Научная статья на тему 'Некоторые факторы, способствующие наркотизации населения в Республике Таджикистан'

Некоторые факторы, способствующие наркотизации населения в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИИ ФАКТОРОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / НАРКОТИЗАЦИЯ / CLASSIFICATIONS OF FACTORS / COUNTERACTION / ILLICIT TRAFFICKING IN DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / NARCOTIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нажбудинов М.А.

В статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют наркотизации населения в Республике Таджикистан, дается их классификация. Предлагаются современные модели взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нажбудинов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some factors promoting a narcotization of the population in the Republic of Tajikistan

In article some major factors which promote a narcotization in the population in the Republic of Tajikistan are considered, their classification is given. Modern models of interaction of law enforcement agencies with institutes of civil society are offered.

Текст научной работы на тему «Некоторые факторы, способствующие наркотизации населения в Республике Таджикистан»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

М. А. НАЖБУДИНОВ,

*

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел

(Академия управления МВД России)

M. A. NAZHBUDINOV,

graduated* in a military academy of chair of the theory and sociology of management of law-enforcement bodies

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 343.575

Некоторые факторы, способствующие наркотизации населения в Республике Таджикистан

Some factors promoting a narcotization of the population in the Republic of Tajikistan

В статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют наркотизации населения в Республике Таджикистан, дается их классификация. Предлагаются современные модели взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества.

Классификации факторов, противодействие, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, наркотизация.

In article some major factors which promote a narcotization in the population in the Republic of Tajikistan are considered, their classification is given. Modern models of interaction of law enforcement agencies with institutes of civil society are offered.

Classifications of factors, counteraction, illicit trafficking in drugs and psychotropic substances, narcotization.

Наркотизация населения является одной из серьезнейших современных угроз Республики Таджикистан. Р.Х. Рахимов и Д.М. Зо-иров в своем исследовании отмечают, что прогрессирующая наркотизация и глобальный характер незаконного оборота наркотиков негативно сказываются на социально-психологической атмосфере в государстве и в обществе в целом [9, с. 120].

* Ранее - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Республики Таджикистан.

* Earlier - the teacher of chair of administrative law and administrative activity of law-enforcement bodies of Ministry of Internal Affairs Academy of the Republic of Tajikistan.

Для того чтобы понять ту или иную проблему науки, необходимо подробно исследовать ее, определить причины ее появления, этапы, динамику и значимость [1, с. 3]. В последнее время ученые и исследователи уделяют особое внимание изучению факторов наркотизации населения.

Термин «фактор» (от лат. factor — делающий, производящий) определяется как причина какого-либо процесса или явления [13, с. 834]. Кроме этого, факторы рассматриваются как стимуляторы явления, результат внешнего воздействия, связанного действием социальных сил [5, с. 21].

Факторы наркотизации населения, ставшие реалиями современной жизни в Таджикистане, отражаются на поведенческих модулях лю-

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

дей, в особенности на правомерном поведении и правосознании молодежи. Это выражается в поступках, идущих вразрез с нормами общественной морали, в противоправных и антиобщественных деяниях. Только комплексное изучение факторов, обусловливающих превращение наркобизнеса в наиболее доходный вид преступности в Таджикистане, решат данную проблему. По нашему мнению, только одержав победу над наркотизацией, Республика Таджикистан сможет выступать на мировой арене как демократическое и правовое государство.

Ученые, ранее исследовавшие факторы наркотизации населения, роста числа преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, высказывают различные мнения об их классификации. В частности, ими выделяются следующие группы факторов: культурологические, семейно-пе-дагогические, производственные, правоохранительные и иные детерминанты [14, с. 6].

Кроме этого, в научной литературе встречается и другая классификация факторов, которые влияют на формирование влечения к наркотическим средствам и психотропным веществам. Это факторы информированности, личностно-психологические, семейные, социокультурные и др. [17, с. 312].

Рост наркотизации населения в Республике Таджикистан как негативного социального явления под воздействием распространения наркомании обусловлен комплексом различных факторов: социально-экономических (безработица, снижение уровня и качества жизни, социальное расслоение населения, депрофессионализация); демографических (быстрый рост численности населения, вступающий в противоречие с его занятостью и материально-финансовым обеспечением); правовых (несовершенство законодательства в сфере противодействия наркотизации населения, неурегулированность отношений между правоохранительными органами и институтами гражданского общества); географических (благоприятное для сбыта наркотических средств географическое расположение Таджикистана).

Рассмотрим некоторые факторы.

Социально-экономические факторы. Таджикистан с момента приобретения статуса независимости столкнулся с рядом сложных проблем, характерных для других независимых государств Средней Азии. Рухнули многие барьеры, ограждавшие Таджикистан от крупномасштабного проникновения наркотиков. В стране начался рост безработицы среди населения, нарушились экономические связи, началось резкое снижение доходов граждан. Кроме этого, стали проявляться и другие деструктивные явления.

Таким образом, к числу социально-экономических факторов, приводящих к росту наркотизации, можно отнести следующие:

а) снижение уровня жизни населения, его резкая дифференциация по уровню доходов, образование определенного круга богатых граждан на фоне обнищания большинства людей;

б) стремительное падение уровня нравственности и морали;

в) подражание молодых людей Таджикистана молодежным деструктивным западным молодежным движениям.

Республика Таджикистан рассматривается наркомафией в качестве одной из основных «перевалочных баз» для транспортировки наркотических веществ. По оценкам специалистов, каждый доллар, вложенный в наркобизнес, может приносить доход до 12 тыс. долларов. По некоторым данным, средняя цена одного килограмма героина в Афганистане составляет примерно 700 долларов США. После перехода таджикской границы тот же килограмм героина стоит 800 долларов, а в Душанбе — от 1,5 до 2 тыс. долларов. В Киргизии или в Казахстане килограмм стоит от 6 до 7 тыс. долларов, а в России цена поднимается до 70 тыс. долларов. На государственной границе удается задерживать около 5 % от всех транспортируемых наркотиков.

Следует отметить, что, по некоторым оперативным данным, наземным путем из Афганистана транспортируется около 60 % наркотиков, а 40 % подобным путем доставляется в страны Европы и прежде всего в Россию. К сожалению, поток «смертоносного зелья» из Афганистана через Таджикистан в Россию не иссякает [11, с.116—120].

Демографические факторы. Традиционной особенностью Таджикистана является рост численности населения, что не соответствует рынку занятости. В совокупности данные факторы влияют на уровень образования в семье, что, в свою очередь, способствует росту наркопреступности. Так, в 1989 г. население Таджикской ССР составляло 5 млн человек, однако уже в 2013 г. эта цифра превысила 8 миллионов человек. Средний возраст населения Республики менее 25 лет [2].

Безработица и снижение уровня жизни способствуют привлечению к участию в наркобизнесе малообеспеченных и социально незащищенных слоев граждан, что ведет к наркотизации их большей части. Нищета как «благоприятная почва» используется представителями наркобизнеса для поиска рекрутеров, которые являются связующим звеном в сети распространения наркотиков. Как отмечает Ю. С. Жариков, «масштабность предложений услуг на нелегальном рынке наркотиков в периоды экономического роста снижается, а в периоды упадка — возрастает» [8, с. 112]. В боль-

83

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

н

с

0

'S

1

Й ы

ш

^

а

<

84

шинстве случаев организаторы остаются в тени и продолжают заниматься своим «бизнесом».

Ситуацию с наркотизацией в Таджикистане усугубляет бедность населения. Так, минимальная оплата труда в 2013 г. составляла всего 42 доллара (в 2012 г. — 17 долларов) в месяц [3]. Почти три четверти населения Таджикистана проживает в сельской местности. На долю сельских жителей приходится большая часть крайне бедного населения (23,4 %), на долю городских - 18,6 % [10, 12].

В стране еще не в полной мере устранены последствия экономического кризиса. Экономические показатели республики свидетельствуют о низком жизненном уровне населения. Набор продуктов таджикской продовольственной корзины на 42 доллара в месяц составляет 50 кг муки, 2 кг мяса, 17 яиц и всего 0,5 кг сливочного масла. Продолжается рост цен. Таджикистан стал не только транзитной зоной перевоза наркотиков в Россию, но и сам превратился в потребителя наркотиков. Повысился спрос на наркотики на местных рынках, возросло число наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. По данным республиканского центра профилактики и борьбы со СПИДом, из 4,5 тыс. зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в Таджикистане почти 49 % — инъекционные потребители наркотиков [4, 18]. Большинство правонарушений совершается безработными. По данным Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан (АКН), доля преступлений, связанных с наркотиками, в прошлом году составила более 5—6 % от общего числа уголовных преступлений [10].

Географические факторы. Следует отметить, что одним из важнейших факторов, способствующих незаконному обороту наркотических средств в Республике Таджикистан, является его геополитическое расположение и большая протяженность государственной границы с Афганистаном, которая составляет 1344 км. Так, республика стала одним из транзитных государств на пути афганского наркотрафика и является буферной зоной всего Центрально-Азиатского региона [15, 16]. Высокий уровень незаконного производства наркотических средств в Исламской Республике Афганистан и их контрабанда являются основными определяющими факторами наркоситуации в Республике Таджикистан. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что Таджикистан не является страной-производителем наркотиков. Правоохранительные структуры Таджикистана совместно с российскими спецслужбами пресекают все большее количество тщательно продуманных операций по контрабанде значительных партий наркотиков, ликвидируя деятельность устойчивых преступных группиро-

вок. Активизация их деятельности оказывает влияние на состояние наркоситуации в других государствах Центрально-Азиатского региона и в странах, расположенных вдали от границ Таджикистана. За последние 12 лет на территории Республики Таджикистан правоохранительными органами и силовыми структурами из незаконного оборота изъято свыше 73,7 тонн наркотических средств, из которых 31 тонну составляет героин и 24 тонны — опий. Это позволило сохранить от наркозависимости около 40,3 млн жителей Земли, изъять из криминального оборота 1,4 млрд долларов или 9 % от ВВП Афганистана в 2011 году. На долю Таджикистана приходится 82 % героина, изымаемого из незаконного оборота в Центрально-Азиатском регионе, и 60 % — в странах СНГ [6, 7, 12, с. 4].

По данным ООН, Таджикистан в числе государств, внесших наибольший вклад в борьбу с наркотиками, находится на четвертом месте после Китая, Пакистана, Турции по изъятию героина и третьем после Ирана, Пакистана по изъятию опия-сырца [16, с. 35].

Современные наркокурьеры используют проверенные горные пути, ущелья, труднопроходимые перевалы, реку Пяндж (для переправки наркотиков на границе Таджикистана с Афганистаном наркодилеры используют надувные лодки и самодельные плавсредства).

Основные потоки наркотиков через афган-ско-таджикскую границу идут по нескольким направлениям: южному — через район Хамадо-ни (бывший Московский район), Пянджский, Пархарский и Шурабадский районы, юго-восточному — в Горно-Бадахшанской автономной области по труднодоступным тропам в г. Хорог и далее по автодороге в Мургаб. На границе изымается 62 % наркотических средств и лишь 38 % — внутри страны [16, с. 36].

Наркоконтрабандисты нередко используют способ переправки наркотиков без личных контактов с получателем, когда «товар» оставляется на территории Таджикистана в определенном месте, а деньги за наркотики передаются по другим каналам. В случаях, когда оплата за поставленный «товар» своевременно не производится, афганские наркоконтрабандисты берут в заложники членов семьи получателя [6]. Такие факты свидетельствуют о том, что на тад-жикско-афганской границе орудуют некоторые банды, которые широко практикуют похищение людей с целью выкупа [7].

Организационно-правовые факторы. Перспективная модель взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества должна учитывать все разнообразие наркотических проявлений в Республике Таджикистан и противопоставить им не меньшее

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

разнообразие организационных и правовых мер по противодействию им. Такая модель выражается в публичной демонстрации результатов реагирования органов внутренних дел на выявленные общественностью факты наркотического поведения, использовании органами внутренних дел результатов работы общественных объединений, инициативных граждан, журналистов, государственных статистических данных о преступлениях, совершаемых в сфере распространения наркотиков, а также масштабах наркотизации населения в Республике Таджикистан; обеспечении гражданского контроля за получением полной и актуальной информации от органов внутренних дел; формировании и придании огласке особого реестра лиц, причастных к преступлениям наркотической направленности; создании дополнительных и модернизации существующих площадок для диалога гражданского общества и органов внутренних дел, процедурном оформлении, закреплении прав и обязанностей сторон переговоров, определении круга участников и обсуждаемых проблем; создании позитивного образа активного гражданина, общественных объединений, распространении стандартов общественно активного поведения с помощью социальной рекламы, СМИ для обеспечения поддержки широкими слоями населения деятельности общественных органи-

Список литературы

1. Артемов В. М, Вахтеров А. В. Гражданское общество как современный фактор развития государства // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2 (6).

2. Восьмимиллионная жительница Таджикистана. URL: http://www.asia-plus.tj. (дата обращения: 21.02.2013).

3. В Таджикистане с 1 сентября повысятся минимальная заработная плата и минимальная пенсия. URL: http://rus.ozodi.org content/ article/25074939.html (дата обращения: 19.02.2014.).

4. В Таджикистане утвердили национальную стратегию по борьбе с наркотиками до 2020 года. Центрально-Азиатский регион. URL: http://www.ca-portal.ru (дата обращения: 01.02.2014).

5. Тотчина Л. В. Основные технологии профилактики наркомании: курс лекций (для образовательных учреждений правоохранительных органов и практической деятельности). Белгород,2008.

6. Граждане Таджикистана освобождены из «афганского плена». URL: http://www. avesta.tj/goverment/8691-grazhdane-tadzhiki-

заций в сфере противодействия наркотизации населения в Республике Таджикистан.

В заключение необходимо отметить, что достижение результатов в противодействии наркотизации населения в Республике Таджикистан не может быть обеспечено усилиями одних органов государственной власти, включая органы внутренних дел, а должно рассматриваться как сфера их взаимной ответственности с институтами гражданского общества. За последние пятнадцать лет в Таджикистане интегрирован определенный опыт гражданского участия в решении проблем наркотизации населения. Однако в условиях недостаточного уровня сфор-мированности гражданско-правовых структур в стране необходима разработка обновленной модели взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества, характеризующейся партнерским типом отношений, открытостью, доверием, результативностью совместно выработанных организационно-правовых мер. Это подразумевает необходимость уточнения основных целей, задач, форм, методов, процедур, ресурсного обеспечения данного взаимодействия, ориентированных на стимулирование и активизацию гражданских инициатив в сфере противодействия наркотизации населения, развития антинаркотической социализации, формирования системы новых установок на неприятие наркотиков.

stana-osvobozhdeny-iz.html (дата обращения: 20.01.2014).

7. Гражданин Таджикистана, взятый в заложники афганскими наркоконтрабандистами, освобожден. URL: http://ann.kg/news/27843 (дата обращения: 15.02.2014).

8. Жариков Ю. С. Противодействие незаконному обороту наркотиков и наркотизму: проблемы правового регулирования. М., 2008.

9. Зоиров Д. М, Рахимов Р. Х. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Республике Таджикистан: монография. Душанбе, 2005.

10. Итоговое заседание Координационного Совета Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан в 2013 году. URL: http://rus.akn.tj/index.php?option=com_ content&view=article&id=1071%3A-2013-&Itemid=27 (дата обращения: 19.01.2014).

11. Кобец П. Н. Проблемы предупреждения наркопреступности и ее связь с транснациональной преступностью // Труды ВНИИ МВД России. 2007. № 0.

85

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

12. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан за 2011 год. Душанбе, 2011.

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1989.

14. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / под ред. А. Н. Сергеева. М., 2000.

15. Рахимов Р. Х. Совершенствование методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков // Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности и ее роль в укреплении прав человека». 15 марта 2012 г. URL: http://www.mvd.tj./mdex.php/konfronso-va-koroi-ilm (дата обращения: 15.09.2014).

16. Рахимов Р. ^Стратегия политики государств — участников СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Душанбе, 2013.

17. Стратегический план Республики Таджикистан по репродуктивному здоровью населения на период до 2014 года. URL: http://www.gender.cawater-info.net/publica-tions/pdf/law_rt_6_ra.pdf (дата обращения: 12.08.2014).

18. Шабанов П. Д. Наркология: практическое руководство для врачей. М., 2003.

E-mail: mehridin12.11.90@mail.ru

н

с

0

'S

1

Й и

ш

^

а

<

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.