Научная статья на тему 'Многоуровневый контроль физического состояния студентов в учебном процессе по физической культуре'

Многоуровневый контроль физического состояния студентов в учебном процессе по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСАНКА / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНДЕКС КРЕПОСТИ / ПОЗВОНОЧНИК / POSTURE / ANTHROPOMETRIC MEASUREMENT / FUNCTIONAL READINESS / THE INDEX OF THE FORTRESS / SPINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бумарскова Наталья Николаевна, Лазарева Елена Александровна, Никишкин Василий Александрович

В статье представлены результаты исследования антропометрических и функциональных показателей студентов: состояния осанки, развития двигательных качеств и уровня подвижности плечевых суставов для определения степени напряжения, усталости организма и их работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бумарскова Наталья Николаевна, Лазарева Елена Александровна, Никишкин Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL CONTROL OF STUDENTS'' PHYSICAL CONDITION IN EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION

The article presents the material of the research on anthropometric and functional parameters such as posture, development of motor skills and the level of mobility of the shoulder joints. This was made to determine the degree of the stress and fatigue of the student body and their working capacity.

Текст научной работы на тему «Многоуровневый контроль физического состояния студентов в учебном процессе по физической культуре»

УДК/UDC 378:796 Н. Н. Бумарскова, Е. А. Лазарева, В. А. Никишкин

N. Bumarskova, E. Lazareva, V. Nikishkin

МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

MULTI-LEVEL CONTROL OF STUDENTS' PHYSICAL CONDITION IN EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION

В статье представлены результаты исследования антропометрических и функциональных показателей студентов: состояния осанки, развития двигательных качеств и уровня подвижности плечевых суставов — для определения степени напряжения, усталости организма и их работоспособности.

The article presents the material of the research on anthropometric and functional parameters such as posture, development of motor skills and the level of mobility of the shoulder joints. This was made to determine the degree of the stress and fatigue of the student body and their working capacity.

Ключевые слова: осанка, антропометрическое измерение, функциональная подготовленность, индекс крепости, позвоночник.

Keywords: posture, anthropometric measurement, functional readiness, the index of the fortress, the spine.

Сегодня в век стремительного развития информационного потока, обрушивающегося на человека, особенно остро стоит проблема формирования личности. Основой российского общества могут быть очень способные, глубоко образованные кадры с верой в свое дело и силы, с любовью к своей Родине и стремлением к прогрессу. Важной задачей государственных и общественных структур российского общества является забота о здоровье молодежи.

Эффективность управления учебным процессом по физической культуре определяется наличием исчерпывающей объективной и своевременной информации о физическом состоянии студентов. Мы выбрали основные конституциональные характеристики: длину, массу, осанку, крепость и пропорции тела студента. В обследовании участвовали 127 студентов 4 групп первого курса методического отделения по волейболу.

По внешним признакам физического развития мы определили тип сложения студентов. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также развитие костной, жировой и мышечной тканей. Особенности телосложения и физического развития человека в значительной мере зависят от его конституции (совокупности функциональных и морфологических особенностей организма). Результаты представлены в процентах от общего числа испытуемых (табл. 1) [3].

Таблица 1

Функциональные и морфологические особенности физического развития студентов ( %)

Тип сложения Девушки Юноши Общие средние данные

Астенический 8,4 40 21,2

Нормостенический 79 55 63,8

Гиперстенический 12,6 5 15

Полученные данные о телосложении студентов будут использованы при определении объема нагрузки и ее направленности в учебных группах, обязательном применении упражнений из атлетической гимнастики или шейпинга.

Для общего представления о физическом развитии студентов мы провели измерение длины тела при помощи ростомера перед занятиями и определение веса; взвешивание студента проводилось на рычажных весах. Результаты представлены в таблице 2 [4].

У двух студентов отделения отмечено значительное превышение веса тела: девушка при длине тела 163 см имеет вес 93,5 кг, юноша 104 кг при росте 180 см.

Таблица 2

Длина и масса тела студентов перед занятиями (см)

Показатель Девушки Средний показатель Юноши Средний показатель

Длина тела (см) 158-179 167,6 172-190 178,8

Масса тела (кг) 48-79 58,9 57,5-81 62,4

Далее по известной формуле 1.2

где И — длина тела стоя, И2 — в положении сидя, определили индекс пропорциональности (ИП).

У девушек средний ИП = 25,8 (от 23 до 36), у юношей ИП = 38,3 (от 31! до 38,6).

Индекс крепости телосложения (ИК) рассчитывался по формуле:

ИК = рост (см) — [вес (кг) + окружность грудной клетки на выдохе (см)].

У девушек средний ИК = 26 (от 11,5 до 44), у юношей ИК = 35 (10 до 55,5). Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Типы телосложения у студентов ( %)

Телосложение Девушки Юноши

Крепкое - -

Хорошее 7,7 23

Среднее 11,5 28

Слабое 29 27,4

Очень слабое 51,8 21,6

Студентов со значительным превышением массы тела мы не учитывали, так как показатель индекса крепости у них оказался высоким в результате ожирения, а не развития мускулатуры.

Форма стоп студентов определялась посредством отпечатка их подошв. Нормальная форма стоп наблюдалась у 73,9 % студентов (девушек и юношей), уплощенные стопы — 23! %, полые стопы — 3 %. Плоскостопие является проявлением чрезмерной физической нагрузки, следствием перегрузки мышц, связок и костей, чаще всего вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы

и голени. Поэтому на практических занятиях мы будем делать акцент на специальную гимнастику для стоп и на упражнения, укрепляющие мышцы и связки стоп. Нарушения осанки часто сочетается с плоскостопием, так как и то и другое обусловлено слабостью мышц.

Позвоночник является основой скелетной, мышечной и нервной систем. Правильная (нормальная) осанка — фундамент здорового позвоночника и важнейший показатель физического развития человека. Она формируется в раннем детстве и должна сохраняться всю жизнь.

Правильная осанка определяется воображаемой вертикальной линией, на которой расположен центр тяжести человеческого тела, и которая проходит через центральную нервную вершину головы и пересекает линии, соединяющие уши и суставы плеч, бедер, коленей и лодыжек. Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи — прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. В этом положении спина сохраняет свои естественные мягкие изгибы. В оценку правильности осанки студентов отделения волейбола входило правильное расположение головы, плеч, позвоночника, бедер, лодыжек, шеи, верхней части спины, туловища, живота, поясницы. Давались три оценки: 10 — правильная осанка при пропорциональном физическом развитии тела студента, 5 — удовлетворительная оценка осанки, то есть студент имеет отклонения, которые можно исправить благодаря физическим упражнениям, и 0 — неудовлетворительная оценка осанки, требующая занятий корригирующей гимнастикой или лечебной физической культурой.

Итоговые результаты показывают, что 63 % студентов имеют правильную (девушки — 54 %, юноши — 72 %) и 35 % — удовлетворительную осанку (девушки — 44 %, юноши — 26 %).

Только 2 % студентов, занимающихся в отделении, необходимы корригирующая гимнастика и прежде всего упражнения для укреп-

ления мышечного корсета и на растягивание позвоночника во всех отделах.

Также было проведено измерение подвижности плечевых суставов студентов, на которые на занятиях по волейболу приходится наибольшая амплитуда движений. Студенты поочередно сгибали руки в локтевом суставе и пальцами согнутой руки старались дотянуться как можно выше по линии лопаток, фиксировался конечный результат и сантиметровой лентой измерялось расстояние — показатель подвижности плечевого сустава. Результаты измерений представлены в таблице 4. У девушек наблюдалось различие в подвижности плечевых суставов от 0,5 до 7 см, у юношей — от 0,5 до 10 см.

Следовательно, необходимо в учебные занятия включать упражнения для развития одинаковой подвижности суставов. Например, из исходного положения ноги на ширине плеч соединить руки за спиной; то же с заменой руки. Особое внимание следует обращать на развитие подвижности плечевого сустава нерабочей руки [1].

Таблица 4

Показатели подвижности плечевых суставов у студентов ( %)

В конце семестра мы определили функциональную подготовленность студентов с помощью пробы Руфье и сравнили их с результатами в беге на 2,3 км в начале учебного года (табл. 5).

По результатам пробы можно отметить хорошую функциональную подготовленность девушек отделения. Функциональное состояние юношей вызывает тревогу: 14 % студентов имеют сердечную недостаточность. Эти студенты были направлены для определения резервных возможностей функциональных систем их организма с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Сенсокард» [3].

Комплексные исследования показали, что организм студентов находится в сильном напряжении и усталости, их работоспособность очень низкая. Основной причиной является недостаток времени, отводимого на самостоятельные учебные занятия в течение семестра, и вследствие этого перегруженность в конце, то есть отсутствие адаптации к обучению в высшем учебном заведении. Отсюда вытекают и повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, и сокращение времени на сон, и т. п. Повторное обследование назначено на последнюю неделю декабря. Студентам предписаны соблюдение режима труда и отдыха, сна, витаминизация, отмена нормативных требований для снижения физической нагрузки.

Нарушения осанки ведут и к уменьшению жизненной емкости легких, что в свою очередь неблагоприятно отражается на функциях сер-

Измерение подвижности плечевых суставов Девушки Юноши

Одинаковая 9,5 7,2

Различная 90,5 92,8

Таблица 5

Функциональная подготовленность студентов

Наименование Оценка Девушки ( %) Юноши ( %)

Проба Руфье Атлетическое сердце 11,8 —

Отлично 58,8 —

Хорошо 14,9 36

Удовлетворительно 14,6 50

Плохо (сердечная недостаточность) — 14

Бег 2,3 км 5 12 —

4 11,4 13,6

3 26,6 —

2 17,6 10,6

1 5,8 20,7

0 26,6 55,1

дечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению функциональных резервов. Оценка результатов в беге на 2,3 км (сентябрь) во многом прогнозирует функциональное состояние студентов в настоящее время [2].

В зависимости от оценки антропометрических и функциональных показателей, состояния осанки, развития двигательных качеств и уровня подвижности плечевых суставов нами разработаны индивидуальные рекомендации, содержащие комплексы упражнений, направленные на коррекцию фигуры, исправление дефектов осанки, развитие функциональных показателей и двигательных качеств.

Таким образом, мы получили возможность более эффективно управлять учебным процессом в методическом отделении волейбола. В дальнейшем мы предполагаем осуществлять многоуровневый контроль за физическим состоянием студентов отделения с последующим анализом результатов воздействия оздоровительной корректировки учебных занятий с учетом результатов объективных количественных

показателей, основанных на продолжении измерений. Это ведет к тому, что управление процессом занятий со студентами становится более совершенным.

1. Бумарскова Н. Н., Селюкова Е. А. Сравнительная оценка гибкости студенток 1-4 курсов // Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов : сб. материалов науч.-практ. конф., посвященной 90-летию образования МИСИ МГСУ. - М., 2001. - Вып. 4. - С. 68.

2. Крылова Л. М., Никишкин В. А. Использование информационно-диагностических систем в учебном процессе по физической культуре МГСУ // Материалы 1-й межвуз. науч.-техн. конф. Санкт-Петербургского морского технического университета по физическому воспитанию студентов. - СПб., 2013. - С. 53.

3. Лазарева Е. А. Совершенствование управления учебным процессом // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : сб. науч.-метод. материалов конф. кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. - М., 2009. - С. 29.

4. Профессиональная психофизическая подготовка студентов строительных вузов : учеб. пособие / В. А. Никиш-кин, Л. М. Крылова, Е. А. Лазарева, В. С. Гарник. - М. : МГСУ, 2015. - 326 с.

УДК/UDC 378:336.02 И. А. Кудряшова, И. Н. Остапенко,

Н. А. Кудрявцева

I. Kudryashova, I. Ostapenko, N. Kudryavtseva

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATIVE APPROACHES TO ENHANCING FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

В статье представлены инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования и основные направления формирования финансовой грамотности у молодежи на примере Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».

The article presents innovative approaches to the development of financial and economic education and the main directions of formation of the financial literacy of youth on the example of Kemerovo Branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Ключевые слова: «финансомика», финансово-экономическое образование, финансовая

грамотность, практикоориентированность обучения, региональная экономика.

Keywords: "financomics", financial education, financial literacy, practical orientation training, regional economy.

Вопросам подготовки будущих финансистов в Кузбассе уделяется первостепенное значение. И это не случайно, ведь современная модель развития экономики в большинстве ведущих стран отождествляется с таким понятием, как «финансомика» (финансовая экономика), и связана, главным образом, с возрастанием до гигантских объемов сделок на финансовом рынке, разнообразием приме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.