Научная статья на тему 'Совершенствование законодательства в сфере управления многоквартирными домами'

Совершенствование законодательства в сфере управления многоквартирными домами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА / THE SELF-ADJUSTABLE ORGANIZATIONS / APARTMENT HOUSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магда Виктория Леонидовна

Реформа жилищного законодательства является актуальной проблемой. В статье автор рассматривает основные проблемы совершенствования законодательства в сфере управления многоквартирными домами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT BY APARTMENT HOUSES

Reform of the housing legislation is an actual problem. In clause the author considers the basic problems perfection of the legislation managements of apartment houses.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательства в сфере управления многоквартирными домами»

УДК 346+347.2/.3 ББК 67.404.1

Магда В.Л.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Magda V.L.

PERFECTION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT BY APARTMENT HOUSES

Ключевые слова: саморегулируемые организации, многоквартирные дома.

Keywords: the self-adjustable organizations, apartment houses.

Аннотация

Реформа жилищного законодательства является актуальной проблемой. В статье автор рассматривает основные проблемы совершенствования законодательства в сфере управления многоквартирными домами.

Abstract

Reform of the housing legislation is an actual problem. In clause the author considers the basic problems perfection of the legislation managements of apartment houses.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства была направлена на регулирование отношений, возникающих в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, на скорейшее избавление государства от жилищного фонда путем передачи управления многоквартирным домом в руки собственников жилья.

В соответствии с нормами ЖК РФ граждане вправе выбрать в качестве способа управления многоквартирным домом - управление посредством управляющей организации, но в случае, если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ст.161 ЖК РФ). В данном случае собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права самостоятельно выбрать способ управления домом. В соответствии с правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. №75,

в качестве управляющей компании могут выступать как юридические лица независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель1. Однако, иногда органы местного самоуправления злоупотребляют своим правом на проведение конкурса, и граждан просто лишают возможности выбора управляющей организации.

Так, 21.07.2008 г. Самарским УФАС России в отношении мэрии г. Тольятти было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого было установлено, что доверенности, по сути наделяющие хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления, были выданы трем руководителям

1 Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» // СПС «КонсультантПлюс.» Законодательство. Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория СУСОШШЕКЭАТА.

управляющих организаций, тогда как на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Тольятти работают 18 организаций.2

В Дальневосточном федеральном округе в ходе проведения проверок прокуратурой повсеместно были выявлены факты создания в нарушение жилищного законодательства товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний, о

функционировании которых собственники помещений в многоквартирном доме узнали спустя определенное время, поскольку не принимали участия в их создании либо выборе. Они также не извещаются о проведении собраний, до них не доводятся решения общего собрания, а протоколы собрания зачастую фальсифицируются.3

В г. Салават жильцы многоквартирного дома выбрали управляющую организацию "ЖЭУ N 1", однако, пока муниципальные власти почти год вчитывались в предоставленные управляющей организацией документы, жильцы, чьи дома все это время оставались на балансе МУПа, были вынуждены собраться повторно и выбрать себе новую управляющую организацию, в результате управляющая компания «ЖЭУ №1» не была

4

допущена до конкурса.

В результате массовой приватизации жилых помещений, начавшейся в России в 1991 г.5, сложилась смешанная форма управления многоквартирными домами, при которой при передаче домов в управление многоквартирными домами, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла более чем пятьдесят процентов, в результате договор управления заключался с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводился в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ, а неосведомленность и безынициативность собственников помещений многоквартирного дома приводят к тому, что зачастую даже после полного перехода дома в собственность граждан договор управления, с выбранной муниципалитетом управляющей организацией пролонгируется.

Таким образом, на рынке управления многоквартирными домами сложилась ситуация, при которой бывшие МУПы, Дезы смогли поделить между собой рынок, а те немногочисленные частные управляющие компании, которые появились за последние несколько лет на рынке услуг управления, работают преимущественно в домах -новостройках, в связи с чем зачастую решения за собственников жилья принимаются управляющими организациями.

В 2010 году на рассмотрение в Государственную Думу были внесены следующие законопроекты:

• проект № 435903-5 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, А.Б. Чиркиным, К.Б. Шипуновым, М.Л. Шаккумом, В.С. Плескачевским, В.К. Марковым, В.С. Тимченко, Е.И. Богомольным, В.Д. Друсиновым, который был 04.06.2011 подписан Президентом РФ (№ 123-ФЭ)6;

• проект № 395919-5 «О регулировании деятельности по управлению

многоквартирными домами», внесенный депутатами Государственной Думы В.С.

2 Лев Нырко. Мэрия Тольятти нарушила антимонопольное законодательство. 11.2008 г.// 63.ru

3 Зарецкий, А.Г. Нарушение управляющими компаниями жилищных прав // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA

4 Нина Егоршева. Дело на 1,5 миллиона. Муниципалитеты и управляющие компании не могут поделить рынок ЖКХ // "Российская газета" - Федеральный выпуск № 4705.

5 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-10. №1541-1// СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

6 Проект № 435903-5 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

Плескачевским, М.Л. Шаккумом, который впоследствии 18.10.2010 был снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ ;

• проект № 402149-5 «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами», внесенный депутатом Государственной Думы

О.В. Шеиным, который 23.11.2010 г. отклонен Государственной Думой ФС РФ.

Основная часть изменений в указанных законопроектах направлена на регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами в России.

В ч. 1 ст. 161 ЖК РФ выделяется четыре цели управления многоквартирными домами: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Законодатель считает, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В случае, если собственники не выбрали способ управления, и в данном доме более чем четыре квартиры, собственники обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме, законодатель вводит новое понятие -«совет многоквартирного дома». Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется, что может привести к злоупотреблениям.

Проект Федерального закона № 395919-5 "О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами" посвящен управляющим организациям в области управления многоквартирными домами и саморегулируемым организациям. В законе установлено обязательное членство управляющих организаций в саморегулируемых организациях, управляющих многоквартирными домами.

Согласно ч. 1 ст. 4 законопроекта саморегулируемыми организациями, управляющими многоквартирными домами, признаются некоммерческие организации, созданные в целях обеспечения их членами безопасности многоквартирных домов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических

7 Проект № 395919-5 «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Выписка из протокола заседания совета государственной думы Федерального собрания Российской Федерации № 235 от 18 октября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

8 Проект № 402149-5 «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению

многоквартирными домами». Постановление Государственной Думы ФС РФ № 4461-5 ГД от 23.11.2010 г.// СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория

С:/CONSUSERDATA.

лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Претендентам в члены СРО необходимо соответствовать определенным квалификационным требованиям: внести членский взнос в размере 100000 руб., иметь страховку от гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу лиц вследствие недостатков выполненных работ на сумму не менее 500 тыс. руб., быть застрахованным от всякого рода рисков, включая страхование общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление, страхование ответственности подрядных организаций, страхование всех своих работников от несчастных случаев и болезней.

Наличие подобных требований материального характера, обязательных для членства в СРО, и, соответственно, для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, считаем неоправданным и чрезмерным, их реализация непременно приведет к еще более прочной монополизации этой сферы.9 Кроме того, затраты, понесенные управляющими организациями для вступления в члены СРО, неизбежно будут включены в расходы, которые несут собственники помещений в многоквартирных домах путем увеличения стоимости работ и услуг, оказываемых управляющими организациями населению.

Согласно ФЗ РФ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.10

В ФЗ «О саморегулируемых организациях» установлено, что саморегулируемая организация должна объединять не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Вопрос относительно количества членов саморегулируемых организаций вызывает немало вопросов.11 Если подойти к данной проблеме с позиций взаимоотношений саморегулируемых организаций и ее членов, то, с одной стороны, большой количественный порог может привести к определенной монополизации саморегулирования и определенному диктату со стороны саморегулируемых организаций, а с другой стороны, необходимость поддержания этого порога должна вынуждать саморегулируемые организации максимально конструктивно строить отношения со своими членами.12 Кроме того, саморегулируемые организации несут имущественную ответственность ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Саморегулируемые организации в данном случае фактически обязаны нести имущественную ответственность не за свои собственные действия

13

(бездействие), а за действия (бездействие) своих членов. В качестве способов обеспечения имущественной ответственности саморегулируемые организации вправе применять:

9 Михайлов, В.К. Законопроекты, "совершенствующие" регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

10 ФЗ РФ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ// СПС

«КонсультантПлюс.» Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория

С:/CONSUSERDATA.

11 Тотьева, А. Правовой статус саморегулируемых аудиторских объединений // Налоги. - 2006. - № 1. - С. 94.

12 Потапова, Е., Мамедова, Л. «Родственные души» // Новые системы финансового учета. - 2006. - № 1. -С.17.

13 Денисов, С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда (ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях»).14

Первый способ предполагает заключение договора страхования ответственности, по которому минимальный размер страховой суммы на каждого члена не может быть менее чем 30 тысяч рублей в год.

Для второго способа установлено, что формирование компенсационного фонда происходит первоначально за счет взносов членов саморегулируемых организаций. Они вносятся исключительно в денежной форме и в размере не менее чем 3 тысячи рублей в отношении каждого члена. Аккумулируемые средства компенсационного фонда носят строго целевой характер - обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций, и могут быть использованы только на эти цели. Из смысла ч. 1, 3 ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» следует, что указанные способы рассматриваются как возможные и достаточно применения саморегулируемой организацией одного из них. Применение одновременно двух способов обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемой организации является правом, но не обязанностью саморегулируемой организации.15

Еще одним важным инструментом, выступающим в защиту развития

саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, является механизм дополнительной ответственности управляющих организаций, при которой саморегулируемая организация должна будет жестко контролировать исполнение своими членами обязательств перед потребителями их услуг, а в случае неисполнения -

полностью возмещать ущерб через компенсационный фонд или обязательное страхование.

16

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана предъявлять собственникам помещений в многоквартирном доме свидетельство о членстве в саморегулируемой организации управляющих

недвижимостью. Кроме того, работы и услуги, выполняемые управляющими

организациями при управлении многоквартирным домом, могут осуществляться без наличия свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, выдаваемых саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным

законодательством.

Саморегулируемые организации управляющих организаций должны создавать

благоприятные условия для деятельности своих членов, защищать их интересы, усиливать

ответственность перед контрагентами по договорам управления МКД, устанавливать

правила и стандарты деятельности, следить за выполнением требований

профессиональной этики, служить последовательной активизации процессов

17

дебюрократизации в жилищной сфере.

Таким образом, данный законопроект с одной стороны направлен на развитие саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, с целью

14 Парфирьев, Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. - 2010. - № 4 // СПС «КонсультантПлюс.» Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA

15 Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 19922011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA

16 Волохова, Л.Н. Саморегулирование как инструмент обеспечения качества управления многоквартирными домами // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

17 Гордеев, Д.П. Саморегулирование в сфере ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №

9 // http://www. gkh.ru/joumals/2746/28890

установления ответственности управляющих организаций и ограничения вмешательства государства, так как требование об обязательном членстве управляющих организаций в саморегулируемых организациях как условия осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом равносильно введению лицензирования такой деятельности, но с другой стороны, сделает невозможным управление многоквартирными домами индивидуальными предпринимателями и малыми организациями, так как они не смогут выполнить требования об обязательном страховании, что приведет к отсутствию конкурентов, и как следствие - к монополизации рынка управления многоквартирными домами.

В заключительных положениях указанного законопроекта предусматривается внесение изменений в ст. 138.1 ЖК РФ, в соответствии с которой заключение товариществом собственников жилья договора управления с управляющей организаций в соответствии с настоящим Кодексом не освобождает товарищество собственников жилья от заключения договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества".

Указанная норма напрямую противоречит принципу свободы договора, так как

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет свободу договора как одно из своих

основополагающих начал, при этом законом предусмотрены лишь редкие случаи ее

ограничения, когда необходима защита того, кто в договоре занимает экономически более

18

слабую позицию. В связи с чем, считаем целесообразным внести изменения в ЖК РФ, предусмотреть добровольность объединение жильцов, однако членство в уже созданном объединении сделать обязательным.

Законопроект № 402149-5 вносит изменения в действующие положения Жилищного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В законопроекте устанавливается обязанность для застройщика предоставить любому лицу, которому будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся доме, желающему инициировать общее собрание, информацию о других участниках долевого строительства такого дома без их согласия, что противоречит нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Зачастую собственники помещений не могут получить информацию о профессионализме управляющих организаций, индивидуального предпринимателя, а неграмотное, непрофессиональное управление может привести к нарушению прав и законных интересов самих же собственников, в связи с чем был принят Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 73119, основным предназначением которого является установление обязанности для управляющих организаций по раскрытию информации. При этом перечень информации, подлежащей опубликованию, является закрытым, что защищает организации от необоснованных требований жителей многоквартирных домов, при этом приоритетным, но не обязательным является размещение информации об организации в сети Интернет.

Как показывает практика, управляющие организации достаточно своеобразно подходили к исполнению указанных положений: кто-то размещал часть необходимых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 В статьях 426, 97, 250, 621, 648, 1035 ГК РФ, в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите

конкуренции", в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория

С:/CONSUSERDATA.

19 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

сведений, а кто-то не размещал вовсе,20 в связи с чем законодателем была установлена административная ответственность за нарушение правил раскрытия информации.

Таким образом, государство, ужесточая ответственность за нарушение требований, предусмотренных Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, пытается обеспечить доступ неограниченного круга лиц к информации в сфере управления многоквартирными домами.

Новая редакция п. 6 ст. 146 ЖК РФ предоставляет право собственникам, членам ТСЖ принимать любые решения путем заочного голосования вне зависимости от текста устава ТСЖ, что может привести к злоупотреблениям со стороны руководства ТСЖ.

Таким образом, законодатель в случае принятия вышеуказанных законопроектов сделает шаг к устранению конкуренции управляющих организаций, и как следствие, к ухудшению качества предоставляемых услуг для населения.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»// СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-10 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения ор-ганом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Проект № 435903-5 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Проект № 395919-5 «О регулировании деятельности по управлению

многоквартир-ными домами», Выписка из протокола заседания совета государственной думы Федерально-го собрания Российской Федерации № 235 от 18 октября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс».

10. Проект № 402149-5 «О совершенствовании регулирования жилищных

отношений по управлению многоквартирными домами», Постановление Государственной Думы ФС РФ № 4461 -5 ГД от 23.11.2010 г // СПС «КонсультантПлюс».

11. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный)// СПС «КонсультантПлюс».

12. Волохова Л.Н. Саморегулирование как инструмент обеспечения качества управле-ния многоквартирными домами // СПС «КонсультантПлюс».

13. Гордеев, Д.П. Саморегулирование в сфере ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. № 9. http://www.gkh.ru/journals/2746/28890/

14. Денисов, С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право со-временной России // Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский.

20 Козлов, А.Г. «Проект внесения изменений в КоАП и ПП РФ № 731, что ожидает Управляющие организации? // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53 © 1992-2011 сборка 44109. рабочая директория С:/CONSUSERDATA.

15. Зарецкий, AX. Нарушение управляющими компаниями жилищных прав //СПС «KонсультантПлюс».

16. ^злов AX. Проект внесения изменений в ^AH и ПП РФ М731, что ожидает Управляющие организации?// СПС «KонсультантПлюс»

17. Лев Нырко. Мэрия Тольятти нарушила антимонопольное законодательство -

11.2008 г.

18. Михайлов, В.К Законопроекты, "совершенствующие" регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами // СПС «KонсультантПлюс».

19. Парфирьев, Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. - 2010. - N° 4.

20. Потапова, Е., Мамедова, Л. Родственные души // Новые системы финансового уче-та. - 2006. - М 1. - С. 17.

21. Тотьева, A. Правовой статус саморегулируемых аудиторских объединений // Нало-ги. - 2006. - М 1. - С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.