Научная статья на тему 'Совершенствование устных повествовательных высказываний учащихся в начальной школе как методическая проблема'

Совершенствование устных повествовательных высказываний учащихся в начальной школе как методическая проблема Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
584
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ / IMPROVEMENT OF ORAL NARRATIVE UTTERANCES / КРИТЕРИИ ЭСТЕТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ / CRITERIA OF ORAL SPEECH AESTHETICS / РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / SPEECH EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лихошерст Ю.В.

B статье актуализирована задача создания устных повествовательных высказываний младших школьников и названы критерии совершенствования эстетической стороны речи. B результате проведенных диагностических срезов по определению уровня умений учащихся пересказывать повествовательные тексты установлены позиции и намечены методические пути, необходимые для улучшения устных высказываний учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лихошерст Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование устных повествовательных высказываний учащихся в начальной школе как методическая проблема»

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова Е. А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. - 1996. - № 4. -С.39-43.

2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

3. Матвеева Е. Н. Коммуникативно обусловленное эстетическое значение слова в поэзии: Авто-реф. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.

4. Балли Ш. Французская стилистика. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1961.

5. Покровский М. М. Избранные сочинения по языкознанию. - М., 1959.

6. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М., 1988. - С. 173-204.

7. Куликова И. С. Эстетическое значение слова и контекст // Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи». - Л., 1979. - С. 73-78.

8. Колодкина Е. Н. Специфика психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоциональности в значении существительных // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. - Калинин, 1986.- С. 46-50.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

IMPROVING ORAL NARRATIVE UTTERANCES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS AS A TEACHING PROBLEM

Ю. В. Лихошерст

В статье актуализирована задача создания устных повествовательных высказываний младших школьников и названы критерии совершенствования эстетической стороны речи. В результате проведенных диагностических срезов по определению уровня умений учащихся пересказывать повествовательные тексты установлены позиции и намечены методические пути, необходимые для улучшения устных высказываний учащихся.

U. V. Likhosherst

The article shows the importance of the task of creating oral narrative utterances by primary school pupils and names the criteria of improving the aesthetic aspect of speech. As a result of the diagnostic tests on defining the level of the pupils' skills to retell the narrative texts the author defines the positions and methods necessary to improve the pupils' oral speech.

Ключевые слова: совершенствование повествовательных высказываний, критерии эстетики устной речи, речевые упражнения.

Keywords: improvement of oral narrative utterances, criteria of oral speech aesthetics, speech exercises.

Проблема речевого развития учащихся традиционно рассматривается в методике преподавания русского языка как одна из важнейших. К вопросу о необходимости формирования у детей речевых умений и навыков обращались отечественные методисты Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, И. И. Срезневский, В. П. Острогорский, В. П. Шереметевский, В. И. Чернышев, А. М. Пеш-ковский, П. О. Афанасьев, Н. С. Державин, Е. И. Тихеева, А. В. Миртов, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, а также на современном этапе - ученые-методисты: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Е. В. Архипова, О. В. Сосновская, Г. И. Банщикова, Г. С. Щеголева и др.

В теории речи выделяют две формы речи - устную и письменную, которые являются объектом обучения в на-

чальной и средней школе [1; 2]. В последние годы усилилось внимание к вопросам обучения учащихся начальной школы устной монологической речи, о чем свидетельствуют диссертационные исследования: И. А. Бубуновой, И. А. Васютиной, В. Е. Елисеевой, А. А. Захаровой, В. И. Казаковой, О. Н. Ситниковой и др.

На начальном этапе обучения русскому языку и литературному чтению немаловажное значение приобретает формирование у младших школьников монологической речи, так как от уровня ее сформированное™ зависит целый комплекс умений создавать связное высказывание в письменной и устной форме [3]. По существу, школа ставит целью обучение детей умениям монологической речи, поскольку монологиче-

ской речью во всех ее разновидностях и типах ребенок не владеет до школы.

Однако наряду с задачей овладения умениями монологической речью требует решения и такая задача, как совершенствование устных монологических высказываний детей.

В начальной школе обучение монологической речи происходит при работе над функционально-смысловыми типами текста: описанием, повествованием, рассуждением. Отметим, что повествование - самый подвижный, динамичный и наиболее доступный для создания учащимися тип текста, реализуемый в жанре рассказа разных видов (на основе услышанного, увиденного, по воображению, на основе прочитанного и т. д.) [4]. Поэтому по традиции в начальной школе рекомендуется начинать обучение монологическим высказываниям с повествовательных.

В работах Г. Я. Солганика выделяют следующие типы повествования: 1) объективированное, нейтральное; 2) субъективное, пронизанное авторскими линиями; 3) сообщение [5, с. 143-144]. Следовательно, в текстах повествования может быть содержательно-фактуальная и эстетическая информация, последняя отражает оценочно-эмоциональный, нравственный план. Наличие эстетической информации связано с демонстрацией авторской позиции, с его намерением вызвать эстетические чувства у слушателя или читателя, с авторским выбором языковых средств. К лексическим средствам выражения в повествовании относят: 1) обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия и обозначения самих действий [6, с. 143]; 2) слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и т. п.) [3, с. 70]. С морфологической стороны повествовательные тексты характеризуются доминирующей ролью глагола со значениями возникновения и мгновенности действия. Для синтаксиса характерны использование союзов, прямой порядок слов и цепной вид связи [7, с. 185].

Какие же устные повествовательные высказывания можно считать эстетически идеальными или совершенными? На наш взгляд, такую речь характеризуют следующие критерии.

Первый критерий - требование содержательности, смыслового соответствия требованиям к повествованию. Второй критерий - логичность, последовательность изложения и структурная четкость построения речи. Речь только тогда воздействует на читателя или слушателя с нужной силой, когда она выразительна и эмоциональна. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме, поэтому соответствие литературным нормам определяем как третий критерий. Выразительность и эмоциональность речи - это четвертый критерий совершенной речи.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение говорить выразительно и эмоционально, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и

пр. В определении критериев совершенной устной речи, следовательно, необходимо учитывать критерий восприятия эстетических черт звучащей речи: тембр, темп, громкость, сила и т. п. Исходя из этих критериев складываются требования к редактированию несовершенных текстов и определение ошибок и нарушений в построении повествовательных высказываний.

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» в разделе «Содержательная линия "Развитие речи" отражены те умения, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы в части устной монологической речи, а именно: составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); подробно или выборочно пересказывать текст [8, с. 31].

Таким образом, учащихся с первого года обучения в школе на уроках русского языка необходимо обучать умениям создавать подробные и выборочные повествовательные высказывания на основе исходного, сравнивать свой текст с исходным, составлять собственные устные рассказы. Для того чтобы определить уровень сформированное™ у детей умения создавать повествовательное высказывание на основе исходного текста, был проведен эксперимент в первом классе МОУ «СОШ № 25» г. Оренбурга.

Для пересказа были предложены следующие тексты, объем которых соответствует требованиям, предъявляемым в 1-м классе. Устные пересказы детей записывались на диктофон, а потом расшифровывались.

Кролики

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане.

Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих питомцев.

Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой. (31 слово.) (По П. О. Афанасьеву и др. «Сборник статей для изложений в начальной школе».)

Цыплята и капуста

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.

Вдруг она видит, идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.

Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц. Быстро очистили цыплята капусту от гусениц. (41 слово.) (ПоВ. Чаплиной.)

Представим образцы детских текстов, размеченные паузами, временем пауз.

1. Сережа (2 сек) / в подарок/подарили // (2 сек) Зимой кролики (3 сек) /жили в темной комнате // (1 сек) Скоро вывелись крольчата //(4 сек) Мальчик кормил их овощами (3 сек) / и морковкой //(Даша С., 7лет).

2. В огороде (5 сек) /э-э-м-э (2 сек) / на капусту напали э-э (2 сек) / червячки //Мама цыплята (2 сек) /э-э (2 сек) /

посадила их в банку (2 сек) а-э Валик (4 сек) / э-э-э-э цыплят (3 сек) /э-э в корзине (2 сек) /э-э поставила их на грядку // Мама цыпленка (2 сек) / открыла банку (2 сек) / они их ели... //(КостяК., 7лет).

Данные высказывания первоклассников отражают серьезные затруднения учащихся во владении синтаксическими и интонационными умениями, необходимыми для оформления устного связного повествовательного высказывания, заметно использование длительных пауз. Дети называют лишь то, что запомнилось, не объединяя единой темой и основной мыслью, в повествовательных высказываниях не используются интонационные средства выразительности. На основе представленных повествовательных высказываний первоклассников сделаем вывод о том, что первоклассники испытывают трудности при построении повествовательных текстов.

Исходя из этого, считаем, что учителю начальных классов на уроках русского языка прежде всего следует организовать работу над следующими позициями: 1) предложение выражает законченную мысль; 2) предложение состоит из смысловых отрезков; 3) слова в предложении связаны по смыслу; 4) предложение нужно произносить с разной интонацией в разном темпе; 5) в предложении сила голоса может повышаться и понижаться; 7) между смысловыми отрезками существуют короткие паузы, между предложениями - длинные; 8) в предложении в устной речи, помимо коротких и длинных пауз, существуют «лишние» паузы, которых следует избегать.

Работа над такими позициями в начальных классах должна строиться на практическом уровне, в процессе выполнения специальных упражнений.

На основе новых представлений у школьников формируется базовое коммуникативно-речевое умение создавать устный текст-повествование, включающее содержательную и операциональную стороны. Содержательную сторону составляет система понятий о тексте, его структуре и коммуникативной направленности, типах текста, жанрах речи, просодике и интонации, ее компонентах, паузах и др.

Операциональную сторону обеспечивают следующие речевые упражнения:

- составление устного повествовательного текста на тему (о любимом животном, предмете, о родных и близких людях и т. п.), по воспоминаниям, по воображению, по пословице, афоризму, по ассоциации со словом;

- составление устного повествовательного текста по сюжетным картинкам, по первому предложению, по опорным словам;

- составление устного текста-повествования на основе исходного, то есть устный пересказ;

- сравнение своего текста с текстом-оригиналом;

- составление устного отзыва об услышанном пересказе;

- упражнения-импровизации с элементами драматизации: составление театрального монолога от имени разных действующих лиц - сказочных персонажей, животных, неодушевленных предметов и др.

После выполнения упражнений предполагается работа по редактированию созданных учащимися устных текстов, которая направлена на формирование умения совершенствовать эстетические качества повествовательного высказывания. Эти упражнения, во-первых, на оценку эстетики высказывания: оценка словесного богатства (разнообразия), выразительности звучащего текста, точности словоупотребления, во-вторых, на редактирование устных качеств высказывания: корректировка выбора интонации, темпа, громкости произношения, важных по смыслу слов, наличия или отсутствия пауз, проявления эмоциональности в изложении. Упражнения уместны на уроках подготовки к изложению и уроках анализа детских работ.

Результатом такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения совершенствовать связное повествовательное высказывание с младшими школьниками является их способность осознанно строить свои высказывания и выражать авторскую мысль, последовательно развертывая ее, уместно использовать выразительные средства речи и ее интонационные возможности и, наконец, испытывать потребность к повторному обращению к тексту с целью совершенствования эстетики устных повествований.

список источников и литературы

1. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.

2. Политова И. И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М., 1984.

3. Бубнова И. А. Обучение устной монологической речи младших школьников: Автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009.

4. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие. - М., 1998.

5. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М., 1997.

6. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 1998.

7. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. -М., 1994.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 2-е изд., пере-раб. - М., 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.