Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ЛЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Барчо Ольга Федоровна, Жигайлова Лариса Валентиновна, Свистун Галина Михайловна, Тронев Вячеслав Вячеславович

На современном этапе развития художественная гимнастика является зрелищным, стремительно развивающимся и динамичным видом спорта. Сегодня усложняются требования к выполнению упражнений и часто меняются правила судейства соревнований. Главной составляющей соревновательной композиции в художественной гимнастике являются компоненты упражнений с использованием различных предметов.At the present stage of development, rhythmic gymnastics is a spectacular, rapidly developing and dynamic sport. Today, the requirements for performing exercises are becoming more complicated and the rules for refereeing competitions often change. The main component of competitive composition in rhythmic gymnastics are the components of exercises using various subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Барчо Ольга Федоровна, Жигайлова Лариса Валентиновна, Свистун Галина Михайловна, Тронев Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ

КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ ГИМНАСТОК

ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Тихонова Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, профессор, Барчо Ольга Федоровна старший преподаватель, Жигайлова Лариса Валентиновна кандидат педагогических наук, доцент, Свистун Галина Михайловна доцент,

Тронев Вячеслав Вячеславович

аспирант,

Ахалаури Анжелика Дмитриевна

магистрант

ФБГОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Аннотация. На современном этапе развития художественная гимнастика является зрелищным, стремительно развивающимся и динамичным видом спорта. Сегодня усложняются требования к выполнению упражнений и часто меняются правила судейства соревнований. Главной составляющей соревновательной композиции в художественной гимнастике являются компоненты упражнений с использованием различных предметов.

Abstract. At the present stage of development, rhythmic gymnastics is a spectacular, rapidly developing and dynamic sport. Today, the requirements for performing exercises are becoming more complicated and the rules for refereeing competitions often change. The main component of competitive composition in rhythmic gymnastics are the components of exercises using various subjects.

Ключевые слова: соревновательная композиция, художественная гимнастика, лента.

Keywords: competitive composition, rhythmic gymnastics, ribbon.

Художественная гимнастика - это высококоординационный вид спорта, который требует в процессе тренировочной и соревновательной деятельности учет тактических, физических, психологических, а также технических компонентов выполняемого упражнения. Соревновательная программа на этапе высшего спортивного мастерства включает в себя выполнение упражнений с различными предметами: обруч, мяч, скакалка, булавы, лента [3].

Современный этап развития гимнастики характеризуется повышенной спортивно-конкурентной борьбой, а также стремительным развитием технической подготовленности спортсменок. В основу технической сложности предметной подготовки гимнасток входит: уровень владения предметом, бросковые элементы, фигурные движения, перекаты, вращения, ловля.

Задачами технической подготовки в художественной гимнастике являются:

- формирование системы знаний о технике выполнения упражнений;

- создание и совершенствование умений и навыков, необходимых для успешного освоения компонентов упражнений с предметом;

- формирование и разработка методик для совершенствования предметной подготовки гимнасток [1, 2].

Главным аспектом совершенствования технического мастерства и специальной физической подготовки является тесная взаимосвязь компонентов системы многолетней подготовки гимнасток.

Эффективность выполнения упражнения определяется совершенством применяемой техники движений. Основными критериями выступают:

- точность выполнения движения (выполнение элемента соответствующей формы и характера);

- выразительность движения;

- построение и сложность комбинации [5].

Упражнения с лентой являются зрелищным и эмоциональным видом в художественной гимнастике. Двигательные движения с данным предметом делится на:

- махи и круги (в различных плоскостях);

- змейки и спирали (вертикальные и горизонтальные);

- проходы над лентой и в ленту;

- «восьмерки» и «эшаппе» (бросок с вращательным движением);

- перекаты, «бумеранги» и броски.

Соревновательное упражнение с лентой является одной из сложнейших технических дисциплин в художественной гимнастике.

В соответствии с правилами соревнований главным требованием успешного выполнения двигательного действия - непрерывное движение ленты. От скорости движений ленты зависит успешное выполнение соревновательной композиции. Быстрые и резкие движения ленты становятся причиной завязывания узла, хлеста и т.д. При «вялости» движений конец ленты становится неуправляемым [4].

Для изучения и определения основных компонентов произвольных программ с лентой было проведено анкетирование специалистов в области художественной гимнастики. В дальнейшем это позволило прогнозировать последующее составление соревновательных программ по художественной гимнастике.

В анкетировании приняли участие 20 тренеров и судей Краснодарского края, стаж работы которых составил от 5 до 25 лет работы, в их числе были Заслуженные тренеры России, тренеры высшей категории. Анкета включала вопросы, связанные с ошибками, которые чаще всего встречаются при выполнении упражнений с лентой, а также определение времени на их устранение.

В результате проведенного анкетирования было выявлено, что у высококвалифицированных спортсменок при выполнении упражнений с лентой ошибки встречаются чаще, чем в композициях с другими предметами. В ходе исследования были определены элементы, при которых высококвалифицированные гимнастки чаще всего допускают ошибки во время выполнения упражнения с лентой.

При выполнении рисков и мастерства ошибки допускались чаще всего и составили 26% от всех элементов соответственно. При выполнении следующих элементов: равновесий (15%), прыжков (14%) и поворотов (9%) ошибки допускались реже. Это объясняется тем, что упражнения, содержащие бросковые элементы имеют высокий элемент риска.

В связи с тем, что чаще ошибки допускаются во время выполнения бросков и ловли было проведено анкетирование с целью определения необходимого времени для их устранения в процессе тренировочного занятии:

- тренеры со стажем от 5 до 15 лет считают, что гимнастка должна уделять 60 минут на отработку бросков и ловли ленты;

- тренеры со стажем от 15 до 25 лет считают, что гимнастка должна уделять 50 минут на отработку бросков и ловли ленты.

Также было определено, сколько раз необходимо использовать ленту, чтобы отработать технику выполнения элементов, если всего 6 тренировок в недельном микроцикле:

- тренеры со стажем от 5 до 15 лет считают, что спортсменка должна использовать предмет 4 раза;

- тренеры со стажем от 15 до 25 лет считают, что спортсменка должна использовать предмет 5 раз.

Изучив композиционное построение соревновательных программ с лентой гимнасток

Краснодарского края, выступающих по программе мастеров спорта, можно сказать, что соревновательные композиции соответствуют правилам соревнований и тенденциям развития художественной гимнастики, но распределение элементов в упражнении не равномерно. Это обстоятельство приводит к неэффективности выполнения тех или иных компонентов предметной подготовки гимнасток.

В результате проведенного исследования было определено содержание соревновательных композиций с лентой высококвалифицированных гимнасток от общего количества элементов в соревновательной композиции:

- броски и ловли составили по 23%;

- вращения составили 25%;

- перекаты составили 13%;

- структурные группы составили 16%.

Проведенный анализ анкетирования тренеров и судей позволил определить часто встречаемые ошибки при выполнении произвольных программ с лентой. К распространенным ошибкам относятся: ошибки при бросках и ловле ленты. Они составили 80% случаев. Ошибки при выполнении структурных групп, вращений и перекатов, а также допускаемые при выполнении мастерства составили 85% случаев.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что из-за высокого темпа развития художественной гимнастики усложняются произвольные упражнения, поэтому необходимо увеличивать объем тренировочной нагрузки и обращать особое внимание на развитие специальной физической подготовки.

Таким образом, совершенствование мастерства упражнений с предмета, в частности с лентой, - это результат непрерывного педагогического процесса на протяжении всех этапов подготовки спортсменок в художественной гимнастике.

Литература:

1.Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 205 с.

2.Ильичева В.А., Береславская Н.В., Свистун Г.М. Вопросы лидерства в групповых упражнениях художественной гимнастики как одна из компетенций олимпийского образования. Мат-лы

международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт. Олимпийского образование». Краснодар, 2020. - С. 188-189.

3.Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и особенности обучения упражнениям в художественной гимнастике: учебное пособие. СПб. Издательство СПб ГАФК, 1991. 68 с.

4.Правила соревнований по художественной гимнастике. Международная федерация художественной гимнастики. ФИЖ, 2017-2020. 31 с.

5.Шишковская М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук. ФГОУ НГУ им. П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.