Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВКЛАДА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВКЛАДА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
815
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мищенко Инна Витальевна, Пуричи Виталий Валентинович, Габриелян Элла Эдуардовна, Лухманова Гульнар Койшыбаевна

Туристическая сфера становится все более значимой составляющей экономики многих регионов России. Вместе с тем отсутствие необходимой инфраструктуры не позволяет использовать ее потенциал в полной мере. Пандемия стала стимулом для развития внутреннего туризма и одновременно обнажила множество проблем. Так, на материалах Алтайского края авторами дана оценка состояния туристической инфраструктуры региона, как основы туристической сферы. Были рассмотрены наиболее важные рекреационные зоны Алтайского края. Выявлено, что большинство туристических зон региона сталкиваются с множеством инфраструктурных проблем - отсутствие мест размещения, освещения, социальной инфраструктуры, некачественные дороги. Вместе с тем решение этих проблем является необходимым условием устойчивого развития отрасли региона. Для выработки стратегии дальнейшего развития сферы туризма авторами был проведен SWOT-анализ туристической сферы края, предложены пути решения выявленных проблем. Разработанные предложения позволят улучшить состояние отрасли в целом (в первую очередь - инфраструктурную составляющую), а также повысить ее вклад в экономику края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мищенко Инна Витальевна, Пуричи Виталий Валентинович, Габриелян Элла Эдуардовна, Лухманова Гульнар Койшыбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM INFRASTRUCTURE IMPROVING AS A PREREQUISITE FOR INCREASING THE CONTRIBUTION OF TOURISM TO THE REGIONAL ECONOMY

The tourism sector is becoming an increasingly significant component of the economy of many regions of Russia. However, the lack of the necessary infrastructure does not fully utilize its potential. The pandemic has become an incentive for the development of domestic tourism and at the same time exposed many problems. So, on the materials of the Altai Territory, the authors gave an assessment of the state of the tourist infrastructure of the region, as the basis of the tourist sphere. The most important recreational zones of the Altai Territory were considered. It was revealed that most of the tourist zones of the region face many infrastructure problems - the lack of accommodation, lighting, social infrastructure, poor-quality roads. At the same time, solving these problems is a prerequisite for the sustainable development of the region’s industry. To develop a strategy for the further development of the tourism sector, the authors carried a SWAT analysis of the tourism sector of the region, proposed ways to solve the identified problems. The developed proposals will improve the state of the industry as a whole (primarily the infrastructure component), as well as increase its contribution to the regional economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВКЛАДА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА»

УДК 338.48:33849 (571.150) Э01: 10.14258/ерЬ202107

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВКЛАДА В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

И. В. Мищенко1, В. В. Пуричи1, Э. Э. Габриелян1, Г. К. Лухманова2

''Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (Талдыкорган, Казахстан)

Туристическая сфера становится все более значимой составляющей экономики многих регионов России. Вместе с тем отсутствие необходимой инфраструктуры не позволяет использовать ее потенциал в полной мере. Пандемия стала стимулом для развития внутреннего туризма и одновременно обнажила множество проблем. Так, на материалах Алтайского края авторами дана оценка состояния туристической инфраструктуры региона, как основы туристической сферы. Были рассмотрены наиболее важные рекреационные зоны Алтайского края. Выявлено, что большинство туристических зон региона сталкиваются с множеством инфраструктурных проблем — отсутствие мест размещения, освещения, социальной инфраструктуры, некачественные дороги. Вместе с тем решение этих проблем является необходимым условием устойчивого развития отрасли региона. Для выработки стратегии дальнейшего развития сферы туризма авторами был проведен БШОТ-анализ туристической сферы края, предложены пути решения выявленных проблем. Разработанные предложения позволят улучшить состояние отрасли в целом (в первую очередь — инфраструктурную составляющую), а также повысить ее вклад в экономику края.

Ключевые слова: туристическая отрасль, инфраструктура, экономика региона, направления развития.

TOURISM INFRASTRUCTURE IMPROVING AS A PREREQUISITE FOR INCREASING THE CONTRIBUTION OF TOURISM TO THE REGIONAL ECONOMY

I. V. Mishchenko1, V. V. Purichi1, E. E. Gabrielyan1, G. K. Lukhmanova2

1Altai State University (Barnaul, Russia) 2Zhetysu State University named after I. Zhansugurov (Taldykorgan, Kazakhstan)

The tourism sector is becoming an increasingly significant component of the economy of many regions of Russia. However, the lack of the necessary infrastructure does not fully utilize its potential. The pandemic has become an incentive for the development of domestic tourism and at the same time exposed many problems. So, on the materials of the Altai Territory, the authors gave an assessment of the state of the tourist infrastructure of the region, as the basis of the tourist sphere. The most important recreational zones of the Altai Territory were considered. It was revealed that most of the tourist zones of the region face many infrastructure problems — the lack of accommodation, lighting, social infrastructure, poor-quality roads. At the same time, solving these problems is a prerequisite for the sustainable development of the region's industry. To develop a strategy for the further development of the tourism sector, the authors carried a SWAT analysis of the tourism sector of the region, proposed ways to solve the identified problems. The developed proposals will improve the state of the industry as a whole (primarily the infrastructure component), as well as increase its contribution to the regional economy.

Keywords: tourism industry, infrastructure, economy of the region, development directions.

Российская Федерация, как и многие другие государства, признают туризм одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, который в свою очередь обеспечивает рост валового внутреннего продукта и ведет к увеличению валютных поступлений и объемов инвестиций, развитию промышленности, торговли, инфраструктуры [1, с. 973]. Несмотря на огромный потенциал и разнообразие природно-климатических, рекреационных ресурсов России, вклад туристической отрасли в экономику страны пока недостаточен. Средняя доля туризма в ВВП стран-лидеров составляет 10%, в России — 1,5% [2]. Это связано, в первую очередь, со значительным недоиспользованием туристического потенциала многих регионов России, а также обусловлено недостатками существующей системы управления туристским предпринимательством на местах.

В этих условиях возникла объективная потребность перенести центр принятия решений по проблемам развития туризма на уровень регионов, здесь эти проблемы наполнить конкретным содержанием и замкнуть на особенности территорий, с акцентом на имеющиеся ресурсы и возможности.

В условиях современных реалий, связанных с мировой пандемией COVID-19, особо ост-

Алтайскому краю присуще чередование горного и равнинного рельефов, красота полноводной Оби с ее притоками и протоками и разнообразием прекрасного ландшафта. Существуют все необходимые возможности для развития как традиционных, так и экстремальных видов туризма. На территории края множество археологических и этнологических памятников, а именно курганных и грунтовых археологических могильников, древних поселений, пещерных стоянок каменного века, а также горно-рудных выработок меди, серебра и золота.

ро встает вопрос о своевременном, опережающем создании туристской инфраструктуры. В связи со сложившимися ограничительными мерами и рекомендациями ожидается рост спроса на внутренний туризм. Вполне вероятно, что российские туристы, в связи с опасностью заражения, предпочтут отечественные курорты зарубежным. Одним из возможных вариантов может оказаться Алтайский край.

В настоящее время Алтайский край является одним из ведущих регионов Сибирского федерального округа по развитию туризма. Но для качественной реализации туристских услуг уровень развития инфраструктуры должен предшествовать спросу.

Алтайский край — репрезентативный туристический регион. Алтайский край традиционно входит в пятерку туристических регионов России (табл. 1). Его конкурентным преимуществом является комплекс природно-климатических, бальнеологических и лечебных факторов, благоприятной экологии, богатого историко-культурного наследия, разнообразной гастрономии, наличие системы особо охраняемых природных территорий, а также устойчивых позитивных ассоциативных представлений и брендов.

В течение последних 10 лет в регионе сформировался высокоинтенсивный путь использования туристских ресурсов. В результате постоянно растет организованный туризм, который стал самостоятельной отраслью экономики. Сегодня туризм функционирует в 63 из 69 муниципальных образований края.

Доля сферы туризма в региональном ВРП невелика (табл. 1). Однако она оказывает мультипликативный эффект и, как правило, необходимо учитывать смежные с ней отрасли — торговлю, общепит, транспорт. Денежные затраты туристов становятся

Таблица 1

Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию туризма [3]

Рейтинг Показатель Субъект Российской Федерации

Регионы-лидеры

1 93,8 г. Москва

2-3 93,0 г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан

4 90,3 Краснодарский край

Регионы с высокими показателями развития туризма

5 83,6 Калужская область

6 75,0 Алтайский край

7 73,0 Тульская область

8 72,2 Вологодская область

9 71,0 Свердловская область

10 68,2 Московская область

доходами различных организаций и через уплату налогов пополняют бюджет соответствующей территории. Так, в рассматриваемый период на треть

Подобная динамика обусловлена увеличением числа индивидуальных и групповых средств размещения. С 2015 по 2019 г. их количество увеличилось с 623 до 704 объектов (рост 13%). Тенденция прироста объектов туристской инфраструктуры способствует росту количества туристов, приезжающих в Алтайский край. Так, в рассматриваемый период туристический поток в регион увеличился с 1,9 млн человек в 2015 г. до 2,2 млн человек в 2019 г. (на 13,6%) [5].

С мая 2018 г. был введен курортный сбор. В Алтайском крае он взимался с туристов, отдыхающих на курорте Белокуриха. В 2018 г. его величина составила 30 руб./сутки с человека, в 2019 г. — 50 руб./ сутки. Однако из-за пандемии в 2020 г. сбор налога был приостановлен. Налоговые поступления от курортного сбора были направлены на создание новых объектов инфраструктуры территорий через Фонд развития курортной инфраструктуры. Так, с 2018 г. по 2020 г. в него поступило 84 млн рублей. С 2021 г. процесс взимания курортного сбора продолжится, но его величина уже не будет превышать 30 руб./сутки, а жителей региона освободят от его уплаты [6].

Алтайский край по праву считается многопрофильным туристским регионом, на территории которого представлены самые разные туристические программы, отвечающие требованиям высокопритязательного потребителя. В регионе активно развивается лечебно-оздоровительный, сельский, научно-познавательный, спортивный, событийный, деловой туризм.

Развитие на Алтае традиционного туризма определяет санаторно-курортный комплекс, представленный сегодня 42 организациями почти на 9 тысяч мест единовременного размещения. Ежегод-

увеличился совокупный оборот сферы туризма. Это положительно повлияло на налоговые поступления от туристической деятельности.

но в регионе проходят лечение около 200 тысяч человек [5]. В то же время туристско-рекреационные ресурсы региона освоены неоднородно. Его инфраструктура развита недостаточно и уровень ее развития различен.

В рамках данного исследования мы провели анализ состояния рекреационной инфраструктуры наиболее важных рекреационных зон Алтайского края. К ним относятся: туристский кластер «Белокуриха», «Белокуриха-2», ОЭЗ «Бирюзовая Ка-тунь» и сопутствующая ей игровая зона «Сибирская монета», Завьяловский район, «Озеро Ая», город-курорт Яровое, Горная Колывань, спортивно-туристический кластер «Тягун». Он показал, что наличие туристической инфраструктуры во многом зависит от включенности государства в развитие данных территорий. Строительство дорог, освещения, социальной инфраструктуры являются необходимым условием прихода частных инвестиций на территорию.

Различный уровень развития инфраструктуры определяет разную привлекательность территориальных объектов для частных инвестиций. При этом в каждой выделяемой зоне есть проблемы, препятствующие развитию отрасли.

Город-курорт Белокуриха располагает мощной санаторно-курортной базой, доставшейся ему еще с советских времен. Это позволило ему войти в число курортов федерального значения и стать ядром санаторно-курортной системы Алтая. Привлекательность, которая объясняется наличием уникальных ресурсов, высоким уровнем сервиса и квалификации персонала, создает условия для привлечения инвестиций в эту территорию. Однако существенное расстояние отделяет город от крупных аэропортов и железнодорожных стан-

Таблица 2

Показатели, характеризующие сферу туризма Алтайского края [4]

Показатель Единица измерения Значение показателя

2017 год 2018 год 2019 год

ВРП Алтайского края млн руб. 501889,3 513463,9 549972,9

Совокупный оборот туристской сферы Алтайского края млн руб. 3800 4300 5000

Доля сферы туризма в ВРП Алтайского края % 0,7 0,8 0,9

Доля сферы туризма в ВРП с мультипликативным эффектом (со смежными отраслями: общепит, транспорт, торговля и др.) % 7,2 7,3 7,4

Объем налоговых поступлений от туристической деятельности млн руб. 1233,5 1290,4 1400

ций. Ближайшая станция расположена в г. Бийске (68 км), аэропорт — в г. Горно-Алтайске (116 км). Аэропорты городов Барнаула и Новосибирска, которые долгое время были основными, принимающими пассажиров, следовавших в Белокуриху, удалены на сотни километров. Таким образом, трансфер гостей города-курорта представляет собой определенную проблему. В последнее время возобновились полеты судов малой авиации, доставляющие гостей непосредственно на место, но при потоке, превышающем 80 тысяч человек в год, малая авиация не может решить транспортной проблемы. Увеличение количества приезжающих гостей связано с возникновением и развитием на прилегающей территории новых объектов туристско-рекреаци-онной деятельности.

Белокуриха-2 уже стала объектом, привлекательным и для гостей, и для инвесторов. Появление современных спортивных сооружений для лыжного спорта и биатлона позволяет надеяться на проведение на этой площадке спортивных мероприятий различного уровня. Создание здесь современного комфортабельного гостиничного комплекса предъявит дополнительные требования к обеспечивающей инфраструктуре.

Большое внимание со стороны государственных органов уделяется развитию особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Это комплекс природного и экстремального туризма на территории 3326 га. На территории зоны созданы все условия для отдыха: искусственное озеро с аттракционами; горнолыжный комплекс; картинг; экскурсии в пещеры и гроты; рыболовный пруд; пасека; сплавы; джип-туры и квадроциклы; археологический парк и многое другое.

Вместе с тем Счетная палата РФ признала ее неэффективными проектом. На 4,2 млрд руб. федеральных инвестиций Алтайская ОЭЗ привлекла менее 900 млн руб. частных средств, а часть объектов инфраструктуры ОЭЗ не эксплуатируется из-за их несоответствия реальным потребностям зоны [7].

Построенные за 382,7 млн руб. канализаци-онно-очистные сооружения мощностью 3,6 тыс. куб. м в сутки, способные обслуживать 12 тыс. человек, невозможно эксплуатировать при текущих объемах стоков 80 куб. м в сутки для 300-700 человек, сообщили представители Счетной палаты, а подземный водозабор стоимостью 153,5 млн руб. нельзя использовать из-за малого объема водопо-требления, запуск его будет приводить к застаиванию воды. Тепловые сети (6,7 тыс. м) за 212 млн руб. не подсоединены к источнику тепловой энергии, так как не построен объект «Энергоцентр». Кроме того, из-за отсутствия горнолыжного курорта законсервирован полигон утилизации твердых

бытовых отходов за 26,6 млн руб., не востребован водозабор для покрытия искусственным снегом горнолыжных трасс (57,6 млн руб.). Данные проблемы тормозят дальнейшее развитие туристической зоны и делают ее менее привлекательной по сравнению с такими направлениями, как Бело-куриха и Шерегеш.

Большие ставки сделаны на развитие спортивного туризма в крае. Так, с 2017 г. реализуется проект по созданию спортивно-туристского кластера «Тягун» [5]. На сегодняшний день идет процесс обеспечения инженерной инфраструктурой данного объекта. На эти цели из бюджета выделено порядка 50 млн рублей [8]. Пока рано говорить об эффективности данного проекта. Вместе с тем он достаточно интересен частному бизнесу. Из вложенных в проект 100 млн рублей более 80% — частные инвестиции [9].

Развитие автотуризма также приводит к росту количества приезжающих гостей в Алтайский край. Мобильные туристы не готовы подолгу оставаться на месте и предпочитают перемещаться по дорогам, далеким от совершенства, и использовать придорожную инфраструктуру, порой совершенно отсутствующую. По дороге от Новосибирска, а далее от Барнаула и Бийска количество объектов, сопровождающих путешественников, минимальное, а уровень сервиса в них оставляет желать лучшего. При этом объекты нацелены на решение самых насущных проблем. Так, по дороге можно перекусить, без гарантии качества продуктов и изысканности кухни, остановиться на ночлег можно в городах или совсем немногочисленных средствах размещения по дороге, где также уровень сервиса нужно повышать. Могут быть оказаны услуги по срочному авторемонту. Однако объектов рекреационного плана практически нет и на расстоянии около четырехсот километров остановиться для отдыха и развлечений практически негде. Получить медицинское обслуживание, возможность гигиенических процедур, а тем более содержательный отдых, предполагающий посещение интересных объектов, получение любопытной информации, например, краеведческого характера и даже развлекательного по дороге практически негде. Либо придется существенно отклониться от маршрута, но и это не гарантирует качества услуг.

Еще более сложная ситуация складывается в зонах, расположенных на большем удалении от осевого направления, которым можно считать Чуйский тракт, или направление Новосибирск — Белокуриха.

Так, даже краевой центр, как отдельная рекреационная зона, оказывается в стороне от основного потока, если не выступает принимающей пассажиров стороной. В этой связи гостей, приезжающих

в аэропорт или на железнодорожный вокзал города Барнаула для того, чтобы продолжить путь на автотранспорте, можно рассматривать и как гостей города. Однако при этом сам город не готов к встрече гостей. Причина — слабое развитие рекреационной инфраструктуры. Долгое время обсуждается вопрос вхождения на территорию города мировых гостиничных брендов. Сетевые гостиницы необходимы для туристов из дальнего зарубежья, мало знакомых с характеристиками территории, как гарантия определенного уровня сервиса. Но и для внутреннего туризма появление таких объектов создаст условия для оживления конкуренции на рынке услуг по размещению, привлечет мировой опыт к организации деятельности в этой сфере.

Рекреационная инфраструктура города, можно сказать, делает первые шаги. Притом что у города есть интересные объекты и историко-культурный потенциал, использование его пока еще только начинается. Этому способствует создание историко-культурного центра, как общественного пространства, строительство живописной набережной, но событийно эта территория пока насыщена крайне мало, экскурсионная работа носит эпизодический характер, арт-объекты, такие как краевая филармония или концертный зал оркестра «Сибирь», ограничены в возможностях в связи с эпидемиологической ситуацией.

Все это требует мероприятий по развитию разнообразной инфраструктуры, способной обеспечить самые разные запросы гостей, и разработки мер по ее эффективному использованию.

Еще более сложная ситуация складывается в глубинных районах края. Завьяловская рекреационная зона, расположенная в пределах степной зоны региона, располагает ценнейшими оздоровительными ресурсами, это и минеральные источники, и лечебные грязи, и даже воздух, наполненный фитонцидами реликтовых ленточных боров. Все это делает территорию привлекательной для организации лечебно-оздоровительной деятельности по разным направлениям оздоровления. Однако территория не располагает ни транспортной инфраструктурой, ни объектами размещения, ни медицинскими учреждениями, способными обеспечить качественное предоставление услуги. В результате на грязевых озерах располагаются «дикари», которые занимаются скорее вредным самолечением, минеральная вода в лучшем случае бутылируется и вывозится, а то и не используется совсем, а ленточные боры интересны скорее для хищников от лесопе-реработки. Проекты строительства санаторно-курортных объектов существуют, однако привлечение инвестиций в туристско-рекреационную

сферу препятствует отсутствие вложений в инфраструктуру.

Примером решения вопроса развития со стороны частного сектора может служить рекреационная зона озера Яровое. Внимание органов власти было приковано к горной части региона, однако на самой окраине степной зоны вырос объект рекреационной деятельности, который принимает сегодня за сезон десятки тысяч гостей и организует мероприятия высокого уровня, формируя устойчивый имидж привлекательной площадки для отдыха и оздоровления. Но следует отметить, что свой собственный потенциал территории почти исчерпан, требуется серьезная помощь со стороны государства и инвестиции частного капитала для того, чтобы развитие этой зоны не остановилось. Строительство современных гостиниц и санаториев вполне оправдано в связи с имеющимся потоком туристов, а транспортные проблемы нужно решать безотлагательно, в противном случае можно столкнуться со спадом интереса и его преодолеть будет уже крайне сложно. Во что превращаются забытые туристские районы — примеров тому в мировом опыте достаточно. И очень мало прецедентов возрождения объектов, испытавших упадок. Материальные потери в этом случае значительны, а моральные — невосполнимы.

К зонам, требующим внимания с точки зрения проблем развития инфраструктуры, следует отнести Горную Колывань с городом Змеиногорском включительно. Благоприятные для развития массового туризма природные условия, наличие историко-культурных объектов обусловливает широкие возможности. Приграничное положение зоны, соседство с казахским Алтаем в рамках программы развития Большого Алтая делает этот участок региона стратегическим, но поток туристов на сегодняшний день ограничен удаленностью, низким уровнем развития системы размещения сервисного обслуживания.

Перспектива включения юго-запада Алтайского края в обслуживание турпотока связана со строительством дороги, связывающей районы Бирюзовой Катуни и Белокурихи с юго-западной частью края, городом Змеиногорск через Чарыш-ский, Краснощековский и Курьинский районы с последующим выходом в степную зону. Это создаст условия для перемещения туристов по Большому кольцу, без необходимости возвращаться. Такие условия вполне соответствуют современным тенденциям в туризме, связанным с повышением мобильности, развитием автотранспорта и сервиса, например, услуг кар-шеринга.

Даже сегодня наиболее привлекательные объекты, такие как город-курорт Белокуриха, оказываются в транспортном отношении «тупиковыми»,

это снижает эмоциональную насыщенность путешествия. Решение подобных проблем требуется уже сейчас и связано оно с развитием обеспечивающей инфраструктуры.

Озеро Яровое уникально по своему составу и схоже по лечебным свойствам с Мертвым морем. Вместе с тем крупные гостиничные сети не стремятся заходить на данную территорию из-за низ-

Проведенный анализ демонстрирует наличие острых проблем в уровне развития инфраструктуры региона, что в свою очередь не позволяет значительно повысить мотивацию потенциальных туристов.

Решить сложившиеся проблемы возможно привлечением инвестиционных ресурсов разного уровня. Алтайский край становится перспективной площадкой для мировых гостиничных сетей. Например, руководство гостиницы Hilton ведет переговоры о строительстве гостиницы в Барнауле, а также руководство международной компании Radisson заинтересовано в строительстве отеля, также уже ведутся переговоры.

Для решения развития отрасли в целом и ее инфраструктурной составляющей необходимо использовать комплексный подход. Он должен включать в себя следующие направления:

1. Приоритет внутреннего туризма над международным. В профессиональном сообществе должно сформироваться понимание того, что туризм внутренний, и туризм въездной — основа туризма региона, то есть сами туроператоры должны быть сосредоточены на продаже выгодных для регионов и страны в целом турпакетов.

2. Рост качества туристской индустрии, транспортной инфраструктуры. Должно сохраняться приоритетное направление в планировании экономики региона, нацеленное на создание турист-

кого уровня развития дорожной и социальной инфраструктуры.

Комплексный подход к решению проблем туристической сферы. Для разработки предложений по повышению туристской привлекательности Алтайского края воспользуемся БШОТ-анализом инфраструктуры туристической отрасли Алтайского края [10] (табл. 3).

ско-рекреационного комплекса международного значения. Стоит понимать, что в настоящее время промежуточные территории ничего не выигрывают. На всем пути пребывания и передвижения туристов по Алтайскому краю должны существовать туристские объекты. Также необходимо усовершенствовать придорожный сервис, ведь туризм — это путешествие, которое должно протекать максимально комфортно для туристов. Тогда Алтайский край будет выглядеть как целостная система, а не отдельные рекреационные узлы, не связанные между собой.

3. Переориентация профессиональных кадров в туристской индустрии. Существующие ограничительные меры, связанные с коронавирусом, не стоит воспринимать как время застоя, наоборот, это время возможностей и подготовки к предстоящему наплыву туристов. После снятия ограничительных мер люди обязательно поедут в Алтайский край за получением качественных туристских услуг, а создание инфраструктуры еще не завершено. В это время множество свободных кадров в туристской сфере, знающих особенности производства, могли бы перепрофилироваться на создание качественной инфраструктуры. При условии государственного софинансирования, льготного кредитования и других мер поддержки частных лиц могут быть созданы дополнительные предприятия общественного питания, средства размещения,

Таблица 3

SWOT-анализ туристской индустрии Алтайского края

Сильные стороны Слабые стороны

• наличие собственной базы стройиндустрии; • наличие природных предпосылок для создания новых туристских объектов; • развитая сеть железнодорожных путей; • развитый санаторно-курортный комплекс • отсутствие качественного дорожного полотна, связывающего туристские объекты; • низкие возможности работы местного аэропорта; • низкий уровень сервиса; • слаборазвитая инфраструктура промежуточных территорий; • слаборазвитая индустрия развлечений

Возможности Угрозы

• инновационно-технологическая модернизация промышленности и аграрного комплекса; • финансовая государственная поддержка туризма; • развитие игорного бизнеса; • рост инвестиционных предпочтений; • создание большего количества зон Free Wi-Fi на территории Алтайского края • рост уровня загрязненности территории при высоком туристском спросе; • уничтожение объектов культурного наследия (снос памятников архитектуры и культуры); • низкая платежеспособность населения; • миграция квалифицированных кадров в производстве туристских услуг

паркинги, развлекательные площадки, банковское обслуживание, зоны бесплатного Wi-Fi, отремонтированы дороги и др.

4. ССМ-продвижение курортов Алтайского края, цифровизация отрасли. Интернет как инструмент рекламы с каждым годом становится все популярнее. Поскольку у него огромный охват аудитории, относительно низкая стоимость, возможен показ рекламных материалов целевой аудитории. Также может быть выгодна реклама на телевидении. Кстати, это направление уже начали использовать в формировании имиджа территории. Например, снимают множество документальных фильмов про Алтайский край, которые показывают на федеральных каналах. В 2016 г. известный телеведущий Валдис Пельш снял документальный фильм про Алтайский край для «Первого канала». Это послужило мощнейшим стимулирующим фактором для роста туристской привлекательности. К рекламе можно отнести и рекомендации отдыха на Алтае от знаменитостей-выходцев с Алтая. Сейчас большое значение приобретают социальные сети, многие звезды имеют большое количество подписчиков. Такие наши популярные земляки, как певец Арсений Бородин, певица Ирина Ортман, футболист Алексей Смертин могли бы рекомендовать в социальных сетях свой родной регион для посещения туристов.

5. Создание и продвижение бренда Алтайского края. В современном мире имидж региона выступает одним из ключевых ресурсов, предопределяющих экономическую, политическую, социальную перспективу его развития. Создание привлекательного бренда формирует стойкую ассоциацию с конкретным товаром или услугой, их высоким качеством.

7. Сегментирование туристического рынка. Создание разнообразных авторских туров, ориентированных на разные группы потребителей и различный бюджет тура.

Еще одной возможностью для развития внутреннего туризма стала пандемия Covid-19. Несмотря на то, что туристический бизнес из-за корона-вируса терпит огромные убытки, пандемия дала существенный импульс для развития внутреннего туризма в будущем. Российские туристы, напуган-

ные числом заболевших коронавирусом во всем мире, стремятся минимизировать передвижение и ставят в приоритет внутренний туризм, который в условиях кризиса является экономически выгодным. Как вариант, рекреационные зоны Алтайского края станут приоритетными, так как будут являться менее затратными, по сравнению с другими отечественными курортами.

Потенциальные возможности для переориентации туристских потоков выездного туризма на внутренний ни в коем случае не следует игнорировать. Задача по его развитию не только в том, чтобы направить выездные туристические потоки по внутренним туристским маршрутам и в создании условий, но также в формировании у населения страны мотивации к регулярному посещению отечественных мест отдыха в течение всего календарного года. Иначе при стабилизации доходов россиян выездной туристический поток вернется к традиционным объемам с последующим их увеличением.

Выводы. Стратегия развития туризма в Алтайском крае требует детального и тщательного контроля за выполнением намеченных мероприятий, а также создания условий местному населению для адаптации предполагаемым изменениям. Более того, наращивание въездного и внутреннего туризма должно предполагать значительное увеличение местного производства, целенаправленного снабжения территорий, посещаемых туристами. В результате мы получим увеличение как собственных доходов населения, так и налоговых доходов предприятий региона. Для дальнейшего развития туристской сферы Алтайского края, в первую очередь, необходимо решать вопросы, связанные с туристско-рекреационной, дорожно-транспортной инфраструктурой. Требуется не только создание новой инфраструктуры (строительство новых туристско-рекреационных объектов, средств размещения, новых автомобильных дорог и т. д.), но и поддержание в функционирующем состоянии уже существующей, ее своевременное обслуживание и модернизация, а также активное продвижение бренда Алтая в цифровой среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болдырева С. Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 5. С. 972988.

2. Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/contents/deyatelnost/rol-turizma-v-rossiyskoy-ekonomike/ (дата обращения: 27.01.2021).

3. Рейтинг субъектов РФ по развитию туризма // Министерство культуры Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: https://culture.gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (дата обращения: 27.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Официальный сайт]. URL: http://akstat.old.gks.ru/ (дата обращения: 27.01.2021)

5. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности [Официальный сайт]. URL: https://tourism.alregn.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae (дата обращения: 27.01.2021)

6. Власти Алтая прогнозируют объем курортного сбора в 2021 году в размере 30 млн рублей // Интерфакс. URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/main/vlasti-altayskogo-kraya-prognoziruyut-obem-kurortnogo-sbora-v-2021-godu-v-razmere-30-mln-rubley-vlasti (дата обращения: 27.01.2021)

7. Счетная палата признала неэффективной 10-летнюю работу «Бирюзовой Катуни» // Аргументы и факты. 2017. URL: https://altai.aif.ru/society/schetnaya_palata_priznala_neeffektivnoy_10-letnyuyu_rabotu_ biryuzovoy_katuni (дата обращения: 27.01.2021)

8. Официальный сайт Алтайского края. URL: https://altairegion22.ru/region_news/bolee-50-millionov-rublei-napravyat-v-altaiskom-krae-na-razvitie-infrastruktury-sportivnoturistskogo-klastera-tyagun_886057.html (дата обращения: 27.01.2021)

9. Вести Алтай. URL: https://vesti22.tv/news/sportivno-turistskiy-klaster-tyagun-poluchit-na-razvitie-bolee-50-millionov-rubley/ (дата обращения: 27.01.2021)

10. Праздникова Н. Н., Прудникова Н. Г., Стрижева О. С., Дудник А. В. Перспективы развития туристской индустрии в Алтайском крае (на основе социально-экспертного анализа) // Вестник Аграрного государственного университета. 2017. № 10. С. 60-65.

REFERENCES

1. Boldyreva S. B. The impact of tourism on the socio-economic development of the region: generalization of Russian and foreign experience // Regional economy: theory and practice. 2018. Vol. 16. No. 5. Pp. 972-988.

2. Federal Agency for Tourism. URL: https://tourism.gov.ru/contents/deyatelnost/rol-turizma-v-rossiyskoy-ekonomike/ (date of access: 27.01.2021)

3. Rating of RF subjects for tourism development // Ministry of Culture of the Russian Federation [Official site]. URL: https://culture.gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (date of access: 27.01.2021)

4. Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic [Official site]. URL: http://akstat.old.gks.ru/ (date of access: 27.01.2021)

5. Administration of the Altai Territory for the Development of Tourism and Resort Activities [Official website]. URL: https://tourism.alregn.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae (date of access: 27.01.2021)

6. Altai authorities predict the amount of resort tax in 2021 in the amount of 30 million rubles // Interfax. URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/main/vlasti-altayskogo-kraya-prognoziruyut-obem-kurortnogo-sbora-v-2021-godu-v-razmere-30-mln-rubley-vlasti (date of access: 27.01.2021)

7. The Accounts Chamber recognized the 10-year work of Turquoise Katun as ineffective // Arguments and Facts. 2017. URL: https://altai.aif.ru/society/schetnaya_palata_priznala_neeffektivnoy_10-letnyuyu_rabotu_ biryuzovoy_katuni (date of access: 27.01.2021)

8. Official website of Altai Territory. URL: https://altairegion22.ru/region_news/bolee-50-millionov-rublei-napravyat-v-altaiskom-krae-na-razvitie-infrastruktury-sportivnoturistskogo-klastera-57tyagun_886060.html (date of access: 27.01.2021)

9. Vesti Altai. URL: https://vesti22.tv/news/sportivno-turistskiy-klaster-tyagun-poluchit-na-razvitie-bolee-50-millionov-rubley/ (date of access: 27.01.2021)

10. Prazdnikova N. N., Prudnikova N. G., Strizheva O. S., Dudnik A. V. Prospects for the development of the tourism industry in the Altai Territory (based on social and expert analysis) // Bulletin of the Agrarian State University. 2017. No. 10. Pp. 60-65.

Поступила в редакцию: 27.01.2021.

Принята к печати: 16.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.