Совершенствование учёта затрат продукции животноводства
А.Р. Габдуллина, соискатель, А.Р. Хаметова, к.э.н., ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
В условиях современной рыночной экономики и сложившейся экономической ситуации как в стране, так и в Оренбургской области перед отраслью животноводства предстало выполнение двух достаточно важных и ёмких задач: повышение производства продукции и снижение её себестоимости. Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нём синтезируются все без исключения факты хозяйственной деятельности, собираются результаты использования всех производственных ресурсов. Уменьшение себестоимости — это один из первостепенных и главных вопросов каждого сообщества, любой сферы, организации и т.д.
Для качественного и целесообразного введения бухгалтерского учёта с целью совершенствования учёта затрат в сельскохозяйственных организациях, в том числе для отрасли животноводства, мы предлагаем внедрить управленческий учёт.
Управленческий учёт имеет множество трактовок. В.И. Еремеев утверждает, что управленческий учёт — это необходимый элемент управления сельскохозяйственной организации, позволяющий повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемую прибыль и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности, мобилизовать резервы [1].
Категория «управленческий учёт» представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, включающих структурирование организации на центры финансовой ответственности различного назначения [2].
Цель управленческого учёта — это обеспечение руководителей сельскохозяйственного предприятия нужной и важной информацией для принятия решений и эффективного управления организацией.
На данный момент времени в России лишь небольшой процент сельскохозяйственных организаций имеют и принимают управленческий учёт. Это обусловлено тем, что аграрные предприятия приобрели свою определённую специфику в осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности, что создаёт небольшие, но довольно серьёзные препятствия для осуществления управленческого учёта:
1. Особенность введения бухгалтерского учёта в разрезе отраслей, что приводит к привлечению показателей бухгалтерского учёта в управленческий.
2. Отсутствие должностной, достоверной информации и положительных сторон управленческого учёта.
3. Дефицит грамотных специалистов, которые способны целесообразно и эффективно организовать управленческий учёт на сельскохозяйственном предприятии.
Чтобы решить данные проблемы, необходимо перенять предшествующий иностранный опыт и опыт российских предприятий аграрного сектора, разработать новые параметры учёта, необходимые для управления сельскохозяйственной организацией, создать систему для получения этих параметров, а также осуществлять контроль за финансовыми и управленческими решениями.
Внедрение управленческого учёта в организации сельского хозяйства имеет место быть, так как это позволит качественно отслеживать затраты в животноводстве, достаточно полно отражать затраты на производство и распределять по центрам ответственности. В организации определение центров ответственности по видам затрат позволит извлечь какие-либо резервы по качественному управлению имеющимися на данный момент времени теми или иными ресурсами предприятия.
Стоит отметить такой метод управленческого учёта, как бюджетирование, поскольку именно он позволяет руководству сельскохозяйственного предприятия реально соизмерять свои возможности и сравнивать их с фактически полученными результатами [3].
Цель исследования — усовершенствовать в сельскохозяйственных организациях учёт затрат продукции животноводства.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе организации ОАО «МТС «Октябрьское» Оренбургской области.
Для внедрения управленческого учёта в организации ОАО «МТС» необходимо разработать план нововведений, а именно:
1. Разработать новую учётную политику;
2. Организовать документооборот;
3. Ввести внутренний отчёт;
4. Разработать план счетов для управленческого учёта.
Рассмотрим каждое предложенное нововведение по отдельности.
Роль учётной политики для организации переоценить достаточно тяжело. Бесспорно, справедливо утверждать, что приказ об учётной политике называют внутренним нормативным документом.
Принципы формирования учётной информации для бухгалтерской финансовой отчётности установлены в положении по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) [4].
Разработка элементов учётной политики для целей управленческого учёта является одним из важных элементов организации управленческого учёта в организации, к его элементам относятся [5]:
— определение организационно-финансовой структуры сельскохозяйственного предприятия и выделение центров ответственности;
— постановка системы бюджетирования на предприятии;
— классификация затрат по направлениям — формирование системы внутренней управленческой отчётности;
— автоматизация учётно-аналитических процедур.
Внутренняя управленческая отчётность — это форма представления информации, существенной для отбора определённого варианта действий из множества альтернативных [6].
Результаты исследования. На наш взгляд, в организацию ОАО «МТС «Октябрьское», будет достаточно ввести отчёты по закупке и заготовлению, отчёты по производству, отчёты по реализации продукции животноводства и оперативные отчёты, текущие, сводные отчёты.
Внедрение управленческого учёта в организации в определённой степени зависит от использования плана счетов.
Так как организация МТС «Октябрьское» занимается выращиванием крупного рогатого скота, овец, лошадей, целесообразно разработать следующий план счетов:
20-й счёт — основное производство, ввести субсчета бухгалтерского учёта. Так, например:
1) счёт 20. Основное производство, субсчёт 21 отражает затраты КРС;
счёт 20.21 — это основное производство — КРС;
2) счёт 20.22 — это основное производство — овцы;
3) счёт 20.23 — это основное производство — лошади.
Также надо ввести аналитические счета.
По счёту 20.21 (основное производство — КРС) животных разделим на три группы:
1) 20.21.К. - КРС, коровы;
2) 20.21.М. — КРС молочного направления;
3) 20.21.Б. — КРС, нетели и быки-производители.
По счёту 20.22. (основное производство — овцы) разделим животных на две группы:
1) 20.22.Б. — овцы, бараны-производители;
2) 20.22.М. — овцы, маточное поголовье.
По счёту 20.23 (основное производство — лошади) введём аналитические счета для следующих групп:
1) 20.23.М. — лошади, мерины;
2) 20.23.Ж. — лошади, жеребцы-производители.
На наш взгляд, разумно будет также ввести
в организацию 30-е счета, так как организация в идеале в нашем варианте ведёт учёт затрат и
расчёт себестоимости в разрезе необходимых аналитических признаков в системе управленческого учёта, которая, например, может быть реализована в информационной системе. Стоит заметить, что бухгалтерский учёт затрат ведётся только по элементам.
Общая схема учёта:
1) в бухгалтерском учёте регистрируется возникновение затрат, одновременно затраты попадают в систему управленческого учёта:
дебет 31.1 (30 — затраты на материалы, субсчёт 1 — КРС) — кредит 10 (материалы) затраты на материалы КРС;
дебет 32.2 — кредит 70, затраты на оплату труда работникам, обслуживающим овец;
дебет 33.1 — кредит 69, затраты — отчисления на соц. нужды работников, обслуживающих КРС;
дебет 34.1 — кредит 0.2, амортизация КРС;
дебет 35.1 — кредит 60,76, прочие затраты КРС.
2) в системе управленческого учёта каждая затрата восполняется необходимой аналитикой:
— объект учёта, т.е (место возникновения затрат, продукт и т.д.);
— статья и т.д.
Например, дебет 32.1.М. — кредит 70, затраты на оплату труда работникам, обслуживающим КРС молочного направления;
дебет 32.1.Б. — кредит 70, затраты на оплату труда работникам, обслуживающим КРС — быков-производителей, и т.д.
3) в системе управленческого учёта выполняется: распределение затрат между объектами учёта в соответствии с определёнными критериями, расчёт себестоимости продуктов и услуг в необходимых разрезах, расчёт НЗП и т.д.
4) в конце периода в бухгалтерском учёте на основании информации системы управленческого учёта делаются проводки:
дебет 20 (основное производство), 23 (вспомогательное производство), 29 (обслуживающие производства и хозяйства) — кредит 39, отражается стоимость незавершенного производства;
дебет 43 — кредит 39, списывается себестоимость произведённой продукции.
Положительные стороны от введения 30-х счетов очевидны:
— при проводке затрат (счета фактуры) бухгалтер точно не запутается со счётом в плане счетов;
— перераспределением затрат занимается тот человек, который имеет на это достаточные полномочия;
— не составит особого труда получить группировку затрат по элементам, придерживаясь положения по бухгалтерскому учёту.
Существенную долю согласно постановке управленческого учёта большинство отечественных аграрных предприятий уже смогли осилить, однако значительная доля деятельности ещё впереди. Сельскохозяйственным предприятиям России в
процессе организации управленческого учёта для целей учётно-аналитической информации выпал шанс найти решения следующих главных задач [7]:
— организовать общую информационную среду, охватывающую всю систему управленческого учёта;
— активно применять нефинансовые показатели в системе управленческого учёта, так как без них невозможно принятие обоснованных управленческих решений;
— мотивировать персонал управленческого учёта, чтобы организовать объективность премирования сотрудников.
Вывод. В организации ОАО «МТС «Октябрьское» будет уместно введение соответствующего документооборота, который облегчит введение управленческого учёта. Также достаточно приемлемо будет внедрить новые способы предоставления отчётности, например в виде графиков и схем, текущий и оперативный отчёт. Особо стоит заострить внимание на введении отчёта по закупке и заготовлению, отчёта по производству, отчёта по реализации продукции животноводства, что в достаточно полной мере облегчит процедуры принятия управленческого решения. Последнее и немаловажное, на что стоит обратить внимание, — это разработка усовершенственного плана счетов бухгалтерского учёта. Нами были разработаны субсчета и аналитические счета для счёта 20
(основное производство) по группам животных, присутствующих на предприятии. По нашему мнению, разумно будет также ввести 30-е счета затрат бухгалтерского учёта, так как организация в идеале в нашем варианте ведёт учёт затрат и расчёт себестоимости нужных аналитических признаков в системе управленческого учёта, что, к примеру, способна выполнить в информативной системе.
Литература
1. НаумкинаТ. В., Никитина А. А., Бит-Хашабо М. А. Проблемы внедрения и практическая значимость управленческого учёта в агропромышленном комплексе в России // Молодой учёный. 2016. № 8. С, 634-636.
2. Карагодин Д.А., Коршикова С.Н., Варламова М.О. Формирование учётно-аналитической системы и контроллинга для управления затратами сельскохозяйственного предприятия // Интернет-журнал «Науковеденье» [Электронный вариант]. URL://http://cyberleninka. ru/journal/n/internet-zliunial-naukovedeiiie.
3. Мантуленко В.В., Молчанов И.А. Роль учётной политики в системе управленческого учёта // Молодой учёный. 2014. № 15. С, 1*77-180.
4. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/ (Дата обращения 24.04.2017). '
5. Хрыкина Т.Н. Управленческий учёт и его место в учётно-аналитической системе сельскохозяйственных организаций // Молодой учёный. 2015. № 7. С, 508-510.
6. Палий В.Ф. Управленческий учёт: организация и функционирование // Бухгалтерский учёт. 2014. № 3. С. 60—65.
7. АдамайтисЛА., КонсевскояС.Р., ОстаевГ.Я. Необходимость внедрения эффективных методов управленческого учёта в организациях АПК // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: матер. II Междунар. науч.-прак-тич. конф. В 2-х част. / Под ред. Ю.С. Руденко. М., 2016.