Научная статья на тему 'Реализация казначейской функции финансового контроля на субфедеральном уровне'

Реализация казначейской функции финансового контроля на субфедеральном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1152
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонов А.С.

Анализируется деятельность органов Федерального казначейства (на примере Управления Федерального казначейства по Волгоградской области) по организации финансового контроля деятельности территориальных органов в свете реализации «Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 гг.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация казначейской функции финансового контроля на субфедеральном уровне»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ*

А. С. САЗОНОВ, аспирант кафедры корпоративных финансов и банковскойдеятельности E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Волгоградский государственный университет

Анализируется деятельность органов Федерального казначейства (на примере Управления Федерального казначейства по Волгоградской области) по организации финансового контроля за деятельностью территориальных органов в свете реализации Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006—2011 гг.

Ключевые слова: Федеральное казначейство; финансовый контроль; внутренний контроль; внутренний аудит; контрольная деятельность.

Перестройка финансовой системы Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась коренными изменениями как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля, поскольку контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое значение. Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременности поступления государственных доходов, а также законности и эффективности использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства.

Существующая в стране система органов и служб, на которые возложены функции финансового контроля, характеризуется тем, что на-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-02-20202 а/В.

блюдаются разобщенность и несогласованность во взаимодействии различных контролирующих инстанций. Это приводит, с одной стороны, к дублированию и параллелизму в осуществлении контрольных проверок, с другой — к тому, что отдельные получатели бюджетных средств длительное время не подвергаются финансовому контролю. В результате создаются условия для нарушения принципов и правил финансового контроля, для совершения финансовых правонарушений и безответственности лиц, их совершивших [3].

В этой связи следует отметить, что действующее бюджетное законодательство содержит отдельные положения, которые не составляют целостной нормативной основы финансового контроля также и для органа, осуществляющего казначейское исполнение бюджета. Такое положение объясняется отсутствием концепции государственного финансового контроля, а также общего нормативно-правового акта, закрепляющего основополагающие начала государственного и муниципального финансового контроля. Указанные принципы могли бы развиваться в специальном законодательстве об отдельных разновидностях государственного финансового контроля (бюджетном, валютном, налоговом), но в настоящее время это не осуществляется.

Упомянутый орган, а именно Федеральное казначейство, является главным распорядителем средств федерального бюджета, причем в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации оно организует и осуществляет ве-

домственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, в частности проводит проверки подведомственных ему управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.

Финансовый контроль имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, поэтому возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. Традиционно финансовый контроль подразделяется по критерию времени его проведения и времени совершения проверяемых финансовых операций — на предварительный, текущий и последующий.

Классифицируя формы финансового контроля по временному признаку, к предварительному контролю органом, осуществляющим казначейское исполнение бюджета, можно отнести:

• выдачу разрешений организациям на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета.

К текущему контролю относится проверка соответствия бюджетной росписи лимитам бюджетных обязательств и сметам расходов бюджетополучателей платежных документов, составленных получателями для расходования бюджетных средств. К формам последующего контроля относятся:

• контроль за своевременностью зачисления или уплаты кредитными организациями бюджетных средств;

• проверка отчетности, предоставленной получателями бюджетных средств;

• проверка целевого использования бюджетных средств их получателями. Совершенствование структуры и механизмов

государственного и муниципального финансового контроля, атакже формирование системы мониторинга эффективности бюджетных расходов входят в число основных задач, названных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010— 2012гг.». Президент указывает, что: «Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничивать полномочия и ответственность органов государс-

твенного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе» [2].

Кроме того, современная практика свидетельствует о том, что эффективная система финансового контроля должна включать следующие взаимоувязанные компоненты: внутренний контроль; внутренний аудит; внешний аудит. Базовым элементом системы контроля является система внутреннего контроля. Именно на систему внутреннего контроля ложится основная нагрузка в части соблюдения субъектом проверки нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере. Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти, поэтому одновременно является и органом внутреннего государственного контроля.

Внутренний казначейский контроль. Анализируя работу органов Федерального казначейства, многие исследователи акцентируют внимание на деятельности в сфере исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и управления доходами бюджета, однако зачастую упускается такая важная казначейская функция, как финансовый контроль. При этом казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на 18-летнюю практику контрольной деятельности органов Федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие.

В контрольной деятельности органов Федерального казначейства можно выделить два основных направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. При этом полномочия в сфере контроля за исполнением доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле расходной части. Практически контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали; в органах Федерального казначейства проводится документальный контроль; применяется как сплошной метод контроля (например проверка платежных документов клиентов), так и выборочный (например проверка подведомственных получателей средств федерального бюджета — разновидность ведомственного контроля).

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета,

т. е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства. Роль Федерального казначейства не ограничивается исполнением формализованных процедур предварительного и текущего контроля. Оно может также выступать в качестве контролера, проверяющего органы исполнительной власти на достоверность финансовых операций и на эффективность расходования средств федерального бюджета. Органы Федерального казначейства на основе Плана основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации, заданий и указаний Минфина России по собственной инициативе, а также во взаимодействии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану могут осуществлять последующий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета [4].

Например, в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области (далее — УФК по Волгоградской области) 24.05.1994 было создано структурное подразделение, осуществляющее координацию деятельности по подготовке и проведению контрольных мероприятий. Сначала это был контрольно-ревизионный отдел, затем отдел инспекторской работы, а с 01.01.2006 — отдел внутреннего контроля. Организация отдела внутреннего контроля в УФК по Волгоградской области нацелена на соблюдение законности, повышение результативности деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области.

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 27.10.2005 № 215 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» основной задачей отдела внутреннего контроля УФК по Волгоградской области является осуществление в установленном порядке ведомственного контроля за деятельностью отделов и отделений УФК по Волгоградской области.

Проверки деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области проводятся в соответствии:

• с Правилами проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, утвержденными приказом Федерального казначейства от 14.02.2005 № 22;

• Методическими рекомендациями по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства, утвержденными приказом Федерального казначейства от 29.09.2005 № 176;

• Правилами проведения проверок деятельности отделений и отделов Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, утвержденными приказом УФК по Волгоградской области от27.12.2005 № 267;

• Планом проведения проверок отделов и отделений УФК по Волгоградской области на соответствующий год на основании Программы проверки по каждому объекту проверки.

В содержательном аспекте проверки отделений УФК по Волгоградской области проводятся по вопросам:

• соблюдения порядка открытия и ведения лицевых счетов по учету операций со средствами федерального бюджета, бюджета Союзного государства, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов, дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей, со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений и полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• состояния деятельности по обеспечению организации исполнения расходов федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета Союзного государства, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;

• состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

• соблюдения обоснованного, эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности отделений УФК по Волгоградской области;

• состояния и организации контрольной работы;

• организации работы с персоналом по защите информации и информационно-техническому обеспечению, организации правовой работы (см. таблицу).

Отделом внутреннего контроля УФК по Волгоградской области в 2008 г. было проведено 25 контрольных мероприятий, в числе которых:

• 20 проверок деятельности отделений УФК по Волгоградской области (18 комплексных проверок и 2 тематические проверки, в том числе в отделении по Тракторозаводскому району г. Волгограда по вопросу соблюдения установленного порядка ведения реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов и в отделении по г. Волгограду по вопросу причин возврата платежных поручений);

• 5 проверок отдела доходов УФК по Волгоградской области по вопросу качества проводимого отделом контроля за обоснованностью проведения операций по возврату плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.

В 2008 г. по итогам рассмотрения материалов комплексных проверок деятельности отделений руководителем УФК по Волгоградской области по предложению членов Контрольного совета были приняты конкретные решения. В частности, о применении дисциплинарного воздействия (лишение денежной премии) к руководителям отделений по Даниловскому и Советскому районам г. Волгограда, о поощрении руководителя отделения по Еланскому району за высокий уровень организации работы, о проведении в отделении по г. Урюпинску повторной проверки.

За 2009 г. отделом внутреннего контроля УФК по Волгоградской области в рамках последующего контроля организовано и проведено на 2 контрольных мероприятия больше, чем в 2008 г., а именно 27 контрольных мероприятий, из них:

• 20 комплексных проверок деятельности отделений УФК по Волгоградской области, в том числе в отделении по г. Урюпинску по предложению членов Контрольного Совета проведена повторная проверка деятельности отделения);

• 7 тематических проверок: 4 проверки отдела доходов УФК по Волгоградской области по вопросу качества проводимого этим отделом контроля за обоснованностью проведения

операций по возврату плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм; проверки отдела расходов УФК и отдела УФК по обслуживанию силовых ведомств по вопросам соблюдения требований нормативных правовых актов по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, а также проверка отдела кадров УФК по вопросу соблюдения требований по формированию и хранению личных дел государственных гражданских служащих (рис. 1). Принимая во внимание нормы законодательства (проведение проверок функциональной деятельности один раз в два года) и необходимость обеспечения системности ведомственного контроля, количество проверок в структурных подразделениях и территориальных органах Федерального казначейства в краткосрочной перспективе должно возрасти (рис. 2).

Анализ результатов контрольных мероприятий, проведенных в 2008—2009гг., показывает, что самое большое количество нарушений выявлено в части обеспечения исполнения расходной части федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. А именно — в организации работы по предварительному и текущему контролю; в соблюдении порядка открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов распорядителям, получателям и иным получателям средств федерального бюджета, а также лицевых счетов для отражения операций по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, лицевых счетов для учета средств, полученных федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральныхучреждений (рис. 3).

В ходе контрольных мероприятий, проведенных в соответствии с Планом проведения проверок деятельности отделений и отделов УФК по Волгоградской области за 2009г., не выявлено наруше-

Контрольные мероприятия отдела внутреннего контроля УФК по Волгоградской области

Мероприятия Количество проверок по годам

2005 2006 2007 2008 2009

Проверки отделений УФК по Волгоградской области 20 20 23 18 22

Тематические проверки в отделениях УФК по Волгоградской области — — 5 2 1

Проверки отделов УФК по Волгоградской области 1 6 1 5 16

Всего контрольных мероприятий 21 26 29 25 39

Источники: отчеты о контрольной работе УФК по Волгоградской области за 2005—2009 гг.

Проверки отделов

Проверки отделений

Тематические проверки

Рис. 1. Динамика контрольных мероприятий, проведенных отделом внутреннего контроля УФК по Волгоградской области в 2008—2009 гг.

8,36

48,78

42,86

□ 2008 г.

□ 2009 г.

□ Неохваченные

Рис. 2. Ежегодный охват контрольными мероприятиями отделений УФК по Волгоградской области за 2008—2009 гг. (без учета тематических проверок), %

ний и недостатков в работе лишь при проведении 4 тематических проверок в 4 отделениях УФК по Волгоградской области. По итогам контрольных мероприятий проводятся совещания с сотрудни-

57,1%

2,4%

4,8%

□ С нарушениями (без примененения дисциплинарного взыскания)

щ С нарушениями (с примененением дисциплинарного взыскания)

п Незначительные нарушения (поощрение руководителя)

□ Неподлежащие проверке

Рис. 3. Результаты контрольных мероприятий, проведенных в отделениях УФК по Волгоградской области в 2008 г.

ками отделений УФК по Волгоградской области, посвященные обсуждению результатов и принятию необходимых мер по устранению и недопущению выявленных в работе нарушений и недостатков. Также руководство УФК по Волгоградской области постоянно требует от руководителей отделений неукоснительного соблюдения нормативных правовых актов при исполнении федерального бюджета, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет превентивная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и реализация предупредительных мероприятий организационного и воспитательного характера, выработка рекомендаций и обязательных указаний по принятию соответствующих мер. Поэтому профилактика является наиболее перспективным видом контрольной деятельности, основное назначение которой — предупредить возможные финансовые нарушения, определить меры по устранению нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Например, в сфере внутреннего контроля такими профилактическими мерами в УФК по Волгоградской области является ежеквартально проводимый анализ контрольныхмероприятий, результаты которого доводятся до отделов и отделений УФК по Волгоградской области в виде обзорных писем.

В данном контексте весьма актуальны вопросы управления казначейскими рисками. Для управления ими в УФК по Волгоградской области проводится анализ результатов проверок деятельности структурных подразделений и отделений УФК по Волгоградской области, формируется база данных нарушений и недостатков, установленных в деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области в ППО «Внутренний контроль и аудит». Ежеквартально формируются и направляются в Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства отчеты о проведении контрольных мероприятий.

Также отдел внутреннего контроля УФК по Волгоградской области осуществляет контроль за своевременностью и

35,7%

полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области. По истечении 10 дней с момента получения информации в программном продукте посредством системы электронного документооборота (СЭД) по проведенному контрольному мероприятию, отделы и отделения Управления представляют информацию о мероприятиях по устранению выявленных нарушений.

Одним из направлений реализации контрольной функции, повышения эффективности системы внутреннего контроля является деятельность Контрольного совета УФК по Волгоградской области — экспертно-совещательного органа при руководителе УФК по Волгоградской области, на заседаниях которого рассматриваются результаты всех проведенных контрольных мероприятий. Основная задача Контрольного совета — подготовка рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений и недостатков в деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области. Кроме того, одной из задач Контрольного совета является совершенствование системы управления деятельностью, поэтому на заседаниях коллегиально решаются спорные вопросы, обсуждаются разногласия по материалам проверок, рассматриваются мероприятия по улучшению деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области.

В целях повышения действенности ведомственного контроля в УФК по Волгоградской области оценивается качество контрольных мероприятий, проведенных в отделах и отделениях УФК по Волгоградской области. Качество контрольного мероприятия включает в себя качество документов на всех этапах контрольного мероприятия: планирования, проведения и реализации итоговых материалов; качество проведения контрольного мероприятия и качество результатов контрольного мероприятия. Качество проверки оценивается по следующим основным критериям:

1) соответствие выполненных процедур Правилам проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, правилам проведения проверок деятельности отделений и отделов УФК по Волгоградской области;

2) соответствие содержания справки и/или акта программе проверки, а также рекомендациям по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства;

3) результативность проведенной проверки;

4) соответствуют ли полученные результаты контрольного мероприятия определенным в акте (справке) проверки выводам и достаточно ли они обоснованы;

5) достигнуты ли цели контрольного мероприятия;

6) корректность и согласованность в деятельности и поведении сотрудников проверяющей группы.

Исходя из необходимости обеспечения качества проведения контрольного мероприятия, требуется, чтобы руководитель группы проверки осуществлял контроль:

• за соблюдением установленного порядка проведения контрольного мероприятия;

• за соответствием работы, выполняемой сотрудниками, рабочему плану и программе контрольного мероприятия, а также соответствием действий сотрудников установленным функциям и порученным заданиям;

• за пониманиям и выполнением сотрудниками соответствующих процедур и действий, необходимых при проведении контрольного мероприятия;

• за наличием у сотрудников необходимых знаний, умений и навыков для выполнения порученной им работы.

Для повышения качества контрольного мероприятия его результаты обсуждаются с членами группы проверки, дается оценка качества проделанной ими работы в ходе поверки и подготовки итоговых документов и материалов. Проверка проектов документов, которые готовятся по результатам контрольного мероприятия, должна поручаться сотрудникам, имеющим высокий уровень профессиональных знаний и компетентности.

Внутренний казначейский аудит. Необходимо особо отметить, что все большая роль в УФК по Волгоградской области отводится внутреннему аудиту. Внутренний аудит представляет собой систематическую деятельность, направленную на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности органов Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.

Если целью внутреннего контроля прежде всего является выявление отклонений от установленных норм и правил, то предназначение внутреннего аудита — принятие управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности. То есть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задача внутреннего аудита — не только установление нарушений законодательства, административных, технологических и должностных регламентов, а самое главное — выработка предложений по повышению эффективности работы, как отдельного работника, так и целых подразделений.

Несмотря на то, что отдел внутреннего контроля УФК по Волгоградской области вносит предложения по повышению эффективности деятельности структурных подразделений УФК, для улучшения качества проведения аудита в территориальных органах Федерального казначейства необходимы единые Правила проведения аудита (стандарты аудита), разработка которых в настоящее время уже осуществляется.

Сложной функцией отдела внутреннего контроля УФК по Волгоградской области является осуществление в рамках проводимых контрольных мероприятий анализа организационной структуры отделений УФК, ее оптимальности и достаточности для выполнения возложенных на них задач. Важно также выявление операций в деятельности отделов и отделений УФК по Волгоградской области, связанных с возможностью возникновения негативных последствий при осуществлении возложенных на них функций. Сложность состоит в отсутствии нормативно-правовой базы, показателей эффективности деятельности органов Федерального казначейства, позволяющих оценить работу объекта проверки. Очевидно, что в данном направлении еще предстоит очень сложная и многогранная работа. Для начала следует изучить имеющийся опыт работы органов Федерального казначейства по вопросам оптимизации контрольной работы с целью повышения ее эффективности. Следовательно, назрела необходимость введения в практику осуществления внутреннего контроля «аудита эффективности» как специального вида контроля.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, смещение акцентов бюджетного процесса с управления затратами на управление результатами предопределяют усиление ведомственного контроля. Представляется, что для повышения эффективности контрольных мероприятий, проводимых органами государственного финансового контроля, необходимо укрепление нормативной правовой базы в сфере государственного финансового контроля, для чего необходимо принять:

• Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», который бы устанавливал единые правовые и методологические основы

осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, систему органов государственного финансового контроля и механизм их взаимодействия, а также государственный статус ревизора; • единый для всех государственных контрольных органов порядок (стандарты государственного финансового контроля) реализации контрольных функций и применения мер ответственности к нарушителям бюджетно-финансового законодательства Российской Федерации. В указанных нормативных актах нужно однозначно определить, что является нарушением, выявленным в ходе государственного финансового контроля, а что — недостатком. С учетом этой классификации следует установить ответственность для нарушителей бюджетно-финансового законодательства.

Мировой опыт свидетельствует, что важнейшим средством повышения эффективности, результативности государственного финансового контроля является его стандартизация. Поэтому стандарты государственного финансового контроля должны содержать регламентацию прав, обязанностей и ответственности сотрудников службы ведомственного контроля.

Стандартизация будет практическим проявлением организационно-распорядительных методов управления государственным финансовым контролем, одним из важнейших средств улучшения, снижения сложности его организации, осуществления государственной контрольной политики. Стандартизация должна основываться на последних достижениях науки и практического опыта, воспринимать наиболее прогрессивные и оптимальные решения задач государственного финансового контроля, в то же время она будет не только определять уровень развития государственного финансового контроля, но и стимулировать его прогресс.

В целом стандарты государственного финансового контроля, являясь исходным, руководящим методологическим базисом и порядком деятельности государственных контролеров, основой целесообразности и эффективности функционирования специализированных органов государственного финансового контроля (в функциях которых финансовый контроль является главным видом деятельности), будут формулировать единые правила, определяющие общеобязательные требования к качеству и надежности государственного финансового контроля.

Означенную проблематику исследователи довольно активно рассматривают в своих работах. В частности, С. А. Агапцов справедливо отмечает: «Контроль, как известно, является одним из элементов управления, причем таким, который позволяет судить о результативности процесса управления. Пересмотр и упорядочение функций в системе органов исполнительной власти настоятельно требуют корректировки и уточнения в системе президентского, парламентского контроля, а также контрольных функций в системе финансово-экономических органов государства (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Центральный банк, Государственный таможенный комитетидр.)» [1].

Таким образом, в текущий период первоочередной задачей является принятие единых стандартов государственного финансового контроля для контрольных органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней. Безусловно, эти стандарты позволят существенно развить практику реализации казна-

чейской функции финансового контроля. Наряду с этим необходимо последовательно повышать профессиональный уровень специалистов, участвующих в проведении контрольных мероприятий, совершенствовать механизмы распространения и внедрения успешного опыта в осуществлении внутреннего казначейского контроля и аудита.

Список литературы

1. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Финансовый контроль, 2004. С. 10.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010— 2012 годах» // Финансы. 2009. № 6. С. 13.

3. Васильева М. В. Концептуальные подходы к организации контрольно-счетной деятельности в субъектах Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 11 (348). С. 67-74.

4. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации /отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: Юрайт, 2008. С. 916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.