Научная статья на тему 'Национальные виды борьбы в основе всесторонней технико-тактической подготовки самбистов'

Национальные виды борьбы в основе всесторонней технико-тактической подготовки самбистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТАКТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ БОРЬБЫ / САМБО / TECHNIQUE / TACTICS / NATIONAL TYPES OF WRESTLING / SAMBO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Орлов Владимир Владимирович, Рыжаков Павел Анатольевич

Проблема и цель. Исследование по проблеме теоретико-методического аспекта подготовки самбистов с использованием элементов в национальных видах борьбы. Цель изучить и обобщить вопросы взаимодействия «классических» и национальных видов единоборств как основ формирования технико-тактического арсенала самбо. Методология. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения методик формирования технико-тактического мастерства. Результаты. В статье приведены примеры использования отдельных компонентов национальных видов единоборств в технико-тактической подготовке самбистов. Выводы. Авторы статьи пришли к выводу о том, что предлагаемые циклы и комплексы тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе по национальным видам борьбы вполне приемлемы. По усмотрению специалистов они могут быть заменены другими по содержанию тренировочными заданиями. Важно одно учитывать двигательный состав соревновательных поединков, их психологический накал, требования соревновательной деятельности избранного вида национальной борьбы или «классического» единоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Орлов Владимир Владимирович, Рыжаков Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TYPES OF wrestling as THE BASIS OF COMPREHENSIVE TECHNICAL and TACTICAL SAMBISTS’ training

Introduction. It is a research on the problem of the theoretical and methodological aspect of sambo wrestlers training using elements of national wrestling types. The purpose of the article is to study and summarize the issues of interaction between “classical” and national martial arts, as the basis for technical and tactical potential formation of sambo. Materials and methods. The research is carried out on the basis of methods of scientific methodical literature analysis and generalization of methods for technical and tactical skills formation. Results. The article provides examples of the use of individual components of national martial arts in the technical and tactical training of sambo wrestlers. Conclusions. The authors of the article came to conclusion that the proposed cycles and complexes of training tasks in the training process on national types of wrestling are quite acceptable. At discretion of specialists, they can be replaced by other content training tasks. One thing is important, it is to take into account the movement structure of competitive single combats, their psychological intensity, the requirements of competitive activity of the chosen type of national wrestling or “classical” combat.

Текст научной работы на тему «Национальные виды борьбы в основе всесторонней технико-тактической подготовки самбистов»

УДК 796.814 Б01 10.17238^^998-5320.2018.34.154

А. М. Кондаков,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

В. В. Орлов, П. А. Рыжаков, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ БОРЬБЫ В ОСНОВЕ ВСЕСТОРОННЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ

Проблема и цель. Исследование по проблеме теоретико-методического аспекта подготовки самбистов с использованием элементов в национальных видах борьбы. Цель - изучить и обобщить вопросы взаимодействия «классических» и национальных видов единоборств как основ формирования технико-тактического арсенала самбо.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения методик формирования технико-тактического мастерства. Результаты. В статье приведены примеры использования отдельных компонентов национальных видов единоборств в технико-тактической подготовке самбистов.

Выводы. Авторы статьи пришли к выводу о том, что предлагаемые циклы и комплексы тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе по национальным видам борьбы вполне приемлемы. По усмотрению специалистов они могут быть заменены другими по содержанию тренировочными заданиями. Важно одно - учитывать двигательный состав соревновательных поединков, их психологический накал, требования соревновательной деятельности избранного вида национальной борьбы или «классического» единоборства. Ключевые слова: техника, тактика, национальные виды борьбы, самбо.

Проблема и цель. Исследование по проблеме теоретико-методического аспекта подготовки самбистов с использованием элементов в национальных видах борьбы. Цель статьи - изучить и обобщить вопросы взаимодействия «классических» и национальных видов единоборств как основ формирования технико-тактического арсенала самбо.

История создания и становления самбо как всемирно признанного специалистами и широким кругом почитателей спорта стиля единоборства, известна. Основатели новой «советской вольной борьбы» В. С. Ощепков и А. А. Харлампиев (которую в последствии, начиная с 40-х годов, назвали «самозащита без оружия» с аббревиатурой самбо) так высказывались о её происхождении: «Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза послужили основой для создания "большой" общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В "советскую" борьбу вольного стиля были включены все лучшие элементы национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.». Сегодня борьба самбо является одним из популярных видов единоборств, первенства и чемпионаты по которому проводятся среди ведущих спортивных держав мира. Вот уже более семидесяти лет тренерами и методистами разных школ самбо ведутся постоянные поиски новых путей пополнения и совершенствования технико-тактического арсенала [1]. Однако внимание к теории и методике национальных видов единоборств, элементы и технико-тактические действия которых лежат в основе борьбы самбо, недостаточное и не может конкурировать с видами борьбы, входящими в «мировую элиту» единоборств. Отдалённость национальных центров борьбы от централизованных спортивных организаций, приверженность местным традициям, недостаточная методическая подготовленность знатоков и хранителей основ национальных видов спорта, относительная ограниченность и замкнутость системы соревнований не позволяют национальным видам единоборств «на равных» пользоваться научно-методическими достижениями и практическим опытом ведущих школ борьбы мира, объединённых международными федерациями, МОК. С одной стороны включение элементов национальной борьбы в учебно-тренировочный процесс подготовки борцов-самбистов вносит разнообразие и помогает искать новые пути пополнения технико-тактического арсенала «классических» единоборств [3]. С другой - возникает необходимость и обязанность специалистов международно признанных видов борьбы (самбо, дзюдо и др.) «поделиться» своими находками, методическими новинками, которые улучшат методику подготовки в национальных видах борьбы, дополнят состав средств тренировки.

На наш взгляд, развитие борьбы самбо должно проходить в тесной связи с национальными видами борьбы на основе постоянного методического обмена учебным материалом. Это особенно важно для успешного функционирования системы поиска и подготовки талантливых единоборцев на основе привлечения молодёжи, занимающейся национальными видами единоборств. Несомненно, возможности и значимость самбо на международной арене значительно выше, чем у видов национальной борьбы. В связи с этим самбо можно рассматривать как возможность демонстрации эффективности элементов национальных видов единоборств на международном уровне. Иностранные специалисты, познакомившись с самбо, были удивлены многообразием и широтой используемых в нём технических действий, которые своими корнями уходят к приёмам национальных видов единоборств. Невероятная популярность состязаний по национальным видам единоборств среди народов Башкирии, Тывы, Бурятии, Дагестана, Алтая и др. порождает огромный стимул и прочную базу для борьбы самбо в нашей стране. Тренерам по спортивной борьбе хорошо известно, что юные борцы, прошедшие суровую школу национальных видов единоборств и пришедшие к ним для продолжения занятий, делают заметные успехи в «классическом» самбо [1; 2]. Умелое дальнейшее развитие и пополнение технического арсенала, полученного после занятий «своими», национальными видами борьбы, содержит большие возможности воспитывать в этих регионах мастеров-самбистов. Тренерам «чистых» самбистов полезно общение с коллегами, специализирующихся в национальных видах борьбы (не обсуждая большую ценность для последних!). Формы общения могут различными, но их необходимость - несомненна. Поддержка национальных видов спорта - меры логичные и оправданные с позиций формирования и подержания национального самосознания народов России. В этом смысле передача методических приёмов тренеров-самбистов тренерам национальных видов борьбы - закономерная неизбежность, которая должна быть возведена в ранг необходимости и обязательности. Есть поучительные примеры: хурешисты республики Тыва, обучаясь в СибГУФК, успешно осваивают приёмы и выступают на соревнованиях. После окончания обучения вносят свой вклад в национальную тувинскую борьбу хуреш из арсенала самбо. Это позволяет популяризировать оба вида борьбы, а занимающимся успешно выступать на соревнованиях как регионального, так и федерального уровня.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа научно методической литературы и обобщения методик формирования технико-тактического мастерства.

Результаты. В порядке обсуждения затронутой проблемы нами представлен материал разработки учебно-тренировочных заданий, который, на наш взгляд, может успешно использоваться при подготовке спортсменов национальных видов борьбы. В практике подготовки борцов самбистов различной квалификации данный арсенал учебно-тренировочных средств используется цикл тренировочных заданий, заимствованных из опыта других видов единоборств (греко-римской, вольной борьбы и др.) [6]. Трудности, с которыми сталкивается тренер в процессе разработки тренировочных заданий, заключаются в подборе таких упражнений, которые способствуют решению задач, возникающих в соревновательной схватке. Мы имеем в виду упражнения, применяемые в тренировочных заданиях, которые должны развивать качества спортсмена, максимально приближенные к требованиям соревновательного поединка (траектория движений, режим работы мышц, скорость выполнения технического действия и т. п.) [4]. Представленный материал - технология систематизации и подбора упражнений по степени их близости к специфике требований соревновательного поединка. Мы предлагаем следующие, на наш взгляд, наиболее характерные структурные единицы действий, составляющие эпизоды соревновательных схваток практически для всех видов борьбы:

- стойки, взаиморасположения противоборствующих;

- манера и способы передвижений, перемещений, маневрирования;

- контакты силового взаимодействия различными частями тела с противником и опорой;

- блокирующие и атакующие действия (захваты, упоры и др.);

- действия по выведению из равновесия (рывки, толчки, швунги, заведения и т. п.);

- действия по решению возникающих в противоборстве позиций взаимного расположения противников. В связи с вышеизложенным для обсуждения предлагается цикл заданий по реализации действий, условий, положений, входящих в существо и двигательный состав соревновательной схватки, которые будут несомненным дополнением к накопленному опыту самобытных видов борьбы [3; 4].

1. Стойки, позы, взаиморасположения противоборствующих. Поза - это взаимное расположение частей тела человека или, конкретно, борца без строгой ориентации к площади опоры и его вертикальному положению. Если стойкой принято называть положение спортсмена, стоящего с

опорой на ступни ног, то любое положение борца на ковре (на коленях, животе, боку и т. д.) можно рассматривать как позу, ориентированную по отношению к ковру. Поскольку борьба - ситуативный вид спорта с постоянно меняющимся взаиморасположением противоборствующих, целесообразно рассматривать систему стоек, поз, называемых нами позициями, целенаправленное их сочетание для достижения преимущества над соперником (табл. 1). Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют такие параметры системы стоек и критерии оценки их понимания внутри каждой позиции:

- содержание стойки: целесообразность её использования для достижения задуманного преимущества или предполагаемого результата;

- надёжность стойки: способность достигать определённой позы, невзирая на сопротивление соперника;

- возможности стойки: способность проведения технического действия (приём, попытка, контрприём, теснение) или их сочетания в определённой позе.

Стойка при действиях блокирования будет отличаться от таковой при подготовке и проведении атаки. Даже при решении одной и той же задачи у различных борцов стойки и положения будут различными. Это обусловлено морфо-функциональными особенностями подготовленности борца и владением степенью тактико-техническим арсеналом ведения борьбы. Знания двигательного состава и структуры соревновательного поединка позволяют составлять тренировочные задания, включающие эпизоды поединка, направленные на решение задач отдельных частей схватки, где стойки и другие положения будут играть существенную роль.

В таблице 1 рассматриваемый учебный материал представлен следующим образом: для борца А задания изложены по горизонтали колонки, для Б - по вертикали. Называя (выбирая из таблицы) номера заданий, тренер ставит и уточняет конкретные учебно-тренировочные задачи для обоих спортсменов. После выполнения упражнения - смена заданий (партнёры меняются местами). В последующих тренировочных заданиях схема их построения усложняется или упрощается, конкретизируя задачи формирования действии атаки, защиты, контратаки и т. д.

Таблица 1

Тренировочные задания для формирования избранных действий в различных стойках

^^^^^^ Борец А Борец Б Удержать о бусло влен-ную позу в захват Достичь обусловленную позу в захвате Вынудить противника принять определённую стойку

Обусловленное блокирование 1 2 3

Обусловленный уход из захвата 4 5 6

Обусловленная атака 7 8 9

Произвольное блокирование 10 11 12

Произвольный уход из захвата 13 14 15

Произвольная атака 16 17 18

Приведём несколько примеров тренировочных заданий.

Задание № 1. Борец А. Удержать правостороннюю прямую высокую стойку в захвате руки и туловища; реализовать позицию броска подворотом.

Борец Б. Блокирование упором левой рукой в правое плечо с постановкой левой ноги между ног соперника.

2. Манера и способы передвижений, перемещений, маневрирования. Манера передвижения - это способ поиска выгодных позиций в процессе ведения противоборства.

Данный пункт следует подразделять:

- на манеру передвижения без захвата;

- при достижении захвата;

- в захвате с теснением, отступанием, продёргиванием;

- при подготовке атаки.

Манера передвижения во многом определяется (определяет) тактическими вариантами поведения борца и понятием маневрирования. Последнее призвано обеспечивать сохранение определённой стойки, которая, в свою очередь, способствует задуманному; или ситуационному решению создавшейся позиции. Она во многом определяется позой борца и тактическими вариантами

ведения поединка. При передвижении борец должен быть готов моментально или после перегруппировки провести атакующее действие или ответить противодействием на атаку противника. Формулироваться тренировочные задания могут следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Тренировочные задания для формирования действий с передвижениями, маневрированием

^^^^^ Борец А Манера передвижения

При дос- В обуслов- При выве- При реа- При атакую-

Борец Б ^^^^^^^ тижении ленном за- дении из лизации щих действиях

захвата хвате равновесия позиции противника

Сопротивление с определённым усилием 1 2 3 4 5

Перемещение с постановкой блокирующих 6 7 8 9 10

захватов и упоров

Защита уходом из зоны воздействия 11 12 13 14 15

Выведение из равновесия 16 17 18 19 20

Произвольная атака 21 22 23 24 25

Задание № 3. Борец А. Передвижение при выполнении выведения из равновесия при достижении захвата руки и туловища. Борец Б. Защита любым способом вполсилы. Подобные обобщённые задания конкретизируются установкой или необходимостью выполнения необходимых действий, освоение которых расширяет технико-тактический арсенал борца.

3. Действия по выведению из равновесия (рывки, толчки, швунги, заведения и т. п.). Выведение из равновесия (швунг, рывок, толчок, тяга) может служить как для подготовки к проведению технического действия или как само техническое действие, так и для защиты от атакующих действий соперника. Рассматривая способы выведения из равновесия, следует учитывать их эффективность, т. е. достигаются ли поставленные задачи при избранном способе воздействия на противника, дающие возможность проведения результативной атаки или защиты. В то же время, восстанавливая потерянную устойчивость, противник теряет время и силы для проведения своей атаки, рассеивает внимание. В подобных случаях выведение из равновесия можно рассматривать как защиту от активных действий противника. Пример формирования задания (табл. 3):

Задание № 7. Борец А. Освободиться от захвата руки, используя способы выведения из равновесия. Борец Б. Во время выполнения борцом А выведения из равновесия уйти в сторону, сделать уклон, нырок, атаковать и т. п.

4. Блокирующие и атакующие действия (захваты, упоры и др.). Деление захватов на атакующие и блокирующие - понятие условное. Любой захват (упор), не решённый за определённый промежуток времени одним из противников в поединке каким-либо способом (приёмом, попыткой, угрозой, теснением и т. п.), рассматривается как блокирующий, пассивный. Некоторые из них явно несут блокирующую функцию, преследуя цель «разрушить» действия противника. Обращать внимание следует:

- на надёжность захвата (упора) - обеспечивает ли он блокировку активных действий противника;

- способы выполнения блокирующих захватов и упоров;

- возможность перехода от блокирующих захватов и упоров к атакующим захватам с целью проведения приёма, попытки, теснения и т. п.

В этой связи условимся называть блокирующим тот захват, который способствует блокированию активных действий противника в конкретной ситуации, т. е. основное различие состоит в том, с какой целью применяется тот или иной захват. Если с целью блокировать действия противника -блокирующий захват; если с целью проведения атаки - атакующий захват.

При работе по совершенствованию блокирующих захватов в первую очередь обращается внимание на надёжность захвата - способность блокировать активные действия противника. Если захват не обеспечивает безопасность борцу, то захват стоит либо поменять, либо внести дополнительные блоки, упоры. Примеры тренировочных заданий (табл. 4).

Задание № 10. Борец Б. Добиться произвольного захвата и вывести из равновесия. Борец А. Реализовать позицию приёмом, блокируя попытки борца Б добиться захвата.

Таблица 3

Тренировочные задания по совершенствованию выведения из равновесия

Борец А Борец Б Выведение из равновесия

При достижении захвата В обусловленном захвате В произвольном захвате При обусловленной реализации позиции При произвольной реализации позиции

Постановка блокирующих упоров и захватов 1 2 3 4 5

Обусловленный уход из зоны воздействия 6 7 8 9 10

Произвольный уход из зоны воздействия 11 12 13 14 15

Обусловленная реализация позиции 16 17 18 19 20

Произвольная реализация позиции 21 22 23 24 25

Таблица 4

Тренировочные задания по совершенствованию блокирующих захватов

Борец А Борец Б Блокирование

Обусловленным захватом (упором) Произвольным захватом (упором) Уходом из зоны воздействия Выведением из равновесия, тесне-нием Контрприёмом

Достижение обусловленного захвата 1 2 3 4 5

Достижение произвольного захвата 6 7 8 9 10

Обусловленное выведение из равновесия (захват, направление) 11 12 13 14 15

Произвольное выведение из равновесия 16 17 18 19 20

Обусловленные атакующие действия 21 22 23 24 25

Произвольные атакующие действия 26 27 28 29 30

Как уже говорилось выше, деление захватов на атакующие и блокирующие - условно. Поэтому мы предлагаем под атакующим захватом понимать тот захват, из которого спортсмен способен организовать атакующие действия (приём, попытка, теснение и т. п.). Внимание обращается на:

- способы достижения захвата: способность борца достичь «своего» захвата с любым соперником;

- надёжность захвата: насколько эффективно может противостоять данный борец атакам противника из этого же захвата, а также возможность удержания противника в данном захвате;

- возможности захвата: какие атакующие технические действия способен проводить борец из данного захвата и способность проведения атаки на любом борце, независимо от его манеры борьбы и квалификации;

- взаимодействие захватов: возможность в ходе поединка переходить от одного захвата к другому с целью проведения атаки или помехи противнику при проведении контрприёма.

Формулироваться тренировочные задания могут следующим образом (табл. 5):

Задание № 1. Борец А. Добиться захвата руки и туловища. Борец Б. Блокировать попытки борца А достигнуть захвата.

5. Действия по решению возникающих позиций. Под умением реализовать позицию понимается способность проведения технического действия, оцениваемого баллами или приводящего к наказанию противника за пассивность [6]. Такими действиями могут быть приём, попытка, контрприём. Возможны различные варианты изменения условий выполнения упражнений:

- изменение времени выполнения заданий;

- изменение площади для перемещения;

- корректирование тренером усилий атакующих, защитных действий одного или обоих спортсменов и т. д.

Таблица 5

Тренировочные задания по совершенствованию атакующих захватов

^^^^^^ Борец А Борец Б ^ ^^^ Вход в захват Удержание захвата Взаимодействие захватов Обусловленная реализация позиции Произвольная реализация позиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановка блокирующих захватов и упоров 1 2 3 4 5

Обусловленный уход из зоны воздействия 6 7 8 9 10

Обусловленный уход из зоны воздействия 11 12 13 14 15

Выведение из равновесия 16 17 18 19 20

Теснение 21 22 23 24 25

Продёргивание 26 27 28 29 30

Реализация позиции 31 32 33 34 35

Произвольное сопротивление 36 37 38 39 40

Таблица 6

Тренировочные задания по совершенствованию умения реализовать позицию

Борец А Реализация позиции

Борец Б Обусловленным действием Произвольным действием Комбинацией Теснением Продёргиванием

Постановка блокирующих упо- 1 2 3 4 5

ров и захватов

Обусловленный уход из зоны воздействия 7 8 9 10 11

Произвольный уход из зоны воздействия 13 14 15 16 17

Обусловленное выведение из равновесия (захват, направление) 19 20 21 22 23

Произвольное выведение из равновесия 25 26 27 28 29

Обусловленное теснение 31 32 33 34 35

Произвольное теснение 37 38 39 40 41

Обусловленное продёргивание 43 44 45 46 47

Произвольное продёргивание 49 50 51 52 53

Достижение обусловленного захвата 55 56 57 58 59

Достижение произвольного захвата 61 62 63 64 65

Проведение обусловленного про-

извольного технического дейст- 67 68 69 70 71

вия

Важно, чтобы борец создавал выгодные для себя позиции и умел их реализовать, невзирая на сопротивление противника. Поэтому партнёру даётся задание оказывать сопротивление перед проведением приёма и в момент проведения. Это будет способствовать не только формированию навыка реализации позиции каким-либо действием, но и формированию навыка проведения комбинации атакующих действий, что делает атаку более опасной и сложной для противодействия. А у борца такие задания формируют навыки тактического мышления и способности к быстрым перегруппировкам в зависимости от хода поединка (табл. 6).

Выводы. Подводя итоги по вышеизложенному методическому материалу, необходимо подчеркнуть следующее:

- приведённые примеры формулирования содержания тренировочных заданий носят обобщённый характер, который заменяется либо жёсткими требованиями тренера, либо творческими поисками позиционных решений самим борцом;

- предлагаемые установки в графах по горизонтали и вертикали могут (и со временем должны) заменяться более нужными на данный момент заданиями, условиями, ориентирами;

- предлагаемые циклы и комплексы тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе по национальным видам борьбы вполне приемлемы. По усмотрению специалистов они могут быть заменены другими по содержанию тренировочными заданиями. Важно одно - учитывать двигательный состав соревновательных поединков, их психологический накал, требования соревновательной деятельности избранного вида национальной борьбы или «классического» единоборства.

Библиографический список

1. Аслаханов С. А. Народные подвижные игры и физические упражнения как средство повышения эффективности уроков физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1991. № 12. С. 43-45.

2. Зезюлин Ф. М. Психолого-педагогические условия формирования двигательных умений и навыков самбистов. Исследования молодых ученых в практику единоборств : материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Е. М. Чумакова РГУФК. М., 2007. С. 203-207.

3. Кондаков А. М., Коноваленко Ю. Г., Рыжаков П. А. Моделирование поединков в подготовке дзюдоистов различных весовых категорий // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2. С. 149-153.

4. Кондаков А. М. Координационная подготовленность борцов различных весовых категорий : материалы VI Международной научной конференции студентов и молодых учёных. 2016. С. 136-141.

5. Левицкий А. Г., Матвеев А. А., Поципун О. В., Неробеева О. Н. Биомеханический анализ броска через бедро в спортивной борьбе. Теория и практика физической культуры. 2018. № 8. С. 89-91.

6. Насырова Е. М., Насыров Е. Г. Повышение эффективности выполнения технико-тактических действий высококвалифицированными самбистами // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 79-82.

A. M. Kondakov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Education and Sport,

144 Maslennikova st., 644009, Omsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6341-7370 e-mail: 25alex2008@mail.ru V. V. Orlov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 7 Komarova prs., Omsk, 644092, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4567-3167 e-mail: Orlov6767@mail.ru P. A. Ryzhakov, Senior Lecturer,

Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 7 Komarova prs., Omsk, 644092, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0099-3861 e-mail: Rizakov@yandex.ru

NATIONAL TYPES OF WRESTLING AS THE BASIS OF COMPREHENSIVE TECHNICAL AND TACTICAL SAMBISTS' TRAINING

Introduction. It is a research on the problem of the theoretical and methodological aspect of sambo wrestlers training using elements of national wrestling types. The purpose of the article is to study and summarize the issues of interaction between "classical" and national martial arts, as the basis for technical and tactical potential formation of sambo.

Materials and methods. The research is carried out on the basis of methods of scientific methodical literature analysis and generalization of methods for technical and tactical skills formation.

Results. The article provides examples of the use of individual components of national martial arts in the technical and tactical training of sambo wrestlers.

Conclusions. The authors of the article came to conclusion that the proposed cycles and complexes of training tasks in the training process on national types of wrestling are quite acceptable. At discretion of specialists, they can be replaced by other content training tasks. One thing is important, it is to take into account the movement structure of competitive single combats, their psychological intensity, the requirements of competitive activity of the chosen type of national wrestling or "classical" combat. Keywords: technique, tactics, national types of wrestling, sambo.

References

1. Aslakhanov S. A. People's mobile games and physical exercises as a means of increasing the efficiency of physical culture. Theory and practice ofphysical culture. 1991, no. 12, pp. 43-45.

2. Zezyulin F. M. the Psychological and pedagogical conditions of formation of motor skills Of Sambo. Research of young scientists in the practice of martial arts: materials VII international scientific and practical conference dedicated to the memory of Professor E. M. Chumakov. RGUFK. Moscow, 2007, pp. 203-207.

3. Kondakov A. M., Konovalenko Y. G., Ryzhakov P. A. Simulation of duels in the training of judoists of different weight categories. Izvestiya of the Tula state University. Physical culture. Sport. 2017, no. 2, pp. 149-153.

4. Kondakov А. M. Coordination preparedness of wrestlers of various weight categories. Materials of VI International scientific conference of students and young scientists. 2016, pp. 136-141.

5. Levitsky A. G., Matveev A. A., Pocipun O. V., Nerobeev 0. N. Biomechanical analysis of the throw over the hip in wrestling. Theory and practice ofphysical culture. 2018, no. 8. pp. 89-91.

6. Nasyrova E. M., Nasirov E. G. Improving the implementation of technical-tactic actions of highly qualified Sambo wrestlers. Theory and practice ofphysical culture. 2016, no. 6. pp. 79-82.

Поступила в редакцию 5.10.2018 © А. М. Кондаков, В. В. Орлов, П. А. Рыжаков, 2018

Авторы статьи:

Алексей Михайлович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, e-mail: 25alex2008@mail.ru Владимир Владимирович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент факультета профессиональной подготовки, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, e-mail: 0rlov6767@mail.ru

Павел Анатольевич Рыжаков, старший преподаватель, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, e-mail: Rizakov@yandex.ru

Рецензенты:

Е. Н. Мироненко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения.

М. С. Эммерт, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.