Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан'

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАРКОТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ДОВЕРИЕ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / INTERACTION / ANESTHESIA OF THE POPULATION / CIVIL SOCIETY AND TRUST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нажбудинов М. А.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с населением в сфере противодействия наркотизации населения и предлагаются пути решения указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нажбудинов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of interaction of law-enforcement bodies with institutes of civil society in the sphre of counteraction of a narkotization of the population in the Republic of Tajikistan

This article discusses the interaction of the internal affairs of the Republic of Tajikistan with a population in combating drug addiction population and suggests ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан»

М.А. НАЖБУДИНОВ,

*

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел

(Академия управления МВД России)

M.A. NAZHBUDINOV,

associate chair** of the theory and sociology of management bodies of internal affairs (Academy of management of the interior ministry of Russia)

126

УДК 351.761

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан

To a question of interaction of law-enforcement bodies with institutes of civil society in the sphere of counteraction of a narcotization of the population in the Republic of Tajikistan

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия органов внутренних дел Республики Таджикистан с населением в сфере противодействия наркотизации и предлагаются пути решения указанной проблемы.

Органы внутренних дел, взаимодействие, наркотизация населения, гражданское общество, доверие.

This article discusses the interaction of the internal affairs of the Republic of Tajikistan with a population in combating drug addiction population and suggests ways to solve this problem.

Internal affairs bodies, interaction, anesthesia of the population, civil societ, trust.

Под термином «взаимодействие» понимается совместное участие и связь систем в процессе их деятельности [9, с. 31]. Исследователь В.М. Шванков отмечает, что «взаимодействие в органах внутренних дел — это деловое сотрудничество на основе взаимопомощи частей элементов системы органов внутренних дел в целях наиболее эффективного решения задач борьбы с преступностью» [10, с. 8].

По нашему мнению, взаимодействие между органами внутренних дел и институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения основывается на общности целей, согласованной по месту и времени при наиболее рациональном сочетании определенных факторов.

Ранее - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Республики Таджикистан.

Earlier - the teacher of chair of administrative law and administrative activity of law-enforcement bodies of Academy of Republic ofTajikistan.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное взаимодействие между органами внутренних дел и институтами гражданского общества является доверие населения.

В Стратегии реформы милиции Республики Таджикистан на 2013—2020 годы отмечается, что «милиция — это народ, а народ — это милиция». В данной трактовке проявляется суть принципа доверия и взаимодействия сотрудников милиции с обществом, определяется способность демонстрировать и защищать ценности общества в тех сферах, которые имеют отношение к правопорядку [8].

Обратимся к мнению политолога Р.З. Джу-раева. Он утверждает, что ослабление чувства безопасности, ощущение незащищенности населения, с одной стороны, и недоверие к деятельности органов внутренних дел — с другой, имеют причинно-следственную зависимость [2, с. 140]. На наш взгляд, основными факторами, влияющими на уровень доверия населения

к органам внутренних дел являются: опасение прогрессирующего бездействия исполнительной власти на фоне продолжающегося роста наркотизации и значительного масштаба распространения наркотиков; разочарование граждан в способности органов правопорядка (в том числе милиции) эффективно влиять на данное явление, ввиду невысокого профессионализма в данной области и недостаточной мотивации, слабой разработанности системы стимулов, как материальных, так и моральных. Таким образом, отсутствие профессионализма и умелой организации деятельности сотрудников органов внутренних дел, массовые нарушения ими законности подрывают авторитет милиции, влияют на рост преступности.

Нами был разработан и проведен социологический опрос среди представителей профсоюзных организаций, религиозных конфессий и Национальной ассоциации независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ). Респондентам (всего было опрошено 482 человека) предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли участие граждан в оказании помощи сотрудникам органов внутренних дел по месту жительства в противодействию наркотизации населения?». Были получены следующие ответы. 58 % респондентов ответили: «возможно, если сотрудник станет заинтересованно и доброжелательно относиться к гражданам», «невозможно, поскольку население часто не желает помогать милиции» — 22 % опрошенных, «возможно, поскольку такая помощь в интересах самого населения» — 20 % респондентов.

Результаты исследований характеризует ряд примеров. Так, в начале января 2012 г. сотрудники Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан в результате проведения оперативно-разыскных и следственных мероприятий в городе Душанбе изъяли около 9 кг героина, а также более 33 кг опиума. Изъятые наркотические вещества были переданы начальником отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков некоему гражданину для дальнейшего вывоза за пределы страны с целью распространения [3, с. 28].

В сентябре 2012 г. сотрудник органов внутренних дел Республики Таджикистан передал 2 кг наркотического средства гражданину N с целью распространения наркотического средства среди населения в Душанбе [1, с. 2].

Органы внутренних дел Республики Таджикистан, располагая наибольшими возможностями по противодействию наркопреступности наряду с иными правоохранительными структурами, прилагают значительные усилия, направленные на оздоровление криминогенной ситуа-

ции. Однако отношение населения к правоохранительным органам перешли на «квазидоговорную» основу, вследствие чего правоохранительные органы воспринимаются населением как «репрессивный коммерческий государственный аппарат», взаимодействие с которым всегда вынуждено или принудительно сопряжено с расходами [5, с. 78]. К сожалению, до сих пор не разработаны комплексные и действенные механизмы взаимодействия, которые могли бы оздоровить сферу противодействия наркотизации и стать гарантом доверительных отношений между институтами гражданского общества и системой правоохранительных органов.

Мы можем отметить тот факт, что население зачастую воспринимает сотрудников правоохранительных органов крайне враждебно, а сами сотрудники крайне редко обращаются к гражданам за помощью в раскрытии преступлений. Доверительные и партнерские отношения, к сожалению, отсутствуют [7, с. 69].

По нашему мнению, ситуация может быть изменена с помощью диалога и понимания обоюдной ответственности. Согласимся с мнением ученых К.Х. Солиева и Р.З. Джураева, считающих, что для внушения доверия населению «правоохранительные органы должны трансформироваться в открытую организацию, готовую показать населению, как она работает. Это может выражаться в организации «дней открытых дверей», когда граждане могут свободно приходить в правоохранительные органы, чтобы ознакомиться с их деятельностью и процедурами рассмотрения жалоб и предложений» [7, с. 53].

Но стоит отметить степень предлагаемой открытости правоохранительных органов. Нельзя забывать о пределах открытости, поскольку оперативно-разыскная деятельность невозможна без обеспечения секретности. Особенно это актуально для вопроса борьбы с незаконным оборотом наркотиков. На наш взгляд, должна быть установлена степень открытости во взаимодействии правоохранительных органов и населения.

Должны разрабатываться новые направления взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, выражающиеся в совершенствовании системы гражданского контроля за органами внутренних дел на основе социального партнерства, конструктивного взаимодействия и выработки совместных действий. Основная ставка взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества должна делаться на гражданской инициативе, активном диалоге с гражданами для укрепления безопасности общества и государства [4, с. 5].

Появление новых общественных объединений выражает не только стремление общества

127

найти эффективные пути реализации интересов, но и выявить проблемные вопросы в социальном управлении и взаимодействии правоохранительных органов и граждан [2, с. 140]. Во избежание конфликтов с гражданским обществом, государство должно обеспечить основные требования порядка и законности, установить стандарты равноправия [6, с. 18—19].

Учитывая особенности Республики Таджикистан, автор предлагает разработать «Концепцию совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия наркотизации населения», в которой должны быть

представлены принципы взаимодействия, целе-определение и конкретные практические действия в реализация поставленных задач в данном направлении.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что для наиболее эффективной реализации взаимодействия органов внутренних дел как специфического представителя органов государственной власти с институтами гражданского общества необходимо доверие граждан. Для противодействия наркотизации необходимо активное взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с обществом, доверие, честность и открытость.

128

Список литературы

1. Бандишоев М.Р. Приветственное слово. Международная научно-практическая конференция «Международное сотрудничество в сфере противодействия организованной транснациональной наркопреступности». Душанбе. 2013.

2. Джураев Р.З. Проблема взаимоотношения и обеспечение доверия населения к правоохранительным органам // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2008. № 11.

3. Информация по уголовным делам в отношении высокопоставленных чиновников. Официальный сайт пресс-службы Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан. URL: http: // www.news. tj /ru/news/antikorruptsionnoe-ag entstvo-rt-obezvredilo-narkobandu. (дата обращения: 22.09.2013).

4. Кокорев В.Ю., Звонарева А.Ю, Лучкин С.В. Взаимодействие с населением по укреплению имиджа органов внутренних дел. М., 2013.

5. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Н. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения. М., 2006. № 7.

6. Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы / под. общ. ред. А.П. Любимова., М. 2004. Вып. 3.

7. Солиев К.Х., Джураев Р.З. Взаимодействие милиции и общества // Защита прав человека как функция и обязанность милиции. Душанбе. 2005.

8. Стратегия реформы милиции Республики Таджикистан на 2013—2020 годы. Официальный сайт МВД Республики Таджикистан. URL: http: // www.mvd.tj. (дата обращения: 29.03.2013).

9. Теория и практика социального управления: словарь-справочник / авт.-сост. Е.Ф. Ясь-ков. М., 1997.

10. Шванков В.М. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. М., 1975.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.