УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В РАМКАХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С.П. Шепель, Т.И. Макаренкова, Е.Ю. Внукова, Е.Г. Михальченко
Проведен анализ статистических данных на основании имеющихся справок о группе здоровья студенток и официально представленных в них диагнозов. Предложен целенаправленный подбор упражнений, позволяющий учитывать индивидуальные особенности студентов, имеющих специальную медицинскую группу и способствующий формированию эффективных навыков движений у тех студентов, которым требуется повышенное внимание, осторожность и помощь в освоении новых движений.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, рекреационные и реабилитационные технологии
В последнее десятилетие в нашей стране происходит модернизация в сфере образования, в том числе в вузах, в той или иной мере это затрагивает и физическое воспитание [5, 7, 9, 10]. В экономическом университете имени Г.В. Плеханова в рамках учебных занятий по физической культуре практикуется подход, при котором студенты основной, подготовительной и специальной медицинских групп здоровья занимаются одновременно. Такие условия занятий требуют от преподавателей повышенного внимания к группе, компетентности, образованности, опыта и организованности для проведения подобных занятий, навыки работы с учетом особенностей состояния здоровья студентов, имеющих ограничения к занятиям физической культурой.
Актуальность вопросов, связанных с рассмотрением возможных вариантов обучения в смешанных группах (по данным медосмотра), учитывая уровень здоровья студентов, является достаточно высокой.
Известно, что двигательная активность - форма жизни и способность проявлять весь спектр, заложенный природой для реализации возможностей нервной системы реагировать, адаптироваться, эффективно функционировать. В зависимости от степени физической и умственной активности формируется, и способность организма восстанавливаться [9].
В условиях работы двух преподавателей на группе одновременно возможность вести контроль нагрузки и состояния студентов значительно повышается, что позволяет учитывать индивидуальные особенности занимающихся, а также способствует формированию эффективных навыков движений у тех студентов, которым требуется повышенное внимание, осторожность и помощь в освоении новых движений и специальных упражнений.
Возникающие ограничения в состоянии здоровья неотъемлемо влияют и на функционирование опорно-двигательного аппарата, о чем широко известно по данным материалов прикладной кинезиологии, остеопатии, неврологии [1-3]. Для получения наиболее эффективных результатов в занятиях физическими упражнениями, требуется учет ограничений, рекомендаций по медицинским показаниям и формирование экологичных (то есть полезных для организма в имеющихся условиях) навыков движений на основе индивидуальной биомеханики, подбор подходящей нагрузки и способностей к освоению осознанного подхода к выполнению, которые будут способствовать студентам развиваться, восстанавливаться физически, психологически и умственно, и быть сохранными для активной жизни [9]. К занятиям физической культурой студенты допускаются на основании предоставления медицинской справки, в которой указывается группа здоровья студента после прохождения диспансеризации.
Мы провели анализ статистических данных на основании имеющихся справок о группе здоровья студенток (за 1 -й семестр 2015/16 уч.г., РЭУ им. Г.В. Плеханова) и официально представленных в них диагнозов. По нашим статистическим данным из 90 студенток, имеющих специальную медицинскую группу с установленным диагнозом, частота встречаемых отклонений распределилась таким образом: миопия -29 (32,2 %), сколиоз - 16 (17,8 %), вегетососудистая дистония -16 (17,8 %), пролапс митрального клапана - 6 (6,7 %), синусовая аритмия -3 (3,3), гастрологические нарушения - 4 (4,4), пиелонефрит - 3 (3,3), другие - 13 (14,5).
Наиболее часто встречаемые диагнозы — это миопия, сколиоз, вегетососудистая дистония и пролапс митрального клапана, что составляет - 74,5 % от общего числа студенток специальной медицинской группы. Исходя из представленной частотности, мы обращаем внимание на данные заболевания и формы работы со студентками, имеющими перечисленные отклонения в здоровье. В задачи нашей статьи не входит описание диагнозов. Поэтому мы рассмотрим основные направления работы, ограничения и рекомендации, кратко представим подходящие формы обучения движений и комплексы упражнений. Практическое освоение упражнений проводилось в рамках учебных занятий для студентов и учебно-методических заседаний для преподавателей.
Наиболее часто зафиксированное отклонение в состоянии здоровья студенток - миопия (близорукость разной степени). Исследования, проведенные в межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза» доказали, что умеренные занятия физкультурой помогают восстановить микроциркуляцию крови и улучшить кровоснабжение сетчатки глаза. В свою очередь, это предотвращает ее дегенеративные изменения и дальнейшее прогрессирование близорукости.
Поэтому следует внимательно подходить к выбору нагрузки, чтобы она пошла на пользу.
При миопии основными ограничениями в двигательной активности считаются: резкие наклоны головы и туловища, акробатические упражнения, «натуживания», кардионагрузка высокой интенсивности (ЧСС выше 170 уд/мин), упражнения с сотрясением тела (прыжки, спрыгивания), силовые упражнения (особенно с отягощениями), задержки дыхания, перевернутые положения (типа «березки»). Общие рекомендации к занятиям студентам с миопией относятся: общеразвивающие упражнения, аэробные упражнения в режиме 120-160 уд/мин, силовые упражнения без отягощений или с малым весом (набивные мячи, гантели) без «натуживаний», с правильным равномерным дыханием, специальные упражнения для глаз, диафрагмальное дыхание, расслабление мышц шеи и подзатылочных мышц. Апеллируя к современным видам восстановительной гимнастики, в том числе к пилатесу и йогатерапии [6-9], можно рекомендовать упражнения с вытяжением позвоночника и формированием навыка правильной осанки в статичных позах, укрепление постуральной мускулатуры в упражнениях на равновесие и разные виды расслабления и дыхания. Правильное диафрагмальное дыхание позволяет нормализовать внутрибрюшное давление, что способствует формированию навыка выполнения силовых упражнений без «натуживаний» и является чрезвычайно важным при миопии.
Сколиоз и вегетососудистая дистония, по нашим статистическим данным, были отмечены в одинаковом количестве. Наличие сколиоза у студенток было не всегда явно заметно, что говорит о разной его степени (к сожалению, не отраженной в справках). Не редки случаи, когда явно выраженный сколиоз не вызывает никаких выраженных болевых ощущений в жизни и при выполнении упражнений. Но бывает также наоборот, поэтому очень важным фактором ограничения выполнения движений или упражнений является наличие болевых ощущений [3, 4]. Трудоемкий процесс подбора упражнений, векторов движений и научение правильным движениям позволяют студенткам со сколиозом значительно расширять свой двигательный багаж.
Наиболее существенными ограничениями в занятиях физической культурой при сколиозе являются: интенсивные боковые наклоны и скручивания, упражнения на интенсивное растягивание мышц спины, силовые упражнения со свободным весом, прыжки и спрыгивания.
При сколиозе разной степени и этиологии рекомендовано выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления постуральной и двигательной мускулатуры. Важнейшую роль в формировании правильной осанки играет стопа и подвижность голеностопного сустава. Поэтому перед упражнениями для спины рекомендуем выполнять комплекс для укрепления и подвижности стоп без обуви: сгибания-разгибания пальцев
ног, голеностопных суставов, круговые движения, пронацию-супинацию и приведение-отведение. Основная часть силовых упражнений выполняется в партере динамично в медленном темпе и статично (от 5 с до 1 мин) после подготовки опорно-двигательного аппарата, а именно: разминки спины в положениях на четвереньках, лежа, а также комплекса упражнений на равновесие, стоя на четвереньках, стоя на одной ноге и на «полупальцах». В заключительной части занятия рекомендовано осознанное расслабление и поиск наиболее комфортного положения, в котором можно полностью расслабиться, что позволяет разгрузить хронически перегруженные мышцы.
Вегетососудистая дистония (ВСД) - это целая группа симптомов разного типа, связанной с тонусом парасимпатической или симпатической нервной системы, а также проявлениями кардиального типа. В зависимости от симптоматики различаются ограничения при занятиях двигательной активностью. Однако при всех видах ВСД рекомендована умеренная физическая активность аэробной направленности, нормализация режима труда и отдыха, а также оптимизация психоэмоционального состояния. Обязательным является контроль частоты сердечных сокращений (желательно и артериального давления) во время занятия. Так, при наличии субъективно и объективно хорошего самочувствия студенток, рекомендуется нагрузка аэробной направленности, а также эффективны упражнения, активизирующие кровообращение в дистальных частях конечностей, общеразвивающие упражнения в среднем темпе. Выполнение силовых упражнений общеукрепляющего характера обязательно сочетать с правильным дыханием и расслаблением. Особое внимание следует уделять диафрагмальному дыханию и расслаблению верхней апертуры грудной клетки и шеи [3, 4].
Самым тревожным из всех диагнозов, встречаемых в нашей статистике, является пролапс митрального клапана (ПМК). Данное заболевание может быть разной степени и требует регулярного врачебного наблюдения. При 1-й степени ПМК студенты могут заниматься в общей группе при отсутствии жалоб, в щадящем для себя режиме. При ПМК 2 -й и 3-й степеней нагрузка должна быть снижена относительно общей группы и состояние контролироваться индивидуально. Упражнения общеукрепляющего характера в медленном темпе, чередуя с правильным дыханием и расслаблением, выполняются с учетом объективных показателей.
Все вышеперечисленные отклонения в состоянии здоровья имеют общую закономерность - это возможность заниматься физической культурой (в том числе в общей группе), но с учетом имеющихся ограничений и обязательном регулярном врачебном контроле. На основании представленных вариантов программ, мы предлагаем общие
рекомендации студентам при всех ограничениях, рассмотренных выше. Во-первых, важнейшим фактором здоровья является правильно организованный режим труда и отдыха, что и рекомендуем сделать. Сбалансировав умственную и физическую нагрузку, высока вероятность достижения оптимального психоэмоционального состояния, чтобы снизить уровень стресса в периоды зачетно-экзаменационных сессий. Студентам следует вести дневник самоконтроля своего состояния, чтобы вносить необходимые коррекции в режим дня и нагрузку. Во-вторых, следует осознанно относиться к своему здоровью и своевременно, регулярно проходить плановый медосмотр и врачебный контроль у профильного врача. В-третьих, знать особенности занятий видами двигательной активности при своем заболевании, и совместно с преподавателем физической культуры подобрать подходящий режим. В-четвертых, ежедневно выполнять минимальный индивидуальный комплекс упражнений для профилактики и предупреждения ухудшения состояния здоровья, особенно в периоды межсезонья и экзаменационных сессий. В случаях затруднений при выполнении и подборе упражнений рекомендуем обращаться к преподавателям.
Следует отметить технологию применения средств оздоровительной физической культуры на занятиях со студентками специальной медицинской группы (СМГ) (Э.В. Егорычева, 2014), в которую включены средства: пилатес, аэробика, стретчинг, йога. Для учащихся с низким уровнем здоровья оптимальной схемой дозирования нагрузки является следующей: 6 занятий по 30 мин, затем 4 занятия по 45 мин и только потом 2 занятия по 90 мин.
В нашем исследовании, в рамках физического воспитания на основе оздоровительной гимнастики необходимо было сформировать специализированную культуру движений, с контролем, в первую очередь, правильной осанки, узкой и комплексной направленности упражнений. Для этого в подготовительной части занятия (10-15 мин) студенты выполняют движения общеразвивающего характера, разновидности наклонов и поворотов, упражнения на релаксацию, на концентрацию внимания, выравнивание тела, постановку правильного дыхания, которые выполняются в виде комплекса, чаще всего в положении стоя, лежа и в упорах. В основной части занятия применяются динамические, статодинамические, статические специализированные упражнения, силовые упражнения, позволяющие растянуть и укрепить крупные мышечные группы. Каждое отдельное упражнение может повторяться 2-6 раз и далее объединятся в «связки», «блоки» упражнений, составляющих комплекс. Заключительная часть (10 мин) подчинена решению задач восстановления после основной физической нагрузки, совершенствования согласованности при выполнении упражнений и дыхательных фаз, регуляции психического состояния, визуализацию при
выполнении упражнений в растягивании, развитие гибкости и подвижности суставов.
В таблице представлены результаты функционального состояния студентов основной и специальной медицинской групп.
Результаты функционального и физического состояния
Показатели Юноши( Х ±о) Девушки( Х ±g)
Осн. группа Спец. группа Осн. группа Спец. группа
1. ЧСС, уд/мин (норма 60-85 уд/мин) 83,3±19,1 88,2±15,3 83,8±11,9 94,7±16,4
2. Индекс стресса сердечнососудистой системы, усл.ед. (норма <200 усл.ед.) 144,9±117,1 187,7±87,6 122,6±79,3 183,2±134,3
3. НЧ/ВЧ, усл.ед. (норма <2.0 усл.ед.) 1,4±0,8 1,7±0,7 1,3±0,5 1,5±0,7
4. Систолическое давление, мм рт.ст. (норма 110-140 мм 124,8±13,0 125,8±7,2 115,5±7,2 117,8±10,8
рт.ст.)
5. Диастолическое давление, мм рт.ст.(норма 75-90 мм 75,4±11,6 84,0±9,8 74,1±9,6 80,8±11,7
рт.ст.)
6. Пульсовое давление, мм рт.ст.(норма 30-50 мм 49,0±11,2 41,8±8,3 41,4±9,2 37,3±7,8
рт.ст.)
7. САД, мм рт.ст. (норма 65-100 мм рт.ст.) 92,3±11,1 97,6±7,9 87,8±7,7 92,9±10,9
8. SI (7-9 м/с) 6,3±0,5 6,4±0,4 6,0±0,3 6,1±0,5
9. Сердечный выброс, л/м (норма 4,4-5,3 л/м) 6,1±0,8 6,7±0,5 5,0±0,6 5,2±0,7
10. ПСС^ (норма 900-1500 мл) 1231,6±198,2 1181,6±142,8 1406,0±162,1 1449,3±242,8
Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; НЧ/ВЧ - отношение симпатической к парасимпатической нервной системе; 81- индекс жесткости артерий, ПСС -периферическое сосудистое сопротивление.
Исследование показало, что показатели ЧСС у студентов основной медицинской группы соответствуют параметрам нормы (65-85 уд/мин), а представители СМГ имеют учащение ЧСС. Так, у девушек - 94,7 уд/мин, у юношей - 88,2 уд/мин. Значения артериального давления у юношей и девушек, как основной, так и СМГ соответствуют параметрам нормы (120/80 мм рт.ст.). Периферические сосудистое сопротивление у всех испытуемых соответствует норме и составляет от 1181 до 1449 мл (норма 900-1500 мл), вместе с тем следует отметить, что у девушек результаты 1406-1449 мл близки к верхней границе нормы.
Таким образом, целенаправленный подбор упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, имеющих специальную медицинскую группу, а также способствует формированию эффективных навыков движений у тех студентов, которым требуется повышенное внимание, осторожность и помощь в освоении новых движений и специальных упражнений.
Для юношей специальной медицинской группы на учебных занятиях рекомендуются рекреационные и реабилитационные технологии (аквафитнес, специализированные программы атлетической гимнастики, бильярд, круговая фитнес тренировка, адаптированные смешанные программы). Для девушек СМГ - аквафитнес, бильярд, пилатес, атлетическая гимнастика.
Список литературы
1. Джон Е. Апледжер. Телесно-эмоциональное освобождение. За пределами сознания. СПб.: Северная звезда, 2011. 212 с.
2. Дэвид С. Вальтер. Прикладная кинезиология. 2-е изд., СПб.: Северная звезда, 2011.644 с.
3. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: справочник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. 592 с.
4. Ерёмушкин М.А., Киржнер Б.В., Мочалов А.Ю. Мягкие мануальные техники. Постизометрическая релаксация мышц: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Наука и техника, 2012. 288 с.
5. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2017. С. 168-178.
6. Логинов О.Н., Столяр К.Э. Занятия по физической культуре как средство обеспечения личной безопасности // Двигательная активность учащейся молодёжи в современном образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. С. 128-130.
7. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С.519-526.
8. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профес -сионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. №3. С. 58-62.
9. Фролов А. Йогатерапия: практ. руководство. М.: Ориенталия, 2014. 448 с.
10. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №2. С.116-122.
Шепель Светлана Петровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Макаренкова Татьяна Ивановна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Внукова Елена Юрьевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Михальченко Екатерина Глебовна, старший преподаватель, kassia09@,mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
PECULIARITIES OF LESSONS WITH STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC SCHOOLS
S.P. Shepel, T.I. Makarenkova, E.Y. Vnukova, E.G. Mikchalchenko
The analysis of statistical data on the basis of available information on the group of health of students and officially presented in them the diagnosis is carried out. A purposeful selection of exercises is proposed, allowing to take into account the individual characteristics of students with a special medical group and contributing to the formation of effective movement skills for those students who require increased attention, caution and assistance in mastering new movements.
Key words: special medical group, recreational and rehabilitation exercises,
students.
Shepel Svetlana Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanov,
Makarenkova Tatyana Ivanovna, senior lecturer, 2533625@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanov,
Vnukova Elena Yurievna, senior lecturer, vnukova1302@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanov,
Mihalchenko Ekaterina Glebovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova