В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 159.9+378.147.88
Е. Л. Куцеева, С. С. Казаджиева
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ
Трудно переоценить роль межличностной коммуникации в профессионально-педагогической деятельности. Обучение, воспитание, развитие осуществляются в многообразных формах межличностного взаимодействия учителя с обучающимися. Характер, способы, техники общения учителя — это показатель его профессионализма и педагогической позиции. Для дефектологов эффективное педагогическое общение является средством реализации важнейшего принципа специальной педагогики — принципа ведущей роли педагогического руководства в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития, значение коммуникативной культуры возрастает в силу того, что успешная коррекция речевых дефектов во многом определяется тем, в какой мере учитель-логопед владеет речью и эффективными технологиями межличностной коммуникации. Особенно это
важно в педагогической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых есть проблемы в эмоциональной и поведенческой сферах, слабо сформирована социально-бытовые навыки. Кроме того, успех в логопедической работе возможен только в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся и в единой педагогической команде коррекционной образовательной организации.
Сегодня в нашей стране активно внедряются идеи инклюзивного образования, создаются дошкольные группы и классы совместного обучения детей с разными образовательными потребностями. Профессионально-педагогическая деятельность в гетерогенных группах требует серьезной коммуникативной подготовки учителей. Это обусловлено необходимостью построения учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода, поиска путей и способов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в «детское
общество», оказания им психологической поддержки [1].
В специальных исследованиях выявлено, что развитые коммуникативные способности педагога препятствуют возникновению профессионально-личностных деформаций (Е. М. Лысенко, Н. Б. Москвина, В. Е. Орел, В. Н. Феофанов, Е. В. Шеметкова и др.). Известно, что именно коммуникативная сфера и межличностное взаимодействие в первую очередь страдают в ситуации деструктивной профессионализации и дезадаптации специалистов.
Представляется, что социальное здоровье, коммуникативная культура и эффективность коррек-ционно-педагогической деятельности тесно взаимосвязаны. Проблема формирования культуры общения педагогов-дефектологов должны быть предметом особого внимания на всех этапах профессионализации специалистов. Осуществление эффективной коммуникативной подготовки в полной мере соответствует требованиям государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования учителей-логопедов.
Необходимость смены знание-вой парадигмы педагогического образования на коммуникативную парадигму обоснована в исследованиях ведущих специалистов в области педагогической психологии А. А. Бодалева, В. А. Кан-Калика,
Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, 3. Г. Нигматова и др. Реализация коммуникативной парадигмы специального (дефектологического) образования осуществляется в новых содержательных и технологических подходах, прежде всего рефлексивно-де-ятельностном подходе.
В нашем исследовании, посвященном изучению педагогических технологий формирования коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов в педвузе, приняли участие 40 студентов второго и третьего курса, обучающихся по профилю «Логопедия» на факультете педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Экспериментальная работа осуществлялась на учебных занятиях по дисциплине «Практикум по профессиональному общению учителя-логопеда». В соответствии с задачами работы изучена эффективность различных методов коммуникативной подготовки обучающихся. Также предметом исследования была оценка влияния коммуникативного обучения на межличностные отношения и оптимизацию психологического климата в студенческих группах.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что успешность процесса формирования коммуникативной культуры личности связана с применением прежде всего активных
и интерактивных методов обучения, основанных на принципах открытости преподавателя и обучаемых, опоре на групповой опыт, творчество, накоплении совместного знания и обратной связи [2]. Особое место среди них принадлежит психологическому тренингу (Ю. Н. Емельянов, Н. А. Морева, Л. А. Петровская, А. С. Чернышев, Ю. В. Ушачева). Тренинг общения — это метод групповой психологической работы, нацеленный на формирование актуальных и необходимых знаний, умений и навыков в области межличностной коммуникации, а также построение оптимальных межличностных отношений в группе. Обучающая направленность тренингов предполагает передачу, обмен и усвоение участниками нового опыта, источниками которого выступают ведущий (тренер), участники тренинга и тренинговые ситуации [3].
На констатирующем этапе эксперимента была осуществлена диагностика коммуникативных способностей и личностных качеств студентов, значимых в педагогическом общении. Использованы следующие методики: оценка коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), диагностика уровня общительности (В. Ф. Ря-ховский), эмпатии (И. М. Юсупов), оценочное шкалирование коммуникативных и социально-перцептивных умений студентов.
Для изучения структуры межличностных отношений в студенческих группах была применена социометрия (Я. Л. Коломинский). Обработка результатов диагностики показала в основном средние и средне-низкие уровневые показатели сформированное™ коммуникативной культуры, что подтвердило актуальность проблемы исследования и необходимость повышения эффективности коммуникативной подготовки будущих учителей-логопедов.
Цель формирующего этапа исследования — разработка и апробация метода оптимизации обучения студентов-логопедов с применением модели тренинга, направленного на формирование коммуникативной культуры. Коммуникативная подготовка студентов экспериментальной группы осуществлялась в процессе психотренинга общения на протяжении четырех месяцев. Всего проведено десять занятий. Продолжительность — 1,5 часа (академическая пара). В контрольной группе по преимуществу использовались традиционные (репродуктивные) методы обучения.
Тренинговые занятия включали три этапа: вводный (приветствие, обсуждение домашнего задания), основной (игры, упражнения, дискуссии и т. д.) и заключительный (рефлексия). Организация обучения в форме тренинга предполагала активное участие студентов-ло-
гоиедов в выполнении разнообразных тренинговых заданий и упражнений и носила по преимуществу игровой характер. Они были направлены на развитие коммуникативной культуры личности (социально-перцептивных качеств, коммуникативных умений и навыков, эмпатических способностей и др.). Мы стремились к включению студентов в квазипрофессиональную деятельность. Поэтому большое внимание уделялось проигрыванию разнообразных (типичных и нетипичных) педагогических ситуаций, воспроизводящих диагно-стико-коррекционную работу учителя-логопеда с детьми дошкольного и школьного возраста. На каждом занятии студентов включали в деловые игры, дискуссии, содержание которых было связано с деятельностью учителя-логопеда, его профессионально-педагогическим общением с субъектами кор-рекционно-образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами). Эффективность работы группы достигалась благодаря осуществлению обратной связи, предполагающей постоянную рефлексию действий участников. Участникам тренинга после каждого занятия предлагалось выполнить домашнее задание (подготовить видео-консультацию, анализ и решение конкретной педагогической ситуации, мини-сочинения, эссе и др.).
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена оценка
эффективности проведенной работы в студенческих группах. Повторная диагностика показала значительное повышение уровня сформированное™ всех компонентов коммуникативной культуры студентов экспериментальной группы, В отличие от экспериментальной группы, положительная динамика в контрольной группе не достигает статистической значимости. Следует обратить особое внимание на тот факт, что психотренинг общения в экспериментальной группе содействовал улучшению межличностных взаимоотношений студентов. Как показала социометрия, коэффициент благополучия отношений увеличился с 33% до 66%, коэффициент взаимности выборов — с 38% до 49%. При подведении итогов студенты отметили положительное влияние тренинга на коммуникативное развитие и сплочение коллектива. Из эссе студентов: «Данный курс мне показался очень полезным, ведь каждый педагог должен обладать качествами, которые не всегда заложены с детства: коммуникабельность, умение слышать и понимать других, умение выйти из конфликтной ситуации» «В тренинге развивается умение слушать и договариваться. Это самый важный навык, который дают упражнения на общение, и лично мне они во многом помогли для дальнейшего внутреннего роста и развития»; «Многие задания и игры
на тренинге были направлены на нахождение контакта с людьми; научиться слушать человека, дать право высказать ему свою точку зрения. Также этот тренинг повлиял на сближение нашего коллектива. Многие девочки открылись с другой стороны, в том числе и я. Теперь мы стараемся больше времени проводить вместе»; «Благодаря тренингу наша группа стала более дружной, общительной, сплоченной. Сейчас мы стараемся больше узнавать друг друга и больше проводить времени вместе»; «Данный тренинг помог нашей группе сплотиться. Мы стали ближе друг к другу»; «Все занятия проходили в игровой форме. Это помогло нам раскрыться, стать более уверенными в себе, потому что было легко в такой теплой атмосфере. Также я заметила, что наша группа стала более сплоченной, благодаря данному курсу. Многие девочки открылись нам с другой, новой для нас стороны, что очень радовало»; «Некоторые занятия и упражнения помогли мне раскрепоститься в коллективе. Было не менее приятно замечать, что девочки тоже стали более открытыми и активными. Я лишний раз убедилась в том, что у нас очень хорошая и сплоченная группа»; «Изменилась атмосфера в группе, изменились мы. Стали еще более дружными, могу даже сказать, что мы стали семьей!».
Особенности коррекционно-педагогической деятельность учителя-логопеда делают конкурент-носпособным и востребованным в современном обществе специалиста-практика, готового к работе в условиях модернизации образования и владеющего способностями самостоятельно и творчески решать педагогические задачи. При этом важным условием профессиональной эффективности дефектолога является коммуникативная культура. Это не только технологическая подготовка к эффективному общению с субъектами коррекционно-образователь-ного процесса. Она воплощается в духовно-нравственном развитии личности дефектолога, его социальном и психологическом здоровье. Формирование коммуникативной культуры педагогов является приоритетной задачей в системах вузовского и последипломного образования. Психотренинг общения — один из действенных методов развития профессионализма педагогов-дефек-тологов, оздоровления и оптимизации межличностных взаимоотношений в студенческой группе. Проведение тренингов общения обеспечивает более углубленную и целостную практическую подготовку студентов к конструктивному межличностному взаимодействию в коррекционно-пе-дагогическом процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куцеева Е. Л. Подготовка учителя к воспитанию школьников в условиях инклюзивного образования // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей. Т. 3. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2014. С. 144-147.
2. Шумилова Е. А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе. Монография. Челябинск: Дитрих, 2011. 295 с.
3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. М.: Просвещение, 2003. 304 с.
REFERENCES
1. Kutseeva E. L. Preparation of the teacherforthe education of schoolchildren in the context of inclusive education // Education in the modem cultural and educational space: collection of articles. T. 3. M., Publishing House of the Moscow Psychological and Social University, 2014. P. 144-147. (InRuss.).
2. Shumilova E. A. The concept of the formation of social and communicative
competence of future teachers in the university. Monograph. Chelyabinsk: DitriKh, 2011. 295 p. (In Russ.).
3. Moreva N. A. Training of pedagogical communication. Moscow: Education, 2003. 304 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию 10.03.2017г.