Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / МЕТОДИКА АУДИТА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ АУДИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерябко А.Р.

Международные стандарты качества аудита включают общие условия, способствующие появлению гарантии соответствующего качества выполнения аудиторских и им сопутствующих услуг. Российские стандарты, в отличие от международных, содержат в себе определенные правила поведения, выполнение которых обязательно, как для аудиторских организаций, так и для аудиторов в процессе осуществления их прямой работы, в частности. В современных условиях основные тенденции контроля качества аудита направлены на минимизацию отличий между нормативным регулированием государственных актов и международных стандартов в аудиторской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF EXTERNAL AND INTERNAL QUALITY CONTROL OF AUDIT

International quality standards for auditing include general conditions that facilitate the appearance of a guarantee of appropriate quality of performance of audit and related services. Russian standards, unlike international ones, contain certain rules of conduct, the fulfillment of which is obligatory, both for audit organizations and for auditors in the process of their direct work, in particular. In modern conditions, the main trends in audit quality control are aimed at minimizing the differences between the regulatory regulation of state acts and international standards in the audit industry.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА»

эффективности управления внешнеторговой деятельностью угольных предприятий Кемеровской области // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 1. С. 137-139.

7. Михайлов В.В., Месяц М.А. Системный подход к управлению внешнеторговой деятельностью угольных предприятий региона // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 4.2 (49). С. 82-87.

8. Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н. Проф. Н.П. Тихомирова. - М.: Изд-во «Экзамен, 2013. С. 496

9. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. - М.: Мир, 1989. - С. 388 .: ил.

УДК 657.6

Дерябко А.Р. студент магистратуры направление подготовки «Государственный аудит» магистерская программа «Государственный аудит и контроль» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

Deryabko Alexandra Romanovna, Master's student The direction of training "State Audit" Master's Program "State Audit and Control" Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА IMPROVEMENT OF EXTERNAL AND INTERNAL QUALITY

CONTROL OF AUDIT

Аннотация

Международные стандарты качества аудита включают общие условия, способствующие появлению гарантии соответствующего качества выполнения аудиторских и им сопутствующих услуг.

Российские стандарты, в отличие от международных, содержат в себе определенные правила поведения, выполнение которых обязательно, как для аудиторских организаций, так и для аудиторов в процессе осуществления их прямой работы, в частности.

В современных условиях основные тенденции контроля качества аудита направлены на минимизацию отличий между нормативным регулированием государственных актов и международных стандартов в аудиторской сфере.

Annotation

International quality standards for auditing include general conditions that facilitate the appearance of a guarantee of appropriate quality of performance of audit and related services.

Russian standards, unlike international ones, contain certain rules of conduct, the fulfillment of which is obligatory, both for audit organizations and for auditors in the process of their direct work, in particular.

In modern conditions, the main trends in audit quality control are aimed at minimizing the differences between the regulatory regulation of state acts and international standards in the audit industry.

Ключевые слова: аудит, методика аудита, контроль качества аудита, международные стандарты аудита, государственный контроль аудита.

Keywords: audit, audit methodology, audit quality control, international audit standards.

В современных условиях экономического развития страны аудит становится неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта. При становлении и улучшении системы нормативно-правового и профессионального регулирования профессиональной деятельности аудиторов, необходимо отметить, что рост интереса к данной тематике возрастает.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности [1].

Аудиторская деятельность осуществляет проведение аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, которая проводится аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами [1].

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция широкого обращения к услугам аудиторов предприятий и организаций любых форм собственности в силу различных причин. Самая главная из них - это заинтересованность пользователей отчетности в достоверности содержащихся в ней сведений, по результатам анализа которой принимаются решения об инвестиционных вложениях и дальнейших перспективах сотрудничества.

В связи с этим возникают повышенные требования к качеству предоставляемых услуг аудиторскими организациями.

Решение вопросов и возникающих проблем по процедуре осуществления контроля качества аудита рассматриваются на различных уровнях [6].

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 предусмотрены два уровня контроля аудита: внутренний и внешний (государственный) [1].

Особое внимание привлекает к себе проблема развития внешнего контроля качества аудита, которая является актуальной не только в России, но и за рубежом.

В научной литературе наблюдается солидарность мнений Булыги Р.П., Чая В.Т., Мельник М.В., которые в достаточной степени освещают вопрос качества аудиторской деятельности [6].

Авторы Булыга Р.П., Чая В.Т., Мельник М.В. считают, что на сегодняшний день в России сложилась система внешнего контроля качества работы аудиторов, базирующаяся на комплексе нормативно-правых актов различного уровня [10]. С такой точкой зрения нельзя не согласиться, так как данная позиция полно и реально оценивает сложившуюся схему осуществления государственного контроля качества аудита.

Общим мнением авторов Булыга Р.П., Чая В.Т., Мельник М.В. является свидетельствование наличия ряда проблем, некоторые из них достаточно серьезные, для решения которых необходимо объединение усилий саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов и уполномоченного органа по регулированию аудиторской деятельности.

Решение указанных вопросов во многом исправит возникшие проблемы и определит перспективы дальнейшего развития системы контроля качества работы аудиторов [5].

Кроме того, Булыга Р.П., Чая В.Т., Мельник М.В. считают, что качество аудита - это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов по аудиторской деятельности. Исполнение требований стандартов обеспечивает уверенность пользователей в приемлемом качестве аудиторских услуг и создает базу для доверия мнению аудитора. Такая точка зрения доступно и точно отражает фактор эффективного контроля качества аудита.

В то же время стоит отметить, что Шеремет А.Д. и Суйц В.П. рассматривают тематику в большей мере с позиции только лишь российских стандартов, мало уделяя внимания международной практике [9].

Согласиться с такой позицией довольно сложно, так как несомненно, федеральные стандарты аудиторской деятельности устанавливают принципы осуществления самого государственного контроля, однако они должны рассматриваться в системе других нормативно-правовых актов контроля качества аудита, а не обособленно.

Кроме того, по мнению авторов, качество в аудите может определяться рейтингом аудиторской фирмы, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности, продолжительность работы компании на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов, размер компании. Такую позицию также нельзя считать однозначно правильной и объективной в оценке качества аудита.

Уполномоченным федеральным органом на осуществление проверки качества аудита является Министерство финансов Российской Федерации, которое проводит контроль над деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов по соблюдению требований нормативно-правовых актов в области аудиторской деятельности.

Федеральным законом № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 предусмотрено осуществление мероприятий внешнего контроля качества Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций (рис.1).

Общий государственный контроль качества аудиторской деятельности реализуется посредством функционирования Совета по аудиторской деятельности при Министерстве Финансов РФ в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

Его главные функции следующие:

1) рассматривать вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности

2) анализировать проекты нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, и рекомендовать их к утверждению уполномоченным федеральным органом

3) утверждать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов, определять области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене

4) вносить на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций

5) рассматривать обращения и просьбы саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносить соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа

Рисунок 1 - Государственный контроль качества аудита в Российской

Федерации [7]

Согласно статистическим данным, в 2015 г. в рамках функционирования государственного контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, Министерством финансов и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 6447 проверок, в том числе 1227 проверок аудиторских организаций, 146 проверок индивидуальных аудиторов, 5074 проверки иных аудиторов (рис. 2).

всего 6447 проверок

• Проверок аудиторских организаций ■ проверок индивидуальных аудиторов • проверни иных аудиторе

Рисунок 2 - Количество проведенных проверок Министерством финансов и саморегулируемыми организациями аудиторов в 2015 году Данными проверками были охвачены 26 % всех аудиторских организаций, свыше 17 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 22 % всех других аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности в Российской Федерации в 2015 году [2].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для проверяемых лиц, кроме положений, по отношению к которым сказано, что они имеют необязательный характер. Четкое следование федеральным стандартам аудита обеспечивает гарантированную качественную работу аудиторов.

Международные стандарты содержат перечень общих условий, способствующих появлению гарантии соответствующего качества выполнения аудиторских и им сопутствующих услуг.

В отличие от международных, российские стандарты содержат в себе определенные правила поведения, выполнение каковых считается обязательным как для аудиторских организаций в целом, так и для аудиторов в процессе осуществления их прямой работы, в частности.

В связи с этим, имеющиеся отличия в определении субъектов нормативного регулирования государственного контроля и наибольшее сближение с международными стандартами - вот основные тенденции контроля качества аудита в современных условиях.

В 2015 г. Советом по аудиторской деятельности, Министерством финансов России и саморегулируемыми организациями аудиторов проводились мероприятия по улучшению системы государственного контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Тем не менее, сложившаяся объективная реальность функционирования государственного контроля качества аудита позволяет сделать выводы о том, что в данной области все еще существуют проблемы.

Главные из них следующие:

1) отстранение аудиторских организаций, аудиторов от осуществления внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов

2) недостаточно хорошее кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе:

- не устранен недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствует их должностной рост

- наличие минимальной ответственности работников за итоги осуществляемых проверок не способствует возникновению их заинтересованности в высоком результате

- отсутствие эффективных стимулов контролеров саморегулируемых организаций аудиторов усугубляет ситуацию и не способствует росту действенности контроля качества аудита

3) неполное использование методов влияния на руководителей аудиторских организаций и аудиторов, допустивших нарушения установленных правил

4) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности способов контроля, способствующих недопущению вероятных нарушений заявленных правил

5) отсутствие оперативного реагирования на вероятные нарушения со стороны аудиторских организаций, аудиторов

6) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества

7) отсутствие четкого подхода к осуществлению внешних проверок качества, наличие строго ограниченного и установленного лишь регламентными документами перечня рабочих документов аудитора

8) непродуктивность принимаемых мер влияния по итогам внешних проверок качества, недостаток их влияния на репутацию непорядочных участников рынка аудиторских услуг

9) официальный подход к обсуждению принимающихся жалоб на действия или отсутствие таковых со стороны аудиторских организаций, аудиторов

10) отсутствие специально подготовленных контрольных сверок по задачам соблюдения аудиторскими организациями, персональными аудиторами критериев по противодействию распространения доходов, полученных преступным путем

Таким образом, контроль качества аудита представляет собой совокупность методов и процедур, принятых аудиторской организацией в целях получения ее руководством адекватной уверенности в том, что в процессе всех аудиторских проверок, производимых этой организацией, исполняются все предписания аудиторской деятельности и иных нормативно-законодательных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Это общее определение, которое можно сформулировать на базе имеющихся в научной литературе. Контроль качества аудиторской деятельности направлен на устранение вероятных ошибок, связанных с неверной оценкой аудиторского риска, получения достаточной уверенности, что аудит проведен верно и без серьезных искажений.

В устранении существующих проблем для повышения качества аудита нужно продолжать проводимую работу по совершенствованию терминологии, теории и методики аудита для обеспечения и контроля качества аудиторской работы.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (действующая редакция, 2016)

2. Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ http: //minfin.ru/ru/perfomance/audit/council/

3. Антюфеева В.В., Колесникова Е.В. Контроль качества аудита в России / В.В. Антюфеева, Е.В. Колесникова // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26. № 2. С. 85-88.

4. Булавина Л.Н., Бездольная Т.Ю. Государственный контроль качества в аудите: этапы становления и развития / Л.Н. Булавина, Т.Ю. Бездольная // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 654-656.

5. Булавина Л.Н., Булавина Р.В. Факторы, влияющие на контроль качества аудита / Л.Н. Булавина, Р.В. Булавина // в сборнике: Аграрная наука, творчество, рост Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Башкатова Т.А. 2014. С. 172-176.

6. Булыга Р.П., Мельник М.В., Новиков В.А., Пирожкова Н.А., Ситнов А.А., Сиротенко Э.А., Юшкова С.Д. Аудит. Учебник / Под редакцией Р.П. Булыги. Москва, 2013. - 431 с.

7. Гудзенко К.С. Организация внутреннего и внешнего контроля качества аудита в современных условиях / К.С. Гудзенко // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 6-5. С. 69-72.

8. Нестеренко А.В., Бездольная Т.Ю. Контроль качества аудита в соответствии с международными стандартами / А.В. Нестеренко, Т.Ю. Бездольная // в сборнике: Аграрная наука, творчество, рост Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Башкатова Т.А. 2014. С. 169-172.

9. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. Учебник 6-е издание. — ИНФРА-М М.: 2014. — С. 352.

10.Чая В.Т., Кобозева Н.В., Винидиктова В.И. Система внешнего контроля качества работы аудиторов: результаты и перспективы / В.Т.Чая, Н.В. Кобозева, В.И. Винидиктова // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 206-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.