совершенствование взаимодеиствия органов внутренних дел со средствами
массовой информации в сфере противодействия наркотизации
населения в республике таджикистан (организационно-правовой аспект)
М.А. Нажбудинов,
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, старший лейтенант милиции, ранее — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Республики Таджикистан Научная специальность 12.00.11 — Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность Научный руководитель: доктор юридических наук,
профессор Пашин В.М Е-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье анализируется практика освящения в СМИ милицейской (полицейской) тематики, дана общая характеристика взаимодействия и правового регулирования деятельности СМИ в Республике Таджикистан, даются рекомендации по совершенствованию такого взаимодействия.
Ключевые слова: органов внутренних дел, средств массовой информации, взаимодействие, наркотизации населения
IMPROVING THE INTERACTION OF THE INTERIOR WITH THE MEDIA IN COMBATING DRUG ADDICTION POPULATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN (THE LEGAL ASPECT)
M.A. Nazhbudinov,
associate chair of the theory and sociology of management bodies of internal affairs of the Academy of the Interior Ministry of Russia, Senior Lieutenant previously — Lecturer in administrative law and administrative activities of the internal affairs of the Police Academy of the Republic of Tajikistan
Annotation. This article analyzes the practice of consecration in the media police subjects, the general characteristic of the interaction and the legal regulation of the media in the Republic of Tajikistan, and recommendations to improve such cooperation.
Keywords: internal affairs agencies, the media, interaction, anesthesia population.
Одним из главных источников получения информации о жизни государства, его законах у подавляющего большинства населения являются средства массовой информации. Как считает российский
учёный Г.В. Дрюпин, под средствами массовой информации (далее — СМИ) следует понимать специфический социальный институт, осуществляющий коллективную деятельность по отбору, обработке и
распространению социальной информации для побуждения людей к деятельности, соответствующей задачам функционирования и развития системы; формирующих общественное мнение о путях решения обсуждаемых проблем, тем самым развивающий нравственное, политическое, экономическое и правовое сознание населения [4, С.7].
В частности, данное положение верно и для деятельности СМИ по освящению милицейской (полицейской) тематики: у населения формируется определённое представление об уровне и динамике преступности, её характере, о результатах правоохранительной деятельности. В целом, благодаря средствам массовой информации складывается определённое отношение к органам внутренним дел и иным органам государственной власти.
Российские социологи А.А. Благоразумный и В.Б. Коробов показали, что растёт самостоятельность средств массовая информация, являющихся элементом гражданского общества в оценке тех или иных событий в правоохранительной сфере, подчас нелицеприятным. Именно поэтому в установлении благоприятных отношений со средствами массовой информации заинтересованы все — как коммерческие, так общественные и государственные структуры [1, С.51].
По состоянию на начало 2013 года в стране (здесь и далее речь идёт о Таджикистане) зарегистрировано 48 независимых и 20 общественных журналов, организаторами являются частные лица. Действуют 47 частных издательств и 35 государственных типографий. Частных информационных агентств зарегистрировано — 7, из них в столице Душанбе — 5, в Хатлонской области -1, в Горно-Бадахшанской Автономной Области — 1. В стране функционируют 19 телеканалов, из которых: государственных — 9, негосударственных — 10, всего радиостанций — 18, из которых: государственных — 8, частных — 10 [10].
Экономические и социальные изменения, произошедшие в современном обществе за последнее десятилетие, оказали значительное влияние, как на средства массовой информации, так и на правоохранительные органы, а потому процесс взаимодействия их нуждается, как показывают исследования, не только в регулировании, но и в правовом контроле со стороны государства [7].
Закон Республики Таджикистан «О средствах массовой информации» допускает частное владение средством массовой информации, и в этой связи, большинством республиканских СМИ являются коммерческие организации, не находящиеся под контролем органов власти. В условиях отсутствия
цензурных органов, развития гражданского сознания и гражданских институтов в таджикском обществе необходимо наладить конструктивное взаимодействие органов государственной власти и СМИ.
Под взаимодействием органов внутренних дел и средств массовой информации понимается постоянные взаимосвязи, которые проявляются в процессе совместной деятельности и использования возможностей, ресурсов друг друга. В процессе своего взаимодействия органы внутренних дел и средства массовой информации, используя возможности друг друга в нормативной, функциональной, коммуникативной и других сферах своей деятельности, реализуют как собственные непосредственные цели, так и цель более высокого уровня [9, С.5-9.], в том числе обеспечение правопорядка и противодействие наркотизации населения.
Автором по собственной методике проводился опрос о проблемах взаимодействия органов внутренних дел со СМИ. На вопрос «Удовлетворяет ли Вас взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в сфере противодействия наркотизации населения?» респонденты ответили:
• не удовлетворяет — 59%;
• частично удовлетворяет — 26%;
• полностью удовлетворяет — 10%;
• затрудняюсь ответить — 5%.
На наш взгляд, на характере взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации оказывают воздействие следующие факторы: подчинение деятельности целям извлечения прибыли; разобщённость и недоверие друг друга (ОВД и СМИ); общие неблагоприятные условия в стране и. т. д.
Автору представляется также, что необходимо организовать специальную подготовку сотрудников органов внутренних дел, в функции которых входило бы постоянное сотрудничество со средствами массовой информации. Мнению автора разделяют 60% опрошенных сотрудников СМИ.
Современное таджикское общество нуждается в системе контроля, поэтому взаимодействие средств массовой информации и органов милиции на нормативном уровне политической системы заключается в следующем:
-сотрудники органов внутренних дел или любой гражданин страны через средства массовой информации могут высказывать предложения по совершенствованию мер противодействия наркотизации населения;
-органы внутренних дел рассматривают предложения, выраженные средствами массовой информа-
ции, касающиеся правового регулирования и правоприменительной деятельности правонарушителя в данной проблеме.
Важно отметить, что в Республике Таджикистан (далее РТ) в сфере противодействия наркотизации населения и обеспечения правопорядка важное значение имеют средства массовой информации, благодаря которым появились новые возможности у граждан участвовать в обсуждении реальных общественных проблем. Для полноценного становления института массовой информации в 2012 году из Уголовного кодекса РТ были исключены статьи 135 (Клевета) и 136 (Оскорбление), что даёт возможность развитию свободы слова. В настоящее время установлена лишь гражданская ответственность за диффамацию [2]. Однако в стране до сегодняшнего дня в СМИ мало уделяется внимания в вопросе оздоровления нравственной атмосфере всего общества, противодействия наркотизации населения, перехода к здоровому образу жизни, надлежащему образованию и т.д. Предметом публикаций СМИ служат в большей степени скандальные материалы о деятельности правоохранительных органов (не всегда справедливые), во многом неконструктивная критика в адрес милиции и других правоохранительных органов.
Так, одно из столичных печатных изданий Таджикистана, пользующееся большой популярностью среди населения, опубликовало значительное количество негативной информации о таджикских правоохранительных структурах, особенно о деятельности органов внутренних дел. К примеру, 28-летний гражданин Ш., подозревавшийся в совершении нескольких краж, скончался в реанимационном отделении Национального медицинского центра, куда он был доставлен из одного из ОВД столичного района. Все факты в отношении совершенного Ш. преступления были доказаны, сам подозреваемый дал признательные показания. Однако в ходе допроса подозреваемый выпрыгнул в окно со второго этажа, пытаясь, тем самым, избежать уголовной ответственности. Экспертиза выяснила, что Ш. скончался от повреждения внутренних органов возникших в результате падения [5]. В газете эти обстоятельства были превратно преподнесены читателю, хотя милиция предоставила ей все необходимые материалы с соответствующей сопроводительной документацией, проливающей свет на фактические обстоятельства. Другой пример, аналитический отдел информации Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Таджикистан оперативно отреагировал на публикацию статьи «Следствие или инквизиция?», опубликован-
ной в газете «Азия Плюс», в публикации говорилось о применении пыток в отношении задержанных со стороны сотрудников УБОП МВД Республики Таджикистан в Согдийской области. В данной статье распространялась оскорбляющая и клеветническая информация, которая наносит ущерб чести, достоинству и деловой репутации руководству данного органа. Руководство данного органа отмечает, что женщина-журналист ссылается на слова заинтересованных лиц. Руководством названного органа была организована служебная проверка. Она не подтвердила фактов применения пыток.
В соответствии с заявлением об унижении чести, достоинства, деловой репутации, руководство данного органа требует судебного разбирательства, возмещения морального ущерба в размере одного миллиона сомони (приблизительно 700 000 рублей) [8].
Законодательством Республики Таджикистан предусмотрена ответственность журналиста за распространение недостоверных сведений и компенсация за нанесенный моральный вред (ст.38 Закона РТ «О печати и других средств массовой информации» «Возмещение морального ущерба») [6] и ст. 1116 Гражданского кодекса РТ «Возмещение морального вреда» [3].
Практика показывает, что, к сожалению, в таджикском обществе названные правовые нормы реализуются очень редко. Приходится констатировать, что эта проблема актуальна не только в Таджикистане, но и для других стран.
В целом для сохранения доброго имени органов внутренних дел необходимо включить в законодательство Республики Таджикистан правовую норму, которая запрещала бы журналисту, корреспонденту из средств массового информации печатать необоснованные, бездоказательные, зачастую заказанные публикации, направленные против правоохранительных структур, в том, числе, и против органов внутренних дел. Необходимо отметить, что многие негативные материалы о работе сотрудников органов внутренних дел в средствах массовой информации публикуются с целью опорочивание чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел в целом. В настоящее время законодательство Республики Таджикистан не содержит чёткого юридического определения такого понятия, как «информация, дискредитирующая честь и достоинство», а также понятия «оценочное мнение».
Результаты социологического опроса, подготовленного и проведенного автором, среди институтов гражданского общества и СМИ1 подтверждают, что основной источник формирования общественного мнения, в том числе и о деятельности органов вну-
тренних дел — информационные материалы СМИ.
Таким образом, для совершенствования взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан автор предлагает:
• совершенствовать взаимодействия ОВД с институтами гражданского общества и населения на творческий поиск внутренних и внешних резервов.
• использовать все возможности социальной рекламы в средствах массовой информации в целях противодействия наркотизации населения, а также возможности привлечения просветительского потенциала, религиозных организаций, культурного наследия Таджикистана в данном направлении;
• пропагандировать в средствах массовой информации здоровый образ жизни для молодежи, показывать преимущества образования, спорта;
• воспитывать у населения активную гражданскую позицию в отношении оказания содействия органам внутренних дел в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в сфере противодействия наркотизации населения;
• совершенствовать систему подготовки и обучения сотрудников пресс-служб и подразделений информации общественных связей, а также других сотрудников подразделений системы МВД Республики Таджикистан, отвечающих за взаимодействие со средствами массовой информации, активно использовать имеющийся потенциал государственных, ведомственных и других образовательных и научно-исследовательских учреждений для повышения профессионализма сотрудников.
Комплексное использование предложенных мер будет способствовать решению важнейшей для Таджикистана проблемы — взаимодействия ОВД и СМИ а также, противодействия наркотизации страны и препятствованию трафика наркотиков через территорию республики за её пределы.
Литература
1. Благоразумный А.А., Коробов. В.Б. Организация общественных связей ОВД: — М., 2004.
2. В Таджикистане отменили уголовное наказание за клевету. Режим доступа: URL: http: lenta. ru. news 06. 07. 2012. (Дата обращения 13 2013г.)
3. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан Ч.1-я. (в редакции Закона РТ от 12 мая 2007г. №247) ст.174. Режим доступа: URL: taj.httm./www. invest.tjdownloads.zakon
4. Дрюпин Г.В. Средства массовой информации и их значение в условиях развитого социализма. — Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1983. С.7.
5. Житель Душанбе, доставленный из отдела милиции, скончался в реанимации. // [Электронный ресурс]: URL: а обращения 11 2013г.).
6. Закон Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации». ст.38. (Закон РТ №38 от 10.05.02г). [Электронный ресурс]: URL: httm.www.mmk.tj.
7. Ирхин Ю.В. Акбергенов А.Д. Диалектика психологии, политики и социологии в современном мире. — М.,1991; Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). — М., 1996.
8. Мирзобекова Р А. Следствие или инквизиция. Азия плюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www а обращения 16. 10. 2013г.).
9.Наумкин Ю.В. Взаимодействие ОВД с учреждениями СМИ в борьбе с преступностью. — Ташкент, 1990. [Электронный ресурс]: URL: а обращения 11 2013г.).
10. Таджикистан в цифрах. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Режим доступа: URL: www.stat.tj. 2013 г. (Дата обращения 20 2013г.).
1 Автором проведен опрос между представителями религиозных конфессий, профсоюзов и сотрудников Национальной ассоциации независимых средств массовой информации Таджикистана. Всего опрошено 482 респондентов.