Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ В СОСТАВЕ БЛОК-ТРЕЙНА ПО ОТПРАВЛЕНИЮ НА СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕРМИНАЛА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ В СОСТАВЕ БЛОК-ТРЕЙНА ПО ОТПРАВЛЕНИЮ НА СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕРМИНАЛА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контейнер / груз / станция / подвижной состав / обработка грузового поезда / блок-трейн / container / cargo / station / rolling stock / freight train handling / block train

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Эргашева Захро Валижоновна, Баротов Жамшид Сайфуллаевич, Самиев Фаррухжон Кахрамонович

Цель работы – сокращение времени на обработку состава контейнерного блок-трейна при нормировании основных технологических операций по отправлению на станции примыкания железнодорожного терминала. В статье рассмотрен технологический процесс обработки контейнеров в составе блок-трейна по отправлению со станции примыкания к железнодорожному терминалу на основе математическо-статистического метода. Результаты анализа технологической обработки по отправлению контейнерного блок-трейна на станциях примыкания к железнодорожному терминалу были определены методами математической статистики. Доказана корректность аппроксимации по закону нормального распределения по критерию В.И. Романовского при отправлении контейнеров в составе блок-трейна со станции. Предлагаемая технология основана на иллюстративных данных контейнерного блок-трейна путем определения хи-квадрата, что доказывает аппроксимация сокращения времени на технологические операции по отправлению по нормальному закону распределения и не противоречит этому наблюдению. Также выполнен критерий согласия Пирсона (значения критерия согласия были менее трех во всех исследованных случаях). По рассматриваемым технологиям обработки поездов на станции примыкания можно прийти к выводу о том, что время на технологические операции по отправлению грузового поезда составляет 154 мин, а контейнерного блок-трейна – 132 мин. Сокращение времени на технологическую обработку по отправлению контейнерного блок-трейна на станциях примыкания к железнодорожному терминалу будет происходить за счет выполнения основных технологических задач и накопления контейнерных поездов на железнодорожных терминалах, что в свою очередь даст возможность грузоотправителям надежной, ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Эргашева Захро Валижоновна, Баротов Жамшид Сайфуллаевич, Самиев Фаррухжон Кахрамонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE CONTAINER HANDLING TECHNOLOGY AS PART OF THE BLOCK TRAIN FOR DEPARTURE AT THE JUNCTION STATION OF THE RAILWAY TERMINAL

The purpose of the work is to reduce the time for processing the composition of the container block train when rationing the main technological operations for departure at the station of the railway terminal. The article describes the technological process of processing containers as part of a block train for departure from the station adjacent to the railway terminal based on the mathematical and statistical method. The results of the analysis of the technological processing for the dispatch of the container block train at the stations adjacent to the railway terminal were determined by the methods of mathematical statistics. The correctness of the approximation according to the law of normal distribution according to the criterion of V. I. Romanovsky when shipping containers as part of a block train from the station is proved. The proposed technology is based on illustrative data of the container block train by determining the chi-square, which proves the approximation of the reduction of time for technological operations for departure according to the normal distribution law and does not contradict this observation. Pearson's consent criterion was also fulfilled (the values of the consent criterion were less than three in all the studied cases). According to the considered technologies for processing trains at the junction station, it can be concluded that the time for technological operations for the departure of a freight train is 154 minutes, and a container block train is 132 minutes. The reduction of processing time for the dispatch of a container block train at the stations adjacent to the railway terminal will occur due to the fulfillment of basic technological tasks and the accumulation of container trains at railway terminals, which in turn will enable shippers to reliably, accelerated delivery of a wide range of container-usable goods.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ В СОСТАВЕ БЛОК-ТРЕЙНА ПО ОТПРАВЛЕНИЮ НА СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕРМИНАЛА»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Медведева Наталия Алексеевна

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС).

Московский проспект, д. 9, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Аспирант кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог», ПГУПС.

Тел.: +7 (931) 970-89-04.

E-mail: [email protected]

Шварцфельд Вячеслав Семенович

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС).

Московский проспект, д. 9, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог», ПГУПС.

Тел.: +7 (914) 541-53-20.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Медведева, Н. А. Формирование и отбор вариантов топологии сети железных дорог в малоосвоенных регионах / Н. А. Медведева, В. С. Шварцфельд. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 3 (55). - С. 66 - 73.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Medvedeva Natalia Alekseevna

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS).

9, Moskovsky av., St. Petersburg, the Russian Federation.

Postgraduate student of the department «Research and Design of Railways», PGUPS.

Phone: +7 (931) 970-89-04.

E-mail: [email protected]

Shvartefeld Vyacheslav Semenovich

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS).

9, Moskovsky av., St. Petersburg, the Russian Federation.

Doctor of Sciences in Engineering, professor, professor of the department «Research and Design of Railways», PGUPS.

Phone: +7 (914) 541-53-20.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Medvedeva N.A., Shvartcfeld V.S. Formation and selection of railway network topology options in undergrowned regions. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 66-73 (In Russian).

УДК 656.225.04

З. В. Эргашева, Ж. С. Баротов, Ф. К. Самиев

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), г. Ташкент, Республика Узбекистан

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ В СОСТАВЕ БЛОК-ТРЕЙНА ПО ОТПРАВЛЕНИЮ НА СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕРМИНАЛА

Аннотация. Цель работы - сокращение времени на обработку состава контейнерного блок-трейна при нормировании основных технологических операций по отправлению на станции примыкания железнодорожного терминала. В статье рассмотрен технологический процесс обработки контейнеров в составе блок-трейна по отправлению со станции примыкания к железнодорожному терминалу на основе математическо-статистического метода. Результаты анализа технологической обработки по отправлению контейнерного блок-трейна на станциях примыкания к железнодорожному терминалу были определены методами математической статистики. Доказана корректность аппроксимации по закону нормального распределения по критерию В. И. Романовского при отправлении контейнеров в составе блок-трейна со станции. Предлагаемая технология основана на иллюстративных данных контейнерного блок-трейна путем определения хи-квадрата, что доказывает аппроксимация сокращения времени на технологические операции по отправлению по нормальному закону распределения и не противоречит этому наблюдению. Также выполнен критерий согласия Пирсона (значения критерия согласия были менее трех во всех исследованных случаях). По рассматриваемым технологиям обработки поездов на станции примыкания можно прийти к выводу о том, что время на технологические операции по отправлению грузового поезда составляет 154 мин, а контейнерного блок-трейна - 132 мин. Сокращение времени на технологическую обработку по отправлению контейнерного блок-трейна на станциях примыкания к железнодорожному терминалу будет происходить за счет выполнения основных технологических задач и накопления контейнерных поездов на железнодорожных терминалах, что

в свою очередь даст возможность грузоотправителям надежной, ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров.

Ключевые слова: контейнер, груз, станция, подвижной состав, обработка грузового поезда, блок-трейн.

Zakhro V. Ergasheva, Jamshit S. Barotov, Farruxjon К. Samiyev

Tashkent State Transport University (TSTU), Tashkent, Republic of Uzbekistan

IMPROVING THE CONTAINER HANDLING TECHNOLOGY AS PART OF THE BLOCK TRAIN FOR DEPARTURE AT THE JUNCTION STATION OF THE RAILWAY TERMINAL

Abstract. The purpose of the work is to reduce the time for processing the composition of the container block train when rationing the main technological operations for departure at the station of the railway terminal. The article describes the technological process of processing containers as part of a block train for departure from the station adjacent to the railway terminal based on the mathematical and statistical method. The results of the analysis of the technological processingfor the dispatch of the container block train at the stations adjacent to the railway terminal were determined by the methods of mathematical statistics. The correctness of the approximation according to the law of normal distribution according to the criterion of V. I. Romanovsky when shipping containers as part of a block train from the station is proved. The proposed technology is based on illustrative data of the container block train by determining the chi-square, which proves the approximation of the reduction of time for technological operations for departure according to the normal distribution law and does not contradict this observation. Pearson's consent criterion was also fulfilled (the values of the consent criterion were less than three in all the studied cases). According to the considered technologies for processing trains at the junction station, it can be concluded that the time for technological operations for the departure of a freight train is 154 minutes, and a container block train is 132 minutes. The reduction ofprocessing time for the dispatch of a container block train at the stations adjacent to the railway terminal will occur due to the fulfillment of basic technological tasks and the accumulation of container trains at railway terminals, which in turn will enable shippers to reliably, accelerated delivery of a wide range of container-usable goods.

Keywords: container, cargo, station, rolling stock, freight train handling, block train.

Движение железнодорожного состава осуществляется по строгому расписанию.

В зависимости от условий договора железнодорожной перевозки отправляемые грузы перевозят в местном или прямом сообщении.

В случае перевозки в местном сообщении поезд доставляет груз в рамках одной железной дороги. В случае прямого сообщения для доставки груза используется две или более железные дороги, составляющие единую железнодорожную сеть [1, 2].

Грузы перевозят в вагонах, контейнерах, которые принадлежат организации железнодорожного транспорта, и в вагонах, которые являются собственностью или арендуются юридическими либо физическими лицами.

Грузополучатель должен быть уведомлен о прибывшем на его адрес грузе не позже чем в полдень на следующий день после прибытия груза. Грузополучатель должен окончательно рассчитаться с перевозчиком за транспортные услуги.

Система работы железнодорожной станции включает в себя порядок и последовательность обработки поездов и вагонов. При этом должно обеспечиваться наиболее оптимальное использование технических средств с учетом современных технологий и штатных сотрудников станции. К штатным работникам относятся составители, осмотрщики, приемосдатчики.

Для составления системы работы железнодорожной станции должны быть прописаны:

1) набор технический операций;

2) хронологическая последовательность операций;

3) сроки выполнения каждой операции;

4) средства, необходимые для выполнения каждой операции;

5) работники, отвечающие за выполнение каждой операции [3, 4].

Эффективность работы железнодорожного транспорта зависит от четкой организации движения поездов, которая должна обеспечить требуемый для строительства грузооборот,

наилучшее использование технических средств и безопасность движения поездов. Продолжительность цикла операций по загрузке составов, доставке грузов, разгрузке у места назначения и возвращению порожних вагонов к месту погрузки должна быть минимальной, при этом грузы должны перемещаться бесперебойно в соответствии с графиком [5, 6].

Функционирование любой транспортной системы, в том числе железнодорожного локомотива, можно представить как хронологическую последовательность событий. Моделирование подобной системы относится к дискретному, т. е. предполагающему перерывы в работе железнодорожного состава и железнодорожной станции.

Выделим операции, которые осуществляются в парке отправления:

1) операции прицепки и отцепки железнодорожного локомотива;

2) проведение технического и коммерческого осмотра;

3) осуществление безотцепного ремонта;

4) в случае обнаружения неисправностей - их устранение;

5) подготовка документации и их передача поездной бригаде;

6) апробирование работы автоматических тормозов;

7) осуществление операций по отправке.

По технологическому процессу работы станции время на обработку грузового поезда со сменой локомотива можно рассмотреть по таблице 1.

Необходимость соблюдения единого общесетевого графика движения поездов требует слаженного взаимодействия всех подразделений железных дорог. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов [8 - 10].

Таможенные операции и грузовые операции с контейнерным блок-трейном будут производиться на железнодорожном терминале, также на железнодорожном терминале работниками пункта технического осмотра и пункта коммерческого осмотра производятся технические и коммерческие осмотры, работником станции выполняются проверка правильности размещения контейнеров на фитинговых платформах и прием груза к отправлению. В общей сложности на все производимые операции затрачивается около 400 мин [3, 12].

Таблица 1 - Обработка грузового поезда со сменой локомотива

№ п/п Задача Время на выполнение, мин

1 Извещение работников железнодорожного парка о номере, пути приема и времени прибытия железнодорожного состава 1

2 Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда для его встречи «с ходу» 1

3 Закрепление состава поезда, принятие от машиниста перевозочных документов 9

4 Отцепка поездного локомотива и выезд его с пути приема 5

5 Заезд локомотива на путь и прицепка локомотива к составу 5

6 Ограждение железнодорожного состава с помощью ручных переносных сигналов 17

7 Зарядка тормозной магистрали поезда 15

8 Полное апробирование тормозов железнодорожного состава, при необходимости проведение дополнительных работ по устранению неисправностей. Навешивание хвостовых сигналов, доклад о готовности 40

9 Прием под охрану вагонов состава с опасными и номенклатурными грузами 30

10 Снятие ограждения 17

11 Уборка средств закрепления состава 9

12 Вручение локомотивной бригаде перевозочной документации, отправление железнодорожного состава 5

Общая продолжительность операций, мин 154

Не позднее чем за один час до прибытия поездного локомотива контейнерный блок-трейн будет выставляться на пути станции отправления. Затем поездной локомотив сцепляется с составом, проверяются тормоза и контейнерный блок-трейн отправляется со станции по твердому графику.

Технологическое время обработки состава контейнерного блок-трейна по отправлению со станции примыкания железнодорожного терминала указано в таблице 2.

Таблица 2 - Технологическое время обработки по отправлению состава контейнерного поезда со станции примыкания железнодорожного терминала

№ п/п Наименование операции Время, мин

1 Извещение работников СТЦ, ПТО ВЧДЭ-13, ФГП ВО, ДСПП 1 парка о номере, времени прибытия, пути приема поезда 0

2 Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда для встречи «с ходу» 0

3 Закрепление состава, прием от машиниста пакета перевозочных документов 8

4 Отцепка поездного локомотива и выезд его с пути приема 4

5 Заезд локомотива на путь и прицепка локомотива к составу 4

6 Ограждение состава ручными переносными сигналами 15

7 Зарядка тормозной магистрали поезда 13

8 Полное опробование тормозов состава от локомотива, дополнительные работы по устранению неисправностей, навешивание хвостовых сигналов, доклад о готовности 30

9 Прием под охрану вагонов с номенклатурными и опасными грузами 30

10 Снятие ограждения 15

11 Уборка средств закрепления состава 8

12 Вручение локомотивной бригаде пакета перевозочных документов, предупреждения, отправление 5

Общая продолжительность, мин 132

Общность и сумма объектов или явлений одного типа, объединенных каким-либо общим признаком, составляют генеральную совокупность. Например, нас интересует соблюдение сроков обработки поезда на станциях отправления, т. е. все поезда, обрабатываемые на станциях, составляют генеральную совокупность. Целью наблюдений является изучение интересующих нас свойств объектов генерального комплекса. При наличии возможности исследовать все соответствующие объекты генерального комплекса эта задача была бы решена довольно легко. Часто такие исследования при большом объеме или количестве единиц требуют серьезных трудовых или материальных затрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В подобных случаях в целях наблюдения из генерального комплекса с применением метода статистического отбора и путем случайной выборки отбирается конечное количество объектов, которое затем исследуется.

Комплекс случайным образом отобранных объектов для наблюдения называется отобранным комплексом или выборкой. Найденные значения характеристик отобранного комплекса позволяют судить о значениях характеристик всего генерального комплекса.

Для того чтобы обеспечить при осуществлении наблюдений надежность этих выводов, должны быть выполнены следующие условия:

1) выборка должна содержать достаточное количество объектов наблюдения;

2) объекты наблюдения должны отображать генеральный комплекс, а именно иметь общие с данным комплексом характеристики.

С увеличением числа наблюдений (объема выборки) характеристики количества отобранного комплекса (среднее значение признака, его дисперсия и т. д.) приближаются к характеристикам генерального комплекса.

Обработав статистические данные по отправляемым поездам, путем их анализа, количество наблюдений в выборке п можно определить по формуле:

п >

X'

4 - /

(1)

где X - величина, полученная из таблицы значений интеграла в зависимости от полученной достоверности Р = F(x) или от степени достоверности полученных результатов интеграла вероятностей;

/и - необходимая точность при этом виде исследований, /и = 0,05.

В практике научных исследований часто принимают Р = 0,90 [2, 3]. Для случая, когда принятая достоверность наблюдений Р = 0,90, а степень точности в исследовании / = 0,05, в соответствии с работой [3] находим X = 1,65. В этом случае

1,652 п >—-- = 273.

4 • 0,052

Исходя из этого объем выборки (общее количество наблюдений) должен состоять не менее чем из 273 объектов. Для того чтобы выборка достоверно отражала свойства генерального комплекса, каждую единицу наблюдения необходимо брать приблизительно, без какого-либо подбора, совершенно случайно.

Если объекты генерального комплекса являются двигающимися и при этом обеспечен их случайный отбор, то в выборку можно ввести любую последовательность (согласованность), состоящую из п объектов. Например, поскольку время, затраченное на прибытие какого-либо груза в вагонном отправлении, является событием (значением) случайным, для определения среднего времени доставки может быть отобрана выборка, состоящая из п вагонов, отправленных подряд.

При помощи математико-статистических методов [7, 11] исходя из количества объектов (п) генерального комплекса определяется величина разряда:

t -1

С _ тах шш

К

(2)

где К - число разрядов;

¿тах, ¿тт - соответственно наибольшее и наименьшее значения времени между наблюдениями. В нашем случае это соответственно максимальное и минимальное время, затраченное на обработку поезда, - часы.

Выполнение обработки поезда по отправлению рассмотрим на примере станции отправления с обработкой технологического процесса на основе математико-статистического метода. Согласно уравнению (1) количество наблюдаемых отправлений должно составить не менее 273 шт.

В настоящей работе были обработаны статистические сведения по 300 объектам. Это, в свою очередь, показывает, что выбранных данных достаточно.

Определим число разрядов по уравнению:

К _ (1+ 3,322- 1п(п)) _ 9,27. (3)

Максимальное и минимальное время, затраченное на доставку вагона между наблюдениями, составило 220 и 82 мин соответственно. Таким образом, на основе выражения (2) может быть определена величина разряда:

220 - 82 С _ «15.

9,27

Определим границы (пределы) разряда доставки. Весь процесс исследования при помощи статистико-математических методов будет выполнен на основе данных таблицы 3. При этом малое граничное значение первого разряда определится на основе данных таблицы 1.

Таблица 3 - Результаты исследования обработки поезда по отправлению на станциях примыкания к железнодорожному терминалу на основании нормального закона распределения

№ п/п Величина разряда h Среднее значение в разряде ^ Количество наблюдений в ряде n Статистическая частота рс(о

1 2 3 4 5

1 74,5 89,5 82 8 0,03

2 89,5 104,5 97 18 0,06

3 104,5 119,5 112 35 0,116

4 119,5 134,5 127 58 0,19

5 134,5 149,5 142 62 0,206

6 149,5 164,5 157 53 0,176

7 164,5 179,5 172 33 0,12

8 179,5 194,5 187 21 0,07

9 194,5 209,5 202 10 0,022

10 209,5 224,5 217 2 0,01

Итого --- ---- --- 300 1,0

Окончание таблицы 3

№ п/п 4р(0рс(0 ТсрдуРс(0 Вероятность в разряде рн« Количество теоретических наблюдений в разрядах f n - f )2 f

1 6 7 8 9 10

1 2,186 179,306 0,0219 6,57 2,0449

2 5,82 564,54 0,0579 17,37 0,3969

3 13,06 1463,46 0,1168 35,04 0,0016

4 24,553 3118,273 0,179 53,7 18,49

5 29,346 4167,226 0,2086 62,58 0,3364

6 27,736 4354,656 0,1849 55,47 6,1009

7 18,92 3254,24 0,1247 37,41 19,4481

8 13,09 2447,83 0,064 19,2 3,24

9 6,733 1360,13 0,0249 7,47 6,4009

10 1,446 313,926 0,0074 2,22 0,0484

Итого 142,9 21223,6 1,0000 297,03 —

Вычислим большое граничное значение первого разряда:

С 0„ 15 „„ , h . = t .--= 82--= 74,5.

1min min 2 2

Таким образом, границы первого разряда находятся в интервале 74,5 ^ 89,5:

hlmin = 74,5 + С = 74,5 +15 = 89,5.

Соответственно границы второго разряда находятся в диапазоне 56,5 ^ 69,5, а третьего -в диапазоне 69,5 ^ 82,5 и т. д.

Средний объем доставки (см. таблицу 1, столбец 3) определяется так:

h = t + W) (4)

,1ср(i) min(i) ^ 2 ' ^ '

Согласно уравнению (4) среднее значение в первом разряде равно 50, во втором разряде 60 и т. д.

Количество статистических наблюдений в разряде доставки (таблица 3, графа 4), т. е. долю выполнения обработки состава, приходящуюся на каждый разряд, можно определить с помощью функции учета «СЧЕТЕСЛИ» программы Microsoft Excel.

Статистическая частота доставки (см. таблицу 3, графу 5) определяется так:

П- (5)

P =

X n

i=1

Например, статистическая частота обработки состава в первом разряде равна 8/300 = 0,026 и т. д.

Среднее значение, характеризующее состояние ряда статистического распределения, т. е. в исследуемом случае среднестатистическое значение выполнения сроков доставки, определяется следующим образом:

'cp = X t

P

cp(i ) c (i )'

(6)

i=1

где ' - разрядное число (' = 1, 2, ...,

Следовательно, среднестатистическое значение времени выполнения отправления контейнерного блок-трейна на основе уравнения (6) равно 143 мин (см. таблицу 3, графу 6).

Статистическая дисперсия, описывающая разброс ряда распределения, т. е. статистическая дисперсия выполнения обработки состава в исследуемом случае, определяется так:

j

Dt = X 'cp(i)Pc(i) _ V

(7)

i=1

Следовательно, статистическая дисперсия выполнения обработки состава согласно формуле (7) равна 803,19.

Среднестатистическое квадратичное отклонение, описывающее абсолютное отклонение статистического ряда, т. е. в исследуемом случае среднестатистическое квадратичное отклонение выполнения времени доставки, определяется по уравнению:

^ = VD.

(8)

Следовательно, согласно уравнению (8) среднестатистическое квадратичное отклонение выполнения времени доставки равно 28,3.

Данные наблюдений, показанные в графах 3 и 5 таблицы 3, представим в виде гистограммы (рисунок). После того, как числовые характеристики статистического ряда были рассчитаны, перейдем к выбору кривой распределения, которая более полно характеризует данное распределение. Распределение, которое соответствует этой кривой, мы назовем теоретическим распределением.

Все изложенное выше дает возможность определения выполнения или невыполнения обработки поезда по отправлению на основе нормального закона распределения.

Выбор закона, с достаточной точностью описывающего статистическое распределение случайной величины, осуществляется исходя из физической природы (сущности) исследуемого процесса и явления. При этом внешний вид гистограммы или многоугольника и числовые характеристики статистического ряда могут служить дополнительным признаком. Например, для закона нормального распределения случайной величины весь разброс (с точностью до одного процента) ¿ср ± 3с; расположится на данном участке.

Координаты теоретической кривой распределения случайной величины, вероятность попадания случайной величины в определенный интервал, т. е. в исследуемом случае вероятность обработки контейнерного блок-трейна в разряде (см. таблицу 3, графу 8), определяются вычислением ее вероятности в разряде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из того, что внешний вид многоугольника в гистограмме на рисунке характеризует нормальный закон распределения, вероятность попадания случайной величины на определенный интервал рно) определяется по формуле:

P(hi(min) < PH(i)) < hi(max) = F(hi(max)) " F(hi(mm)X (9)

где F(Ь)- функция закона нормального распределения.

При этом вероятность обработки контейнерного блок-трейна, соответствующая первому разряду (см. таблицу 3, графу 8), была определена согласно формуле (9) следующим образом:

Р(74,5 < рн(.)) < 89,5 = -0,011 - (-0,499) = 0,488.

Корректность аппроксимации в соответствии с законом нормального распределения выполнения сроков поставки проверена по критерию согласия К. Пирсона (критерий согласия X2 (хи-квадрат)) [1, 3].

0,25

0,2

«

а я

? А 0,15

IS

о

<я н о н

статистичес1сие данные; тероретич^зские данные

« ST

0,1

0,05

Контейнер перевозка, мин

Гистограмма распределения случайной величины для обработки контейнерного блок-трейна на станциях примыкания к железнодорожному терминалу, мин

Значение X2 определим по формуле (см. таблицу 3, графу 10):

Ж

j

I

/=1

(n - f )2 f

(10)

где fi - теоретическая вероятность нахождения случайной величины в /-интервале, количество теоретических наблюдений в исследуемом случае при разряде (см. таблицу 3, графу 9).

Как видно из рисунка, статистические и теоретические распределения полученных результатов близки между собой, а также результаты, полученные по статистическим сведениям, почти совпадают с рассчитанными согласно закону нормального распределения.

Аппроксимации о взаимном соответствии статистических данных и теоретической кривой нормального распределения были осуществлены в соответствии с критерием В. И. Романовского [3]. Согласно правилу В. И. Романовского если

X

V2T

< 3,

(11)

0

то считается, что принятым закон распределения удовлетворительно описывает и показывает статистическое распределение.

При этом r - число степеней свободы:

r = k - 5, (12)

где k - количество групповых интервалов;

5 - количество независимых условий (для нормального распределения принято 5 = 3 [4]).

Корректность аппроксимации сокращения времени технологических операций по отправлению была проверена по закону нормального распределения по критерию

B. И. Романовского, в ходе исследования данные по формуле (11) принимали следующие значения: 0,78 < 3. Это, в свою очередь, показывает, что аппроксимация сокращения времени на технологические операции по отправлению по нормальному закону распределения не противоречит этому наблюдению. Сокращение времени на технологические операции по отправлению было обработано с использованием математической статистики и доказана возможность его определения на основе нормального закона распределения. Также выполнен критерий согласия Пирсона (значения критерия согласия были менее трех во всех исследованных случаях).

Исходя из исследований на основании нормального закона распределения можно прийти к выводу о достоверности полученных результатов по рассматриваемым технологиям обработки контейнерного блок-трейна по отправлению на станции примыкания к железнодорожному терминалу. Так, время на технологические операции у грузового поезда будет составлять 154 мин, а контейнерного блок-трейна - 132 мин. Сокращение времени на обработку контейнерного блок-трейна на станциях отправления происходит за счет выполнения основных технологических задач и накопления контейнерных поездов на железнодорожных терминалах, что в свою очередь даст возможность грузоотправителям надежной и ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров.

Список литературы

1. Кобулов, Ж. Р. Организация движения сборных поездов между техническими станциями при доставке грузов / Ж. Р. Кобулов, Ж. С. Баротов. - Текст : непосредственный // Известия Трассиба. - 2020. - № 4 (44). - С. 104-111.

2. Кобулов, Ж. Р. Проблемы и решения своевременной доставки грузов на железнодорожном транспорте / Ж. Р. Кобулов, Ж. С. Баротов, И. М. Тоштемиров. - Текст : непосредственный // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2021. - № 11. - С. 16-21.

3. Mukhamedova Z. Modelling of fluctuations in the main bearing frame of railcar. International Journal of Modern Manufacturing Technologie5, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 48-53.

4. Кобулов, Ж. Р. Совершенствование математической модели срока доставки груза повагонной отправки на железнодорожном транспорте / Ж. Р. Кобулов, Ж. С. Баротов. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 4 (48). - С. 129-138.

5. Мухамедова, З. Г. Определение оптимальной периодичности технического обслуживания аварийно-восстановительных автомотрис / З. Г. Мухамедова, Ж. С. Баротов, М. С. Ташматова. - Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. - 2021. -№ 46. - С. 1074-1080.

6. Кобулов, Ж. Р. Совершенствование выполнение сроков доставки грузов повагонных отправок методом математической статистики / Ж. Р. Кобулов, Ж. С. Баротов, М. С. Ташматова. - Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. - 2021. -№ 46. -

C. 842-854.

7. Баротов, Ж. С. Повышение коэффициента использования грузоподъемности рефрижераторного контейнера / Ж. С. Баротов. - Текст : непосредственный // Форсайт

логистики: будущее логистики глазами молодых ученых : сборник материалов международной форсайт-сессии / Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 24-28.

8. Туранов, Х. Т. Определение кинематических параметров движения вагона на участках тормозных позиций сортировочной горки / Х. Т. Туранов, Ш. У. Саидивалиев. - Текст : непосредственный // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2019. -Т. 9. - № 1. - С. 21-26.

9. Mukhamedova Z., Fayzibayev S., Ergasheva Z. Improving the Design Concepts of Equipment for the Assembly Platform of a Rail Service Car Considering Reliability Rates and Real State. IP Conference Proceedings, 2022, 2432, 030052.

10. Мухамедова, З. Г. К вопросу о развитии транспортной инфраструктуры Узбекистана / З. Г. Мухамедова, З. В. Эргашева, Э. А. Асатов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 2 (46). - С. 105-114.

11. Kobulov J., Barotov J. Improving the delivery of wagon shipments by mathematical-statistical methods. E3S Web of Conferences, 2021, 264, 05007.

12. Мухамедова, З. Г. К вопросу о развитии терминальной деятельности с использованием технологии блок-поездов/ З. Г. Мухамедова, З. В. Эргашева, М. Р. Дильбарова. - Текст : непосредственный // Транспорт и логистика: актуальные проблемы стратегического развития и оперативного управления : Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2022. - С. 139-142.

References

1. Kobulov J.R., Barotov J.S. Organization of traffic of assembled trains between technical stations for delivery of goods. Izvestiia Transsiba - The Journal of Transsib Railway Studies, 2020, no. 4 (44), pp. 104-111 (In Russian).

2. Kobulov J.R., Barotov J.S., Toshtemirov I.M. Problems and solutions of timely delivery of goods by rail. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. Nauchnyi informatsionnyi sbornik -Transport: science, equipment, management. Scientific information collection, 2021, no. 11, pp. 16-21 (In Russian).

3. Mukhamedova Z. Modelling of fluctuations in the main bearing frame of railcar. International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 48-53.

4. Kobulov J.R., Barotov J.S. Improvement of the mathematical model of the delivery time of wagonload cargo by rail. Izvestiia Transsiba - The Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 4 (48), pp. 129-138 (In Russian).

5. Mukhamedova Z.G., Barotov J.S., Tashmatova M.S. Determination of the optimal frequency of maintenance of emergency recovery vehicles. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie - Innovation. The science. Education, 2021, no. 46, pp. 1074-1080 (In Russian).

6. Kobulov J.R., Barotov J.S., Tashmatova M.S. Improving the fulfillment of the terms of delivery of goods by wagon shipments by the method of mathematical statistics. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie - Innovation. The science. Education, 2021, no. 46, pp. 842-854 (In Russian).

7. Barotov J.S. [Increasing the utilization factor of the refrigerated container load capacity]. Forsait logistiki: budushchee logistiki glazami molodykh uchenykh: sbornik materialov mezhdunarodnoi forsait-sessii [Foresight of logistics: the future of logistics through the eyes of young scientists : a collection of materials of the international foresight session]. Saint Petersburg, 2018, pp. 24-28 (In Russian).

8. Turanov Kh.T., Saidivaliev Sh.U. Determination of the kinematic parameters of the carriage movement in the sections of the brake positions of the sorting slide. Sovremennye problemy transportnogo kompleksa Rossii - Modern Problems of Russian Transport Complex, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 21-26 (In Russian).

9. Mukhamedova Z., Fayzibayev S., Ergasheva Z. Improving the Design Concepts of Equipment for the Assembly Platform of a Rail Service Car Considering Reliability Rates and Real State. IP Conference Proceedings, 2022, 2432, 030052.

10. Muhamedova Z.G., Ergasheva Z.V., Asatov E.A. On the development of transport infrastructure in Uzbekistan. Izvestiia Transsiba - The Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 2 (46), pp. 105-114 (In Russian).

11. Kobulov J., Barotov J. Improving the delivery of wagon shipments by mathematical-statistical methods. E3S Web of Conferences, 2021, 264, 05007.

12. Mukhamedova Z.G., Ergasheva Z.V., Dil'barova M.R. [On the issue of the development of terminal activities using block train technology]. Transport i logistika: aktual'nye problemy strategicheskogo razvitiia i operativnogo upravleniia: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport and logistics: actual problems of strategic development and operational management: Materials of the international scientific and practical conference]. Rostov-on-Don, 2022, pp. 139-142 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Эргашева Захро Валижоновна

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, улица Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.

Старший преподователь кафедры «Транспортно-грузовые системы», ТГТрУ.

Тел.: +998 (97) 716-23-22.

E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ergasheva Zakhro Valijonovna

Tashkent State of Transport University (TSTU).

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100067, Pepublic of Uzbekistan.

Senior lecturer of the department «Transport and cargo systems», TSTU.

Phone: +998 (97) 716-23-22. E-mail: [email protected]

Баротов Жамшид Сайфуллаевич

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, улица Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-грузовые системы», ТГТрУ. Тел.: +998 (91) 778-10-11. E-mail: [email protected]

Barotov Jamshit Sayfullaevich

Tashkent State of Transport University (TSTU).

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100067, Pepublic of Uzbekistan.

Ph.D. in Engineering, Associate professor of the department «Transport and cargo systems», TSTU. Phone: +998 (91) 778-10-11. E-mail: [email protected]

Самиев Фаррухжон Кахрамонович

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, улица Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100067, Республика Узбекистан.

Ассистент кафедры «Транспортно-грузовые системы», ТГТрУ.

Тел.: +998 (71) 299-05-10.

E-mail: [email protected]

Samiev Farruxjon Kaxramonovich

Tashkent State of Transport University (TSTU).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100067, Pepublic of Uzbekistan.

Assistant of the department «Transport and cargo systems», TSTU.

Phone: +998 (71) 299-05-10. E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Эргашева, З. В. Совершенствование технологии обработки контейнеров в составе блок-трейна по отправлению на станции примыкания железнодорожного терминала / З. В. Эргашева, Ж. С. Баротов, Ф. К. Самиев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 3 (55). - С. 73 - 83.

Ergasheva Z.V., Barotov J.S., Samiev F.K. Improving the container handling technology as part of the block train for departure at the junction station of the railway terminal. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 73-83 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.