Научная статья на тему 'Совершенствование управления учебным процессом по физической культуре в вузе'

Совершенствование управления учебным процессом по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / РЕКОМЕНДАЦИИ / STUDENTS / DEVELOPMENT / EDUCATION / MANAGEMENT / PHYSICAL EDUCATION / EXERCISE / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина И.Ф.

В статье рассматривается совершенствование управления учебным процессом при помощи средств физической культуры. Изучены физические и функциональные особенности студентов, квалификационная характеристика. Разработаны индивидуальные рекомендации, содержащие комплексы упражнений, направленные на коррекцию фигуры, исправление дефектов осанки, развитие функциональных показателей и двигательных качеств. На основе исчерпывающей объективной и своевременной информации о состоянии студентов, позволило эффективно управлять учебным процессом по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинина И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE TEACHING PROCESS IN PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES

The article is improving the management of the educational process by means of physical culture. Studied the physical and functional characteristics of students, the qualifying characteristic. Developed individual recommendations containing complexes of exercises designed to improve your figure, correcting posture, performance development and motor skills. On the basis of comprehensive objective and timely information on the status of students allowed to effectively manage the educational process on physical culture.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления учебным процессом по физической культуре в вузе»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ

ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Калинина И. Ф.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Московской области «Технологический университет», г. Королев МО, Россия

В статье рассматривается совершенствование управления учебным процессом при помощи средств физической культуры. Изучены физические и функциональные особенности студентов, квалификационная характеристика. Разработаны индивидуальные рекомендации, содержащие комплексы упражнений, направленные на коррекцию фигуры, исправление дефектов осанки, развитие функциональных показателей и двигательных качеств. На основе исчерпывающей объективной и своевременной информации о состоянии студентов, позволило эффективно управлять учебным процессом по физической культуре.

Ключевые слова: студенты; развитие; образование; управление; физическая культура; комплексы упражнений; рекомендации.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE TEACHING

PROCESS IN PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES

Kalinina L.F.

State Educational Institution of Higher Education Moscow Region «University of technology», Korolev, Moscow region, Russia

The article is improving the management of the educational process by means ofphysical culture. Studied the physical and functional characteristics of students, the qualifying characteristic. Developed individual recommendations containing complexes of exercises designed

to improve your figure, correcting posture, performance development and motor skills. On the basis of comprehensive objective and timely information on the status of students allowed to ejfectively manage the educationalprocess on physical culture.

Keywords: students; development; education; management; physical education; exercise; recommendations.

Эффективность управления учебным процессом по физической культуре определяется наличием исчерпывающей объективной и своевременной информации о состоянии студентов [1, с. 247]. Все это требует создания хорошей научной базы, которая бы могла более эффективно и грамотно использовать популярное среди населения средство физического воспитания для повышения уровня физической подготовленности, работоспособности в любом виде деятельности [2, с. 79].

Актуальность данного исследования обусловлена особой значимостью физических качеств, от состояния которых зависит будущая профессиональная деятельность студенческой молодежи [3, с. 167]. Необходимость совершенствования методики физического воспитания студентов в условиях гипокинезии и гиподинамии, приводящих к снижению функционального состояния организма, в том числе и мышечной системы, представляется весьма актуальной для достижения гармоничного физического развития студенческой молодежи [4, с. 64].

В качестве критериев оценки были выбраны основные конституциональные характеристики: длина, масса, осанка, крепость и пропорции тела студента. В обследовании участвовали 127 студентов 4 групп первого курса.

По внешним признакам физического развития был определен тип сложения студента. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также развитие костной, жировой и мышечной тканей. Особенности телосложения и физического развития человека в значительной мере зависит от его конституции (совокупности функциональных и морфологи-

ческих особенностей организма). Результаты в процентах от общего числа обследованных представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Тип сложения Девушки Юноши Общие средние данные

Астенический 8,4 40 21,2

Нормостенический 7,9 55 63,8

Гиперстенический 12,6 5 15

Полученные данные о телосложении студентов были использованы при определении объема нагрузки и ее направленности в учебных группах, обязательном применении упражнений из атлетической гимнастики или шейпинга.

Для общего представления о физическом развитии студентов было проведено измерение длины тела при помощи ростомера перед занятиями и определение веса; взвешивание студента проводилось на электронных весах. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели Девушки Средний показатель Юноши Средний показатель

Длина тела (см) 158-179 167,6 172-190 178,8

Масса тела (кг) 48-79 58,9 57,5-81 62,4

Далее по известной формуле был определен индекс пропорциональности (ИП).

где Ц - дойна тела стоя, см, Ь2 - в положении сидя.

У девушек средний ИП = 25,8 (от 23 до 36), у юношей ИП = 38,3 (от 31,1 до 38,6).

Индекс крепости телосложения (ИК) рассчитывался по формуле: ИК=рост (см) - [вес (кг) + окружность грудной клетки на выдохе (см)].

У девушек средний ИК = 26 (от 11,5 до 44), у юношей ИК = 35 (от 10 до 55,5). Результаты представлены в таблице 3.

Студенты со значительным превышением веса не учитывались, т.к. показатель индекса крепости у них оказался высоким в результате ожирения, а не развитием мускулатуры.

Таблица 3.

Телосложение Девушки Юноши

Крепкое - -

Хорошее 7,7 23

Среднее % 11,5 28

Слабое 29 27,4

Очень слабое 51,8 21,6

Формы стоп студентов определялась посредством отпечатка их подошв. Нормальная форма стоп у 73,9% обследованных студентов (девушек и юношей). Уплощенные стопы имеют 23,1% студентов и у 3% - полые стопы. Плоскостопие является проявлением чрезмерной физической нагрузки, следствием перегрузки мышц, связок и костей. Чаще всего, вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени. Поэтому на практических занятиях делался акцент на специальную гимнастику для стоп и на упражнения, укрепляющие мышцы и связки стоп. Нарушения осанки часто сочетается с плоскостопием, т.к. то и другое обусловлено слабостью мышц.

Позвоночник является основой скелетной мускулатуры, мышечной и нервной систем. Правильная (нормальная) осанка - фундамент здорового позвоночника и важнейший показатель физического развития человека. Она формируется в раннем детстве и должна сохраняться на всю жизнь [5, с. 31].

Правильная осанка определяется воображаемой вертикальной линией, на которой расположен центр тяжести человеческого тела и которая проходит через центральную нервную вершину головы и пересекает линии, соединяющие уши и суставы плеч, бедер, коленей и лодыжек. Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи - прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут шубоко внутрь. В этом положении спина сохраняет свои естественные мягкие изгибы. В оценку правильности осанки студентов входило правильное расположение головы, плеч, позвоночника, бедер, лодыжек, шеи, верхней части спины, туловища, живота, поясницы. Давались три оценки: 10 - правильная осанка при пропорциональном физическом развитии тела студента, 5 - удовлетворительная оценка осанки, т.е. студент имеет отклоне-

ния, которые можно исправить благодаря физическим упражнениям и 0 - неудовлетворительная оценка осанки, требующая занятий корригирующей гимнастикой или лечебной физической культурой.

Итоговые результаты показывают, что 63% студентов имеют правильную (девушки - 54%, юноши - 72%) и 35% - удовлетворительную осанку (девушки - 44%, юноши — 26%).

Только 2% занимающимся студентам, необходима корригирующая гимнастика и прежде всего упражнения для укрепления «мышечного корсета» и на растягивание позвоночника во всех отделах.

Также было проведено измерение подвижности в плечевых суставах. Студенты поочередно сгибали руки в локтевом суставе и пальцами согнутой руки старались подтянуться как можно выше по линии лопаток, фиксировался конечный результат и сантиметровой лентой измерялось расстояние, которое являлось показателем подвижности в плечевом суставе. Результаты измерений представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Измерение подвижности в плечевых суставах Девушки Юноши

Одинаковая % 9,5 7,2

Различная 90,5 92,8

У девушек наблюдалось различие в подвижности плечевых суставов от 0,5 см до 7 см, у юношей от 0,5 см до 10 см, следовательно, необходимо в учебные занятия включить упражнения для развития одинаковой подвижности в суставах. Например, из исходного положения ноги на ширине плеч соединить руки за спиной; тоже, поменять руки.

В конце семестра определялась функциональная подготовленность студентов с помощью пробы Руфье и сравнивалась с оценками по результатам в беге на 2 км девушки и 3 км юноши в начале учебного года, которые представлены в таблице 5.

Судя по результатам пробы, можно отметить хорошее функциональное состояние девушек. Функциональное состояние юношей вызывает тревогу, особенно 14% студентов, имеющих сердечную недостаточность. Эта студенты были направлены для определения резерв-

ных возможностей функциональных систем их организма с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Сенсокард». Исследования на ПАК показало, что организм студентов находится в сильном напряжении и усталости, работоспособность у них очень низкая. Основной причиной является недостаточное время, отводимое на самостоятельные учебные занятия в течение семестра и в следствие этого перегруженность в конце его - т.е. отсутствие адаптации к обучению в высшем учебном заведении. Вследствие этого повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, сокращение времени на сон и т.п. Повторное обследование проводилось в юнце учебного семестра. Студентам предписано соблюдение режима труда и отдыха, сна, витаминизация, отмена нормативных требований для снижения физической нагрузки. При повторном обследование с помощью комплекса ПАК возможность функциональных систем организма и работоспособности повысились с 12% до 24% у девушек и у юношей с 7% до 18%.

Таблица 5.

Наименование Оценка Девушки, % Юноши, %

Атлетическое сердце 11,8 -

Проба Руфье Отлично 58,8 -

Хорошо 14,9 36

Удовлетворительно 14,6 50

Плохо (сердечная недостаточность) - 14

5 12 -

Бег 2 км девушки и 3 км юноши 4 11.4 13,6

3 26,6 -

2 17,6 10,6

1 5,8 20,7

0 26,6 55,1

Нарушение осанки ведет и к уменьшению жизненной емкости легких, что, в свою очередь, неблагоприятно отражается на функциях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению функциональных резервов организма [5, с. 32]. Оценка результатов в беге на 2 км у девушек и 3 км у юношей во многом прогнозируют функциональное состояние студентов в настоящее время.

В зависимости от оценки антропометрических и функциональных показателей, состояние осанки, развития двигательных качеств и уровня подвижности суставов, разработаны индивиду— 116 —

альные рекомендации, содержащие комплексы упражнений, направленные на коррекцию фигуры, исправление дефектов осанки, развитие функциональных показателей и двигательных качеств.

На основе проведенных исследований получена возможность более эффективного управлять учебным процессом. В дальнейшем предполагается осуществлять многоуровневый контроль за физическим состоянием студентов с последующим анализом результатов воздействия оздоровительной корректировки учебных занятий с учетом результатов объективных количественных показателей, основанных на продолжении измерений. Таким образом, процесс занятий со студентами становится более совершенным в управлении.

Список литературы

1. Бузмакова Т.И., Горбанева E.H., Кирилина H.A. Сбалансированное использование информационных технологий в условиях глоболи-зации // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2016. С. 246-251.

2. Кирилина Т.Ю. Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации II Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2013. №5 (97). С. 79-81.

3. Кирилина Т.Ю., Бузмакова Т.И. Духовность и нравственность российской молодежи в социологическом измерении // Социальная политика и социология. 2013. Т.1. №3(94). С. 169-183.

4. Кирилина Т.Ю., Омельницкая Н.В., Горбанева E.H., Кирилина H.A. Модели будущего и общественный идеал в сознании современной российской молодежи // В сборнике: Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2016. С. 62-72.

5. Татарова С.Ю. Уровень физической подготовленности и резервные возможности организма студентов // В сборнике: Актуальные проблемы развития современной науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.