Научная статья на тему 'Снижение инфляции как цель денежно-кредитной политики'

Снижение инфляции как цель денежно-кредитной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1394
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / EXCHANGE RATE / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / MONEY SUPPLY / СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / STRUCTURAL IMBALANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухов О.И.

В статье исследуется комплекс факторов, оказывающих ключевое влияние на рост инфляции в российской экономике. Автор рассматривает монетарные и немонетарные факторы роста инфляции, особое внимание уделено анализу влияния проводимой денежно-кредитной политики на индекс потребительских цен, на социально экономически последствия для бизнеса и населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inflation decrease as a target of the monetary policy

The paper is devoted to an analysis of inflation, monetary policy, structural features of the Russian economy and its dependence on the world market prices

Текст научной работы на тему «Снижение инфляции как цель денежно-кредитной политики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2015

О.И. ОБУХОВ

младший научный сотрудник, аспирант Института экономики РАН

СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ КАК ЦЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуется комплекс факторов, оказывающих ключевое влияние на рост инфляции в российской экономике. Автор рассматривает монетарные и немонетарные факторы роста инфляции, особое внимание уделено анализу влияния проводимой денежно-кредитной политики на индекс потребительских цен, на социально экономически последствия для бизнеса и населения.

Ключевые слова: инфляция, денежно-кредитная политика, валютный курс, денежная масса, структурные диспропорции.

JEL: E31, E50, E60.

Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики1 Банк России с 2015 г. проводит денежно-кредитную политику в рамках политики таргетирования инфляции, воздействуя на цену денег в экономике с помощью процентных ставок и режима плавающего валютного курса. Основной целью данной политики является обеспечение ценовой стабильности, т.е. снижение инфляции до 4% в 2017 г. и дальнейшее ее поддержание на данном уровне; правда, допускается диапазон отклонения в ±1,5% в случае непредвиденных факторов.

В предыдущей версии документа2 Центральный банк (ЦБ) планировал отказаться от прогноза инфляции в виде диапазонных значений, которые использовались в предыдущие годы, и установить в качестве прогноза точечные значения индекса потребительских цен (ИПЦ), что должно было увеличить доверие граждан к проводимой политике. Но из-за сложившейся макроэкономической ситуации в стране, которая вызвана рядом факторов (падением цен на нефть на мировых рынках, введением санкций со стороны США и Западной Европы, девальвацией курса национальной валюты и др.), Банк России отказался от точечных прогнозов по инфляции на период 2015-2016 годов. ЦБ объ-

1 «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» от 10.11.2014 // Банк России. www.cbr.ru.

2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» от 8.11.2013// Банк России. www.cbr.ru.

ясняет это тем, что не может воздействовать на инфляцию напрямую, а может влиять лишь косвенно, и определяется это рядом независимых факторов. В этой связи целевые значения по инфляции должны устанавливаться на среднесрочную перспективу, т.е. на промежутке от 1,5 до 3 лет. Поэтому «... Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня»3.

Как следует из графика (рис. 1), целевой ориентир ЦБ по инфляции за последние 14 лет практически ни разу не совпал с фактическим. Лишь в 2010—2011 годах прогнозные значения ЦБ были близки к действительным, чему есть ряд объективных причин.

20,2 . 18,6

s \5Д \ 13.3

18 14 V — Г7 14 -- л 12 — ' 10,9 НД -♦—9 у* \8,8 8,8 /

10 f— 8,5 t-— V 8,5 (■ — 4 8 -- 7 — г*Т 8,5 — 10 — & 7 + — 6,6 6 н— 6,5, 6 н— f 5 б'9 5,5 5,5 I- — + — + — + — Н

& "Р Т5 "Р # С?Л ср% ^ ЛГ Т? Т5 Т* ^ Л? Л ¿> V "Р V V

Целевой ИПЦ Банка России (max) —»—Фактический ИПЦ

Источник: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на соответствующие годы - Банк России (www.cbr.ru), «Индексы потребительских цен на товары и услуги» - Госкомстат (www.gks. ru). Для наглядности на графике представлены максимальные прогнозные значения ИПЦ (дек./дек.) Банка России, нижний диапозон прогнозируемых значений ЦБ (всреднем) на 1,5% меньше от величены «Целевой ИПЦ Банка России (max)».

Рис. 1. Динамика целевого уровня инфляции Банка России и фактического

С 2010 до 2013 гг. российская экономика начала восстанавливаться после спада, вызванного мировым финансовым кризисом. Рост ВВП составлял порядка 3—4% в год, произошел рост цен на нефть на мировых рынках, укрепился курс национальной валюты, росли реальные денежные доходы населения и внутренний спрос, увеличилась численность занятого населения, объем производства и улучшились другие макроэкономические показатели. Вследствие такого оживления

3 «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на

2015 год и период 2016 и 2017 годов» от 10.11.2014 // Банк России. С. 6. www.cbr.ru.

экономики после кризиса удалось достигнуть поставленной цели по показателю инфляции в стране.

Как известно, инфляция является многофакторным явлением: на нее воздействуют как денежные (инфляция спроса), так и неденежные факторы (инфляция издержек, монополизация рынков, изменение соотношения курса валют, инфляционные ожидания, рост тарифов и

По разным оценкам доля немонетарных факторов в инфляции составляет от 75% до 50%. По мнению академиков А.Г. Аганбегяна и В.В. Ивантера, инфляция в России слабо зависит от роста денежной массы: «Однако инфляция, по нашему мнению, в настоящее время на две трети определяется немонетарными факторами, и потому одностороннее сдерживание денежной массы ничего хорошего экономике не сулит» [2, с. 5]. Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что доля немонетарных факторов составляет до половины инфляции в стране: «Я не склонна считать, что инфляцию можно подавить чисто монетарными методами. По разным оценкам, доля немонетарных факторов составляет до половины в инфляции. Инфляция создает высокий уровень неопределенности, если снизить ее до 3-4% в год, то это будет качественный скачок для нашей экономики»4.

Таким образом, денежно-кредитная политика может повлиять на формирование от 35 до 50% общего ИПЦ. Воздействие же денежно-кредитной политики на воспроизводственные процессы в стране оказывается более существенным, так как отечественным производителям нужны деньги (длинные и под низкий процент), особенно при закрытии доступа к внешним рынкам капитала.

В России начиная с 1990-х годов сложилась устойчивая тенденция кредитоваться за рубежом под низкий процент (см. рис. 2), а не на внутреннем ссудном рынке капитала (см. рис. 3). На 01.01.2014 г. внешний долг Российской Федерации5 был равен 728,9 млрд долл., из которых 651,2 млрд долл., а именно 90% от суммы внешнего долга, приходится на банки и компании. За 2014 г. внешний долг России сократился на 131,6 млрд долл. и составил на 01.01.2015 г. 597,3 млрд долл. В 2015 г. по внешнему долгу вместе с процентами предстоит выплатить 142,5 млрд долл., а в 2016 г. 85,2 млрд долл., что создаст дополнительную нагрузку на курсовую динамику и финансовую стабильность.

В конце 2014 г. для поддержания курса рубля и борьбы со спекулянтами ЦБ повысил ключевую ставку с 9,5% до 17%, чтобы ограничить «существенно возросшие в последнее время девальвационные и

4 Набиуллина: задача Центробанка — снизить инфляцию до 3-4%. banki.ru.

5 Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2014 год // Банк России. М., 2015. www.cbr.ru.

др.) [1].

Источник: Стат. сбор. «Россия и страны мира 2014». С. 294-296. Росстат. www. gks.ru; Центральные банки соответствующих стран: Банк России. www.cbr.ru; European Central Bank. www.ecb.europa.eu; Reserve Bank of India. www.rbi.org. in; People's Bank of China. www.pbc.gov.cn; Board of Governors of the Federal Reserve System. www.federalreserve.gov.

Рис. 2. Динамика ставок рефинансирования по странам (% на конец года)

^ с4' о*' а4" о4' о" 0>' о' о*" о*' о*' о*" о"*' (у*

ВОрганы государственногоуправлени? ■ Центральный бани ИБанки 0Прочие секторы

Источник: Банк России. www.cbr.ru.

Рис. 3. Структура внешнего долга Российской Федерации (млрд долл.)

инфляционные риски»6. Такое решение привело к чрезвычайно высокой цене денег в российской экономике, к давлению на курс рубля, ужесточило условия для кредитования реального сектора и снизило возможности выплат по кредитам. Как отмечает С.Ю. Глазьев, проводимая политика ЦБ «резко усугубляет негативное влияние западных санкций, обрекая благополучные пока еще отрасли российской экономики на сужение производства и сжатие инвестиций» [3, с 14].

Для достижения поставленной цели по инфляции Банк Росси перешел к активным действиям, стал проводить жесткую монетар-

«О ключевой ставке Банка России и других мерах Банка России» от 16.12.2014 // Банк России. www.cbr.ru.

6

ную политику, направленную на ограничение роста денежной массы. За 2014 г. прирост денежного агрегата М2 составил 2,2%, не достигнув минимальных прогнозных значения ЦБ (рис. 4).

Источник: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на соответствующие годы. Банк России. www.cbr.ru; Денежная масса (национальное определение). Банк России. www.cbr.ru. Для наглядности на графике представлены минимальные прогнозные значения прироста денежной массы Банка России.

Рис. 4. Динамика прироста целевого и фактического денежного агрегата М2 за год, в %

Политика, направленная на сдерживание роста денежной массы в условиях кризиса, может привести к снижению инфляции, но сохранит огромный инфляционный потенциал на следующие годы. Проводя анализ антиинфляционной политики в 1990-е годы, Л.Н. Красавина отмечает: «Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население» [4, с. 33]. Так, благодаря действиям властей, которые были основаны исключительно на монетаристских рецептах, удалось рекордно снизить темп инфляции до 11% в 1997 г. (в 1995 г. 131,3%, в 1996 г. 21,8%). Данное явление было связанно с ограничением роста денежной массы и падением реальных доходов населения, но такое замедление темпа роста цен было не долгим, и в 1998 г. инфляция снова рекордно возросла до 88,4%, так как не были устранены ее воспроизводственные факторы [4].

Российская экономика слабо монетизирована и способна принимать дополнительную рублевую валюту на безинфляционной основе за счет реального сжатия денежной массы в 1990-х годах [5, с. 26].

Данная тенденция отчетливо прослеживается на графике (Рис 5.), на котором наглядно видно, что с ростом монетизации российской экономики инфляция не увеличивается, а наоборот, темпы роста цен в экономике замедляются.

50,0 45,0 40,0 55,0 50,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5.0 0,0

—М2/Ы111 —ИПЦ

Источник: Банк России. www.cbr.ru; Госкомстат. www.gks.ru. Рис. 5. Динамика монетизации (М2/ББП) российской экономики и инфляции, в %

С отменой ЦБ в ноябре 2014 г. политики управляемого плавающего валютного курса (которая проводилась с 1999 г.) возросли масштабы угроз достижению финансовой стабильности. Следует отметить, что в связи с высокой волатильностью на финансовом рынке население стало терять доверие к национальной валюте. Об этом свидетельствует резкое увеличение продажи наличной иностранной валюты - на 25% за 2014 г. уполномоченными банками относительно аналогичного периода 2013 г. Также на 11% увеличился спрос населения на депозиты в иностранной валюте: с 29,5 млрд долл. до 32,6 млрд долл.7

Вывоз капитала из РФ за 2014 г. увеличился в 2,5 раза, составив 153 млрд долл. против 61,6 млрд долл. за аналогичный период 2013 г. Чистый вывоз капитала банковским сектором за 2014 г. составил 46,9 млрд долл. против 7,5 млрд долл. за аналогичный период 2013 г., вывоз капитала прочими секторами - 106,1 млрд долл. против 54,2 млрд долл. соответственно8.

Согласно документу «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», доходы

7 Движение наличной иностранной валюты через уполномоченные банки. Банк России. www.cbr.ru.

8 Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором. Банк России. www.cbr.ru.

2000 20012002 2005 2004 2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2015 2014

бюджета РФ в 2013 г. составили 13,02 трлн руб., из них нефтегазовые доходы - 6,53 трлн руб. (50,2%), ненефтегазовые доходы - 6,49 трлн руб. (49,8%). В 2014 г. доходы федерального бюджета составили 14,5 трлн руб., из которых нефтегазовые доходы - 7,4 трлн руб. (51%), ненефтегазовые доходы - 7,1 трлн (49%), при расходах - 14,8 трлн (дефицит -0,3 трлн руб.); в 2015 г. планируется: доходы - 14,56 трлн руб., нефтегазовые доходы - 7,52 трлн руб. (50,4%), ненефтегазовые доходы - 7,4 трлн руб. (49,6%), расходы - 15,36 трлн руб. (дефицит - 0,80 трлн руб.).

Как показывает анализ приведенных данных, бюджет страны более чем на половину зависит от нефтегазовых доходов, которые получают за счет налогов НДПИ и таможенных пошлин на вывоз нефти и газа. Данные пошлины рассчитываются в долларах, а в бюджет уплачиваются в рублях через валютный курс. Таким образом, бюджетная политика РФ не заинтересована в сильной национальной валюте, так как при падении цен на энергоносители на мировых рынках государство пытается компенсировать недополученную выгоду на курсовой разнице. По экспертным оценкам, при падении курса национальной валюты на 1 рубль доходы бюджета увеличиваются на 180-200 млрд долл.9 Но такая стратегия еще больше усугубляет экономическое положение в стране, так как девальвация курса сказывается на инфляции, а она, в свою очередь, на индексации публичных нормативных обязательств государства, что увеличивает расходы бюджета. По данным Минэкономразвития, основной вклад в инфляцию за 2014 год (11,4%) внесли: девальвация рубля 38%, санкции, связанные с продовольственным импортом, -13%, прочие факторы - 49%10.

Современная структура отечественной экономики сложилась в условиях стабильности цен на мировых рынках и в настоящее время остро нуждается в модернизации и соответственно в привлечении инвестиций. Высокий уровень зависимости формирования и реализации бюджета от внешнего фактора (от цены на энергоресурсы) создает существенные риски для социально-экономического развития страны.

Девальвация рубля и высокая волатильность обменных курсов с начала 2014 г. привели к бегству капитала из страны, стимулировали рост цен на импортные товары, на отечественную продукцию, что подрывает доверие к национальной валюте как к стабильному средству сбережения. Такая политика создает недоверие к «финансовым и денежным властям», которые посредством ослабления рубля пыта-

9 Иллюзия выгоды: что даст правительству ослабление рубля. www.forbes.ru/ mneniya-column/makroekonomika/251792-illyuziya-vygody-chto-dast-pravitelstvu-oslablenie-rublya.

10 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год. Минэкономразвития России. М., Январь. 2015. С. 59. economy.gov.ru.

ются наполнить бюджет, что разгоняет инфляцию и увеличивает социальные выплаты.

В то же время одной приоритетными задачами бюджетной и денежно-кредитной политики являются: формирование предпосылок для преодоления внешней экспортно-сырьевой зависимости, а также валютной зависимости внутреннего рынка, стабилизация и обеспечение контроля валютных курсов.

Особо следует отметить, что от роста цен на товары широкого потребления страдают социально незащищенные и малозащищенные слои населения. Девальвация рубля и контрсанкции в первую очередь сказываются на продовольственных товарах первой необходимости. Цены на данную продукцию начинают расти довольно быстрыми темпами (индекс потребительских цен на продовольственные товары за 2014 г. - 15,4%, инфляция (ИПЦ) - 14,1%), отражая экономическую ситуацию в стране.

Проводимая денежно-кредитная политика не должна подрывать доверие экономических агентов к финансовым и денежным институтам, а также уверенность в завтрашнем дне. Использование доходов от экспорта энергоресурсов должно идти на обеспечение социально-экономического развития страны, воспроизводственного потенциала экономики, стабильной национальной финансово-денежной и платежной систем, ухода от структурных диспропорций российской экономики.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что заявленный показатель прогноза по инфляции в 2017 г. (4%) не будет достигнут. Высокая ключевая ставка (11%), сдерживание роста денежной массы, падение реальных доходов населения и рост тарифов естественных монополий создадут высокий инфляционный потенциал на будущие годы, и инфляция снова превысит прогнозные значения.

Литература

1. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирования инфляции // Мировой опыт и российская практика. Сборник статей. М.: Финансы и статистика, 2009.

2. Аганбегян А.Г., Ивантер В.В. Текущая экономическая ситуация в России: траектория развития и экономическая политика // Деньги и кредит. 2014. №11.

3. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9.

4. КрасавинаЛ.Н. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс // Инфляция и антиинфляционная политика в России. Сборник статей. М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Ершов М.В. Об инфляции и монетизации// Аналитический банковский журнал. 2012. №12 (204) декабрь.

O.I. OBUKHOV

post-graduate, Institute of economics of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia obukhov_o@mail.ru

INFLATION DECREASE AS A TARGET OF THE MONETARY POLICY

The paper is devoted to an analysis of inflation, monetary policy, structural features of the

Russian economy and its dependence on the world market prices.

Keywords: inflation, monetary policy, exchange rate, money supply, structural imbalances.

JEL: E31, E50, E60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.