении ООО «Центр развития перспективных технологий» организацией, уполномоченной на осуществление функций оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом табачной продукции250. Срок проведения эксперимента определен с 15 января по 31 декабря 2018 года.
Импортеры табачной продукции могут принять участие в эксперименте с 1 июля 2018 года. Вместе с тем вопросы, касающиеся проведения эксперимента в отношении табачной продукции иностранного производства и участия в эксперименте импортеров табачной продукции, Концепцией и Методическими рекомендациями по проведению эксперимента не урегулированы.
Вместе с тем, именно ценовая доступность и темпы изменения цен оказывают решающее влияние на объемы потребления данной продукции, что требует проведение взвешенной экономической политики посредством обеспечения стабильного повышения акцизов умеренными темпами с учетом особенностей эластичности спроса на данные товары. Снижение ценовой доступности может повлиять на выбор покупателей, но при этом следует иметь в виду, что отказ от употребления - процесс долговременный, требующий, как государственного регулирования, так и реализации государственных программ, направленных на формирования здорового образа жизни. При этом необходимо применять меры, которые будут направлены на сокращение потребления данной продукции, при соблюдении баланса интересов населения и государства, последовательных действий в данной области, чтобы не вызвать рост производства и потребления нелегальной продукции. В области реализации налоговой политики государств-членов Союза необходимо формирование налоговых систем на основе единых принципов, повышения эффективности налогового контроля, что будет способствовать экономической интеграции государств путем создания правовых условий для гармонизации налоговых законодательств, распространения лучших практик налогового администрирования с целью обеспечения экономической безопасности национальных экономик.
249 ШЬ: http://government.ru/news/30083/ ■
250 Там же.
сайт Правительства РФ. (дата обращения 03.05.2018).
В процессе налоговой реформы акцизы выполняли в основном фискальную функцию, вместе с тем недооценка качественной определенности акциза как целевого, социально значимого налога на потребительную стоимость товаров привела к тому), что практика налогообложения акцизами пришла в определенное противоречие с теоретическими основами, предполагающими сочетание интересов потребителей подакцизных товаров и государства. Исходя из этого, стратегические направления развития акцизного налогообложения, должны быть переориентированы с приоритетов фискального характера на социальные ценности, соизмеримые с потребительной стоимостью подакцизных товаров, а не их стоимостью. Этого можно достичь путем целевого использования акцизных доходов на социально-вредные товары в рамках специальных программ, связанных с формированием здорового образа жизни.
Рассмотрение различных трактовок налогового механизма в экономической литературе, отсутствие системного подхода к пониманию его структурных элементов, противоречивость их содержательных характеристик приводит к конфликту интересов налогоплательщиков, налоговых органов и государства) в налогообложении в целом, и в косвенном налогообложении, в частности. Интересы бизнеса направлены на развитие производства, привлечение инвестиций, рост объемов продаж, и вместе с тем, снижение налоговой нагрузки, а государство заинтересовано в повышении собираемости налоговых платежей с целью обеспечения устойчивости бюджетной системы. Развитие принципов открытости и прозрачности в организации налоговых отношений предопределяют целесообразность выделения такого структурного элемента в налоговом механизме, как оценочный, ориентированный на достижение баланса между фискальной и регулирующей функциями косвенных налогов и обеспечение паритета государственных (муниципальных), корпоративных и личных интересов субъектов налоговых отношений.
Фискальная составляющая косвенных налогов имеет устойчивую тенденцию к росту, что может обеспечить сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономических вызовов. Исчисление показателей налогового вклада позволит их использовать: в сравнительном анализе по временному, отраслевому и территориальному признаку, при совершенствовании законодательства о налогах и сборах, при разработке налоговой политики, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации интересов государства и налогоплательщиков, с учетом текущей и перспективной социально -экономической ситуации, как индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Повсеместное внедрение программно-целевых принципов в систему управления общественными финансами приводит к необходимости уточнения методических подходов к разработке оценочных
показателей налогового вклада, и позволяет оценить влияние рынка алкогольной продукции на формирование налоговой базы региона.
Совершенствование косвенного налогообложения представляет закономерный процесс, связанный с происходящими в стране социально -экономическими процессами в рамках динамично меняющихся факторов внутреннего и внешнего развития. В сложившихся условиях внешних и внутренних рисков необходимо продолжить развитие системы налогообложения, в том числе косвенного налогообложения, на основе реализации антикризисных налоговых мер, налогового стимулирования инвестиций и импортозамещения, повышения качества налогового администрирования. В данном контексте немаловажное значение имеет гармонизация косвенного налогообложения государств -членов Союза.
Таким образом, пересматривая ежегодно ставки акцизов, Правительство Российской Федерации регулирует поступления в федеральный бюджет средств, взимаемых с подакцизных товаров, ввозимых на территорию России. Тем самым это влияет на внутреннюю экономику страны, повышает бюджеты федерального и регионального уровня государства. Можно предположить, что совершенствование акцизного налогообложения предоставит возможность более полного формирования доходов федерального бюджета.
Использованные источники:
1. Цидилина И.А. К вопросу об унификации правового регулирования косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировое сообщество // Налоги. 2014. N 2. 45с.
2. URL: http://government.ru/news/30083/ - сайт Правительства РФ (дата обращения 23.04.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 (ред. от 01.12.2016) «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции» [Электронный ресурс] - URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=208213&f ld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8509447744444398#09178862352413533 (дата обращения 03.05.2018).
4. Таможенное-тарифное регулирование в России: Современные тенденции и перспективы. Непарко М.В. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2017. С. 283-287. [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 29722027 79802682.pdf (дата обращения 02.04.2018г.).