Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ С ЛЕНТОЙ НА «ЭЛЕМЕНТАХ МАСТЕРСТВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ С ЛЕНТОЙ НА «ЭЛЕМЕНТАХ МАСТЕРСТВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
388
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / «ЭЛЕМЕНТЫ МАСТЕРСТВА» / КРИТЕРИИ СЛОЖНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мисникова М.О., Медведева Е.Н., Кивихарью И.В.

В статье теоретически обоснована необходимость поиска путей оптимизации процесса освоения и совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике. Впервые был предложен подход к развитию двигательных способностей спортсменок на основе учета критериев сложности «элементов мастерства» с лентой. Авторами представлены результаты апробации комплексов специальных упражнений, направленных на решения задачи повышения качества и технической ценности упражнений с лентой и доказана эффективность их применения с целью достижения результативности соревновательной деятельности на этапе совершенствования спортивного мастерства в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мисникова М.О., Медведева Е.Н., Кивихарью И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF FUNDAMENTAL MOVEMENT TECHNIQUE WITH RIBBON ON THE "ELEMENTS OF EXCELLENCE" IN RHYTHMIC GYMNASTICS

This article contains the rationale for the search for ways to optimize the process of mastering and improving the technique of fundamental movements with a ribbon on the "elements of excellence" in rhythmic gymnastics. The approach to the development of motor abilities of female athletes was proposed for the first time on the basis of the criteria of complexity of the "elements of excellence" with the ribbon. The authors present the results of approbation of sets of special exercises aimed at solving the problem of improving the quality and technical value of exercises with a ribbon. They also proved the effectiveness of the use of these sets in order to achieve the results of competitive activity at the stage of improvement in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ С ЛЕНТОЙ НА «ЭЛЕМЕНТАХ МАСТЕРСТВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.412.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ С

ЛЕНТОЙ НА «ЭЛЕМЕНТАХ МАСТЕРСТВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

Марина Олеговна Мисникова, аспирант, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье теоретически обоснована необходимость поиска путей оптимизации процесса освоения и совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике. Впервые был предложен подход к развитию двигательных способностей спортсменок на основе учета критериев сложности «элементов мастерства» с лентой. Авторами представлены результаты апробации комплексов специальных упражнений, направленных на решения задачи повышения качества и технической ценности упражнений с лентой и доказана эффективность их применения с целью достижения результативности соревновательной деятельности на этапе совершенствования спортивного мастерства в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, техническая подготовка, фундаментальные движения, «элементы мастерства», критерии сложности, специальные упражнения, эффективность тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p252-257

IMPROVEMENT OF FUNDAMENTAL MOVEMENT TECHNIQUE WITH RIBBON

ON THE "ELEMENTS OF EXCELLENCE" IN RHYTHMIC GYMNASTICS Marina Olegovna Misnikova, the post-graduate student, Elena Nikolaevna Medvedeva, the

doctor of pedagogical sciences, professor, Inna Vladimirovna Kiviharyu, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health Saint Petersburg

Abstract

This article contains the rationale for the search for ways to optimize the process of mastering and improving the technique of fundamental movements with a ribbon on the "elements of excellence" in rhythmic gymnastics. The approach to the development of motor abilities of female athletes was proposed for the first time on the basis of the criteria of complexity of the "elements of excellence" with the ribbon. The authors present the results of approbation of sets of special exercises aimed at solving the problem of improving the quality and technical value of exercises with a ribbon. They also proved the effectiveness of the use of these sets in order to achieve the results of competitive activity at the stage of improvement in rhythmic gymnastics.

Keywords: rhythmic gymnastics, technical training, fundamental movements, "Elements of excellence", difficulty criteria, special exercises, training efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Основным содержанием художественной гимнастики являются упражнения с различными непохожими друг на друга предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой) в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике, действующими на сегодняшний день, от спортсменок требуется выполнение всех фундаментальных движений в каждой соревновательной композиции. Они выполняются на элементах равновесия, прыжков, поворотов, акробатики, танцевальных дорожках и т.д. [1]. При этом неуклонное развитие художественной гимнастики и

спортивной конкуренции ставит перед спортсменками все более сложные задачи по созданию технически виртуозных, эмоциональных, содержательных композиций с предметами [3, 4].

Соревновательные упражнения должны отражать разностороннюю работу с предметом, физическую подготовленность гимнасток, двигательные способности, которыми они обладают. В настоящее время основные фундаментальные группы должны быть представлены во всех четырех гимнастических предметах. Фундаментальные группы могут выполняться во время комбинации танцевальных шагов, динамических элементов с вращением, трудностей предмета, трудностей тела [3].

Однако на данный момент в практике подготовки высококвалифицированных гимнасток существуют противоречия, свидетельствующие о наличии проблемной ситуации и необходимости поиска путей ее решения:

- с одной стороны, тенденции развития художественной гимнастики ориентируют на последовательное развитие, как сложности тела, так и сложности предмета, а, с другой стороны, в динамике сложности элементов тела и предмета существует значительный дисбаланс;

- с одной стороны, достижение спортивного мастерства в художественной гимнастике связано с освоением и выполнением большого объема технических элементов, а, с другой стороны, предметная подготовка имеет относительно низкую эффективность.

В связи с этим предполагалось, что применение специальных комплексов упражнений, учитывающих критерии «мастерства» правил соревнований по художественной гимнастике и особенности техники базовых элементов с лентой позволит оптимизировать процесс совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» у высококвалифицированных спортсменок.

Цель исследования: научно обосновать содержание процесса совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе решения задач исследования применялся комплекс научных методов: анализ специальной литературы и программных документов, опрос (анкетирование), педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, экспертная оценка, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальные исследования, направленные на совершенствование исполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике осуществлялись с марта по декабрь 2019 года на базе ГБУ СШ Центрального района г. Санкт-Петербурга на двух группах гимнасток этапа совершенствования спортивного мастерства (п=24).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе предварительных исследований было установлено, что практика спортивной подготовки в художественной гимнастике испытывает дефицит научных данных о содержании спортивной тренировки, направленной на совершенствование техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства». Данный факт подтвердили результаты опроса высококвалифицированных тренеров (п=30) и педагогические наблюдения соревновательной деятельности высококвалифицированных гимнасток (п=54).

Данные анкетирования свидетельствовали, что большинство тренеров (90%) уверены, что существуют неиспользованные резервы повышения технической ценности движений с предметом и возможность ее повышения в соревновательных программах гимнасток. По мнению специалистов, из способов повышения технической ценности лидирует освоение и выполнение интересных «элементов мастерства». При этом решение

данной задачи технической подготовки, возможно, прежде всего, на основе совершенствования специальных способностей гимнасток.

Исходя их данных опроса, способы повышения технической ценности работы предметом разнообразны, но эффективность их применения различено: на первом по значимости месте «выполнение интересных элементов мастерства»; на втором - «выполнение сложнокоординационных динамических элементов»; третью позицию занимает «выполнение оригинальной работы во время элемента», а четвертую - «поиск новых способов выполнения движений».

Анализ содержания соревновательных комбинаций по художественной гимнастике ведущих спортсменок мира и Европы с последующим выявлением процентного соотношения применяемых фундаментальных движений с лентой на «элементах трудности» тела, «элементах мастерства» и танцевальных дорожках позволил установить, что приоритетной является фундаментальная группа, выполняемая на «элементах мастерства». При этом обобщение данных педагогических наблюдений позволило установить, что во временном аспекте применение фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» имеет определенные тенденции.

Так начиная с 2012 года, наблюдается значительный прогресс в сложности применяемых фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства». Наиболее гармоничное соотношение «элементов трудности» тела, «элементов мастерства» и «танцевальных дорожек» с выполнением на них фундаментальных движений предметом было зафиксировано на Чемпионатах мира по художественной гимнастике в 2017 и 2018 году. Уже год спустя практически сравнивается доля выполняемых фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» (43%) и «элементов трудности» тела (48%), указывая на приоритетность сложных и оцениваемых элементов при построении соревновательной композиции.

Важно отметить, что большинство «элементов мастерства» выполняется со «спиралью» лентой, а «змейки» и «эшаппе» встречается реже. Меньше всего при выполнении «элементов мастерства» гимнастки используют проход через рисунок или над рисунком, выполняемых лентой.

В процессе конкретизации путей совершенствования исполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» был осуществлен корреляционный анализ их количественных показателей в соревновательных композициях и экспертных оценок за «трудность». Установлено, что влияние количества выполненных фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» на оценку за «трудность» статистически незначимо (г=0,28), хотя гимнастка обязана в своей композиции выполнить все фундаментальные движения (иначе применяется сбавка 0,3 балла за каждый). При этом количество элементов мастерства в целом предопределяет оценку за «Трудность» (г=0,84),

Соответственно, реализация перспективно-прогностического подхода в подготовке спортсменок высокого класса возможно только при условии оптимизации содержания технической подготовки с учетом современных тенденций применения фундаментальных движений с лентой.

Полученные данные были положены в основу разработки экспериментального содержания процесса совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства». Она включало в себя конструирование четырех комплексов упражнений специальной технико-физической подготовки: основного, направленного на совершенствование фундаментальных движений на критериях мастерства, и три вспомогательных, способствующих повышению подвижности в лучезапястных и плечевых суставах, специальной локальной выносливости, взрывной силы мышц рук.

Гимнастки контрольной группы тренировались по общепринятой программе подготовки, предполагающей освоение и выполнение данных технических элементов в це-

лом по мере необходимости. Экспериментальная группа - по разработанной методике. Средства технической подготовки и их дозирование подбирались с учетом основных принципов дидактики (доступности, наглядности, прочности, систематичности последовательности), учитывались принципы спортивной тренировки (стремление к высшим спортивным достижениям и углубленной специализации, непрерывности тренировочного процесса, стремление к максимуму и изменение его по ходу подготовки и волнообразно-сти). Однако экспериментальное содержание занятий было дополнено специальными комплексами упражнений. Основной комплекс состоял из 4 блоков специально-подготовительных и подводящих упражнений (количество: 61, 62, 13, 17, соответственно), которые последовательно осваивались и выполнялись с постепенным нарастанием сложности. Объем и интенсивность нагрузки зависел от направленности тренировочного микроцикла. При выполнении данного комплекса использовались: повторный, равномерный, переменный методы.

Для мониторинга динамики происходящих в технической подготовленности гимнасток изменений и результативности разработанной методики осуществлялась экспертная оценка качества выполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в начале в конце педагогического эксперимента. В качестве экспертов выступали 5 тренеров-судей по художественной гимнастике высокой квалификации, имеющих стаж профессионально-педагогической деятельности не менее 10 лет. Экспертиза качества осуществлялась в соответствии с действующими правилами соревнований по художественной гимнастике и разработанной десятибалльной шкалой оценки.

В результате анализа полученных в процессе педагогического эксперимента данных было установлено (таблица 1), что качество выполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» повысилось у испытуемых, как экспериментальной, так и контрольной группы. Однако положительная динамика в показателях гимнасток, занимающихся по традиционной методике (КГ), были значительно меньше, чем в экспериментальной группе (Р<0,01).

Таблица 1 - Результаты экспертной оценки качества выполнения фундаментальных движений с лентой на элементах мастерства в процессе педагогического эксперимента (баллы)

М ± т W Стат. М ± т W Стат.

ые упр. До после вывод до после вывод

КГ (п=12) ЭГ (п=12)

1 5,75±0,13 6,7±0,04 3,3 Р<0,05 5,75±0,13 7,7±0,04 3,3 Р<0,01

2 5,41±0,14 6,1±0,09 2,2 Р<0,05 5,41±0,14 7,7±0,06 3,1 Р<0,01

3 6,00±0,17 6,5±0,05 2,5 Р<0,05 6,08±0,14 8,4±0,06 3,1 Р<0,01

4 5,41±0,14 5,9±0,07 2,3 Р<0,05 5,41±0,14 7,5±0,05 3,2 Р<0,01

5 5,83±0,20 6,4±0,06 2,5 Р<0,05 5,83±0,21 8,2±0,07 3,1 Р<0,01

6 5,50±0,15 6,47±0,05 3,2 Р<0,05 5,50±0,15 7,6±0,07 3,2 Р<0,01

7 6,16±0,11 6,6±0,04 2,3 Р<0,05 6,16±0,11 8,1±0,03 3,3 Р<0,01

8 5,41±0,14 6,2±0,04 3,1 Р<0,05 5,33±0,14 7,5±0,05 3,2 Р<0,01

9 5,66±0,14 6,5±0,05 3,1 Р<0,05 5,67±0,14 7,8±0,05 3,2 Р<0,01

10 5,91±0,14 6,4±0,05 2,3 Р<0,05 5,91±0,14 8,1±0,06 3,2 Р<0,01

11 5,58±0,14 6,3±0,04 2,9 Р<0,05 5,58±0,14 7,6±0,06 3,3 Р<0,01

12 6,08±0,19 6,3±0,04 1,4 Р>0,05 6,08±0,19 8,1±0,07 3,3 Р<0,01

13 5,58±0,14 6,2±0,04 2,7 Р<0,05 5,58±0,14 7,58±0,04 3,3 Р<0,01

Примечание: 1 - Поворот на 720° в аттитюде на правой с фундаментальными движениями с лентой; 2 - Поворот на 720° в аттитюде на левой с фундаментальными движениями с лентой; 3 - «Волна» в равновесие на носке, правая вперед на 180° с круговой спиралью лентой в боковой плоскости; 4 - «Волна» в равновесие на носке, левая вперед на 180° с круговой спиралью лентой в боковой плоскости; 5 - Разбег с горизонтальной «змейкой» вверху и прыжок шагом с правой с передачей ленты под ней; 6 - Разбег с горизонтальной «змейкой» вверху и прыжок шагом с левой с передачей ленты под ней; 7 - Скачок с броском ленты - прыжок касаясь с правой и ловлей ленты вверху; 8 - Скачок с броском ленты - прыжком касаясь с левой и ловлей ленты вверху; 9 - На 2-х вальсовых шагах в сторону большая «восьмерка» в лицевой плоскости, «обкрутка» палочки кистью и «эшаппе» лентой в другую руку перед собой; 10 - Прыжок со сменой положения согнутых ног впереди с поворотом

направо на 360° над «спиралью» лентой внизу; 11 - Из стойки на колене, лента под ногой, палочка и конец ленты в правой руке, поворот на 360° на коленях с проходом «в ленту»; 12 - Прыжок с поворотом на 360° направо со «змейкой» лентой, удерживая палочку между плечом и предплечьем; 13 - Прыжок в «пассе» с поворотом на 360° направо, «эшаппе» лентой правой рукой с отбивом о левое предплечье в лицевой плоскости.

В соответствии со статистическим выводом, можно утверждать, что тренировки по традиционной схеме являются менее эффективными для совершенствования качества выполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства». Экспериментальный подход в суммарном выражении дал в 1,2 раза больший прирост в показателях качества выполнения технических элементов, что отразилось на результативности соревновательной деятельности гимнасток. Экспертные оценки за выполнение соревновательной композиции с лентой у спортсменок экспериментальной группы были на 20% выше.

ВЫВОДЫ

Результаты выполненного научного исследования подтвердили необходимость совершенствования техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике. Одним из путей решения данной проблемы является повышение технической ценности движений с предметом, в которую входит и выполнение «элементов мастерства».

Средствами освоения и совершенствования фундаментальных движений являются специально-подготовительные и подводящие упражнения, конструируемые с учетом критериев оценки «элементов мастерства», сгруппированные в специальные комплексы по методической направленности и последовательно осваиваемые на каждом тренировочном занятии. Применение специальных комплексов упражнений в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменок художественной гимнастики позволяет достоверно повысить качество выполнения фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» (Р<0,01).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кивихарью, И.В. Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток / И.В. Кивихарью, М.О. Мисникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 151-156.

2. Влияние темпо-ритмических характеристик движений спортсменок на качество выполнения элементов с предметами в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Н. Ю. Власова, Е.А. Пивоварова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). -С. 240-251.

3. Правила 2017-2020 по художественной гимнастике / International Gymnastics Federation // Федерация гимнастики Азербайджана : [сайт]. - 2016. - URL: http://www.vfrg.ru/upload/iblock/9f4/9f4956f73031063dda905172b01 a5991 .pdf (дата обращения: 25.03.2021).

4. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.Б. Зеновка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Kiviharyu I.V. and Misnikova, M.O. (2019), "Improving the quality of performance of fundamental movements with clubs and ribbon for highly skilled gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 151-156.

2. Medvedeva, E.N. (2020) "Influence of tempo-rhythmic characteristics of female athletes' movements on the quality of elements fulfillment with objects in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 240-251.

3. International Gymnastics Federation (2016), Competition Rules 2017-2020, available at: http://www.vfrg.ru/upload/iblock/9f4/9f4956f73031063dd a905172b01a5991.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.