Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ РЕФЛЕКСИВНОМ ПОДХОДЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ РЕФЛЕКСИВНОМ ПОДХОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикалова Елена Анатольевна, Ломакина Екатерина Александровна

В статье было рассмотрено и уточнено понятие «творческая коммуникативная компетенция», а также обоснована реализация рефлексивного подхода к совершенствованию творческой коммуникативной компетентности студентов. В ходе работы было выяснено, что наиболее эффективными путями совершенствования творческой коммуникативной компетентности студентов технических специальностей на основе рефлексии является различные методы социально-психологического тренинга: «интеллектуальная разминка», «сократическая беседа», «круглый стол», «выездной семинар», «ролевая и деловая игра». В результате констатирующего эксперимента были выявлены наиболее актуальные для студентов комплексные творческие коммуникативные умения: понимать партнера по общению; адекватно выражать собственную позицию в общении; управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоциональное состояние партнера; оказывать убеждающее воздействие на собеседников; разрешать межличностные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пикалова Елена Анатольевна, Ломакина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CREATIVE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES WITH REFLEXIVE APPROACH

The article considered and clarified the concept of "creative communicative competence", as well as substantiated the implementation of a reflexive approach to improving the creative communicative competence of students. In the course of the work, it was found that the most effective ways of developing the creative communicative competence of students based on introspection are various methods of socio-psychological training: "intellectual warm-up", "Socratic conversation", "round table", "field seminar", "role and business game". As a result of the ascertaining experiment, the most relevant for students complex creative communication skills were revealed: to understand the communication partner; adequately express their own position in communication; manage your emotional state and influence the emotional state of your partner; have a persuasive effect on interlocutors; resolve interpersonal conflicts.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ РЕФЛЕКСИВНОМ ПОДХОДЕ»

положительная динамика по всем заданиям методики А.В. Чулковой. Дети проявляли инициативу в общении, с легкостью начинали и развивали диалог, при этом использовали различные виды реплик, могли продолжить и поддержать разговор на различные темы, в соответствие с возрастом. Результаты методики «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой показали, что дошкольники с ОНР после проведения коррекционной работы с использованием коммуникативной ритмотерапии повысили свой тип взаимодействия - из деструктивного (как было зафиксировано на констатирующем этапе) перешли к кооперативно-соревновательному типу. Дети устанавливают отношения с партнером по игре как с противником, изучают действия оппонента, сравнивает действия соперника со своими, планируют дальнейшие шаги, прогнозирують возможные результаты.

2. Старшие дошкольники с ОНР, участвовавшие в опытно-экспериментальной работе с использованием средств коммуникативной игровой технологии, показали результаты на порядок выше по всем исследуемым показателям в сравнении с детьми контрольной группы, которые в коррекции не участвовали. Двигательные упражнения на основе ритма и музыки очень увлекли детей, вызвали интерес к занятиям, они проявляли инициативу, раскрепощались, охотнее шли на контакт. Поэтому экспериментальная работа с использованием коммуникативной ритмики оказалась достаточно продуктивной.

3. Показатели сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с ОНР значительно выросли и приближаются к нормативным показателям, однако, остаются некоторые сложности установления контакта со взрослыми, не всегда дети пользуются в разговоре со сверстниками и взрослыми речевым этикетом.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности предложенной нами программы по коррекции речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами коммуникативной игровой технологии, а именно средствами коммуникативной ритмотерапии, что позволяет на качественном уровне решать задачи организации помощи старшим дошкольникам с ОНР.

Литература:

1. Авдеева Е.С. Ритмотерапия, как одно из средств развития коммуникации при речевых нарушениях / Е.С. Авдеева // «Мир специальной педагогики и психологии»: науч.-практ. альманах / Изд.: Москва, 2019. - Вып. 10-11. - С. 37-40.

2. Воронич, Е.А. Становление межличностных отношений детей в группе сверстников как условие социализации дошкольников // Е.А. Воронич / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. - № 5 (25). - С. 275-277.

3. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие / А.В. Чулкова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Михайл. фил. ВГПУ. Михайл. пед. колледж. -Волгоград: Перемена, 2002 (Тип. изд-ва). - 168 с.

4. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. - 2005. - №2. - С. 87-94.

Педагогика

УДК 378.005

кандидат педагогических наук, доцент Пикалова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат филологических наук, доцент Ломакина Екатерина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ РЕФЛЕКСИВНОМ ПОДХОДЕ

Аннотация. В статье было рассмотрено и уточнено понятие «творческая коммуникативная компетенция», а также обоснована реализация рефлексивного подхода к совершенствованию творческой коммуникативной компетентности студентов. В ходе работы было выяснено, что наиболее эффективными путями совершенствования творческой коммуникативной компетентности студентов технических специальностей на основе рефлексии является различные методы социально-психологического тренинга: «интеллектуальная разминка», «сократическая беседа», «круглый стол», «выездной семинар», «ролевая и деловая игра». В результате констатирующего эксперимента были выявлены наиболее актуальные для студентов комплексные творческие коммуникативные умения: понимать партнера по общению; адекватно выражать собственную позицию в общении; управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоциональное состояние партнера; оказывать убеждающее воздействие на собеседников; разрешать межличностные конфликты.

Ключевые слова: творческая коммуникативная компетенция, рефлексивный подход, социально-психологический тренинг.

Annotation. The article considered and clarified the concept of "creative communicative competence", as well as substantiated the implementation of a reflexive approach to improving the creative communicative competence of students. In the course of the work, it was found that the most effective ways of developing the creative communicative competence of students based on introspection are various methods of socio-psychological training: "intellectual warm-up", "Socratic conversation", "round table", "field seminar", "role and business game". As a result of the ascertaining experiment, the most relevant for students complex creative communication skills were revealed: to understand the communication partner; adequately express their own position in communication; manage your emotional state and influence the emotional state of your partner; have a persuasive effect on interlocutors; resolve interpersonal conflicts.

Keywords: creative communicative competence, reflexive approach, socio-psychological training.

Введение. В условиях перехода и переориентации современной образовательной системы в целом и высшего профессионального образования в частности, в эпоху повсеместной цифровизации и использования интернет-технологий, происходит переосмысление всех аспектов образовательного процесса. Переоцениваются и наполняются новым содержанием показатели профессиональной компетентности студентов, обучающихся на разных специальностях технического вуза. Один из них - уровень творческой коммуникативной компетентности - приобретает особое значение в связи с новыми задачами, стоящими перед учебными заведениями. Главная из них - подготовить будущего специалиста к организации своей жизни в новых формах культурного бытия, развить в нем качества, необходимые для творческой самореализации в изменяющемся социуме. В числе качеств, наиболее ценных в новой культурной ситуации выступает те качества, которые потеряли свою актуальность в последнее время, но как оказалось, без которых молодой специалист не

может начинать строить свою успешную карьеру - умение общаться (онлайн и офлайн), сотрудничать, понимать себя и других, т.е. коммуникативные способности человека, поскольку именно коммуникация может обеспечить внутреннюю и внешнюю гармонию человека со внешним миром. Однако высшие учебные заведения уделяют недостаточно внимания подготовке студентов к практике общения. Совершенствование творческого коммуникативного аспекта профессиональной компетентности будущих специалистов не обеспечивается существующей системой подготовки в рамках высшего учебного заведения, ориентированной в большой степени на содержательные аспекты деятельности студентов, и в меньшей степени -на социально-психологические.

В настоящее время уже накоплен значительный фонд знаний для постановки и исследования проблемы совершенствования творческой коммуникативной компетентности студентов технических специальностей.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют идеи диалектики общего и единичного в становлении профессиональной компетентности; личностный (Б.Г. Ананьев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин), деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.) подходы, предопределяющие необходимость отношения к будущему специалисту как самосознательному субъекту выработки умения профессионально мыслить и действовать и компетентно решать задачи, определенные федеральным государственным стандартом высшего образования.

Результаты изучения психологической специфики общения нашли отражение в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

Новые направления в совершенствовании профессиональной компетентности открывает рефлексивно-гуманистическая концепция (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, С.Ю. Степанов и др.). Главный смысл этой концепции состоит в создании безопасных и созидательных способов взаимодействия, развития и саморазвития на основе сотворчества и рефлексии субъектов творческого события [1], [2].

Анализируя предварительную оценку состояния проблемы совершенствования творческого коммуникативного аспекта профессиональной компетентности студентов технических специальностей, необходимо отметить, что многие ученые указывают на наличие объективной связи между рефлексивной деятельностью специалиста и процессом его профессионализации: рост профессиональной компетентности предполагает активную рефлексию субъекта [11]. Надо отметить, что поиск путей практического использования данной закономерности для совершенствования коммуникативного аспекта профессиональной компетентности не полностью освещена в педагогической практике и требует дальнейшего рассмотрения.

В ходе работы нами были выделены цель, объект и предмет исследования.

Целью исследования является выявление и обоснование эффективных путей развития творческой коммуникативной компетентности студентов на основе рефлексии.

Объект исследования - творческо-коммуникативный аспект профессиональной компетентности.

Предмет исследования - процесс развития творческой коммуникативной компетентности студентов - субъекта рефлексии.

В соответствии с поставленной целью в работе ставились следующие задачи:

1. Определить сущность творческой коммуникативной компетентности студентов в теории и практике образовательного процесса.

2. Выявить эффективные формы совершенствования творческой коммуникативной компетентности студентов, опирающуюся на рефлексивно-инновационную деятельность.

3. Экспериментально проверить уровень развития творческой коммуникативной компетентности студентов на основе рефлексии.

Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:

- методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный);

- диагностические (тестирование, обобщение характеристик, самооценка);

- экспериментальные (констатирующий).

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть содержание категории «творческая коммуникативная компетентность».

Творческая коммуникативная компетентность студента предоставляет ему информацию о целях, сущности, структуре, средствах и особенностях профессионального общения (коммуникативные знания); предоставляет возможность владеть коммуникативной технологией (коммуникативные умения и навыки); совершенствует индивидуально-психологические качества студента, с целью осознания важности эффективного профессионального общения, стремления к постоянному улучшению коммуникативной стороны профессиональной деятельности (коммуникативная направленность), а также способность к нестандартному, творческому решению коммуникативных задач, возникающих в процессе общения (коммуникативное творчество).

Резюмируя все вышесказанное, в своей работе мы рассматриваем развитие творческой коммуникативной компетентности как процесс творческого изменения профессионально-значимых качеств студентов в результате их осознанной целенаправленной активности, который обеспечивает позитивные изменения в профессиональной коммуникации.

Так как одним из основных понятий данного исследования является «рефлексия», в данной работе мы попытались проанализировать сущность рефлексии и ее роль в повышении профессионального мастерства студента, ее влияние на развитие творческой коммуникативной компетентности. Рефлексия студентов рассматривается как внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своего индивидуального "я", реализующегося в профессиональной сфере, а также в профессиональном общении. Необходимо акцентировать, что рефлексия студентов является индивидуально-психологической основой развития творческой коммуникативной компетентности [9]. Кроме того, рефлексия выполняет и другие функции: является существенной составляющей процесса межличностного общения, а также выступает в качестве ведущей формы организации коллективной деятельности участников социально-психологического тренинга.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения. В ходе социально-психологического тренинга происходит овладение определёнными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного воздействия, развиваются рефлексивные способности [3].

Содержательно цели и задачи применения социально-психологического тренинга раскрывают различные стороны приобретаемых участниками группы умений и навыков, а именно:

Цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений:

- развитие у участников группы способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;

- преодоление стереотипов в восприятии людей и в общении с ними, порождаемых профессиональными, социальными и возрастными факторами;

- овладение социально-психологическими и психолого- педагогическими знаниями в сфере общения и формирование навыков их практического применения.

Цели, связанные с развитием личности:

- выработка способности к адекватному познанию себя и других людей;

- преодоление неверия в свои силы, заниженной самооценки;

- поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в сфере общения. Общая цель -развитие компетентности в сфере общения. В зависимости от приоритета задачи она может приобретать различные направления [4]:

• Приобретение и развитие специальных коммуникативных навыков (умение вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т. д.).

• Углубление опыта анализа ситуации общения.

• Развитие способности адекватно воспринимать себя и других.

Задачи социально-психологического тренинга делятся на пять основных:

1. Приобретение психологических знаний о личности человека, процессе взаимодействия людей, приёмы эффективного общения.

2. Приобретение умения и навыков общения в парном взаимодействии, в составе группы, при активном слушании и т.д., т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок (партнёрство - взаимодействие с позиции силы; искренность -манипуляция; вовлечённость - избегание общения; настойчивость - соглашательство) и выработка собственной стратегии общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.

5. Развитие и коррекция личности, её глубинных образований и решение личностных экзистенциальных проблем.

Среди различных методов социально-психологического тренинга с нашей точки зрения были выделены наиболее

эффективные: «интеллектуальная разминка», «Сократическая беседа», «круглый стол», «выездной семинар», «ролевая и деловая игра», а также эффективные формы:

- создание микрогруппы внутри тренинговой группы;

- организация самостоятельной работы внутри группы;

- индивидуальные консультации.

Поскольку коммуникативная компетентность студентов представляет собой комплексную характеристику будущего профессионала, касающуюся определенных личностных качеств, творческих способностей, теоретической осведомленности, практической умелости в сфере профессионального общения, она не может быть количественно оценена с помощью информации, полученной из одного источника [7]. В связи с этим, определяя уровень коммуникативной компетентности студентов в ходе экспериментальной работы, мы использовали метод тестирования и анкетирования студентов, а также наблюдение за их деятельностью.

Данные, полученные от разных источников, интегрировались в общую оценку, отражающую реальный уровень творческой коммуникативной компетентности каждого студента. На основании этого показателя определялись группы студентов с низким, средним и высоким уровнем творческой коммуникативной компетентности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что значительная часть студентов (42,4%) не обладают необходимой творческой коммуникативной компетентностью, и поэтому осуществляют коммуникацию недостаточно эффективно.

Изучение отношения студентов к совершенствованию творческой коммуникативной компетентности на основе рефлексии показало, что подавляющее большинство студентов (97,2% из числа опрошенных) заинтересованы в совершенствовании этого аспекта.

Исследование стихийно сложившихся представлений о творческой коммуникативной компетентности студентов показало, что большая часть студентов (76% опрошенных) замыкает содержание данного понятия на операциональной стороне процесса общения, включая в него лишь разнообразные коммуникативные умения; 12% опрошенных связывают профессиональную компетентность студентов с наличием знаний о процессе общения; незначительная часть студентов (7,4%) отмечают, что компетентность будущего специалиста в общении интегрирует в себе не только знания и умения, но и личностные качества.

Констатирующий эксперимент позволил также выявить наиболее актуальные для студентов комплексные творческие коммуникативные умения: понимать партнера по общению; адекватно выражать собственную позицию в общении; управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоциональное состояние партнера; оказывать убеждающее воздействие на собеседников; разрешать межличностные конфликты.

Выводы. Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в разных областях жизни общества, а также изменениями, возникшими за последние два года в высшем профессиональном образовании; возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности студента; недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогики.

Решение задач исследования потребовало уточнения понятия «творческая коммуникативная компетентность студентов». Творческая коммуникативная компетентность студентов рассматривается нами как профессионально-значимое, интегративное качество личности будущего специалиста, основными составляющими компонентами которого являются: коммуникативные знания, умения, навыки; коммуникативная направленность; коммуникативная креативность; обеспечивающие в комплексе эффективное профессиональное общение.

Рефлексивный подход к совершенствованию творческой коммуникативной компетентности студента обеспечивает осознание себя как организатора и субъекта общения, выявление главных трудностей в коммуникативной деятельности и преодоление их путем переосмысления собственного опыта, освоение эффективных средств коммуникации, а также инициацию новых способов разрешения коммуникативных задач. Рефлексия студента рассматривается как процесс переосмысления и реорганизации им своего сознания и деятельности, является индивидуальной психологической основой для развития творческой коммуникативной компетентности. В ходе работы было выяснено, что наиболее эффективными путями развития творческой коммуникативной компетентности студентов на основе рефлексии является различные методы социально-психологического тренинга: «интеллектуальная разминка», «сократическая беседа», «круглый стол», «выездной семинар», «ролевая и деловая игра».

Литература:

1. Алексеев И.С. Рефлексия и ее понимание в науке // Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев: КГУ, 1983. - С. 41-45.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - С. 544.

3. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учеб. пособие. - Л., 1983. - С. 103.

4. Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ., 1990. - С. 104.

5. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопр. психол. - 1996. - №1. - С. 34-49.

6. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сб. Проблема общения в психологии. - М.: Педагогика, 1981. -С. 104.

7. Ломакина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: сб. науч. тр. - Тверь: Твер.гос.ун-т,

2018. - Вып. 41. - С. 39-44.

8. Ломакина Е.А. Личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Сб. науч. статей XVI Международная научно-практическая конференция. -

2019. - С. 46-50.

9. Пикалова Е.А., Ломакина Е. А. Professional Training of Technical University Students: Features of Reflexive Organization of Educational and Cognitive Activity // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 160-163.

10. Пикалова Е.А. Проблемы обучения студентов техническому переводу // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: сб. материалов I Нац. науч.-практ. конф. - Магнитогорск, 2020. - С. 1100-1103.

11. Пикалова Е.А. Взаимосвязь рефлексии и общения в процессе жизнедеятельности // Вестник магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. - 2005. - №2 (10). - С. 91-93.

12. Lomakina E.A., Pikalova E.A. // Psychological and Pedagogical Aspects of Implementation and Development of Inclusive Education in High Education, Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии - от проблем к решениям: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. - Магнитогорск, 2020. - С. 269-273.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант кафедры педагогики и андрагогики Пинегина Анастасия Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В

СВЕРХКРУПНОМ ГОРОДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, положительно и отрицательно влияющие на процесс формирования профессиональной устойчивости у молодого учителя, приводятся условия формирования профессиональной устойчивости независимо от региона и намечены пути формирования профессиональной устойчивости молодого учителя в условиях сверхкрупного города.

Ключевые слова: формирование профессиональной устойчивости, молодой учитель, сверхкрупный город, дополнительное профессиональное педагогическое образование.

Annotation. The article deals with positive and negative aspects influencing professional stability of a young schoolteacher. Moreover, conditions of a young schoolteacher professional stability forming are given regardless of a region. Ways of professional stability development in a megalopolis are provided.

Keywords: professional stability development, young schoolteacher, megalopolis, supplementary vocational pedagogical training.

Введение. Среди главных целей образования в Российской Федерации особо отмечается необходимость подготовки компетентных, конкурентоспособных, профессионально устойчивых специалистов, которые решают профессиональные задачи, обладают инициативностью, ответственностью, способностью к саморазвитию [3].

Профессиональная устойчивость педагогов является синтетическим свойством, объединяя сохранение внутреннего «наполнения» (свободный, самоценный человек) и внешнего воздействия (уровень профессиональной подготовки). Формирование профессиональной устойчивости тесно связано со стремлением молодого учителя к адекватной оценке уровня своей профессиональной подготовки, выявлению профессиональных дефицитов и определению траектории своего профессионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях отмечается постоянный рост населения, особенно в крупных российских городах, соответственно, примерно в течение 15-20 ближайших лет, количество сверхкрупных городов в РФ может увеличиться. Кроме того, отмечается тенденция притока молодежи в сверхкрупный город, а статистика крайне незначительного процента молодых учителей относительно общего количества педагогов школы направляет исследование на поиск тех, особых «рычагов» которые способны положительно влиять на процесс развития профессиональной устойчивости молодого учителя. Особенно такой поиск необходим в сверхкрупном городе, предлагающем молодому учителю множество альтернатив педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Основываясь на результатах исследований [1, 4, 6] и проведенного автором опроса педагогов образовательных учреждений (далее - ОУ) Санкт-Петербурга, можно привести следующие факторы, оказывающие влияние на уровень профессиональной устойчивости молодого учителя (см. таблицу 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.