Научная статья на тему 'Совершенствование ведомственного контроля в системе Федерального казначейства'

Совершенствование ведомственного контроля в системе Федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА / THE STATE FINANCIAL CONTROL / TREASURER CONTROL IN SYSTEM OF THE STATE FINANCIAL CONTROL / DEPARTMENTAL FINANCIAL CONTROL / INCREASE OF PRODUCTIVITY AND EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF BODIES OF FEDERAL TREASURY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева В. В.

Ведомственный контроль, осуществляемый в органах Федерального казначейства необычайно важен, поскольку серьёзно влияет на организацию всей системы управления. В специальной литературе спектр мнений, представленных на этот счёт, варьируется от отождествления ведомственного контроля с финансовым, вплоть до трактовки данного понятия как одного из элементов системы управления органами государственной власти. В настоящее время бюджетный процесс в Российской Федерации требует осуществления большего комплекса дополнительных мероприятий в направлении повышения эффективности управления и контроля за государственными финансами, в том числе в органах Федерального казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The departmental control which is carried out in bodies of Federal treasury is extraordinary important, as seriously influences the organization of all control system. In special literature the range of the opinions presented in this respect, varies from an identification of departmental control with financial, up to treatment of this concept as one of elements of a control system of public authorities. Now the budgetary process in the Russian Federation demands implementation of a bigger complex of additional actions in the direction of increase of management efficiency and control of public finances, including in bodies of Federal treasury.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ведомственного контроля в системе Федерального казначейства»

Терентьева В.В.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: venver@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Ведомственный контроль, осуще- ствляемый в органах Федерального ка- значейства необычайно важен, по- скольку серьёзно влияет на организацию всей системы управления.

В специальной литературе спектр мнений, представленных на этот счёт, варьируется от отожде- ствления ведомственного контроля с финансовым, вплоть до трактовки данного понятия как одного из элемен- тов системы управления органами государственной власти.

В настоящее время бюджетный процесс в Российской Федерации тре- бует осуществления большего комплек- са дополнительных мероприятий в на- правлении повышения эффективности управления и контроля за государст- венными финансами, в том числе в ор- ганах Федерального казначейства.

Ключевые слова: государствен- ный финансовый контроль, казначей- ский контроль в системе государствен- ного финансового контроля, ведомст- венный финансовый контроль, повыше- ние результативности и эффективно- сти деятельности органов федерально- го казначейства.

Важнейшим направлением повышения эффективности и результативно- сти деятельности органов Федерального казначейства является совершенствова- ние ведомственного контроля в на- правлении перехода от традиционных форм контроля за целевым использова- нием бюджетных средств к его актив- ным формам, обеспечивающим, с одной стороны, повышение эффективности бюджетных расходов, а с другой - по- вышение качества государственных (муниципальных) услуг.

На современном этапе особое внимание уделяется проблемам ведом- ственного контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства, поскольку он влияет на организацию всей системы управления бюджетными средствами и повышает результативность деятельности органов казначейст- ва. На рис.1 отражено место казначей- ского контроля в системе государствен- ного финансового контроля.

Согласно Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном

казначействе в 2006 -

2011 годах, утвержденной Решением

Коллегии Федерального казначейства от

23.12.2005 № 1/1, к целям системы внутреннего контроля в Федеральном казначействе отнесены: обеспечение соблюдения законодательных и норма- тивно-правовых актов и повышение качества осуществления государствен- ных функций[ 1 ].

Для достижения поставленных це- лей органами казначейства решаются следующих задач:

- осуществление внутреннего кон- троля и аудита; соблюдение порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов; проведение и учет соот- ветствующих операций, отражение их в отчетности и соблюдение полномочий при их санкционировании;

- осуществление анализа выявлен- ных отклонений от установленных по- казателей деятельности; выявление

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 115 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

причин, лежащих в основе нарушений; внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

- определение эффективности не только проводимых процессов и опера- ций, но и использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

- определение целесообразности проводимых процессов и операций;

- представление объективной ин- формации соблюдения законодатель- ных, нормативных, правовых актов об эффективности осуществляемых про- цессов; о качестве выполняемых госу- дарственных функций и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Виды

Государственный финансовый контроль Аудиторский (независимый)

контроль

Президентский финансовый контроль (ГУ при Президенте РФ)

Контроль исполнительных органов власти (Министерство финансов, ФНС,ФК,ФСФБН)

Законодательный (парламентский) фи- нансовый контроль (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органысубъектов РФ и др.)

подвиды

казначейский контроль - обособленный элемент управления государственными финансовыми ресурсами, имеющий определенное содержание, специфические объекты и способы осуществления контрольных процедур в соответствии с установленными законом нормами

Цель - контроль за целевым и эффективным ис- пользованием бюджетных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных средств бюджетных учреждений.

Объекты

-на этапе санкционирования (бюджетная роспись, смета доходов и расходов, лимиты бюджетных обязательств);

-на этапе финансирования и кассового расходования средств (объемы платежей и сроки их списания, перечисления и зачисления и т.д.)

Задачи:

1 .Проверка правильности и своевременности зачисления бюджетных ресурсов в бюджет;

2. Контроль за сохранностью и целевым использованием распорядителями и получателями бюджетных средств;

3 .Предварительный контроль на стадии формирования и утверждения ЛБО и доведения их до распорядителей и получателей бюджетных

ассигнований;

4.Аудит эффективности социальных расходов;

5 .Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Рис. 1. Казначейский контроль в системе государственного финансового контроля

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012

Для развития системы внут- реннего контроля органов Федерально- го казначейства разработана и постоян- но обновляется соответствующая нор- мативная база и создано прикладное программное обеспечение, которое включает ведомственный классифика- тор (перечень) нарушений, позволяю- щий осуществлять системный монито- ринг качества выполнения государст- венных контрольных функций, возло- женных на Казначейство России, и кон- центрировать внимание его руководства на устранении причин по выявленным нарушениям.

В отличие от внутреннего контро- ля, который позволяет выявлять откло- нения от установленных норм и правил, внутренний аудит обеспечивает приня- тие управленческих решений для по- вышения эффективности деятельности.

Таким образом, задача внутренне- го аудита состоит не только в установ- лении нарушений законодательства, ад- министративных, технологических и должностных регламентов, а самое главное - в минимизации казначейских рисков и в выработке предложений по повышению эффективности работы как отдельного работника, так и целых под- разделений органов казначейства.

К рискам органов Федерального казначейства можно отнести операци- онные, информационные, финансовые и прочие риски. Накопленная по итогам контрольных мероприятий информация в систематизированном виде позволит сформировать карты рисков для руко- водителей по всем проверяемым на- правлениям деятельности. «Целью управления казначейскими рисками яв- ляется осуществление комплекса кон- трольных мер, направленных на выяв- ление и минимизацию возможных на- рушений, недостатков и неэффективно- го использования ресурсов при осуще- ствлении органами Федерального ка- значейства своей деятельности»[2].

Возникновение казначейских рис- ков при осуществлении Федеральным казначейством полномочий в установ- ленной сфере деятельности обусловли- вается как внешними, так и внутренни- ми факторами[3].

К внешним факторам возникнове- ния казначейских рисков относятся факторы, связанные с возможными не- гативными обстоятельствами объектив- ного и субъективного характера, нахо- дящимися вне системы органов Феде- рального казначейства (возможность сбоя функционирования систем и обо- рудования, энергетических и информа- ционных систем, вызванного форс- мажорными обстоятельствами, политические и экономические.

Внутренние факторы возникнове- ния казначейских рисков - это факторы, связанные с возможными негативными обстоятельствами объективного и субъ- ективного характера, находящимися внутри системы органов Федерального казначейства (невыполнение (неполное выполнение) сотрудниками органов Фе- дерального казначейства установленных процедур при осуществлении отдель- ных процессов и операций, неполная (неправильная) регламентация процедур и операций, осуществляемых органами Федерального казначейства, отсутствие необходимого уровня квалификации сотрудников органов Федерального ка- значейства, невыполнение установлен- ных требований по осуществлению внутреннего контроля в структурном подразделении органа Федерального казначейства [2].

Систематическое наблюдение за казначейскими рисками с целью оценки вероятности их наступления и своевре- менной подготовки управленческих ре- шений по их минимизации либо по включению в перечень принимаемых казначейских рисков позволит при выявлении вероятности их наступления принять меры по их предупреждению (минимизации) либо подготовить пред-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 117 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

ложения по разработке мероприятий по управлению казначейскими рисками и/или по включению выявленных ка- значейских рисков в перечень прини- маемых казначейских рисков. Планиро- вание мероприятий по управлению ка- значейскими рисками позволит своевре- менно предупредить наступление об- стоятельств, которые могут негативно отразиться на проводимых в органах Федерального казначейства процессах, процедурах и операциях[4].

Назрела необходимость введения в практику внутреннего контроля «аудита эффективности», а для повышения эф- фективности системы внутреннего кон- троля и аудита - формализации его процедур в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

Бюджетная реформа, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, смещение акцентов бюд- жетного процесса с управления затра- тами на управление результатами пре- допределяют усиление ведомственного (внутреннего) контроля. Поэтому для повышения эффективности контроль- ной работы необходимо:

- наличие единых законодатель- ных норм и правовых документов. Для эффективной деятельности ведомствен- ного контроля в первую очередь необ- ходим Федеральный закон об основах государственного финансового контро- ля, в котором найдут свое место от- правные нормы контроля, осуществляе- мого ведомствами в сферах своего влия- ния. Следует внести изменения в Бюд- жетный кодекс РФ, разработать методи- ческие рекомендации по осуществле- нию внутреннего контроля, стандарты ведомственного контроля, в которых будут регламентированы права, обязан- ности и ответственность сотрудников службы ведомственного контроля;

- определение единого для всех государственных контрольных органов порядка осуществления контрольных функций и применения мер принуждения к нарушителям бюджетного зако- нодательства, разработка классифика- тора, разделяющего нарушения на фи- нансовые и процедурные, четкое раз- граничение понятий «нарушение» и

«недостаток». С учетом этой классифи- кации необходимо установить степень ответственности нарушителей законо- дательства;

- повышение профессионального уровня специалистов, участвующих в проведении контрольных мероприятий, совершенствование механизма распро- странения успешного опыта и положи- тельных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита;

- внедрение принципов аудита эффективности, которые должны обес- печить высокую его результативность, действенность и экономичность;

- автоматизация процессов и про- цедур по основным направлениям раз- вития системы внутреннего контроля и аудита.

Весь комплекс перечисленных мер позволит значительно повысить эффек- тивность проведения контрольных ме- роприятий органов Федерального ка- значейства в установленной сфере дея- тельности.

С целью повышения результатив- ности деятельности органов казначей- ства создано Управление внутреннего контроля и аудита Федерального ка- значейства, которое является струк- турным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства и осуществляет контроль за деятельно- стью его структурных подразделений и территориальных органов. Кроме то- го, Приказом Федерального казначейст- ва от 25.01.2011 № 19 утверждено По- ложение о внутреннем контроле и внут- реннем аудите в Федеральном казначей- стве.

Управление внутреннего контро- ля и аудита осуществляет свою дея- тельность во

взаимодействии с иными структурными подразделениями цен-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 118 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

трального аппарата Федерального ка- значейства и территориальными орга- нами Федерального казначейства.

Управление организует и осуще- ствляет проверки состояния деятельно- сти территориальных органов Феде- рального казначейства, в том числе с привлечением специалистов струк- турных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и (или) его территориальных органов, по следующим направлениям:

• состояние деятельности по уче- ту кассовых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Феде- рации;

• состояние деятельности по обес- печению исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефи- цита федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Фе- дерации;

• состояние бюджетного (бухгал- терского) учета и составления бюджет- ной (бухгалтерской) отчетности по исполнению федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Россий- ской Федерации;

• соблюдение целевого использо- вания бюджетных средств, выделен- ных на обеспечение деятельности территориальных органов Федерально- го казначейства;

• состояние внутреннего контроля и аудита;

• состояние правового обеспечения деятельности;

• состояние работы по защите информации, составляющей государст- венную и служебную тайну;

• состояние информационно- технического обеспечения деятельно- сти;

• состояние организации работы с персоналом.

Управление осуществляет в рам- ках проводимых контрольных меро- приятий анализ организационной структуры территориальных органов Федерального казначейства, ее опти- мальности и достаточности для вы- полнения возложенных на них задач и функций. Важным направлением контроль- ной проверки является разработка предложений по итогам проведенных контрольных мероприятий по совер- шенствованию функциональной струк- туры и технологического процесса обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания ис- полнения бюджетов бюджетной сис- темы Российской Федерации в Феде- ральном казначействе и его территори- альных органах. Наряду с вышеперечисленными новациями модернизации ведомствен- ного контроля органов Федерального казначейства можно выделить еще не- сколько перспективных направлений - это «Комплайенс-контроль» (контроль соответствия) - термин, хорошо извест- ный в банковской среде, но непривыч- ный пока в органах государственной власти. Это, по сути, административно- технологический контроль. В Феде- ральном казначействе существуют ад- министративные и технологические регламенты, и это направление кон- трольной работы призвано проверять их практическое применение.

В мировой практике известно еще одно перспективное направление - это «контроллинг» (контроль контроля) по основной деятельности. В экономиче- ской литературе встречается мнение о том, что Федеральному казначейству и его территориальным органам необхо- дим внутренний «контроллинг» со сто- роны соответствующего контрольного подразделения, сотрудники которого будут, к примеру,

непосредственно уча- ствовать в процессах предварительного контроля с целью мониторинга кон-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 119 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

трольных расходных операций.

Однако при проведении «контрол- линга» необходимо учитывать возмож- ные отрицательные моменты:

во-первых, снижение качества контроля или со стороны специалиста, осуществляющего первичные кон- трольные действия, или со стороны не- зависимого контролера, что снизит эф- фективность контроля в целом;

во-вторых, увеличатся расходы бюджета на управление, что противоре- чит проводимой политике оптимизации бюджетных расходов; в-третьих, возможно дублирование контрольных функций.

Решение указанных проблем воз- можно при использовании по всем на- правлениям деятельности так называе- мого «перекрёстного» контроля, при котором сходные технологические опе- рации контролируются различными подразделениями внутри соответст- вующего органа Федерального казна- чейства.

Кроме того, органам Федерально- го казначейства необходимо активно осуществлять взаимодействие с субъек- тами государственного внешнего фи- нансового контроля, в первую очередь -

со Счётной палатой Российской Феде- рации. Так, например, необходимо про- водить тематические проверки по во- просам финансово-хозяйственной дея- тельности органов Казначейства Рос- сии, а также тематические проверки в рамках аудита систем ІТ -технологий.

В соответствии со Служебным распорядком центрального аппарата Федерального казначейства, утвер- жденным Приказом Федерального ка- значейства от 14 июля 2006 г. ^н (в ред. от 24 ноября 2009 г. N 9н), разра- ботан Порядок определения и оценки результативности деятельности отде- лов управлений центрального аппара- та Федерального казначейства от 17 мая

2010 г. N 114. Указанный Порядок ус- танавливает показатели, критерии результативности профессиональной служебной деятельности отделов управлений центрального аппарата Фе- дерального казначейства, которые оп- ределяются и оцениваются с перио- дичностью один раз в квартал.

Для определения и оценки ре- зультатов выполнения полномочий от- делом используются показатели его деятельности, представленные в табли- це 1.

Таблица 1.Определение и оценка результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства

N п/п Полно- мочие Зада- чи Количество нарушений (Ні) Санкции (Сі) Индекс результативности (Рі)

Долж на содер- Должна содержать Долж на содер- Должна содержать Должна содержать количество Должна содержать коли-

жать поряд-ко-вые номера строк основные полномо-чия, установленные Положением жать кон-крет-ные задачи для выполне- ния полно- мо-чий фактиче-ское количество нарушений по соответствующей зада- че і баллов, отнимаемых от общей оценки за нарушение или невыполнение плановой задачи i чество баллов за выполнение со- ответству-ющей задачи і

Итого - - Н С Р

Таблица 1 заполняется и под- писывается начальником отдела, ут- верждается начальником соответствующего управления центрального ап- парата Федерального казначейства, согласовывается заместителем руково-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 120 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

дителя федерального казначейства, координирующим деятельность управ- ления центрального аппарата Феде- рального казначейства, и передается в Отдел кадров центрального аппарата Административного управления Феде- рального казначейства (Отдел кадров) (за исключением управлений цен- трального аппарата Федерального казначейства, деятельность которых непосредственно координирует руко- водитель Федерального казначейства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для Отделов управлений цен- трального аппарата Федерального ка- значейства, деятельность которых ку- рирует руководитель Федерального ка- значейства, таблицы передаются на согласование руководителю Федераль- ного казначейства, с последующей пе- редачей их в Отдел кадров цен- трального аппарата Федерального ка- значейства. Определение и оценка результа- тивности деятельности Отдела органа казначейства осуществляются в три этапа.

На первом этапе начальником отдела определяется индекс результа- тивности выполнения каждой задачи, выполняемой Отделом по формуле 1 (показатели отражаются в таблице 1): Рі = 10 -Сіх Ні, (1) где

Рі - индекс результативности выполнения соответствующей задачи;

10 - максимальное значение оценки выполнения задачи;

Сі - санкции за нарушение или невыполнение задачи;

Ні - количество нарушений по соответствующей задаче (таблицы 1).

На втором этапе начальником отдела рассчитывается индекс резуль- тативности деятельности Отдела в це- лом по формуле 2.

Р = Рі + Рі + Рі + ... / і, (2) где

Р - индекс результативности деятельности Отдела;

Р - индекс результативности выполнения соответствующей задачи і; і - количество задач.

На третьем этапе руководите- лем Федерального казначейст- ва(заместителем

руководителя Феде- рального казначейства, координирую- щим работу управления центрального аппарата Федерального казначейст- ва)делается вывод о результативно- сти работы Отдела путем сравнения индекса результативности деятельности конкретного Отдела с установленным критерием результативности. Критери- ем результативности признается зна- чение оценки, равной 10баллам.

Вывод о результативности дея- тельности Отдела делает руководитель Федерального казначейства (замести- тель руководителя Федерального ка- значейства, координирующий рабо- ту управления центрального аппарата Федерального казначейства) в виде резолюции на аналитической записке, представленной Отделом кадров, со- ставленной на основании утвержденных таблиц.

На основании индекса результа- тивности деятельности Отдела делается один из двух выводов:

- работа Отдела признается "результативной", если индекс ре- зультативности деятельности составляет от 8 до 10 баллов;

- работа Отдела признается "нерезультативной", если индекс ре- зультативности деятельности ниже 8 баллов.

Утвержденные таблицы вместе с аналитической запиской с резолюцией руководителя Федерального казна- чейства (заместителя руководителя Федерального казначейства, коорди- нирующего работу управления цен- трального аппарата Федерального казначейства) хранятся в Отделе кадров.

По итогам деятельности органа казначейства за отчетный период изда- ется Приказ Федерального казначей-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 121 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

ства об оценке результативности БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

его деятельности. 1.Концепция развития системы внут-

Указанные мероприятия по опре- делению результативности деятельно- сти органов Федерального казначейства, совершенствованию системы внутрен- него контроля и аудита в органах казна- чейства обеспечат реализацию Про- граммы повышения эффективности бюджетных расходов, а также реализа- цию мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Феде- рации от 10 марта 2009г. N 261 "О фе- деральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009

- 2013годы)".

реннего контроля и аудита в Федераль- ном казначействе в 2006 - 2011 годах, утвержденной решением Коллегии Фе- дерального казначейства от 23.12.2005 № 1/1 (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Федерального ка- значейства от 27.04.2009 № 16/1). - СПС «Консультант Плюс».

2.Проект Положения об управлении ка- значейскими рисками в Федеральном казначействе, 2010.

3.Горшенина О.В. Внутренний контроль и аудит: эффективный инструмент управления. //Бюджет. 2010г. Май.

4.Лукашов А.И. Внутренний контроль в условиях автоматизированной системы

Федерального казначейства// Финан- сы. 2010. №8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.