Научная статья на тему 'Совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени на основе результатов мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов'

Совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени на основе результатов мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT SOLUTIONS / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISMS / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солошенко Н. Б., Алексеева М. В., Макаридин Д. Н.

Одним из направлений стратегии системных инноваций в сфере физической культуры и спорта является повышение качества учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ посредством мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов, а также совершенствование процесса планирования учебно-тренировочного процесса. Цель исследования совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени. В ходе исследования авторами выявлены причины посредственного физического развития спортсменов г. Тюмени. Предполагается, что это связано с недостаточными способностями тренеров-преподавателей проектировать и планировать свою деятельность в соответствии с последними достижениями науки и требованиями нормативной базы в деятельности ДЮСШ. Наряду с этим выявлена динамика качества планирования учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ. В результате проведенных Департаментом по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени мероприятий (курсы повышения квалификации, точечные встречи, разъяснительные беседы, семинары с отдельными категориями тренеров) в целом ситуация улучшилась. Также выявлены типичные, статистически часто встречающиеся недоработки в планировании учебно-тренировочного процесса. К ним можно отнести несоответствие поставленных задач в плане мезоцикла содержанию занятий в микроциклах; задачи мезоцикла недостаточно раскрыты в микроцикле; неопределенная структура годичного цикла тренировки; подмена задач общей физической подготовки задачами специальной физической подготовки, и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of solutions implementation arrangements to improve training process at Tyumen sports schools

One of the areas of the strategy of systemic innovation in the sphere of physical culture and sport is to improve the training process in youth sport schools through monitoring of health and physical fitness of junior athletes, as well as improving the process of planning of the training process. The purpose of the present research was to improve the training process at sports schools in the city of Tyumen. In the study, the authors identified the reasons for poor physical development of athletes in Tyumen. It is assumed to be due to insufficient skills of trainers and teachers to design and plan their activities in accordance with the latest achievements in science and the requirements of the regulatory framework in the activities of youth sport schools. At the same time there was revealed the dynamics of the quality of planning of the training process at youth sport schools. As a result of the actions of the Department of Sport and Youth Policy of the Administration of Tyumen (training courses, selective meetings, clarification sessions, seminars with certain categories of trainers) the situation has generally improved. Moreover, there were detected typical, statistically common flaws in planning of the training process, including the mismatch of tasks set in terms of the mesocycle with the content of classes in microcycles; insufficiently disclosed mesocycle objectives in a microcycle; undefined structure of the annual training cycle; substitution of conditioning training goals with the goals of special physical training, and vice versa.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени на основе результатов мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ГОРОДА ТЮМЕНИ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 29.09.2015 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Н.Б. Солошенко1 М.В. Алексеева1

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Макаридин2

1 Департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени

2 Тюменский государственный университет, Тюмень

MANAGEMENT SÜLUTiÜNS IMPLEMENTATiÜN MECHANISMS TO iMPRÜVE TRAINING PROCESS AT TYUMEN SPORTS SCHOOLS

N.B. Soloshenko1 M.V. Alekseeva1

Associate professor, Ph.D. D.N. Makaridin2

1 Department of Sport and Youth Policy of Administration of Tyumen

2 Tyumen State University, Tyumen

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Одним из направлений стратегии системных инноваций в сфере физической культуры и спорта является повышение качества учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ посредством мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов, а также совершенствование процесса планирования учебно-тренировочного процесса. Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени.

В ходе исследования авторами выявлены причины посредственного физического развития спортсменов г. Тюмени. Предполагается, что это связано с недостаточными способностями тренеров-преподавателей проектировать и планировать свою деятельность в соответствии с последними достижениями науки и требованиями нормативной базы в деятельности ДЮСШ. Наряду с этим выявлена динамика качества планирования учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ. В результате проведенных Департаментом по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени мероприятий (курсы повышения квалификации, точечные встречи, разъяснительные беседы, семинары с отдельными категориями тренеров) в целом ситуация улучшилась.

Также выявлены типичные, статистически часто встречающиеся недоработки в планировании учебно-тренировочного процесса. К ним можно отнести несоответствие поставленных задач в плане мезоцикла содержанию занятий в микроциклах; задачи мезоцикла недостаточно раскрыты в микроцикле; неопределенная структура годичного цикла тренировки; подмена задач общей физической подготовки задачами специальной физической подготовки, и наоборот.

Ключевые слова: мониторинг, управленческие решения, механизмы управления, тренировочный процесс.

Annotation

One of the areas of the strategy of systemic innovation in the sphere of physical culture and sport is to improve the training process in youth sport schools through monitoring of health and physical fitness of junior athletes, as well as improving the process of planning of the training process. The purpose of the present research was to improve the training process at sports schools in the city of Tyumen.

In the study, the authors identified the reasons for poor physical development of athletes in Tyumen. It is assumed to be due to insufficient skills of trainers and teachers to design and plan their activities in accordance with the latest achievements in science and the requirements of the regulatory framework in the activities of youth sport schools.

At the same time there was revealed the dynamics of the quality of planning of the training process at youth sport schools. As a result of the actions of the Department of Sport and Youth Policy of the Administration of Tyumen (training courses, selective meetings, clarification sessions, seminars with certain categories of trainers) the situation has generally improved. Moreover, there were detected typical, statistically common flaws in planning of the training process, including the mismatch of tasks set in terms of the mesocycle with the content of classes in microcycles; insufficiently disclosed mesocycle objectives in a microcycle; undefined structure of the annual training cycle; substitution of conditioning training goals with the goals of special physical training, and vice versa.

Keywords: monitoring, management solutions, management mechanisms, training process.

Введение. На фоне общей популярности занятий физической культурой и спортом среди населения основные потребители образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта - родители и дети стали более требовательными не только к условиям оказания услуги, но и к качеству образовательного процесса и его результатам.

На сегодняшний день в Тюмени реализуется стратегия системных инноваций в сфере физической культуры и спорта [4]. Одно из направлений данной стратегии -повышение качества учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ посредством мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов, а также совершенствование процесса планирования учебно-тренировочного процесса.

Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса спортивных школ города Тюмени.

Результаты исследования и их обсуждение.

С 2013 по 2014 г в Тюмени в рамках проекта «Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности учащихся спортивных школ» были реализованы комплексные мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физической подготовленности спортсменов, занимающихся в специализированных учреждениях дополнительного образования.

Исследование показало, что по общей физической подготовленности и физическому развитию 83 % спортсменов имеют результаты средние и выше средних и только у 17 % результаты ниже среднего уровня. В то же время анализ результатов развития физических способностей показал, что у большинства спортсменов недостаточно развиты общая выносливость и мышечная сила, что напрямую влияет на показатели их физической работоспособности.

Результаты тестов, проведенных в ходе мониторинга, выявили низкий уровень жизненного и силового индексов. Оценка показала, что 51 % юношей и 33 % девушек имеют низкий жизненный индекс. Такие же показатели прослеживаются и по результатам оценки силового индекса: как юноши (48 %), так и девушки (62 %) имеют низкий уровень.

Тестирование для определения уровня специальной физической подготовленности юношей и девушек осуществлялось в видах спорта, в которых отмечались наиболее высокие спортивные результаты. Тесты проводились по следующим видам спорта: баскетболу, боксу, волейболу, спортивной гимнастике, греко-римской борьбе, дзюдо, лыжным гонкам, плаванию, скалолазанию, танцевальному спорту, теннису, фигурному катанию, футболу, хоккею, художественной гимнастике.

Во всех возрастных группах стабильно высокие результаты показали спортсмены, представляющие спортивную гимнастику, скалолазание и дзюдо.

Ниже среднего - уровень специальной подготовленности у хоккеистов и футболистов.

Анализ результатов мониторинга убедительно показывает необходимость обратить внимание тренеров на развитие общей выносливости и мышечной силы спортсменов.

Механизмы совершенствования тренировочного процесса. Планирование учебно-тренировочного процесса. По итогам проведения мониторинга были сформулированы управленческие решения, способствующие эффективной организации учебно-тренировочного процесса обучающихся спортивных школ города.

Были разработаны практические рекомендации, направленные на коррекцию структуры и содержания системы планирования тренировочного процесса.

Во-первых, благодаря полученным результатам были обозначены основные направления модификации тренировочного процесса в части развития выносливости и силы. При этом учитывались сенситивные периоды развития других физических качеств спортсменов не в ущерб эмоциональной привлекательности (являющейся одним из ключевых мотивов, по которому они выбирают тот или иной вид спорта).

В рекомендациях были отражены главные аспекты развития выносливости:

1. Необходимо помнить о законах долговременной адаптации. Результат в процессе работы достигается постепенно, процесс перестройки в организме происходит на различных уровнях развития системно, то есть в него вовлекается большое количество звеньев функционирования организма.

2. Регулярные физические нагрузки динамического характера приводят к умеренной гипертрофии миокарда, урежению ЧСС, улучшению периферического кровоснабжения, увеличению мощности систем, ответственных за энергообеспечение, сочетающееся с повышением эффективности использования кислорода активными мышцами, повышением производительности аппарата кровообращения в целом, экономизацией функции сердца в состоянии покоя и при умеренной нагрузке.

Во-вторых, было рекомендовано внести изменения в содержание, формы и технологию планирования по всем видам спорта с учетом возраста и пола спортсмена в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в ДЮСШ, а также общими закономерностями теории и методики спортивной тренировки.

С сентября 2014 г. в образовательный процесс были введены общие формы планирования тренировочного процесса (микро-, мезо- и макроцикл), предусматривающие основные разделы спортивной подготовки и последовательность реализации программного материала. Принципиально было рекомендовано уделять должное внимание реализации разделов общей физической подготовки и двигательно-координационной подготовки спортсменов.

Повышение профессионализма специалистов отрасли. На следующем этапе совершенствования тренировочного процесса была проведена работа по повышению квалификации педагогов отрасли спорта.

С этой целью были организованы семинары для специалистов управленческого состава, методистов, тренеров ДЮСШ и СДЮСШОР. Тематикой таких встреч явилось информирование об итогах мониторинга, определение проблематики и современного положения различных аспектов процесса спортивной подготовки, путей их совершенствования.

Для более организованного и эффективного освоения рекомендаций, направленных на коррекцию планирования тренировочного процесса, был использован механизм методического сопровождения. К данной работе привлечен специалист с высоким уровнем профессиональной компетенции в области теории и методики спорта, который на систематичной основе осуществляет коррекцию учебно-тренировочного процесса каждой спортивной школы.

Помимо этого с тренерским составом спортивных школ были проведены встречи, на которых анализировались

№ 12 • 2015 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

личные достижения спортсменов, состояние их физической подготовленности, документы планирования.

Руководителям спортивных школ было рекомендовано прохождение курсов повышения квалификации для специалистов учреждений, в том числе в направлении психолого-педагогического сопровождения.

Для приобретения нового практического опыта были организованы открытые уроки с участием всех тренеров, методистов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Ожидаемый эффект - совершенствование учебно-тренировочного процесса позволит:

• улучшить результаты физической и специальной подготовленности спортсменов;

• повысить уровень квалификации и профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса спортивных школ;

• наметить перспективы дальнейшего совершенствования системного подхода в части сохранности спортивного контингента спортсменов, в том числе контролируя мотивационные аспекты обучающихся. Внедрение передового опыта отдельных специалистов поможет увеличить мотивацию самих тренеров, выявить среди них бесперспективных и не желающих повышать свою квалификацию, что негативно сказывается не только на подготовке спортсменов, текучести состава тренировочных групп, усилении напряжения между родителями воспитанников и спортивной школой, но и в целом на имидже всей отрасли. Необходимо усилить здоровую конкуренцию среди педагогов и учреждений отрасли, разработать мероприятия по поддержке лучших из лучших, в том числе с учетом внедрения показателей стимулирования в рамках трудовых отношений.

Опыт, полученный в процессе проведения мониторинга, позволяет внедрять его с целью внутреннего контроля деятельности отдельно взятой школы. На данный момент уже сформированы все предпосылки:

- наличие профессиональных кадров, в том числе медицинских работников. Спортивные объекты имеют собственные медицинские кабинеты и необходимое оборудование;

- наличие информационной базы действующих спортсменов, а также налаженные контакты со специалистами технического сопровождения смежных организации и учреждений;

- перевод работников учреждений на эффективные контракты, в которых определены основные показатели качества оказания предоставляемых образовательных услуг - соответственно процесса спортивной подготовки;

- создание мотивационной среды для всех участников процесса: управленцев, специалистов учреждений, преподавателей, спортсменов и их родителей.

Кроме того, сегодня основной акцент сделан на повышении уровня физической подготовленности спортсменов, на особый контроль поставлена системная общефизическая подготовка. Благодаря тесному взаимодействию с Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области спортсмены разных видов уже сегодня посещают легкоатлетический манеж, лыжные базы (в зимнее время), бассейны, игровые и тренажерные залы.

Все это будет способствовать достижению тюменскими спортсменами высоких результатов на соревнованиях различного уровня, увеличению числа присвоенных массовых разрядов и привлечению еще большего количества

детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Выводы. Обнаружены причины слабого физического развития спортсменов г Тюмени. Предполагается, что это связано с недостаточными способностями тренеров-преподавателей проектировать и планировать свою деятельность в соответствии с последними достижениями науки и требованиями нормативной базы в деятельности ДЮСШ.

Наряду с этим выявлено улучшение планирования учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ. Под этим понимается соответствие документов планирования предъявляемым требованиям. В результате мероприятий, проведенных Департаментом по спорту и молодежной политике Администрации г Тюмени (курсы повышения квалификации, точечные встречи, разъяснительные беседы, семинары с отдельными категориями тренеров), в целом ситуация улучшилась. Необходимо отметить, что на данном этапе разработки документов планирования уже отсутствуют грубые методические ошибки. Следует отметить высокую, сознательную активность тренеров по разработке планов.

Также выявлены типичные, часто встречающиеся недоработки в планировании учебно-тренировочного процесса. К ним можно отнести несоответствие поставленных в мезоцикле задач содержанию занятий в микроциклах; недостаточное раскрытие задач мезоцик-ла в микроцикле; неопределенную структуру годичного цикла тренировки; подмену задач общей физической подготовки задачами специальной физической подготовки, и наоборот. Все это говорит либо о небрежности в составлении документов планирования, либо о недостаточной компетентности тренеров. Порой это связано и с низким уровнем организации учебно-тренировочной работы специалистов методических отделов спортивных школ и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, что требует особого внимания в части подготовки специалистов данного направления. Использованная литература

1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г. Голиченко. - М.: Наука, 2006.

- 396 с.

2. Завьялова Т.П. Методические рекомендации к мониторингу физической подготовленности дошкольников: учебно-метод. пособие / Т.П. Завьялова. - Тюмень: «Вектор Бук», 2004. - 30 с.

3. Короткова Е.А. Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности юных спортсменов г. Тюмени / Е.А. Короткова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 21-24.

4. Хромин Е.В. О стратегии системных инноваций в формировании здоровья подрастающего поколения / Е.В. Хромин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 4.

- С. 2-5.

References

1. Golichenko, O.G. Natsional'naya innovatsionnaya sistema Rossii: sostoyanie i puti razvitiya (National Innovation System of Russia: status and development trends) / O.G. Golichenko. - Moscow: Nauka, 2006. - 396 P.

2. Zav'yalova, T.P. Metodicheskie rekomendatsii k monitoringu fizicheskoy podgotovlennosti doshkol'nikov: uchebno-metod. posobie (Guidelines for monitoring of physical fitness of preschoolers: teaching aid) / T.P. Zav'yalova. - Tyumen: Vektor Buk, 2004. - 30 P.

3. Korotkova, E.A. Monitoring fizicheskogo zdorov'ya i fizicheskoy podgotovlennosti yunykh sportsmenov g. Tyumeni (Monitoring of physical health and physical fitness of young athletes of Tyumen) / E.A. Korotkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 12. - P. 21-24.

4. Khromin, E.V. O strategii sistemnykh innovatsiy v formirovanii zdorov'ya podrastayushchego pokoleniya (Strategy of systemic innovation in health formation of younger generation) / E.V. Khromin // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013.

- № 4. - P. 2-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.