Научная статья на тему 'Влияние инфляции на экономический рост в условиях перестройки национальной экономики (на примере азербайджанской республики)'

Влияние инфляции на экономический рост в условиях перестройки национальной экономики (на примере азербайджанской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-INFLATION POLICY / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / CURRENCY RATE / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / INFLATION TARGETING / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY AND CREDIT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ольга Ивановна, Эюбов Заур Вейсал Оглы

Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией в условиях структурной перестройки национальной экономики. Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста при неизменной скорости обращения денег. Однако высокая инфляция и чрезмерные колебания рыночного валютного курса вносят существенные изменения в эти процессы, осложняя решение проблемы бюджетного дефицита. В статье исследуются причины и последствия инфляции в Азербайджане. Показано, как инфляция влияет на экономический рост, а также на проводимую в стране денежно-кредитную политику. Проанализирована антиинфляционная политика, проводимая в Азербайджанской Республике, описана ее специфика на современном этапе. Даны рекомендации по совершенствованию денежно-кредитной политики, а также по снижению инфляции и ее негативного влияния на структурную перестройку экономики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic growth is the best way to combat inflation in conditions of national economy restructuring. Cash demand increases depending on the economic growth rate with constant pace of cash circulation. However, high inflation rate and extreme changes in market currency rate can alter these processes, making the solution of budget deficit problem more complicated. The article investigates reasons for and consequences of inflation in Azerbaijan. It was shown that inflation affects economic growth and monetary and credit policy in the country. Anti-inflation policy pursued in the Republic of Azerbaijan was analyzed, its specific features were described. The authors put forward the recommendations aimed at improving monetary and credit policy, lowering inflation rate and declining its negative impact on structural reforms in the country.

Текст научной работы на тему «Влияние инфляции на экономический рост в условиях перестройки национальной экономики (на примере азербайджанской республики)»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

(на примере Азербайджанской Республики)

Сергеева Ольга Ивановна

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: kafedrabd@mail.ru

Эюбов Заур Вейсал оглы

ассистент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: ayyubov.zaur@yandex.ru

Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией в условиях структурной перестройки национальной экономики. Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста при неизменной скорости обращения денег. Однако высокая инфляция и чрезмерные колебания рыночного валютного курса вносят существенные изменения в эти процессы, осложняя решение проблемы бюджетного дефицита. В статье исследуются причины и последствия инфляции в Азербайджане. Показано, как инфляция влияет на экономический рост, а также на проводимую в стране денежно-кредитную политику. Проанализирована антиинфляционная политика, проводимая в Азербайджанской Республике, описана ее специфика на современном этапе. Даны рекомендации по совершенствованию денежно-кредитной политики, а также по снижению инфляции и ее негативного влияния на структурную перестройку экономики в стране.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, валютный курс, таргетирование инфляции, денежно-кредитная политика.

THE IMPACT OF INFLATION ON THE ECONOMIC GROWTH IN CONDITIONS OF NATIONAL ECONOMY RESTRUCTURING (illustrated by the Republic of Azerbaijan)

Sergeeva, Olga I.

PhD, Assistant Professor, Professor of the Department for Banking of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: kafedrabd@mail.ru

Ayyubov, Zaur V.

Assistant Lecturer of the Department for Banking of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: ayyubov.zaur@yandex.ru

Economic growth is the best way to combat inflation in conditions of national economy restructuring. Cash demand increases depending on the economic growth rate with constant pace of cash circulation. However, high inflation rate and extreme changes in market currency rate can alter these processes, making the solution of budget deficit problem more complicated. The article investigates reasons for and consequences of inflation in Azerbaijan. It was shown that inflation affects economic growth and monetary and credit policy in the country. Antiinflation policy pursued in the Republic of Azerbaijan was analyzed, its specific features were described. The authors put forward the recommendations aimed at improving monetary and credit policy, lowering inflation rate and declining its negative impact on structural reforms in the country.

Keywords: anti-inflation policy, currency rate, inflation targeting, monetary and credit policy.

Как отмечают исследователи, в экономической теории нет области, в которой присутствовал бы такой же беспорядок, как в теории инфляции. Вопросы роста цен и обесценения денег, отождествлявшиеся с проблемами инфляции, всегда находились в центре внимания.

Многочисленные концепции инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на два типа: однофакторные и многофакторные. В первом случае акцент делается на изучение того фактора, чье влияние признается преобладающим большинством: денежной массы, издержек по заработной плате, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т. д.

Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в Азербайджане, в частности, влияния на инфляцию неадекватных налоговых ставок. Если за рубежом и в странах СНГ велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения (кривой Лаффера), то в

Азербайджане эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

Кроме того, в Азербайджане осуществлялся «импорт» инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценения маната по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.

Многофакторные концепции инфляции менее разработаны из-за своей сложности. Среди них, на наш взгляд, приоритет следует отдать теории инфляции, созданной Дж. Кейнсом. Хотя на основе идей Кейнса в последующем строились многочисленные концепции, в том числе «инфляции спроса» и «инфляции издержек», в теоретическом плане они ничего принципиально нового по сравнению с теорией Кейнса не содержали.

В отличие от воззрений неоклассической школы Кейнс различал движение денежной массы и цен, связанных с развитием производства и не связанных с ним. По Кейнсу, при умеренном росте денежной массы и цен часть увеличившегося эффек-

тивного спроса обусловливает развитие экономики. Другая часть может вызывать повышение уровня цен вне связи с экономическим ростом, т. е. быть основой для подлинной инфляции. Иной принципиальный аспект теории Кейнса - исследование инфляции как результата реального взаимовлияния повышения товарных цен, заработной платы, процентной ставки, валютного курса.

В целом можно отметить, что все теории инфляции не исключают, а дополняют друг друга. Они отражают процесс ее усложнения как явления экономической жизни и различные уровни ее теоретического анализа. Каждое из них, изолированно взятое, характеризует какую-то одну из сторон сложного многофакторного процесса. Что же касается понимания инфляции как разного рода нарушений, то оно должно быть преодолено.

Современная инфляция - не аномалия, это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию. Есть основания считать, что источники инфляции имеют корни не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не значит, что с инфляцией нужно смириться, просто бороться с ней следует не только краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики. Необходимы также глубинные преобразования, обусловливающие переход на постиндустриальную стадию развития рыночной экономики в условиях структурной перестройки. Наблюдающееся в мире расширение хозяйственного использования Интернета, обострение конкурентной борьбы, значительное уменьшение удельных издержек производства, ускорение обновления технологий, появление новых маркетинговых идей и профессий уже в ближайшие годы приведут, по оценкам исследователей, к значительному увеличению доходов населе-

ния при снижении цен на товары и услуги. Не исключено, что многовековая проблема инфляции будет решена именно таким образом.

Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности ее измерения, установления ее эластичности, определения влияния умеренной инфляции на экономическое развитие и отделения последней от подлинной инфляции. Исследования показывают, что низкая инфляция представляет собой в лучшем случае необходимое, но не достаточное условие экономического роста в условиях структурной перестройки национальной экономики. Во многих развивающихся и развитых странах при высоких темпах инфляции ее влияние на экономический рост является определяющим, а при низких темпах она может оказаться менее важным препятствием на пути развития национальной экономики, чем слабая институциональная или законодательная база, когда достижение высоких и устойчивых темпов роста становится комплексной задачей.

Фундаментальной проблемой выступает сопоставление динамики абсолютных и относительных цен для определения подлинной инфляции. Если национальная экономика развивается, то рост цен может происходить в результате использования новых поколений машин, оборудования, потребительских товаров и т. д. Применение более производительных средств труда и высококачественных предметов потребления означает переход на иной уровень производства и потребления. Связанный с этим рост цен не является инфляцией.

Так, цены на стройматериалы могут расти в связи с увеличением спроса. В этом случае эффект потребителя состоит в переходе на иной уровень решения жилищной проблемы безотносительно к изменениям потребительских свойств стройматериалов. Хотя такое изменение наблюдается, но в основном цены растут в соответст-

вии с требованиями удовлетворения возросшего спроса на стройматериалы.

Точное измерение инфляционной составляющей роста товарных цен, видимо, невозможно. С точки зрения обоснования антиинфляционной политики это и не требуется. Как писал Кейнс, проще повысить заработную плату, чем снизить цены. Поэтому развитые страны борются с инфляцией путем регулирования относительных цен. При этом учитываются особенности рыночных механизмов роста товарных цен.

Классическая политэкономия выдвинула абстрактную модель ценообразования, которая затем в различных модификациях была повторена в марксистской теории, неоклассиками и представителями неоклассического синтеза. В этой модели содержится неверное допущение о том, что равновесие цен спроса и предложения может быть достигнуто путем стихийного снижения цен предложения до уровня цен спроса. На идеальном рынке совершенной конкуренции механизм согласования цен спроса и предложения по классической схеме вообще отсутствует: ни один из продавцов или покупателей не в состоянии изменить цену товара, которая предстает в виде неизвестно откуда взятой постоянной величины. На рынке несовершенной конкуренции по этой схеме действует «невидимая рука» стихийного принуждения товаропроизводителей к изменению цен не только вверх, но и вниз в соответствии со спросом. В действительности стихийное снижение цен в принципе невозможно в массовом масштабе.

Несмотря на очевидный рост производительности живого и овеществленного труда, который, казалось бы, должен обеспечить снижение затрат на единицу продукции и соответственно снижение рыночных цен, последние неуклонно поднимаются вверх. Более того, в периоде наименьшего вмешательства государства в процесс ценообразования, т. е. при наибольшем просторе для стихийной «неви-

димой руки», наблюдаются всплески инфляции и даже гиперинфляции.

Инфляционный рост цен происходит по воле субъектов рынка. При условиях, не ограниченных законодательством и ценовыми осложнениями, либерализацию цен каждый экономический агент решает произвольно. Он может устанавливать цены предложения выше, чем цены спроса. Поскольку на краткосрочном отрезке времени спрос обычно малоэластичен к цене, лидер повышения цен успевает перераспределить в свою пользу доход потребителей до того, как спрос сократится до уровня равновесия с новой, более высокой ценой. Вслед за лидерами повышения цен в гонку инфляции включаются их контрагенты. В результате поднятая лидерами инфляционная волна способствует росту издержек, и они уже оказываются не в состоянии в одностороннем порядке (т. е. стихийно) снизить цену.

Реальный механизм рыночного ценообразования таков, что в процессе снижения цен должны участвовать все экономические агенты, входящие в звенья народнохозяйственных цепочек предшествующего роста издержек. В развитых странах отработаны разнообразные процедуры контроля над установлением и регулированием рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен развитые страны добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках развитых стран ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритет, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним в свою очередь «дозволяется» динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции.

Процедура относительного снижения цен на товарных рынках - сложная задача,

поэтому она применяется лишь в особо важных ценовых пропорциях. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля над ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.

Вместе с тем регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Прежде всего инфляцию провоцировали:

- спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;

- «съедание» накоплений путем расходования прибыли на непроизводственные нужды;

- деградация денежно-кредитной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный оборот.

Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации фиксированных цен «невидимая рука» установит равновесные цены, которые не будут затем расти, не оправдалось. После того как ценообразование освободилось от «якоря» фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

Политика сокращения денежной массы лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития национальной экономики безналичного оборота. Остановимся на этом феномене подробнее. Путем многократной оборачиваемости денежных

средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере материального производства. В результате происходит инфляционное перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора национальной экономики в денежно-кредитную сферу.

Рост процентной ставки сопровождается снижением относительной цены ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются. Чем выше инфляция, тем больше обесценение долгосрочных кредитов.

Кризис на рынке долгосрочных кредитов провоцирует расширение спекуляций на рынке краткосрочных обязательств. Переход от «длинных» к «коротким» деньгам ведет к сокращению денежной массы. Но сжатие денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к абсолютному снижению объемов производства и потребления.

Антиинфляционная политика ведущих развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен.

Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, а монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы, причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы.

Знаменитое «денежное правило» М. Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических ко-

лебаний конъюнктуры рынка, т. е. следует ограничивать рост денежной массы постоянными темпами, но отнюдь не сокращать ее.

По Кейнсу, сам факт увеличения скорости обращения денег указывает на переход от стадии умеренной инфляции к подлинной инфляции. Критерием умеренной инфляции является рост цен ниже уровня процентных ставок. Это создает условия для экономического развития национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Признак подлинной инфляции - индекс цен - обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценивание ссудных денег. Главной причиной ускорения оборота денег Кейнс считал бегство от денег, вызванное их инфляционным обесцениванием.

Важным направлением антиинфляционной политики в национальной экономике в условиях структурной перестройки является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в недопущении обратного воздействия обесценивания национальной валюты на рост внутренних цен, т. е. в недопущении возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены.

Как известно, к основным инструментам воздействия на национальную экономику относятся фискальная и монетарная политика государства. Хотя каждая из них имеет различные цели и инструменты, но обе сильно влияют на макроэкономическую ситуацию в республике, в том числе на объем производства и уровень цен.

Если проводить радикальную фискальную и монетарную политику параллельно, то это обеспечит низкую инфляцию, но может породить безработицу. А если обе эти политики будут мягкими, то это будет способствовать повышению инфляции и занятости. Следовательно, оптимальной считается та комбинация фискальной и монетарной политики, которая обеспечит

низкую инфляцию и в то же время будет стимулировать экономической рост национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Исследование показывает, что динамика денежной массы и расходы государственного бюджета меняются в одном направлении. Это подтверждает и функция зависимости денежной массы от государственных расходов. Анализ показывает, что увеличение бюджетных расходов способствует увеличению денежной массы. Экспансивное увеличение бюджетных расходов за последние годы оказало стимулирующее воздействие на рост цен. Так как эти расходы в первую очередь были направлены в сторону факторов, непосредственно влиявших на потребительские расходы населения, именно рост социальных расходов государственного бюджета способствует росту инфляции.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на повышение уровня цен, фискальная экспансия, проводимая за последние годы, и изменения, произошедшие в монетарной сфере под ее влиянием, способствовали расширению совокупного спроса и ускорению темпов экономического роста национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Положение в национальной экономике Азербайджана достаточно очевидно при сравнении его с экономической политикой развитых стран. Их антиинфляционная политика, в отличие от азербайджанской, строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорции относительных цен. Отход от мирового опыта заключается в отрыве в Азербайджане проблемы подавления инфляции от задач борьбы с диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению национальной экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен - цены труда, процентной ставки, цены инвестиционных ресурсов, рентабельности реального сектора и т. д.

Таким образом, в сложившейся ситуации в Азербайджане требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен.

Перед правительством, Центральным банком Азербайджанской Республики и законодательной властью стоят конкретные задачи:

а) повысить покупательную способность населения;

б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат;

в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным це-нообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т. п.

Если расширить проблему до подъема внутреннего платежеспособного спроса, то будет видна ее связь с трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замедлением скорости оборота денег, которое в свою очередь происходит при инвестициях в реальный сектор национальной экономики.

В 30-е гг. прошлого века США выходили из кризиса путем инвестиций в дорожное строительство и в развитие отдельных регионов, т. е. путем замедления оборота денег. Этот прием был использован в послевоенной Западной Европе, в Японии и в других странах. Если использовать этот опыт в современных условиях структурной перестройки национальной экономики Азербайджана, то можно достичь определенных успехов в борьбе с инфляцией, тем более что для осуществления этих методов есть благоприятная почва - социально-экономическое развитие отдельных регионов республики, одна из насущных задач, стоящих перед азербайджанской экономикой. А региональное развитие создаст предпосылки для дальнейшего устойчиво-

го экономического роста национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Анализ показывает, что экономический рост представляет собой наилучшее средство борьбы с инфляцией в Азербайджане. Экономический рост за 2004-2012 гг. по динамике ВВП составил от 1 до 35%. Самый высокий экономический рост ВВП наблюдался в 2006 г. (34,5%), а самый низкий - в 2011 г. (0,1%). А инфляция за соответствующие годы составила от 1 до 21%. Самый низкий уровень инфляции наблюдался в 2012 г. (1,1%), а самый высокий - в 2008 г. (20,8%).

Исследование показывает, что динамика денежной массы и расходы государственного бюджета меняются в одном направлении. Это подтверждается и функцией зависимости денежной массы от государственных расходов. Проведенные расчеты показывают, что каждое увеличение бюджетных расходов в 100 манатов способствует увеличению денежной массы на 38 манатов.

Показатели инфляции в Азербайджане, в развитых, развивающихся и нефтеэкс-портирующих странах, странах СНГ в целом и в России представлены в таблице.

Оценка сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации делает практически невозможным провозглашение однозначной инфляции как основной цели денежно-кредитных органов с точки зрения ее недостижимости под воздействием процессов, наблюдаемых в нефтегазовом секторе национальной экономики и на мировых рынках углеводородов, а также неизбежности замедления экономического роста при достижении этого уровня изменения цен.

Таргетирование инфляции приведет к ужесточению трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, резкому повышению процентной ставки Центрального банка Азербайджанской Республики, значительному сокращению бюджетных расходов в целом и капитальных расходов на развитие инфраструк-

турных объектов. Это в свою очередь неизбежно приведет к резкому сокращению совокупного спроса, а также спроса на продукцию ненефтяного сектора и тем са-

мым обеспечит, как минимум в среднесрочный период, общий экономический спад.

Инфляция за 2003-2012 гг.* (в %)

Год Азербайджан Россия СНГ Развитые страны Развивающиеся страны Нефтеэкспортирующие страны

2003 2,2 12,1 12,3 1,9 6,6 11,3

2004 6,7 11,7 10,4 2,0 5,9 9,8

2005 9,7 10,9 12,1 2,3 5,8 10,0

2006 8,4 9,0 9,4 2,3 5,6 9,1

2007 16,6 11,9 9,7 2,2 6,5 10,2

2008 20,8 13,3 15,6 3,4 9,3 15,0

2009 1,6 8,8 12,2 0,1 5,1 9,3

2010 5,7 8,8 7,2 1,5 6,1 8,1

2011 7,9 6,1 10,1 2,7 7,2 10,2

2012 1,1 6,6 6,8 1,9 6,6 8,8

* Источник: International Monetary Fund, World Economic Outlook, october, 2012. - URL: www.imf.org

Следовательно, представляется более разумным удержать рост двухзначной инфляции, сделать более сдержанным рост бюджетных расходов, обеспечивая финансирование необходимых инфраструктурных объектов и уровень совокупного спроса, позитивно действующего на реальный рост ВВП.

Следует отметить, что эксперты МВФ в отношении некоторых стран рекомендуют правительству и центральному банку не снижать инфляцию классическими монетарными методами, а стимулировать рост предложения. Это означает, что МВФ иногда отходит от требований доведения уровня инфляции ниже 10%, который служил якорным показателем в оценке достижения макроэкономической стабильности некоторых стран.

Негативная оценка вышеуказанных монетарных методов борьбы с инфляцией высказана в работах всемирно известного нобелевского лауреата Джозефа Юджина Стиглица. Он отмечает, что в настоящее время развивающиеся страны сталкиваются с более высоким уровнем инфляции не в результате низкого качества регулирова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния на макроуровне, а вследствие роста цен на нефть и продукты питания. В бюджете среднестатистического домохозяйства в развивающихся странах эти товары занимают большую долю, чем в семейных бюджетах богатых стран. Исходя из этого возникает вопрос: должны ли центральные банки развивающихся стран поднять процентные ставки намного выше, чем это сделано в развитых странах? Ответ исходит из наблюдаемого «импорта» инфляции этими странами, суть которого сводится к отсутствию необходимости подъема процентных ставок, так как это не окажет большого воздействия на цены топлива и зерна, определяющиеся на международных рынках.

Таким образом, за последние годы в экономических процессах, происходящих как внутри Азербайджана, так и в мировой экономике, меры, которые изложены в оценках, относящихся к последним годам, следует дополнить нижеследующими:

- достичь устойчивого развития денежно-кредитной системы и значительно расширить различные сегменты финансовых рынков;

- поддерживать умеренную динамику роста денежного предложения и соответственно денежного агрегата М2;

- разработать и внедрить механизмы временной интервенции на различные рынки товаров, по которым ожидается или наблюдается повышение цен;

- в период роста нефтяных доходов на основе обеспечивающего диверсификацию экономики масштабного заимствования западных технологий достичь повышения конкурентоспособности ненефтяного сектора, который позволит резко уве-

личить темпы реального роста данного сектора национальной экономики;

- обеспечить социально-политическую стабильность и законность в обществе и в стране;

- по мере реализации вышеуказанных антиинфляционных мер и достижения стабилизации уровня инфляции осуществлять поэтапный переход на механизмы ее таргетирования, обеспечить макроэкономическую стабильность, которая является основным условием для реального роста темпов развития национальной экономики в условиях структурной перестройки.

Список литературы

1. Алиев А. А. Интеграция инвестиционной политики и стратегического развития Азербайджана // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 4 (70). - С. 90-100.

2. Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы : монография. - М. : КноРус, 2009.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М. : ЭКСМО, 2007.

4. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. -2007. - № 10.

5. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопросы экономики. - 2006. - № 1. - С. 39-49.

6. Фридмен М. Количественная теория денег : пер. с англ. - М. : Эльф-пресс, 1996.

References

1. Aliev A. A. Integratsiya investitsionnoy politiki i strategicheskogo razvitiya Azerbaydzhana [Integrating Investment Policy and Strategic Development in Azerbaijan], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 4 (70), pp. 90-100. (In Russ.).

2. Anureev S. V. Denezhno-kreditnaya politika, disproportsii i krizisy, monografiya [Monetary and Credit Policy, Disproportions, Crises, monograph]. Moscow, KnoRus, 2009. (In Russ.).

3. Keyns J. M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [General Theory of Employment, Interest Rate and Money]. Moscow, EKSMO, 2007. (In Russ.).

4. Kudrin A. Inflyatsiya: rossiyskie i mirovye tendentsii [Inflation: Russian and Global Trends], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2007, No. 10. (In Russ.).

5. Ol'shevskiy V. Teoriya inflyatsii v Rossii: istoricheskiy aspect [Theory of Inflation in Russia: Historic Aspect], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2006, No. 1, pp. 39-49. (In Russ.).

6. Fridmen M. Kolichestvennaya teoriya deneg [Quantitative Theory of Money], translated from English. Moscow, Elf-press, 1996. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.