Научная статья на тему 'Внешний контроль качества в аудите России: этапы развития'

Внешний контроль качества в аудите России: этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИКЛИЧЕСКИЙ МЕТОД / AUDIT / EXTERNAL QUALITY CONTROL / SELF-REGULATING ORGANIZATION / CYCLIC METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булавина Людмила Николаевна, Шигабутдинов Ринат Фаильсвич

В статье освещены вопросы развития отечественной системы внешнего контроля качества в аудите, обозначены проблемы, требующие решения, а так же направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавина Людмила Николаевна, Шигабутдинов Ринат Фаильсвич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL QUALITY CONTROL IN AUDIT OF RUSSIA: DEVELOPMENT STAGES

In the article are stated the questions of development of the domestic external quality control in audit, are taken up the problems requiring the decision, as well as the directions of improvement.

Текст научной работы на тему «Внешний контроль качества в аудите России: этапы развития»

ся ценные бумаги; финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц.

Также стандарт обязывает аудиторские организации помимо обзорных проверок в рамках мониторинга проводить выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.

Практика показывает, что выполнение требований стандартов по контролю качества оказывает существенное влияние на увеличение трудозатрат персонала, не связанных прямо с выполнением аудиторских заданий. Удорожание стоимости услуг негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии аудиторских организаций и особенно субъектов малого бизнеса. Кроме того, отсутствие в штате мелких аудиторских фирм специалистов по методологии аудита приводит к снижению качества аудиторских услуг.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- в динамике прослеживается тенденция совершенствования требований в области организации и содержания внутреннего контроля качества в аудите на основе всей совокупности профессиональных, рыночных и управленческих механизмов;

- в развитии нормативного регулирования внутреннего контроля в России можно выделить три этапа:

1) 1998-2003 гг.;

2) 2003-2008 гг.

3) 2008 - по настоящее время;

- создание в аудиторских организациях эффективной системы внутреннего контроля качества приводит к увеличению трудозатрат на проведение аудита и сопутствующих ему услуг и ^ в конечном итоге к удорожанию стоимости ока- г\

занных услуг. В этой связи возникает вопрос о

необходимости методической помощи со сто- ^____

роны саморегулируемых организаций субъектам малого предпринимательства.

Литература:

1. Булавина Л.Н., Скляров И.Ю., Бездольная Т.Ю. Аудит: учебное пособие / Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: АГРУС, 2011.- 132 с.

2. Булавина Л.Н., Булавин М.В. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет.-2011.- № 45.- С. 35-44.

3. БулавинаЛ.Н., Булавин М.В. Аудит резервного капитала // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 28. - С. 38-46.

4. БулавинаЛ.Н., Костюкова Е.И., Кулиш Н.В. Финансовые результаты: бухгалтерский и налоговый учет: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.

5. ЛабынцевН.Т., Богров Е.Г. Стандарт "Внутрифирменный контроль качествааудита": процедуры, методика, рабочиедокументы //Ауди- | торские ведомости. - 2007. - № 6. - С. 38-45.

6. Пипко В.А., Булавина Л.Н. Бухгалтерский учет и аудит внеоборотных активов: учебно-практическое пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика - Ставрополь: АГРУС, 2006. -180 с.

7. Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: 61 www.minfin.ru.

EXTERNAL QUALITY CONTROL IN AUDIT OF RUSSIA: DEVELOPMENT STAGES Bulavina Lyudmila Nikolaevna, PhD of Economics, Professor, Stavropol State Agrarian University, Director of LTD "Universal-Audit", Stavropol E-mail: [email protected]

Shigabutdinov Rinat Failsvich, Bachelor of Economics, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

In the article are stated the questions of development of the domestic external quality control in audit, are taken up the problems requiring the decision, as well as the directions of improvement. Keywords: audit; external quality control; self-regulating organization; cyclic method.

внешний контроль качества УДК657.633

в аудите России: этапы развития

В статье освещены вопросы развития отечественной системы внешнего контроля качества в аудите, обозначены проблемы, требующие решения, а также направления совершенствования. Ключевые слова: аудит; внешний контроль качества; саморегулируемые организации; циклический метод.

© Булавина Л.Н., 2013 © ШигабутдиновРФ.,2013

Аудит является основным источником информации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов. В этой связи качество аудита - это одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам государством, профессиональными организациями, пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Недостатки и упущения в работе аудиторов могут привести к принятию неправильных управленческих решений на макро и микроуровнях [2]. Поэтому внешний контроль качества в

г

г

0

І'-.П

I-

0

X

IP—

0 X

1

о

о

о

г

г

X

9-

62

БУЛАВИНА Людмила Николаевна,

кандидат

экономических наук, профессор, Ставропольский государственный аграрный университет, директор ООО "УниверсалАудит",

Ставрополь

[email protected]

ШИГАБУТДИНОВ Ринат Фаильсвич,

бакалавр экономики,

Ставропольский

государственный

аграрный

университет,

Ставрополь

аудите (далее ВККР) является неотъемлемой частью управления аудиторской деятельностью в Российской Федерации.

Можно выделить три этапа в регулировании системы ВККР в аудите:

- первый этап -1993-2001 гг.

- второй этап -2001-2008 гг.;

- третий этап -2008- по настоящее время.

Для первого этапа характерно административное регулирование ВККР, т. к. в указанный период оно осуществлялось только Министерством финансов РФ. В соответствии с п. 15 "Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года № 2263 орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

За некачественное проведение аудита действующее законодательство предусматривало материальную ответственность аудиторских фирм (аудиторов).

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

- понесенные убытки в полном объеме;

- расходы на проведение перепроверки;

- штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы.

В рассмотрении дела по указанным искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о поручении аудиторской проверки данному аудитору (аудиторской фирме).

На рассматриваемом этапе плановый контроль качества был редким, в основном проверки проводились по жалобам пользователей бухгалтерской отчетности. Программы проверок охватывали несколько направлений: соблюдение лицензионных требований, своевременность сдачи и достоверность отчетности по аудиту, соблюдение требований (правил) стандартов аудиторской деятельности. Контроль осуществлялся штатными работниками Министерства финансов России [1] .

Первые методики проведения внешних контрольных проверок разрабатывались на основе опыта работы Комиссии по аудиторской деятельности Швеции, Британского объединенного департамента мониторинга, институтов присяжных бухгалтеров Шотландии, Англии и Уэльса, Ирландии (JMU) и опыта, полученного при проверках аудиторских организаций, рекомендуемых для участия в конкурсах, проводимых Всемирным банком.

По мере накопления опыта и расширения в нашей стране рынка аудиторских услуг, роста числа и профессионализма аудиторов важнейшим условием для дальнейшего развития аудита становилось повышение возможностей его саморегулирования как независимой предпринимательской деятельности, усиление роли профессиональных объединений аудиторов в обеспечении качества аудита, ответственности аудиторов, защите их интересов [3].

Поэтому после принятия в 2001 г Федерального закона №119- ФЗ"Об аудиторской деятельности" начинается второй этап развития системы ВККР [4]. Он характеризуется прежде всего тем, что внешние

проверки могут проводиться Минфином России, либо Минфин России может делегировать право проведения таких проверок аудиторским объединениям (в отношении участников этих объединений). Для этого этапа характерна административно-общественная модель регулирования внешнего контроля в аудите.

Система ВККР аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов устанавливалась уполномоченным федеральным органом - Минфином России.

В соответствии с Типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) предметом ВККР аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) являлась проверка следующих основных вопросов:

1. Достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, своевременность внесения в них изменений аудиторской организацией и (или) индивидуальным аудитором.

2. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) лицензионных требований и условий.

3. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Контрольные функции могли осуществлять не только штатные работники Министерства Финансов РФ, но и внешние проверяющие [7].

Внешним проверяющим мог быть только аттестованный аудитор, работающий на штатной основе в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении. При проверке качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими должен быть обеспечен непреднамеренный отбор рабочихдокументов для рассмотрения проверяющими.

В случае проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими организации и индивидуальные аудиторы, подлежащие такой поверке, обязаны предоставить организациям и лицам, уполномоченным на проведение таких проверок, свою рабочую документацию аудиторов, а при необходимости - также аудиторские заключения и отчеты. При этом проверяющие обязаны обеспечить аудиторскую тайну.

Уклонение индивидуального аудитора (аудиторской организации) от проведения внешней проверки качества или непредоставление проверяющему всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В случае обнаружения в ходе проверки качества работы фактов неоднократного (два и более раз) существенного нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие, не являющиеся штатными сотрудниками федерального органа, обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях могло быть наложено в установленном настоящим федеральным законом порядке взыскание вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности у индивидуального аудитора или у аудиторской организации, проводивших некачественные аудиторские проверки".

Проверка соблюдения Правил (стандартов) аудиторской деятельности, которым в Законе N 119-ФЗ отводилась роль одного из главных критериев оценки качества работы аудиторской организации или индивидуального аудитора не была единственным компонентом при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторов.

Внешний контроль учитывал и множество других факторов, кромеупомянутыхвыше, втом числе:

1. Направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики, с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях.

2. Аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики.

3. Методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций. На этом этапе аккредитованные профессиональные объединения начали подготовку контролеров качества.

Первые шаги в области создания системы контроля качества потребовали:

- разработки форм и методов контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- установления периодичности прохождения контроля качества аудиторскими организациями;

- разработки единого порядка документального подтверждения успешного прохождения контроля качества аудиторскими организациями, включающего выдачу специального сертификата единого образца (т.е. сертификации, а со временем и аттестации качества аудиторской деятельности);

- установления порядка отбора и утверждения лиц, имеющих право осуществлять контроль качества от имени участников соглашения;

tn

О

гч

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а__

с

Г*'-

Ом

\

63

г

г

0

І'-.П

I-

0

X

IP—

0 X

1

о

о

о

г

г

X

9-

64

- утверждения системы требований к претендентам на получение права осуществлять контроль качества;

- разработки форм и методов надзора за работой контролеров качества;

- установления порядка финансирования затрат на проведение контроля качества на основе, утвержденной участниками соглашения;

- утверждения порядка реализации других мер, необходимыхдля эффективного применения названной системы.

Таким образом, на первых двух этапах развития ВККР в аудите преобладающим был административный механизм, которомусвойствен-ны вертикальные взаимосвязи, многоуровневая иерархия, подчинение одних лиц - физических или юридических - другим.

Согласно проходящей в настоящее время административной реформы, аудиторская деятельность переходит к саморегулируемому механизму - путем передачи основных прав в сфере контроля аудиторской деятельности саморегулируемым организациям [6].

Современный этап системы внешнего контроля качества начался с момента вступления в действие Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в котором установлены основные требования к организации внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов [5].

Основной отличительной чертой данного этапа является то, что ВККР аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный орган по контролю и надзору в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поэтому третий этап представлен смешанной моделью регулирования внешнего контроля в аудите с преобладанием саморегулирования.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила организации и осуществления ВККР своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении другихчленов этой организации.

Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом, перечень типовых вопросов программы, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Основными принципами осуществления ВККР на современном этапе являются:

а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

б) независимость ВККР;

в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

г) надлежащий уровень профессиональной компетентности работников, осуществляющих ВККР;

д) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР;

е) отчетность о состоянии и результатах ВККР;

ж) публичность результатов ВККР;

з) обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;

и) подотчетность деятельности субъектов ВККР по осуществлению ВККР совету по аудиторской деятельности, создаваемому в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Действующая система внешнего контроля качества предполагает циклический или рискориентированный подход к его прохождению.

Циклический подход основан на требованиях Федерального закона "Об аудиторской деятельности" к максимальному периоду, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов ВККР устанавливается разная периодичность проведения внешних проверок.

Так, плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в год.

Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, - не реже одного раза в 3 года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору - не чаще одного раза в 2 года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и ауди-торскихорганизаций.

Отбор объектов ВККР может производиться на риск-ориентированном подходе. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски аудиторской деятельности объектов ВККР:

а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к обращению

на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;

в) результаты предыдущих внешних проверок, втом числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и ауди-торскихорганизаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР должен обеспечить установленную Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" периодичность проведения внешних проверок каждого объекта ВККР

Основанием для проведения внешней внеплановой проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, которые нарушают требования Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов. При этом уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены Минфином России в Федеральном стандарте аудиторской деятельности № 4/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 24.02.2010 № 16н.

При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:

а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;

б) необходимые полномочия контролеров;

в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;

г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;

д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров;

е) информирование объекта ВККР о выводах и рекомендациях по результатам внешних проверок;

ж) мониторингдействий, предпринимаемых объектом ВККР по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;

з) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, втом числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.

Саморегулируемые организации аудиторов с момента возникновения начали организовывать систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов KNTC и других нормативных актов в области аудитор- ^ ской деятельности. Финансирование таких проверок осуществляется за счет взносов участников объединений. Как и на предыдущем этапе, контроль качества в саморегулируемых 65 организациях осуществляется контролерами, подготовкой которых занимается каждая саморегулируемая организация по своим программам и методикам.

При такой организации контроля возникают опасения, что указанные проверки являются недостаточно объективными.

Стоит отметить, что в настоящее время в России существуют профессиональные объединения, конкурирующие между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями.

Несмотря на небольшой опыт осуществления контроля качества саморегулируемыми организациями, он позволяет обозначить проблемы в области управления качеством в аудите на современном этапе. Контроль качества внутри саморегулируемых организаций не всегда он является эффективным. Кроме того, исключение саморегулируемой организации из реестра приводит к тому, что члены этой организации, прошедшие контроль качества должны вновь его проходить при вступлении в другую саморегулируемую организацию, а статус предыдущей проверки является вообще не понятным.

В этой связи возникает вопрос о целесообразности создания Объединенного Центра контроля качества аудита.

Этот шаг позволит оптимизировать систему, внешнего контроля качества путем разработки

tn

О

гч

0

а__

с

Г*'-

Ом

I---------

г

г

0

I--/1

I-

0

X

IP—

0 X

1

о

о

о

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

X

9-

66

инструментария проведения проверок членов профессиональных аудиторских объединений, создания института контролеров качества, атак же единого критерия оценки качества работы компаний.

Он позволит проводить наиболее тщательный, а следовательно, эффективный контроль за деятельностью аудиторских фирм-членов профессиональных аудиторских объединений, соблюдением ими правил (стандартов) аудита и других нормативных актов в области аудиторской деятельности.

Литература:

1. Булавина Л.Н., Скляров И.Ю., Бездольная Т.Ю. Аудит: учебное пособие / Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: АГРУС, 2011.- 132 с.

2. Булавина Л.Н., Булавин М.В. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет.-2011.- № 45.- С. 35-44.

3. БулавинаЛ.Н., Булавин М.В. Аудит резервного капитала // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 28. - С. 38-46.

4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ // Собрание законодательных актов Правительства Российской Федерации.2001.

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФФ // Собрание законодательных актов Правительства Российской Федерации. - 2009.

6. Панков В.В., Акаемова Н.В., Кожухов В.Л. Обеспечение качества аудита: институциальный подход // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2.- С. 34-39.

7. Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: www.minfin.ru.

LEGAL REGULATION OF ACCOUNTING AT THE ENTERPRISES OF BRICK PRODUCTION Durakova Anna Sergeevna, Assistant, Chair of Administrative Accounting,

Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]

The article reflects the organizational and legal basis for regulation of accounting at the enterprises of brick production.

Keywords: legal and regulatory framework; accounting; brick manufacturing.

удк336.051 правовое регулирование бухгалтерского

учета на предприятиях кирпичного производства

© Дуракова А.С., 2013

ДУРАКОВА Анна Сергеевна,

ассистент, кафедра Бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь anya-durakova@mail. ru

В статье отражены организационные и правовые основы регулирования бухгалтерского учета на предприятиях кирпичного производства.

Ключевые слова: нормативно-правовая база; бухгалтерский учет; кирпичное производство.

Результатами формирования рыночных отношений в Российской Федерации является значимое повышение роли бухгалтерской информации в управлении финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Постоянноеувеличение количества потребителей информации, принимающих на ее основе управленческие решения, ведет к изменению требований, предъявляемых к такой информации, а также порядку ее сбора, регистрации, и составления. Возникновение новыхтребований к бухгалтерскому учету и отчетности обусловлено интеграцией российской экономики в международную систему хозяйствования.

Регулирование учета в Российской Федерации осуществляется посредством издания нормативных правовых актов, которые имеют различную юридическую силу, в соответствии с которой распределяются по уровням, образуя совокупность системы правового регулирования учета в стране. Система регулирования бухгалтерского учета основывается на правовом, экономическом, морально-этическом способах регулирования, каждый из которых в разной степени влияет на ее функциональность.

Теоретической и методологической основой определения нормативно-правовой базы организации и ведения бухгалтерского учета в кирпичном производстве являются труды отечественных ученых и специалистов в области реформирования, организации и регулирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.