УДК 656.225.078.111
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
Верхотуров С.А., ассистент кафедры, кафедра «Управление процессами перевозок», Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), e-mail: verhotyrov_sereg@
mail.ru
Рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием функционирования контейнерного терминала ПАО «ТрансКонтейнер» на пограничной передаточной станции Забайкальск. Проведен анализ объемов экспортно-импортных отношений Забайкальского края с Китайской Народной Республикой (КНР), приходящихся на ОАО «РЖД» и ПАО «ТрансКонтейнер». Проведен анализ текущего потенциала рынка транспортных услуг с помощью логистической кривой, выраженной формулой Ферхюльста. Предложен инструмент, способствующий совершенствованию взаимодействия ПАО «ТрансКонтейнер» с организациями, участвующими в перевозочном процессе, рассчитаны экономические показатели и экономический эффект.
Ключевые слова: логистика, транспортно-логистический кластер, мультимодальная перевозка, единый логистический центр.
IMPROVEMENT TECHNOLOGY CONTAINER TERMINAL IN THE FUNCTIONING OF TRANSPORT AND LOGISTICS CLUSTER (FOR EXAMPLE ZABAIKAL
TERRITORY)
Verkhoturov S., the post-graduate student, Management of processes of transportations chair, Zabaikal Institute of Railway Transport (ZabIZhT), a subsidiary of Irkutsk State University of Railway transport (IrGUPS), e-mail: [email protected]
The questions connected to enhancement offunctioning of the container terminal of PJSC TransContainer at border gear station Zabaykalsk are considered. The analysis of volumes of the export-import relations of Zabaykalsky Krai with the China falling on JSCRZD and PJSC TransContaineris carried out. The analysis of the current capacity of the market of transport services by means of the logistic curve expressed by Ferkhyulst's formula is carried out. The tool-promoting enhancement of interaction of PJSC TransContainer with the organizations participating in transportation process is offered economic indexes and economic effect are calculated.
Keywords: logistics, transport and logistic cluster, multimodal transportation, uniform logistic center.
Вводная часть.
В настоящее время одной из основных задач Российской Федерации является повышение конкурентоспособности отечественных производителей и компаний как на национальном, так и на международном рынках, повышение эффективности работы при рациональном использовании средств инфраструктуры, выход в пятерку стран лидеров по объему ВВП.
В связи с возросшей конкурентоспособностью во всех отраслях производства, возросшему количеству фирм производителей и соответственно транспортных фирм, для поддержания конкурентоспособности существующих и развитию новых предприятий необходимо их тесное взаимодействие. При этом традиционная промышленная политика становится неэффективной и требует внесения изменений путем создания кластеров.
Целью научной разработки является совершенствование технологии взаимодействия филиала ПАО «ТранКонтейнер» на Забайкальской железной дороге с транспортными компаниями КНР и РФ путем развития ТЛК и внедрения в его структуру
единого логистического центра.
Основная часть.
Данные китайской таможенной статистики за 2014 г свидетельствуют о том, что Россия совместно с Китаем несмотря на многочисленные факторы неопределенности в мировой экономике и международной торговле, а также замедление темпов экономического роста в России и Китае, удалось остановить негативные тенденции во внешней торговле, стабилизировать ситуацию и обеспечить устойчивые темпы прироста товарооборота. В целом итоги года оказались на уровне ожиданий специалистов. Сравнительные данные товарооборота приведены на рисунке 1.
Согласно данным ГТУ КНР, в 2014 г российско-китайский товарооборот увеличился на 6,8% до 95 307,86 млн. долл, в том числе экспорт РФ в КНР - 41 644,23 млн. долл (5%), импорт из КНР - 53 720,65,57 млн. долл (8%) [1].
Более половины российского экспорта приходится на поставки «минерального топлива, нефти и нефтепродуктов», на второй
250000
200000
I50ÖÖÖ
95307,86
IOOOOO
50000
7*1 г59
53720,65
—М 057,3 Э
—тягл? фиоо...->:-тхгя-Ш44,зэ
2011
2012
2013
2014
Экспорт; -Импорт; »"»-Товарооборот,
Рис. 1. Сравнительные данные товарооборота РФ и КНР за 2011 - 2014 гг.
и.чпир&г;
:_:_
- УКСНбрм.
- н.лтгрт ;
■ тстгрт*
Рт:. 2. Экспорт н имии[л ПрНЯОДЯНИЙСЯ на Забайкальскую нишнцК! дорогу
позиции в российском экспорте в КНР находятся поставки «цветных металлов» прежде всего меди и алюминия, на третьем месте, поставки «древесины и изделий из нее», четвертую позицию занимают поставки руд, прежде всего, железных и медных.
Проанализировав общую картину поведения экспорта и импорта Забайкальского края можно сказать, что импорт по состоянию на 2013 г упал на 20% по сравнению с 2012 г, но все же, к 2014 г возрос на 15% в сравнении с 2013 г и на 10% улучшил свои показатели по сравнению с 2012 г.
Экспорт начал терять свои позиции с 2012 г, в 2013 г он снизился на 40% по сравнению с 2011 г это было связано с повышением пошлин, роста цен на российскую древесину и привело к тому, что российский лес на внешнем рынке стал дорогим и неконкурентоспособным, но в 2014 г экспорт резко увеличил свои показатели на 10% 2012 г.
РФ в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла девятое место. Китай, в свою очередь, уже четыре года подряд (с 2010 г) возглавляет рейтинговый список основных торговых партнеров России.
Основную долю товарооборота между Забайкальским краем и КНР составляют грузы, перевезенные железнодорожным транспортом. Железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) За-байкальск - Маньчжурия обеспечивает около 60% от объема внешнеторговых грузов, экспорт и импорт (тыс. дол. США) Забайкальской железной дороги представлен на рисунке 2.
В последние годы через ЖДПП около 70% всего объема импортных и транзитных грузов следуют в большегрузных контейнерах ПАО «ТрансКонтейнер» КТ «Забайкальск» (КТ), что представлено на рисунке 3.
Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов при минимизации затрат на транспортировку. Между производителем груза
1ЧСП0[>Т И Н^П(*рТПрИХЛ1ЯИ1ИЙ(Я ИЛ
ПАО кТрансКиьлчйнер!»
и его потребителем создается сложная система транспортных взаимоотношений, которая должна обеспечивать высокий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев.
Транспортный комплекс, учитывающий поведение внешней среды рынка, всевозможные ситуации и выдающий стратегическое решение, создавая тем самым управляемую систему, требует применения логистических принципов при организации его работы.
Новый подход к рациональной организации перевозочного процесса в интересах клиента предполагает логистика. Логистика - научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками в процессе удовлетворения рыночного спроса.
В сфере транспорта РФ в последние годы проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на грузовые перевозки, а также создать определенный задел для дальнейшего развития.
Для успешного функционирования ТЛК в Забайкальском крае необходимо исследовать рынок грузоперевозок с точки зрения маркетинга, произвести расчет текущего потенциала рынка, используя логистическую функцию.
График логистической функции имеет форму латинской буквы «8», положенной набок. Этот график еще называют 8-образной кривой. График логистической функции отражает изменения возрастающего ускорения процесса на замедляющееся или наоборот. В основе логистической функции лежит закономерность, выраженная уравнением Ферхюльста:
7
1 + 10'
а+Ьх
(1)
у
где 1 - значение функции;
Таблица 1. Динамика объема грузоперевозок в Забайкальском крае
»1« »11 НИ »13
Рис. 4. График логистической функции объемов перевозок Забайкальского края
Таблица 2. Определение параметров a и b
X У ■7 X' А/ /У л/-\=z /у Ig^ v Ig Z
] 13014.7 1 2,20 1,20 0.079 0,079
2 29478,5 4 1.42 0.42 0.376 0.752
3 33007,9 9 1,27 0,27 0,568 1,704
4 39224,9 16 1,07 0,07 1,154 4,616
5 41549,3 25 1,01 0,01 2 10
IS 162275,3 55 - - 4,019 17,15l
X
4 с
время, г;
- расстояние между нижнеи и верхней асимптотами;
- нижняя асимптота, предел с которого начинается рост логистической функции;
Ь - параметры, определяющие наклон, изгиб графика логистической функции.
Для определения текущего потенциала грузоперевозок в
крае известна динамика объема грузоперевозок на 2009 - 2013
Д
гг. Емкость рынка составляет е=42000 тыс. т, минимальный
С
объем грузоперевозок е=19000 тыс. т.
График логистической функции приведен на рисунке 4. График плавный, возрастающая линия грузоперевозок. В период 2009 - 2010 гг. - наибольший рост грузоперевозок на 10463,8 тыс. т, в 2010 - 2011 гг. наблюдается рост 3529,4 тыс. т, в 2011 - 2012 гг. - рост на 6217 тыс. т, в 2012 - 2013 гг. - рост на 2324,4 тыс. т.
Расчет данных для определения а и Ь.
Для определения параметров а и Ь используется система нормальных уравнений, решаемая методом наименьших квадратов:
(1.2)
г-4,019 = 5^ + 256 (а = 2,0773 17,151 = 15а + 55Ъ' | Ъ = 0,2547
Необходимо определить точку перегиба - момент перехода возрастающей скорости в убывающую т.е. через сколько лет произойдет спад грузопотока:
X
a 2,0773
b 0,2547
■ 8,1
На основе анализа логистической функции можно сделать вывод, что через 8,1 г возможен спад грузоперевозок, но исходя из теории функции, проведя анализ через пять лет, возможна корректировка полученных данных на увеличение грузопотока.
В связи с экономическими санкциями, введенными рядом стран в отношении РФ и ответными мерами по импорту из Европы и Америки, предполагается увеличение поставок продуктов и других товаров из КНР в РФ.
Одним из «узких мест» в работе существующей инфраструктуры является взаимодействие автомобильного и железнодорожного транспорта. Проблему взаимодействия видов транспорта, а также всех участников перевозочного процесса можно решить путем создания ТЛК.
Большой вклад в развитие кластерной теории внес Майкл Портер, которым было дано понятие кластера: «Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем и ведущих собственную работу. Обеспечивая осно-
ву необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной и даже столичной экономики. особенно в государствах с наиболее развитой экономикой.
Кластер, или промышленная группа - это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организациями, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». [2].
В качестве «ядра» ТЛК на территории края предлагается ПАО «ТрансКонтейнер», вокруг которого и будет сконцентрирована основная работа кластера.
Основной идеей при создании ТЛК является «объединение» всех участников перевозочного процесса с целью получения наибольшей выгоды каждого из них. В этом случае возникает проблема взаимодействия этих участников в структуре кластера, решением которой может быть внедрение в структуру ТЛК единого логистического центра, который мог бы обеспечить наиболее выгодную систему при перевозке и финансовой выгоде.
Для развития имеющейся инфраструктуры и мультимо-дальных и интермодальных перевозок, а также сокращения времени на перегруз и обработку документов, предлагается развить в п.г.т. Забайкальск на основе ПАО «ТрансКонтейнер» Транспортно-логистический центр (ТЛЦ)[3], входящий в состав ТЛК, который будет обеспечивать высокое качество транспортно-логистических услуг, сохранность перевозимых грузов их переработку и хранение.
Для успешного функционирования единого логистического центра в работе рассматривается возможность внедрения АСУ «1C:TMS Логистика. Управление перевозками», разработанная компанией 1С[4].
Комплексное программное решение «1С: TMS Логистика. Управление перевозками» состоит из нескольких подсистем, автоматизирующих бизнес процессы управления транспортной логистикой от получения заявки на перевозку до контроля выполнения рейса. Решения позволяют автоматизировать все возможные типы перевозок: мультимодальные перевозки, перевозка сборно-разборных грузов, доставки груза «от двери до двери» и их комбинации.
Предполагается взаимодействие «1C:TMS Логистика. Управление перевозками» с информационной системой - ЭТРАН.
Взаимодействие с другими информационными системами выполняется специалистами системы, но также может дорабатываться самостоятельно, так как программный продукт поставляется с открытым кодом, без аппаратных ключей и каких-либо защищенных участков кода. Возможности программного продукта «1C:TMS Логистика. Управление перевозками» не ограничиваются встроенными компанией-разработчиком функциями и позволяют квалифицированным пользователям использовать собственные варианты развития и интеграции с внешними приложениями.
Система позволяет автоматизировать процесс получения, согласования и передачи в работу заявок на передачу грузов. Заявки могут быть оформлены агентом, клиентом в личном кабинете на специализированном web-портале.
В системе существует возможность задания гибкого тарификатора услуг и затрат на перевозку в различных резервах: по клиенту, по параметрам груза, по километражу, по зонам отправления и получения, по модели транспортного средства (ТС) и прочим параметрам.
В системе возможно использование как собственных, так и привлеченных ТС перевозчиков. При подборе собственного ТС система учитывает доступность, состояние и расписание работы собственного автопарка. При выполнении рейса сторонними
■не
<7 И < f^ifft
iinn1, ]
Рис. 5. Функциональные возможности «ЮгТМв Логистика.
Управление перевозками»
перевозчиками система помогает подобрать оптимального пере-возчика.Функциональные возможности системы представлены на рисунке 5.
Для проведения анализа эффективности внедрения системы разработаны два варианта суточных планов-графиков работы станции Забайкальск (до и после создания ТЛК).
Анализ суточных планов-графиков показал сокращение рабочего парка вагонов станции на 13 вагонов, что в денежном выражении составляет 2391480 руб. в год. Для ПАО «ТрансКонтейнер» рассчитаны затраты на приобретение и содержание системы, которые составили в первый год 90950 руб, а в последующие 53040 руб., а также экономия от снижения заработной планы агента контейнерного терминала по причине сокращения штата агентов, которая составила 3495313,77 руб.
На основе выше перечисленных показателей был рассчитан
экономический эффект от внедрения «1C:TMS Логистика. Управление перевозками», который составил 5833753,77 руб.
Выводы.
Для совершенствования технологии взаимодействия ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге необходим инструмент, позволяющий объединить всех участников перевозочного процесса, который позволит увеличить как объемы перевозок, так и получаемую от них прибыль и доходы. Таким инструментом является ТЛК с внедренным в его структуру единым логистическим центром, позволяющим рационально и эффективно использовать инфраструктуру всех компаний входящих в состав ТЛК. Для успешного функционирования единого логистического
центра необходима система управления перевозочным процессом, которой является «1C:TMS Логистика. Управление перевозками», позволяющая оптимизировать затраты времени на оформление перевозочных документов, а также благодаря имеющемуся функционалу рассчитать тариф за перевозку, рационально выбрать транспортное средство и разработать схему доставки груза, предоставлять грузополучателю актуальную информацию о месторасположении груза в пути следования.
Создание ТЛК в Забайкальском крае повысит его привлекательность как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, создаст дополнительные рабочие места, повысит социальную защищенность населения края.
Литература:
1. Верхотуров С.А. «Критерии развития транспортно-логистического кластера на территории Забайкальского края» V Международная научно-практическая конференция «Транспортная инфраструктура Сибирского региона» - 2014. Т. 1. С. 127-131.
2. Портер М.Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. — 608 с .: ил. — Парал. тит. англ. ISBN 5-8459-0794-2 (рус.)(стр. 256, 258).
3. Сигачев Н.П., Железнов Д.В., Коновалова М.И. Транспортно-логистическое развитие Забайкалья. Транспортная инфраструктура Сибирского регтиона: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 12-15 октября 2009 г. Иркутск.-Иркутск:Изд-воИрГУПС, 2009.-184-188 с.
4. http://solutions.1c.ru/catalog/tms