Научная статья на тему 'Международная транспортная логистика'

Международная транспортная логистика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4199
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ИНТЕРМОДАЛЬНОСТЬ / LOGISTIC SYSTEMS / TRANSPORT LOGISTICS / INTERMODALNOST

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лашко Сергей Иванович, Лашко Татьяна Анатольевна

В статье анализируется международная транспортная логистика, которой прогнозируется серьезное и большое будущее. Отмечается главенствующая концепция «интермодальности» перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRANSPORT LOGISTICS

In article the international transport logistics which predicts the serious and big future is analyzed. The predominating concept of «intermodalnost» of transportations is noted.

Текст научной работы на тему «Международная транспортная логистика»

УДК 656 ББК 65.37 Л 32

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

(Рецензирована)

Лашко Сергей Иванович,

доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918)463 86 90.

Лашко Татьяна Анатольевна,

доцент кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918) 319 16 38.

Аннотация. В статье анализируется международная транспортная логистика, которой прогнозируется серьезное и большое будущее. Отмечается главенствующая концепция «интермодальности» перевозок.

Ключевые слова: логистические системы, транспортная логистика, интермодальность.

INTERNATIONAL TRANSPORT LOGISTICS

Lashko Sergey Ivanovich,

doctor of Economics, professor of department of the international business of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph. (918)463 86 90.

Lashko Tatyana Anatolyevna,

associate professor of the international business of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph. (918) 319 16 38.

Summary. In article the international transport logistics which predicts the serious and big future is analyzed. The predominating concept of «intermodalnost» of transportations is noted. Keywords: logistic systems, transport logistics, intermodalnost.

Понятие «логистическая система» представляет собой систему доведения материального потока до потребителя. А система товародвижения включает в себя целый организационный ряд:

- технические средства;

- коммуникации и обустройство всех видов транспорта;

- складское хозяйство промышленных фирм (включая филиалы);

- фирмы-торговые посредники;

- материальная и техническая база компаний, предоставляющих контейнеры в аренду т.д.

Транспортная логистика основана на концепции интеграции 4 элементов: снабжения, транспорта, производства и сбыта. Задачи транспортной логистики:

Обеспечение технологической и технической сопряженности участников процесса перевозки.

Согласование экономических интересов.

Использование общих однотипных систем планирования и информационного обеспечения.

Такая система охватывает все сферы отношений (социальные, юридические, технологические и другие), возникающих во время обеспечения хозяйственных связей. Что же касается международной системы товародвижения - она является совокупностью национальных систем, связанных между собой международным разделением труда.

Ежедневно международным логистическим компаниям приходится решать большое количество задач, начиная от планирования маршрута, заканчивая хранением:

- выбор и планирование оптимального маршрута;

- выбор экспедитора;

- планирование всех стадий и сроков транспортировки;

- организация всех процедур, связанных с пересечением границы;

- предусматриваются меры по хранению груза.

Такой краткий перечень не отражает всей

функций системы, но её традиционные элементы - это транспортные компании, которые и осуществляют перевозки, а также комплексы складирования и хранения, и системы для комиссионирования (предварительная подготовка и отбор необходимого количества товаров из имеющегося в логистическом центре общего количества, выполняемого по определенным заказам или заявкам).

Но международная логистика не ограничивается перевозками и складированием. На сегодняшний день она является подобием концепции управления потоками грузов между странами. Арсенал международной логистики включает в себя и всемирную паутину (world wide web), так как информационная поддержка данной сети повышает эффективность транспортировки грузов в разы. Основная современная тенденция международной логистики - онлайн-трансакции. Это электронная логистика.

Основные операции логистической системы международного товародвижения:

- транспортировка;

- складирование и хранение;

- погрузочные и разгрузочные работы;

- упаковка и маркировка;

- управление производственными запасами.

Главная задача международных перевозок -

доставить груз с соблюдением всех требований, ликвидируя географический и временной разрывы между грузоотправителем и грузополучателем.

К правилам логистики отнесем следующие:

Необходимый груз.

Необходимое количество.

Необходимое качество.

В нужное время.

В нужное место.

С минимальными затратами.

Логистика охватывает весь материальный поток от закупки сырья до поставки конечной продукции и связанного с ним потока информации. Это совокупность разных видов деятельности для получения необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, где существует потребность в данной продукции с наименьшими затратами.

Система товародвижения, выходящая за рам-

ки одной страны, определяется как международная система. Концепция международных логистических систем товародвижения рассматривает транспортную систему в общем и целом, включая все виды деятельности по перемещению потоков материальных ценностей.

В нынешнее время главенствует концепция «интермодальности», т.е. эффективности международной торговли, устойчивого развития и экономического роста. «Интермодальность» - это интегрированное использование разных видов транспорта в единой транспортной системе; она определяется в качестве соединения различных видов транспорта в единую систему по сбыту или оказанию услуги, воспринимаемого единой коммерческой сделкой.

Такие перевозки являются системой международных перевозок грузов с использованием международных транспортных коридоров по единому перевозочному документу, включая передачу груза с одного вида транспорта на другой в единой грузовой единице, которая, по своей сути, является главным элементом интермодальных перевозок. Она допускает таможенное пломбирование на базе международных требований с исключением доступа к грузу без срыва пломбы. Основа интермодальных перевозок - контейнеры международного стандарта ISO (International Organization of Standardization).

ЮНКТАД и Общеевропейская конференция министров транспорта стран ЕС в свое время предложили абсолютно различные определения интермодальной перевозки:

- «Интермодальная перевозка - это перевозка грузов несколькими видами транспорта, в которой один из перевозчиков организует всю доставку, и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов» (ЮНКТАД) [4];

- «Интермодальная перевозка осуществляется одним видом транспорта, но с перегрузкой опломбированного контейнера в пути следования» (Общеевропейская конференция министров транспорта стран ЕС).

В доктрине было предложено более пространное определение такого вида перевозок.

«Интермодальная перевозка - это транспор-тно-технологическая система организации перевозок с использованием нескольких видов транспорта, при которой перевозка грузового места (груза в грузовом модуле) выполняется под ответственностью одного лица (оператора или перевозчика), по единому сквозному документу и единой сквозной ставке тарица, по вариантам «от двери до двери» и «точно в срок», с освобождением грузоотправителя от участия в перевозочном процессе».

Исходя из всего указанного можно выделить общие черты для интермодальной перевозки это смешанная комбинированная перевозка, организованная логистически, т.е. предполагающая определенную центральную схему сотрудничества участников перевозочного процесса и высокую степень их интеграции. Также учитывается, что интермодальность транспорта заключается в возможности влияния на доминирование определенного вида транспорта над другим [2].

Транспортная логистика для своего функционирования старается выбирать такой транспорт, который наилучшим образом обеспечит перевозку. От него зависит уровень цен товаров, скорость доставки и состояние на момент прибытия в пункт назначения. К видам транспорта относят водный, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, воздушный.

Для водного транспорта характерна дешевизна и высокие затраты на погрузочно-разгрузочные работы и портовое обслуживание водных судов. В определенных случаях он - незаменим в силу географический условий, и не имеет конкурентов при перевозке на дальние расстояния.

Затраты на содержание автомобильного транспорта относительно невелики, что определяет его безусловную конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Отличительная черта

- гибкость, обеспечивающая доставку грузов конкретному потребителю путем выбора альтернативного маршрута перевозки.

Железнодорожный транспорт перевозит грузы массово по суше в любое время суток и года. Обладает высокой провозной способностью, сравнительно недорогой и универсален для различных типов грузов; по маневренности и гибкости стоит после автомобильного транспорта.

Воздушный транспорт является наиболее удачным выбором при перевозке срочных, скоропортящихся и крайне ценных грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах этот вид транспорта достаточно конкурентоспособен автомобильному и железнодорожному.

Трубопроводный транспорт на сегодняшний день является узкоспециализированным, так как работает лишь с жидкими и газообразными грузами. Минимальная себестоимость перевозок, потери груза на таком же уровне. Основная проблема

- проложить необходимые трубы соответствующего диаметра, чередуя их с насосными станциями, а также - обслуживание и диагностика, требующие высококвалифицированных кадров.

На сегодняшний день отправители используют одновременно два и более вида транспорта для осуществления смешанных или комбинированных

перевозок. Преимущества такой схемы - доставка «от двери до двери» на основе единого документа и единым оператором.

Если коснуться истории международных логистических систем, то, естественно, сразу выделяется причина их возникновения - развитие мировой торговли и международных экономических отношений. Международный характер связей между различными странами делает участников взаимно заинтересованными в создании четко отлаженной логистической инфраструктуры в каждой стране. Она (логистическая инфраструктура) должна обладать достаточной пропускной способностью и обеспечивать соответствующий уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. Но, существует проблема, основывающаяся на том, что развитие мировой торговли превышает возможности логистической инфраструктуры отдельно взятых регионов, среди которых также фигурирует Российская Федерация.

Данное направление в мировом масштабе начало развиваться с 1970 гг. Возникла необходимость создания единого, согласованного направления развития и улучшения международных автомагистралей в Европе, связанного с увеличением потока грузовых и пассажирских автомобильных перевозок. Для упрощения сотрудничества европейские страны разработали и утвердили план постройки и реконструкции автомобильных дорог в рамках «Рабочей группы по автомобильному транспорту ЕЭК ООН» в 1975 г., который со временем перерос в Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА), (1983 г.).

Важным проектом по укреплению отношений между Европой и Азией является создание автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай» в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». В строительстве и эксплуатации задействованы 3 страны Россия, Казахстан и Китай. Начало трассы - граница России и Финляндии, конец - Ляньюньган (Китай). Строительство началось еще в 2008 г. и должно завершиться к 2020 г. Межправительственные меморандумы Китая, России, Казахстана и Европейского Союза обеспечивают необходимую юридическую поддержку деловых отношений.

Общая протяженность маршрута - около 8,5 тыс. км: по территории России - 2,2 тыс. км, Казахстана - 2,8 тыс. км, Китая - 3,4 тыс. км. По проекту, магистраль проходит через ряд города: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Та-раз, Кордай, Алматы, Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу, Ляньюньган (рисунок 1) [1].

Рисунок 1. Международный автомобильный коридор «Западная Европа - Западный Китай»

При построении также выполняются задачи:

- улучшение геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны);

- улучшение экологической и санитарной обстановки путем создания обходных путей крупных городов.

Не смотря на, затяжной финансовый кризис, был предоставлен крупнейший заем в истории Всемирного банка - 2,1 млрд долл. Общий займ от Азиатского, Европейского и Исламского банков составляет 3,5 млрд долл. в общей сложности на 25 лет.

Данный проект осуществляется как альтернатива автодорожному Транссибу и морскому коридору через Суэцкий канал, чье основное преимущество заключается в протяженности и во времянахождении в пути, т.е. время в пути при использовании морского коридора - до 45 суток, по Транссибу - около 14 суток, по новому коридору (от порта Ляньюньган до европейской границы) -10 суток. Основные пути осуществления перевозок: Китай - Казахстан; Китай - Центральная Азия; Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа.

Такой маршрут упрощает импорт из Китая в целом и по ряду стран в отдельности, делая его более доступным и быстрым. По прогнозу, отраженному в технико-экономическом обосновании, к 2020 г. объем грузоперевозок стран-участниц увеличится в 2,5 раза, а среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит около 104 млн долл.

Таким образом, реализация проекта привлекает инвестирование как от банковского сектора, так и от частных лиц, создаются рабочие места по разным направлениям, что в целом влияет на экономику в лучшую сторону.

Но в мире занимаются не только автомагистралями. Развитием железных дорог занимаются как каждая страна, так и международное сообщество, поскольку перевозки железнодорожным транспортом самые дешевые (если не считать водный) и он достаточно маневреннен и гибок. Строятся железные дороги как внутригородского пользования, так и внутригосударственного, объединяясь в

масштабную глобальную сеть. Применяются новые технологии и используются современные достижения техники для улучшения локомотивов и составов. В целом, аналитики прогнозируют увеличения потока инвестиций на 5% в мировую транспортную инфраструктуру в период 2014-2025 гг. Например, в Португалии происходит реформа железных дорог, поскольку в связи со сложными макроэкономическими условиями она работает неэффективно; в Японии происходит модернизация Токийского узла, в Польше производятся новейшие электровозы и электропоезда национальной фирмой Не-ваг, Технический университет в Дрездене разработал дизайн-проект локомотива с водородным приводом и многое другое. На сегодняшний день осуществляется множество проектов по совершенствованию уже имеющейся железнодорожной инфраструктуры и по созданию новой; прокладываются и совершенствуются пути сообщения, запускаются в эксплуатацию новейшие достижения техники. Так что развитие железных дорог остается все такой же актуальной темой, как и раньше.

Также, осуществляется множество проектов в области развития водной инфраструктуры. В Европе находится очень густая сеть внутренних водных путей. Отдельные реки и каналы неразвиты или развиты слабо, что препятствует развитию водного транспорта в целом, что плохо сказывается на развитии логистики, так какне все страны имеют прямой выход к морям. В Европе 10 крупнейших речных портов, среди которых Роттердам (466,4 млн т в 2015 г.), Гамбург (137,8 млн т в 2015 г.), Дуйсбург, Рига и другие (грузооборот каждого порта в отдельности превышает отметку в 10 млн т). Также, во Франции функционирует портовое объединение «Нагора», чей оборот в 2015 г. вырос до 91,4 млн т. Все это указывает на успешное взаимодействие экономик разных стран, нацеленных на международную интеграцию и улучшение условий ведения бизнеса и сопутствующих ему перевозок.

Самое тяжелое положение на сегодняшний день у грузовых перевозок воздушными суднами. Такие перевозки могут быть приемлемыми лишь при необходимости доставить груз максимально быстро, поскольку стоимость таких услуг чрезвычайно высока и все участники международных экономических отношений всегда ищут возможность сэкономить. Не смотря на то, что в середине прошлого столетия авиационные перевозки грузов имели место быть, сегодня из-за отсутствия спроса некоторые фирмы и вовсе убирают такую услугу из своей деятельности, акцентируя внимание на перевозке пассажиров, которые намного стабильнее по своему спросу. В итоге - гражданская авиация развивается в сфере работы с людьми (пассажирами),

а военная авиация имеет на своем депозите сверхзвуковые самолеты, беспилотники, авиационный транспорт, способный перемещать очень тяжелый груз и другие достижения техники, предназначенные для оборонных и спасательных миссий. Таким образом, на сегодняшний день почти в каждой стране имеются аэропорты, способные принять и обслужить определенный поток пассажиров и грузов, чем больше аэропортов и чем современнее оборудование и техника - тем лучше развивается экономика, привлекая новые инвестиции и человеческий потенциал. Сегодня, самым безопасным транспортом считается авиационный, число крушений и аварий сведено к минимуму благодаря усовершенствованию летательных аппаратов.

Нельзя не упомянуть трубопроводный транспорт. В основном, данный вид транспорта работает с 3 типами грузов: газ, нефть, продукты (этанол и аммиак). Всем известно, что поставка нефти или газа при помощи такого вида транспорта намного дешевле.

За прошедшие пару лет были запланированы несколько крайне важных проектов по созданию газопроводов, соединяющих Россию и другие стратегически важные страны. Основными потребителями российского газа являются страны Западной и Центральной Европы в соотношениях 82% и 18%. Одна из дочерних компаний ПАО «Газпром» под названием ООО «Газпром экспорт» предоставила следующие данные по объемам поставки в 2015 г. в Европу, который составил 130 млрд куб. м газа (рисунок 2).

Один из них - «Южный поток», который должен был выступить в качестве альтернативного транзитного потока, но так и остался нереализованным в связи с обострившейся политической обстановкой между Россией и Турцией, через которую пролегала одна из соединяющих ветвей. Основной причиной отмены проекта являются санкции, выдвинутые рядом стран против России, которая якобы «оккупировала и приватизировала» Крым, сделав его частью своей страны. И дабы поддержать Украину, многие страны Европы выдвинули санкции против России, запрещая осуществлять деловую деятельность, замораживая счета российских граждан в своих банках и т.д. Также, Европейский союз дважды просил приостановить работы по данному проекту в Болгарии. Таким образом, проект «Южный поток» был закрыт в 2014 г.

Но, не смотря на сложности с политической и экономической обстановкой между Россией и странами Запада, есть очень перспективное направление - Китай. В 2014 г. Председатель правления ПАО «Газпром» (на тот момент ОАО «Газпром») и Президент Китайской Народной Республики подписа-

Австрия 4.40

Великобритания ЯИ^^^^В^^Н 11,12

45.31

Греция Ш 1.98

Дания | 0.67

Италия ^Ш 24.42

Нидерланды 1Н 2,38

27.01

Финляндия 1Н1 2:76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 970

Швейцария I 0.2Э

Рисунок 2. Объем поставки газа в Европу в 2015 г. (млрд куб. м) [3]

ли контракт на поставку российского газа в Китай по «Восточному маршруту». Это крупнейший контракт за всю историю, так как поставки по данному контракту на протяжении всего срока деятельности составит более 1 трлн куб. м, Китай - новый рынок с огромным потенциалом. Данный объем в КНР превышает суммарный объем поставок газа в Европу, что является прекрасной альтернативой, не омраченной ежегодно ожесточающимися санкциями.

Учитывая популярность интермодальных перевозок, очень важно грамотно использовать возможности каждого элемента логистической системы - определение возможных вариантов эффективного использования различных составляющих международной логистической инфраструктуры на основных напряженных маршрутах международной торговли, учитывая ряд факторов, влияющих на формирование логистического процесса как целого (географические, политические, правовые, технологические и др. факторы). Такие маршруты каналов поставки называются «транспортные коридоры», что не совсем верно с точки зрения всего процесса, так какформируют данные коридоры не только транспорт, но и сопутствующие объекты и элементы логистической системы.

Транспортный коридор - часть международной или национальной транспортной системы, обеспечивающий основную массу международных пассажирских и грузовых перевозок между географическими районами. Они включают в себя и подвижной состав, и стационарные устройства всех видов транспорта, обслуживающее данное направление, учитывая правовые, технологические и организационные условия осуществления перевозок.

Из определения видно, что упор делается непосредственно на транспорт как на главенствующий элемент логистической инфраструктуры, который способен заменить друг друга при возникновении дополнительной необходимости в перевозках, а также при изменении самих условий внутри кори-

дора, благодаря внедрению достижений НТП или других причин.

Учитывая постоянную сложность и напряженность на международной политической арене - данное понимание транспортных коридоров однобоко. Практика международной торговли указывает на то, что в вопросах оптимизации и рационализации работы логистической системы иногда дело обстоит не в замене транспорта, а в максимальном использовании всех частей инфраструктуры, вплоть до переориентации канала поставки на абсолютно другой логистический канал. Вспоминая войну в Ираке, можно отметить, что это событие заставило пересмотреть пути поставки продукции производителей из Европы в страны Аравии, не затрагивая транзит автотранспорта через Ирак и Турцию.

Исследование транспортных коридоров заключается в анализе всех возможностей повышения эффективности операций, полного использования преимуществ природной инфраструктуры страны, а также в анализе использования дешевых разновидностей транспорта. Например, необходимо выделить виды транспорта, являющиеся конкурентами на маршруте выбранного коридора; они имеют независимое значение и удовлетворяют спрос на перевозки, опирающийся на технические возможности. Также обязательно рассматривается зависимость между налогами и уровнем тарифов, тенденции к перемене вида транспорта или маршрута следования груза. Такие сложные вопросы решаются благодаря математическим моделями, экспертным оценкам и методикам системного анализа.

Сегодня существуют «международные коридоры», проекты которых разрабатывались как правительствами государств, так и международными организациями. Например, Европа работает в направлении «Север-Юг» и обратно, сюда входит маршрут от Центральной и Южной Европы до Скандинавских островов. Самым важным проектом является Эресуннская линия. Это совмещен-

ный мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещенная дорога и железнодорожный мост в Европе, связывающий столицу Дании (Копенгаген) и шведский город Мальмё. Мост и тоннель являются частью международного европейского автомобильного маршрута Е20.

Экономически эксперты из Организации объединенных наций доказывают, что ускорение развития мировой экономики зависит от создания глобальной железнодорожной системы. Планировалось соединить туннелями Европу с Азией и Америкой через Берингов пролив, Европу с Африкой - через Гибралтар, Японию с Сахалином - через пролив Лаперуза.

Исходя из всех показателей и прогнозов, создание и развитие логистической инфраструктуры и транспортных коридоров на территории России и Восточной Европы было одним из приоритетных направлений в рамках европейских интеграцион-

ных процессов. За всю историю состоялось 3 Панъевропейских транспортных конференции: в Праге (1991 г.), на о. Крит (1994 г.), в Хельсинки (1997 г.). На них было согласовано 10 международных транспортных коридоров, связывающих логистические системы Восточной Европы с Западноевропейскими, 3 из которых имеют прямое отношение к России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Автомобильный коридор «Западная Европа - Западный Китай» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/infographics/5397/

2. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/

3. Официальный сайт ПАО «Газпром» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru

4. Официальный сайт ЮНКТАД. - Конференция ООН по торговле и развитию.. [электронный ресурс]. - . Режим доступа: https://unctad.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.