Научная статья на тему 'Проблемы оценки контроля качества аудита в РФ в современных условиях'

Проблемы оценки контроля качества аудита в РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА / ПРИНЦИПЫ АУДИТА / AUDIT / QUALITY CONTROL AUDIT / AUDIT PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведчук Е.П.

Данная статья посвящена рассмотрению подходов к оценке качества аудиторских услуг, а также анализу проблем реализации принципов контроля качества аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки контроля качества аудита в РФ в современных условиях»

©

Медведчук Е.П.

Магистр, ГУУ

Науч. руководитель: Блинова У.Ю.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению подходов к оценке качества аудиторских услуг, а также анализу проблем реализации принципов контроля качества аудита.

Ключевые слова: аудит, контроль качества аудита, принципы аудита. Keywords: audit, quality control audit, audit principles.

Понятие «качество аудита» необходимо рассматривать как категорию, определяющую степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны клиентов. Проблема оценки контроля качества аудита является актуальной для всех экономически развитых стран, в том числе и для России, это обуславливает необходимость осуществления контроля над результатами деятельности аудиторов [4].

Аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, а также участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

В России вопросы повышения оценки контроля качества аудиторских услуг рассматриваются на различных уровнях: непосредственно аудиторской организацией, саморегулируемыми организациями аудиторов и государством. На государственном уровне разрабатывается и устанавливается система проверки качества аудита; федеральными органами осуществляются проверки качества аудита проверки. Саморегулируемые организации, в свою очередь, осуществляют контроль качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа. На уровне самой аудиторской организации должны быть установлены правила внутреннего контроля качества, а руководство организации и непосредственные исполнители должны обеспечивать их соблюдение.

Существует несколько видов контроля качества работы аудитора: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами.

Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора является важным элементом для передачи аудиторских полномочий.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого

© Медведчук Е.П., 2016 г.

соблюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку не имеет целью проверку работы аудиторов, а ставит вполне конкретные иные цели: правильность уплаты налогов, обеспечение соблюдения процедуры ликвидации и т.п. Однако в Российской Федерации предусмотрена и прямая форма контроля, в частности перепроверка по поручению органа, выдавшего лицензию.

При проведении оценки контроля качества необходимо выделить основные стратегические и тактические аспекты оценки контроля качества аудиторской деятельности. Стратегический подход ориентирован на максимальное удовлетворение потребностей пользователей аудиторских услуг при минимальном уровне себестоимости и на достижение оптимального уровня рентабельности деятельности. Тактический подход реализуется путем выполнения мероприятий, принимаемых для решения стратегических целей и задач, и обеспечивает соответствие качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям. Внешний контроль качества аудита, на наш взгляд, имеет больший приоритет, чем внутренний. Во-первых, он независим по отношению к руководству аудиторской организации, а значит и является более действенным; во-вторых, от качества проведения внешних проверок напрямую зависит и эффективность осуществления внутрифирменного контроля самих аудиторских организаций [1, 165].

С каждым годом внимание государства к проблеме качества оказываемых аудиторских услуг возрастает. В целом, недостатки в течении 2014 года были выявлены по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях: проведение аудита бухгалтерской отчетности; независимость и профессиональная этика; составление аудиторского заключения; осуществление внутреннего контроля качества проводимого аудита [3, 42, 51]. Также наблюдается несоблюдение некоторых принципов проведения оценки контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, изложенных в ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», а именно:

Мое мнение предложение заключается в том, чтобы расширить принцип независимости, так как предложенные в настоящее время критерии в полной мере не отражают все аспекты, препятствующие его осуществлению. Необходимо, что все члены аудиторской команды должны быть независимыми от объекта проверки со всеми вытекающими последствиями, однако не учтена возможная ситуация, когда аудиторы могут состоять в вышеперечисленных отношениях с сотрудниками объекта проверки, что также препятствует осуществлению принципа независимости.

Надо полагать, что принцип обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в настоящее время не реализован по отношению к финансовым составляющим. Проведение оценки контроля качества является отдельно оплачиваемой аудиторской организацией, услугой саморегулируемой аудиторской организации (далее по тексту - СРО), что не отождествляется с обеспеченностью аудиторов финансовыми ресурсами. Каждая СРО устанавливает свои расценки за прохождение оценки контроля качества. Как правило, это фиксированная сумма, плюс процент от выручки.

Существуют не менее важные проблемы оценки контроля качества аудита, например, демократичность санкций, применяемых к нарушителям по результатам проверок качества со стороны СРО аудиторов в то время, Росфиннадзор в ходе проверок предъявляет большие требования и нередко прибегает даже к исключению организации из СРО аудиторов по итогам выявленных нарушений. Данное обстоятельство приводит к тому, что по статистике 8

из 123 компаний, внесенных в план проверки со стороны Росфиннадзора, выходят из СРО до еще начала проверки.

Также хотелось бы рассмотреть проблему отсутствия унифицированных подходов по осуществлению внешнего контроля качества в саморегулируемых организациях аудиторов. Так, например, Московская аудиторская палата применяет всего два вида оценок по принципу соответствия и несоответствия деятельности проверяемой организации законодательству. Одновременно с этим Российская коллегия аудиторов применяет 10-ти бальную шкалу оценки качества аудита.

При рассмотрении вышеуказанных проблем становится очевидной необходимость продолжения совершенствования терминологического, теоретического и методического аппарат аудита для обеспечения и контроля качества аудиторской работы. Также чрезвычайно актуальной является оптимизация сроков проводимых проверок как со стороны СРО аудиторов, так и со стороны Росфиннадзора.

Приведем следующие варианты решения представленных проблем оценки контроля качества.

Для принципа обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами — оплата проведения контроля качества аудита за счет средств, поступающих в СРО в качестве членских взносов, в связи с тем, что размер членских взносов также учитывает размер выручки аудиторской организации и индивидуального аудитора.

Что касается расширения трехуровневой системы оценки контроля качества аудита до пятиуровневой, предлагаю последовать примеру аудиторской компании АО «БДО Юникон», занимающей лидирующие позиции в рейтинге российского аудита, которая использует в своей практике следующие уровни:

1. государственный и контролирующие органы;

2. саморегулируемые организации аудиторов;

3. заказчик (контроль осуществляется в ходе приемки отчетов аудитора);

4. контроль, осуществляемый в соответствии с соглашением о сотрудничестве;

5. внутрифирменный контроль качества аудита [5].

При рассмотрении оценки контроля качества аудита, можно отметить, что существующие системы внутреннего и внешнего контроля не лишены недостатков. Присутствуют недочеты в законодательной базе, регулирующей данный аспект, существует ряд проблем, связанных с внешним и внутренним контролем. Однако при всех выявленных минусах, остается необходимость проведения оценки контроля качества аудита остается. Любой пользователь бухгалтерской отчетности как внутри организации, так и за ее пределами, должен быть уверен в ее достоверности, что во многом подтверждается аудиторским заключением. Контроль качества аудита в свою очередь позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству, являющимися, по сути, главными критериями качества аудита.

Литература

1. Блинова У.Ю., Рожкова Н.К. - Аудит и анализ как методы системного контроля: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС - 2001. - с. 165

2. Булыга Р.П., Мельник М.В. - Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития, М.:ЮНИТИ -ДАНА - 2013. - С. 157

3. Кеворкова Ж.А. - Аудит: схемы, таблицы, комментарии, изд. Проспект - 2015. - С. 41-52

4. Контроль оценки качества аудита [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/kontrol-kachestva-audita.html

5. Устав компании АО «БДО Юникон»

6. ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.