СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Сергеева Ольга Ивановна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Эюбов Заур Вейсал оглы
ассистент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные предпосылки для дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики и ее влияние на структурную перестройку в Азербайджане. Показано, как центральный банк страны должен определять и использовать наиболее эффективные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также воздействие этого механизма на банковскую систему. Анализируется причины, по которым Азербайджанской Республике необходимо предусмотреть меры по предупреждению возникновения в стране негативного эффекта «Голландской болезни» (эффекта Гронингена). Рекомендованы основные направления развития трансмиссионного механизма в Азербайджанской Республике.
IMPROVEMENT OF THE TRANSMISSION MECHANISM OF MONETARY POLICY
Sergeeva, Olga I.
PhD, Assistant Professor, Professor of the Department for Banking of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Ayyubov, Zaur V.
Assistant of the Department for Banking of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
In the article were described the main causes of the further improvement of the transmission mechanism of monetary policy and its impact on structural change in Azerbaijan. The article describes how the central bank should identify and use the most effective channels of the transmission mechanism of monetary policy. Was evaluated the influence of the transmission mechanism on the banking system. In the article were also analyzed the measures that can prevent the occurrence of negative effects of "Dutch disease" in Azerbaijan (Groningen Effect). In conclusion, authors recommended the main directions of improving the transmission mechanism in Azerbaijan Republic.
Ключевые слова: трансмиссионный Keywords: transmission mechanism, механизм, структурная перестройка, structural change, banking system. банковская система.
В условиях структурных преобразований и ускорения интеграционных процессов в мировой экономике возникает необходимость в структурной перестройке экономики Азербайджана, разработке и реализации стратегических направлений совершенствования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
По данным министерства финансов Азербайджанской Республики, доля добычи и обработки в нефтяном и газовом секторах экономики в 2013 г. составила 43,4% от общего объема ВВП страны. Доходы госбюджета Азербайджана в 2013 г. составили 19 млрд 494,4 млн манатов, в том числе трансферты из Государственного нефтяного фонда (ГНФАР) в госбюджет Азербайджана в 2013 г. находились на уровне 11 млрд 350 млн манатов, или 58,2% всех бюджетных доходов1. Таким образом, бюджет Азербайджанской Республики и ее экономическое развитие в первую очередь зависят от мировых цен на нефть и газ. Это сдерживает проводимую в стране структурную перестройку национальной экономики и модернизацию трансмиссионного механизма.
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и его различные каналы должны в первую очередь учитывать происходящие изменения и соответствовать условиям и целям структурных преобразований в стране. И поэтому центральный банк страны должен выявлять и использовать наиболее эффективные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Немаловажное значение также имеет определение результативных текущих ориентиров денежно-кредитной политики. При этом отдельные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Центрального банка Азербайджанской Республики должны непременно соответствовать существующим макроэкономическим условиям, в частности, степени развития сегментов финансового рынка, структурно-отраслевой сбалансированности и т. д.
Исследования показали, что трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в условиях структурных преобразований все же имеет ограниченное влияние на формирование воспроизводственных возможностей национальной экономики, поэтому главной задачей Центрального банка Азербайджанской Республики является согласование
1 URL: http://www.maliyye.gov.az/
монетарной политики с общим курсом социально-экономических преобразований в стране, но при этом банковская система страны также должна быть максимально готова к восприятию происходящих преобразований.
Результативность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики зависит от целевых ориентиров, к числу которых относится определенный уровень валютного курса, способного повышать инвестиционную активность и обеспечивать эффективное движение товарно-денежных потоков внутри страны. В качестве примера можно привести российский опыт, который исследовали ведущие экономисты: «Необходимо использование всех возможных регулирующих мер, направленных на создание большей привлекательности операций с рублями по сравнению с иностранными валютами в целом, диссимулируя отток вновь формируемой ликвидности на валютный рынок» [1]. Этот подход в практике использовали такие экономически развитые страны, как Япония и Швейцария.
По нашему мнению, чтобы повысить эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, необходимо создать новое подразделение в структуре Центрального банка Азербайджанской Республики, главным предназначением которого должна быть разработка и организация контроля за их применением в сфере реализации совокупных мер денежно-кредитного регулирования стратегического характера. В. М. Усоскин полагает, что «политика центрального банка должна служить одной из важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы; при этом главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичности системы платежей и расчетов»1. Таким образом, обязательно нужно учитывать недостаточную регламентацию полномочий Центрального банка Азербайджанской Республики в пределах действующего закона «О Центральном банке Азербайджанской Республики»2.
Когда принимаются меры исключительно стратегического характера, должна быть четко определена их институциональная база. Также необходимо ввести поправки в существующий порядок взаимоотноше-
1 Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М. : Вазар-Ферро, 1994. - С. 38.
2 Закон Азербайджанской Республики «О Центральном банке» от 10 декабря 2004 г. (с изменениями и дополнениями от 17 апреля 2007 г., 09 октября 2007 г., 06 ноября 2007 г., 26 мая 2009 г., 19 июня 2009 г. и 30 июня 2009 г). - URL: http://www.cbar.az/.
ний Центрального банка республики и государственных органов (министерства экономического развития, министерства финансов, министерства налогов, таможенного комитета и др.) в плане формирования структурной, валютной, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
С целью достижения активного функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в перспективном плане и повышения воспроизводственного потенциала национальной кредитной системы были предприняты многочисленные попытки по его целевой переориентации. При этом также сокращалась зависимость между снижением темпов инфляции и реальной экономической стабилизацией. Единая государственная денежно-кредитная политика должна расширить систему приоритетов, к которой целесообразно отнести накопление капитала, расширение спроса, рост производства и занятости, рост бюджетных доходов, сокращение бюджетного дефицита, а также снижение инфляции.
Для того чтобы эти принципы были полноценно реализованы и дали ожидаемые результаты, стабилизационная политика должна быть основана на оздоровлении финансов предприятий различных отраслей экономики. При этом особое значение имеет инновационная направленность производственных процессов.
Кроме того, Азербайджану целесообразно в ближайшие годы присоединиться к Таможенному союзу. В настоящее время власти Азербайджана не обсуждают присоединение к Таможенному союзу, но отмечают, что внимательно следят за данным проектом. Однако в условиях обострения геополитических рисков и нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках вопросы интеграционной политики становятся особо актуальными.
В настоящее время в Таможенный союз вступили такие страны, как Белоруссия, Казахстан и Россия, для которых он выступает формой торгово-экономической интеграции. Отметим, что в рамках Союза создана единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле стран различными товарами не применяются таможенные пошлины и другие ограничения экономического характера. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
На наш взгляд, присоединение Азербайджанской Республики возможно только в том случае, если Таможенный союз будет обеспечивать равные права всех участников, не превращая их в сырьевую базу России. Необходимо создавать совместные производства, разрабатывать и внедрять современные технологии.
О неоспоримой выгоде создания единой таможенной территории свидетельствуют данные статистики внешней и взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза. Так, общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие 2011 г. вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Кроме того, был зафиксирован существенный рост взаимной торговли внутри Таможенного союза - более чем на 40%.
Вступление Азербайджана в Таможенный союз усиливает исключительную важность валютного канала для решения существующих проблем.
Для повышения эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в этих условиях необходимо создание отдельного подразделения в структуре Центрального банка Азербайджанской Республики, главным предназначением которого должна быть разработка мероприятий и организация контроля за их применением в сфере денежно-кредитного регулирования Азербайджана в Таможенном союзе. В качестве первого шага можно рассмотреть заключение меморандума, который сможет положить начало процессу вступления Азербайджана в Таможенный союз и будет способствовать привлечению современных технологий и инноваций в экономику страны.
Основными преимуществами вступления Азербайджанской Республики в Таможенный союз могут стать снижение цен и расширение ассортимента товаров на национальном рынке, создание условий для развития бизнеса и расширения внешнеторговой деятельности за счет возможности свободного перемещения товаров внутри Союза, сокращения издержек во взаимной торговле стран союза и др.
Принятие и реализация важнейшего геополитического решения могут быть поэтапными, в частности, на первоначальном этапе Азербайджан может получить статус наблюдателя, что даст ему возможность участвовать в принятии решений с правом совещательного голоса и позволит отслеживать принимаемые Таможенным союзом документы, обсуждать вопросы торгово-экономических отношений с учетом его экономических интересов.
После присоединения к Таможенному союзу в дальнейшем Азербайджану целесообразно присоединиться к Единому экономическому пространству, что приведет к новому уровню развития национальной экономики и ее интеграции в мировое сообщество.
Таким образом, для активизации трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в плане роста воспроизводственного потенциала кредитной системы целесообразно ввести ряд преобразований. В данном контексте возможно изменение действующего режима и порядка расчетов обязательных резервов коммерческих банков. Напри-
мер, можно согласиться с мнением А. Г. Аганбегяна: «Целесообразно устанавливать норму резервирования по рублевым пассивам на более низком уровне, чем по валюте, что повысит эффективность рублевых операций. Кроме того, по нормативам, связанным с регулированием структуры баланса (достаточности капитала и т. д.), в формулах расчетов активов и пассивов целесообразно трактовать, например, операции с валютой как более высоко рисковые (формально в них действительно присутствуют факторы курсового, политического и других рисков), а потому применять к таким ресурсам более жесткие расчетные коэффициенты» [1].
С целью активизации банковского участия в масштабных инвестиционных процессах требуется более гибкий подход к регулированию ликвидности коммерческих банков, основанный на обязательных нормативах. Многие экономисты выделяют канал ликвидности как самостоятельный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, который является относительно новым, самостоятельным направлением исследования зарубежных экономистов, так как ранее проблемы ликвидности ими отдельно не выделялись. При этом достижение желаемого эффекта необходимо сопоставлять с международными стандартами, разработанными Базельским комитетом банковского надзора, рекомендации которого направлены на ужесточение нормативов ликвидности для кредитных организаций. Нормативы ликвидности, установленные Центральным банком Азербайджанской Республики, представлены в табл. 1.
Необходимо учитывать некоторое негативное влияние ресурсов краткосрочного характера в структуре банковских пассивов на кредитную активность банков. С целью предотвращения негативных воздействий на структурное совершенствование долгосрочного инвестиционного кредитования авторы предлагают предпринять следующие меры, направленные на изменение существующей ситуации:
- стимулирующий механизм для накопления денежных средств физических и юридических лиц должен действовать, опираясь на твердое законодательство, которое в первую очередь должно отражать полноценную гарантию на государственном уровне, обеспечивающую неприкосновенность и целостность накоплений;
- для повышения долгосрочной ресурсной базы банковской системы необходимо внесение поправок в текущие правила отчислений в резервы центрального банка;
- ужесточение условий проведения операций с наличными деньгами.
Осуществление этих мер должно преследовать цель упорядочения денежных оборотов и снижения доли наличных денег в обращении.
Таблица 1
Нормативы ликвидности
Показатель устойчивости Нормативы Порядок расчета нормативов, характеризующих показатели устойчивости банков Оптимальное значение нормативов, %
Ликвидность Норматив мгновенной ликвидности (Высоколиквидные активы / обязательства до востребования) • 100% 30
Норматив текущей ликвидности (Ликвидные активы / обязательства до востребования и на срок до 30 дней) • 100% 70
Норматив общей ликвидности (Ликвидные активы / (общая сумма активов -обязательные резервы)) • 100% 30
Национальная денежно-кредитная система ограничена в плане стратегического повышения ее воспроизводственного потенциала, а также среднесрочной денежно-кредитной политики. Данная политика строится на нормированном осуществлении рестрикционных бюджетных и денежно-кредитных мероприятий, которые предназначены для предотвращения и ликвидации негативных влияний на принятый курс преобразований в национальной экономике.
Стратегические ориентиры трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, имеющие непосредственные связи с разработкой стратегии по повышению кредитного потенциала национальных банков предназначены определять главные направления в банковской стратегии в целом. Система экономических связей национальных банков предопределяет мобильность банковской системы и ее восприимчивость к процессам, связанным со структурными преобразованиями в национальной экономике. Все перечисленное актуализирует необходимость выработки эффективной стратегии развития банковского сектора, участвующего в реформировании экономики.
Активизация воспроизводственной функции национальных банков и их роли в повышении эффективности каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики предполагает ряд мер, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Меры повышения эффективности каналов трансмиссионного механизма
денежно-кредитной политики
Проводимые меры Направленность
Четкое деление банков по типу и масштабам их деятельности Универсальные банки, банки с ограниченной сферой деятельности и т. д. Малые, средние и крупные банки
Ускорение процессов концентрации и централизации банковского капитала Слияние и объединение коммерческих банков
Ужесточение банковского надзора Рекомендации Базельского комитета. Процедуры реорганизации, санации и ликвидации банков
Увеличение открытости банковской политики Прозрачность и доступность банковской информации и отчетности
Повышение капитализации банковского сектора Рекомендации Базельского комитета
Отметим, что повышение капитализации банковского сектора проводилось поэтапно. Сумма уставного капитала банка законодательно не ограничивается, но для обеспечения его устойчивости Центральным банком Азербайджанской Республики устанавливается минимальный размер уставного капитала: для действующих банков - 12,5 млн долларов (10,0 млн манатов), для вновь созданных банков - 12,5 млн долларов (10,0 млн манатов). В связи с необходимостью повышения капитализации банков в соответствии с решением Центрального банка республики минимальный объем суммарного капитала для действующих банков, а также вновь созданных банков начиная с 2014 г. установлен в размере 50,0 млн манатов (62,5 млн долларов), т. е. увеличен в 5 раз.
Создание условий для стабильного и устойчивого развития банковского сектора является основной базой процесса приспособления трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики к современным национальным рыночным условиям и повышения эффективности его функционирования.
Кроме того, необходимо предусмотреть меры по предупреждению возникновения в Азербайджане негативного эффекта «Голландской болезни» (эффекта Гронингена), проявляющегося в сокращении выпуска и экспорта, уменьшении ВВП и росте безработицы в результате резкого роста экспортных доходов нефтедобывающего сектора экономики, укрепления реального курса маната и увеличения внутреннего спроса при фиксации цен товаров на уровне мировых.
Резкое увеличение экспортных доходов за счет нефтедобывающего сектора экономики ведет к дополнительному притоку иностранной валюты, росту курса национальной валюты и падению курса иностранной. Эти процессы приводят к росту доходов и внутреннего спроса, но при этом внутренняя цена товаров принимается фиксированной на уровне мировой цены, так как Азербайджан является маленькой страной относительно мировой экономики. В этом случае резкое увеличение спроса на товары приведет к росту цен и инфляции, снижению конкурентоспособности внешнеторгового сектора, сокращению выпуска и экспорта, а в дальнейшем к росту безработицы, увеличению импорта и уменьшению валового внутреннего продукта.
Следует отметить, что в первую очередь рассматриваемый эффект влияет на позиции наиболее динамичных и наукоемких отраслей экономики, что связано с необходимостью постоянных масштабных инвестиций, направляемых на обновление технологий и выпускаемой продукции. Падение рентабельности указанных компаний вследствие роста курса национальной валюты ведет к сокращению инвестиций, технологическому отставанию и, соответственно, их уходу с рынка. Традиционные отрасли, которые обновляют технологии значительно реже, могут продержаться значительно дольше, но и их может затронуть эффект «Голландской болезни».
Чтобы избежать указанных негативных последствий, можно реализовать следующие меры:
- оптимизировать процессы изъятия и перераспределения рентных доходов с целью недопущения высокой дифференциации доходов и социального неравенства на основе гибкой налоговой политики (включая экспортные пошлины);
- переориентировать экономику на ускоренное развитие наукоемких отраслей промышленности, увеличить финансирование и стимулирование инноваций, в первую очередь - фундаментальной науки и инновационно активных предприятий и сельского хозяйства, так как Азербайджан как страна-экспортер нефти постоянно находится в состоянии структурной, региональной и макроэкономической несбалансированности вследствие сильной неустойчивости цен на нефть;
- наращивать золотовалютные резервы Центрального банка Азербайджанской Республики с целью недопущения ревальвации маната.
При реализации трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимо выбрать наиболее важные аспекты, которые влияют на развитие и рост национальной экономики, а также на возможность проведения экономической политики.
На наш взгляд, Центральному банку Азербайджанской Республики в качестве приоритетного направления совершенствования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимо обеспечить переход к контрциклическому регулированию, которое предполагает возможность прибегать к определенному ослаблению денежно-кредитной политики в период кризиса и, наоборот, ужесточению в благоприятной экономической ситуации. При этом в рамках контрциклического регулирования Центральный банк Азербайджанской Республики может использовать различные каналы - от динамического резервирования до контрциклических буферов капитала и ликвидности. Важность такого подхода отмечает и Э. С. Рустамов: «Вместе с тем мировой финансово-экономи-ческий кризис позволяет извлечь важные уроки, которые необходимо учитывать в послекризисный период. Первый из них состоит в том, что инфляционный фактор важен, но недостаточен. Центральный банк должен решать более широкую задачу обеспечения макроэкономической стабильности в целом. Кроме того, возможно, нецелесообразно устанавливать чрезмерно низкие целевые ориентиры инфляции, поскольку это может ограничить возможности денежно-кредитной политики в периоды рецессий» [4].
Можно выделить основные направления совершенствования трансмиссионного механизма в Азербайджанской Республике:
- расширение координации действий Центрального банка Азербайджанской Республики с другими органами государственной власти, реализующими основные направления экономической политики республики;
- использование политики гибкого курсообразования как основы контроля над денежной массой;
- повышение глубины финансового рынка для повышения эффективности каналов трансмиссионного механизма;
- расширение использования гибких рыночных инструментов, таких как параметры процентного коридора, динамичное резервирование;
- активизация использования канала ликвидности путем регулирования ликвидности банковской системы преимущественно через краткосрочные операции (стабилизационные кредиты применять только в случаях крайней нестабильности на финансовых рынках);
- осуществление перехода к практике контрциклического регулирования, предполагающего определенные послабления денежно-кредитной политики в периоды нестабильности на финансовых рынках и финансового кризиса, но в благоприятной экономической ситуации -ужесточения денежно-кредитной политики;
- расширение базы экономической диагностики и прогнозирования с целью выявления адекватного уровня равновесия новой экономической модели.
Список литературы
1. Аганбегян А. Г., Ершов М. В. О связи денежно-кредитной и промышленной политики в деятельности банковской системы России // Деньги и кредит. - 2013. - № 6. - С. 3-11.
2. Бурденко Е. В., Неречова Д. Особенности инфляционных процессов России и современная антиинфляционная политики государства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 10 (64). - C. 38-42.
3. Дворецкая А. Е. Целеполагание в современной денежно-кредитной политике России // Банковское дело. - 2014. - № 7. - C. 6-13.
4. Рустамов Э. С. Проблемы реформирования макроэкономических институтов в послекризисный период // Деньги и кредит. - 2010. -№ 9. - С. 24-29.
References
1. Aganbegyan A. G., Ershov M. V. O svyazi denezhno-kreditnoy i promyshlennoy politiki v deyatel'nosti bankovskoy sistemy Rossii [About Relationship of Monetary and Credit and Industrial Policy in Activity of a Banking System of Russia], Den'gi i kredit [Money and Credit], 2013, No. 6, pp. 3-11. (In Russ.).
2. Burdenko E. V., Nerechova D. Osobennosti inflyacionnykh processov Rossii i sovremennaya antiinflyacionnaya politiki gosudarstva [Features of Inflationary Processes of Russia and Modern Anti-inflationary Policy of the State], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 10 (64), pp. 38-42. (In Russ.).
3. Dvoretskaya A. E. Tselepolaganie v sovremennoy denezhno-kreditnoy politike Rossii [Goal-setting in a Modern Monetary Policy of Russia], Bankovskoe delo [Banking], 2014, No. 7, pp. 6-13. (In Russ.).
4. Rustamov E. S. Problemy reformirovaniya makroekonomicheskikh institutov v poslekrizisnyy period [Problems of Reforming Macroeconomic Institutions in the Post-crisis Period], Den'gi i kredit [Money and Credit], 2010, No. 9, pp. 24-29. (In Russ.).