специальностей : сб. научных трудов / под ред. Ермакова С. С. - Харьков : ХХПИ, 2004. № 4. С.22 - 28.
6. Козина Ж. Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 1. С. 58 - 64.
7. Архипов С. Н. Применение образных выражений в обучении стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 4 (86). С. 188 - 193.
8. Плигин А. А. Метафора как способ пояснения важного учебного содержания и передачи познавательной стратегии // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика. 2005. С. 49 - 65.
© Архипов С. Н.
УДК 378.635.016:796.814(470)
A. C. ГРИЧАНОВ, доцент кафедры тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Барнаул)
A. S. GRICHANOV, Assistant Professor of the Chair of Tactical and Special Training of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor (Barnaul)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЬБЫ САМБО НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF SAMBO WRESTLING AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация. В работе рассматриваются особенности методики технико-тактической подготовки на начальном этапе тренировочной деятельности курсантов-самбистов, проходящих первоначальное обучение в образовательной организации МВД России. Предлагаются разработанные теоретико-методические основы и оптимальные методы, позволяющие формировать двигательные навыки начинающих самбистов. Определены задачи, средства и методы обучения технико-тактическим действиям борьбы самбо. Отмечается, что освоение технико-тактических действий происходит неодинаково у курсантов, занимающихся борьбой, по причинам различного рода. Выявлено, что применение методики программированного обучения и метода целостного упражнения позволяет значительно улучшить процесс совершенствования технико-тактических действий, а также повысить вариативность приемов самбо. Разработаны критерии проведения соревнований начинающих борцов-самбистов, в основе которых заложены обязательный и произвольный параметры. Представлены основные результаты экспериментальной работы, обоснована эффективность представленной методики.
195
Ключевые слова и словосочетания: технико-тактическая подготовка, курсанты, образовательные организации МВД России, борьба самбо, учебно-тренировочный процесс, начальный этап подготовки.
Annotation. The paper examines the features of the technique of technical and tactical training at the initial stage of the training activity of sambo cadets undergoing initial training in the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It proposes the developed theoretical and methodological foundations and optimal methods that allow to build motor skills in beginner sambo wrestlers. The tasks, means and methods of teaching technical and tactical actions of sambo wrestling are determined. It is noted that mastering technical and tactical actions by cadets engaged in wrestling is not the same for various reasons. It is revealed that the use of the programmed teaching methodology and the holistic exercise method can significantly improve the process of mastering technical and tactical actions, as well as increase the variability of sambo techniques. The criteria for conducting competitions for beginner sambo wrestlers have been developed on the basis of the mandatory and arbitrary parameters. The main results of the experimental work are presented, the effectiveness of the proposed method is substantiated.
Keywords and phrases: technical and tactical training, cadets, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, sambo wrestling, educational and training process, initial stage of training.
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России всегда нацелена на повышение уровня спортивного мастерства обучающихся. Этому способствует наличие в общей системе физической подготовки курсантов и слушателей большого количества боевых приемов борьбы, заимствованных из борьбы самбо и объединенных в один логически выстроенный раздел. Технико-тактические элементы борьбы самбо хорошо зарекомендовали себя как основа для служебно-профессиональ-ных приемов, таких как приемы задержания и сопровождения. Важную роль в процессе эффективного выполнения данных приемов в практической деятельности будущих офицеров полиции играет их физическая подготовленность. Следовательно, развитию физических качеств курсантов и слушателей необходимо постоянно уделять внимание [1, с. 48]. При этом, рассматривая структуру учебно-тренировочного процесса тех курсантов, которые начали заниматься борьбой самбо в спортивной секции, был сделан вывод о прямой зависимости эффективности тренировок от разнообразия средств, методов и способов которые использовали тренеры-преподаватели.
Обратили на себя внимание целостный, расчлененный и расчлененно-конструк-тивный методы обучения технико-тактическим действиям в борьбе самбо. Метод целостного упражнения направлен на изучение элементарных и простых в исполнении приемов. Расчлененный метод имеет задачу изучения более сложных, координационных и составных приемов. Расчлененно-конструктивный метод способствует комбинированию указанных выше методов и не редко называется «комбинированным».
В технико-тактическом аспекте практическую значимость в нашем исследовании представлял метод целостного упражнения. Имея в своем арсенале приемы последовательного перехода от простых форм к сложным, применения ограничительных мер и ориентирующих средств, создания облегчающих и усложняющих внешних факторов, фиксации, использования дополнительных технических устройств, переключения внимания между целостным выполнением и отдельной фазой или движением, повторяющихся и постоянных условий с их возможным варьированием, интеграции игровых элементов, метод целостного упражнения позволяет эффективно фор-
мировать и совершенствовать двигательные навыки [2, с. 112]. Также остается актуальным использование метода разучивания, в котором широко применяются подводящие упражнения. В результате легкого освоения подводящего упражнения происходит положительный перенос двигательного навыка с оптимальным выполнением непосредственно движения, которое разучивается, минимизируется трата тренировочного времени, а также значительно сокращается количество возможных травм у начинающих самбистов.
В тренировочном процессе борьбы самбо у тренеров-преподавателей устоялось мнение о том, что начальный этап тренировок следует ограничить обучением приемов с их последующим выполнением в сбивающих условиях соревновательной деятельности. Такой подход оказался менее продуктивным по сравнению с новыми разработанными методиками, акцентирующими внимание на необходимости развития и совершенствования технико-тактических навыков ведения борцовского поединка, в частности, методики программированного обучения. Так получило новое развитие направление тренировочного процесса с изучением борцовских стоек и дистанций, маневрирования и особенностей передвижений, способов захватов и освобождений от этих захватов, возможных меняющихся ситуаций единоборства и влияния сбивающих факторов [3; 4].
В настоящее время разработанные методики программированного обучения, позволяют разделить материал на отдельные логически связанные элементы. Деление на элементы способствует в каждом отдельно взятом элементе материала достижению поставленной цели, реализации конкретных задач, использованию средств и способов контроля для мониторинга усвоения информации.
Для программированного обучения характерно использование расчленения рабочих материалов и информации на
ступени с минимальным «шагом» и расположением в соответствии с возрастающим уровнем трудности. Это позволяет усвоить предлагаемый материал за одно занятие или цикл, а также включение в тренировочный процесс разработанной системы текущего контроля, который дает тренеру-преподавателю сведения об освоении курсантами, занимающимися борьбой самбо этих ступеней.
Отметим, что эффективность управления тренировочным процессом повышается с делением изучаемого материала на определенные виды заданий и увеличением в связи с этим доли самостоятельной работы курсантов с учетом того, что с осуществлением постоянного контроля со стороны тренера-преподавателя на первоначальном тренировочном этапе возрастает значимость индивидуальных темпов усвоения знаний, формирования умений и навыков [5, с. 118].
Реализацию начального этапа подготовки курсантов-самбистов можно отождествлять с началом набора желающих в группы начальной подготовки, как правило, курсантов первого и второго (реже) года обучения. Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях тренеры-преподаватели вынужденно занимаются процедурой «набора» взамен классического «спортивного отбора» будущих квалифицированных борцов. Для объяснения возникшего вынужденного процесса был использован метод опроса - анкетирование. Анализ результатов анкетирования курсантов, занимающихся в секции самбо, прояснил ситуацию. Условно можно выделить ряд причин.
1. Увеличение количества зрелищных восточных единоборств, боев без правил, широко освещаемых и культивируемых в России.
2. Возрастание учебной нагрузки в образовательных организациях МВД России: введение новых дисциплин на первом курсе обучения, повышение объема заданий для самостоятельной работы, дистанционная подготовка.
3. Хаотичное увеличение количества средств развлечения на базе смартфонов и планшетов, не требующих самодисциплины, проявления упорства и целеустремленности.
4. Слабая мотивированность и наличие лишь поверхностных знаний о таком виде спорта, как борьба самбо. Это приводит к возможности набора в секцию борьбы всех желающих, но обладающих далеко не спортивными формами и нужными психическими качествами, при этом прошедших медкомиссию при поступлении в образовательную организацию МВД России, годных по состоянию здоровья и допущенных врачом для занятий борьбой.
Для функционирования секции борьбы самбо в первый год тренировок характерно решение задач доукомплекто-вывания группы начальной подготовки в течение первых двух месяцев и переход к формированию теоретической базы борца, привитию интереса к борьбе самбо, решению задач здорового образа жизни и разностороннего физиче-ского развития, а также усвоение основ ведения борцовского поединка в самбо. В период летнего отпуска возможно посещение спортивно-оздоровительных лагерей, спортивных баз. В дальнейшем на первый план выйдут такие методы тренировки, которые будут направлены на обучение и совершенствование технико-тактических действий борьбы в условиях тренировки без противника; при наличии условного противника; работы с партнером, который будет как создавать благоприятные условия борцовского поединка, так и оказывать противодействие.
Возвращаясь к вопросу о комплексном формировании и совершенствовании технико-тактических действий борьбы самбо на этапе первоначальной подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России важно подчеркнуть, что изучение вопросов подготовки борцов-самбистов только в рамках совершенствования методики обучения и
тренировки будет не достаточно полным. Как правило, содержание системы борцовской подготовки зависит от системы и правил соревнований, которые должны учитывать возрастные особенности участников и глобальных задач формирования класса высококвалифицированных спортсменов-борцов [6; 7]. Этот тезис явился первоосновой для разработки критериев проведения соревнований начинающих борцов-самбистов. За основу были предложены обязательный критерий, заключающийся в оценке техники борца и произвольный критерий, подразумевающий оценку проведения поединка на ковре. Исследования показали, что использование обязательного критерия позволило в полной мере реализовать возможности формирования правильной базы технико-тактической базы движений, а также обосновать необходимость обучению вариативного выполнения технико-тактических действий. При этом, в первую очередь, делался акцент на умение каждого самбиста правильно выполнить основные приемы борьбы.
Базовой технической моделью основного броска был выбран бросок через бедро. В техническом плане этот прием имеет сложную структуру, но отлично усваивается начинающими самбистами. Это решение позволило создать одинаковые условия для всех участников соревнования. Еще одним условием являлось наличие команды и, соответственно, командного зачета. По правилам соревнования выбранный бросок курсанты демонстрировали на участниках противоборствующей команды. Проведение поединков осуществлялось по модифицированным правилам. Схватка длилась две минуты, что способствовало выявлению максимальных возможностей начинающих борцов, как в тактико-техническом плане, так и физическом.
Результаты выявили закономерность зависимости арсенала технико-тактической подготовки спортсменов-самбистов от их спортивной квалификации. Высо-
кая спортивная квалификация обуславливает разнообразие способов подготовки, захватов, создание выгодных ситуаций, выбор момента для атаки, а также широкую вариативность действий, чего как раз не хватает спортсменам начального уровня тренированности и спортивной специализации.
Проведенное педагогическое наблюдение за ходом тренировочного процесса курсантов, занимающихся в секции самбо на базе Барнаульского юридического института МВД России, выявило тенденцию к недостаточно полному развитию вариативной части двигательных действий. На примере броска боковым переворотом было установлено, что зачастую он проводится из одноименной стойки самбистов. Бросок имеет стандартную двигательную основу в первой части исполнения, направленной на необходимость захвата ног за бедра, сближение с соперником и подъем его вверх. Вторая половина броска предполагает несколько вариантов действий, зависящих от выбранных соперником защитных действий. Соответственно вариативная часть будет состоять из нескольких способов исполнения данного броска. Так, появляется возможность выполнить боковой переворот, опустившись на колено ближней ноги, провести бросок из стойки, при захвате ног или туловища атакуемым со стороны спины, провести бросок назад обхватом туловища сбоку. При этом были выявлены неэффективные технико-тактические действия, влияющие на успешность выполнения данного приема. К ним можно отнести запаздывающую или раннюю реакцию в благоприятной ситуации; соперник предугадывает выполнение того или иного варианта броска; заминка или длительный «вход» в бросок.
Наравне с этими результатами педагогическое наблюдение дало информацию о том, что на этапе начальных тренировок в секции курсантов, занимающихся борьбой самбо, целесообразно
изучать от двух до трех вариантов борцовского приема, а также несколько тактических способов подготовки атаки.
В связи с вышесказанным, методику экспериментальной работы было предложено разрабатывать с учетом использования метода целостного упражнения; методики программированного обучения; разработанных критериев проведения соревнований; полученных результатов опроса тренеров-преподавателей и курсантов, занимающихся самбо; педагогического наблюдения; анализа научной литературы и учебных планов секции самбо.
Экспериментальную проверку эффективности предложенной методики совершенствования технико-технических действий борьбы самбо было решено провести на базе Барнаульского юридического института МВД России. Исследование и уточнение методических особенностей тренировочного процесса проходило в течение 2019 - 2020 учебного года. С началом работы спортивной секции по самбо в сентябре была условно создана экспериментальная группа из курсантов первого и второго года обучения, решивших заниматься борьбой самбо. В группу входили 16 человек. Тренировки в секции самбо проводились согласно утвержденному расписанию и имели продолжительность один час сорок минут. Все борцы на ковре находились в равных условиях.
Особенностью разработанной методики можно считать то, что она имеет узкую направленность и ее эффективность проверялась на примере броска боковой переворот. После окончания первого тренировочного года в июле 2020 года были подведены промежуточные итоги (Р<0,01). По сравнению с результатами, показанными начинающими самбистами в ходе контрольных схваток, приуроченных к новогоднему празднику в декабре 2019 года, произошли положительные сдвиги. Так, количество реализованных попыток выполнить прием увеличилось
на 15 %, а количество выигранных баллов повысилось на 38 %. Следует отметить и возросший уровень качества выполненных технико-тактических действий. По нашим подсчетам рост составил 25,3 %. Анализ этого показателя позволил сопоставить среднее количество выигранных баллов за один прием, которые складывались из оценки технико-тактических действий, комбинаций, реализованной атаки. Отдельным параметром, на который обращалось внимание, являлась вариативная часть борцовского приема самбо. Результаты показали положительную динамику и рост вариативности выполнения приема на 17 %.
Подводя итоги, отметим, что знание теоретико-методических основ, основных и специальных задач трени-
ровочного процесса, средств и методов совершенствования технико-тактических действий борьбы самбо определяет тенденции дальнейшего всестороннего развития начинающих борцов. Это будет проявляться в быстроте осваивания нового материала, а полученные навыки будут иметь высокую сохраняемость, поэтому при разработке планов тренировочного процесса секции самбо в образовательной организации МВД России основное внимание следует уделять изучению борцовских стоек, точности выполнения основных элементов приема, его вариативности, способов захватов и освобождений от этих захватов, особенностям передвижений и маневрирования, а также влияния внешних и внутренних сбивающих факторов.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б. Характеристика существующей проблемы организации учебно-тренировочного процесса по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 47 - 49.
2. Осипов А. Ю., Гуралев В. М., Дворкин В. М. Формирование технических действий начинающих самбистов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 2. С. 111 - 116.
3. Тюкин В. Г. Использование соревновательно-игрового метода на занятиях с курсантами по борьбе самбо // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2010. № 1 (18). С. 182 - 184.
4. Кутергин Н. Б., Ткаченко А. И., Кулиничев А. Н. Физическое совершенствование курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов средствами подвижных игр // Физическое воспитание студентов. 2013. № 6. С. 30 - 33.
5. Гричанов А. С. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 118 - 119.
6. Морозов В. А., Федулов Б. А., Гричанов А. С. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 3 (78). С. 263 - 268.
7. Струганов С. М., Грушко В. М., Гричанов А. С. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных организациях силовых ведомств // Kant. 2019. № 4 (33). С. 320 - 324.
© Гричанов A. C.