Научная статья на тему 'АЛТАЙСКИЙ ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОТ ВЫЗОВОВ К ВЫГОДАМ'

АЛТАЙСКИЙ ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОТ ВЫЗОВОВ К ВЫГОДАМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
584
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / TOURISM / RECREATION / COVID-19 PANDEMIC / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пузанов Александр Васильевич, Андреева Ирина Владимировна

Приведена хроника функционирования туристической сферы Алтайского края в условиях пандемии COVID-19 весной и летом 2020 г. Проведен анализ реакции отрасли и показаны актуальные изменения объемов, структуры и форм алтайского отдыха под влиянием мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции и мер по поддержке экономики. Определены долгосрочные тренды трансформации региональных предложений в сфере гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAI TOURISM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: FROM CHALLENGES TO BENEFITS

The analysis of the tourism sector of the Altai territory in the context of the COVID-19 pandemic in the spring and summer of 2020 is presented. Actual changes in the structure and forms of Altai recreation under the influence of national and global measures to contain the spread of coronavirus infection are shown. Long-term trends of transformation of regional offers in the field of hospitality are defined.

Текст научной работы на тему «АЛТАЙСКИЙ ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОТ ВЫЗОВОВ К ВЫГОДАМ»

Раздел 5 ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

Section 5

TOURISM AND STUDY OF LOCAL LORE

УДК 504.54.062.4

АЛТАЙСКИЙ ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19:

ОТ ВЫЗОВОВ К ВЫГОДАМ

А.В. Пузанов, И.В. Андреева

Институт водных и экологических проблем СО РАН, Барнаул, Е-mail: direction-altai@yandex.ru

Приведена хроника функционирования туристической сферы Алтайского края в условиях пандемии COVID-19 весной и летом 2020 г. Проведен анализ реакции отрасли и показаны актуальные изменения объемов, структуры и форм алтайского отдыха под влиянием мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции и мер по поддержке экономики. Определены долгосрочные тренды трансформации региональных предложений в сфере гостеприимства.

Ключевые слова: туризм, рекреация, пандемия COVID-19, Алтайский край.

DOI: 10.24411/2410-1192-2020-15807 Дата поступления 14.08.2020

В новом тысячелетии туризм стремительно эволюционировал и как форма человеческой деятельности, и как сфера экономики. Отдых с активным передвижением в пространстве вошел в культурные практики людей с разными интересами и доходами, одновременно сменив широкий смысл от активных походов с рюкзаком по безлюдным краям к быстрым перелетам на многолюдные экзотические пляжи. По данным Всемирной туристской организации именно международный пляжно-развлекатель-ный туризм вошел в топ экономики и в 2019 г. удержался в 4 %-м росте даже на фоне глобального экономического спада [1].

В качестве локомотива хозяйства туризм дал возможность многим странам и регионам поддерживать социальное благополучие. Огромное количество агентов - от индивидуальных

предпринимателей до крупных корпораций, от туроператоров и турагентств до авто-, авиа- и ж/д-перевозчиков -существует на доходы от туристов. Предоставление услуг гостеприимства, развлечений и оздоровления позволяет выживать даже в самых глухих уголках планеты за счет узнаваемости туристического бренда. Однако именно гуманитарная сущность и глобализм туризма, а также его мультипликативный эффект на многие другие сферы деятельности (транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание) спровоцировали огромные потери в результате вспыхнувшей в начале 2020 г. эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVГО-2019).

Пандемия 2020 г., объявленная Всемирной организацией здравоохранения, началась вспышкой коронавируса в г. Ухань (Китай) в конце 2019 г. К нача-

лу 2020 г. она распространилась на все материки и страны. К лету по всему миру количество заражений достигло 4,5 млн. случаев, погибло около 300 тыс. заболевших. Закрылись границы стран и национальных регионов, остановилось авиа- и железнодорожное сообщение, экономическая деятельность резко снизилось, для населения введен режим всеобщей самоизоляции. В создавшихся условиях мировой туризм оказался в числе наиболее пострадавших отраслей, среагировав на пандемию возвращением своих экономических показателей к уровню середины XX в. [2].

На начало года и первую половину лета большинство международных туристических направлений полностью закрылись [3]. При продолжающемся распространении вируса к середине лета часть международных и внутренних туристических направлений возобновили работу, но введение сдерживающих мер привело к количественному и пространственному ограничению потоков путешествующих. На сегодняшний день у специалистов нет единого мнения по поводу окончания эпидемии, а туристическая отрасль продолжает терпеть убытки. По прогнозу главы Федерального агентства по туризму, только российский туризм из-за неприехавших в летний сезон иностранных гостей к концу года потеряет 600 млрд рублей доходов [4].

Несмотря на негативные показатели и высокую уязвимость туризма в кризисных ситуациях, специалисты отмечают оптимистичные стороны проблемы. Тесная взаимосвязь и вариабельность равнозначимых аспектов феномена (природных, экономических, политических, психологических, социальных) позволяют отрасли быстро реагировать на происходящие изменения и в относительно короткие сроки восстанавливаться. Происходит это за счет того, что спрос на туристские продукты и услуги из-за органической потребности чело-

века в отдыхе не угасает полностью, а лишь частично сокращается и немедленно восстанавливается при улучшении условий [5]. Более того, мировой опыт показывает, что кризисы для туризма не только неизбежны, но и в определенной мере необходимы для генерации дополнительных возможностей роста и развития: они усиливают конкуренцию и стимулируют государственное финансовое участие в формировании соответствующей инфраструктуры [6].

Туристический сектор Алтайского края на протяжении последних нескольких десятилетий планомерно развивался властями под брендом «Алтай» и достиг к началу пандемии высокой узнаваемости и широкого спектра предложений для отдыха и размещения. К пику развития отрасли в 2019 г. в регионе действовало порядка 190 сельских гостевых домов, более 170 турбаз, около 200 гостиниц

[7] и 41 санаторно-курортная организация, имеющая медицинскую лицензию

[8]. Туристско-экскурсионный поток за летний сезон (июнь-август) составил в крае 1 млн человек [9]. Общий объем услуг туркомпаний, санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения увеличился на 13,8 % и по итогам года достиг 5 млрд рублей. Большую часть услуг оказали санатории и курорты [10].

Туристическая специализация региона сравнялась по значимости с сельскохозяйственным производством и вывела край в число признанных лидеров внутреннего российского туризма. В этой связи оценка региональных особенностей сложившейся ситуации, анализ реакции отрасли на пандемию и поиск точек роста (восстановления) туристического сектора Алтайского края входят в число приоритетных научных задач, поддерживающих управленческие решения в области формирования восстановительного курса всей экономики региона.

Источниками актуальной информации для ситуационного экспертного ана-

лиза послужили сведения интернет-порталов Российского союза туриндустрии, Федерального агентства по туризму (Ростуризма), Алтайского края, Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, новостных лент региональных изданий. Задействованы также материалы экспедиционных работ, выполненных в рамках государственного задания ИВЭП СО РАН летом 2020 г. и содержащие актуализированные данные об объектах рекреации в бассейне р. Чарыш и их функционировании в условиях пандемии COVID-19.

Первые ограничения деятельности туристической отрасли Алтайского края, связанные с объявлением пандемии, зафиксированы 26 марта 2020 г. в рекомендациях Ростуризма туристам и туроператорам по переносу сроков путешествия до нормализации эпидемиологической обстановки. Вслед за ними Указом губернатора Алтайского края № 43 от 27.03.2020 введены предписания на приостановку с 28 марта по 1 июня 2020 г. бронирования мест, приема и размещения граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), сана-торно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в городе-курорте федерального значения Белокурихе, а также иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздо-ровительных детских лагерях круглогодичного действия. До 5 апреля приостановлено проведение на территории Алтайского края досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных и просветительских мероприятий с очным присутствием граждан. На период с 28 марта по 1 июня приостановлена деятельность горнолыжных трасс и объектов массового отдыха в городе Белоку-рихе. Гражданам рекомендовано ограничить поездки, в т.ч. в целях туризма и отдыха. Вместе с тем в разъяснении к

Указу отмечено, что возможность приёма и размещения граждан в гостиницах и аналогичных средствах размещения (отели, мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа) сохраняется при неукоснительном исполнении санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора.

Наряду с ограничениями для индустрии туризма как одной из одиннадцати наиболее пострадавших от COVID-19 сфер деятельности введены федеральные меры поддержки. Для туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, санаторно-курортных организаций и гостиничного бизнеса предложены кредиты под 0 % для выплаты заработной платы работникам, отсрочены на 6 месяцев выплаты по действующим кредитам, взносам на социальное страхование, налогам (кроме НДС), введен мораторий на банкротство, штрафы и проверки, отсрочки по аренде. Ряд мер предусмотрен для туроператоров в сфере выездного туризма (на 2020 г. размер взноса в резервный фонд объединения туроператоров составит 1 рубль) и туристов, оказавшихся в странах, где по определению Роспотребнадзора, для них существует угроза жизни и безопасности (правительство может принять решение о возврате туристам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора) [11]. За счет частичной компенсации стоимости авиарейсов с 17 марта по 30 апреля российские туроператоры вернули на родину порядка 160 тыс. организованных туристов из 43 стран мира [12].

В Алтайском крае под наибольшим ударом в связи с вынужденной приостановкой деятельности оказались санатории города-курорта Белокурихи. За два месяца - с апреля по май - потери ведущих санаториев составили более 1,5 млрд рублей, 32 юридических лица и индивидуальных предпринимателя оказались без средств на выплату заработ-

ной платы, оплату налогов, кредитов, услуг ЖКХ [13]. Решение проблем в системообразующей отрасли потребовало личного участия губернатора. По результатам рабочей поездки главы региона в Белокуриху Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон об изменении сроков перечисления в бюджет курортного сбора. Для обеспечения экономической устойчивости отрасли в условиях пандемии законом определен новый срок для перечисления средств - до 10 января 2021 г. Собранные деньги операторы смогли направить на решение первоочередных задач. Вместе с тем, отсрочка платежей не отменила обязательств государства по бла-гоустроительным работам в курортных зонах. В Алтайском крае за счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры, составляющего 55,7 млн рублей, запланированные работы выполнены в полном объеме [14].

С наступлением летнего сезона - основного в деятельности туристической отрасли региона - из-за продолжающейся эпидемиологической напряженности и по указанию санитарных органов Российской Федерации в крае потребовалось продлить запрет на деятельность санаториев с медицинской лицензией до 8 июня, до 22 июня - гостевых домов, домов отдыха, пансионатов, баз отдыха, кемпингов, туристских баз, домов охотника (рыбака), сельских гостевых домов, апарт-отелей, сюит-отелей, мотелей, хостелов, а также гостиниц, расположенных за пределами городов и районных центров. Гостиницам в населенных пунктах позволено размещать у себя только граждан, находящихся в служебных командировках или служебных поездках при наличии справки об отсутствии коронавируса, при размещении по одному в номере, выполнении особых требований к организации питания, дезинфекции всех помещений и постоянном тестировании персонала [15].

Такие условия неизбежно привели к сокращению числа посетителей и паде-

нию экономических показателей отрасли. В большинстве средств размещения снижение загрузки достигло 95-100 %, что сравнимо с полной парализацией деятельности. После возобновления работы 8 и 9 июня в семь крупнейших санаториев региона («Алтай», «Россия», «Белокуриха», «Аврора» и «Транссиб» -г. Белокуриха, «Алтайхимпром» -г. Яровое и «Сосновый бор» - Первомайский район) заехало в общей сложности 70 человек, в основном сибиряков [8]. Учитывая общее количество мест в этих санаториях (2700), загрузка объектов составила лишь 2,6 %. К 22 июня в Белокурихе открылись 15 санаториев из 16, за исключением детского санатория, подведомственного Министерству здравоохранения Алтайского края и закрытого до особого распоряжения. Всего в регионе возобновили деятельность 18 санаторно-курортных организаций. Общее число отдыхающих в них составило лишь 700 человек, а средняя загрузка -13 % [16]. Только 27 июня 2020 г. в регионе начался туристический сезон: по Указу Губернатора № 103 от 26 июня 2020 г. все туристические объекты на территории Алтайского края вернулись к работе. Однако достичь показателей, существующих до пандемии, отрасли так и не удалось.

Одновременно с ослаблением запретительных мероприятий в регионе заработала поддерживающая программа Ростуризма по формированию доступных предложений для отдыха в России. Реализуемая федеральным туроператором PEGAS Touristik совместно с авиакомпанией «Северный ветер» (Nordwind Airlines), она направлена на организацию чартерных полетов на Алтай, Бурятию, Хакасию и другие регионы страны. Для Республики Алтай и Алтайского края полеты из Москвы и Санкт-Петербурга в аэропорт Горно-Алтайска, стартующие с 18 июля и рассчитанные до 20 октября 2020 г. с интенсивностью пять рейсов в неделю, помогли частично восстановить поток отдыхающих из евро-

пейской части страны. По мнению разработчиков программы и руководителей туристических регионов, проект позволил соотечественникам заняться активными видами отдыха, рафтингом, тре-кингом, альпинизмом внутри страны [17], более удобно и быстро добраться до ведущих туристских центров. На Алтае к таким причислены расположенные на левом берегу реки Катуни особая экономическая зона Бирюзовая Катунь и игорная зона Сибирская монета, курорты Белокурихи.

В первый день полетов из Москвы прибыло 140 пассажиров (при количестве 189 мест в самолете), во второй день программы в аэропорту Горно-Алтайска приземлился борт из Санкт-Петербурга с 90 %-ной загрузкой салона [18]. Однако по всей вероятности, не все прилетевшие чартерными рейсами пассажиры прибыли в регион с целью отдыха и туризма. Так на 140 пассажиров первого рейса PEGAS Touristik продал только 90 пакетных туров в Белокуриху, на озеро Ая и Бирюзовую Катунь.

Наряду с федеральной поддержкой в Алтайском крае стартовала собственная государственная программа в сфере туризма, позволившая небольшим туристическим комплексам облегчить обслуживание объектов, повысить комфорт для гостей и сохранить конкурентоспособность в условиях пандемии за счет развития и строительства новой инфраструктуры. В связи со сложившейся ситуацией Управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности принято решение о перераспределении средств программы «Развитие туризма в Алтайском крае» в сторону усиления поддержки субъектов туристической деятельности. За счет увеличения финансирования до 10 млн рублей им предложены субсидирование затрат на приобретение антибактериального оборудования и дезинфицирующих средств, оплата мероприятий по дезинфекции помещений, компенсация затрат на аренду помещений и расходов на

электроэнергию в период ограничительных мероприятий, а также субсидии туроператорам на поездки в приоритетные территории края (Змеиногорский, Красногорский, Краснощековский, Курьинский, Солонешенский, Чарыш-ский районы) и гранты на развитие туристических проектов.

За счет субсидирования части затрат на туристские поездки в приоритетные территории Алтайского края туроператоры смогут вернуть до 90 % затрат на оказание услуг по размещению, перевозке и экскурсионному обслуживанию туристов. На территориях муниципалитетов гранты могут быть направлены на строительство, капитальный ремонт объектов размещения, экскурсионных объектов, туристских информационных центров, приобретение туристского и гостиничного оборудования, автотранспортных средств, а также на обустройство действующих туристских маршрутов и благоустройство мест показа. Одним из возможных направлений реализации грантов является разработка мобильных путеводителей по туристским маршрутам и создание аудио-, видеогидов [19].

Субсидии и грантовая поддержка имеют отсроченный характер и могут быть получены после подачи соответствующих заявок и проведения конкурсных мероприятий, стартующих в регионе с 1 сентября 2020 г. Средствами краевой программы поддержки, в частности, планируется компенсировать затраты на реализацию туристских проектов Ча-рышском районе, где одним из приоритетных направлений экономики является сельский туризм. Так, в летний период 2020 г. в районе работало 12 баз отдыха, гостевых домов и усадеб. По словам их руководителей, клиентами являются сибиряки из соседних регионов, туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, иногда - из южных, традиционно курортных областей страны (Ростовская область, Крым). В районе отмечают также, что спрос на сельский отдых в горах

постоянно растет, а особенностью периода пандемии стало 20 %-е увеличение спроса, его растяжение во времени с начала лета до середины сентября и смещение в сторону кемпингового размещения из-за падения уровня доходов населения. Для обеспечения растущего спроса объекты сельского туризма использовали период ограничительных мероприятий для строительства, расширения и благоустройства инфраструктуры. Наряду со строительством новых сооружений для бюджетного размещения гостей сельские туристические комплексы воспользовались краевой программой поддержки и подключились к линиям электропередач [20]. За счет субсидирования в рамках краевой программы субъекты сельского туризма планируют возвратить до 80 % документально подтвержденных затрат на строительство и реконструкцию сельских гостевых домов (включая работы, связанные с подведением газа, воды, устройством канализации и электросетей) и обустройство территории.

Важнейшей мерой помощи туризму из-за его познавательной и развлекательной функции является медийная поддержка. В этой связи одним из факторов устойчивости алтайского направления в российском внутреннем туризме, позволивших отрасли сдерживать позиции в период пандемии, стало широкое информационное освещение региона. Так, сюжет об отдыхе в Алтайском крае показала программа «Чек-лист», разработанная международной сетью ^ BRICS совместно с Ростуриз-мом и сервисом путешествий Tutu.ru. Программа посвящена пантолечению, Тавдинским пещерам, реке Катунь, горе Чертов палец, санаториям Белокурихи. На телеканале «Моя планета» вышли специализированные выпуски программ «Магия вкуса с Антоном Зайцевым», рассказавшая о сыроварении и гастрономических турах, и «Страшно. Интересно. Алтай», посвященная конному восхождению на гору, где расположена

скала Чертов палец и сплаву по реке Катунь. На телеканале РЕН ТВ вышли сюжеты об этнопарке «Легенда», панто- и радонолечении [21]. Поскольку именно эти слагаемые позиционируются регионом как приоритетные в рамках туристического бренда для внутренних потребителей туристического продукта, и они же, судя по пакетным предложениям PEGAS touristik, оказались наиболее востребованными туристами из европейской части страны в период пандемии COVID-19, то усилия региона по продвижению собственного туристского продукта следует оценивать как высоко успешные.

Кроме того, вынужденное закрытие мероприятий с очным участием граждан стимулировало сегмент цифровых проектов в туризме (дистанционное обучение, онлайн-конференция, онлайн-экс-курсия). Региональной особенностью в этой области стала наибольшая активность в секторе обучающих программ для специалистов в туризме. Так, возросший интерес с бизнес-обучению в период пандемии COVID-19 компенсирован образовательной платформой «Туризм: как начать свой бизнес и выплыть во время шторма», запущенной Федеральным агентством по туризму в сотрудничестве со Сбербанком и Google [22]. Лица, пострадавшие от последствий распространения коронавирусной инфекции: безработные из Центров занятости, уволенные и выпускники учреждений профессионального образования, получили возможность бесплатно освоить специальности «туризм» и «администрирование отеля» в рамках программы Министерства просвещения России [23].

В ходе реализации государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» новый образовательный интенсив запустил Алтайский государственный университет. Обучение направлено на повышение компетенций действующих экскурсоводов для работы с туристами на территории природного

парка «Предгорье Алтая» и повышения уровня владения специалистами английским языком для работы с иностранными туристами в сфере гостиничного сервиса и курортной деятельности [24]. Безусловно, что развитие сегмента он-лайн-обучения весьма полезно в решении одной из основополагающих проблем туристической отрасли за пределами столичных городов - низкий уровень обслуживания. Наряду с удаленностью от регионов-доноров потребителей и несоответствием «цена-качество» предлагаемых туристических продуктов эта проблема является наиболее актуальной для региона.

Из приведенного анализа ситуации летом 2020 г. очевидно, что процессы, происходящие в туристической отрасли Алтайского края в условиях пандемии COVID-19, согласуются с общероссийскими тенденциями и подтверждают выводы теоретиков относительно стимулирующих эффектов кризисной ситуации. Так, несмотря на совокупные усилия федеральной и региональной поддержки, значительной и беспрецен-дентной для краевого туризма, падение показателей отрасли все же оказалось значительным. Оно составило 36 % от уровня 2019 г., поскольку туристско-экскурсионный поток в крае за летний период 2020 г. сократился до 640 тыс. человек [9].

Вместе с тем в период вынужденного ограничения перемещения и снижения покупательской способности населения в индустрии туризма накопился огромный спрос на внутренние и бюджетные туры. По оценкам специалистов, основанных на прогнозах турагентов, туристические базы и зоны отдыха на природе и, прежде всего в Сибири, позиционирующие себя в рамках экоту-ризма, в сложившихся кризисных условиях имеют значительный потенциал для нового уровня развития. Подъем могут обеспечить расширение предложений эко-туров, скидок и лояльностей для соотечественников и иностранцев

(более чем в 90 % случаев - граждан Китая), которым будут открыты границы во второй половине 2020 г. [25]. Практика гостеприимства в условиях пандемии COVГО-19 в приоритетных территориях Алтайского края подтверждает выводы специалистов: реализация рекреационных потребностей вынужденно переориентировалась с санаторных и аналогичных круглогодичных учреждений на небольшие сезонные объекты гостеприимства и сместилась с оживленных направлений в малонаселенную сельскую местность.

Следует признать, что сложившиеся в период пандемии направления рекреационных потоков не стоит рассматривать как устойчивую тенденцию: с нормализацией ситуации вероятны обратные или маятниковые движения. Изучение этих процессов представляет актуальную и интересную научную задачу для дальнейших исследований. Однако готовность туристов выбирать в качестве альтернативных туристских направлений сибирскую глубинку, а принимающей стороны - гибко и своевременно реагировать на запросы гостей, указывает на перспективность и большой потенциал для долгосрочной трансформации региональных предложений в сфере гостеприимства. Этот вывод весьма полезен как для практиков туризма, так и для руководящих органов, определяющих стратегию развития отрасли в регионе.

Таким образом, анализ деятельности туристической сферы Алтайского края в условиях пандемии COVID-19 весной и летом 2020 г. показал, что несмотря на форс-мажорное падение показателей, безусловно, оказавшееся большим ударом для отрасли и ее агентов, приобретения алтайского туризма оказались существенными за счет:

- пространственного и количественного регулирования туристических потоков вырос спрос на сельский туристический продукт - приоритетный вид индивидуальной экономической дея-

тельности в отдаленных экологических районах края;

- реализации обучающих онлайн-программ и субсидирования строительства, расширения и реконструкции туристской инфраструктуры точечно решены проблемы низкого обслуживания, характерного для маргинальных туристских районов страны;

- реализации программы чартерных рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга на Алтай в совокупности с медийным продвижением региона частично решена проблема удаленности одного из основных потребителей алтайского тур-продукта - жителей европейской части страны и иностранцев;

- лояльности определенной части туристов и готовности принимающей

стороны меняться согласно их запросам решается проблема несоответствия цены и качества туристского продукта.

К сожалению, анализ не обнаружил усиления конкуренции в туристической сфере региона. В частности, к досадным выводам следует отнести то, что в крае так и не появилось принципиально новых предложений в сфере ивент-туриз-ма, достаточно хорошо согласующегося с уединенным экологическим или сельским отдыхом. Мировой опыт событийного туризма показывает, что организация приключенческих и игровых туров не всегда является дорогостоящим и эксклюзивным продуктом, а организация подобных мероприятий успешна даже при наличии ресурса, гораздо меньшего, чем в Алтайском крае.

Список литературы

1. По данным Всемирной туристской организации, в 2019 г. в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических поездок [Электронный ресурс]. -URL: https://www.tohology.com/hospitality/industry/unwto-statistika-mezhdunarodnyh-poezdok/.

2. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - Вып. № 80. -С. 49-65.

3. Ползикова Е.В., Юрченко А.А. Анализ влияния пандемии на сферу авиаперевозок и туризм в России // Науч. вестн. Южного института менеджмента. - 2020. - № 2.

- С. 98-103 [Электронный ресурс]. - URL: https://doi. org/10.31775/2305-3100-2020-2-98-103.

4. Ростуризм оценил потери туротрасли из-за пандемии в 600 млрд рублей [Электронный ресурс]. - URL: - https://regnum.ru/news/economy/3093635.html.

5. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестн. РМАТ. - 2013. - № 3. -С. 17-20.

6. Морозова Н.С. Экономические аспекты управления туризмом в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Современные проблемы сервиса и туризма.

- 2009. - № 2. - С. 52-55.

7. Безопасность и свежий воздух: как встречают гостей в самом туристическом районе Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/bezopasnost-i-svezhiy-vozduh-kak-vstrechayut-gostey-v-samom-turisticheskom-rayone-altayskogo-kraya.

8. Санатории Алтайского края возобновляют свою деятельность [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/sanatorii-altayskogo-kraya-vozobnovlyayut-svoyu-deyatelnost.

9. Туристско-экскурсионный поток в Алтайском крае за летний период составил 640 тысяч человек [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/turistsko-ekskursionnyy-potok-v-altayskom-krae-za-letniy-period-sostavil-640-tysyach-chelovek.

10.Итоги 2019: более 5 млрд рублей составил объем услуг, предоставленных организациями туриндустрии региона [Электронный ресурс]. - URL:

https://alttur22.ru/news/novosti/itogi-2019-bolee-5-mlrd-rubley-sostavil-obem-uslug-predostavlennyh-organizadyami-turindustrii-regiona.

11. Информация о мерах поддержки индустрии туризма на федеральном уровне в связи с ситуацией по коронавирусу [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/informaciya-o-merah-podderzhki-industrii-turizma-na-federalnom-urovne-v-svyazi-s-situaciey-po-koronavirusu.

12. Правительство России утвердило правила выделения субсидии за невозвратные авиабилеты [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/pravitelstvo-rossii-utverdilo-pravila-vydeleniya-rosturizmom-subsidii-za-nevozvratnye-aviabilety.

13. В Алтайском крае будут приняты все необходимые меры для сохранения санаторно-курортного комплекса [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-budut-prinyaty-vse-neobhodimye-mery-dlya-sohraneniya-sanatorno-kurortnogo-kompleksa.

14. Для поддержки санаторно-курортного комплекса в Алтайском крае изменили сроки перечисления в бюджет курортного сбора [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/dlya-podderzhki-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-v-altayskom-krae-izmenili-sroki-perechisleniya-v-byudzhet-kurortnogo-sbora.

15. В Алтайском крае изменены сроки ограничительных мероприятий для санаториев и туробъектов [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-izmeneny-sroki-otkrytiya-sanatoriev-i-turobektov.

16. В Белокурихе открылись все санатории [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-belokurihe-otkrylis-vse-sanatorii.

17. Глава Ростуризма Зарина Догузова: «Алтай - это мечта каждого россиянина» [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/glava-rosturizma-zarina-doguzova-altay-eto-mechta-kazhdogo-rossiyanina.

18. Около 300 человек прилетели на Алтай первыми чартерными рейсами из Москвы и Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/okolo-300-chelovek-prileteli-na-altay-pervymi-charternymi-reysami-iz-moskvy-i-sankt-peterburga.

19. В Алтайском крае разработаны антикризисные формы поддержки для туристической отрасли [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-razrabotany-antikrizisnye-mery-podderzhki-dlya-turisticheskoy-otrasli.

20. Благодаря краевой поддержке в Чарышском районе создаются комфортные условия для проживания туристов [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/blagodarya-kraevoy-podderzhke-v-charyshskom-rayone-sozdayutsya-komfortnye-usloviya-dlya-prozhivaniya-turistov.

21. Сразу несколько популярных телепередач о туризме рассказали про отдых в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/srazu-neskolko-populyarnyh-teleperedach-o-turizme-rasskazali-pro-otdyh-v-altayskom-krae.

22. Обучающий курс от Ростуризма поможет создать бизнес в сфере туризма и сделать его успешным [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/obuchayushchiy-kurs-ot-rosturizma-pomozhet-sozdat-biznes-v-sfere-turizma-i-sdelat-ego-uspeshnym.

23. Жители Алтайского края могут бесплатно пройти переобучение по специальностям «Туризм» и «Администрирование отеля» [Электронный ресурс]. -URL: https://alttur22.ru/news/novosti/zhiteli-altayskogo-kraya-mogut-besplatno-proyti-pereobuchenie-po-specialnostyam-turizm-i-administrirovanie-otelya.

24. В Алтайском крае организуют обучение гидов и специалистов, работающих с иностранными туристами [Электронный ресурс]. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-

altayskom-kxae-organizuyut-obuchenie-gidov-i-spetiaHstov-rabotayushchih-s-inostrannymi-turistami.

25. Ильина И.В., Вишнёва А.Д. Оценка современного состояния рынка туристических услуг Сибирского Федерального округа // Научн. вестн. Южного института менеджмента. - 2020. - № 2. - С. 88-92 [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-88-92.

References

1. Po dannym Vsemirnoy turistskoy organizatsii, v 2019 g. v mire zaregistrirovano 1,5 milliarda mezhdunarodnykh turisticheskikh poyezdok. - URL: https://www.tohology.com/hospitality/industry/unwto-statistika-mezhdunarodnyh-poezdok/.

2. Loguntsova I.V. Industriya turizma v usloviyakh pandemii koronavirusa: vyzovy i perspektivy // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronny vestnik. - Vyp. № 80. - S. 49-65.

3. Polzikova Ye.V., Yurchenko A.A. Analiz vliyaniya pandemii na sferu aviaperevozok i turizm v Rossii // Nauch. vestn. Yuzhnogo instituta menedzhmenta. - 2020. - № 2. - S. 98103. - URL: https://doi. org/10.31775/2305-3100-2020-2-98-103.

4. Rosturizm otsenil poteri turotrasli iz-za pandemii v 600 mlrd rubley. - URL: -https://regnum.ru/news/economy/3093635.html.

5. Keller P. Vliyaniye mirovykh krizisov na turizm // Vestn. RMAT. - 2013. - № 3. -S. 17-20.

6. Morozova N.S. Ekonomicheskiye aspekty upravleniya turizmom v usloviyakh miro-vogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa // Sovremennye problemy servisa i turizma. - 2009. - № 2. - S. 52-55.

7. Bezopasnost i svezhy vozdukh: kak vstrechayut gostey v samom turisticheskom ray-one Altayskogo kraya. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/bezopasnost-i-svezhiy-vozduh-kak-vstrechayut-gostey-v-samom-turisticheskom-rayone-altayskogo-kraya.

8. Sanatorii Altayskogo kraya vozobnovlyayut svoyu deyatelnost. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/sanatorii-altayskogo-kraya-vozobnovlyayut-svoyu-deyatelnost.

9. Turistsko-ekskursionny potok v Altayskom kraye za letny period sostavil 640 tysyach chelovek. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/turistsko-ekskursionnyy-potok-v-altayskom-krae-za-letniy-period-sostavil-640-tysyach-chelovek.

10.Itogi 2019: boleye 5 mlrd rubley sostavil obyem uslug, predostavlennykh organi-zatsiyami turindustrii regiona. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/itogi-2019-bolee-5-mlrd-rubley-sostavil-obem-uslug-predostavlennyh-organizaciyami-turindustrii-regiona.

11.Informatsiya o merakh podderzhki industrii turizma na federalnom urovne v svyazi s situatsiyey po koronavirusu. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/informaciya-o-merah-podderzhki-industrii-turizma-na-federalnom-urovne-v-svyazi-s-situaciey-po-koronavirusu.

12.Pravitelstvo Rossii utverdilo pravila vydeleniya subsidii za nevozvratnye aviabilety. -URL: https://alttur22.ru/news/novosti/pravitelstvo-rossii-utverdilo-pravila-vydeleniya-rosturizmom-subsidii-za-nevozvratnye-aviabilety.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. V Altayskom kraye budut prinyaty vse neobkhodimye mery dlya sokhraneniya sana-torno-kurortnogo kompleksa. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-budut-prinyaty-vse-neobhodimye-mery-dlya-sohraneniya-sanatorno-kurortnogo-kompleksa.

14. Dlya podderzhki sanatorno-kurortnogo kompleksa v Altayskom kraye izmenili sroki perechisleniya v byudzhet kurortnogo sbora. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/dlya-podderzhki-sanatorno-kurortnogo-kompleksa-v-altayskom-krae-izmenili-sroki-perechisleniya-v-byudzhet-kurortnogo-sbora.

15. V Altayskom kraye izmeneny sroki ogranichitelnykh meropriyaty dlya sanatoriyev i turobyektov. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-izmeneny-sroki-otkrytiya-sanatoriev-i-turobektov.

16. V Belokurikhe otkrylis vse sanatorii. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-belokurihe-otkrylis-vse-sanatorii.

17. Glava Rosturizma Zarina Doguzova: «Altay - eto mechta kazhdogo rossiyanina». -URL: https://alttur22.ru/news/novosti/glava-rosturizma-zarina-doguzova-altay-eto-mechta-kazhdogo-rossiyanina.

18. Okolo 300 chelovek prileteli na Altay pervymi charternymi reysami iz Moskvy i Sankt-Peterburga. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/okolo-300-chelovek-prileteli-na-altay-pervymi-charternymi-reysami-iz-moskvy-i-sankt-peterburga.

19. V Altayskom kraye razrabotany antikrizisnye formy podderzhki dlya turisticheskoy otrasli. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-razrabotany-antikrizisnye-mery-podderzhki-dlya-turisticheskoy-otrasli.

20. Blagodarya krayevoy podderzhke v Charyshskom rayone sozdayutsya komfortnye usloviya dlya prozhivaniya turistov. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/blagodarya-kraevoy-podderzhke-v-charyshskom-rayone-sozdayutsya-komfortnye-usloviya-dlya-prozhivaniya-turistov.

21. Srazu neskolko populyarnykh teleperedach o turizme rasskazali pro otdykh v Altayskom kraye. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/srazu-neskolko-populyarnyh-teleperedach-o-turizme-rasskazali-pro-otdyh-v-altayskom-krae.

22. Obuchayushchy kurs ot Rosturizma pomozhet sozdat biznes v sfere turizma i sdelat ego uspeshnym. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/obuchayushchiy-kurs-ot-rosturizma-pomozhet-sozdat-biznes-v-sfere-turizma-i-sdelat-ego-uspeshnym.

23. Zhiteli Altayskogo kraya mogut besplatno proyti pereobucheniye po spetsialnostyam «Turizm» i «Administrirovaniye otelya». - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/zhiteli-altayskogo-kraya-mogut-besplatno-proyti-pereobuchenie-po-specialnostyam-turizm-i-administrirovanie-otelya.

24. V Altayskom kraye organizuyut obucheniye gidov i spetsialistov, rabotayushchikh s inostrannymi turistami. - URL: https://alttur22.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-organizuyut-obuchenie-gidov-i-specialistov-rabotayushchih-s-inostrannymi-turistami.

25. Ilyina I.V., Vishnyova A.D. Otsenka sovremennogo sostoyaniya rynka turisticheskikh uslug Sibirskogo Federalnogo okruga // Nauchn. vestn. Yuzhnogo instituta menedzhmenta. -2020. - № 2. - S. 88-92. - URL: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-88-92.

ALTAI TOURISM IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: FROM CHALLENGES TO BENEFITS A.V. Puzanov, I.V. Andreeva

Institute for Water and Environmental Problems of the SB RAS, Barnaul, Е-mail: direction-altai@yandex.ru

The analysis of the tourism sector of the Altai territory in the context of the COVID-19 pandemic in the spring and summer of2020 is presented. Actual changes in the structure and forms of Altai recreation under the influence of national and global measures to contain the spread of coronavirus infection are shown. Long-term trends of transformation of regional offers in the field of hospitality are defined.

Key words: tourism, recreation, Covid-19 pandemic, Altai region.

Received August 14, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.