Научная статья на тему 'Управленческие решения на основе учёта финансовых результатов'

Управленческие решения на основе учёта финансовых результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УЧЁТ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / MANAGERIAL DECISIONS / FINANCIAL RESULTS / ACCOUNTING / METHODS OF INFORMATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Коршикова Светлана Николаевна, Тажибов Тажиб Гаджимагомедович

В статье рассмотрена категория доходов и расходов, возникающих в деятельности организаций, а также роли детализации информации бухгалтерского учёта для целей управления. Главное достоинство предлагаемого метода учёта финансовых результатов – осуществление управления финансовыми результатами в целом по предприятию, по местам их возникновения и по видам производимой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Коршикова Светлана Николаевна, Тажибов Тажиб Гаджимагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL DECISIONS BASED ON FINANCIAL RESULTS ACCOUNTING

The category of incomes and expenses, resulting from organizations’ activities, and the importance of detailed information concerning managerial accounting are considered in the article. The major advantage of the suggested method of financial results accounting is management of financial results of an enterprise in general, of every single unit, having achieved certain financial results, as well as of the kinds of products manufactured.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения на основе учёта финансовых результатов»

Управленческие решения на основе учёта финансовых результатов

ЕМ Дусаева, д.э.н, профессор, С.Н. Коршикова, к.э.н., Оренбургский ГАУ; Т.Г. Тажибов, д.э.н, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Волгоградский филиал

В современных рыночных условиях эффективность работы каждой организации во многом зависит от своевременного принятия управленческих решений по изменению объёмов выпуска, ассортимента и качества продукции и по ценовой политике предприятия, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке. На основе информации в рыночной системе хозяйствования специалисты должны уметь определить варианты альтернативных курсов действий и экономически обосновать их целесообразность, планировать деятельность организации во времени.

Изменение подходов к пониманию категорий доходов и расходов, возникающих в деятельности организаций, а также признание роли прибыли как главенствующей составной части собственного капитала порождают появление определений финансовых результатов, принципиально новых для отечественной теории и практики. Решение вопросов, связанных с предоставлением в бухгалтерской отчётности полной, достоверной и нейтральной по отношению к различным группам пользователей информации о финансовых результатах, ставит свои проблемы. Баланс (отчёт о финансовом положении) и отчёт о прибылях и убытках (отчёт о совокупном доходе) характеризуют финансовое положение организации за период. Отчёт об изменениях в капитале и отчёт

о движении денежных средств характеризуют изменение финансового положения организации за период. Эти формы имеют принципиальное значение для характеристики финансового положения организации. Изменения в собственном капитале организации между началом и концом отчётного периода отражают увеличение или уменьшение её чистых активов в течение периода. В условиях доминирования финансовой концепции капитала изменение величины чистых активов свидетельствует об изменении собственного капитала организации, т.е. о росте или снижении её капитализации за период. Информация о движении денежных средств даёт пользователям финансовой отчётности основу для оценки способности организации генерировать денежные средства и их эквиваленты [1].

Согласно Положению по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н) финансовый результат (чистая прибыль или убыток) организации определяется как разница между доходами и расходами от обычных видов деятельности и прочими доходами и расходами. Финансовый результат за текущий отчётный период суммируется с общим финансовым результатом за предыдущие отчётные периоды. Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности определяется как разница между:

— выручкой от реализации продукции (работ, услуг);

— расходами, связанными с производством и реализацией.

В соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) для обобщения информации о формировании финансового результата по обычным видам деятельности предназначен счёт 90 «Продажи». Все показатели, необходимые для определения финансового результата организации, формируются на субсчетах, открытых к нему в типовом плане счетов: 90/1 — Выручка; 90/2 — Себестоимость продаж; 90/3 — НДС; 90/4 — Акцизы; 90/9 — Прибыль/убыток от продаж.

Методика отражения в бухгалтерском учёте информации о финансовых результатах от обычных видов деятельности позволяет формировать отчёт о прибылях и убытках.

На практике сельскохозяйственные организации применяют рабочий план счетов, в котором предусматриваются следующие субсчета, открытые к счёту 90 «Продажи»: 90/1 — Продажа продукции растениеводства; 90/2 — Продажа продукции животноводства; 90/3 — Продажа продукции промышленных и подсобных производств; 90/9 — Прибыль/убыток от продаж.

Методика формирования информации на счёте 90 «Продажи» заключается в том, что по дебету этого счёта отражают расходы, по кредиту — доходы, связанные с обычными видами деятельности организации. Анализ вариантов группировки аналитических счетов, открытых к счёту 90 «Продажи», позволяет сделать вывод о том, что они не дают возможности получать в полном объёме информацию для составления отчётности, подготовки и принятия управленческих решений, формирования налоговых баз в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Чтобы получить детальные сведения по отраслям, видам продукции, сельскохозяйственным организациям целесообразно открывать необходимое количество субсчетов и аналитических счетов. Их количество может быть произвольным исходя из конкретных условий. Для упорядочения взаимосвязей между аналитическими счетами с объединяющим их субсчётом, между субсчетами с синтетическим счётом предлагаем разработку и применение на предприятии единой системы кодирования, для чего следует использовать единые правила её формирования [2].

При разработке варианта учёта финансовых результатов нужно исходить из необходимости взаимоувязки кодировки по счетам 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи». Система кодирования, применяемая на счёте 90 «Продажи» в сельскохозяйственных организациях, должна обеспечить аналитический учёт по производствам, отделениям, бригадам,

видам продукции и работ по отчётным периодам и поэлементно.

К каждому субсчёту счёта 90 «Продажи» рекомендуется открыть сеть субсчетов нескольких уровней, включая аналитические счета для учёта видов продукции, работ, услуг. Код каждого такого объекта калькуляции по счёту 90 «Продажи», субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/9 «Прибыль/убыток от продаж», по нашему мнению, должен состоять из нескольких элементов, чтобы выполнить любую группировку при составлении отчёта.

Первый уровень — синтетический счёт: 90 «Продажи»; второй уровень — добавляется код субсчетов: 1 — «Выручка», 2 — «Себестоимость продаж», 9 — «Прибыль/убыток от продаж»; третий уровень — субсчёт отрасли: 1 — «Растениеводство», 2 — «Животноводство», 3 — «Промышленное производство»; четвёртый уровень — виды продукции и работ по отраслевым структурным подразделениям (бригадам).

Система кодирования, описанная для субсчёта 90/1 — «Выручка», полностью применима для остальных субсчетов счёта 90 «Продажи». При такой структуре кода каждый аналитический конечный счёт соответствует виду продукции или работ (табл. 1).

Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учёту, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

1. Рекомендуемая система кодирования для субсчёта 90/1 «Выручка» от реализации продукции растениеводства

Наименование продукции Код

Озимая рожь Озимая пшеница Яровая пшеница Просо Подсолнечник 90-1-1-1 90-1-1-2 90-1-1-3 90-1-1-3 90-1-1-4

В управленческом учёте центры затрат — это первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся единообразием функций и производственных операций, уровнем технической оснащённости и организации труда, направленностью затрат. Центры затрат выделяют в качестве объекта учёта с целью большей детализации затрат, усиления контроля за расходами и повышения точности калькулирования. Центр затрат как объект учёта позволяет не только сгруппировать затраты, обеспечить контроль и

2. Отражение в бухгалтерском учёте продажи продукции растениеводства

Содержание операции Дебет Кредит

Оприходована готовая продукция растениеводства (озимая рожь) 43 - «Готовая продукция» - 1 «Растениеводство» - 1 «Озимая рожь» 20 - «Основное производство» - 1 «Растениеводство» - 1 «Озимая рожь»

Начислена выручка от продажи продукции растениеводства (озимая рожь) 62 - «Расчёты с покупателями и заказчиками» 90 - «Продажи» - «Выручка» - 1 «Растениеводство» - 1 «Озимая рожь»

Списана себестоимость проданной продукции растениеводства (озимая рожь) 90 - «Продажи» - 2 «Себестоимость продаж» - 1 «Растениеводство» - 1 «Озимая рожь» 43 - «Готовая продукция» - 1 «Растениеводство» - 1 «Озимая рожь»

другие функции управления, по центрам затрат строится достаточно высокоинформативная система аналитического учёта [3].

Детализация аналитического учёта финансовых результатов поможет на должном уровне осуществлять управление финансовыми результатами в целом по предприятию, по местам их возникновения и по видам производимой продукции. Их локализация по местам возникновения позволит организовать текущий контроль и достоверный учёт финансовых результатов, способствовать получению учётной информации о фактической величине доходов по каждому структурному подразделению и каждому производимому виду продукции.

Рассмотрим отражение в учёте продажи сельскохозяйственной продукции при рекомендуемой системе кодирования (табл. 2).

Разработка рабочего плана счетов на основе предлагаемой системы кодирования позволит сельскохозяйственной организации максимально учитывать собственную специфику деятель-

ности, обеспечивать получение необходимой финансовой и управленческой информации и совершенствовать взаимосвязь бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Обобщая вышесказанное, отметим, что одной из важнейших задач бухгалтерского учёта финансовых результатов является обеспечение пользователей информацией для систематического контроля за качеством продукции, анализа влияния факторов на размеры выручки от продажи продукции и принятия управленческих решений. Это — предпосылка формирования достоверной информации о финансовых результатах по отраслям, видам продукции.

Литература

1. Дусаева Е.М., КурмановаА.Х. Бухгалтерский управленческий учёт: теория и практические задания: учебное пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 288 с.

2. Морозов И. Оценка влияния экономических и производственных факторов на изменение финансового результата // Финансы: стратегия и тактика. 2010. № 92.

3. Слободняк И.А. Использование профессионального суждения при формировании информации о финансовых результатах для целей управленческой отчётности // Международный бухгалтерский учёт. 2012. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.