Научная статья на тему 'Совершенствование управления вузом на основе информационных технологий'

Совершенствование управления вузом на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / инновации / познавательный процесс / предметно-информационная среда / педагогические технологии. / strategic management / innovation / learning process / subjectinformation environment / educational technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н.

В статье рассматриваются направления развитияуправления вузом на основе информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the direction of university management based on information technology.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления вузом на основе информационных технологий»

Территория науки, 2013, № 2

что процесс управления предприятием, по сути, реализуется посредством целенаправленного воздействия на потоки информации. Другими словами, процесс управления предприятием осуществляется с помощью полученной информации. Но само ее получение связано с управлением процессами поступления, обработки и сбора. Следовательно, эффективное управление предприятием возможно на основе эффективного управления получением и движением достоверной информации, позволяющей принять решение, адекватное сложившейся ситуации.

Список литературы

1. Абасс К. Джауд Теоретические подходы к определению сущности механизма управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msnauka.com/10_NPE_20n/Ecommics/10_82399.doc.htm.

2. Ивахненков С.В. Теоретические аспекты применения информационных технологий на предприятиях [электронный ресурс].

3. Семенов, А. К. Основы менеджмента [Текст] / А. К. Семенов, В.И. Набоков - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -556 с.

4. Карданская, Н. Л. Основы принятия управленческих решений [Текст] /Н. Л Карданская. - М.: Русская деловая литература, 1998. - 288 с.

5. Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием [Гекст] / Н. С. Сачко, И. М. Бабук, В. И. Демидов; под ред. Н. С. Сачко, И. М. Бабука. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 272 с.

6. Борисенко, И. Л. Основы менеджмента [Текст]/ И. Л. Борисенко. - Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2003. - 100 с.

7. Мандрыкин, А. В. Информационные системы управления предприятием [Гекст] / А. В. Мандрыкин, А. В. Непышневский. - Воронеж: Изд-во В1 ТУ, 2000. - 54 с.

Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: стратегическое управление, инновации,

познавательный процесс, предметно-информационная среда, педагогические технологии.

Аннотация: в статье рассматриваются направления развития управления вузом на основе информационных технологий.

127

Территория науки, 2013, № 2

Keywords: strategic management, innovation, learning process, subject-information environment, educational technology.

Abstract: The article considers the direction of university management based on information technology.

В настоящее время происходят изменения в обществе и экономике, имеющие глобальный характер [1]. Таковыми являются: последствия мирового экономического кризиса, сокращение финансирования образования со стороны государства, жесткая конкуренция на региональном, национальном и мировом рынках образовательных услуг, повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований, потеря университетами бывшей стабильности, конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний, особенности в области содержания и технологии образования. Наряду с этим российские вузы сталкиваются с высокой скоростью изменения внешней среды. Все это делает необходимым разработку более эффективных методов управления вузами, действующих в рыночных условиях. В связи с этим все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом. В условиях жесткой конкурентной борьбы стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания организации [2].

Стратегическое управление вузом должно быть ориентировано на введение инноваций, поскольку они являются основным вектором развития современной экономики и составляют основу деятельности не только высокотехнологичных и наукоемких отраслей, но, в том числе, и системы образования, уровень которой наряду с инновационной системой страны является показателем ее конкурентоспособности на мировом рынке. Ориентация на инновации является единственным способом реагировать на высокую скорость изменений, которые требуют от организаций постоянного генерирования новых управленческих и иных решений. Для организаций высшего профессионального образования данная проблема является наиболее актуальной, поскольку они являются источниками кадров для современной экономики, ориентированной на инновационный путь развития. Чтобы выполнять свое предназначение и оставаться конкурентоспособными в условиях снижения бюджетного финансирования, вузы должны обладать высоким адаптационным потенциалом, который позволил бы им развиваться в условиях изменяющейся внешней среды [3].

В настоящее время практически все развитые страны мира

128

Территория науки, 2013, № 2

осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией;

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях [4].

Для этого необходимы: возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, возможность широкого общения со сверстниками из других вузов своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своего вуза, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. Решение этих задач требует комплексных усилий не только вуза, но и всего общества. Нужна новая парадигма образования: студент - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - преподаватель, присущая всем видам образования, всем образовательным системам. Только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые

информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Таким образом, прежде всего важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: обучение в сотрудничестве, метод проектов,

129

Территория науки, 2013, № 2

индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности [5].

Переход от индустриального к информационному обществу с широким проникновением информационных технологий во все сферы практической деятельности открывает, помимо всего прочего, новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера: расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности студентов, привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок, развитие познавательных способностей, интегрированное обучение предмету, развитие мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций).

На этапе усвоения новых знаний проведение занятий с использованием информационных технологий является мощным стимулом в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия. Визуальное представление определений, формул, качественных чертежей, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение студентами новых знаний и умений [4].

На этапе закрепления учащимися новых знаний и способов действий студенты поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Такая деятельность

130

Территория науки, 2013, № 2

позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

На этапе всесторонней проверки ЗУН (знаний, умений и навыков) рекомендуется тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Для обобщения и систематизации знаний можно предложить студентам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или учебные веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационнокоммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед студентами группы, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.

Таким образом, компьютер в качестве электронного ассистента, обладая специфическими функциональными возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, может стать мощным средством для стpуктуpиpования и систематизация математических и физических знаний и умений, для формирования миpовоззpения и развития интеллекта студента, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Гапонова С.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе разработки и внедрения информационной системы предприятия [Текст]: монография / С.Н. Гапонова, Е.Ю. Давыдова. - Воронеж, 2008. - 114 с.

2. Коновалов Л.В. Совершенствование стратегического управления вузом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econference.ru/blog/confD5/ 150.html.

3. Ассорина Г.Ю. Совершенствование системы управления вузом с учетом инновационной стратегической составляющей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econference.ru/blog/conf06/247.html.

131

Территория науки, 2013, № 2

4. Леденев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_artide& article_id=5087.

5. Немыкина Т.И. Информационные технологии в образовательном

процессе [Электронный ресурс] / Т.И. Немыкина, М.А. Павлова, А.С. Ярославцев. - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?

section=content&op=show_article&article_id=5077.

Иванов В. Н., Бобро И. Ю.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ERP-СИСТЕМ

Воронежский экономико-правовой институт, г.Россошь

Ключевые слова: ERP-системы, автоматизированные системы управления, бизнес-процессы.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы использования ERP-систем в промышленности.

Keywords: ERP-systems, management information systems, business processes.

Abstract: This article deals with the problems and prospects of ERP-systems in the industry.

По мере структурирования промышленных компаний все более популярными становятся современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности, так называемые, ERP-системы (от Enterprise resources planning - Управление ресурсами предприятия).

ERP-системы - набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий -планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

ERP-системы имеют следующие характеристики: это готовое ПО, разработанное для среды клиент-сервер, как традиционной, так и базирующейся на интернет-технологиях. Эти системы интегрируют большинство бизнес-процессов; они обрабатывают большую часть деловых операций организации; обеспечивают доступ к данным в режиме реального времени: в некоторых случаях данные системы

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.