Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов специальной Ме дицинской группы на основе методики пилатес'

Физическое воспитание студентов специальной Ме дицинской группы на основе методики пилатес Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПИЛАТЕС / МОНИТОРИНГ / СОДЕРЖАНИЕ ПИЛАТЕСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL CULTURE / PILATES / MONITORING / MAINTENANCE PILATES IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович, Бодров Игорь Михайлович, Макаренкова Татьяна Ивановна, Крылова Галина Сергеевна

Разработана программа по физической культуре на основе пилатеса для студентов специальной медицинской группы и предложена система мониторинга. Представлены результаты педагогического эксперимента по применению программы в учебном процессе студентов специальной медицинской группы, подтверждающие ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович, Бодров Игорь Михайлович, Макаренкова Татьяна Ивановна, Крылова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS BASED ON THE METHOD PILA TES

A program on physical culture based on Pilates for students of a special medical group was developed and a monitoring system was proposed. The results of a pedagogical experiment on the application of the program in the educational process of students of a special medical group, confirming its effectiveness are presented.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов специальной Ме дицинской группы на основе методики пилатес»

Vozisova Maria Alexandrovna, senior lecturer, aspirant, vozisova.mariya@mail.ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,

Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,

Buyanova Tatiana Vladimirovna, senior lecturer, buyanova tvamail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,

Zaitsev Valery Anatolyevich, senior lecturer, vzaitsev55@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova

УДК 796.41

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПИЛАТЕС

Д.М. Гаджиев, И.М. Бодров, Т.И. Макаренкова, Г.С. Крылова

Разработана программа по физической культуре на основе пилатеса для студентов специальной медицинской группы и предложена система мониторинга. Представлены результаты педагогического эксперимента по применению программы в учебном процессе студентов специальной медицинской группы, подтверждающие ее эффективность.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическая культура, пилатес, мониторинг, содержание пилатеса в учебном процессе.

Вопросы физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, на сегодняшний день, безусловно, являются актуальными, так как с каждым годом увеличивается их количество. В настоящее время к специальной медицинской группе, по разным данным, относится 25-45 % студентов, кроме того, 10-15 % являются полностью освобождёнными от практических занятий по физической культуре [6, 7]. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что снижается двигательная активность студентов, увеличивается нервно-психическое напряжение, недостаточно число физкультурно -оздоровительных занятий в урочной и внеурочной форме, отвечающих интересам студентов, выявлен недостаток фитнес-программ комбинированной и лечебно-оздоровительной направленности, таких как пилатес и аквааэробика, узкопрофильная атлетическая гимнастика, фитнес-йога и плавание, фитнес-класс при сколиозах, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и зрения [2, 3, 5].

Поэтому нами разработана программа физического воспитания студентов 1 -го курса специальной медицинской группы на основе пилатеса.

Цель исследования: разработать программу учебных занятий по физической культуре и систему мониторинга для студентов специальной

медицинской группы на основе пилатеса.

Методы и организация исследования.

Методы исследования: анализ научно -методической литературы, педагогический эксперимент, функциональная диагностика, опрос, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент организован на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» со студентами 1-го курса специальной медицинской группы, в рамках дисциплины «Физическая культура» (2016-2017 гг.). Всего в исследовании приняло участие 200 чел., из них 160 девушек и 40 юношей. Студенты в течение одного года занимались 2 раза в неделю по методике пилатес, проходили мониторинговое исследование по аппаратной методике EsteksystemComplex.

Рассмотрим теоретическую основу пилатеса и его преимущества в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы. Так, пилатес представляет собой систему гимнастических упражнений, разработанную Джозефом Пилатесом на основе восьми принципов, при этом комплексы отличаются кондиционной и коррекционной направленностью. Основатель метода Джозеф Пилатес называл свою систему упражнений «контрологией», поэтому принципиальное значение имеет концентрация внимания, правильность дыхания, направленность на «управление телом». Комплексы пилатеса отличаются отсутствием «ударной» и прыжковой нагрузки, исключением чрезмерного напряжения, при этом структура и содержание методики позволяет комплексно проработать поверхностные и глубокие мышцы. Все упражнения выполняются медленно, плавно, требуют полной концентрации и контроля над техникой. В основном используется статическая, статодинамическая и динамическая нагрузка, применяется метод повторного упражнения, метод строго регламентированного упражнения, фронтальный способ организации занятия [2, 5].

Исходной базой методики пилатес, созданной около ста лет назад, составляли всего лишь 34 упражнения, сейчас их насчитывается около 500. Основное воздействие система Пилатеса оказывает на развитие таких физических качеств, как сила и гибкость, повышает общую физическую подготовленность, кондиционные способности, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся. «Пилатес» содержит упражнения, направленные на коррекцию опорно-двигательного аппарата, восстановление естественных изгибов позвоночника, улучшения осанки, что имеет принципиальное значение в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы [ 1, 4].

Упражнения разработаны с акцентом на развитие мышечной силы, в особенности на укрепление мышц пресса и спины, улучшение гибкости и подвижности в позвоночнике, а также на улучшение физического и

душевного состояния: хорошее кровообращение, глубокое дыхание и увеличение объема легких, здоровые кости и суставы, повышение тонуса мышц. Значительная часть занятий проводится в положении сидя и лежа, что снимает ограничения для занятий студентов с патологиями органов зрения и кардиореспираторной системы (астма, хронический бронхит, фарингит).

Пилатес позиционируется как вид гимнастики, не имеющий ограничений по полу, возрасту и уровню физической подготовки, при этом комплекс упражнений реализуется безостановочно в виде гимнастических упражнений, в медленном темпе. Следует учитывать, что пилатес по виду тренировок подразделяется на три вида: комплексы на гимнастическом коврике; комплексы со специализированным инвентарем, комплексы пилатеса на тренажерах.

Основные принципы пилатеса: концентрация в виде сфокусированности внимания и акцентированности ощущений на определённых упражнениях и комплексе; релаксация направлена на совершенствование тела и разума, снижение мышечного напряжения; выравнивание достигается оптимальным положением частей тела, особенно позвоночника, контролем отсутствия асимметрии плеч, тазовых костей, лопаток; центрирование для обеспечения оптимальной «стабильности» корпуса необходимо включать в работу мышцы «тазового дна», подтягивая одновременно низ живота; координация в виде правильного выстраивая тела, выполняя упражнения, создавая сильный центр, выделяя стабилизирующие мышцы; плавность движений даёт возможность контролировать правильность выстраивания частей тела и концентрироваться на том, чтобы необходимую работу выполняли определенные мышцы; дыхание, так использование полного вдоха и выдоха позволяет очистить легкие, и организм пополняется свежим воздухом, активизируя и оживляя работу всех систем организма; выносливость формируется в процессе систематических и регулярных занятий, по средствам статических, динамических и статодинамических упражнений, непрерывного характера выполнения комплекса упражнений с весом собственного тела.

Занятия по пилатесу отличаются низкой интенсивностью, но высокой коррекционной и кондиционной направленностью, заключающейся в укреплении не только поверхностных мышц, но глубоких мышц, в повышении статодинамической выносливости мышц, коррекции осанки, концентрации внимания на дыхании, технике выполнения упражнений, мышечных ощущениях. На занятиях пилатесом уделяется внимание каждому движению, фазам дыхания, структуре упражнения, мышечным ощущениям. При этом, акцентированное внимание уделяется технике выполнения движений, согласованности в выполнении упражнений, их объединении в комплекс.

Студенткам на учебных занятиях необходимо сформировать специализированную культуру движений с контролем, в первую очередь, правильной осанки, узкой и комплексной направленности упражнений. В подготовительной части занятия (10-15 мин) студенты выполняют движения общеразвивающего характера, разновидности наклонов и поворотов, упражнения на релаксацию, на концентрацию внимания, выравнивание тела, постановку правильного дыхания, которые выполняются в виде комплекса, чаще всего в положении стоя. В основной части занятия применяются динамические, статодинамические, статические специализированные упражнения, силовые упражнения, позволяющие растянуть и укрепить крупные мышечные группы. Каждое отдельное упражнение может повторяться 2-6 раз и далее объединяется в «связки», «блоки» упражнений, составляющих комплекс.

Заключительная часть (10 мин) подчинена решению задач восстановления после основной физической нагрузки, совершенствования согласованности при выполнении упражнений и дыхательных фаз, регуляции психического состояния, визуализацию при выполнении упражнений в растягивании, развитие гибкости и подвижности суставов.

Анализ научно-методической литературы показал, что система пилатес применяется в рамках оздоровительной гимнастики. Так, в работе О.Л. Смирновой (2006) создана технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза, научная новизна отразила учебно-методическое обеспечение технологии применения видов гимнастики оздоровительной направленности, включающей занятия организованные по системе «Пилатес» и «Изотон», аэробика, кондиционная гимнастика; осуществлен рациональный подход к планированию содержания и организации учебно -тренировочного процесса по физическому воспитанию в вузе.

Также представляет интерес изучение средств коррекции осанки у студенток вузов средствами оздоровительных видов гимнастики (Е.А. Понырко, 2013). Так, исследовалась последовательность динамических, статодинамических упражнений с целью коррекции фронтальных нарушений осанки; построение учебных занятий по 2 раза в неделю по 90 мин на основе аквааэробики, пилатеса и фитнес-йоги. Выявилось, что в результате удалось уменьшить показатели за период эксперимента асимметричность осанки.

Следует отметить технологию применения средств оздоровительной физической культуры на занятиях со студентками специального учебного отделения (Э.В. Егорычева, 2014), в которой выбраны следующие средства: пилатес, аэробика, стретчинг, йога, в объеме часов с низким уровнем здоровья более эффективными являются 6 занятий по 30 мин, затем 4 занятия по 45 мин и только потом 2 занятия по 90 мин. Также обоснованы двигательные тесты и разработаны шкалы

оценок двигательных способностей студенток специального учебного отделения; предложен подход к организации занятий по уровню здоровья.

Результаты исследования. Исследование показало (рисунок), что студенты специальной медицинской группы знают достаточное количество фитнес-прогамм и обладают необходимой информацией о них. Так, на первом месте традиционно находится оздоровительная аэробика, которую отметили 74 % респондентов, на втором - фитнес-йога (63 %), на третьем - аквааэробика(59 %), далее - шейпинг, кроссфит, фитнес-класс, пилатес, атлетическая гимнастика. Наименее известны студентам TRX-программы - 10 %, калланетика - 7 %, слайд-программы - 5 % (рисунок).

Результаты опроса по знанию фитнес-программ (%)

Анализ характеристик функционального состояния студентов показал, что показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) имеют значения выше нормы для данного обследуемого контингента (таблица). Так, у девушек - 94,7уд/мин и у юношей - 88,2 уд/мин. Двойное произведение (регуляция ССС) у юношей соответствует среднему уровню регуляции (81-90 усл. ед.), у девушек выявлен низкий уровень регуляции (100 усл. ед. и выше) [1].

Показатели исходного функционального состояния студентов-экономистов специальной медицинской группы

(2016-2017гг.)

Пол ЧСС, уд/мин АД ммрт.ст. Двойное произведение (усл.ед) Индекс Руфье, усл.ед. ЖЕЛ, мм ПСС, мм СВ, мм/ мин Интегральная оценка, балл

Юноши 88,2 ±15,3 125,8/ 84,0 90,2 ±11,0 13,09 ±3,4 3560 ±310 1181,6 ±142,8 6,7 ±0,5 89,0 ±6,7

Девушки 94,7 ±16,4 117,8/ 80,8 106,1 ±7,8 14,0 ±2,8 2100 ±251 1449 ±242,8 5,2 ±0,7 88,7 ±10,0

Примечание: ПСС - периферическое сосудистое сопротивление (в норме 900-1500 мм), СВ- сердечный выброс (в норме 5,6-6,8 мм/мин); двойное произведение (регуляция сердечно-сосудистой системы): 0-74 усл. ед. - высокий уровень, 75-80 усл.ед. - выше среднего, 81-90 - средний, 91-100 - ниже среднего, 100 и выше - низкий; индекс Руфье - реакция сердечной мышцы на физическую нагрузку (хороший уровень - 7-9 усл. ед.).

Также исследование показало, что все студенты имели низкие показатели индекса Руфье (реакция сердечной мышцы на физическую нагрузку), полученные результаты находятся в пределах 13,09-14,0 усл. ед. - средняя сердечная недостаточность. При этом следует отметить, что «хороший» уровень реакции на физическую нагрузку должен составлять 7-9 усл. ед.

Значения артериального давления (АД) у юношей и девушек соответствовало параметрам нормы (120/80 мм рт.ст.). Периферические сосудистое сопротивление у всех испытуемых также находилось в пределах нормы- 1181-1449 мм (норма 900-1500 мм). Вместе с тем следует отметить, что у девушек результаты - 1406-1449 мм были близки к нижней границе нормы. Полученные результаты жизненной емкости легких (ЖЕЛ) характеризовались недостаточностью развития - 21003560 мл (норма 3500-4800 мл), результаты близки к нижней границе нормы; у девушек ЖЕЛ не соответствовала норме (2500-3600 мл) и составляла 2100 мл, что свидетельствовало о низких показателях функциональных возможностей системы внешнего дыхания и недостаточной максимальной площади дыхательной поверхности легких.

К концу годичного педагогического эксперимента достигнуты достоверные изменения в статических упражнениях пилатеса, в контрольных упражнениях на гибкость и подвижность суставов, технике выполнения комплекса упражнений, также выявлена положительная динамика жирового компонента тела, ЧСС, двойном произведении, биологическом возрасте (EsteksystemComplex).

Таким образом, интегральная оценка по методике EsteksystemComplex соответствует параметрам нормы - 88-89 баллов (максимум 100 баллов), что позволяет сделать вывод, что студенты имеют

хороший уровень физического состояния, но низкий уровень реакции на физическую нагрузку, низкие показатели ЖЕЛ, а также повышенные значения ЧСС. Методика пилатес является наиболее оптимальной для физического воспитания студентов специальной медицинской группы на 1-м курсе их обучения в вузе.

Список литературы

1. Буркова О., Лисицкая Т. «Пилатес» - фитнес высшего класса (основные принципы, особенности техники выполнения упражнений). М., 2005. С. 13-61.

2. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М.: РЭУ, 2017. С 168-178.

3. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т. I. М.: РЭУ, 2016. С.504-509.

4. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. 2016. С. 595-600.

5. Спортивно-образовательные программы для студентов вузов / Ю.В. Шакирова [и др.] // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. тр. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 57-60.

6. Чернышова Т.В. Использование физических упражнений по системе «Пилатес» для самостоятельных и организованных занятий: метод. указания. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009.

7. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №2. С.116-122.

Гаджиев Далгат Муратович, старший преподаватель, dalgat-1991@mail, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Бодров Игорь Михайлович, старший преподаватель, poweri@rambler.т, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Макаренкова Татьяна Ивановна, старший преподаватель, vnykova1302@ mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Крылова Галина Сергеевна, старший преподаватель, tany-156@rambler.т, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS BASED

ON THE METHOD PILA TES

D.M. Gadzhiev, I.M. Bodrov, T.I. Makarenkova, G.S. Kylova

A program on physical culture based on Pilates for students of a special medical group was developed and a monitoring system was proposed. The results of a pedagogical experiment on the application of the program in the educational process of students of a special medical group, confirming its effectiveness are presented.

Key words: students of special medical group, physical culture, Pilates, monitoring, maintenance Pilates in the learning process.

Gadzhiev Dalgat Muratovich, senior lecturer, dalgat-1991@,mail, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,

Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, poweri@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,

Makarenkova Tatyana Ivanovna, senior lecturer, vnykova1302@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,

Krylova Galina Sergeevna, senior lecturer, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova

УДК 799.3

РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ В СТРЕЛЬБЕ (ГТО)

В.А. Громов, А.В. Скутин, Р.Г. Шайхетдинов

Предложена экспериментальная программа дополнительного обучения с элементами внедрения упражнений на координацию с целью повышения эффективности подготовки к испытаниям комплекса ВФСК ГТО. Исследованы показатели функционального состояния (сердечная деятельность), физической подготовленности (координационные способности), коэффициент соревновательной эффективности по рейтингу показателей качества стрельбы ГТО, положительная динамика которых подтверждает эффективность программы.

Ключевые слова: студентки, университет, стрельба ГТО, координационные упражнения, успешность.

В университетах принимаются активные усилия в повышении стабильности участия студентов в выполнении норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Большинство понимает важность и своевременность возрождения комплекса [2, 4]. Показатель массовости участия за прошлый год в университете среди студентов прибавил 12,4 %. Объем выполненных упражнений норм ГТО на 1-й, 2-й и 3-й уровни трудности 6-й ступени в университетах за последний год составил до 67,7 % от общего количества участия. Диапазон по отдельным видам выполненных норм составляет от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.