Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ПСИХОТРЕНИНГ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / PSYCHOTRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куцеева Елена Леонидовна, Казаджиева Сусанна Сергеевна

Рассмотрен психотренинг общения как средство формирования коммуникативной культуры будущих логопедов. Кратко описаны особенности проведения тренинга общения в студенческой группе. Представлены результаты эмпирического исследования. Показано влияние психотренинга на повышение коммуникативной компетентности студентов и оптимизацию межличностных отношений в группе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING IN COMMUNICATIVE TRAINING OF FUTURE LOGOPEDISTS

Communication psychotraining as means of formation of communicative culture of future logopedists is considered. Features of carrying out training of communication in student's group are briefly described. Results of empirical research are presented. It is shown influence of psychotraining on increase of communicative competence of students and optimization of the interpersonal relations in group.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 159.9+378.147.88

Е. Л. Куцеева, С. С. Казаджиева

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ

Трудно переоценить роль межличностной коммуникации в профессионально-педагогической деятельности. Обучение, воспитание, развитие осуществляются в многообразных формах межличностного взаимодействия учителя с обучающимися. Характер, способы, техники общения учителя — это показатель его профессионализма и педагогической позиции. Для дефектологов эффективное педагогическое общение является средством реализации важнейшего принципа специальной педагогики — принципа ведущей роли педагогического руководства в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития, значение коммуникативной культуры возрастает в силу того, что успешная коррекция речевых дефектов во многом определяется тем, в какой мере учитель-логопед владеет речью и эффективными технологиями межличностной коммуникации. Особенно это

важно в педагогической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых есть проблемы в эмоциональной и поведенческой сферах, слабо сформирована социально-бытовые навыки. Кроме того, успех в логопедической работе возможен только в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся и в единой педагогической команде коррекционной образовательной организации.

Сегодня в нашей стране активно внедряются идеи инклюзивного образования, создаются дошкольные группы и классы совместного обучения детей с разными образовательными потребностями. Профессионально-педагогическая деятельность в гетерогенных группах требует серьезной коммуникативной подготовки учителей. Это обусловлено необходимостью построения учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода, поиска путей и способов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в «детское

общество», оказания им психологической поддержки [1].

В специальных исследованиях выявлено, что развитые коммуникативные способности педагога препятствуют возникновению профессионально-личностных деформаций (Е. М. Лысенко, Н. Б. Москвина, В. Е. Орел, В. Н. Феофанов, Е. В. Шеметкова и др.). Известно, что именно коммуникативная сфера и межличностное взаимодействие в первую очередь страдают в ситуации деструктивной профессионализации и дезадаптации специалистов.

Представляется, что социальное здоровье, коммуникативная культура и эффективность коррек-ционно-педагогической деятельности тесно взаимосвязаны. Проблема формирования культуры общения педагогов-дефектологов должны быть предметом особого внимания на всех этапах профессионализации специалистов. Осуществление эффективной коммуникативной подготовки в полной мере соответствует требованиям государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования учителей-логопедов.

Необходимость смены знание-вой парадигмы педагогического образования на коммуникативную парадигму обоснована в исследованиях ведущих специалистов в области педагогической психологии А. А. Бодалева, В. А. Кан-Калика,

Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, 3. Г. Нигматова и др. Реализация коммуникативной парадигмы специального (дефектологического) образования осуществляется в новых содержательных и технологических подходах, прежде всего рефлексивно-де-ятельностном подходе.

В нашем исследовании, посвященном изучению педагогических технологий формирования коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов в педвузе, приняли участие 40 студентов второго и третьего курса, обучающихся по профилю «Логопедия» на факультете педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Экспериментальная работа осуществлялась на учебных занятиях по дисциплине «Практикум по профессиональному общению учителя-логопеда». В соответствии с задачами работы изучена эффективность различных методов коммуникативной подготовки обучающихся. Также предметом исследования была оценка влияния коммуникативного обучения на межличностные отношения и оптимизацию психологического климата в студенческих группах.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что успешность процесса формирования коммуникативной культуры личности связана с применением прежде всего активных

и интерактивных методов обучения, основанных на принципах открытости преподавателя и обучаемых, опоре на групповой опыт, творчество, накоплении совместного знания и обратной связи [2]. Особое место среди них принадлежит психологическому тренингу (Ю. Н. Емельянов, Н. А. Морева, Л. А. Петровская, А. С. Чернышев, Ю. В. Ушачева). Тренинг общения — это метод групповой психологической работы, нацеленный на формирование актуальных и необходимых знаний, умений и навыков в области межличностной коммуникации, а также построение оптимальных межличностных отношений в группе. Обучающая направленность тренингов предполагает передачу, обмен и усвоение участниками нового опыта, источниками которого выступают ведущий (тренер), участники тренинга и тренинговые ситуации [3].

На констатирующем этапе эксперимента была осуществлена диагностика коммуникативных способностей и личностных качеств студентов, значимых в педагогическом общении. Использованы следующие методики: оценка коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), диагностика уровня общительности (В. Ф. Ря-ховский), эмпатии (И. М. Юсупов), оценочное шкалирование коммуникативных и социально-перцептивных умений студентов.

Для изучения структуры межличностных отношений в студенческих группах была применена социометрия (Я. Л. Коломинский). Обработка результатов диагностики показала в основном средние и средне-низкие уровневые показатели сформированное™ коммуникативной культуры, что подтвердило актуальность проблемы исследования и необходимость повышения эффективности коммуникативной подготовки будущих учителей-логопедов.

Цель формирующего этапа исследования — разработка и апробация метода оптимизации обучения студентов-логопедов с применением модели тренинга, направленного на формирование коммуникативной культуры. Коммуникативная подготовка студентов экспериментальной группы осуществлялась в процессе психотренинга общения на протяжении четырех месяцев. Всего проведено десять занятий. Продолжительность — 1,5 часа (академическая пара). В контрольной группе по преимуществу использовались традиционные (репродуктивные) методы обучения.

Тренинговые занятия включали три этапа: вводный (приветствие, обсуждение домашнего задания), основной (игры, упражнения, дискуссии и т. д.) и заключительный (рефлексия). Организация обучения в форме тренинга предполагала активное участие студентов-ло-

гоиедов в выполнении разнообразных тренинговых заданий и упражнений и носила по преимуществу игровой характер. Они были направлены на развитие коммуникативной культуры личности (социально-перцептивных качеств, коммуникативных умений и навыков, эмпатических способностей и др.). Мы стремились к включению студентов в квазипрофессиональную деятельность. Поэтому большое внимание уделялось проигрыванию разнообразных (типичных и нетипичных) педагогических ситуаций, воспроизводящих диагно-стико-коррекционную работу учителя-логопеда с детьми дошкольного и школьного возраста. На каждом занятии студентов включали в деловые игры, дискуссии, содержание которых было связано с деятельностью учителя-логопеда, его профессионально-педагогическим общением с субъектами кор-рекционно-образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами). Эффективность работы группы достигалась благодаря осуществлению обратной связи, предполагающей постоянную рефлексию действий участников. Участникам тренинга после каждого занятия предлагалось выполнить домашнее задание (подготовить видео-консультацию, анализ и решение конкретной педагогической ситуации, мини-сочинения, эссе и др.).

На контрольном этапе эксперимента была осуществлена оценка

эффективности проведенной работы в студенческих группах. Повторная диагностика показала значительное повышение уровня сформированное™ всех компонентов коммуникативной культуры студентов экспериментальной группы, В отличие от экспериментальной группы, положительная динамика в контрольной группе не достигает статистической значимости. Следует обратить особое внимание на тот факт, что психотренинг общения в экспериментальной группе содействовал улучшению межличностных взаимоотношений студентов. Как показала социометрия, коэффициент благополучия отношений увеличился с 33% до 66%, коэффициент взаимности выборов — с 38% до 49%. При подведении итогов студенты отметили положительное влияние тренинга на коммуникативное развитие и сплочение коллектива. Из эссе студентов: «Данный курс мне показался очень полезным, ведь каждый педагог должен обладать качествами, которые не всегда заложены с детства: коммуникабельность, умение слышать и понимать других, умение выйти из конфликтной ситуации» «В тренинге развивается умение слушать и договариваться. Это самый важный навык, который дают упражнения на общение, и лично мне они во многом помогли для дальнейшего внутреннего роста и развития»; «Многие задания и игры

на тренинге были направлены на нахождение контакта с людьми; научиться слушать человека, дать право высказать ему свою точку зрения. Также этот тренинг повлиял на сближение нашего коллектива. Многие девочки открылись с другой стороны, в том числе и я. Теперь мы стараемся больше времени проводить вместе»; «Благодаря тренингу наша группа стала более дружной, общительной, сплоченной. Сейчас мы стараемся больше узнавать друг друга и больше проводить времени вместе»; «Данный тренинг помог нашей группе сплотиться. Мы стали ближе друг к другу»; «Все занятия проходили в игровой форме. Это помогло нам раскрыться, стать более уверенными в себе, потому что было легко в такой теплой атмосфере. Также я заметила, что наша группа стала более сплоченной, благодаря данному курсу. Многие девочки открылись нам с другой, новой для нас стороны, что очень радовало»; «Некоторые занятия и упражнения помогли мне раскрепоститься в коллективе. Было не менее приятно замечать, что девочки тоже стали более открытыми и активными. Я лишний раз убедилась в том, что у нас очень хорошая и сплоченная группа»; «Изменилась атмосфера в группе, изменились мы. Стали еще более дружными, могу даже сказать, что мы стали семьей!».

Особенности коррекционно-педагогической деятельность учителя-логопеда делают конкурент-носпособным и востребованным в современном обществе специалиста-практика, готового к работе в условиях модернизации образования и владеющего способностями самостоятельно и творчески решать педагогические задачи. При этом важным условием профессиональной эффективности дефектолога является коммуникативная культура. Это не только технологическая подготовка к эффективному общению с субъектами коррекционно-образователь-ного процесса. Она воплощается в духовно-нравственном развитии личности дефектолога, его социальном и психологическом здоровье. Формирование коммуникативной культуры педагогов является приоритетной задачей в системах вузовского и последипломного образования. Психотренинг общения — один из действенных методов развития профессионализма педагогов-дефек-тологов, оздоровления и оптимизации межличностных взаимоотношений в студенческой группе. Проведение тренингов общения обеспечивает более углубленную и целостную практическую подготовку студентов к конструктивному межличностному взаимодействию в коррекционно-пе-дагогическом процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куцеева Е. Л. Подготовка учителя к воспитанию школьников в условиях инклюзивного образования // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей. Т. 3. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2014. С. 144-147.

2. Шумилова Е. А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе. Монография. Челябинск: Дитрих, 2011. 295 с.

3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. М.: Просвещение, 2003. 304 с.

REFERENCES

1. Kutseeva E. L. Preparation of the teacherforthe education of schoolchildren in the context of inclusive education // Education in the modem cultural and educational space: collection of articles. T. 3. M., Publishing House of the Moscow Psychological and Social University, 2014. P. 144-147. (InRuss.).

2. Shumilova E. A. The concept of the formation of social and communicative

competence of future teachers in the university. Monograph. Chelyabinsk: DitriKh, 2011. 295 p. (In Russ.).

3. Moreva N. A. Training of pedagogical communication. Moscow: Education, 2003. 304 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 10.03.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.