Научная статья на тему 'Соотношение нагрузки, в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе'

Соотношение нагрузки, в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / НЕСПЕЦИАЛЬНЫЙ ВУЗ / SPORTS AEROBICS / STUDENTS-ATHLETES / PREPARATORY PERIOD / TRAINING LOAD / NON-SPECIAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна

В данной работе предложена методика построения подготовительного периода подготовки студентов спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. Определены компоненты нагрузки с учетом ее распределения в каждом микроцикле, что позволит тренеру скорректировать тренировочные нагрузки в течение подготовительного периода, с учетом учебной деятельности спортсменов. Была проведена попытка распределения средств физической и технической подготовки в подготовительный период в течение учебного года в вузе, для достижения спортсменами оптимальной спортивной формы к соревнованиям. При этом очень важно учитывать, что студенты вынуждены пропускать тренировочные занятия в связи с учебной загруженностью или болезнью. Методы: педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Материалы. Планирование подготовительного периода в течение учебного года является одним из основных аспектов подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям. При построении подготовительного периода влияют следующие факторы: учебный процесс занимающихся, зачетная и экзаменационная сессии, каникулярный период. В различные этапы подготовительного периода важно учитывать наиболее целесообразное соотношение объема и интенсивности выполняемой работы, а также разрозненное или последовательное развитие и совершенствование физических качеств. Заключение. В данной статье рассматривается соотношение нагрузки в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе, использование которой поможет гимнастам достичь спортивной формы к началу соревновательного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшура Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOAD RATIO IN THE PREPARATORY PERIOD OF TRAINING STUDENTS-ATHLETES ENGAGED IN SPORTS AEROBICS AT NON-SPECIAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper presents the technique of designing the preparatory period of training of students-athletes engaged in sports aerobics. Load components were defined taking into account its distribution in each microcycle, which will allow the trainer to correct the training loads during the preparatory period, taking into account the educational activity of athletes. The author made an attempt at distributing the means of physical and technical training during the preparatory period within the academic year in higher education institution for athletes’ reaching their optimum form for the competitions. Thus it is very important to consider that students are compelled to skip training classes in due to with educational tasks or illness. The methods of pedagogical experiment and statistical data processing were used. Materials. Planning of the preparatory period within the academic year is one of the main aspects of training students-athletes for competitions. The following factors influence the design of the preparatory period: the educational process, test and examination sessions, the vacation period. At various stages of the preparatory period it is important to consider the most expedient ratio of volume and intensity of the performed work, and also the separate or consecutive development and improvement of physical qualities. The load ratio in the preparatory period at students-athletes engaged in sports aerobics in non-special higher education institutions considered in the paper will help athletes to have reached their optimum form by the beginning of the competitive period.

Текст научной работы на тему «Соотношение нагрузки, в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе»

Литература

1. Гришина И. А. Совершенствование речевой моторики и функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. 23 с.

2. Зевестер Э. А. Йога для детей // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. 2008. № 11. С. 31 - 34.

3. Зинатулин С. Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания: метод. пособи. М.: Айрис-пресс, 2007. 64 с.

4. Сайкина Е. Г. Использование средств детского фитнеса в физическом воспитании детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Адаптивная физическая культура. 2006. № 2. С. 32 - 34.

5. Сорокина Л. Н. Веселая йога для дошкольников // Инструктор по физкультуре. 2011. № 5. С. 100 - 101.

6. Рябин С. П., Кравчук А. И., Бикбулатова С. А. Элементы йоги в физическом воспитании детей // Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч. тр. СибАДИ. Омск, 2004. С. 74 - 76.

7. Филатова М. Эффективное лечение простудных заболеваний. М.: АСТ, 2008. 125 с.

8. Шульпина В. П. Дыхание детей и подростков с различным состоянием здоровья (аспекты диагностики и совершенствования): монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. 292 с.

Информация об авторах:

Ивко Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта, iivka@mail.ru.

Irina A. Ivko - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Theory and Methodology of Gymnastics and Directing, Siberian State University of Physical Culture and Sports.

Чусовитина Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сибирского государственный университета физической культуры и спорта, ochusovitina@yandex.ru.

Olga M. Chusovitina - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Pedagogy, Siberian State University of Physical Culture and Sports.

Швецова Елена Игоревна - выпускница кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 5», ЗАТО «Озерный» (Тверская область), elena_vasuhina@mail.ru.

Elena I. Shvetsova - graduate form the Department of Theory and Methodology of Gymnastics and Directing, Siberian State University of Physical Culture and Sports; instructor in Physical Wducation at "Kindergarten № 5", Tver region.

Статья поступила в редколлегию 12.08.2015 г.

УДК 378:796.015

СООТНОШЕНИЕ НАГРУЗКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ

В НЕСПЕЦИАЛЬНОМ ВУЗЕ Т. Е. Ковшура

LOAD RATIO IN THE PREPARATORY PERIOD OF TRAINING STUDENTS-ATHLETES ENGAGED IN SPORTS AEROBICS AT NON-SPECIAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

T. E. Kovshura

В данной работе предложена методика построения подготовительного периода подготовки студентов -спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. Определены компоненты нагрузки с учетом ее распределения в каждом микроцикле, что позволит тренеру скорректировать тренировочные нагрузки в течение подготовительного периода, с учетом учебной деятельности спортсменов. Была проведена попытка распределения средств физической и технической подготовки в подготовительный период в течение учебного года в вузе, для достижения спортсменами оптимальной спортивной формы к соревнованиям. При этом очень важно учитывать, что студенты вынуждены пропускать тренировочные занятия в связи с учебной загруженностью или болезнью.

Методы: педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Материалы. Планирование подготовительного периода в течение учебного года является одним из основных аспектов подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям. При построении подготовительного периода влияют следующие факторы: учебный процесс занимающихся, зачетная и экзаменационная сессии, каникулярный период. В различные этапы подготовительного периода важно учитывать наиболее целесообразное соотношение объема и интенсивности выполняемой работы, а также разрозненное или последовательное развитие и совершенствование физических качеств.

Заключение. В данной статье рассматривается соотношение нагрузки в подготовительном периоде у студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой в неспециальном вузе, использование которой поможет гимнастам достичь спортивной формы к началу соревновательного периода.

The paper presents the technique of designing the preparatory period of training of students-athletes engaged in sports aerobics. Load components were defined taking into account its distribution in each microcycle, which will allow the trainer to correct the training loads during the preparatory period, taking into account the educational activity of athletes. The author made an attempt at distributing the means of physical and technical training during the preparatory period within the academic year in higher education institution for athletes' reaching their optimum form for the competitions. Thus it is very important to consider that students are compelled to skip training classes in due to with educational tasks or illness.

The methods of pedagogical experiment and statistical data processing were used.

Materials. Planning of the preparatory period within the academic year is one of the main aspects of training students-athletes for competitions. The following factors influence the design of the preparatory period: the educational process, test and examination sessions, the vacation period. At various stages of the preparatory period it is important to consider the most expedient ratio of volume and intensity of the performed work, and also the separate or consecutive development and improvement of physical qualities.

The load ratio in the preparatory period at students-athletes engaged in sports aerobics in non-special higher education institutions considered in the paper will help athletes to have reached their optimum form by the beginning of the competitive period.

Ключевые слова: спортивная аэробика, студенты-спортсмены, подготовительный период, тренировочная нагрузка, неспециальный вуз.

Keywords: sports aerobics, students-athletes, preparatory period, training load, non-special higher education institution.

Введение

Одним из популярных видов спорта студенческой молодежи является спортивная аэробика. При выполнении соревновательной программы, которого спортсмену необходимо продемонстрировать такие физические способности, как сила, гибкость, координация, выносливость и скоростно-силовые способности. Система подготовки студентов-спортсменов по спортивной аэробике, обучающихся в неспециальных вузах практически отсутствует. В основном тренеры полагаются на учебные программы, которые используются в спортивных школах (ДЮСШ, СДЮШОР) или спортивных клубах, а также на данные из смежных гимнастических дисциплин (1, 2, 3). Но как показывает практика, многие студенты-спортсмены не достигают высокого уровня подготовленности к окончанию подготовительного периода. Целью работы является распределение компонентов нагрузки в подготовительном периоде в сборной команде института по спортивной аэробике у студентов - спортсменов, с учетом их учебной деятельности.

Методика проведения

В течение года студенты-спортсмены участвуют в трех соревнованиях. Из них выделяют два основных: одно в первой половине годичного цикла - в декабре, другое, наиболее важное, во второй - в апреле. Следовательно, спортсменам необходим сдвоенный цикл подготовки, в котором в течение учебного года планируется дважды тренировочный цикл.

Проблема приобретения гимнастом спортивной формы в продолжение подготовительного периода во многом предопределяет успешность выступления студентов на соревнованиях.

Основными задачами подготовительного периода являлись подготовка функциональных систем организма к интенсивной физической нагрузке, развитие и

совершенствование двигательных качеств и навыков для успешной соревновательной деятельности.

Подготовительный период тренировочного процесса по спортивной аэробике неспециализированного вуза в первом семестре начинался в первых числах сентября месяца, и продолжался до начала ноября, во - втором семестре длился весь январь.

В связи с тем, что студенты, занимающиеся спортом в вузе, не являются профессиональными спортсменами, количество тренировок в неделю и их продолжительность (по 2 часа каждая) не зависит от периода спортивной подготовки.

Данный период включал в себя два мезоцикла общей длительностью девять недель. Из них первые пять недель занимал общеподготовительный этап -втягивающий мезоцикл, и четыре недели продолжался специально-подготовительный этап - базовый ме-зоцикл. Во II семестре общеподготовительный этап (втягивающий мезоцикл) продолжался весь январь -три недели и специально-подготовительный, базовый мезоцикл - весь февраль, длительностью четыре недели.

Основные задачи втягивающего мезоцикла: выявление слабых сторон в развитии физических способностей новичков, приобретение и закрепление навыка базовых двигательных действий спортивной аэробики. У студентов-спортсменов вернувшихся после каникул на занятия спортивной аэробикой необходимо было выявить и устранить недостатки в развитии физических качеств средствами общей физической подготовки для успешного освоения ими в дальнейшем элементов сложности спортивной аэробики, также уделялось внимание восстановлению техники исполнения элементов сложности после переходного периода. Данные о характеристиках тренировочной нагрузки представлены на рис. 1, 2 и 3.

Рис. 1. Продолжительность тренировочного занятия во втягивающем и ординарном микроциклах

Среднее количество элементов выполненных за неделю во втягивающем микроцикле - 105, при этом среднее время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 111 минут, что свидетельствует о небольшой интенсивности тренировочного процесса выполнения элементов в минуту - 0,95.

На данном этапе уделялось внимание овладению базовыми навыками выполнения двигательных действий, которые дают возможность освоения большинству элементов группы сложности в спортивной аэробике: обучение отталкивания ногами и руками для дальнейшего выполнения прыжков и динамических элементов, от которых зависит их качество техники, умение сохранять динамическую осанку, умение гасить поступательное движение при приземлениях; умение сохранять статическую устойчивость, балансировать в сложных равновесных положениях, овладение опорными и безопорными вращениями преимущественно вокруг продольной оси тела.

Количество элементов за неделю

Для повышения общего уровня физического развития занимающихся во втягивающем микроцикле использовались следующие общеподготовительные упражнения: беговые, общеразвивающие, прыжковые, силовые упражнения для мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, упражнения на развитие гибкости, повышение уровня выносливости. А также проходило обучение элементам базовой хореографии спортивной аэробики.

Во втягивающем микроцикле занятия проводились с малой нагрузкой, сопровождаясь стабилизацией движений, активизируя при этом деятельность различных функциональных систем организма спортсменов (рис. 2). Здесь для дальнейшего успешного освоения элементов сложности спортивной аэробики использовались вспомогательные (полуспециальные) упражнения для повышения уровня физического развития.

Рис. 2. Объем нагрузки тренировочных занятий во втягивающем и ординарном микроциклах

Большое значение уделялось формированию культуры движений присущей исключительно спортивной аэробике. На тренировочных занятиях обращалось внимание занимающихся на мышечный кон-

троль при выполнении движений базовой хореографии (движения рук и ног), на выпрямленные колени и оттянутые носки. Для этого здесь использовался комплекс базовой хореографии. Он применялся в конце

подготовительной или в начале основной части учебно-тренировочного занятия. Темп музыкального сопровождения 120 - 130 уд/мин. Такой темп на данном этапе выполнения упражнения был необходим, для того чтобы сосредоточить внимание спортсменов на правильности выполнения базовых шагов спортивной аэробики (5).

В ординарном микроцикле содержание тренировочного занятия оставалось таким же, но увеличился объем выполняемых упражнений (рис. 3).

Среднее количество элементов выполненных за неделю в данном микроцикле - 114, при этом среднее

время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 114 минут, что говорит о повышении, хоть и небольшом, интенсивности выполнения элементов в минуту - 1,0.

На втором этапе подготовительного периода (специально-подготовительном) базовом мезоцикле - основной задачей являлось подготовка спортсменов к предстоящей соревновательной деятельности. Основные характеристики нагрузки в подготовительном периоде представлены на рисунках 4, 5 и 6.

Интенсивность (кол-во элементов в мин)

1

0,99 0,98 0,97 0,96 0,95 0,94 0,93 0,92

Втягивающий микроцикл

Ординарный микроцикл

□Интенсивность (кол-во элементов в мин)

0,95

1

Рис. 3. Интенсивность нагрузки в тренировочных занятий во втягивающем и ординарном микроциклах

Средняя продолжительность тренировки (мин)

140

100

Ударный микроцикл Вое станов ительный микроцикл

□ С р.продолжитель ность тренировки{мин) 122 101

Рис. 4. Продолжительность тренировочным занятий в ударном и восстановительныгх микроциклах

Каждое тренировочное занятие ударного микроцикла включало в себя, в подготовительной части: беговые и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения с элементами СФП или прыжковые упражнения (чередовались на каждом тренировочном занятии), комплекс базовой хореографии спортивной аэробики и упражнения на развитии гибкости (4).

Среднее количество элементов выполненных за неделю - 129, при этом интенсивность выполнения

элементов в минуту - 1,1, выполнение комбинаций на среднем уровне - 87, а среднее время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 122 минут.

В начале основной части занятия спортсмены выполняли усложненный комплекс базовой хореографии спортивной аэробики. Далее большая часть времени отводилась технике выполнения отдельных элементов трудности спортивной аэробики.

Рис. 5. Объем средств в тренировочныгх занятиях в ударном и восстановительныгх микроциклах

Количество элементов за неделю

120 -

100

80

60

40

20

0 Ударный микроцикл Восстановительн ый микроцикл

□Количество элементов за неделю 129 103

Количество комбинаций

90 80

70 60

50 40

30 20

10

0 Ударный микроцикл Восстановительный микроцикл

□ Количество комбинаций 87 52

В конце основной части занятия использовались упражнения скоростно-силового характера, т. е. средства специальной физической и специальной технической подготовки на совершенствование физических качеств, а в заключительной части - упражнения на восстановление дыхания и растягивание мышц после силовой нагрузки.

Использование комплексов базовой и усложненной хореографии в тренировочных занятиях было необходимо для повышения уровня овладения двигательными действиями. Оттачивание техники выполнения базовых шагов спортивной аэробики на данном этапе было необходимо, так как они составляют основу соревновательной программы.

На этом этапе происходит процесс составления соревновательных упражнений под музыкальное сопровождение и распределению в них элементов трудности. Элементы трудности спортсмены тренировали

в сочетании с хореографическими связками без и под музыкальное сопровождение. Здесь обращалось внимание на качественное выполнение элементов, с точки зрения техники и соединение их с движениями рук и базовыми шагами спортивной аэробики.

После ударного начинался восстановительный микроцикл с малой нагрузкой для восстановления физического и психического потенциала организма спортсмена, что способствовало подготовке гимнастов к последующей большой нагрузке. Здесь происходит значительное уменьшение объема выполненной работы, т. е., среднее количество элементов выполненных за неделю - 103, их интенсивность - 1,01, а также резкое снижение интенсивности по количеству выполненных комбинаций - 52, при этом среднее время, затраченное на тренировочные занятия в неделю - 101 минут.

Наряду с физической, технической, психологической, хореографической подготовкой проводилась теоретическая, которая шла на протяжении всех периодов подготовки, параллельно с практическими занятиями. В подготовительном периоде она включала в себя общие вопросы физической культуры и спорта, основные принципы, средства и методы спортивной тренировки, методы самоконтроля на занятиях, а также знакомство со спортивной аэробикой как с видом спорта. В момент освоения элемент проводился анализ видеозаписей, а также судейская практика.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из вышесказанного следует, что вполне реально распределить средства физической и технической подготовки на период учебного года в вузе с целью достижения оптимальной формы студентов - спортсменов к моменту соревнований. Хотя здесь есть определенные трудности: студенты иногда вынуждены пропускать тренировочные занятия по причине учебной деятельности и по болезни, что приводит к некоторому нарушению графика подготовки к соревнованиям.

Литература

1. Горбунов В. А. Гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике: метод. пособие. Иркутский техникум физ. культуры. Иркутск: [б. и.], 2001. 78 с.: ил.

2. Ковшура Т. Е., Крючек Е. С. Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 9(79). С. 90 - 93.

3. Костин В. М. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в условиях неспециального вуза: лекция для слушателей факультета учеб. совершенствования. М.: Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры, 1980. 15 с.

4. Крючек Е. С. Значение музыкального сопровождения в спортивной аэробике // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: ежегодник / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2003. Вып. 5. С. 24 - 25.

5. Крючек Е. С. Специализированная подготовка к обучению упражнениям спортивной аэробики: учеб.-метод. пособие / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: [б. и.], 2002. 27 с.

Информация об авторе:

Ковшура Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского технологического института (технический университет) г. Санкт-Петербурга, tk8585@mail.ru.

Tatiana E. Kovshura - Candidate of Pédagogies, Assistant Professor at St. Petersburg State Technological Institute (Technical University).

Статья поступила в редколлегию 05.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.