И. В. Сергеев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены направления совершенствования управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации в условиях становления информационного общества и развития цифровой экономики. Показано, что развитие информационных технологий влечет за собой трансформацию экономики и необходимость введения деятельности таможенных органов в цифровую среду. Особое внимание уделено анализу применения цифровых платформ с участием государственных структур и бизнеса. Приведены примеры реализации платформенных решений.
Ключевые слова: экономическая деятельность; цифровая экономика; цифровая платформа; информационно-коммуникационные технологии; программные средства; информационные сети; электронная таможня; центр электронного декларирования; таможенная операция; таможенная процедура.
I. V. Sergeev
IMPROVING MANAGEMENT OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INFORMATION SOCIETY AND DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT
Areas of improvement of activity management of the customs authorities of the Russian Federation in the context of information society and digital economy development are considered in the article. The development of information technologies entails the transformation of economy and the need to introduce the activities of customs authorities in the digital environment is shown. Particular attention is paid to the analysis of the use of digital platforms with the participation of government agencies and business. Examples of platform solutions implementation are given.
Keywords: economic activity; digital economy; digital platform; information and communication technologies; software; information network; e-customs; center of electronic declaration; customs operation; customs procedure.
В настоящее время мировое сообщество вошло в стадию глобальных перемен. Все сферы жизнедеятельности - экономика, наука, образование, безопасность и другие - приобретают новое содержание, которое будет доступно для человечества в кардинально отличных от настоящих формах. Причиной данных перемен стало тотальное внедрение в жизнь людей цифровых технологий. Процесс перевода всего окружающего нас в цифровую реальность, основанную на движении оцифрованных данных по коммуникационным каналам, является объективным и неизбежным. Цифровизация экономики в качестве особой формы инноваций все очевиднее становится ключевым элементом современного бытия. В этих условиях изменяются подходы к решению задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, в том числе и на таможенные органы. Применение информационных таможенных технологий позволяет существенно уменьшать время проведения таможенных формальностей, не снижая их качества. Кроме того, их дальнейшее развитие позволит значительно увеличить количество услуг,
предоставляемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В данной статье предлагается рассмотреть особенности современного мира, обусловленные цифровизацией, основные черты цифровой экономики вместе с такими механизмами ее реализации, как цифровые платформы, а также направления совершенствования управления таможенными органами Российской Федерации (РФ) в изменяющейся цифровой среде.
Появление цифровой экономики - это необходимость, обусловленная современным развитием общества и связанная с прогрессом в таких областях науки и деятельности, как микроэлектроника, информационные технологии и телекоммуникации, а также цифровые валютные инструменты и другие составляющие содержания понятия «цифровая экономика» [1]. Об этом впервые было заявлено в 1995 г. американским ученым Массачусетского университета Н. Негро-понте [2]. Введение данного понятия было связано с интенсивным развитием именно информационно-коммуникационных технологий. В первую очередь получили развитие операции в рамках сети Интернет и мобильных коммуникаций, поэтому их можно назвать «базовыми технологиями цифровой экономики». В результате расширения возможностей информационно-коммуникационных технологий эти процессы стали основой и предопределили пути развития таких отраслей, как производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт.
Особенностью экономики нового уклада являются представленные в цифровом виде сведения по многим отраслям народного хозяйства. При этом преимущество ускоренного экономического развития имеют те государства, экономика которых основывается на наиболее совершенных электронных технологиях и услугах, включая технологии анализа «больших данных» и прогностические технологии. В большинстве государств данная тенденция была поставлена во главу угла при оценке дальнейших путей развития; при этом, несмотря на ускоренное нормативно-правовое закрепление таких понятий, как цифровая экономика [3], информационно-коммуникационные технологии, сквозные технологии, цифровизация, они остаются размытыми и трактуются каждым экспертом по-разному.
Зарубежные страны по уровню цифровизации можно условно разделить на четыре группы:
1. Великобритания, Япония, Сингапур, Гонконг демонстрируют высший уровень цифрового развития и стремительные темпы роста.
2. Австралия, Южная Корея, страны Западной Европы и Скандинавии характеризовались стремительным ростом, но теперь снижают уровень инвестиций.
3. Россия, Индия, Китай потенциально могут стать лидирующими.
4. Страны Африки, Южной Америки отличаются низким уровнем развития.
В целях обеспечения темпов и качества экономического роста современные
условия хозяйствования требуют конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, формирования и развития мирового хозяйства как высокотехнологичной и инновационной системы.
На наш взгляд, показательным процессом увеличения влияния виртуального мира на действительность, окружающую нас, является постоянное наращивание функциональных возможностей мобильного телефона. Сейчас он выступает не
только как средство коммуникации, но и обладает почти всеми свойствами настольного компьютера. С его помощью можно определять свое местоположение, оплачивать покупки, делать фотографии, снимать видеофильмы и делать еще множество дел, количество и качество которых с каждой новой моделью увеличивается.
Интеграция виртуальных процессов в реальную жизнь обусловливает создание нового, так называемого гибридного мира. Данный мир представляет собой систему, где удовлетворение базовых потребностей реального мира возможно только посредством использования информационно-коммуникационных технологий и цифровой инфраструктуры. В связи с этим можно утверждать, что более сложные общественные отношения в скором времени будут основаны преимущественно на информационно-коммуникационных технологиях.
В настоящее время нет единого мнения по поводу того, что представляет собой цифровая экономика и какую роль играют в ней современные информационно-коммуникационные технологии. В России определение данного термина законодательно закреплено Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4]. В этом документе под цифровой экономикой понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Анализ содержания данного понятия показывает, что цифровая экономика -это одна из подсистем гибридного мира, система хозяйствования, главной особенностью которой является невозможность успешного удовлетворения коммерческих и некоммерческих потребностей общества без высокотехнологичного анализа и использования информации. К современным механизмам новой экономики относятся так называемые цифровые платформы, которые представляют собой информационно-коммуникационную среду, где сосредоточены все необходимые для удовлетворения общественных потребностей аппаратные и программные средства, включающие комплекс компьютерных сервисов. Так, цифровая платформа - это площадка сосредоточения современных информационно-коммуникационных технологий, являющихся посредниками между запросами физических и юридических лиц и их результатом. Данная площадка предназначена для поддержания автоматизированных процессов и ускоренного потребления цифровых услуг.
Цифровая платформа в широком смысле - это система, которая позволяет юридическим лицам, физическим лицам и государству удаленно вести партнерские отношения, заключать сделки, оказывать услуги и взаимодействовать друг
с другом любым другим способом без участия посредников и с применением ко" 1
гнитивных технологий .
Формирование цифровых платформ является следствием развития новой модели управления экономикой. Данный тип экономики основан преимущественно на таких явлениях, как электронная сделка и электронная торговля. Электронная
1 Когнитивные технологии - это программные и аппаратные средства, которые имитируют работу человеческого мозга.
32 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2019
сделка представляет собой акт взаимного принятия решения, волеизъявление сторон которого не только зафиксировано с помощью программных средств и математических алгоритмов, но и частично осуществлено посредством них. Следовательно, электронная торговля является частью ВЭД, в рамках которой купля-продажа и расчеты по контрактам осуществляются посредством аппаратно-программных средств и сети Интернет. Преимущества данной системы торговли заключаются в удобстве взаимодействия, скорости принятия решений, возможности отказа от посредников, надежности закрепления волеизъявления. Однако в целях поддержания законности и правопорядка в части торговли необходима электронная система администрирования данных операций.
Электронная торговля, как и классическая, потребовала создания специализированных виртуальных и реальных площадок, которые и стали называть цифровыми платформами.
Функциональная значимость цифровой платформы заключается в том, что именно посредством ее сервисов (услуг) возможно интегрированное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, цифровая платформа предоставляет возможность упрощенной и ускоренной коммуникации между физическими и юридическими лицами, что снижает затраты на поиск путей их взаимодействия. Наличие цифровой платформы позволяет коммерческим и некоммерческим организациям, их работникам включаться во взаимодействие с партнерами по реализации совместных проектов незамедлительно после возникновения данной потребности.
Успешность возникновения цифровых платформ в экономике обусловлена не только ускорением взаимодействия в их рамках участников ВЭД и других субъектов, но и эффективностью государственного администрирования любой деятельности, осуществляемой в пределах такой платформы.
Отметим, что цифровая платформа как модель взаимодействия субъектов была реализована раньше появления данного понятия. По сути, любой рынок, транснациональная корпорация, система государственных органов по содержанию общественных отношений является платформой. Однако цифровую платформу от рынков отличает степень интеграции и адаптации во взаимосвязи субъектов рынка посредством информационно-коммуникационных технологий и уровень зависимости потребностей участников платформы от информации, которую предоставляет платформа.
Яркие примеры реализации платформенных решений при ведении бизнеса -такие онлайн-платформы, как Uber и Airbnb. Данные бизнес-проекты достигли успеха благодаря тому, что при разработке стратегий их реализации были учтены тенденции Индустрии 4.01. Термин «Индустрия 4.0» появился в Европе, когда в 2011 г. на одной из промышленных выставок в Ганновере правительство Германии заговорило о необходимости более широкого применения информационных технологий в производстве [5].
Цифровая платформа является следствием и необходимым элементом четвертой промышленной революции, которая позволяет физическим лицам использовать в повседневной жизни, а юридическим лицам и государственным органам
1 Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) - прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство.
в коммерческой и некоммерческой деятельности такие новации, как когнитивные технологии, облачные решения1, интернет вещей2, большие данные3, блокчейн4 и криптовалюты5. Система приоритетов в рамках цифровой экономики представлена на рис. 1 [5].
Экономическая деятельность сосредоточена на платформах
Цифровая экономика
Вклад отдельных людей в общую экономику страны становится значительнее
Доминируют бизнес-модели, ориентированные на оказание персонализированного сервиса
Прямое взаимодействие контролируемых субъектов с государственными органами
Прозрачность результатов коммерческой деятельности при одновременном неразглашении коммерческой тайны
Рис. 1. Система приоритетов цифровой экономики
Согласно данной схеме цифровая платформа основана на высоких технологиях и создает прибыль за счет обмена между двумя или более независимыми группами участников.
Если рассматривать платформенные решения бизнеса в упрощенном порядке, то можно сказать, что платформы обеспечивают непосредственное взаимодействие производителей и конечных потребителей. Другими словами, доля любого рынка значительно сокращается в части посредников, поскольку приобретение статуса участника цифровой платформы позволяет напрямую взаимодействовать с представителями любой целевой аудитории.
Кроме того, цифровые платформы предоставляют возможность различным компаниям делиться проектами и таким образом существенно повышать эффективность сотрудничества и создания инновационных продуктов и решений.
Компании-платформы - это, по сути, те же цифровые платформы. Они являются основой формирования более масштабных цифровых проектов и одним из базовых элементов новой экономики. Таблица содержит перечень основных ком-
Облачные технологии - модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (таких как серверы, приложения, сети, системы хранения и т. д.).
Интернет вещей - концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой [1], рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека. Большие данные - обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами.
Блокчейн - выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга.
Криптовалюта - электронные деньги, которые используются как альтернативная или дополнительная валюта. Чаще всего их стоимость привязана к национальным валютам, но есть и другие базы для обмена.
2
3
4
5
паний-платформ [6], которые положили начало использованию платформенных решений, а также отражает источники их дохода.
Таблица
Перечень компаний-платформ
Платформа Основной бизнес Неосновной бизнес Источник дохода Стоимость (январь 2018 г.), млрд долл. США
Alphabet Поиск Мобильная ОС, УоиТиЬе Реклама 590
Amazon Перепродажа товаров Облачные технологии Распространение 410
Apple Изготовление продукции и разработка приложений Цифровой контент Продажа гаджетов 530
Facebook Социальная сеть Обмен сообщениями Реклама 520
Поскольку все платформы опираются на информационно-коммуникационные технологии, то связь участников осуществляется мгновенно и в упрощенном порядке. Другими словами, цифровая платформа выполняет роль оператора, который способствует осуществлению транзакций мгновенно после волеизъявления.
По мере усложнения информационно-коммуникационных технологий увеличивается доступность их для населения. В связи с этим коммерческие организации и государственные органы стремятся внедрить более совершенные технологии, требующие высокой квалификации пользователя.
Технологии, появившиеся в 2017 г. и 2018 г., в первую очередь основаны на «облачных» приоритетах, поскольку на данный момент это единственный способ обработки и анализа больших данных. Важной основой платформенного бизнеса является сервисный формат продукта и гибкий формат оплаты. Данные особенности позволяют увеличить скорость внедрения новых возможностей на рынках. Помимо коммерческих платформ, существуют и государственные цифровые платформы, представляющие собой совокупность государственных органов и некоммерческих организаций, внедривших в процесс управления обществом информационно-коммуникационные технологии [5]. Как правило, в настоящее время существуют экспериментальные модели локальных цифровых платформ, соответствующие данным характеристикам, но дальнейшее развитие технологий должно привести к единому цифровому пространству, где каждый субъект может удовлетворить любую свою потребность [7]. В данном пространстве, каждый из его участников будет элементом глобальной цифровой экосистемы1.
При формировании цифровых платформ важно, чтобы их создание положительно сказывалось на развитии экономики.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) в течение последних десяти лет активно внедряет в свои структуры информационно-коммуникационные технологии, а в свою деятельность - онлайн-сервисы, использование которых позволяет повысить эффективность принятия управленческих решений в целях
1 Цифровая экосистема - все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.
выполнения возложенных на таможенные органы задач, поскольку проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.
В настоящее время в целях сокращения времени проведения таможенных операций и повышения качества предоставления государственных услуг в сфере ВЭД разработан и внедрен ряд информационных таможенных технологий, среди которых можно выделить:
- электронное декларирование;
- предварительное информирование;
- удаленный выпуск;
- карту таможенных платежей;
- предоставление государственных услуг в электронном виде;
- работу с разрешительными документами и др.
На официальном сайте ФТС России создан большой информационный портал «Личный кабинет участника ВЭД», предназначенный для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами. Фактически он является многофункциональной системой электронного документооборота между участниками ВЭД и таможенными органами России. Система включает информационные сервисы по всем направлениям деятельности таможенной службы [8].
С развитием информационных таможенных технологий бизнес получил возможность максимально упростить свои взаимоотношения с таможней за счет их перевода в цифровой формат. В частности, с каждым годом растет важнейший показатель удобства для участников ВЭД - скорость таможенного администрирования. Повышается и степень автоматизации процессов: доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций по итогам 2017 г. составляла 22% от общего количества деклараций и в 2018 г. выросла уже до 35%, а их регистрация занимает три-пять минут [9].
Под влиянием новых технологических возможностей меняется и финансовая архитектура ФТС России. В качестве примеров таких изменений можно привести внедрение единых лицевых счетов (ЕЛС) и успешный запуск электронных банковских гарантий. Эти новшества серьезно сокращают временные и финансовые издержки участников ВЭД [9].
Дальнейшее развитие ФТС России напрямую связано с совершенствованием существующих и внедрением новых цифровых технологий. Для обработки больших массивов информации развивается современная ведомственная 1Т-инфра-структура, осуществляется работа с различными программами, системами и базами данных. Внедрение современных информационных технологий в таможенные правоотношения в настоящее время осуществляется в России во исполнение «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» [10].
Начатое реформирование таможенных органов позволит более эффективно использовать их ресурсы, что приведет к повышению качества таможенного администрирования и сокращению сроков проведения таможенных операций и процедур [11]. Суть реформы состоит в обеспечении перехода деятельности таможенных органов в цифровую среду, которая предполагает внедрение электронного документооборота не только внутри ФТС России, но и во взаимодействии со всеми
участниками внешнеторгового процесса - федеральными органами исполнительной власти, контрольными ведомствами, а также с бизнесом.
Реформа предполагает создание сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД) по всей стране и осуществляется в три этапа. В 2018 г. электронные таможни созданы в Приволжском, Уральском и СевероКавказском таможенных управлениях, пройдет концентрация декларационного массива в ЦЭД Владивостокской, Московской областной и Калининградской областной таможен. В 2019 г. электронная таможня будет создана в Сибирском таможенном управлении, начнет работу Авиационная электронная таможня, ЦЭД Центральной акцизной, Центральной энергетической и Новороссийской таможен, пройдет концентрация декларирования товаров в ЦЭД Балтийской таможни. В 2020 г. электронные таможни появятся в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях [12].
На практике это означает разделение таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары (ДТ), подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ, а также операций, связанных с проведением фактического таможенного контроля. При этом сохранится и физический контроль в местах пропуска, но в несколько раз увеличится его технологическая обеспеченность за счет современных устройств распознавания и фиксации изображения (рис. 2).
Рис. 2. Распределение полномочий между таможенными органами
Электронные таможни обеспечат реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах определенных полномочий [12]. ЦЭД являются специализированными таможенными органами, полномочия которых ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием сети Интернет [13].
ФТС России планирует к концу 2020 г. не только осуществить концентрацию документального контроля в электронных таможнях и подчиненных им ЦЭД, но и внедрить в практику диспетчеризацию ДТ. Как считают в ведомстве, это позволит распределять их в таможенные органы в соответствии с компетенцией, загруженностью и часовыми поясами (рис. 3) [14].
Декларант
51
Декларация на товары (ДТ)
3Z
Применение авторегистрации деклараций и автовыпуска товаров
3Z
Наличие единого лицевого счета
О
Условия распределения ДТ
База данных выпущенных ДТ
Таможенная процедура Место налогового учета декларанта Категория товара
Вид транспорта Место нахождения товара Наличие нештатной ситуации
О О
Центры электронного декларирования Таможенные посты фактического контроля
Рис. 3. Диспетчеризация деклараций на товары
Таким образом, совершенствование управления деятельностью таможенных органов РФ позволяет им активно участвовать в процессах модернизации экономики России. В этом процессе Российская таможенная академия сможет принять самое активное участие, осуществляя подготовку кадров, способных применять новейшие цифровые технологии в процессах управления таможенными органами, и научные исследования, позволяющие определять рациональные решения по их возможному использованию в условиях становления информационного общества и цифровой экономики.
Использованные источники
1. Кешелава А. В., Буданов В. Г., Румянцев В. Ю. Введение в «Цифровую экономику». Кн. первая. На пороге «цифрового будущего». М.: ВНИИГеосистем, 2018. 28 с.
2. Блокчейн: уровень и перспективы развития [Электронный ресурс] // BIT-новости. URL: https://bitnovosti.com/2017/03/18/blockchain-state-of-the-art-and-prospective/comment-page-1/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Научно-технический задел «Цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: https:// data-economy.ru/science.
6. Финансовые результаты платформенных проектов [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.investing.com.
7. Исследования Gartner [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en.
8. Жуков Д. Б. Личный кабинет участника ВЭД // РАКУРС: информационно-аналитическое издание Ассоциации «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов». 2017. № 2 (10). С. 14-17.
9. Булавин В. И. Цифровые технологии дают таможне новые возможности для взаимодействия с бизнесом: выступление на сессии «Трансформация налогового и таможенного администрирования в цифровой экономике: новые возможности и вызовы» Московского финансового форума - 2018 [Электронный ресурс]. URL: // http://customsonline. ru/4756-cifrovye-tehnologii-dayut-tamozhne-novye-vozmozhnosti-dlya-vzaimodeystviya-s-biznesom.html.
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") „Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70197020/#ixzz5bioe8FiK.
11. Грязев И. Таможня и бизнес: на пороге перемен [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое обозрение «Таможенные новости». URL: https://customsexpert.ru/articles/ tamozhnya-i-biznes-na-poro.htm.
12. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» [Электронный ресурс]. URL: //http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base.
13. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304093/.
14. Официальный сайт ФТС России. URL: // http://customs.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=26567:2018-05-29-12-19-54&catid=40:2011-01-24-15-02-45.