Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗ / АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ АКЦИЗА В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко А.В.

В статье проведен анализ поступления акцизов в федеральный бюджет. Автором анализируются налоговые ставки на акцизы, которые периодически меняются в сторону увеличения, создавая тенденцию к повышению налоговой нагрузки на потребителя. В связи с этим, а статье предлагаются меры по перераспределению налоговой нагрузки с целью поддержки населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXCISE TAX RECEIPTS TO THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the receipt of excise taxes to the federal budget. The author analyzes the tax rates on excise taxes, which periodically change upward, creating a tendency to increase the tax burden on the consumer. In this regard, the article proposes measures to redistribute the tax burden in order to support the population.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Нестеренко, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-1-239-242

Аннотация. В статье проведен анализ поступления акцизов в федеральный бюджет. Автором анализируются налоговые ставки на акцизы, которые периодически меняются в сторону увеличения, создавая тенденцию к повышению налоговой нагрузки на потребителя. В связи с этим, а статье предлагаются меры по перераспределению налоговой нагрузки с целью поддержки населения.

Ключевые слова: акциз, анализ поступлений акциза в бюджетную систему РФ, налогообложение ЕАЭС.

Акциз является одним из видов налогов выполняющим фискальную функцию как внутри страны, так и при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Это обусловливает применение акциза в практике современного налогообложения. Кроме того, акциз выполняет регулирующую функция государства, так он оказывает воздействие на регулирование спроса по отдельным группам товаров.

Акциз представляет собой вид косвенного налога, это надбавка к цене товара, которая вводится на государственном уровне для пополнения федерального бюджета. Акциз позволяет регулировать стоимость товара и спрос на него. За счет высокой рентабельности и низких издержек производства эти товары приносят высокий доход и служат значительным источником пополнения федерального бюджета.

Акциз называют «косвенный налог» так как его уплачивают организации и предприниматели, осуществляющие производство, продажу, импорт и экспорт таких товаров [2].

Статья 179 НК РФ признает плательщиками акциза организации и ИП, а также иные лица, которые осуществляют производство, продажу и перемещения подакцизных товаров через таможенную границу страны.

Статья 186 Налогового кодекса РФ регламентирует особенности взимания акци-

за по товарам, ввозимым на территорию нашей страны. Контроль за взиманием акцизов осуществляется налоговыми и таможенными органами.

Товары отечественного и иностранного производства, которые облагаются акцизным сбором называются подакцизными товарами.

Существует ряд причин, по которым акциз применяется к определенным товарам, а не к другим. Начнем с того, что массовое потребление определенного продукта может сделать акцизный сбор на него хорошим способом получения дохода без политически обусловленного риска увеличения дохода или налога с продаж. Во-вторых, многие акцизы собираются и используются для выполнения правительством своих обязательств перед населением. Третья и четвертая причины, по которым могут применяться акцизы, связаны с негативными последствиями облагаемых налогом товаров. Акцизы на бензин, который наносит вред окружающей среде (прямо или косвенно), предназначен для ограничения или, по крайней мере, смягчения его воздействия. Налоги на вредные вещества, такие как табак и алкоголь, помогают финансировать исследования и профилактику, но также в первую очередь удерживают людей от употребления этих веществ [6].

Перечень подакцизных товаров регламентируется статьей 181 Налогового ко-

декса РФ. Перечень подакцизных продуктов периодически пересматривается, взносы меняются не только в сторону роста, но и уменьшения, однако сохраняется общая тенденция к повышению налоговой нагрузки на потребителя. Чем больше сумма акциза, значит дороже топливо и выше транспортные издержки, которые добавляются к цене. Так, Государственная дума РФ в 2020 году приняла новые ставки акцизов на подакцизные товары, проиндексированные на 2021-2023 годы. В частности, предусматривается рост акциза на табак и табачные изделия на 20% в 2021 году, и индексация ставок подакцизных товаров в 2023 году относительно 2022 года на уровень прогнозируемой инфляции (4%) [4].

В 2023 году вырастут акцизы на алкогольную продукцию - так, акциз на виноград, используемый для производства вина, составит 33 рубля за тонну в 2023 году, акциз на вина и фруктовые вина составит 32 рубля за литр (2021 год), 33 рубля (2022 год) и 34 рубля за литр (2023 г), на игристые вина - 41 рубль за литр (2021 год) 43 рубля за литр (2022 год) и 45 рублей за литр (2023 год) и т.д.

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% составит в 2021-2023 годах соответственно 566, 589 и 613 рублей за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Аналогичная продукция с объемной долей этилового спирта менее 9% будет облагаться акцизом по ставке соответственно 452, 471 и 490 рублей за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

Также акцизы вырастут акцизы на бензин, на моторные масла, легковые автомобили. Таким образом, в соответствии со ст. 193 НК РФ ставки акцизов изменяются ежегодно на протяжении нескольких лет.

Тем не менее, законодателям следует проявлять осторожность. Поскольку повышение акцизов может нанести ущерб конкретным отраслям и определенным типам потребителей.

Статьей 186.1 НК РФ определено, что уплата акцизов подтверждается путем маркировки отдельных видов подакцизных товаров в момент их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. К таким товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся алкогольная и табачная продукция. Если опираться на ФЗ №171 от 22.11.1995 список подакцизных товаров можно разделить на два вида:

1. Попадающие под маркировку Честный Знак - сигареты, табак, альтернативная табачная продукция, алкогольная продукция в емкостях от 50 мл. до 100 литров (кроме пива, сидора, медовухи).

2. Не попадающие под маркировку Честный Знак.

3. Товары, попадающие под ЕГАИС (крепкий алкоголь, пиво).

Под цифровую маркировку не попадают: нефтяное сырье, природный газ, бензин, дизельное топливо и др.

В 2022 году список подакцизных товаров пополнился новыми товарами. Так согласно поправкам в ФЗ №321 от 15.10.2020 и ФЗ №382 от 29.11.2021 года добавились следующие виды товаров: этан, сжиженные углеводородные газы, жидкая сталь и др.

Уплата акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ контролируется ФТС России, при подаче таможенной декларации на товары. Вид акцизной ставки определяется налоговым законодательством.

Анализ поступления дохода в федеральный бюджет России за 2020-2022 гг. показал положительную динамику (табл. 1) [1].

Таблица 1. Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет РФ, млрд. руб.

Вид таможенных платежей 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Всего таможенных платежей, в том числе: 4 751,8 7 156,9 6 222,2 130,9 86,8

Акциз при ввозе товаров 98,0 130,9 104,7 106,8 80,0

В 2022 году доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС России составили 6,2 трлн руб., что ниже результата 2021 года (7,16 трлн руб.). Задание выполнено ФТС России на 99,9% [4].

Из таблицы 1 следует, в общей сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ, акцизы в 2022 г. составили - 1,7%. В 2022 год темп роста акцизов по сравнению с 2021 годом снизился на 20%.

Таким образом, «недобор» в размере почти 1 трлн руб. от уровня прошлого года объясняется снижением сборов ФТС при импорте.

В 2023-2024 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета за счет принятия ряда решений: корректировка режима налогообложения ряда добывающих отраслей, выравнивание условий обложения акцизами отдельных видов табачной продукции, централизация части акцизов на нефтепродукты.

В части налоговой политики в 2024 году предусмотрена индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на уровне прогнозируемой инфляции; изменены значения условных цен оптового рынка на моторное топливо, используемых при расчете демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку; планируется внесение изменений в налоговое законодательство в части акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, на электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, на никотино-содержащие жидкости. Также в 2024 году предусмотрено внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ [4].

Таким образом, рассмотрев принципы построения акцизов на отдельные виды подакцизных товаров можно сделать следующие выводы:

- акциз - представляет собой вид косвенного налога, это надбавка к цене товара, которая вводится на государственном уровне для пополнения федерального бюджета;

- акцизы позволяют перераспределять прибыль организаций, получаемых с производства и реализации высокодоходной продукции (табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты);

- перечень подакцизных продуктов периодически пересматривается, взносы меняются не только в сторону роста, но и уменьшения, однако сохраняется общая тенденция к повышению налоговой нагрузки на потребителя.

Подводя итоги, можно выделить следующие проблемы формирования ставок акцизов на отдельные товары:

- ежегодный рост ставок на акцизы;

- дополнительное увеличение размера ставки на уровень инфляции;

- и, как следствие увеличение теневого сектора (контрабанда и контрафакт.

Налоговая политика должна основываться на принципах простоты, прозрачности, нейтральности и стабильности, быть понятна налогоплательщикам и приносит стабильный доход. Новые ставки акцизов на подакцизные товары необходимо сопровождать мерами поддержки населения. Задача правительства - переложить издержки не на население, а на компании. Доходы от акцизных сборов должны направляться на покрытие общественных расходов, связанных с потреблением. Например, на здравоохранение, связанные с курением, расходы на инфраструктуру, связанные с вождением автотранспорта, и расходы, связанные с соблюдением запретов на вождение в нетрезвом виде и регулированием продажи алкоголя. Корректировка законодательства должна привести к перераспределению налоговой нагрузки без существенного изменения суммарного влияния на отрасль.

Библиографический список

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата доступа 19.01.2023г.).

2. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета / М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова // Вестник Академии

знаний. - 2020. - № 37 (2). - С. 218-223. - DOI 10.24411/2304-6139-2020-10168. - EDN NIUTPF.

3. Мигел, А. А. Поступления таможенных платежей в российский бюджет от экспорта углеводородов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры / А. А. Мигел, М. В. Непарко, Д. А. Костылев // Modern Economy Success. - 2021. - № 3. -С. 117-122. - EDN WHPEAE.

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата доступа 21.01.2023 г.).

5. Петров, А. Д. Анализ поступления таможенных платежей в бюджет РФ / А. Д. Петров, А. В. Чесноков, О. М. Петрушина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 5-2 (63). - С. 119-123. - DOI 10.24411/2411-0450-2020-10440. - EDN HJQGPY.

6. Сердюкова, И. И. Проблемы взимания акцизов с товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / И. И. Сердюкова, Г. Л. Харитонов, Т. В. Черникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. -№ 4-4 (67). - С. 131-135. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-4-4-131-135. - EDN DXKIWM.

ANALYSIS OF EXCISE TAX RECEIPTS TO THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.V. Nesterenko, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article analyzes the receipt of excise taxes to the federal budget. The author analyzes the tax rates on excise taxes, which periodically change upward, creating a tendency to increase the tax burden on the consumer. In this regard, the article proposes measures to redistribute the tax burden in order to support the population.

Keywords: excise tax, analysis of excise tax receipts to the budget system of the Russian Federation, taxation of the EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.