Научная статья на тему 'Пути улучшения методики учёта и проблемы счёта 90 «Продажи» по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций'

Пути улучшения методики учёта и проблемы счёта 90 «Продажи» по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВЫРУЧКА / УЧЁТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / РАСТЕНИЕВОДСТВО / АМОРТИЗАЦИЯ / ЖИВОТНОВОДСТВО / COST VALUE / REVENUE / ACCOUNTING / FINANCIAL RESULTS / PRODUCTS / VARIABLE COSTS / MARGINAL INCOME / CROP GROWING / DEPRECIATION / ANIMAL HUSBANDRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин Юлай Ялкинович

Изучены методика и проблемы учёта доходов и расходов, финансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции. Приводятся пути улучшения счёта 90 «Продажи» в рабочем плане счетов для сельского хозяйства. В российской системе бухгалтерского учёта существует упрощённый подход к моменту признания дохода. Признание выручки необходимо дифференцировать по видам деятельности. Одним из ключевых моментов при реализации положений по бухгалтерскому учёту в рамках конкретной организации является разработка рабочего плана счетов. Предлагаемый рабочий счёт 90 «Продажи» в таблице разрабатывался исходя из предположения об автоматизации бухгалтерского учёта у хозяйствующего субъекта, то есть наличия программных продуктов, позволяющих осуществлять множество операций по формированию финансовых результатов как в конце, так и в середине отчётного периода. К каждому субсчёту можно будет открыть аналитические счета первого и второго уровней: «продукция растениеводства», «продукция животноводства» и другие. Каждую отрасль можно рассмотреть по её видам (зерно, подсолнечник, молоко, КРС и свиньи (в живой массе) и т.д.) и по каналам продаж государству, предприятиям, рынкам и прочим каналам. Для обеспечения необходимых аналитических расчётов ведут раздельный учёт переменных и постоянных расходов с подсчётом маржинального дохода по видам продукции. Система «директ-костинг» нацеливает руководителей предприятия на постоянный контроль за изменениями маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции. Данный вариант счета 90 «Продажи» для АПК обеспечит быстрое получение бухгалтерской службой всех необходимых данных для работы, позволит снизить затраты времени на составление и на проверку подготовленных отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACCOUNTING TECHNIQUE AND PROBLEMS OF ACCOUNT 90 “SALES” ON PRIMARY ACTIVITIES FOR AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The technique and problems of accounting of incomes and expenditures, and financial results of agricultural products sales are studied. The improvement of Account 90 “Sales” of the working chart of accounts for agricultural industry is discussed. There is a simplified approach to revenue recognition time in the Russian accounting system. Revenue recognition should be differentiated by activity type. One of the key issues in the implementation of accounting within a specific organization is the development of a working chart of accounts. The proposed working Account 90 “Sales” in the work-sheet was developed based on the assumption of accounting work automation in an economic entity, that is, the availability of software products designed to perform many operations on income statement formation both at the end and in the middle of a reporting period. Each subaccount may involve analytical accounts of the first and second level, “crop products”, “animal products” and others. Each industry branch may be reviewed by its products (grain, sunflower, milk, cattle and pigs (in live weight), etc.) and sales channels. To provide necessary analytical calculations, there are separate accounts of variable and fixed costs with the counting of marginal revenue by products. Direct costing system makes business managers monitor marginal income changes (cover amounts) for the whole enterprise, and for certain products. The present version of the Account 90 “Sales” for agricultural industry will promptly provide an accounting department with the required data, and reduce time expenditures for drawing up and revision of the statements.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения методики учёта и проблемы счёта 90 «Продажи» по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций»

муниципальном образовании Бийский район Алтайского края» на 2012-2016 годы».

9. Указ Президента от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» / информационная система ГАРАНТ-ЭКСПЕРТ.

10. Постановление Алтайского краевого законодательного собрания от 28.12.1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» (с изменениями от 31 октября 2005 г., 29 марта 2011 г.) — информационная система гАрАНТ-ЭКсПеРТ, 2012.

11. Огурцов А.Ю. Бехтемирский укрепленный линейный опорный пункт как объект

структурно-функционального анализа // Музей и наука: матер. с Междунар. конф. / Кемеровский государственный университет (10-12 ноября 2011 г.).

12. Империя туризма [Электронный ресурс] — Режим доступа:

http://www.doc22.ru/information/2009-07-15-05-06-10/2769.

13. Природа Алтая. Общественно-экологическое издание. — 2012 г. — № 1-2.

14. Роль туризма в социально-экономическом развитии Алтайского края -[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/info/tour_old/altai_6 -9/index.php?sphrase_id = 143624.

+ + +

УДК 338.93:658.5 (470.57) Ю.Я. Рахматуллин

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МЕТОДИКИ УЧЁТА И ПРОБЛЕМЫ СЧЁТА 90 «ПРОДАЖИ» ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: себестоимость, выручка, учёт, финансовые результаты, товарная продукция, переменные затраты, маржинальный доход, растениеводство, амортизация, животноводство.

Введение

Учет финансовых результатов является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов предопределяется тем обстоятельством, что по его данным формируется информация о прибыли предприятия.

Объём товарной продукции — это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации). Под продажей продукции понимается отчуждение имущества, т.е. передача права собственности на него в результате сделки купли-продажи, поставки, мены, подряда, услуги и других, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации. Ещё более определенно об этом сказано в части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации: «Продажей товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаётся, соответственно, передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг одним лицом для другого лица в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом..., на безвозмездной основе» (ст. 39 п. 1) [1].

По нашему мнению, в российском законодательстве выручке уделяется мало внимания. Так, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности выручке посвящён отдельный стандарт МСФО 18, который так и называется «Выручка», а категория «доходы» определяется в концептуальной главе МСФО «Принципы». Российский стандарт ПБУ 9/99 «Доходы организации» по сути представляет собой совмещение концептуальных основ с их практической реализацией [2]. В МСФО 18 признание выручки осуществляется по-разному, в зависимости от её вида:

- выручка от продажи товаров;

- выручка от предоставления услуг;

- выручка от использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

Целью исследования являются пути улучшения методики учёта финансовых результатов. Задача — изучение различных проблем и состояния учёта формирования прибыли в сельском хозяйстве.

Результаты и их обсуждение

Мы считаем, что в российской системе бухгалтерского учёта существует упрощённый подход к моменту признания дохода. Признание выручки необходимо дифференцировать по видам деятельности. Признание

момента реализации от продажи продукции, по нашему мнению и в соответствии с Гражданским законодательством, должно быть после исполнения обязательств сторон, то есть после фактической оплаты товара.

Одним из ключевых моментов при реализации положений по бухгалтерскому учёту в рамках конкретной организации является разработка рабочего плана счетов. Грамотный рабочий план счетов является одной из основ успешной работы всего бухгалтерского аппарата. Именно планом счетов определяются полезность, понятность и информативность таких основных регистров бухгалтерского учёта, как главная книга или оборотно-сальдовая ведомость. Быстрое получение бухгалтерской службой всех необходимых для работы данных позволяет снизить затраты времени на составление, а в рамках повсеместной автоматизации бухгалтерского учёта на проверку подготовленных отчётов, что неизбежно ведёт к снижению затрат организации, повышению эффективности деятельности её управленческого аппарата.

В течение нескольких столетий в теории бухгалтерского учёта дискутировался вопрос о первичности счетов и бухгалтерской отчётности. Ряд авторов полагали, что бухгалтерская отчётность есть продолжение плана счетов хозяйствующего субъекта, другие утверждали, что, наоборот, план счетов есть логическое продолжение детализации бухгалтерской отчётности. Мы не будем рассматривать этот вопрос, а только подчеркнём, что какую бы точку зрения мы не приняли, между бухгалтерской отчётностью и планом счетов должна быть прямая взаимосвязь, т.е. данные бухгалтерской отчётности должны непосредственно вытекать из данных плана счетов. При этом, если за основу взять баланс или, как в нашем случае, отчёт о прибылях и убытках, его данные должны находить непосредственное отражение в плане счетов. Любая перегруппировка бухгалтерских данных, отражённых на счетах, при подготовке отчёта о прибылях и убытках будет явным признаком некачественно составленного плана счетов

[3]. „ „

Предлагаемый рабочий счёт 90 «Продажи» в таблице разрабатывался исходя из предположения об автоматизации бухгалтерского учёта у хозяйствующего субъекта, т.е. наличия программных продуктов, позволяющих осуществлять множество операций по формированию финансовых результатов как в конце, так и в середине отчётного периода [4].

Кроме того, настоящий рабочий счёт 90 «Продажи» предполагает приоритет бухгалтерского учёта над налоговым.

Для того, чтобы комментировать показатели сальдо и оборотов по счетам, введем понятие обычного отчётного периода. Под ним понимается период, начало и конец которого совпадают с началом и концом любых месяцев года. Обратим внимание, что, во-первых, начало периода необязательно совпадает с 1 января отчётного года, во-вторых, начало периода может совпадать с началом одного месяца, а конец — с концом другого. Наиболее распространёнными обычными отчётными периодами являются месяцы, кварталы и полугодия. Отличительной особенностью названных периодов является то, что для любого из них должны быть произведены заключительные записи по счетам учета финансовых результатов. Сальдо счёта 90 «Продажи» свернутое и должно быть равно нулю в конце каждого отчётного периода, что позволяет легко проверить правильность составления заключительных записей по счёту.

К каждому субсчёту можно будет открыть аналитические счета первого и второго уровней: «продукция растениеводства», «продукция животноводства» и др. Каждую отрасль можно рассмотреть по её видам (зерно, подсолнечник, молоко, КРС и свиньи (в живой массе) и т.д.) и по каналам продаж — государству, предприятиям, рынкам и прочим каналам.

В управленческом учёте по международным стандартам (МСФО) для обеспечения наибольшей оперативности и аналитичности данных учёта в целях своевременного и быстрого принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию процесса производства применяется специализированная система учёта исчисления себестоимости «директ-костинг». Система «директ-костинг» основана на учёте и калькулировании неполной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объёма производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим, в данном случае, является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек (но являются не переменными, а постоянными расходами), не включаются в себестоимость, а возмещаются суммой из выручки. В этом основная отличительная особенность системы учёта неполной себестоимости или «директ-костинг». Разница между выручкой от про-

дажи и неполной себестоимостью, исчисленной по системе «директ-костинг», образует маржинальный доход.

Для обеспечения необходимых аналитических расчётов ведут раздельный учёт переменных и постоянных расходов с подсчётом маржинального дохода по видам продукции. Система «директ-костинг» нацеливает руководителей предприятия на постоянный контроль за изменениями маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции.

За счет сокращения статей затрат упрощаются их нормирование, учёт и контроль. Немаловажно при этом, что улучшаются учёт и контроль также условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный период учитывается и определяется в отчётности отдельно и всегда можно ви-

деть их влияние на величину прибыли предприятия. Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику цен, постоянно маневрируя ими.

Субсчёт 905 «Маржинальный доход/убыток» предлагаемого счёта 90 «Продажи» отражает данные о разнице между «чистой выручкой от продаж» и «переменными затратами на производство» организации по основным видам деятельности. Субсчёт активно-пассивный, сальдо счёта свернутое. Для обычных отчётных периодов, начало которых не совпадает с 1 января отчетного года, оборот по кредиту субсчёта отражает сумму доходов от основной деятельности за период, оборот по дебету — сумму расходов. Разница между кредитовым и дебетовым оборотом даёт финансовый результат за период.

Таблица

Предлагаемый счёт 90 «Продажи» для рабочего плана счетов по учёту доходов и расходов и финансовых результатов по основным видам деятельности для сельскохозяйственных организаций

90 Продажи

901 Общая выручка от продаж (брутто)

9011 9012... продукция растениеводства продукция животноводства и т.д. (по её видам, каналам продаж)

902 НДС

9021 9022. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

903 Чистая выручка от продаж (нетто)

9031 9032. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

904 Переменные затраты на производство

9041 прямые расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды

90411 90412. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

9042. прямые материальные расходы.

9043. косвенные общепроизводственные расходы.

905 Маржинальный доход/убыток

9051 9052. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д. (по её видам, каналам продаж)

906 Амортизация активов производственного назначения

9061 9062. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

907 Общая производственная себестоимость от продаж

9071 9072. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

908 Управленческие расходы

9081 9082. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

909 Расходы на продажу

9091 коммерческие расходы

90911 90912. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

9092. издержки обращения.

9010 Полная коммерческая себестоимость от продаж

90101 90102. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д.

9011 Коммерческая прибыль/убыток от продаж (стр. 7 — стр. 8 — стр. 9)

90111 90112. продукция растениеводства продукция животноводства и т.д. (по её видам, каналам продаж)

Субсчета 908 «Управленческие расходы» и 909 «Расходы на продажу» введены для аккумулирования информации, которая отражается по строкам «Управленческие расходы» и «Расходы на продажу» отчёта о прибылях и убытках. Их содержание определяется пунктами 65-67 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н (далее Методические рекомендации № 60н) [5]. Субсчета активные, могут содержать только дебетовые обороты. Наличие кредитовых оборотов свидетельствует об ошибках при осуществлении записей по этим субсчетам. Данные оборотно-сальдового баланса по этим субсчетам отражают следующие величины:

сальдо по дебету на начало периода — сумму соответствующих расходов с начала года до начала отчётного периода (если начало периода не совпадает с 1 января текущего года);

оборот по дебету — величину коммерческих или управленческих расходов, понесённых в отчётном периоде;

сальдо по дебету на конец периода — сумму соответствующих расходов с начала года до конца отчётного периода.

Субсчёт 9011 «Чистая коммерческая прибыль/убыток» предназначен для отражения величины финансового результата от основной деятельности. Субсчёт активнопассивный, сальдо субсчёта свернутое. Порядок отражения записей по субсчёту аналогичен порядку отражения записей по субсчёту 909 «Прибыль/убыток от продаж» Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утверждённого приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее новый План счетов) и Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций АПК утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 июня 2001 г. № 654.

Сальдо субсчёта на начало периода отражает финансовый результат от основной деятельности с начала года до начала отчётного периода. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счёту отражает финансовый результат от основной деятель-

ности. Конечное сальдо отражает финансовый результат от основной деятельности с начала года до конца отчётного периода и корреспондирует со строкой «Чистая коммерческая прибыль/убыток» отчёта о прибылях и убытках.

Заключение

По мнению автора, налоговым органам и аудиторам необходимо повысить требовательность к правильности и своевременности заполнения и использования новых первичных документов, учётных регистров, а также наказывать хозяйства в виде штрафных санкций, пени, которые относятся неаккуратно к данным документам и нарушают типовой план счетов.

Данный вариант счета 90 «Продажи» для АПК обеспечит быстрое получение бухгалтерской службой всех необходимых данных для работы, позволит снизить затраты времени на составление и на проверку подготовленных отчетов, что неизбежно приведет к снижению затрат предприятия, повышению эффективности деятельности ее управленческого аппарата.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.03.1999 г. № 51-ФЗ (в редакции Федеральных законов РФ от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ и от

02.01.2000 г. № 13-Ф3) и Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от

29.12.2000 г. — № 166-ФЗ.

2. Приказ Министерства финансов РФ «об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 6 мая 1999 г. № 32н. (с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от

30.03.2001 № 27н).

3. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский и налоговый учёт доходов и расходов. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Рахматуллин Ю.Я., Хабиров Г. А. Совершенствование учёта результатов от продажи по основным видам деятельности в коммерческих организациях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. — № 6. — С. 43-44.

5. Приказ Министерства финансов РФ «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности организации» от 28 июня 2000 г.

— № 60н.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.