13. Fencl Heidi & Scheel, Karen. Engaging Students: An Examination of the Effects of Teaching Strategies on Self-Efficacy and Course Climate in a Nonmajors Physics Course // Journal of College Science Teaching. - 2005. - Vol. 35. - URL: https://www.researchgate.net/publication/234636516
14. Fernando D.B. Self-Efficacy, Satisfaction, and Academic Achievement: The Mediator Role of Students' Expectancy-Value Beliefs // Frontiers in Psychology. - 2017. - Vol. 8. - P. 1193
URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2017.01193
15. Wilde N., Hsu A. The influence of general self-efficacy on the interpretation of vicarious experience information within online learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2019. - Vol. 16. - URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-019-0158-x
Педагогика
УДК 376.37
магистрант Пелевина Татьяна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАТИВНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. Статья посвящена реализации логопедической программы по коррекции речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коммуникативной ритмотерапии. Представлены результаты и качественный анализ проведенного контрольного исследования по двум направлениям: сформированность диалогической речи и навыки коммуникации.
Ключевые слова: речевая коммуникация, диалогическая речь, конструирование диалога, общее недоразвитие речи. коммуникативная ритмотерапия.
Annotation. The article is devoted to the implementation of a speech therapy program for the correction of speech communication in older preschoolers with general speech underdevelopment by means of communicative rhythmotherapy. The results and qualitative analysis of the control study conducted in two directions are presented: the formation of dialogic speech and communication skills.
Keywords: speech communication, dialogic speech, dialogue construction, general underdevelopment of speech. communicative rhythm therapy.
Введение. Важной образующей в процессе общения выступает речь, являясь средством коммуникации. Нарушения речи и других основных психических функций у детей с общим недоразвитием речи, препятствуют развитию навыков коммуникации. Ребенку дошкольного возраста общение необходимо, так как в процессе общения происходит становление и развитие его личности. Однако у детей с общим недоразвитием речи часто возникают коммуникативные проблемы, обусловленные не только речевыми, но и когнитивными нарушениями. При этом недостатки речевого развития могут вызвать речевой негативизм у детей. В результате, отклонения в развитии высших психических функций, которые достаточно часто возникают у детей с общим недоразвитием речи, создают дополнительные сложности коммуникации, препятствуя полноценной социализации ребенка [2].
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи присутствует несформированность навыков речевой коммуникации, низкий уровень развития диалогической речи. Было выяснено, что дошкольники с общим недоразвитием речи не могут начать и поддержать диалог, необщительны, в диалоге занимают пассивную позицию, не поддерживают нить разговора, используют уже ранее заученные речевые штампы. Коммуникация у детей с общим недоразвитием речи неразвита, носит узко ситуативный характер, зависит от настроения, эмоций. Таким образом, коррекция речевой коммуникации на этапе дошкольного возраста позволит как можно раньше устранить несформированность речевого развития, тем самым, повысить уровень общения и социализации детей.
Изложение основного материала статьи. В соответствие с требованиями ФГОС в целях развития речевой коммуникации у дошкольников с ОНР в последние годы большое внимание уделяется использованию коммуникативно-игровых технологий, среди которых достаточно распространенной является коммуникативная ритмотерапия. Основные приемы коммуникативной ритмотерапии были разработаны Е.С. Авдеевой под руководством Е.Ю. Рау [1]. Е.С. Авдеева рассматривает ритмотерапию как систему двигательных упражнений под музыку с использованием лексического материала по изученным темам, а также танцевальных ритмизировапнных движений и других упражнений. По мнению Е.С. Авдеевой и др. исследователей, коммуникативная ритмотерапия снимает сажатость, скованность дошкольников с ОНР, снижает напряжение, развивает пластичность, умение владеть своим телом. Кроме того, специально заданный музыкальный ритм формирует у детей внимание, реакцию, самоконтроль, восприятие, речевую деятельность. Движения под музыку снимают нервно-психическое напряжение, нормализуют эмоциональный фон, вследствие чего ребенок, имеющий речевые нарушения легче устанавливает контакты со сверстниками, что имеет прямое отношение к формированию у детей с ОНР речевой коммуникации [1].
Исходя из этого, цель предпринятого исследования, разработка и реализация логопедической программы коррекции речевой коммуникации у старших дошкольников с ОНР средствами коммуникативной ритмотерапии.
Логопедическая программа была реализована с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающих коррекционные группы ДОУ.
Задачи программы:
- устранить нарушения диалогического общения, в том числе, неумение составить и развить диалог, задать вопросы, привлечь к диалогу собеседника;
- формирование речевого этикета;
- формирование навыков коммуникации (деструктивный тип сотрудничества, нежелание идти на контакт, речевой негативизм, конфликтность).
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №206 «Бережок» города Нижнего Новгорода в течение учебного года. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с общим недоразвитием речи - 32 ребёнка.
Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью не более 40 минут, в первой половине дня. Занятия выстраивались с учетом использования коммуникативной ритмотерапии, на основе игровой технологии, при этом использовались разные методы и приемы опытно-экспериментальной работы.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:
- практические (показ - логопедом специальных упражнений с использованием коммуникативной ритмотерапии);
- словесные (объяснение вариантов выполнения движений, правила работы в парах).
Проведение логопедической работы, в целях коррекции речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи опиралось на следующие принципы: принцип постоянной мотивации детей к речевой активности; принцип системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.
В коррекционной работе были использованы следующие приемы коммуникативной ритмотерапии:
1. Ритмические упражнения с музыкальным сопровождением (танцевальные разминки в начале занятий, танцевальные игры-импровизации). Такие упражнения направлены на снятие скованности, психоэмоционального напряжения, развивают у детей коммуникативные способности, мотивируют дошкольников и развивают способности к творчеству.
2. Речедвигательные упражнения и игры. Способствуют координация речи и движений, направлены на активизацию речевой деятельности, развивают координацию и ритмизацию движений, правильное речевое дыхание, нормализуют мышечный тонус, улучшают ориентировку в пространстве.
3. Упражнения под ритм метронома (работа в парах) - отстукивание и прохлопывание ритма. Данные упражнения развивают слуховое внимание, фонематическое восприятие, слуховую память, самоконтроль и произвольность поведения, умение работать по образцу и в паре, что способствует развитию коммуникации и создает предпосылки учебной деятельности.
4. Двигательные упражнения с речевым сопровождением, способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Данные упражнения снимают зажимы, скованность, дети раскрепощаются и начинают общаться, повышают эмоциональный тонус, внимание и работоспособность.
5. Речевки, ритуалы приветствия и завершения дня. Направлены на сплоченность детей в парах, помогают формированию положительной эмоциональной атмосферы, активизируют внимание к предстоящей работе на занятии, способствуют организованности и дисциплине, помогают устранить нарушения поведения детей.
6. Сюжетные игры (работа в парах).
7. Дыхательные упражнения (упражнения на релаксацию) - снижают напряжение, снимают усталость, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга.
Этапы коррекционной работы:
1. Первый этап (подготовительный).
Цель этапа - развитие процессов восприятия и воспроизведения двигательного темпа и ритма с использованием метронома. Создание положительной психологической атмосферы в группе, раскрепощение детей, устранение скованности, зажимов для подготовки к проведению основных занятий.
2. Второй этап (коррекционный).
Цель этапа - развитие речевой коммуникации у детей в ходе межличностного взаимодействия с помощью вербальных средств общения с использованием коммуникативной ритмотерапии.
3. Третий этап (заключительный).
Цель этапа: совершенствование ранее изученных навыков речевой коммуникации, закрепление осознанного использования вербальных и невербальных средств коммуникации, обучение оперировать ситуативными и внеситуативными высказываниями в парах.
Структура занятия:
I. Организационная часть II. Основная часть III. Заключительная часть
2-3 минуты 1 блок - развитие невербальной коммуникации (10 минут) 5 минут
Физкультпауза (дыхательные упражнения) (2 минуты)
2 блок - развитие вербальной коммуникации (15 минут)
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы дошкольники учились овладевать навыками невербальной и вербальной коммуникации, учились взаимодействовать в парах, при этом формировалась не только коммуникация, но и диалогическая речь, поскольку дети активно взаимодействовали между собой в парах.
По результатам реализации программы коррекции речевой коммуникации у старших дошкольников с ОНР был проведён контрольный эксперимент. Его цель - оценить эффективность использования коммуникативной ритмики как средства коммуникативной игровой технологии в коррекции речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы ставили перед собой задачу выявить динамику речевого и коммуникативного развития детей до и после реализации коррекционно-развивающей программы.
Диагностическая программа контрольного эксперимента повторяла программу констатирующего эксперимента. В контрольном эксперименте были задействованы 16 старших дошкольников с ОНР, участвовавшие в опытно-практической работе с использованием коммуникативной ритмотерапии, они составили экспериментальную группу. Контрольную группу составили 16 дошкольников с ОНР, с которыми коррекционные занятия не проводились. Результаты контрольной группы были необходимы для получения объективных результатов исследования и возможности проведения сравнительного анализа.
Исследование было разделено на два блока - в первом блоке обследовалась диалогическая речь, во втором - навыки коммуникации. Использовались те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте:
1. Методика исследования диалогической речи А.В. Чулковой [3].
2. Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцова (исследование коммуникативных навыков) [4].
В первом блоке эксперимента использовалась методика А.В. Чулковой для исследования речевой коммуникации в диалоге. Основным инструментом диагностики сформированности уровня диалогического общения выступает беседа. При этом критериями оценки являлось не только умение начать и продолжить диалог, но и его содержание, смысловая наполненность, умение использовать вежливые слова в процессе беседы, находить и оперировать информацией, владение реплицированием [3].
Были определены основные показатели оценки сформированности диалогической речи:
- Владение речевым этикетом. Оценивается умение приветствовать другого человека (взрослого и сверстника), обращаться с просьбой, правильно извиниться перед взрослым или сверстником. Результаты показали, что дошкольники экспериментальной группы гораздо лучше владеют речевым этикетом в сравнении с контрольной группой. Высокий уровень показали 37,5%, в контрольной - только 12,5% детей. Испытуемые правильно использовали вежливые слова, во всех ситуациях, при этом использовали как простые (здравствуй, привет и др.), так и сложные обороты (доброе утро, будьте добры, большое спасибо и др.) Низкий (критический) уровень в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной его показали 18,7% испытуемых. У детей с низким уровнем не наблюдалось какой-либо динамики в развитии навыка речевого этикета, данные слова испытуемые не употребляли в речи и не общались со сверстниками. Полученные данные показывают, что у испытуемых, занимавшихся с использованием коммуникативной ритмотерапии, преобладает высокий уровень сформированности речевого этикета (37,5%), в контрольной группе преобладает уровень ниже достаточного (50%).
- Запрос информации. Оценивалась способность правильно составить и задать вопрос, содержание, логика постановки и уместность вопроса в диалоге, влияние его на результат беседы. Таким образом, после проведения опытно-экспериментальной работы, 43,7% дошкольников с ОНР показали высокий уровень работы с информацией, 37,5% -достаточный. В контрольной группе результаты остались на уровне констатирующей диагностики.
- Реплицирование. Данный параметр оценки подразумевает наиболее частое использование в диалоге определенных видов реплик - реплик-реакций или реплик стимулов, их очередность. Таким образом, результаты исследования реплицирования показали положительную динамику в экспериментальной группе (43,7% - высокий уровень). В контрольной группе преобладает уровень ниже достаточного - 37,5%.
- Конструирование диалога. Оценивается умение самостоятельно составить диалог и развить его с опорой на имеющийся речевой опыт и в соответствие с заданной ситуацией, т.е. исследовались имеющиеся у детей навыки диалогической речи при самостоятельном составлении диалога. Таким образом, результаты последнего задания методики А.В. Чулковой показали, что в экспериментальной группе преобладает достаточный уровень навыка составления диалога (43,7%), в контрольной - ниже достаточного (50%).
Полученные результаты дают основание утверждать, что коррекция на основе использования коммуникативной ритмотерапии доказывает свою эффективность в отношении формирования у дошкольников с ОНР речевой коммуникации.
В таблице 1 представим сравнительные результаты по всем заданиям методики А.В. Чулковой (по результатам контрольного исследования).
Сводные результаты методики А.В. Чулковой в экспериментальной и в контрольной группах после проведения
контрольного эксперимента
№ п\п Показатели оценки сформированности диалогической речи Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
1 Речевой этикет 87 52
2 Запрос информации 89 48
3 Реплицирование 88 54
4 Конструирование диалога 82 47
Полученные сводные результаты по методики А.В. Чулковой показывают положительную динамику в экспериментальной группе, в контрольной группе результаты незначительны и остались примерно на уровне констатирующей диагностики.
Общие результаты выглядят следующим образом: уровень сформированности речевого этикета в экспериментальной группе 87%, в контрольной 52%; запрос информации - в ЭГ 89, в КГ 48%, реплицирование - в ЭГ 88%, в КГ 54%, навык составления диалога - в ЭГ 82%, в КГ - 47%.
Далее была проведена методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт». Методика направлена на обследование навыков коммуникации. В таблице 2 представим итоговые результаты по данной методике.
Типы взаимодействия дошкольников по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» по результатам контрольного эксперимента
Тип взаимодействия Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
1. Тип взаимодействия 0 18,8
2. Тип взаимодействия 0 43,7
3. Тип взаимодействия 18,8 37,5
4. Тип взаимодействия 50 0
5. Тип взаимодействия 31,2 0
6. Тип взаимодействия 0 0
Полученные результаты показали, что дошкольники экспериментальной группы отнесены в основном к 4 и 5 типу взаимодействия (оптимальные типы), дошкольники контрольной группы - к 1-3 типам (деструктивное взаимодействие). Таким образом, результаты методики «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой показали, что дошкольники с ОНР после проведения коррекционной работы с использованием коммуникативной ритмотерапии повысили свой тип взаимодействия - из деструктивного (как было зафиксировано на констатирующем этапе) перешли к кооперативно-соревновательному типу.
Данные выводы подтверждают эффективность проведенной с дошкольниками с ОНР опытно-экспериментальной работы.
Выводы. Анализ полученных результатов на контрольном этапе по исследованию сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с ОНР после проведения опытно-экспериментальной работы дал возможность сделать следующие выводы:
1. Опытно-экспериментальная работа с использованием средств коммуникативной игровой технологии была проведена успешно, ее участники показали положительные изменения по всем исследуемым параметрам. По окончанию опытно экспериментальной работы по коррекции нарушений речевого взаимодействия у старших дошкольников с ОНР определен результат: значительное улучшение речевой коммуникации. У детей экспериментальной группы наблюдалась
положительная динамика по всем заданиям методики А.В. Чулковой. Дети проявляли инициативу в общении, с легкостью начинали и развивали диалог, при этом использовали различные виды реплик, могли продолжить и поддержать разговор на различные темы, в соответствие с возрастом. Результаты методики «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой показали, что дошкольники с ОНР после проведения коррекционной работы с использованием коммуникативной ритмотерапии повысили свой тип взаимодействия - из деструктивного (как было зафиксировано на констатирующем этапе) перешли к кооперативно-соревновательному типу. Дети устанавливают отношения с партнером по игре как с противником, изучают действия оппонента, сравнивает действия соперника со своими, планируют дальнейшие шаги, прогнозирують возможные результаты.
2. Старшие дошкольники с ОНР, участвовавшие в опытно-экспериментальной работе с использованием средств коммуникативной игровой технологии, показали результаты на порядок выше по всем исследуемым показателям в сравнении с детьми контрольной группы, которые в коррекции не участвовали. Двигательные упражнения на основе ритма и музыки очень увлекли детей, вызвали интерес к занятиям, они проявляли инициативу, раскрепощались, охотнее шли на контакт. Поэтому экспериментальная работа с использованием коммуникативной ритмики оказалась достаточно продуктивной.
3. Показатели сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с ОНР значительно выросли и приближаются к нормативным показателям, однако, остаются некоторые сложности установления контакта со взрослыми, не всегда дети пользуются в разговоре со сверстниками и взрослыми речевым этикетом.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности предложенной нами программы по коррекции речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами коммуникативной игровой технологии, а именно средствами коммуникативной ритмотерапии, что позволяет на качественном уровне решать задачи организации помощи старшим дошкольникам с ОНР.
Литература:
1. Авдеева Е.С. Ритмотерапия, как одно из средств развития коммуникации при речевых нарушениях / Е.С. Авдеева // «Мир специальной педагогики и психологии»: науч.-практ. альманах / Изд.: Москва, 2019. - Вып. 10-11. - С. 37-40.
2. Воронич, Е.А. Становление межличностных отношений детей в группе сверстников как условие социализации дошкольников // Е.А. Воронич / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. - № 5 (25). - С. 275-277.
3. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие / А.В. Чулкова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Михайл. фил. ВГПУ. Михайл. пед. колледж. -Волгоград: Перемена, 2002 (Тип. изд-ва). - 168 с.
4. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. - 2005. - №2. - С. 87-94.
Педагогика
УДК 378.005
кандидат педагогических наук, доцент Пикалова Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат филологических наук, доцент Ломакина Екатерина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ РЕФЛЕКСИВНОМ ПОДХОДЕ
Аннотация. В статье было рассмотрено и уточнено понятие «творческая коммуникативная компетенция», а также обоснована реализация рефлексивного подхода к совершенствованию творческой коммуникативной компетентности студентов. В ходе работы было выяснено, что наиболее эффективными путями совершенствования творческой коммуникативной компетентности студентов технических специальностей на основе рефлексии является различные методы социально-психологического тренинга: «интеллектуальная разминка», «сократическая беседа», «круглый стол», «выездной семинар», «ролевая и деловая игра». В результате констатирующего эксперимента были выявлены наиболее актуальные для студентов комплексные творческие коммуникативные умения: понимать партнера по общению; адекватно выражать собственную позицию в общении; управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоциональное состояние партнера; оказывать убеждающее воздействие на собеседников; разрешать межличностные конфликты.
Ключевые слова: творческая коммуникативная компетенция, рефлексивный подход, социально-психологический тренинг.
Annotation. The article considered and clarified the concept of "creative communicative competence", as well as substantiated the implementation of a reflexive approach to improving the creative communicative competence of students. In the course of the work, it was found that the most effective ways of developing the creative communicative competence of students based on introspection are various methods of socio-psychological training: "intellectual warm-up", "Socratic conversation", "round table", "field seminar", "role and business game". As a result of the ascertaining experiment, the most relevant for students complex creative communication skills were revealed: to understand the communication partner; adequately express their own position in communication; manage your emotional state and influence the emotional state of your partner; have a persuasive effect on interlocutors; resolve interpersonal conflicts.
Keywords: creative communicative competence, reflexive approach, socio-psychological training.
Введение. В условиях перехода и переориентации современной образовательной системы в целом и высшего профессионального образования в частности, в эпоху повсеместной цифровизации и использования интернет-технологий, происходит переосмысление всех аспектов образовательного процесса. Переоцениваются и наполняются новым содержанием показатели профессиональной компетентности студентов, обучающихся на разных специальностях технического вуза. Один из них - уровень творческой коммуникативной компетентности - приобретает особое значение в связи с новыми задачами, стоящими перед учебными заведениями. Главная из них - подготовить будущего специалиста к организации своей жизни в новых формах культурного бытия, развить в нем качества, необходимые для творческой самореализации в изменяющемся социуме. В числе качеств, наиболее ценных в новой культурной ситуации выступает те качества, которые потеряли свою актуальность в последнее время, но как оказалось, без которых молодой специалист не