Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICING METHODS / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ENTERPRISES OF THE DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / КОНВЕРСИЯ ОБОРОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ / CONVERSION OF DEFENSE INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович

Статья посвящена проблемам ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в свете современных тенденций развития рынков. Раскрывается специфика ценовой политики предприятий в рамках государственных закупок вооружений и военной техники и военно-технического сотрудничества. Проводится сравнительный анализ методов формирования цены на продукцию предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of pricing for products of enterprises of the military-industrial complex

The article is devoted to the problems of pricing for products of enterprises of the defense industry in the light of current trends in the development of markets. The specificity of the price policy of enterprises in the framework of state procurement of arms and military equipment and military-technical cooperation is disclosed. A comparative analysis of methods for pricing the products of defense enterprises is conducted.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.24

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Шамхалов Ферид Имирасланович

директор НИИ инновационного развития промышленности ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", доктор экономических наук, профессор

Канкулов Муаед Хажмусович

заместитель директора по безопасности ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук

Аннотация. Статья посвящена проблемам ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в свете современных тенденций развития рынков. Раскрывается специфика ценовой политики предприятий в рамках государственных закупок вооружений и военной техники и военно-технического сотрудничества. Проводится сравнительный анализ методов формирования цены на продукцию предприятий ОПК.

Ключевые слова: ценообразование, методы ценообразования, предприятия оборонно-промышленного комплек-

са, инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса, конверсия оборонных производств.

ShamkhalovFerid Imiraslanovich, Director of research Institute of innovative industry development Plekhanov Russian University of Economics, doctor of economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Kankulov Muaed Hazhmusovich, deputy Director for security of the Central

Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.

Perfection of pricing for products of enterprises of the military-industrial complex.

Abstract. The article is devoted to the problems of pricing for products of enterprises of the defense industry in the light of current trends in the development of markets. The specificity of the price policy of enterprises in the framework of state procurement of arms and military equipment and military-technical cooperation is disclosed. A comparative analysis of methods for pricing the products of defense enterprises is conducted.

Keywords: pricing, pricing methods, enterprises of the defense industry complex, innovative development of the defense-industrial complex, conversion of defense industries.

Специфика предприятий оборонно-промышленного комплекса состоит в том,

что подавляющую часть выпуска предприятий составляют вооружение, военная техника (далее - ВВТ) и лишь небольшая часть - продукция гражданского назначения. В сущности, единственным потребителем ВВТ является государство, а значит вся деятельность предприятий ОПК, включая стратегическое планирование деятельности предприятия, стратегию и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, напрямую зависит от государства. Очевидно, что эти особенности отражаются на ценовой политике предприятий ОПК.

Общая схема состава продукции предприятия ОПК представлена на Рисунке 1.

ния на предприятиях ОПК подтверждает указанные особенности в сфере ОПК.

Ценообразование на ВВТ по государственному оборонному заказу как для внутреннего потребления, так и для поставок за рубеж схематично выглядит одинаково (Рисунок 2).

Рисунок 1. Схема состава продукции предприятия ОПК

Во всех указанных секторах деятельности предприятий ОПК государство играет ключевую роль. Оно является монополистом в закупках вооружений и военной техники и главным потребителем продукции гражданского назначения, поставляемой предприятиями ОПК. Иными словами, доминирующим источником финансирования продукции предприятий ОПК является государственный бюджет России. Во многом этим объясняется ряд особенностей производства в сфере ОПК:

- высокие требования к участникам ГОЗ ограничивают значительное количество предприятий ОПК-участников закупок;

- обеспечение эффективности государственных расходов имеет приоритет над развитием производства ОПК.

Сложившаяся практика ценообразова-

Рисунок 2. Схема осуществления государственного регулирования установления цен на продукцию предприятий ОПК

Данная схема установлена в п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 "О государ-ственномрегулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление)1. В документе предусмотрена необходимость осуществления государственной регистрации цен и выбора вида цены при поставке продукции от единственного поставщика. Указанный нормативно-правовой акт вступил в силу с 01.01.2018. Он заменяет собой целый ряд нормативно правовых актов, действовавших в области ценообразования на продукцию предприятий ОПК.

Постановление предусматривает следующие способы определения цены на продукцию:

- метод анализа рыночных индикаторов;

- метод сравнимой цены;

- затратный метод;

- метод индексации базовой цены;

- метод индексации по статьям затрат.

1) Метод анализа рыночных индикаторов применяется в случаях, если продукция является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информа-

ции. Этот метод является приоритетным для предприятий ОПК. И в первую очередь рассматривается возможность именно его применения.

Если продукция является биржевым товаром, и имеются данные о его котировках, то цена устанавливается как среднее значение котировок товара за 45 календарных дней до момента расчёта цены на товар. Применяется следующая формула: 45

Р = у^-Л + с + „ , (1)

45

¿=1

где:

Р - цена партии товара;

Р{ - котировка закрытия товара на бирже в день I;

N - объём партии;

С - сопутствующие расходы в связи с авансированием, со сроками и объёмом поставки, с порядком расчёта и т.д.;

п - нормативная прибыль.

Если товар не является биржевым, но имеются данные официальной статистики об уровне цен, распространяемые Росста-том, то цена на такие товары устанавливается не выше известного уровня, с учётом всех сопутствующих расходов.

Ещё одним предусмотренным случаем использования данного метода является ситуация, когда цена рассчитывается на отложенный во времени период, но имеются данные о биржевых котировках или данные официальной статистики о ценах в текущем периоде. В этом случае предельный уровень цены на товар устанавливается в размере, не превышающем проиндексированный уровень средней биржевой цены или статистических данных о цене.

Метод анализа рыночных индикаторов - способ установления цены наиболее близкой к рыночной на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Справедливо, что у вооружений и военной техники не может быть рыночной цены в силу того, что свободный рынок такой продукции не может существовать. Вместе с тем в подпункте а) пункта 12 По-

становления содержится прямое ограничение на использование метода анализа рыночных индикаторов для определения цен на "вооружение, военную, специальную и ракетно-космическую технику".

2) Метод сравнимой цены предполагает установление цены на уровне, не превышающем цену сравнимой продукции, с учётом условий и сроков, объёмов поставки и иных условий контракта.

Для определения цены по этому методу на период, отличный от периода, в котором имеются данные о цене аналогичной продукции, применяется индексация известной цены аналога. Данные о цене аналога не должны превышать одного года по отношению к дате установления цены.

Одним из случаев применения метода сравнимой цены является наличие прямого указания на цену той или иной продукции -утверждённые тарифы либо их предельный уровень. Соответственно цена на продукцию устанавливается не выше требуемого тарифного уровня.

На практике данные о ценах на вооружение и военную технику недоступны предприятиям. Следовательно, и установление цен по этому методу затруднительно.

3) Затратный метод - наиболее распространённый на предприятиях ОПК метод ценообразования. Со вступлением в силу Постановления предприятия ОПК по-прежнему будут руководствоваться методикой, предусмотренной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200 (в ред. от 07.11.2013) (далее - Приказ)2.

Применяется следующая формула:

Р = X ТС + ТС • П , (2)

где:

Р - цена партии;

ТС - полные издержки производства;

п - норма прибыли.

В Постановлении предусмотрено, что предприятия ОПК при расчёте затрат будут руководствоваться не исключительно "бухгалтерским" подходом, описанном в Приказе, а использовать при расчёте из-

держек метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, различные экономико-математические методы и т.д.

Ценообразование, основанное на методе полных затрат, предполагает постановку цены в зависимость от затрат, что стимулирует предприятия к завышению расходов, не способствует повышению эффективности производства, экономии ресурсов.

Развитием метода полных затрат считается широко применяемый в мировой практике метод прямых затрат - directcosting. Его логика состоит в оценке переменных затрат на производство единицы продукции и расчёте требуемого дохода на единицу продукции, который мог бы позволить покрыть общехозяйственные и общепроизводственные расходы, а также обеспечить приемлемый уровень прибыли.

Р = I FC1 + I ж, (3)

где:

Р - цена партии;

FCi - прямые издержки производства единицы продукции;

-прибыль на единицу продукции.

Использование удельных величин издержек и маржинальной прибыли в методе прямых издержек позволяет избежать многих недостатков метода полных издержек. Во-первых, его использование стимулирует производителей к повышению эффективности производства за счёт экономии ресурсов. Во-вторых, расчёт удельных расходов и маржинальной прибыли позволяет повысить качество хозяйственного и стратегического планирования. В-третьих, метод не привязан к объёму производства. Доступность информации для проведения качественных расчётов у предприятий ОПК, возможность достаточно надёжного и понятного обоснования того или иного уровня цен говорят в пользу использования метода directcosting.

4) Метод индексации базовой цены вытекает из метода полных издержек. Базовая цена представляет собой цену на продукцию, определенную затратным методом в условиях базового года, и используется для

определения цены на продукцию на очередной год и плановый период с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям затрат.

Имеются ограничения на использование метода индексации базовой цены:

- не применимы методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены;

- ранее была определена базовая цена единицы продукции;

- не было зафиксировано существенное изменение условий поставки (в том числе производства) продукции;

- рассматриваемая продукция является серийной с циклом производства менее 3 лет, и прошло не менее 3 лет с даты начала поставки продукции либо с согласия головного исполнителя и государственного заказчика.

Метод индексации базовой цены предполагает возможность планирования цен на продукцию в будущих периодах:

Р, = Рбаз. • а, (4),

где:

Р - цена партии в году ,;

Рбаз. - базовая цена;

а, - индекс корректировки базовой цены в году ,.

Основным преимуществом метода индексации базовой цены является его техническая и логическая простота. Постановление предусматривает возможность применения метода в течение шести календарных лет, после чего за базовую должна быть принята проиндексированная цена с возможностью дальнейшей индексации. Для таких случаев регулярного применения метода индексации базовой цены постановлением предусмотрена возможность пересмотра базовой цены в случаях существенного изменения условий поставки или производства.

5) Кроме того, Постановлением предусмотрен метод индексации по статьям затрат для случаев, когда применение методов рыночных индикаторов и сравнимой цены невозможно и цикл производства продукции превышает три года. Расчёт производится по формуле:

P ^ i = 1 Ссобств.i • ai + + ^ i =1 Спривнесл ßi + п

(5)

где:

Р - цена партии;

Ссобствл расчётный объём собственных расходов в году I;

Спривнесл -расчётный объём привнесенных расходы в году ц

а, в - коэффициенты индексации соответствующих расходов в году ц

п - расчётная нормативная прибыль. Привнесённые затраты представляют собой затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций, исключая командировочные расходы. Собственные расходы - разницу между себестоимостью и привнесёнными расходами.

Как и для метода индексации базовой цены, Постановление предусматривает для метода индексации по статьям затрат возможности для долгосрочного планирования цен и корректировки базовой цены. Представляется, что метод индексации по статьям затратам является усовершенствованием метода индексации базовой цены путём более подробного рассмотрения состава базовой цены, что даёт возможность отражения в цене особенностей фактически осуществляемой хозяйственной деятельности.

Ценообразование на ВВТ в рамках военно-технического сотрудничества осуществляется на следующих принципах.

К основным задачам, определяющим общую политику ценообразования на вооружение и военную технику в рамках военно-технического сотрудничества (далее — ВТС), следует отнести завоевание лидерства по показателям доли мирового рынка, позволяющей получать высокий коммерческий результат за счет объема продаж, а не высокой цены. Государственное воздействие на уровень цен в области военного производства обусловлено характером взаимоотношений между государством и военно-промышленными компаниями.

Государство вынуждено проводить гибкую ценовую политику с целью нахождения оптимального механизма ценообразования, который позволил бы совместить противоречивые тенденции — стремление государства к приобретению новейшей эффективной военной продукции для национальных вооруженных сил при минимальных издержках и стремление производителей получить максимальную прибыль.

Установление цен в соответствии с конкретными рыночными условиями связано с необходимостью глубокого анализа цен и товаров конкурентов, информация о которых, как правило, является закрытой.

Влияние фактора конкуренции на принятие решения об уровне цены экспортного контракта зависит от структуры рынка, в частности от числа и типа компаний, работающих на рынке ВВТ, которые, как правило, являются крупнейшими транснациональными системообразующими компаниями.

Объем производства вооружений крупнейшими компаниями США в 2015 году составил: корпорация LockheedMartin — 36,44 млрд долл., авиастроительный концерн Boeing — 27,96 млрд долл., корпорация BAE Systems - 25,51 млрд долл, компания Raytheon - 21,78 млрд долл., компания NorthropGrumman - 20,06 млрд долл.3. Именно масштаб производства позволяет США диктовать условия борьбы на рынке вооружений.

Если по экспорту вооружений Россия занимает 2 место в мировой торговле (доля 23% на рынке вооружений по итогам 20122016 гг.) после США (доля 33%)4, то на мировом корпоративном рынке вооружений по объему производства из российских производителей концерн "Алмаз-Антей" (6,62 млрд $) занимает лишь 13 место, "Объединенная авиастроительная корпорация" (4,61 млрд $) - 17 место, "Объединенная судостроительная корпорация" (4,51 млрд $) - 19 место3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский ОПК движется в направлении укрупнения и создания холдинговых структур с элементами вертикальной интеграции. Основная цель этой политики -реструктуризация отрасли, позволяющая

снизить издержки, обеспечить предприятия финансовым резервом, стимулировать инновационное развитие отрасли.

Проблема ценообразования на гражданскую продукцию, выпускаемую предприятиями ОПК, является актуальной в условиях проведения государственной политики в сфере ОПК, направленной на диверсификацию производства с целью выхода на рынки гражданской продукции.

В мировой практике нередко встречаются примеры удачной конверсии оборонных предприятий. Крупнейший американский производитель вооружений - корпорация Lockheed Martin - является также одним из мировых лидеров в сфере разработок и производства авионики (около 20% всего объёма производства). Итальянская корпорация Finmeccanica - крупный производитель авионики, космических спутников, поставщик оборудования для гражданской авиации - около 50% объёма производства. Компания Rheinmetall AG является крупнейшим производителем боевых машин пехоты, а также разработчиком и поставщиком автомобильных деталей, например деталей двигателя, компонентов систем кондиционирования (около 50% объёма производства). Как видно из приведённых примеров, успешность конверсии военного производства зависит во многом от возможности получения синергетического эффекта, от применения идентичных технологий в военном и гражданском производстве.

Эффективность конверсионной политики должна быть обеспечена более гибким подходом к ценообразованию.

В настоящее время государство де-юре не оказывает влияния на ценовую политику предприятий ОПК в отношении гражданской продукции. Де-факто основным потребителем выпускаемой в настоящее время оборонными предприятиями гражданской продукции является государство, и ценообразование осуществляется в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Следовательно такие по-

ставки будут, как правило, подпадать под действие Постановления.

Поскольку государственное регулирование в области производства продукции гражданского назначения предприятиями ОПК практически отсутствует, это в определенной мере позволяет предприятиям опробовать на производстве гражданской продукции современные и эффективные методы ценообразования. В этой связи представляется целесообразной реорганизация системы управления предприятием при активном переходе к производству гражданской продукции.

Одной из основных проблем диверсификации продукции ОПК является переход от ценообразования на единицу продукции к ценообразованию на жизненный цикл единицы продукции. Имеется опыт разработки и производства гражданского самолёта Sukhoi SuperJet 100, который показывает возможность и успешность разработки предприятиями ОПК современного, конкурентоспособного продукта для гражданских рынков. Однако на практике выяснилось, что выставленные на самолёт цены в совокупности с отсутствием необходимых инвестиций не позволяют обеспечить качественное и своевременное постпродажное обслуживание.

В настоящее время продукция ВВТ поставляется заказчику по мере готовности. На этом действие контрактов завершается. Постпродажное обслуживание осуществляется по отдельным контрактам, когда это необходимо заказчику. Подходы к соответствующим расчётам, которые бы учитывали в цене весь цикл эксплуатации, на предприятиях ОПК не разработаны.

Подводя итог, необходимо сказать, что принятие Постановления вместо целого ряда нормативных правовых актов, действовавших ранее в сфере ценообразования, в значительной степени упорядочит практику ценообразования на продукцию предприятий ОПК. Постановление во многом решает проблему избыточного регулирования проблемы ценообразования, одновременно открывая предприятиям возможности к уходу от привычной модели установления цен в

прямой зависимости от затрат.

С целью обеспечения эффективности ценообразования предприятий ОПК представляется целесообразным принятие ряда мер:

• разработать механизмы ценовой поддержки и стимулирования разработчиков, поставщиков (производителей) инновационной военной продукции 5 и 6 поколений (инвестиционный, налоговый иммунитет, высокая рентабельность, ускоренная амортизация и т. д.);

• ужесточить процедуры размещения ГОЗ за счёт повышения требований к качеству закупаемой продукции и квалификации поставщика, предусмотреть процедуры и механизм отсечения недобросовестных поставщиков до стадии размещения госзаказа, установить препятствия для демпинга;

• разработать и внедрить в сферу ГОЗ новые модели расчёта цен госконтрактов;

• ввести конкурсы с предварительным отбором поставщиков (двухэтапные торги, венчурно-грантовые и др.).

Наличие разветвленной системы моделей цен, обеспечивающих полное возмещение затрат, формирование и распределение прибыли, компенсирующих финансовые риски технологического характера поставщика и заказчика, стимулирующих и поощряющих инновационное развитие, а также

обеспечивающих необходимые инвестиции в человеческий потенциал - необходимое условие успешной реализации целей государственной политики в сфере ОПК.

Список литературы

1. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства от 27 ноября 2017 № 1465// Собрание законодательства РФ.- 2017.-№ 50 (Ч. III).- Ст. 7624.

2. Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу: приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 № 200 (в ред. от 07.11.2013).

3. A. Fleurant, S. Perlo-Freeman, P. D. Wezeman, S. T. Wezeman, N. KellyThe SIPRI Top 100 arms-producing and military services companies, 2015.-URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/The-SIPRI-Top-100-2015.pdf

4. SIPRI Yearbook 2017: Armaments, Disarmament and International Security // Oxford University Press. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.