УДК-332.1
Гомон И.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Таможенное дело» Постнова А.В. студент 5 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ЦЕЛЬЮ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕНННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Аннотация: Для совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, организации эффективного противодействия незаконному перемещению оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ необходимо применение новых технологий таможенного контроля. Именно поэтому одним из важнейших направлений совершенствования таможенного контроля стало оснащение таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).
Ключевые слова: совершенствование, таможенный контроль, технические средства таможенного контроля, таможенное оформление, инспекционно-досмотровые комплексы, мобильные инспекционно-досмотровые комплексы.
Gomon I.V.
PhD, associate Professor of Department "Customs affairs" Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky
Kaluga, Russia Postnova A. V., 5th year student The Institute of history and law Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky
Kaluga, Russia
IMPROVEMENT OF TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL WITH THE AIM OF REDUCING THE TIME OF CUSTOMS CLEARANCE AND TAMOZHENNOGO CONTROL OF GOODS AND VEHICLES THE OFFICIALS OF CUSTOMS BODIES
Abstract: for improvement of customs control of large-size cargoes and vehicles, organization of effective counteraction to illegal movement of weapons, ammunition, drugs and explosives it is necessary to use new technologies of customs control. That is why one of the most important areas of improvement of customs control was the equipping of customs authorities with inspection and
inspection complexes (IDC).
Keywords: improvement, customs control, technical means of customs control, customs clearance, inspection and inspection complexes, mobile inspection and inspection complexes.
Наиболее трудоемким процессом, увеличивающим временные и финансовые затраты субъектов ВЭД, является таможенный контроль перемещения крупногабаритных грузов и транспортных средств. Он предусматривает проведение длительных операций по выгрузке (в том числе, вручную), взвешиванию грузов и иных операций. Для совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, организации эффективного противодействия незаконному перемещению оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ была сформирована Концепция создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств189.
Ее основными задачами стали: сокращение времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств, сокращение объема фактически объектов таможенного контроля, проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, определение наименования и страны происхождения товаров, повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства, а так-же увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска.
Решение этих задач возможно только при применении новых технологий таможенного контроля. Именно поэтому одним из важнейших направлений Концепции стало оснащение таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК). Они позволяют эффективно контролировать крупногабаритные грузы и транспортные средства. Такие технические средства таможенного контроля применяются при осмотре грузов крупных габаритов, размеры и вес которых не позволяют осмотреть их с использованием других технических средств. ИДК имеют разные модификации, такие как стационарные, легковозводимые, т.е. перебазируемые, а так же мобильные ИДК для контроля железнодорожных составов. Эти комплексы позволяют за минимальное время (не более трех-пяти минут) без вскрытия грузовых помещений транспортных средств получать их рентгеновские изображения и изображения перевозимых в них товаров, а также идентифицировать перевозимые товары и конструкционные узлы транспортных средств, обнаруживать в них объекты, которые
189 http://docs.cntd.ru/document/901925774. Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств
запрещены к перевозке, проводить оценку количества перемещаемого груза, его веса и местонахождения в транспортном средстве. Особо следует отметить психологическое воздействие применения ИДК на потенциальных нарушителей законодательства. Значимость ИДК велика также и потому, что они являются обязательной составной частью Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), которая управляет самыми разнообразными процессами таможенной деятельности в России.
Стационарный комплекс представляет собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель и необходимые для работы помещения. Такой ИДК не требует развитой внешней инфраструктуры. Его можно применять на любой подходящей территории. Целесообразность применения ИДК должна рассматривается с учетом множества факторов, включая скорость перемещения товаров и грузов в различных направлениях, количество нарушений таможенного законодательства, изменение товаропотоков вследствие установки стационарных ИДК в пунктах пропуска.
Особенностью мобильных ИДК является использование автомобильного шасси. Поэтому его можно применять для решения оперативных задач. МИДК можно использовать для работы в пунктах пропуска, еще не оснащенных стационарными ИДК, а также в пунктах пропуска, оснащенных стационарными ИДК, но имеющих чрезмерную нагрузку (когда пропускная способность стационарного ИДК оказывается меньше товаропотока). МИДК успешно применяется и на внутренних таможенных постах. Принцип работы МИДК прост. Он проезжает мимо стоящего объекта, подлежащего осмотру (автобуса, грузового или легкового автомобиля, контейнера). При этом так называемая «лапа» МИДК «обхватывает» осматриваемое транспортное средство и проводит рентгеновское сканирование. В течение десяти секунд после завершения движения на установленный в автомобиле рабочий экран выводится изображение «содержимого» транспортного средства. Оператор проводит обработку снимка для детального изучения содержания груза. Здесь используется набор специальных инструментов и функций, которые служат для выявления несоответствия и обеспечивают поиск объектов, вызывающих подозрение. По контурам изображения делаются выводы о соответствии перемещаемого товара товаросопроводительным документам, выявляются тайники, незаявленные товары, вплоть до определения их отдельных характеристик. Комплекс позволяет рассмотреть замаскированный груз даже в самом центре груженой фуры. Дело в том, что система имеет уникальную проникающую способность - 270 миллиметров в стали. Если инспектором обнаружен какой-то подозрительный предмет, его изображение на мониторе можно увеличить и рассмотреть лучше. Операторы проходят специальное обучение на курсах в РТА и ее филиалах.
Вторым, наиболее длительным, но, более эффективным является этап подготовки таких специалистов для практической работы в экипажах ИДК.
Организуются стажировки в различных таможнях региона, обучающие семинары, проводятся научно-исследовательские разработки по повышению эффективности профессиональной подготовки.
Процедура сканирования товаров и транспортных средств безвредна и не представляет угрозы для здоровья. Она безопасна и для сканируемых транспортных средств и товаров. А разработанная система безопасности предотвращает риски случайного излучения при работе комплекса. Вместе с тем, во время таможенного осмотра с использованием ИДК соблюдаются все меры предосторожности. Нахождение людей и живых животных в транспортном средстве запрещено. Кроме того, ФТС России введены ограничения по проведению сканирования с применением ИДК определенных категорий товаров, не подлежащих воздействию рентгеновского излучения, таких как яйца для инкубирования птиц, эмбрионы животных, вакцины и другие объекты.
Загруженность комплексов - среднее количество объектов, осмотренных с использованием ИДК в течение часа - составляет около трех объектов в час. Особенности проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием мобильного ИДК предусматривают возможность передислокации МИДК. Так - же МИДК могут применяться для работы во внутренних таможенных постах. Сегодня ИДК стали обязательным компонентом современной концепции безопасности Российской Федерации.
Мобильные ИДК - это наиболее эффективное техническое средство таможенного контроля, которое использует проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств.
Объект, подвергающийся проверке остаётся неподвижным, а перемещающийся ИДК осуществляет сканирование. Мобильный инспекционно - досмотровый комплекс представляет собой тягач Mersedes-Вепг Atego. Особенностью МИДК является полное размещение на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут (в среднем это занимает 15 - 30 минут, а также после транспортировки на большие расстояния, при температуре ниже 0°С время развёртывания может занимать около 90 минут, это так называемый «холодный» старт). 190 В нерабочем состоянии мобильный комплекс представляет собой специальный автофургон. Для эксплуатации МИДК необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически может быть использован участок автодороги). Особое внимание при использовании МИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны). МИДК за минимальное время, не превышающее 3-5 минут позволяет получить полное изображение транспортного средства и всех перевозимых в нем товаров за
190 Журнал «Таможня Юг» // региональный выпуск, 2016, - №3 // С. 18-20
счет сканирования. Все комплексы имеют необходимые разрешительные документы, выданные контрольными и надзорными органами, подтверждающие их безопасность. Для обеспечения необходимой защиты людей мобильные комплексы оснащены защитными экранами и оптическими устройствами. Таким образом, после проведения таможенного осмотра с применением МИДК на объекте сканирования отсутствует какое-либо остаточное излучение. Уровень радиационного фона при проверке остается неизменным и соответствует естественным нормам. Для эффективного использования МИДК существуют основные задачи:
- сокращение времени на таможенный контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- сокращение количества фактически досматриваемых крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- обеспечение быстрой проверки предоставленных сведений в заявленных товаросопроводительных документах по товарам;
- увеличение результатов выявления предметов таможенных нарушений, таких как контрабанда наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, которые перемещаются, нарушая таможенное законодательство.
При применении МИДК наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение длительных и трудоёмких разгрузочно-погрузочных работ по времени занимающих от 4 до 24 часов. МИДК используется в тех зонах таможенного контроля, например, на автомобильных или железнодорожных пунктах пропуска где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но не возможно установить стационарную систему. МИДК комплектуются системой автономного питания (например, дизельным генератором), поэтому могут использоваться длительное время вдали от электросети. Достаточно часто возникает необходимость контроля автомобильного транспорта внутри страны для предотвращения перевозок оружия, взрывчатых веществ и наркотиков из отдельных регионов. В ряде случаев необходимо контролировать перевозки строительных материалов, используемых для строительства объектов государственного значения, с целью недопущения закладок взрывчатых веществ на этапе строительства.
Для решения вышеизложенных задач МИДК должен быть автономен, надежен и полностью безопасен в эксплуатации. Проверка происходит без вскрытия контейнера на месте с помощью рентгеновского комплекса на основе просвечивания. Досматриваются вне зависимости от плотности его укладки, полностью загруженные автомобили и контейнеры для выявления оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и иных возможных контрабандных вложений
Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы позволяют за считаные минуты без вскрытия и разгрузки транспортного средства получить изображение перевозимых товаров и идентифицировать их. Наиболее сложным и трудоёмким делом считается таможенный контроль железнодорожного транспорта.
Внедрение МИДК в зонах пропуска, в отделениях таможенного оформления и таможенного контроля и на других объектах железнодорожного транспорта позволит существенно повысить качество таможенного контроля и сократит непроизводительные простои подвижного состава.
Сам комплекс находится на трёхосном шасси тягача Mercedes ACROS 2532 и может работать на любой ровной площадке. Время подготовки к работе - не более 15 минут. Груз идёт, как правило, опломбированным, т.е. нет возможности увидеть, что находится внутри, также для полного досмотра необходимы большие затраты труда и времени. А с помощью МИДК досмотр одного вагона занимает несколько минут. Единовременно для досмотра подаются 8-10 вагонов. Эти 10 вагонов комплекс проезжает в среднем минут за 20, и таможенники, оперативно просветив контейнер, сразу могут сделать соответствующие выводы. К примеру, в перевозочном документе написано: груз 1500 коробок. Оператор просвечивает и видит, что кроме указанного груза имеется другой груз, которого не должно быть по документам. На основании данного несоответствия уже принимается решение о проведении детального досмотра. Если груз соответствует указанному грузу в документах, то нет смысла вскрывать контейнер и производить досмотр.
Самое главное, то, что этот комплекс, прежде всего, сокращает для сотрудников таможенных органов время проведения досмотровых операций и тем самым уменьшает время непроизводительного простоя подвижного состава в ожидании таможенного досмотра и таможенного оформления. Также преимущество вот этого конкретного комплекса заключается в его мобильности. Есть так называемые стационарные досмотровые комплексы, под которыми проезжают вагоны для досмотра, а мобильный ИДК сам на автомобильном ходу проезжает вдоль пути. Ему необходима ровная поверхность, он идёт по площадке вдоль пути, на котором на вагонах стоят эти контейнеры. То есть принцип работы этой установки приблизительно тот же самый, что и в аэропорту, когда просвечивают вещи пассажиров. Принципиальной разницы для комплекса, досматривать контейнеры на платформах или вагоны, нет. Если он может просветить металл контейнера, то он с таким же успехом может просветить и металл вагона.
Мобильными ИДК должны быть оснащены все региональные таможенные управления. Эффективное оснащение может составлять один мобильный ИДК на региональном таможенном управлении. В то же время целесообразность применения мобильных ИДК должна рассматриваться с учетом множества факторов, включая интенсивность товаропотоков на
различных направлениях, количество нарушений таможенного законодательства в разных регионах, «перетекание» товаропотоков вследствие установки стационарных ИДК в пунктах пропуска и т.д. Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.
На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.
Полученные с помощью ИДК изображения товаров и транспортных средств в электронном виде должны передаваться пользователям. В целях минимизации затрат на оснащение пунктов пропуска ИДК может быть организован взаимный обмен электронной информацией о рентгеновском обследовании товаров и транспортных средств с помощью ИДК с таможенными службами сопредельных государств. Оперативный контроль за их применением должен осуществляться ФТС России.
Экономический эффект обеспечивается за счет увеличения поступлений таможенных платежей в бюджет государства за счет развития и совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, а также сведение до минимума предпосылок для совершения таможенных правонарушений и, в перспективе, снижением объема экономических преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение и применение новых технологий увеличивает риски таможенного делопроизводства, начиная от сбоев в функционировании сложного оборудования до несанкционированного доступа к конфиденциальной информации таможенной службы, ее копирования и даже корректирования.
Использованные источники:
1. Журнал «Таможня Юг» // региональный выпуск, 2016, - №3 // С. 18-20
2. http://docs.cntd.ru/document/901925774. Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств