Научная статья на тему 'Казначейский контроль: проблемы и перспективы развития'

Казначейский контроль: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6277
1051
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСТВО / КОНТРОЛЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / TREASURY / CONTROL / AUTHORITY CONTROL / AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Алена Юрьевна, Степичева Ольга Александровна

В данной статье основное внимание уделяется основным проблемам и направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита в федеральном казначействе. При этом рассматриваются сущность казначейского контроля и его основные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TREASURY CONTROL: PROBLEMS AND PROSPECTS

In this article the main attention is given to the main problems and the directions of internal control system development and audit in federal treasury. The essence of treasury control and its main types are considered.

Текст научной работы на тему «Казначейский контроль: проблемы и перспективы развития»

КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А. Ю. ФЕДОРОВА, О. А. СТЕПИЧЕВА

В данной статье основное внимание уделяется основным проблемам и направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита в федеральном казначействе. При этом рассматриваются сущность казначейского контроля и его основные виды.

Ключевые слова: казначейство, контроль, ведомственный контроль, аудит.

Казначейский контроль является составной частью государственного финансового контроля, который в свою очередь составляет основу финансовой политики государства. Он является непременным условием обеспечения финансовой стабильности страны, которая напрямую зависит от эффективной организации и деятельности различных органов контроля за использованием финансовых ресурсов государства [3].

В соответствии с Указом Президента РФ № 314, Федеральное казначейство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, с приданием ему статуса федеральной службы и передачей правоприменительных функций Министерства финансов РФ по обеспечению исполнения федерального бюджета [12].

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, под которыми понимается: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной

власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения [11]. Органы Федерального казначейства осуществляют как ведомственный, так и внутриведомственный (рис. 1).

Рассматривая полномочия в части проведения ведомственного контроля, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса (ст. 267) и Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 Федеральное казначейство является единственным органом федеральной исполнительной власти, одной из задач которого является осуществление предварительного и текущего ведомственного финансового контроля при исполнении федерального бюджета [1; 10].

Полномочия органов Федерального казначейства в области проведения государственного финансового контроля

Внутриведомственный контроль

Внутренний

контроль

Внутренний

аудит

Ведомственный контроль

Предварительный контроль за операциями, проводимыми ГРБС,РБС и получателями бюджетных средств

^ Текущий кон- ^ троль за операциями, проводимыми ГРБС, РБС и получателями бюджетных средств

Рис. 1. Контрольная составляющая деятельности органов Федерального казначейства

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, т. е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.

Классифицируя формы казначейского контроля по временному признаку, к предварительному контролю можно отнести выдачу органами казначейства разрешений организациям на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета. Контрольная деятельность органов Федерального казначейства при учете операций с данными средствами проявляется в том, что казначейство контролирует правомочность поступления внебюджетных средств на лицевой счет получателя и их расходования на те или иные цели. Учитывая, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений, решение об открытии внебюджетных счетов в органах Федерального казначейства является вполне логичным, так как в данном случае государство в лице казначейства непрерывно контролирует объем обязательств бюджетополучателей и их финансовое состояние. Данный процесс также позволит государству определить перечень тех учреждений и организаций, которые на самом деле нуждаются в государственной поддержке.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины, т. е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств [7].

Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном ст. 250 БК РФ. Текущий контроль осуществ-

ляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Кроме того, согласно ст. 243 БК РФ при казначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возложены обязанности:

- по регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

- по совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- по осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета [1].

Наряду с этим в соответствии со ст. 251 БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Такой контроль наиболее эффективен в целях сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования государственных ресурсов.

Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов федерального казначейства.

Одной из форм текущего контроля может быть проверка целевого использования бюджетных средств их получателем после совершения кассового расхода, но в пределах действующего финансового периода (года, срока действия договора, соглашения).

Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

- использования средств федерального

бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

- использования средств федерального

бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

- использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

- использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

- иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством [1].

Наиболее ярко роль казначейства при осуществлении контроля за исполнением расходной части бюджета проявляется в механизме учета операций. До создания казначейства в России наличие большого числа счетов осложняло контроль за находящимися на них средствами федерального бюджета. При открытии лицевых счетов в казначействах резко сократилось нецелевое использование средств бюджета, так как в ходе совершения финансовых операций происходит текущий контроль, не позволяющий направить со счета средства на непредусмотренные цели. При финансировании через лицевые счета большое значение имеет также учет органами казначейства бюджетных обязательств. Он позволяет ограничить рост кредиторской задолженности федерального бюджета. В настоящее время ведется учет только бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на энергосбережение и поставку коммунальных услуг. Таким образом, пока данный механизм позволяет контролировать лишь часть кредиторской задолженности. Представляется целесообразным осуществление органами казначейства учета всех бюджетных обязательств [5].

Нельзя не отметить, что в случае отказа органами Федерального казначейства принять на учет заключенный договор, он, тем не менее, не теряет своей юридической силы. Поставщику товаров или услуг предоставляется возможность взыскания средств в судебном порядке. Выход из сложившейся ситуации заключается в изменении действующего законодательства, согласно которому договор бюджетного учреждения имел бы юридическую силу в случае его приема на учет органом казначейства.

В целях совершенствования системы учета доходов от использования федерального имуще -ства и упорядочивания расходования средств на органы Федерального казначейства также возложена обязанность по учету и распределению средств, поступающих от аренды федерального имущества [4].

Для этого в территориальных органах казначейства открываются специальные лицевые счета для научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, которые сдают в аренду закрепленное за ними недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности. В процессе финансирования расходов за счет средств, поступивших от сдачи в аренду федерального имущества, органы казначейства контролируют осуществление расходов с лицевых счетов в соответствии и в пределах дополнительной сметы доходов и расходов организации. Представляется целесообразным учет на лицевых счетах органов казначейства арендной платы не только перечисленных выше организаций, но и всех бюджетных учреждений, сдающих в аренду федеральное имущество. Это позволит существенно повысить уровень казначейского контроля за данными средствами и упорядочить их учет.

Таким образом, сам механизм финансирования через лицевые счета является инструментом казначейского контроля, позволяющим резко ограничить количество нарушений бюджетного законодательства. Кроме того, это позволяет добиться соблюдения сметной дисциплины бюджетополучателей.

Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству РФ предоставлены следующие основные права:

- проводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

- приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органами казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

- изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Федеральное казначейство наделено также полномочиями по проведению внутриведомственного контроля [2].

В соответствии с требованиями ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, имеющиеся в структуре Федерального казначейства подразделения внутреннего контроля осуществляют функции контроля за деятельностью подчиненных территориальных органов. Сегодня структура контрольных органов Федерального казначейства состоит из управления внутреннего контроля и аудита центрального аппарата и отделов внутреннего контроля управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК) (рис. 2).

Руководитель

Федерального

казначейства

Руководитель Отделения УФК

Руководитель УФК

Ведомственный

контроль

Управления, осуществляющие исполнение функций ФК

/-----------------------\

Отделы, осуществляющие исполнение функций Отделения УФК

V-----------------------;

Ґ N

Внутриведомственный контроль

■=>

Управление внутреннего контроля и аудита

Отдел внутреннего контроля

Рис. 2. Организация исполнения полномочий государственного финансового контроля в Федеральном казначействе

Целью внутреннего контроля в органах Федерального казначейства является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативных правовых актов и регламентов.

Он осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля [9].

К задачам относятся:

- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансовохозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый контроль);

- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);

- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении

функциональной деятельности (технологический контроль).

Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, а также проведение контрольно-аудиторскими подразделениями проверок тематического и комплексного характера.

Внутренний аудит в Федеральном казначействе - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по представлению независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Его целью является предоставление руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о деятельности органов

Федерального казначейства при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.

Задачами внутреннего аудита являются:

- анализ и оценка проводимого внутреннего контроля исполнения органами Федерального казначейства нормативных правовых актов Российской Федерации и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности;

- оценка эффективности и результативности деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;

- оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности проводимых процессов и операций объектами внутреннего аудита.

В условиях проводимой бюджетной реформы, постоянно изменяющегося законодательства, внедрения новых казначейских технологий важнейшим направлением повышения эффективности деятельности Федерального казначейства является совершенствование системы ведомственного контроля - в направлении перехода от традиционного, констатирующего пассивного контроля к его активным формам, т. е. к выбору новых методов проведения внутреннего контроля, к аналитической обработке информации полученной после окончания контрольных мероприятий, а также к выработке корректирующих мер по результатам проверок структурных подразделений и подведомственных отделений УФК по субъектам РФ. Поэтому в настоящее время особенно актуальны вопросы организации ведомственного контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий.

Ведомственный контроль в органах казначейства приобретает двойную направленность: с одной стороны, это - контроль за исполнением казначейством своих непосредственных функций (чем эффективнее будет контроль до совершения и во время совершения операций, тем меньше нарушений и замечаний будет при последующем контроле, как со стороны внутренних контролеров, так и со стороны внешних проверяющих); с другой стороны - контроль за обеспечивающей, т. е. финансово-хозяйственной деятельностью в рамках самого казначейства, т. е. эффективность затрат на ее осуществление.

Одной из основных задач развития ведомственного контроля является наличие правовой поддержки, т. е. разработка единых нормативных законодательных норм и документов, которые будут регламентировать не только организацию и

проведение контрольных мероприятий в органах Федерального казначейства, но и закрепит единые стандарты, критерии и показатели эффективности, результативности и действенности оценки деятельности органов казначейства. Следует отметить, что данная проблема относится и ко всему государственному финансовому контролю в целом.

К сожалению, в настоящее время нормативные документы, регламентирующие процедуры ведомственного контроля минимальны. В большей степени они направлены на организацию контрольных мероприятий и оформления результатов проверок. Отсутствие единых методик, неких стандартов контрольной деятельности влечет за собой разобщенность, разнотолкование, разно-действие даже в пределах одной службы.

В каждом территориальном органе Федерального казначейства разрабатываются внутренние регламентирующие документы, правила проведения контрольных мероприятий, внутренние стандарты контроля, документы по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям, методики оценки работы специалистов. Между данными документами разных Управлений нет системной взаимосвязи, а следовательно, нельзя однозначно сопоставить их, однозначно оценить и применить к деятельности всех территориальных органов Федерального казначейства [8].

В данный момент основными условиями функционирования системы внутреннего ведомственного контроля в органах Федерального казначейства являются:

- планирование и проведение контрольных мероприятий должно проводиться с учетом различных видов, способов, форм и методов контроля исходя из поставленных целей и задач, а также экономичности, целесообразности, эффективности проведения проверки;

- системность в организации контрольной работы. Данный подход к проведению контрольных мероприятий означает: обеспечение максимального охвата контрольными процедурами направлений деятельности отделов и Отделений УФК по субъектам РФ; применения мер повторного контроля в случае выявления существенных нарушений, зон риска по какому-либо направлению деятельности;

- применение современных информационных технологий в процессе проведения контрольных действий;

- применение элементов внутреннего аудита в процессе осуществления внутреннего контроля;

- развитие механизма обратной связи;

- активное развитие кадрового потенциала сотрудников отделов внутреннего контроля системы.

В настоящее время в органах Федерального казначейства контрольная деятельность представляет собой преимущественно внутренний последующий контроль за соблюдением и исполнением законодательных и нормативных правовых актов РФ.

Для обеспечения объективности контроля, качества его проведения (с учетом проверяемых документов и способов их проверки) и качества предоставляемых материалов по окончанию проверки для участия в них привлекаются квалифицированные, с большим практическим опытом, специалисты функциональных подразделений не только Управления, но и других Отделений. Это приводит к определенному дисбалансу в режиме работы соответствующих отделов и отделений Управления на соответствующий период, а удаленность проверяемых отделений Управления, длительность проверок, число участвующих в проверках лиц специалистов приводит к большим трудозатратам и командировочным затратам на транспорт, на проживание специалистов и т. д.

К тому же такой вид контроля не всегда позволяет своевременно устранить выявленные нарушения и замечания, а также получать оперативную информацию для принятия руководством управленческих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, одним из решением данной проблемы может стать перенос проверок на дистанционный уровень. Это позволит сократить затраты на контрольную деятельность. Однако, чтобы получить необходимый эффект от такого вида контроля, нужно формализовать процедуры контрольных мероприятий, выработать единые стандарты и методики проведения внутреннего контроля и аудита[2].

Говоря о действенности и эффективности внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, в части переориентации контрольных мероприятий от последующего на предварительный и текущий контроль можно отметить следующее - чем раньше будет выявлено нарушение или недостаток, тем меньше негативных последствий они повлекут за собой. В большинстве случаев, если же нарушения и замечания выявлены после совершения операции (то есть при после -дующем контроле), относящийся или к функциональной или к обеспечивающей деятельности казначейства, то выявленные нарушения практически нельзя устранить без последствий и повлиять на дальнейшее эффективное использованных

средств. Для успешной реализации данного направления необходимо выполнение следующих условий: организация и осуществление эффективного текущего контроля на каждом участке и направлении деятельности; самоконтроль каждого специалиста, то есть качественное выполнение своих обязанностей в соответствии с должностным регламентом; взаимоконтроль внутри специалистами структурного подразделения, то есть так называемый «метод четырех глаз»; контроль непосредственными кураторами и начальником отдела.

Перспективным направлением контрольной работы также является развитие тематических проверок структурных подразделений и Отделений, а также внедрение методов дистанционного контроля деятельности подведомственных отделений.

УФК по Тамбовской области, в условиях внедрения большого количества с 01.01.2011 г. новых нормативных документов по всем направлениям деятельности казначейства, планирует проведение тематических проверок (как элемента текущего контроля) с привлечением ведущих специалистов Управления с целью не только выявления ошибок, замечаний и недостатков в организации работы Отделений, но и оказания методологической помощи Отделениям в процессе освоения новых документов, соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности. Данный вид проверок позволяет определить проблемные места, выявить вопросы, требующие общего методологического решения в целом по системе. Во-первых, это менее затратный метод, так как тематическая проверка проводится меньшими силами, охватывает одно или несколько проверяемых направлений, меньший проверяемый период, а также срок проведения проверки. Во-вторых, на данном этапе он более эффективен, потому что после проведения данных контрольных мероприятий снижается риск допущения Отделениями нарушений и ошибок при использовании новых нормативных документов, так как они получили помощь и квалифицированные рекомендации на стадии их внедрения.

Следует отметить, что все большее значение в деятельности УФК по субъектам РФ приобретает внутренний аудит. В отличие от внутреннего контроля, который направлен на выявления моментов по несоблюдению нормативно-правовых актов, регламентов, отклонений от установленных норм, правил и порядков, внутренний аудит дает независимую и объективную оценку системам управления, построению системы контроля, при этом ос-

новываясь на проведении анализа полученной информации после проведения контрольных мероприятий, оценки и управлению рисками, иденти-фицикации «слабых» мест в деятельности службы.

Таким образом, задача внутреннего аудита состоит не только в установлении нарушений законодательства, административных, технологических и должностных регламентов, а самое главное -в выработке предложений по повышению эффективности работы, как отдельного работника, так и целых подразделений, что в конечном итоге, способствует достижению целей и задач казначейства.

Лучшая практика внутреннего аудита ориентирована на поиск эффективных методов управления рисками, которые включают в себя идентификацию рисков, их количественную и качественную оценку, принятие мер, направленных на минимизацию рисков, и постоянный мониторинг рисков.

Следующим важным моментом необходимо отметить, что Отделы внутреннего контроля для руководства Управлений являются инструментом для проведения контрольных действий, а также предоставления объективной информации и выявления «слабых мест» в деятельности субъектов проверки по разным направлениям деятельности. Поэтому для проведения действенных результативных проверок необходимо подбирать наиболее качественный состав контрольных подразделений Управления. Кроме того, что специалисты долж-

ны постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, обладать знаниями нормативной, законодательной, инструктивной базы, новых технологических процессов, требуется также серьезный подход к подготовке данных специалистов, которые будут способны на высоком профессиональном уровне проверить абсолютно все направления деятельности органов Федерального казначейства.

Для эффективного осуществления развития внутреннего контроля и аудита необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, разработка единых стандартов и критериев в части оценки и эффективности деятельности проверяемых субъектов проверок, методологии аналитики, унификации оформления результатов контрольных действий, анализа для оценки эффективности, совершенствования административных регламентов на основе типовых, как для непосредственных исполнителей, так и для целей аудита, а также внедрение и развитие информационно технического обеспечения.

В настоящее время совершенствование внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства ведется по трем основным направлениям (рис. 3):

- внутренний контроль;

- внутренний аудит;

- управление казначейскими рисками [6].

Рис. 3. Система внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства

Концепция закрепляет основополагающие цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе и определяет основные направления совершенствования в данной сфере деятельности.

Концепция основана на положениях законодательных, нормативных правовых актов РФ и нормах международного права, признанных РФ.

Необходимо отметить, что реализация данных положений концепции характерна не только

для Федерального Казначейства, но и для его региональных и муниципальных отделений, в том числе и для УФК по Тамбовской области.

В Концепции учтены положения Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), Базельского комитета по банковскому надзору (New Basel Capital Accord (Basel II), Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита (The Institute of Internal Auditors. USA), рекомендации Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO) по организации внутреннего контроля, закона Сарбейнса-Оксли, гОсТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества (Quality management

system)», технологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique), ГОСТ Р50.1.028-2001 «Методология функционального моделирования IDEF/0» [6].

Под системой внутреннего контроля и аудита понимается совокупность организационной структуры и правил ее функционирования при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка осуществления деятельности и состоянием системы внутреннего контроля.

Целями системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе являются:

- обеспечение соблюдения законодательных, нормативных правовых актов;

- повышение эффективности деятельности;

- повышение качества осуществления государственных функций.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- осуществление внутреннего контроля и аудита соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании;

- осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

- определение эффективности проводимых процессов и операций и использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

- определение целесообразности проводимых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;

- предоставление объективной информации о соблюдении законодательных, нормативных

правовых актов, эффективности осуществляемых процессов, качестве выполняемых государственных функций и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

Необходимыми условиями для реализации задач, поставленных перед системой внутреннего контроля и аудита являются: разработка и внедрение административных регламентов и иных документов, регламентирующих деятельность; внедрение принципов и механизмов управления по результатам; совершенствование информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита; формирование необходимого ресурсного, в том числе и кадрового обеспечения системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита [6].

В настоящее время органы исполнительной власти Российской Федерации активно осуществляют внедрение новейших технологий в области информационных и технологических процессов, управления качеством и общего управления. Эффективное функционирование этих технологий невозможно без осуществления внутреннего контроля.

Под внутренним контролем понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками Федерального казначейства, и направленный на соблюдение законодательных, нормативных правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, качество составляемой отчетности.

Целью этого направления является обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

Достижение этой цели способствует:

- неукоснительному соблюдению законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

- подготовке качественной отчетности;

- достижению высокого уровня сохранно -сти активов, при осуществлении деятельности.

В рамках этого направления необходимо обеспечить постоянный контроль в структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органах за выполнением требований законодательных, нормативных правовых актов и иных доку-

ментов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности.

Реализация указанной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий: разработка и утверждение нормативно-правовой базы осуществления внутреннего контроля; пилотное внедрение процедур внутреннего контроля в отдельных структурных подразделениях Федерального казначейства и территориальных органах Федерального казначейства; доработка нормативно-правовой базы с учетом результатов пилотного внедрения; внедрение процедур внутреннего контроля в структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органах Федерального казначейства; проведение мероприятий, направленных на оптимизацию процедур внутреннего контроля и корректировка нормативно-правовой базы с учетом накопленного опыта [6].

Значительные изменения в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный и текущий контроль, свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей.

Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых Федеральным казначейством при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

Целью мероприятий этого направления является наиболее раннее выявление возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении Федеральным казначейством своей деятельности.

Внедрение механизмов управления казначейскими рисками позволит:

- минимизировать возможность нарушений при осуществлении Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

- минимизировать риски потерь, либо неэффективного использования финансовых ресурсов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства;

- проводить постоянный мониторинг рисков и процедуры, направленные на их минимизацию при осуществлении операций в системе функционирования Единого казначейского счета.

В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи: разработать и утвердить нормативную и методическую базу управления рисками в деятельности Федерального казначейства; обеспечить осуществление процедур выявления, оценки и минимизации рисков, возникающих при осуществлении Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности.

Существующий порядок проведения контрольных мероприятий не позволяет контролировать качество, результативность и эффективность осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности. В этой связи необходимо внедрять в практику деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов осуществление внутреннего аудита.

Под внутренним аудитом понимается объективная деятельность, направленная на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.

Целями мероприятий данного направления являются:

- обеспечение законности осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

- обеспечение эффективности осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

- предоставление объективной информации о законности, эффективности осуществляемых процессов, использовании Федеральным казначейством государственных финансовых и нефинансовых ресурсов, качестве составляемой отчетности.

Осуществление внутреннего аудита позволит:

- обеспечить проведение анализа и оценки деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов;

- оперативно получать объективную информацию о состоянии деятельности структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов для принятия своевременных управленческих решений.

В рамках этого направления необходимо решить следующие задачи: обеспечить организацию и осуществление анализа и оценки проводимого внутреннего контроля исполнения Федеральным казначейством законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламенти-

рующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности; обеспечить осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка исполнения установленных процессов и процедур, проведением и учетом соответствующих операций, отражением их в бюджетном учете и отчетности, соблюдением полномочий при их санкционировании; обеспечить осуществление процедур управления казначейскими рисками, возникающими в деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов; обеспечить осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений законодательных, нормативных правовых актов и внесение предложений для принятия мер по их предупреждению; обеспечить определение эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов; обеспечить определение целесообразности проводимых процессов, процедур и операций; обеспечить оперативное предоставление объективной информации о состоянии деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов.

Реализация задач данного направления предполагает осуществление следующих мероприятий:

- разработка и утверждение нормативноправовой базы осуществления внутреннего аудита;

- пилотное проведение внутреннего аудита в отдельных структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органах Федерального казначейства;

- доработка нормативно-правовой базы осуществления внутреннего аудита с учетом результатов пилотного проведения;

- разработка и утверждение методической базы осуществления внутреннего аудита;

- внедрение внутреннего аудита в деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов;

- корректировка нормативно-правовой и методической базы внутреннего аудита с учетом анализа накопленного опыта.

Для эффективного осуществления мероприятий в области регламентации деятельности, управления по результатам, управления казначейскими рисками, внутреннего контроля и аудита необходимо программное и техническое обеспечение, позволяющее увеличить мобильность и объективность, существенно уменьшить трудоза-

траты на осуществление мероприятий в рамках указанных направлений.

Целью мероприятий по данному направлению является автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.

В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:

- разработать и внедрить необходимое программное обеспечение по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;

- обеспечить проведение мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита современными техническими средствами;

- обеспечить возможность сбора соответствующих показателей и иной информации по каналам связи.

Реализация задач данного направления предполагает осуществление следующих мероприятий: разработка нового и доработка существующего программного обеспечения; обеспечение современными техническими средствами мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита; пилотное внедрение программного обеспечения; доработка программного обеспечения с учетом результатов испытаний и его внедрение.

Успешность развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе во многом зависит от поддержки руководством целей и задач системы внутреннего контроля и аудита. Необходимым фактором успешного развития системы внутреннего контроля и аудита также является заинтересованность в ней работников центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов, призванных обеспечить ее внедрение. Неподготовленность участников к существенной модернизации действующих принципов управления и осуществления контрольной деятельности может привести к замедлению процесса развития.

Таким образом, целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого информационного, кадрового, ресурсного и иного обеспечения развития системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.05.2010 г. № 86-ФЗ). URL: http: base. consultant.ru

2. Горшенина О. В. Внутреннего контроля и аудит: эффективный инструмент управления // Бюджет. 2010.

3. Демидов А. Ю. Финансовый контроль при казначейском исполнении федерального бюджета: учеб. пособие. Самара, 2005.

4. Каленюк Н. О. Проблемы и перспективы ведомственного контроля в органах Федерального казначейства // Бюджет. 2010.

5. Кекеев А. А. Осуществление финансового контроля в органах Федерального казначейства на современном этапе // Бюджет. 2010.

6. Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в федеральном казначействе в 200б-2011 годах (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1). URL: http: roskazna.ru

7. Куджаев А. А. Казначейский контроль и некоторые вопросы повышения бюджетной дисциплины // Бюджет. 2010.

8. Михеев В. В. внедрение механизмов внутреннего контроля в государственном секторе // Бюджет. 2010.

9. Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля: приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 14бн. URL: http: base.consultant.ru

10. Положение о Федеральном Казначействе в РФ: утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. от 15.06.2010 № 438). URL: http: base.consultant.ru

11. Радюкова Я. Ю., Степичева О. А. Совершенствование инструментария регулирования экономической политики в теневых секторах РФ // Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем. Тамбов, 2008.

12. URL: http:base.garant.ru

* * *

TREASURY CONTROL: PROBLEMS AND PROSPECTS

A. Yu. Fyodorova, O. A. Stepicheva

In this article the main attention is given to the main problems and the directions of internal control system development and audit in federal treasury. The essence of treasury control and its main types are considered.

Key words: treasury, control, authority control, audit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.